Репортаж skisport.ru

Марафон Кандалакша – Полярные Зори: эпично и очень по-домашнему

Собственно, сама идея проведения этого марафона возникла в головах братьев Тютеревых в сезоне 2016-17 гг., когда Андрей и Илья привезли на СкиКлассик руководство Кандалакши и там вместе с владельцем серии СкиКлассикс Дэвидом Нильсоном и руководителем московской компании "Биохиммак" Никитой Таммом стали обсуждать возможность проведения российского этапа этого соревнования. Тогда-то и родилась идея попробовать провести гонку из точки в точку из Кандалакши в Полярные Зори и принять на этой трассе всю мировую элиту СкиКлассикс.

Не срослось…

И не срослось прежде всего из-за того, что с ходу не нашлось инвестора, который смог бы оплатить немаленький вступительный взнос в эту серию. Но идея понравилась, поманила, засела в головах, и прежде всего - в головах спортивного директора команды «Русская Зима» Андрея Тютерева и его брата Ильи – сотрудника Кольской атомной станции (оба уроженцы города Кандалакши). Идею братьев Тютеревых поддержал ещё один работник атомной, городской активист Женя Захарченко, потом – руководство Кольской Атомной, профком станции, потом – руководители Биохиммака Никита Тамм и Юрий Кирьянов, и маховик проведения марафона закрутился-завертелся.

Вот короткая справка с сайта соревнований:

«…Лыжный классический марафон Кандалакша-Полярные Зори в 2024 году будет проходить уже 4 раз. В первом старте в 2021 году приняло участие порядка 30 человек, в 2022 - около 100, в 2023 финишировало более 160 спортсменов...»

В 2024 году в этом марафоне финишировало 190 человек: 164 мужчины и 26 женщин.

* *   *

Мне повезло – меня на эту гонку пригласили мои старинные университетские друзья, руководители Биохиммака и «Русской зимы» Никита Тамм и Юра Кирьянов. Целую неделю мы с ними жили вместе, катались на лыжах, общались со спортсменами «Русской зимы», ели местные форель с палтусом, оленину, бруснику с морошкой, пили вино и местный ягелевый чай и говорили, говорили, говорили… Это был просто какой-то пир общения, если честно.

Потом в Полярные Зори подтянулись Андрей Арих, Петя Кузнецов, Володя Кочетов, наш любимый спортивный доктор Женя Кадлубинский, и общение это продолжилось. Давненько я не был так подолгу в кругу друзей моей молодости, давненько мы так долго и вдохновенно не чесали языками…

Кандалакша

В Кандалакшу 40 лет назад я приезжал на первый снег в составе нашей университетской команды лыжников в теперь уже далёком 1984 году. Хорошо запомнил, что мы тогда праздновали дни рождения Сергея Петрова и Ксении Мурашкиной: Сергею исполнилось 40, а Ксении – 20. Вот потому тот год так хорошо и запомнился.

В Кандалакше я ничего в городе не узнаю, что, впрочем, и не удивительно - столько воды утекло. К лыжному стадиону из города ведёт красивый перекидной мост через речку Ниву. Сам стадион представляет собой уютную и просторную стартовую поляну, откуда расходятся в разные стороны широкие петли лыжной трассы, уходящей куда-то вверх, в сопки и… На стадионе - всего лишь несколько вагончиков-раздевалок. И эти вагончики произвели соответствующее впечатление на фоне добротной и современной лыжной базы в соседних Полярных Зорях.

Красивый подвесной мост через реку Нива соединяет город с лыжным стадионом.
Красивый подвесной мост через реку Нива соединяет город с лыжным стадионом. Иван Исаев

*

В Кандалакше просторный стартовый стадион и… всего лишь несколько вагончиков в качестве спортивной инфраструктуры.
В Кандалакше просторный стартовый стадион и… всего лишь несколько вагончиков в качестве спортивной инфраструктуры. Иван Исаев

