• О журнале "Лыжный спорт"
  • Архив номеров

Алексей Нуждов: мифы российского биатлона, мешающие ему развиваться

Алексей Нуждов — глава федерации биатлона Московской области, последние четыре года внедрял в своем регионе новую систему воспитания будущих чемпионов. Корреспондент ТАСС встретился с ним, чтобы узнать, что делать с российским биатлоном и кто виноват в том, что один из самых популярных видов спорта в стране последние годы находится в стадии стагнации.

Как отражение всех бед — нынешнее межсезонье, которое российский биатлон провел с одной надеждой — надеждой на то, что Антон Шипулин не завершит карьеру. Шли годы, в сборной менялись тренеры, в федерации — руководители, подающие надежды молодые таланты переставали быть молодыми, и во всей этой череде перемен стабильными оставались разве что результаты Шипулина.

Других героев нет. Но есть мифы, которые российскому биатлону надо разрушать.

Миф номер 1. Необходимо строить биатлонные комплексы

Цифры разнятся, но число занимающихся биатлоном в России колеблется вокруг отметки 20 тыс. человек. Профессиональных тренеров по биатлону в стране — больше 800, в то время как современных биатлонных комплексов — больше всего в мире (к примеру, только комплексов международного класса в стране порядка десяти, из которых три — высшей категории). Но громкими эти цифры остаются только на бумаге — по факту биатлон в России уже давно не массовый вид спорта.

Наличие крупных биатлонных комплексов никак не коррелирует с числом реально занимающихся, ведь вся эта инфраструктура не решает главную проблему — проблему доступности спортсооружений.

Для примера, биатлонный стадион со стрельбищем для мелкокалиберного оружия есть и в Московской области — в Пушкино. Но сложно представить, чтобы один объект удовлетворил желание заниматься биатлоном детей со всего региона, который по территории сопоставим со Швейцарией.

Аналогичная проблема и в других городах, в которых наличие биатлонного комплекса существенно не влияет на рост занимающихся.

"Вот есть у нас "Жемчужина Сибири". Отлично, инфраструктура очень нужна, но нам надо думать о развитии вида спорта, — заметил Нуждов. — И в этой связи давайте посмотрим на стоимость этого комплекса и сопоставим с тем, сколько прибавилось в регионе занимающихся биатлоном после его появления? Вот и весь ответ на вопрос".

Можно для более наглядного примера взять футбол. К прошедшему в России чемпионату мира было построено или реконструировано 12 стадионов, но очевидно, что эти объекты не станут местом проведения занятий для детско-юношеских школ. Так и в биатлоне — большой, современный комплекс, отвечающий всем требованиям для проведения крупных международных соревнований, не делает вид спорта более массовым.

Миф номер 2. Расходы на подготовку биатлониста лежат на государстве

Надо признать, что биатлон — затратный вид спорта. В государственных стандартах говорится, что настрел для начинающих биатлонистов составляет 4–6 тыс. выстрелов в год, для подготовки на более высоком уровне — 8–10 тыс. С учетом того, что один патрон стоит порядка десяти рублей, только на стрелковую подготовку должно уходить до 100 тыс. рублей на человека. Плюс надо учитывать затраты на сборы, которые должны занимать от 90 до 160 дней в год. А это — не дешевле 2,5 тыс. рублей в сутки на одного человека. Плюс вспомогательные расходы, связанные с перевозкой и хранением оружия. Таким образом, на подготовку одного биатлониста государство должно тратить минимум полмиллиона рублей в год. А по бумагам только в одной муниципальной спортшколе может числится 300–400 человек, занимающихся биатлоном. 

"Формула-1" — прекрасный вид спорта, а что же у нас тогда в муниципальных школах не гоняют? Болид ведь "всего" €30 млн стоит, — шутит Нуждов. — Вот и в истории с биатлоном никто не хочет подойти с холодной головой к этому вопросу. Средств, которые должны быть заложены для получения шанса уйти в спорт высших достижений, просто нет. Откуда они появятся?"

"Десять школ — это 1 миллиард 400 тысяч, и это только один регион. А у нас бюджет всего министерства спорта Московской области 8 миллиардов, и это со стройками, содержанием объектов, профессиональных клубов и всех 110 спортивных федераций. И тут мы придем и скажем: "А нам на биатлонные отделения не дадите?" Это просто нереально".

При этом зачастую больше половины своих средств муниципальные школы тратят на зарплаты тренеров и содержание спортивных объектов. На учебно-тренировочную работу, включающую закупку инвентаря и проведение сборов, денег почти не остается.

