До Олимпиады в Милане – 100 дней, объекты уже принимают тестовые соревнования, а олимпийская деревня, где предстоит жить спортсменам, на финальном этапе строительства.
Но не все идет гладко – итальянцам не нравится, как выглядят корпуса, они ищут аналогии с Советским Союзом. То на Ленинград, говорят, похоже (очевидно, не имея в виду его исторический центр :), то вообще на Припять.
Что же не так с будущей олимпийской деревней?
После Игр деревню отдадут студентам, но цены на жилье пугают
За строительство взялась американская компания Skidmore, Owings & Merrill – план представили еще в 2021 году.

По задумке олимпийская деревня должна органично вписаться в обновленный вид миланского района Скало Романа, который сейчас проходит через масштабную перестройку – там восстанавливают бывшую железнодорожную станцию, реставрируют исторические дома и разбивают новые парки.
Деревня должна стать центром оживленного района.
Стоимость проекта – 330 миллионов евро, а еще 200 млн планируют вложить после Олимпиады на преобразование деревни в студенческое и социальное жилье.


Дома возводят из материалов с низким уровнем воздействия на окружающую среду, обещают «передовые системы теплоизоляции и интеграцию с городской растительностью».
Мебель, установленную для спортсменов, оставят – ей будут пользоваться студенты, когда здания переоборудуют.

Проект предусматривает создание около 1000 мест для студентов – это ответ на растущий спрос на доступное жилье среди молодежи.

Но все радужно только на бумаге. Цена за самый дешевый номер – 420 евро в месяц, не считая расходов на коммунальные услуги. По меркам Милана – совсем не дешево и доступно, примерно в том же диапазоне, как и другое жилье.
Остальные квартиры планируют продавать как социальное жилье для семей с финансовыми трудностями. Цены еще не называли, но итальянцы заранее в сомнениях.
Плюс проект уже вышел на 40 млн евро дороже, чем задумывалось – власти говорят, что это из-за подорожания строительных материалов.

Но президент региона Ломбардия Аттилио Фонтана оптимистичен: «Это станет великим наследием Олимпийских игр и принесет пользу всему сообществу. Все это принесет пользу студентам, в том числе и субсидируемому жилью. Я думаю, это наглядный пример того, как правильно организовать крупное мероприятие».
Но проблема не только в ценах – итальянцам не нравится внешний вид.
В соцсетях олимпийскую деревню сравнивают с многоквартирными домами СССР, называют ее «вторым Чернобылем», тюрьмой, Сталинградом и советским бункером.
Серые однообразные здания кажутся чужими для Милана.

Итальянская журналистка и телеведущая Сельваггия Лукарелли возмущена: «Эта деревня похожа на Чернобыль. Район, построенный архитектором-мизантропом, который хочет, чтобы спортсмены мечтали побыстрее проиграть на Олимпиаде и уехать домой. Безнравственное уродство».
Лидер демократической партии Ломбардии Пьерфранческо Майорино согласен с журналисткой: «То, что мы видим сейчас, далеко от того, что нам показывали раньше на различных встречах. Не могу поверить, что эта социалистическая архитектура – конечный результат».
Пост итальянского архитектурного агентства Rivolta и вовсе стал вирусным:
«По всему миру используют Олимпиаду как возможность оставить после себя престижное архитектурное наследие. А есть еще Милан – самопровозглашенная столица дизайна – который ради этого события решил построить олимпийскую деревню, словно сошедшую со страниц советского руководства по социальному жилью.
Набор бездушных параллелепипедов, единственное достоинство которых – напоминать нам, что уродство – это осознанный выбор, выбор человеческого обнищания и административной мелочности. Милан, место, где стоит жить – город, который больше не проектирует сам себя, а лишь собирается. Безликие кварталы, окна, расставленные с тюремной регулярностью – практически корпоративное общежитие брежневской эпохи. То, что наши архитектурные факультеты страдают неизлечимой болезнью с послевоенных времен, очевидно по ужасающему строительству, захлестнувшему Италию. Но действительно ли это лучшее, что может предложить миру итальянская столица дизайна?»


6 зданий в деревне Милана на самом деле напоминают знакомые нам серые «панельки» – без подобных домов сложно представить почти любой российский город.
Панельное домостроение – не советское изобретение. Первые дома, при строительстве которых использовались крупные панели из армированного бетона, появились еще в начале XX века в Нью-Йорке, чуть позже – в Германии и во Франции.
У нас первую «панельку» построили при Сталине – в 1945-м в Свердловской области. Но бум случился в 50-е, когда на свет появились легендарные «хрущевки».

В послевоенные годы страна нуждалась в массовом и дешевом жилье, которое к тому же можно быстро строить. «Панельки» отвечали таким запросам, а потому множились на территории СССР с дикой скоростью. Благодаря «хрущевкам», жилищный фонд страны вырос вдвое за 7 лет.