*

Руководители «Биохиммака» и «Русской Зимы» Никита Тамм и Юрий Кирьянов во время одной из лыжных прогулок по трассе будущей гонки (примерно 4 км от старта).
Руководители «Биохиммака» и «Русской Зимы» Никита Тамм и Юрий Кирьянов во время одной из лыжных прогулок по трассе будущей гонки (примерно 4 км от старта). Иван Исаев

 

Полярные Зори

Здесь всё то же самое, что и в Кандалакше: такая же просторная стартовая поляна, такие же широкие, уходящие в сопки петли лыжной трассы, но… Здесь есть парковка, сюда можно подъехать на автомобиле, но самое главное – здесь есть современная лыжная база с туалетами, раздевалками, комнатами для подготовки лыж. В Полярных Зорях всё так же, как в Кандалакше, но при этом и всё чуть-чуть по-другому. Здесь чувствуется присутствие Кольской атомной, здесь присутствует какая-то едва уловимая европейскость города на фоне абсолютно советских времён жилого фонда. И вроде бы Кандалакша тоже не бедный город, здесь располагаются алюминиевый завод, морской порт, крупный железнодорожный узел, но вот поди ж ты, на лыжном стадионе – вагончики… 

В Полярных Зорях на стартовой поляне – красивая современная лыжная база с раздевалками, туалетами и комнатами для подготовки лыж.
В Полярных Зорях на стартовой поляне – красивая современная лыжная база с раздевалками, туалетами и комнатами для подготовки лыж. Иван Исаев
*
Вот так выглядела лыжная трасса в Полярных Зорях за несколько дней до старта (не путать с трассой марафона - она всё-таки поуже). И, насколько я понимаю, готовилась она как раз-таки без ратрака, исключительно оборудованием компании Ski-Ma (я его видел на стадионе, но сфотографировать не догадался).
Вот так выглядела лыжная трасса в Полярных Зорях за несколько дней до старта (не путать с трассой марафона - она всё-таки поуже). И, насколько я понимаю, готовилась она как раз-таки без ратрака, исключительно оборудованием компании Ski-Ma (я его видел на стадионе, но сфотографировать не догадался).Иван Исаев

*

Всю неделю перед гонкой мы катались то в Полярных Зорях, то в Кандалакше. В один из таких дней мы повстречали на стадионе в Полярных Зорях Евгения Захарченко (крайний слева) и Владимира Зайцева (четвёртый слева) – именно они готовила для нас ту часть трассы, что попадала в зону ответственности Полярных Зорь.
Всю неделю перед гонкой мы катались то в Полярных Зорях, то в Кандалакше. В один из таких дней мы повстречали на стадионе в Полярных Зорях Евгения Захарченко (крайний слева) и Владимира Зайцева (четвёртый слева) – именно они готовила для нас ту часть трассы, что попадала в зону ответственности Полярных Зорь. Иван Исаев

 

Суммарный набор высоты

Признаюсь, меня всё мучал вопрос – как ехать марафон – на мази или даблполингом? Понятно, что мои сегодняшние физические кондиции никак не соотносятся с возможностями Ермила Вокуева или Лёши Шемякина, но всё-таки позади у меня уже три марафона даблом (состоявшиеся, правда, на довольно щадящем рельефе): Тумский марафон в Рязанской области, PTZ-марафон в Карелии, классический марафон в ГАБО. А какой набор высоты здесь, на марафоне Кандалакша – Полярные Зори? Пытаю Илью Тютерева - он говорит, что что-то около 250 метров. Пытаю его брата Андрея, Никиту, и всё цифра крутится около 250 – 300 метров. Эта цифра обнадёживает, значит, можно точно ехать даблполингом, но мне хочется получить уже абсолютно точную информацию, а найти её никак не получается.

Неожиданно с заседания оргкомитета приходит Никита и сообщает, что на сайте соревнований есть информация о перепаде, это просто я не сумел её найти, и суммарный перепад высот на гонке составит около 1.000 метров. Я аж присвистнул – какой даблполинг?

Делюсь своей болью с женой Никиты – директором «Русской зимы» Ларисой Никитиной, и вместе с ней мы лезем на сайт марафона. Там сам чёрт голову сломит, но с помощью гугл-переводчика и статьи о гомологации лыжных трасс выясняем, что у марафона есть, кроме самых разных других параметров, и пресловутый Total ascent (суммарный подъём), и составляет он 622 метра.