Миф номер 3. Утраченные методики

Разговоры о том, что методически российские тренеры сильно отстали от всего остального мира, часто возникают после очередного провала национальной сборной на крупном международном старте. Но истинные причины видятся в ином.

Отсутствие в сборной новых лиц — это в первую очередь следствие отсутствия конкуренции. А о массовости биатлона и качестве подготовки спортсменов, как уже отмечалось, в нынешних условиях говорить не приходится.  

"Когда я начинал свою работу, я проехал все школы. Соревнований нет, пневматики нет, оружие все опечатано. До стрельбища в Пушкино ехать часа два, а если даже нашли автобус, то нечем стрелять, потому что денег на закупку не выделялось последние десять лет. И все. Какой биатлон?" — рассказывает Нуждов.

Если нет стрельбищ, отсутствует возможность выехать на сбор, ощущается нехватка патронов, то тренерам просто негде реализовать свои должностные обязанности. А с учетом того, что на ставках состоят более 800 специалистов, выделяемые на их труд средства просто тратятся впустую.

Просто для справки: во Франции, откуда родом лучший биатлонист современности Мартен Фуркад, профессиональных тренеров по биатлону не более 20 человек, а занимающихся биатлоном — около 700.

Миф номер 4. Обучение на пневматике губительно для биатлона

Это, пожалуй, самый главный миф, который предстоит разрушить нынешнему руководству СБР в дискуссии с биатлонными аксакалами. В спортшколах мелкокалиберное оружие может выдаваться только с 14–15 лет. Получается, что дети, которые приходят в секцию в восемь-девять лет, первые годы обучения вынуждены заниматься лыжными гонками, а не биатлоном. "А они-то пришли в биатлон, поскольку по телевизору увидели красивую картинку. А им до 14 лет ждать, и еще не факт, что после дадут винтовку", — отметил Нуждов.

Выходом из этой ситуации глава региональной федерации видит строительство стрельбищ для пневматических винтовок при лыжегоночных трассах. Если возведение полноценного биатлонного комплекса обходится минимум 1 млрд рублей, а само строительство длится четыре-пять лет, то на сооружение конструкции для стрельбы из пневматического уходит месяц, а стоить это будет 1–1,5 млн рублей. 

В разных районах Московской области за минувшие четыре года было построено более двух десятков подобных стрельбищ, что сразу повысило число занимающихся биатлоном. Причем появление инфраструктуры было обязательно сопряжено с проведением ярких соревнований, что автоматически повысило и интерес к биатлону в различных районах Подмосковья. Да и родители юных биатлонистов в новых условиях стали более активно вкладывать в развитие своих детей, поскольку была решена не только проблема удаленности стрельбища, но и дороговизны оружия — использование пневматической винтовки в разы дешевле мелкокалиберной.

Благодаря этому в областных соревнованиях сейчас принимают участие до 500 детей. И среди них идет отбор. Лучшие — попадают в региональную команду, состоящую из 10–15 человек. А уже из нее спортсмены, которые попадают под полное обеспечение региона, отбираются в главную сборную страны по своему возрасту.

И последние четыре года показали действенность такой системы. 19-летняя воспитанница подмосковной спортшколы Анастасия Гореева на сегодня является самой перспективной юниоркой, чемпионкой мира этого года по своему возрасту, а команда Московской области уже побеждает на всероссийских соревнованиях. Плюс вместе со спортсменами прогрессируют и тренеры, которые могут дойти от уровня детско-юношеской школы до уровня сборной. Как следствие, уже 12 регионов страны за последние три месяца выразили заинтересованность в том, чтобы внедрять у себя подобную систему.

"У немцев с мелкокалиберным оружием занимаются группы по 50–60 человек, а до этого, на уровне альпийских клубов, с пневамтикой. Даже для немцев мелкокалиберное оружие — дорого", — сказал Нуждов.​ 

Миф номер 5. Хорошие биатлонисты еще не родились 

"У нас любят жить в мифах, что мы доминируем на юношеском уровне. Но когда это было, когда мы всех рвали? На последних юношеских Играх в Норвегии разве российская команда доминировала?" — сказал собеседник агентства.