На смену «хрущевкам» пришли «брежневки» – 9 этажей вместо стандартных пяти, улучшенная планировка. Пожалуй, именно на них больше всего похожа деревня в Милане.
Сейчас в России «панельки» стали культурным феноменом – можно относиться к ним по-разному, но сложно отрицать, что типовая «серая» застройка въелась в наш культурный код.

На фоне «панелек» снимают клипы, проводят фотосессии, им посвящают игры: для одних это символ уюта, для других – знак депрессии.
В Припяти, с которой итальянцы сравнивают миланскую деревню, конечно, тоже есть «панельки» – типовая застройка практиковалась по всему Союзу.

Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.
Но вот не вижу связи этой информации с лыжами.
Выпишите мне очки от политической близорукости.
Тем боле от спортсру.
420 евро это дёшево. А, если 2 студентов будут жить в квартире, то, вообще, халява.
Аренда однокомнатной квартиры в Милане в среднем стоит от €800 до €1200 в месяц. Цена может сильно варьироваться в зависимости от расположения, состояния квартиры и других факторов.
И на кого рассчитана эта статейка? )))
Мебель не из картона, уже хорошо )
Казалось бы, все патриоты только после этой фразы должны сильно задуматься и выпасть в осадок. Как этот факт бить? Да никак, это цугцванг. Пусть себе дома хоть из картона строят, экономика-то у них покрепче российской будет, не пропадут.
Вообще заметил подобную тенденцию давно, наслушавшись вечно жалующихся американцев и европейцев. Обычно в странах, где неплохо живут и где есть демократия и свободное обсуждения злободневных вопросов, все проблемы и недочеты вылазят наружу. Это в тоталитарных режимах и при автократии у всех всегда все хорошо.
Атлеты жаловались на гнетущую атмосферу, а вокруг зданий стоял высокий забор с колючей проволокой и вышки с автоматчиками.
Думаю, это заказ администрации Милана...с перспективой поставить забор вокруг студенческих общежитий. Ясный перец - студенты будущие бунтовщики, от них всего можно ожидать.
И скиспорт туда же, агрегатор неудачных новостей.
Мораль сей басни такова. Тогда строго наказывали, если выступаешь не за своё общество или город. Сейчас всё решает, где больше платят.
по ппсв попугаях.Достаточно просто взять хорошую продуктовую корзину (чтоб там был качественный белок, овощи с фруктами и прочие ништяки) и посчитать, сколько от общего дохода вашего домохозяйства на нее приходится.
С нынешними ценами явно не 10-15% будет, а, скорее, около 50 и выше.
Думаю, плотная застройка корпусов общежитий студентов и в Милане принесет немало хлопот в будущем. Само-собой, участников ЗОИ эта архитектура не вдохновляет.
Другой вопрос, архитектура зданий на Красной Поляне сочинских ЗОИ. Но там заказ был от олигархов, пожелавших сменить "Рублевку". Они, собственно, и строили корпуса для участников ЗОИ, по сути, для себя. Другое вопрос, на чьи деньги строилась инфраструктура, начиная с дорог и скальных препятствий? По "прикиду" экспертов это не окупится и через100 лет. Кмк, расчет сделать на Красной поляне новую Рублевку не оправдался. Другой вопрос, на Камчатке, подальше в глубь, куда только на вертолете. Говорят, один олигарх так и сделал свою швейцарию.
30.10.2025 17:12
15
Виктор Межлумян Много слышал о вас от Грецкого Ю.-помните его?
В США как-то, олимпийцы в тюряге жили, правда, и жужжали по этому поводу в воспоминаниях...
С удовольствием понастальнирую по бауманке. Но не в этой теме. Открывайте новую тему.
А пока вам обоим минус от меня.
Не конструктивное, но по теме.
Тут из двух зол: или не конструктивное, или не по теме - надо выбирать меньшее.
Судя по показателю полюс/минус, читательская аудитория выбирает "по теме". Редакция, кажется, к такому же мнению склоняется.
Вот так экзистую в мейнстриме (плыву по течению).
тульские засекипотоки сознания, завернутые в язык советских стен газет - кровь из глаз. Почему-то вспоминается бессмертное - 'чем меньше город, тем длиннее приветственные речи".PS: а когда не по теме, но упаковано красиво - всегда +, несмотря на старания Резунов с прочими Солониными.
Либо меня извиняет моя молодость, либо я нуждаюсь в опьянении - но кто этот "второй по значимости камчадал...воспитанник Степановой"?)))
Екатерина.
Вы тут дивитесь дремучести и глупости молодых поколений, а мне, наоборот, вы с Межлумяном кажетесь настолько оторванными от российской действительности, что иногда диву даешься: как вообще такое возможно?