В общем, от всех этих цифр (250 метров от Ильи Тютерева, 1.000 метров от Никиты Тамма, 622 – с сайта соревнований) голова немного идёт кругом, и я осознаю, что лёгкой прогулки здесь точно не будет.

Но самое интересное, что чертовщина с определением суммарного набора высоты продолжилась и после финиша. Сначала у нас на сайте уже после гонки Алекс Фирсов сообщил, что по его часам суммарный набор высоты в этой гонке составил более 700 метров. Потом на торжественном ужине, посвящённом окончанию марафона, Максим Вылегжанин сообщил, что его 6-й Гармин показал суммарный набор высоты в 852 метра, далее Лёша Шемякин назвал свою цифру – его 7-й Гармин показал 745 метров. И в довершение к сказанному уже в Москве Петя Кузнецов прислал информацию со своего Polar Grit X Pro: 750 метров, а следом за Петей Андрей Тютерев прислал данные с часов Алексея Бровина - 884 метра.

В общем, среди всего этого многообразия вычислить абсолютно точную цифру, наверное, у нас с вами так и не получится, но мы можем с достаточно высокой степенью вероятности предположить, что она колеблется в диапазоне от 700 (часы Алекса Фирсова) до 884 метров (часы Алексея Бровина), а в 622 метра от оргкомитета как-то всё-таки не очень верится.

Понимаю, что при таком раскладе ни о каком даблполинге говорить не приходится, и прошу Никиту помочь со смазкой - он отдаёт мои лыжи на подготовку в команду, Виктору Ревину – смазчику «Русской Зимы». Забегая вперёд, скажу, что Виктор намазал лыжи классно – скользили они на спусках не хуже, чем у даблполеров, но при этом и держали на подъёмах «как от стенки». Сам Виктор, как потом выяснится, поехал на аналогичной смазке и стал восьмым в абсолюте и первым среди тех, кто бежал в этот день на мази. Вот ведь в какой форме находятся смазчики «Русской Зимы»!

Данные с часов Максима Вылегжанина. Суммарный перепад высот - 852 метра.
Данные с часов Максима Вылегжанина. Суммарный перепад высот - 852 метра. Максим Вылегжанин
*
Данные с часов Алексея Шемякина. Суммарный перепад высот - 745 метров.
Данные с часов Алексея Шемякина. Суммарный перепад высот - 745 метров.Алексей Шемякин
*
Данные с часов Петра Кузнецова. Суммарный перепад высот - 750 метров.
Данные с часов Петра Кузнецова. Суммарный перепад высот - 750 метров. Пётр Кузнецов
*
Часы Алексея Бровина – того самого, что шёл вместе с Виктором Ревиным до самых последних подъёмов. Как видите, часы Алексея показали самый большой набор высоты в этот день – 884 метра. А 884 – это почти что 900. А 900 – считай, что почти километр, про который говорил перед гонкой Никита Тамм. :))) Ну очень экстремальную, получается, гонку прошли мы в этот день... :)
Часы Алексея Бровина – того самого, что шёл вместе с Виктором Ревиным до самых последних подъёмов. Как видите, часы Алексея показали самый большой набор высоты в этот день – 884 метра. А 884 – это почти что 900. А 900 – считай, что почти километр, про который говорил перед гонкой Никита Тамм. :))) Ну очень экстремальную, получается, гонку прошли мы в этот день... :)Алексей Бровин

*

Вся команда «Русская Зима» в полном составе готовила перед гонкой стартовые пакеты для участников. На снимке – Ермил Вокуев только что наклеил номер на мешок для одежды участнику под №112.
Вся команда «Русская Зима» в полном составе готовила перед гонкой стартовые пакеты для участников. На снимке – Ермил Вокуев только что наклеил номер на мешок для одежды участнику под №112.Андрей Тютерев