По его словам, если 50 регионов, развивающих биатлон, умножить на тысячу занимающихся, число реально занимающихся биатлоном в стране увеличится вдвое. "Тогда мы всех катком будем переезжать, и не надо ничего будет придумывать. А сейчас у нас стенания: завершит Антон карьеру или нет, мы переживаем, а кто же подхватит? Так мы к этому пришли не потому, что у нас главные тренеры были плохие, а просто в сборную мы уже десять лет как завезли один состав и месим его, меняя друг с другом: первого номера на четвертый, а четвертый на третий. И я видел, как в наших школах остаются тренироваться либо дети тренера, либо еще кто-то, но не самые талантливые", — заметил он, и добавляет: "Одно дело, когда ты выбираешь самого талантливого из 50, а другое, когда из 500 или 5 тысяч. Мы сильно в этом проигрываем".

"Если кто-то хочет поспорить с этой системой, я только за, укажите на недостатки. Но не надо просто огульно критиковать. Все относительно, но нарисуйте альтернативную систему. Или она так и остается в одном предложении: ждать, пока баба Маша родит. Но это надо в гинекологии работать, а не здесь. Там больше пользы будет, поскольку уже по опыту можно будет сказать: вот этот хороший, попробуйте, может, биатлонистом станет", — считает Нуждов.

"Поэтому если ты отвечаешь за развитие спорта, то придумывай что-нибудь, а не жди. Иначе тебе нужна другая профессия", — подытожил он.

33 6443 Елена Копылова 28.10.2018 12:29
Рейтинг: +5 +6 -1

Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.

28.10.2018 13:00
Все верно.  Поскольку спорт в стране развивается как статусный заказ власти. Отсюда и соответствующие инфраструктурные  и прочие решения. Не думаю, что власть имущие не понимают перспективы развития спорта для людей. Но это же ждать нужно долго. А медали, "громкие" спортивные события и соответствующие спортсооружения в стране нужны верхним здесь и сейчас. Увы...
Ссылка Рейтинг: +5 +7 -2
28.10.2018 21:40
Какое-то немного странное интервью. Алексей Нуждов - серьёзная, вполне себе масштабная фигура российского биатлона: он создал с нуля классный клуб имени Наседкина в посёлке имени Цюрупы, строит в Московской области биатлонные стрельбища для пневматики, и через это строительство, через эти стрельбища возрождает интерес к биатлону, даёт возможность пощупать этот вид спорта тысячам мальчишек и девчонок. Сейчас - правая рука Драчёва, один из ключевых людей в СБР. А интервью всё - словно бы из каких-то разрозненных осколков, кусочков, фрагментов...

Впрочем, и за это интервью - всё равно спасибо.  
Ссылка Рейтинг: -3 +1 -4
29.10.2018 02:38
Наверное, какие вопросы задавали, так и отвечал. Одно только напрягает - оружие - МАЛОКАЛИБЕРНОЕ, а не мелкокалиберное.
Ссылка Рейтинг: -1 +3 -4
29.10.2018 10:55
Рваная логика.


С одной стороны он говорит, что во Франции 20 тренеров и 700 занимающихся и это хорошо по деньгам, а у нас одних тренеров кормится 800 чел и нам необходимо увеличивать число занимающихся, чтобы был отбор. Но денег не хватает. Ну тут либо крестик, либо обрезание...  
Ссылка Рейтинг: +6 +6 0
29.10.2018 12:39
Денег никогда хватать не будет. Но ещё больше не хватает хороших управленцев, да ещё и болеющих за дело. На те деньги, которые закапываются в около спортивные темы, можно было много чего сделать фундаментального, если их грамотно распределить по отраслям и приоритетам. А толковых исполнителей на местах хватает.
Ссылка Рейтинг: +5 +5 0
А с какого бодуна вообще биатлон должен быть массовым видом? Фехтование и парашютизм - не массовые, а биатлон вынь да положь массовым...
Ссылка Рейтинг: +10 +13 -3
02 alex57
29.10.2018 16:55
Точно. Еще не хватало, чтобы по лесам бегали толпы с винтовками и палили куда попало... :)
Ссылка Рейтинг: +4 +6 -2
29.10.2018 18:40
С уважением отношусь к этому человеку, честь ему  и хвала что он вкладыванв свои деньги в спорт, ввдетей. Создал школу. Ноо, решать как развить биатлон должны люди которые вышли из этого биатлона прошли полностью школу от низа к верху, сами бегали с винтовкой... К примеру в Московской области которую возглавляет как президент Франции Нуждов, с прневматикой бегают под 700 человек, аюниорскаой команды нет. Некого выставить в эстафетную команду на внутрироссийских стартах. А про взрослую вообще говорить нечего их просто нетни одного.
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
29.10.2018 19:41
Согласен с Dirty Paws - логика рваная, ... если она вообще есть.
Когда у нас 300 биатлонистов на одного во Франции (20,000 против 700), то нам с ними непросто состязаться, а вот удвоим количество занимающихся и "Тогда мы всех катком будем переезжать, и не надо ничего будет придумывать." Чудесно, просто новая наука - 300 на одного - мало, а вот 600 на одного - более, чем достаточно.
Ссылка Рейтинг: +7 +7 0
30.10.2018 16:42
Что тренер проводит в журнале и что реально посещают трениовки, директора СДЮШОР не волнует... до тех пор, пока тренер не суют нос в финансово-хозяйственнык дела и делишки.