Инопланетяне, честное слово. Все-таки не зря молодые должны сменять пожилых и сносить все к чертям, что стало просто нежизнеспособным, иначе наступает полный "титаник".
02.11.2025 14:37
Екатерина, чеснослово, вообще ни одного... никому...никогда.
А то я, как то, благодаря лыжному делу, веснушкам, весёлому нраву и случаю, узналась с её первыми тренерами и наставниками.. На вас не указывали))
А то уж было, благодаря Gattuso87, подумала об открытии одного из самых возвышенных педагогических мотивов - высочайшие тренерские результаты без физической и тренировочной связи с воспитанницей...!))
Ну, да ладно.. )
Екатерина.
А я уж так старалась, так старалась порой...многие подтвердят!)))
Екатерина.
Что сказать.. Уровень обучения сильно зависит от конкретных преподавателей. Единственное, что точно в плюс - о коррупции не слышал вообще, на 1-х двух курсах отсев очень жесткий. У младшего до диплома дошло 7 чел.
Хорошие, готовые к самостоятельной работе спецы получаются из тех, кто помимо учебы занимается какой-то проектной деятельностью, мои - в автогоночной команде Формула Студент. Это супер - они знают и умеют несоизмеримо ибольше, чем d свое время я и мои однокурсники (МАИ, далеко не самый слабый выпуск).
Еще момент - сейчас на вуз работает имя, авторитет, сюда поступают лучшие ребята-технари со всей страны, поэтому и выпускники в среднем сильнее, независимо от качества обучения.
По поводу востребованности за рубежом. Из их многочисленных знакомых по Формуле там работают считанные единицы - например, первый капитан формульной команды вместе с отцом лет 7 работают над беспилотниками в UK, реально талантливый парень. Сейчас пара человек не может найти работу в Германии/Австрии. Возможно у айтишников ситуация получше.
Так что прямо возносить Бауманку бы не стал - да, это один из лучших вузов страны, но если хочешь стать спецом мирового уровня, придется плотно поработать самому, автоматом диплом не дает ничего.
02.11.2025 15:58
Про МВТУ пару слов.
Когда дочь поступала, студенты с баулами стояли длинной вереницей от памятника Бауману. Дочь спрашивает - их в армию призывают? Объяснил дочери, что сдают книги в библиотеку, иначе стипендию за три месяца лета не дадут. А всё дело, что с первых лекций дают задание по темам, которые в конце семестра. Составляется план-график по разным предметам, чтоб не было накладок И так по каждому предмету. Библиотека, как улей с пчелами, хоть уши затыкай. Брали учебники на дом. Надо сказать, всем хватало. В этом принципиальное отличие Бауманки, приучали решать и грызть науку самостоятельно. На лекции не строго обращали внимание. Но если с заданиями заторчал, не допускали до зачетов. Про спорт лучше не заикаться. Когда уезжал на сборы, просил старосту группы и всех об этом не заикаться на семинарских занятиях. Разве что, альпинисты были в почете у преподавателей, по поятным причинам, да и сами преподаватели ездили в альплагерь Джантуган.
Если что, о Вас и вашем поколении, которое знает западную действительность в основном по турпоездкам (о СМИ не говорю, там каждый может найти все сообразно его мировоззрению) можно сказать то же самое.
Кстати, Финляндию я, вне всякого сомнения, именно к первой категории государств отношу. Более того, хочу отметить, насколько подкованный и образованный у вас президент. Слушал с ним пару интервью на английском: ну что сказать, могу только позавидовать. Человек все прекрасно понимает, сделал абсолютно правильные выводы и ведет верную политику в отношении недружественных стран с непредсказуемой внешней политикой. Думаю, вы с таким президентом не пропадете. Да вы и сами это прекрасно осознаете, иначе бы давно рванули назад, нежели издалека рассказывать о том, как на Руси жить хорошо:).
Я Вас уж спрашивал: Избивают ли под запись видеокамеры в СИЗО дети главы Южного Саво подростков, которые сожгли религиозные книги ? Подливают ли подельники полицейских в Оулу барбитураты в компот отдыхающих? Сажают ли девочек на 10 лет в Хельсинки за надписи на ценниках в супермаркетах : "Нет каспийской плотве"?
В 12-миллионной Швеции в дорожно-транспортных происшествиях погибают 30-40 человек. В 140- миллионной России погибают 15-25 тысяч!!! Больше чем в 350 миллионном США, где 800 миллионов машин, а не 50 миллионов, как в России.
Везде свои плюсы и не только. Вот пример с моим родным дядькой. Он в 45- ом уехал из минуснутой Германии, хотя, ему предлагали остаться, или в ФРГ или в штаты уехать, не смотря на то, что он русский. Нет же, приехал в страну победитель СССР со знаниями основных 4- х западноевропейских языков и сразу на речку Колыма в Магаданской обл лес рубить, как шпион, как враг народа.