*

Виктор Ревин, Ольга Царёва и Милена Габушева комплектуют стартовые пакеты участников.
Виктор Ревин, Ольга Царёва и Милена Габушева комплектуют стартовые пакеты участников. Андрей Тютерев

*

Удержать, сохранить эту трассу от снегоходчиков – это целый квест, целый вызов. По всей трассе организаторы расставили такие вот таблички. Говорят, в прошлом году они не очень помогали. Но в этом году во время гонки я нигде не увидел следов вандализма. Получается, вода камень точит?
Удержать, сохранить эту трассу от снегоходчиков – это целый квест, целый вызов. По всей трассе организаторы расставили такие вот таблички. Говорят, в прошлом году они не очень помогали. Но в этом году во время гонки я нигде не увидел следов вандализма. Получается, вода камень точит? Иван Исаев

*

В прошлом году в этом месте марафон пришлось пустить прямо по этой дороге, идущей к Тетюшкинским дачам. Но в этом году удалось соорудить рядом с дорогой такую вот полку, на которой в день гонки будет нарезано две лыжни.Это самое проблемное место всей трассы - здесь относительно оживлённый (по меркам Кандалакши) автомобильный трафик и здесь постоянно ездят снегоходы, не желающие придерживаться своего коридора и норовящие раз за разом заехать на лыжню. После гонки 2024 года Андрей Тютерев сказал, что они постараются в будущем найти какое-то решение и попытаются увести гонку в сторону от этой дороги.
В прошлом году в этом месте марафон пришлось пустить прямо по этой дороге, идущей к Тетюшкинским дачам. Но в этом году удалось соорудить рядом с дорогой такую вот полку, на которой в день гонки будет нарезано две лыжни.Это самое проблемное место всей трассы - здесь относительно оживлённый (по меркам Кандалакши) автомобильный трафик и здесь постоянно ездят снегоходы, не желающие придерживаться своего коридора и норовящие раз за разом заехать на лыжню. После гонки 2024 года Андрей Тютерев сказал, что они постараются в будущем найти какое-то решение и попытаются увести гонку в сторону от этой дороги.Иван Исаев

 

Старт

Организаторы захотели проявить уважение к журналу «Лыжный спорт» и дали мне стартовый номер в элите. Привело это к тому, что на первом же километре народ пошёл сквозь меня стеной, очень прилично загнав пульс куда-то под самую планку. И вот непонятно, что с этим делать: и не встать на заранее отведённое для тебя организаторами место как-то невежливо, и стартовать с элитой – тоже вариант так себе. На «Галичском Заозерье» мне тоже дали номер в элите, но я туда просто не пошёл, встав в середину пелотона. Организаторы, как я понял, удивились, не увидев меня на предложенном ими почётном месте. Нужно, наверное, всё-таки проявлять уважение к организаторам и стартовать со предложенного места, а потом где-то в конце стартовой поляны просто отходить в сторону, пропуская вперёд хотя бы половину участников. Похоже, этот вариант будет для меня сейчас оптимальным.

Два члена оргкомитета соревнований: Лариса Никитина и Илья Тютерев что-то обсуждают в преддверии гонки.
Два члена оргкомитета соревнований: Лариса Никитина и Илья Тютерев что-то обсуждают в преддверии гонки. Елена Исаева

*

Встретились два старых закадычных друга: Петя Кузнецов и Володя Кочетов. Радости обоих – нет предела.
Встретились два старых закадычных друга: Петя Кузнецов и Володя Кочетов. Радости обоих – нет предела. Елена Исаева

*

А через несколько мгновений к Пете с Вовой присоединились и мы с Юриком Кирьяновым.
А через несколько мгновений к Пете с Вовой присоединились и мы с Юриком Кирьяновым. Елена Исаева

*

Мы договорились с Петей Кузнецовым выйти на старт в одинаковых университетских комбинезонах. Зная об этом, Андрей Тютерев дал нам два соседних номера в элите (99 и 100). А позади нас в глубине кадра - наш хороший товарищ, суперсотник «Л.С.» и супермен, спортивный врач Женя Кадлубинский (№88).
Мы договорились с Петей Кузнецовым выйти на старт в одинаковых университетских комбинезонах. Зная об этом, Андрей Тютерев дал нам два соседних номера в элите (99 и 100). А позади нас в глубине кадра - наш хороший товарищ, суперсотник «Л.С.» и супермен, спортивный врач Женя Кадлубинский (№88). Елена Исаева