Пока на самом низовом уровне не будут работать учителя физкультуры и тренеры высшейй квалификации  уклоном детской специфики и зарплатой выше тренеров сборной экономика спорта будет затратной для страны.  Даже разжёвывать не буду....

Существующую пирамиду любого вида спорта нужно поставить с головы на ноги. Но по любому она должна быть с меньшей талией в основании....благодаря селекции на самом низшем уровне. Лишь такая система спорта окупится сторицей, дети не получат психологическую травму, занявшись не своим видом спорта, уменьшится армия бесплодных дармоедов около профессионального спорта, и самое главное, специалист высшей квалификации должен быть ещё и педагогом, привить детям занятие спортом на всю оставшуюся жизнь. И это главный экономический итог, меньше поликлиник и больниц, дольше трудовая активность.
Ссылка Рейтинг: +7 +7 0
30.10.2018 16:44
Кадры решают всё! (СССР -1938).
Ссылка Рейтинг: +7 +7 0
30.10.2018 17:18
Виктор, волнует и ещё как. В нашей ДЮСШ проводят проверки наличия детей на тренировках. Придут и считают по головам. А вот в районах тренера не знают, что это такое. Он один. Уволишь, где найдёшь другого?
Ссылка Рейтинг: +5 +6 -1
30.10.2018 22:09
600 на одного это в 2 раза больше, чем 300 на одного( логично?), значит появится 2-ой Шипулин и все эстафеты наши!:) Ну, он конечно имел ввиду, что  будет больше талантливых ребят из которых можно будет выбрать смену...
Ссылка Рейтинг: +3 +3 0
02 vadim
31.10.2018 04:40
Олег вы полагаете что во Франции на столько больше талантливых детей чем в России?Может дело все таки в талантливости и профессиональности детских тренеров?
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
31.10.2018 08:38
Нет, Vadim. Я полагаю то, что написал - чем больше ребят будет заниматься, тем больше выбор будет у тренеров, при всех прочих равных это плюс.
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
31.10.2018 15:56
Николай, а зря волнует. На таких зарплатах без приписок ноги протянешь.
Директора СДЮШОР закрывают глаза на приписки. Гороно и выше тоже....такая страна
Ссылка Рейтинг: +4 +5 -1
31.10.2018 16:13
Повторюсь тоже - пневматика в итоге ЗЛО! Да, детишки ради пострелять из духовок придут в пневмобиатлон, но в итоге возникнет трудность при переходе в нормальный биатлон и бегать на лыжах особо не научаться.
Сначала - учатся бегать быстро и правильно на лыжах лет так до 14, потом некоторым предлагать переходить в биатлон. Биатлон популярен по телеку, и то с уровня КМ. Зачем столько биатлонистов? Кто сказал, что их должно быть много? В итоге Франция с одной деревней обыгрывает Россию. Смешно же. Тогда и пары нормальных стрельбищ будет хватать на Московскую область. Реально денег девать некуда г-ну Нуждову? Лыжи развивать у него получается лучше...
Ссылка Рейтинг: 0 +3 -3
31.10.2018 18:14
Виктор, а чем вам страна-то не угодила, чиновники -да. Про кадры уже писали, только это был 1935 год.
Ссылка Рейтинг: -2 +1 -3
01.11.2018 17:15
Олег, мой отец кончил агротехническую академию в 1938 (Пушкин под Ленинградом)
и его не выпустили из России назад в Армению, именно с такой формулировкой, кадры решают всё! Так он мне объяснял. Как только вышел на пенсию, тут же уехал, несмотря на коттедж, который делил вместе с директором совхоза близ г.Липецка.