Но не судил он никого, кроме себя...
Смешали все в кучу... Не знаю уж, каких девочек сажали на 10 лет (думаю, вы это прочитали в какой-нибудь Медузе), и я также мог бы привести примеры мерзких случаев, имевших место с людьми в Финляндии, но я не любитель все это смаковать. Что касается уютного НИИ ЧАВО, то скажу, что в отличие от вас я служил в той самой страшной Советской Армии 2 года после универа, причем командиром взвода, и знаю что там было на самом деле лучше тех кто об этом что-то читал и слышал. Но здесь не место все это обсуждать.
Игорь, ты же знаешь, что президент Финляндии занимается внешней политикой, а внутренней правительство. Поддержки у этого правительства сейчас нет и это ты знаешь. Все надеются, что оно сменится.
Думаете, я мало насмотрелся за 2 года? Мы по сути из казарм не вылазили, зимой на Сахалине месяц в лагерях в палатках жили, так что не надо... А когда идешь начальником караула, и у тебя три десятка воинов (в сердцах иногда хотелось сказать придурков) с оружием, вы такое вряд ли испытывали. У моего друга, лыжника, во взводе солдата убили, когда он ночью ушел в самоволку, и по пьянке подрался с местными. Его командир дивизии под суд хотел отдать. К счастью обошлось. А что с такими идиотами мог командир взвода сделать? Впрочем, опять меня зацепили разговоры об армии.
Кстати, я служил рядовым и считался в армии придурком, но я туда и не просился. Меня силой забрали, хотя желающих навалом, и профессиональную армию давно можно было сделать. Ну так если именно я вам так понадобился, то терпите, обзываться не надо, сами вы придурок.
Отношение между ними очень хорошо показывает такой эпизод. У нас помимо обычной службы были естественно всякие учения , сводящиеся в основном к двум вариантам: В ружье! - это когда надо всем, кто есть на заставе, похватать личное оружие и построиться на плацу - затем всегда следовал марш-бросок. и К бою! - это когда надо кроме личного похватать групповое оружие и занять позиции в окопах вокруг заставы. Затем часто, не всегда, следовал марш-бросок. Только уже с групповым оружием. И это все практически всегда происходило ночью. Потому что днем мы все время что-то мыли, копали, отчерпывали, красили, строили. Иногда дома у начальника.
На одной из таких "к бою" мы заняли позиции.Я смотрю, мой приятель, гранатометчик по боевому расписанию, тоже студент, которого как и меня забрили после первого курса, "похватал" РПГ и занимает позицию ровно в противоположную сторону, и прицеливается в канцелярию. Я ему: ты чего - охренел?! Начальник увидит - нас с тобой за ... подвесит. А он : Эта гнида меня так меня задрала, что если война, я сначала эту тварь положу, а потом буду думать, что мне делать: воевать, в плен сдаваться...
Так что не то Вы, Игорь, видели, что солдат видит. Я скажу больше - видел я как пиджаки в армии жили - Вы вообще там нихрена не видели в этой Советской армии - вы были там на планете розовых пони.
К чести пиджаков надо сказать, что в отличие от кадровых, из котрых военное училище все остатки человеческого облика еще на 1 курсе вытравило, эти в массе своей были гораздо более человечными. Один пиджак-летёха даже как-то мой косяк прикрыл - дай Бог ему здоровья. а иначе даже не знаю, чтоб со мной было. "Но это совсем другая история."
А когда идешь начальником караула, и у тебя три десятка воинов (в сердцах иногда хотелось сказать придурков)
В общем с Вами, Игорь, для меня все ясно. "Придурков" вполне достаточно. Вы, видимо, к человечным пиджакам не относились. Возможно у меня гиперреакция на этих "придурков", но врмия на всю жизнь ...след оставила, и как вот это ...офицерское... встречаю, тоже вот хочется как тогда Сашке приятелю моему - гранатометом...
Не надо все усложнять и приписывать той власти гуманистические идеи, которых у нее отродясь не было. Малые народы, которые были официально признаны малыми,в армию не призывались, там с большими то типа узбеков с трудом справлялись.
Вот это поворот!
Я подписан в Инсте на Стубба, вся его жизнь, как на ладони.
Дочь специализировалась на моделировании потоков в верньерных двигателях. В этом вся фишка.