*

Людмила Васильевна и Валентин Васильевич Тютеревы – родители Андрея и Ильи Тютеревых. Наверное, не без удивления и не без гордости наблюдают они за тем, что сотворили их сыновья на родной земле Кольского Заполярья.
Людмила Васильевна и Валентин Васильевич Тютеревы – родители Андрея и Ильи Тютеревых. Наверное, не без удивления и не без гордости наблюдают они за тем, что сотворили их сыновья на родной земле Кольского Заполярья.Елена Исаева

 

Трасса

Слушайте, вот тут мне хочется использовать слово «эпическая». Трасса эта и вправду необыкновенно хороша и живописна: на первых 25 км ты постоянно либо ввинчиваешься в небо по каким-то бесконечным просекам-подъёмам, либо долго-долго скользишь вниз в стойке. Потом, после 25-го километра, станет полегче, трасса немного успокоится и станет преимущественно равнинной, постоянно играя при этом, тем не менее, небольшими подъёмами и спусками. Но вот эти первые 25 км – это, доложу я вам, нечто. Так и хочется применить по отношению к ним то самое словечко.

В прошлом году многие жаловались на однообразие заключительной части дистанции, поэтому в этом году организаторы добавили в самом конце пару длинных подъёмов. Володя Кочетов потом на заключительном торжественном ужине аж взмолился: не нужно добавлять эти подъёмы на финише, подумайте о таких, как мы, ветеранах!

Но тут я с Володей не согласен. И хотя эти заключительные километры дистанции дались мне тоже невероятно тяжело, я, тем не менее, приветствую эту «добавку» от организаторов на финише. Очень хорошо рассказал об этом участке трассы Витя Ревин, он к этим двум заключительным подъёмам подошёл, судя по протоколу, с Алексеем Бровиным из Мурманска. Так вот, когда Алексей увидел эти заключительные подъёмы перед собой, он грустно заметил Виктору: «Ну вот здесь мы с тобой и попрощаемся». Подъёмы эти в самом конце довольно ровной второй половины дистанции превращают эту гонку в настоящее испытание, ставят весьма эффектную точку в гонке и убирать их, как мне кажется, не стоит, их нужно сохранить обязательно, быть может, даже усилив этот вау-эффект от Полярных Зорь ещё одним подъёмом (на ужине после гонки обсуждался и такой вариант). Эти последние километры должны стать настоящим испытанием, должны сделать всех участников этой гонки подлинными героями (и нас с Володей Кочетовым в том числе).

Старт!
Старт!Елена Исаева

*

На 5-м километре впереди сплошь – «Русская Зима».
На 5-м километре впереди сплошь – «Русская Зима». Алексей Некрасов

*

Смазчик команды Виктор Ревин (№111) отправится на гонку на мази держания и займёт в ней весьма высокое 8-е место (по сути, прямо вслед за действующими гонщиками «Русской Зимы»). Насколько я понимаю, Витя окажется в этот день первым среди «мазевых» спортсменов.
Смазчик команды Виктор Ревин (№111) отправится на гонку на мази держания и займёт в ней весьма высокое 8-е место (по сути, прямо вслед за действующими гонщиками «Русской Зимы»). Насколько я понимаю, Витя окажется в этот день первым среди «мазевых» спортсменов. Алексей Некрасов

*

Владелец питерской сети магазинов «Спортивная линия» Кирилл Горев проехал в этот день всю трассу даблполингом и показал весьма высокий для своего возраста результат: 57 место, 3:35,19.
Владелец питерской сети магазинов «Спортивная линия» Кирилл Горев проехал в этот день всю трассу даблполингом и показал весьма высокий для своего возраста результат: 57 место, 3:35,19.Алексей Некрасов