Что имел ввиду к вопросу "такая страна".
Страна слишком богата ресурсами.. Для их добычи и экспорта России более 50 млн. не нужно. Cказала Маргрет Тетчер, а  Егор Гайдар и прочие либеральные реформаторы России это исполнили. В число 50 млн. входит молодь, как будущее пополнение под ремень и погоны защищать это добро от иноземцев, а топ-менеджеров от безработных и лишних ртов. Все социальные вопросы по остаточному принципу. К примеру, молодому тренеру на ставку в МРОТ (11287 рублей)  нужно набрать  50 новичков. Много желающих?....такая страна.

Годами раньше ставка тренера биатлона была 3900 (со слов Тихонова)
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
01.11.2018 17:34
Кстати, посетил отца в Армении, он там ради земли в  2 сотки в предгорье построил небольшой домик. Земля каменистая, не то что под Липецком. Спрашиваю, чего не жилось там, 15 соток на двоих с директором , садовые деревье, земля под огурцы, помидоры и прочее в открытом грунте. Его ответ только сейчас стал понимать.
Поживи здесь, поймёшь.

Понял, когда начал дачу с нуля. Всё, что сделано своим трудом и есть твоё родное, твоё  патрио. Всё что дается на халяву не ценится, не является твоим родными домом и отечеством.
Ссылка Рейтинг: +4 +4 0
01.11.2018 17:46
Потребовалось 50 лет, чтобы это понять....
Ссылка Рейтинг: +4 +4 0
01.11.2018 21:57
Виктор, спасибо за подробный и искренний ответ! Я не хотел Вас поддеть или уличить в чём-то. Согласен с большинством того, что Вы написали. Есть у нас расхождение в оценочных понятиях, но спорить я не буду. Сталин изрёк этот лозунг в 1935 году, но это действительно неважно, ещё раз спасибо.
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
02.11.2018 04:38
Олег, привет!
В вопросах кадровой политики 38-ой год ,более созвучен. Только  история фарсом! Сталин оголил генералитет. Сейчас наоборот, генералами плотины пруди с учетом их водоизмещения, причём, отнюдь не защитников Родины а расхитителей и покровителей расхитителей её закромов.


Первый вопрос  зачем  этого высоко упитанного планктона на 150 млн. населения  4-5 раз стало больше чем в бывшем СССР с населением в 2 раза больше.   Второй по какому принципу....с нулевым уровнем компетенции в отрасли, ответственности и гражданственности  доверяются  управленческие посты по вертикали власти сверху до низу?!


И это главный вопрос .....который  вертикаль власти до последнего не позволит поставить на повестку дня.

Кадры действительно всё и решают,  вопрос лишь в чью пользу.

Сталин в 30-ые годы хоть и обнулил советскую власть, проговорившись - не важно, как голосуют, важно, как посчитают. Но в вопросе кадровой системы был и строжайший отбор и строжайший приговор,  чем выше пост тем круче.  Кадры выкристализовывались в прямом и переносном.

Для России 21-го века в этом вся будущая трагедия. Россия вырождается в сук,  корневая система только на этот сук и работает. Кому и зачем это нужно, и, главное,  чем это кончится - вопрос истории.
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
02.11.2018 06:03
Сами себе обкорнали цельную вегетативную систему, остается лишь надувать щёки...говоря языком отца, специалиста агротехники.

В  1954-ом решался вопрос строительства НЛМК, которым сейчас владеет Лисин, второй олигарх, после Михельсона. По вопросу строительства в г.Липецке металлургического завода был выездной обком партии в г.Липецке. Он тогда был районным центром Воронежской области. В Липецке не было ни руды ни угля, но много воды. Она и нужна была для агломерации (выщелачивания) из антрацита кокс, без которого не получить чугун и всё остальное. Отец выслушал и сказал докладчику, был бы Сталин жив, он бы тебя к стенке поставил. Заливаете огромную пойму, перекрыв реку Матыра и делая искусственное море, откуда собираетесь брать воду и туда же сливать отходы. Метровый слой чернозёма. В своё время, Пётр Первый увяз там в грязи, ехав с Азова, карету с ним несли на руках. Назвали это место Грязи, до сих пор так зовут. Только без самой плодородной части и с загрязнением атмосферы, хоть и в 30 км от НЛМК, если ветер с НЛМК. Отец пытался доказать, что по грунтовым водам эта грязь и ил из Липецкого моря все равно просочится в реку Воронеж, затем в Дон, и пожухнет всё по окраинам этих рек до самого Ростова на Дону. Так и случилось. Отца тогда сгноили в воронежские степи, как говорил отец, сусликов ловить на сплошь овражистой земле. Назвал новое отделение совхоза Комминтерн (по памяти) немного немало, именем Гражданин. Во как! Вопреки всяким  Путь Ильича и прочим. Было всего 36 семей. Но что удивительно, ручного труда в части агротехники уже тогда почти не было. Это к 80-му картошку убирали и перебирали гниль руками докторов и профессоров. К примеру, картошку отец сажал квадратно-гнездовысм, чтобы окучивать вдоль и поперёк, убирали комбайном, машин не хватало, комбайн сыпал картошку в повозки с лошадьми, все пацаны были при делах.