Я последний кто будет идеализировать СА. Такие офицеры бывали, но все-таки не как правило, по крайней мере в начале 70х когда я служил. Насчет сна начкара - у нас спать было невозможно. Уснешь - уснут все солдаты вместе с сержантами. Да и не положено спать ночью. А во время отведенное для сна как раз приходят всякие прапорщики принимать склады из-под охраны. Но самое мерзкое в СА это была дедовщина. Причем, с моей "стороны баррикады" особо диким были заявления молодых: "вот сейчас над нами издеваются, но через год (полгода) мы отыграемся на молодых. " Примерно так. Так получилось, что в нашей батарее 5 из 7 командиров взводов были двухгодичники. Нам, воспитанным в духе собственного достоинства за время обучения в институтах, дедовщина казалось столь мерзкой что мириться с ней не могли и договорились не давать спуску никому из "стариков". Но младшие офицеры не имели дисциплинарных рычагов влиять на эту ситуацию, а старшие хоть и понимали все, были заложниками своей карьеры. Больше строгих наказаний - хуже репутация офицера во всяких политотделах. В общем, все сгнило в голове. Поэтому все что мы могли делать - это не давать послабления "старикам" и "фазанам". Следить, чтобы они наравне с молодыми убирали караульное помещение, не отбирали у молодых масло и т.д. Дружно потребовали отдать под суд особо "выдающихся" своими издевательствами стариков. Из за всего этого жизнь на нашей "стороне фронта" тоже была далека от комфортной. Кстати, в погранвойсках (опять же в мое время и в моем месте) ситуация было совсем другой. Дедовщины практически не было. "У нас не Советская Армия" с гордостью сказал мне солдат-пограничник с которым я беседовал на склоне горы, куда привел половину нашей батареи обучать технике спусков. Он еще сказал: "Ну у вас класс, товарищ лейтенант!"
Но когда к нам пригнали двух бойцов из стройроты, причем стройроты погранвойск - у нас у самих нормально забор не выходило сложить - каменщика ни одного не было, а эти были каменщики. Они сказали, что у нас морской курорт. Представляю что там творилось. Они когда уезжали назад - как в тюрьму шли.
В целом если сравнивать с ЦАХАЛ - благо много из знакомых, у кого дети служат и мой скоро пойдет - это небо и земля. Хотя и это тоже армия, где " круглое несут, а квадратное катят", куда ж без этого.
Один парнишка служит в "крави" - боевой части - там только парни, девушек нет. И там совсем непросто, особенно сейчас.
Финальный экзамен в учебке у них был марш-бросок. Но не просто, как мы тогда - "бежим от столба и до обеда". Там на двое суток тяжелейший переход с элементами боевых действий и пр. И когда ребята наконец вышли на точку, там их ждал ... шатер с накрытым столом, командиры, родители, родственники, девушки. Ребята прям рыдали!
Ничего не могу сказать об аэрокосмической отрасли, но в Финляндии выпускников хороших российских вузов охотно принимали в аспирантуру в университет. На самом деле, это фактически работа инженером по проектам с соответствующей зарплатой + необходимость сдавать кое-какие курсы. Естественно, речь идет о естественных и технических науках.
– Да, мы не верим в бога, – чуть улыбнувшись испугу интуриста, ответил Берлиоз, – но об этом можно говорить совершенно свободно, в нашей стране атеизм никого не удивляет, большинство населения сознательно и давно перестали верить сказкам о боге.
))
Днём за себя работаешь. Ночью за того парня. В три ночи приходишь в барак ( казарма) , забираешься на второй ярус, получаешь в дыню от нижеспящего дедушки советской армии, если нечаянно разбудил его, и в 6 утра подъём ( зачем меня мама на свет родила )
Ещё, неположено было в течении первого года белый хлеб кушать, масло сливочное и мясо. Беспредел , никаких понятий, не смотря на то, что 80% в стройбате , где я служил, это отсидевшие люди. В общем, свои законы были под названием: дедовщина.
Помню, после года службы, подкатил в нашу часть замес сибиряков , состоящий из МС и КМС по боксу и борьбе. По ним блин морская пехота с десантурой плакала, но они уже все отсидели за кулаки. Но, как и все, они, в первый год службы, делали всё, что положено для всех салабонов.
Но где то и хуже было. Например , в Афгане. Там на кону стояла жизнь.
а Вы в каком отряде служили: Таллинском, Ракверском или Кингесеппском?
Вам не очень повезло, у нас "В ружье" или "К бою" было в основном рано утром или днем. Ночью практически некого было поднимать по команде, в основном все были на службе.
Начальник заставы тоже любил порядок, убирать заставу - главная боевая задача.
Главное - в программе обучения, в том числе в ее фундаментальности
В зачетной ведомости за 1966-1972 гг. по специальности самолетостроение у меня 53 оценки. И это не только за экзамены. Существенное значение имели курсовые работы и проекты. И главное в учебе были вовсе не лекции, а самостоятельная учебная работа над курсовыми работами и проектами. Еще совсем недавно (до нынешних песен об ИИ) много толковали о цифровых двойниках. Но в нашем вузе их использовали в учебном процессе для расчета конструкций самолета на прочность в курсовом и дипломном проектировании еще в конце 70-х, начале 80-х, причем с использованием своего программного обеспечения.