*

На трассе – основатель Центра спортивной медицины SPORTDOC доктор Кадлубинский. Женя сегодня - чрезвычайно дорогой, чрезвычайно модный и чрезвычайно востребованный специалист в своей области. Загляните на сайт Sportdoc.ru. Впрочем, там можно найти и относительно бюджетные варианты решения тех или иных проблем с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.
На трассе – основатель Центра спортивной медицины SPORTDOC доктор Кадлубинский. Женя сегодня - чрезвычайно дорогой, чрезвычайно модный и чрезвычайно востребованный специалист в своей области. Загляните на сайт Sportdoc.ru. Впрочем, там можно найти и относительно бюджетные варианты решения тех или иных проблем с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.Алексей Некрасов

*

Петя Кузнецов при таком ракурсе (снизу) выглядит каким-то ну просто великаном… Петя сегодня… В прежние времена про него сказали бы – директор крупного совхоза. Но сегодня он, наверное, называется директором крупного земледельческого хозяйства, владеющего и обрабатывающего в Подмосковье тысячи гектаров. Сеет рожь и пшеницу, кукурузу и овёс, рапс и гречиху, управляет тракторами и комбайнами, грузовиками и сеялками, бензоколонками и зернохранилищами. При встрече обязательно пожмите ему руку и поблагодарите - есть за что. Человек не криптой занимается и не биржевыми спекуляциями - хлеб выращивает, делает настоящее мужское дело.
Петя Кузнецов при таком ракурсе (снизу) выглядит каким-то ну просто великаном… Петя сегодня… В прежние времена про него сказали бы – директор крупного совхоза. Но сегодня он, наверное, называется директором крупного земледельческого хозяйства, владеющего и обрабатывающего в Подмосковье тысячи гектаров. Сеет рожь и пшеницу, кукурузу и овёс, рапс и гречиху, управляет тракторами и комбайнами, грузовиками и сеялками, бензоколонками и зернохранилищами. При встрече обязательно пожмите ему руку и поблагодарите - есть за что. Человек не криптой занимается и не биржевыми спекуляциями - хлеб выращивает, делает настоящее мужское дело.Алексей Некрасов

*

69-летний москвич Олег Менжак. Олег уже много десятилетий любые классические гонки (на любом рельефе) проходит исключительно даблполингом. Трудно достоверно сказать, кто именно – Андерс Окланд из Норвегии или Олег Менжак из России - стал первым применять этот вид передвижения по лыжной трассе, но Лёша Ильвовский утверждает, что Олег так ездит с начала 90-х прошлого века.
69-летний москвич Олег Менжак. Олег уже много десятилетий любые классические гонки (на любом рельефе) проходит исключительно даблполингом. Трудно достоверно сказать, кто именно – Андерс Окланд из Норвегии или Олег Менжак из России - стал первым применять этот вид передвижения по лыжной трассе, но Лёша Ильвовский утверждает, что Олег так ездит с начала 90-х прошлого века. А.Некрасов

*

Любимец публики, балагур и весельчак, вечный лыжный кочевник, обладатель семи внуков Володя Кочетов. Если не ошибаюсь, у него уже 15 медалей Wordldloppet-мастера, и на каком-то этапе он уже просто перестал закрывать эти паспорта: «Ну сколько можно?»
Любимец публики, балагур и весельчак, вечный лыжный кочевник, обладатель семи внуков Володя Кочетов. Если не ошибаюсь, у него уже 15 медалей Wordldloppet-мастера, и на каком-то этапе он уже просто перестал закрывать эти паспорта: «Ну сколько можно?» Алексей Некрасов

Летописец skisport.ru Владимир Вольнов на 25-м километре трассы сломал палку, на 3-м пункте питания волонтёры обмотали ему эту палку в месте поломки скотчем, но вскоре палка всё равно ещё раз сломалась, уже выше отремонтированного места. Володя 30 км ехал с одной палкой, но добрался до финиша, показав результат 5:42.28 и сумел занять в этой гонке даже не последнее место (161 результат из 166 финишировавших).
Летописец skisport.ru Владимир Вольнов на 25-м километре трассы сломал палку, на 3-м пункте питания волонтёры обмотали ему эту палку в месте поломки скотчем, но вскоре палка всё равно ещё раз сломалась, уже выше отремонтированного места. Володя 30 км ехал с одной палкой, но добрался до финиша, показав результат 5:42.28 и сумел занять в этой гонке даже не последнее место (161 результат из 166 финишировавших). Из архива Владимира Вольнова