Кстати, автоматизация посадки квадратно-гнездовым, что картошки, что кукурузы нарочно не придумаешь. через каждые 70 см на троссе  прикручивали болты, пропускали через сеялку, тросс  растягивали через поле, днище сеялки открывалось болтом,  семена  падали разом в борозды, тут же распахиваемых впереди сеялки, за сеялкой, следом тут же всё заравнивалось и барановалось. Голь на выдумки хитра.


Отец посадил 600 га сада мичуринских сортов. Сейчас этот совхоз Гражданин переименовали в  Садовый, Рождественско-Хавском район. К трактору ЛТЗ (Липецкий тракторный завод) типа Беларусь прикрепили бурав через червячную передачу - жжик и лунка готова. Следом везли саженцы, вручную втыкали закапывали, опять же  пацаны при деле, следом шла водовозка.


Именно тогда я стал лыжником, ходя в начальную школу за 2 км, в с.Михайловское, в семилетну за 7 км, в Ушановскую школу. Старший брат велосипедистом, мастером спорта, крутил за Белоруссию, служа там в армии, начинал на велосипеде в школу десятилетку, в Рогачёвку, в 10-ти км от совхоза Гражданин.  


Умирая, отец просил съездить туда, посмотреть на сады. Увы... так и не исполнил, вот такие мы,  всё откладываем.  Потом отца  вернули в Липецк, но с тем, что затопили и испоганили самые  плодородные поймы Липецким морем, отец так и не смирился. Не ценит Россия свои богатства. В Армении каждый клочок земли кровью и потом, видимо потому и ухал, не смог преодолеть психологическую несовместимость с российским  менталитетом.

Так я думаю... (Фрунзик Мкртчан)  

.
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
02.11.2018 07:20
Кстати, отец для меня в те его годы не был ни авторитетом, ни идеалом, говорил ми вместо мы, ви, вместо вы. Меня пацаны часто этим напрягали.  В совхозе Гражданин один слепой по фамилии Гаркавцев придумал стих на отца, до сих пор помню
Управляющий Межлумян, глазёночки косы,
Кто бутылочку поставит, тому сенокосы.
Был свидетелем этих  ходоков. Приходилось даже яичницу жарить на скору руку, с мухами, электричества не было Отца чуть из партии за это не погнали. .
Отец действительно разрешал косить траву для частных нужд....
когда приходили с просьбой и хорошо трудились. Других  наказывал, не отпускал по заниженным ценам капусту, огурцы на засолку..  Глазёночки косы - это потерял глаз ещё во время учебы в академии, их готовили кавалеристами. Как случилось, не рассказывал, видимо, не хотел ворошить. Однако,, лошадь в 50-х была его личным транспортом - он же управляющий, он же агроном, он же объездчик, объезжал поля, следил  не только за растениями, но и за воровством. К примеру выпорол меня плетью с лошади, когда застал с пацанами на огурцах, причём огурцы были величиной с пупырышеку. Мы с пацанами переворошили все огуречные плети, чтобы найти хоть с мизинец.  До сих пор помню. Жеребца  назвал Баркабес., привязывал к веранде дома, жили в помещичьей усадьбе, не дай бог подойти, хоть  я с  веранды его прикармливал  корками арбузов.