Многое, конечно, испортили все эти "игры" в болонскую систему с бакалавриатом и т.п. Но не все и не везде поддались этим провокациям. Удалосб сохранить специалитет, особенно в инженерной подготовке, остались еще старперы-преподаватели, знающие и владеющие славными традициями российского инженерного образования.
В 90-е и нулевые довелось знакомиться с забугорными университетами в разных странах, не буду вдаваться в детали, хотя мог бы многое что рассказать с примерами. Скажу лишь одно - наша инженерная подготовка, в частности, в МГТУ, СГАУ в сфере авиастроения, ракотосроения, космических аппаратов одна из лучших, если не лучшая в мире. Так что Боинг и Аэрбас берут с охотой наших выпускников на работу.
Хотя не знаю, как в Китае ныне. Когда-то наши преподаватели, будучи нищебродами в РФ в 90-е, ездили учить преподавателей китайских технических вузов, особенно в сфере ракетостроения. Но ныне они, похоже продвинулись существенно.
Я тоже служил в Кингесеппском отряде, но раньше. Учебка была в Кингесеппе, а застава была на Хийумаа (Физмат). Я так понимаю Вы служили на 13 - ой заставе им. Лошманова.
Был на Сааремаа и Хийумаа в 2018 году. На Вашей заставе военный музей.
На Хийумаа ни разу не был. А учебку проходил вообще в Багратионовске. Интересно, что когда увольнялись и зашли в Таллинне в ресторан, отношение было вполне радушное. Официант-эстонец, принес водку, несмотря на сухой закон и, видя как мы с трудом наскребаем сумму, не взял чаевых. (Может, обсчитал конечно - мы не сильно проверяли - совсем другое настроение было) Пожелал счастливого пути домой. Было приятно.
Эхх, время надежд, кто ж тогда думал, что все вот так повернется
Временами и местами даже рай )
Можно и так, конечно, на это смотреть. Только ведь мы с Вами и существуем только благодаря такой аномалии.. Вернее, мы и есть аномалия. и при нынешних технологиях очень легко инвертируемая. Учитывая, что любая замкнутая система стремится к максимуму энтропии, любое движение от хаоса к упорядоченности есть аномалия.
"Через призыв, подтягивали народ республик куда-то". Верно выше написали, обитатели планеты розовых пони учат нас по советским газетам светлому прошлому
Игорю Нефедову, конечно, респект, за то что он хоть как-то пытался противостоять дедовщине. Но, не в его силах это было
Если взять общевойсковой устав, то там нет никаких реально работающих средств для управления солдатами, кроме красивых лозунгов про личный пример и т.д. Поэтому и процветала уголовная система управления на низшем уровне
Но строго без дедовщины. Нас, замков, постоянно на эту тему пол-литруки просвещали.
Александр, при всем уважении, Ваш взгляд на Советскую Армию и ее проблемы слишком поверхностный. С нашего выпуска физфака только в КДВО попали 25 человек. И мы множество раз обсуждали эти проблемы и во время службы и после (у каждого все-таки было высшее образование и голова привыкшая думать), и не только между собой, но и с кадровыми офицерами. Кстати, в нашей батарее был лейтенант служивший до универа срочную. И с отцом я это обсуждал, который попал на фронт еще в 1944 г., а был демобилизован в 1960 (Хрущевская демобилизация). Не было во время его службы дедовщины, по крайней мере в том виде как застал я. Все старослужащие офицеры сходились на том, что это мерзкое явление возникло когда в армию стали брать уголовников, отсидевших в тюрьмах, которые принесли воровские порядки в армию. Опять же, все бы ничего, но одновременно произошла либерализация системы наказаний за проступки и возросла роль политработников .
«Если взять общевойсковой устав, то там нет никаких реально работающих средств для управления солдатами, кроме красивых лозунгов про личный пример и т.д»
Когда я служил, действовали Устав Внутренней службы, Гарнизонной и Караульной службы, Строевой Устав и боевые уставы родов войск. Какой именно Вы имели в виду? Кроме того, на военнослужащих распространялся обычный Уголовный Кодекс, отличие было лишь в том, что преступления военнослужащих рассматривались в военном трибунале, а не обычном суде. Это я к тому, что правовая база поставить зарвавшихся «стариков» и «дедов» на место была. Просто прямое невыполнение приказа было уже подсудным делом. Однако, как я писал, сгнила голова СА в виде маршалов и генералов с несколькими большими звездами. Была выстроена совершенно порочная система оценки деятельности командного состава на всех уровнях. Именно, чем больше и суровей наказания, назначенные офицером, тем меньше было у него шансов получить более высокую должность и звание. Поэтому, даже серьезные преступления как правило утаивались.
Что касается того «что советская армия … только на дедовщине и держалась» я с этим категорически не согласен. Дедовщина была не опорой СА, а ее раковой опухолью. Приведу пример погранвойск и внутренних войск моего времени, где прекрасно обходились без этого явления.