Высшая лига

Сколько в России проводится сейчас марафонов из точки в точку? Насколько мне известно, таких гонок в нашей стране сейчас проводится только пять. Марафон из точки в точку требует очень непростой логистики, требует организации сразу двух стартово-финишных городков, значительно бóльших усилий по подготовке трассы, организации питательных пунктов, транспортировке вещей участников, транспортировке как самих участников с места финиша в направлении старта, так и всего судейско-волонтёрского корпуса, организации службы скорой помощи и эвакуации участников в случае возникновения экстренной ситуации. Но и профит в виде всегда очень живописной трассы, в виде постоянно меняющегося ландшафта, в виде очень ярких впечатлений участников при проведении гонки из точки в точку обеспечен.

Давайте я даже попробую совместно с Исполкомом Союза Марафонов «Лыжная Россия» составить простейшую табличку-рейтинг таких марафонов. И вот что у нас получилось:

Рейтинг лыжных марафонов из точки в точку 2024 года.
Рейтинг лыжных марафонов из точки в точку 2024 года. Союз Марафонов "Лыжная Россия"

Каждый из этих марафонов, по-видимому, уникален.

Про Сахалин скажу ниже (далее будет понятно, почему).

Николов Перевоз Вело 1 проходит в московском регионе, по абсолютной равнине (вдоль канала), то есть добраться сюда – просто, трасса – не сложная, репутация организаторов – высокая, и этим обусловлено большое количество участников.

Про Кандалакшу - Полярные Зори в этой главке ничего писать не буду, в конце концов, этому марафону посвящена вся эта статья, зачем повторяться?

Сафроновская – экстремальная, туристическая, 100-километровая, идущая от костра к костру, по глубоким снегам, финиширующая в ночи - необыкновенно трудная, колоритная, запоминающаяся (подробнее тут: Сафроновская сотня: 20 лет спустя).

Кижи. Про этот марафон я знаю, что идёт он по льду Онежского озера, что количество участников ограничено вместимостью нескольких судов на воздушной подушке, что перед стартом для участников организуется экскурсия по Кижам, что дистанция – лёд и просторы Онежского озера, – в общем, необыкновенно сложный с точки зрения логистики марафон.

А теперь – о Сахалинском. Честно говоря, цифрой этой – 352 участника на финише марафона из точки в точку - я был обескуражен. Где-то на краю страны, куда с «большой земли» добираться и дорого, и трудно, где нужно сменить при поездке немало часовых поясов, люди проводят марафон из точки в точку, и к ним приезжает  в гости аж под четыре сотни участников! Сахалин реально впечатлил этой цифрой. Похоже, там проводится что-то по-настоящему неординарное, так что завидую тем, кто уже приобрёл этот опыт.

...Позволю себе одно небесспорное соображение по поводу. Как мне кажется, в России марафоны эти – из точки в точку – всегда на грани закрытия, исчезновения. Дорого, сложно, замысловато, нерентабельно. Не случайно исчезли из календаря такие гонки, как Карельская Сотня, Хамар-Дабан, Дмитров – ГАБО, в этом году не проводился Мутновский марафон. Перестала проводиться из точки в точку «Европа – Азия». И ведь наверняка я ещё не всё вспомнил…

 

Денис Немцов (это, если кто забыл, владелец издательства «Тулома», выпускающего у нас в стране важные спортивные книги), прошёл навстречу участникам на последних десяти километрах дистанции и сделал несколько очень важных снимков, дающих представление о трассе марафона. На данном снимке трасса идёт по краю старого (сейчас не использующегося и потому заснеженного) аэродрома сельской авиации.
Денис Немцов (это, если кто забыл, владелец издательства «Тулома», выпускающего у нас в стране важные спортивные книги), прошёл навстречу участникам на последних десяти километрах дистанции и сделал несколько очень важных снимков, дающих представление о трассе марафона. На данном снимке трасса идёт по краю старого (сейчас не использующегося и потому заснеженного) аэродрома сельской авиации.Денис Немцов