А посидеть с мужиками за рюмкой чая отец любил, как бы кому не нравилось...
Может кто ещё помнить его в этом п.Садовый, бывшем совхозе Гражданин,
потому и пишу.
Ссылка Рейтинг: +3 +3 0
02.11.2018 07:56
Не потеряй отец глаз на лошади во время обучении в академии агротехники,
не было бы меня, наверняка погиб бы на войне. Не выступи он на обкоме, не быть мне лыжником. Вот так рождается судьба.
Кстати, сын мой тоже, потерял в 94-ом в канун Чечни указательный палец,
служил в разведбатальоне на Красной речке в Хабаровске, был связистом,
но вся связь полка держалась на нём,  начальник связи, как и многие другие офицеры  тут же  подали в отставку, как только назрели события в Чечне. Сын роясь в его выдвижных столешниках обнаружил деталь, типа транзистора с тремя выводами, решил прозвонить характеристики. Рвануло, указательный палец левой  руки,  в которой держал взрыватель, отлетел. Ездил разбираться. Не отпустили даже из части, хотя раз в год положено на 5 суток по приезду родителей. Домой отправлять в отпуск тогда денег не было. Сам служил, порядки знаю, накатал в адрес начальника штаба Хабаровского округа, что это за образцовая часть, где боевзрыватели хранятся не учтённым образом, и что это за образцовая часть, где без одного солдата полк остается без связи?! Да ещё и нерв торчит не залеченный, когда госпиталь рядом. Хирург в звании полковника удивлялся и грозился, когда положил сына на операцию.

Зато остался жив, практически весь батальон вернулся поездом с литером груз-200. Не судьба!
Ссылка Рейтинг: +3 +3 0
02.11.2018 08:14
Виктор, приветствую! Спасибо за интересное повествование, как будто фильм посмотрел про те года... И всё-таки, Россия не вырождается. Со времён той же чеченской много чего изменилось к лучшему. Уйдут в след за Гайдаром "реформаторы", новые кадры потихоньку уже приходят. Хочется быть оптимистом. Вам здоровья и удачи, скоро снег выпадет:).
Ссылка Рейтинг: -1 +1 -2
02.11.2018 09:44
Cказала Маргрет Тетчер
Не говорила она этого. Это вам сказали, что она сказала, а вы уши развесили - удобно, практично и совпадает с образом мысли.

Ваш поток воспоминаний всегда читать интересно, понимаю вас, но все-таки это как гудок на бане к теме.

Биатлон это спорт исключительно телевизионный, совершенно не массовый. Это раньше он был военно-прикладным, но это уже в прошлом. Поэтому наверно и массовость в биатлоне совершенно не нужна, это не лыжи.  
Ссылка Рейтинг: +1 +3 -2
О каком развитие ВЫ говорите биатлона (внесу и лыжные гонки)??? Начните большинство тренеров с себя!!!! Вам хоть в каждом селе Жемчужину Сибири построй, а пока Вы (90% тренеров) не научитесь правильно тренеровать детей, то какой смысл????

Слава Богу, я имею возможность тренероваться на ЖС 2 раза в неделю...для души.. Наблюдаю одну и ту же картину. Дети и юноши с 12 лет "вмазывают" на тренеровке 4 и 5 зонах.
Я спрашиваю ребенка (подростка) ... у тебя интервалка - он говорит - нет, просто катаюсь. У другого вообще пульсометра нет. Они выхолащивают себя уже до наступление соревнований. Летом то же самое!!!
Тренерам задаешь вопрос, но в ответ улыбки.
Вопрос тренерам: Подросток (девушка) 16 лет. Задача на тренеровку: 30 (пульс 175-180) минут разминка, 20 (пульс 170) мин без палок, 20 мин (пульс 177-180) одновременным, 20 мин (пульс 177-180)на каждый шаг, 20 мин заминка (160-170)
Вопрос: Что Ваш подопечный развивает на данной тренировке??
Начните с себя дорогие мои, а потом жалуйтесь на отсутствие помощи от государства. У нас сотни тысяч больных людей в стране.  
Ссылка Рейтинг: +6 +6 0
02.11.2018 15:16
" И всё-таки Россия не вырождается.


Олег, вопреки всему сохраняет целостность благодаря безропотному терпению русского народа ДОВОЛЬСТВОВАТЬСЯ МАЛЫМ,.

Во время СССР народ горбатился, кормил не только свою верхушку и окраины, но и весь коммунистический интернационал. Сейчас страна живёт и кормится на костях  отцов и дедов. Слава богу, СССР вовремя развалился, остались ещё закрома Родины и промышленность ими созданная. Новая королевская рать считает, что это она кормит народ, потрясая воздух социально ориентированным бюджетом. ВО как! На самом деле, нынешняя страна живёт в счёт будущих поколений, лишь проедая и не думая о будущих поколениях. Принц Саудовии, придерживая продажу своей нефти, потирает руки в ожидании когда кончится нефть в России. По запасам мы в середине второго десятка, по продаже впереди планеты всей.  А по ВИЭ (возобновляемые источники энергии) ещё и конь не валялся. На той же Камчатке этого ВИЭ (гидропотенциал, тепло Земли, ветер) на всю Францию и/или Германию, на вскидку.,  а в перспективе топливная энергетика (?!) .... и на долгие десятилетия (!), пока не кончится газ на Ямале, или с Камчатки все слиняют от непосильных энерготарифов.