После года пребывания рядового состава в этом упорядочном рабстве , некоторая часть этого состава ( в основном, наркоманы ) превращались в сущности, которые не имели ничего общего с человечностью.
И всё это не мешало, даже наоборот, помогало перевыполнять план в нашем арматурном цехе в условиях хаоса, страха и песпредела. Такая вот уникальная система существовала в наших советских военно строительных отрядах ( ВСО )
P.S. За остров Русский пардон, какие там рычаги сработали? Там гнилая система показала себя во всей красе. Посадили прапорщика, потихоньку дело замяли и все настоящие преступники отделались легким испугом, а кто и испугаться даже не успел. Офицеры, которые не заметили Бухенвальда у себя под носом, оказались не при делах. И там эта жесть творилась ГОДАМИ!!!
Дал офицер солдатам задание, к примеру, яму выкопать 2х2х2 метра. Приходит, солдаты бамбук курят. Поковыряли там чего-то. Ну, офицер там по уставу чего-то там потарахтел, погрозился нарядом вне очереди, для смеху, про космические корабли добавил, бороздящие просторы вселенной. Личный пример задействовал. Солдаты дальше ковыряют. Пришел через час - конь не валался. Матюками всех покрыл, ну, может чуть ускорился процесс, вырыли 1х1х1 метр. Это же доказано уже, что рабский труд проигрывает по эффективности, если нет мотивации.
Тут офицер достает дубинку, под названием дедовщина, и все, процесс пошел, все зашуршали. Дедушке дали задание, крутись как хочешь, через два часа, чтобы яма была. За час вырыли. Офицер доволен, работает дубинка. Он в белых перчатках. Делает вид, что не знает как там дедушка волшебным образом солдатушек убедил яму копать. Так оно складывается. Не сразу, кончено, постепенно.
Насчет появления дедовщины я другое мнение слышал - не про зеков. После войны срок службы в СА был 3 года, в в ВМФ 4. Потом - в 67-68 его сократили до 2 и 3 соответственно. И вот эти, кто переслужил озлобились и начали отыгрываться на "молодых".
Вот один малюсенький вопрос, Игорь, Это вовсе не наезд, а именно вопрос - Вы были двухгодичником с Высшим образованием - Вы всегда солдат на Вы называли? А кадровые - тоже всегда на Вы? Ладно там в личной беседе старый полковник к солдату на ты и сынок. Но 22 летнй сопляк-летёха - практически своему одногодке...У нас, кстати, замполит - это прям эталонный пример такого маменькиного вернее папенькинго сынка был. Ростом с СВД. Да и весом наверное также.У него отец в округе служил, каким-то большим полканом, а этого недочеловека к нам отправили на пару лет - капитана побыстрее получить - на заставе карьера быстрее шла для младших офицеров. У него и погоняло было соответстующее - Сыняра.
Занятия у нас сержанты проводили и даже я проводил через две недели службы, потому что азбуку Морзе знал. Никому солдаты на хрен не нужны были.
Кстати, Антон тут напомнил, читал интервью нашего соотечественника, он несколько лет служил в советской и российской армии, а потом в израильской несколько лет. Рассказывал отличия. В одном предложении - в нашей армии солдат на хрен никому не нужен, в израильской солдат нужен всем. Возможно, когда вы служили, солдат ещё был кому-то нужен.
но главное не то что они там не появлялись - это следствие. Самое важное, что это другая каста. В ней могут встречаться и "хорошие" офицеры (добрые рабовладельцы тип семьи ОХара), но сути это не меняет. В глазах офицера солдат это в лучшем случае "придурок", как Вы Игорь верно подметили, а в худшем -уголовник.
Вы упрощаете сложные вопросы. Общество устроено сложнее. Возьмем, например, полицию. На чем держится? Где-то она имеет авторитет, в той же Финляндии. Где-то не очень. Но попробуете ее ликвидировать - мало не покажется самым ее ненавистникам, причем в любой стране. Что касается офицеров. Я не из тех кто мажет всех черной, или наоборот, розовой краской, будь то офицеры, депутаты, чиновники, или коммерсанты. Какой страх? Тем кто просто служил как положено ничего не грозило. Конечно, многие служившие могут привести примеры как офицеры подвергали бессмысленным издевательствам солдат. Но это была уже не та армия которую я знал, и спорить не буду. Офицеры же младшего звена не имели никаких мер воздействия, основанных на страхе. Что я мог сделать с нарушителем дисциплины? Сделать замечание или дать наряд вне очереди? Глупо. И тут отвечу на утверждение:
"И дедовщина только помогала поддерживать этот порядок."
Я, и служившие со мной офицеры были убеждены что дедовщина - это абсолютное зло, а не механизм поддержания порядка. Если, скажем, я мог бы отправить злостного старика-нарушителя на 10 суток на гауптвахту где он будет с утра до ночи зимой кидать снег, а летом уголь, вместо того чтобы чувствовать себя хозяином в казарме когда отсутствуют офицеры, то один-два таких урока утихомирили бы его. А для особо непонятливых есть дисбат. Но мы таких полномочий не имели, а те кто имел бОльшие чины и должности боялись за свою карьеру. И не без оснований.
AntonA "Власть офицеров всегда держалась на страхе, а не на авторитете, боевом братстве, долге и пр. "
Вы упрощаете сложные вопросы. Общество устроено сложнее.
Ровно та же ситуация и с армией. Наверняка СА была не единственной армией, построенной по такому принципу, до конца 18 века такими были вообще все армии мира.Но вот ЦАХАЛ, например, совершенно по-другому устроен. Кстати и Красная Армия поначалу тоже не делилась на офицеров-рабовладельцев и солдат-рабов, командиры были выборными и даже знаков различия не было. Но в государстве, которое строется сверху вниз, видимо, такая армия долго существовать не может.
Да и боеспособность такой армии никуда негодилась, по сему выборность быстро канула....
Подполковник Вежлев А.А. (при мне майор) прислал открытку по случаю своего 70-летия в 2006, пишет - пока в строю, служу в сборной России, о как! Оказывается, сутки через трое на вахте в проходной министерства российского спорта и чего там. Ещё и на электричке приходилось ездить по 2 часа. Хорошо служебную квартиру штаба РВСН оставили за ним. По сути, согласился с моим прогнозом. Почему этот прогноз родился именно тогда, именно у меня, долго объяснять и...не время.
Майор Гуревич, не только еврей, всем евреям еврей, но и всем офицерам офицер. Мне повезло иметь такого куратора. Первым делом он вызвал в лабораторию сержанта Дианкина, прикомандированного к нашей лаборатории, он кончил техникум. Гуревич попросил его найти солдатиков, которые хорошо умеют ремонтировать комнаты, клеить обои, Комната в офицерского общежитии для меня. Я стал отказываться, говорю, 2 года службы, какой ремонт? Cпешил перейти из казармы. На что Гуревич сказал - Витя, если у тебя есть три дня пожить, потрать два дня на то, чтобы третий пожить. Будучи в досрочном отпуске в Москве, в феврале 1972, смотрел ОИ-72, Саппоро, в п.Ключи близ Ключевского вулкана не было телевидения. Как-то , выхожу из театра, смотрел балет Щелкунчик, ба - идет Гуревич в гражданке. Оказывается, он в учебном отпуске, В Москве у друзей по случаю сдачи экзаменов за 4 курс в Дзержинской военной академии. О как! Его не только солдатики любили, но и офицеры. Жена у него красавица из Баку, певица, длинные ухоженные волосы, цвета спелых каштанов. Естественно, генералов с "проверкой" части и/или гарнизона после рыбалки и охоты направляли к ним отметиться. Прилетая в Москву, генералы шли в ГУК и просили перевести Гуревича в Балашиху, его просьба. Один генерал, второй, третий просит перевести майора Гуревича. Начальник ГУКа вдруг взбеленился - кто такой майор Гуревич? Уволить! Уволили в 45 лет, таки не дав подполковника. Но это было позже, я уже уволился. Гуревич у меня на квартире в Петропавловске останавливался. Солдатиков по "краулу" мне с его подачи подбирали, он и ефрейтор Дианкин, опекали не строевого офицера. Так что, отсыпался в "крауле", правда, в сапогах, развод часовых без меня делали сержант Дианкин или сержант по настоянию Гуревича. В казарме солдатиков Гуревич, видимо, часто бывал. В основном, солдаты с высшим образованием, но без военной кафедры, призывались на один год. Либо после техникума.. Дедовщины, кмк, не было, не слышал о таком. Кормились солдаты хорошо - рыба, грибы, жимолость сами солдаты заготавливали. В офицерской столовой всё было слишком жирно, я тут же отказался. Молоко, творог покупал в ключах, завел знакомых, подарил одному лыжнику австрийские лыжи Бауэр, полупластик, красного цвета, купил в Москве после возвращения команды из Саппоро. Разумеется не у тренеров и , е у гонщиков - у их подставных по понятным причинам. На лыжах Ярвинен было клеймо "SAPPORO". Продававший говорил - на этих лыжах финишировал Тихонов, когда сломал на первом этапе. Когда Тихонов был на Камчатке, говорю ему, у меня есть лыжи, на которых ты финишировал, когда сломал на первом этапе в Саппоро, подарю на 70 лет, обрежешь носки, прибьешь в спальне.. Смеётся, говорит - ты не первый предлагаешь.
Получилась целая повесть... Пора и меру знать.