Намедни дали выступить на Стратегической сессии местного правительства от лица Общественного совета по энергетики и общественно-политической газеты Камчатское Время. Предупредил, что говорю от себя лично. Обрисовал картину маслом. Нам дарована лишь одна Свобода, покупать всё по мировым ценам. Бензин по цене уже выше, чем в Америке, только у них минимальная зарплата от 7-ми до 10-ти долларов в час, в зависимости от Штата, не менее 50 долларов в день, а наш МРОТ не дотягивает до  $200 за целый месяц, хотя на рубль зарплаты наш работник выдает продукции больше, чем американец.

Газ и СПГ тоже будeт по мировым ценам, никуда не денемся. Сейчас федеральный центр субсидирует энергетику Камчатки, Газпром и местный Камчатскэнерго за своё топливо и энергию  50%  цены погашают в счёт госбюджета страны.  Более того, эти тарифы  размазываются в тариф всего Дальнего Востока, который в свою очередь перекрёстно субсидируется тарифjv всей России. Минтопэнерго  во главе с Новаком  доит народ и бюджет  дважды. Не энергетика работает на экономику, а вся страна работает на Минтопэнерго и всех олигархов под этой крышей.   Абсурд состоит ещё и  в том, что Камчатка, имея лучшие в мире ВИЭ,  разгоняет цены на углеводороды и энергетику  всей страны.   Местные топ-менеджеры Камчатскэнерго получают премии в 30 млн. за раз. и в ус не дуют, никакой им конкуренции, раз государство половину их затрат берёт на свою грудь. Тем не менее  Гкал жителю обходится в 4500 рублей, на обогрев 40 м2 жилплощади жители платят более 5 тыс, только на обогрев., итого порядка 10 тыс.


Когда  газ и СПГ на внутреннем рынке сравняется  с экспортным ценами, а это в 6 раз относительно текущих цен, и это неминуемо будет, собаки лают, а караван идёт,  то Гкал для жителя Камчатки будет стоить в 10-15  тыс., а за все ЖКУ порядка 20 тыс, при средней пенсии на Камчатке 18 тыс.

А всему виной Указ президента выравнивать цены Дальнему Востоку до средне-российских. Однажды Боливар не выдержит, Силуанов скажет, баста карапузики,
и что дальше?! Дальше на Камчатке в центральном энергоузле от 170 тыс жителей, в 92-ом было 270 тыс., останется не более 50 тыс. - на обслуживание туристов и  войска.

Опять же строить 10-ти бальное жильё не надо, как в Японии, живём же в одном поясе сейсмической опасности, опять же Природа вздохнёт от лишнего народа, опять же срамные трущобы можно снести, не расселяя из ветхого жилья, 80%  МКД из 2200 требуют капремонта в части сейсмоукрепления. Где деньги, Зин?

Потому, Олег, говоря .такая страна(!),  знаю что говорю и за слова отвечаю.

Да не в тему ,  Ditry.  Но боюсь  баню уже при твоей жизни  придётся обходить стороной. не говоря о твоих потомках, когда нефть и газ будет импортироваться. Парилка с дубовым веником будет считаться роскошью.

Саудовия заломит такие цены, мама не горюй....

Главное, страна за это халявное время разучилась думать и что-то уметь делать своими руками. Я, к примеру, построил баню своими руками, причём один без помощников. ...и  дровами запасся...милости прошу.

Петька, жизнь будет - умирать не надо. (Чапаев)
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
02.11.2018 16:19
Сталин в 30-ые годы хоть и обнулил советскую власть, проговорившись - не важно, как голосуют, важно, как посчитают.

Сталин, не к ночи будь помянут, такого не говорил... эту фразу родил Наполеон III,
а Сталин лишь ее напомнил "В буржуазных странах важно не как проголосуют, а как посчитают"
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
04.11.2018 18:05
2 Лёша Рябов: зачем столько биатлонистов? Да просто для того, чтобы детям нравилось, чтобы охотнее шли заниматься. Обыграть Францию разве более достойная цель или более высокий смысл?
Ссылка Рейтинг: +3 +3 0
06.11.2018 18:35
Миф 1: в РФ есть биатлон.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0