*

Поворот трассы. Вдали виднеется гряда Хибин.
Поворот трассы. Вдали виднеется гряда Хибин. Денис Немцов

*

На трассе – лидеры гонки среди мужчин: Ермил Вокуев, Алексей Шемякин, Александр Гребенько.
На трассе – лидеры гонки среди мужчин: Ермил Вокуев, Алексей Шемякин, Александр Гребенько.Денис Немцов

*

Виктор Ревин тащит на себе маленький пелотон из четырёх человек. Когда эта группа подъедет к заключительным подъёмам, Виктор без труда (напомню, что он бежал в этот день с мазью держания) уедет от всех этих своих соперников.
Виктор Ревин тащит на себе маленький пелотон из четырёх человек. Когда эта группа подъедет к заключительным подъёмам, Виктор без труда (напомню, что он бежал в этот день с мазью держания) уедет от всех этих своих соперников. Денис Немцов

*

Типичный вид марафона: просека с двумя лыжнями, хрустящий снег под палками и лыжами, лес по бокам, солнце, минус 7 на градуснике и 7 апреля на календаре. Скажите, что ещё нужно лыжник для полного, абсолютного счастья?
Типичный вид марафона: просека с двумя лыжнями, хрустящий снег под палками и лыжами, лес по бокам, солнце, минус 7 на градуснике и 7 апреля на календаре. Скажите, что ещё нужно лыжник для полного, абсолютного счастья? Денис Немцов

 

Будущее

Я не знаю, каким путём будет развиваться далее этот проект. Рождённый как эхо, как прообраз возможного будущего российского этапа СкиКлассикс, марафон этот может сам в свою очередь инициировать появление весьма значимого для этих двух городов плоскостного спортивного сооружения под условным названием «Круглогодичная тропа здоровья» – подобный тому, что создал в своём родном Барнауле предприниматель и лыжник Александр Фёдорович Ракшин. Эта трасса могла бы функционировать как маршрут, на котором были бы оборудованы (предположим, через каждые 15 км) хижины с кострищами, лавочками, мусорными баками, дровниками, туалетами. Зимой – лыжи, летом – велосипед, скандинавская ходьба, бег. Я не стану распространяться на эту тему – достаточно пройти по вышеприведённой ссылке и посмотреть, как всё это устроено в Барнауле или почитать наше небольшое интервью с владельцем «Русской зимы» Никитой Таммом в конце этого репортажа. К тому же давайте не пройдём мимо слов тренера сборной команды России по лыжным гонкам Юрия Викторовича Бородавко, который заметил, что российским стартам Кубка России не хватает гонки из точки в точку. Вспомните, с каким размахом совсем недавно прошла первая российская гонка в гору в Кировске. Прибавьте к «обычным» стартам Кубка России и подъёму в гору ещё и такую вот гонку из точки в точку – вот вам ещё один смысл, ещё одно воплощение, ещё одно наполнение идеи проведения этого марафона.

Команда одного из пунктов питания (всего их было четыре). Парни и девчонки, спасибо!
Команда одного из пунктов питания (всего их было четыре). Парни и девчонки, спасибо! А.Некрасов

*

Это фотография сделана моей женой, Леной. Не без удивления я просматривал сделанные ею снимки: вот она тупо, в лоб, щёлкнула медали финишёров на столе, потом немного переместила телефон таким образом, что на фоне медалей появился комментатор соревнований Андрей Арих (но финишная арка и надпись на ней при этом некрасиво зарезались), а уже на следующем снимке она скомпоновала кадр так, что на дальнем фоне появилась финишная арка в полном своём виде и объёме. Хорошая работа ;)
Это фотография сделана моей женой, Леной. Не без удивления я просматривал сделанные ею снимки: вот она тупо, в лоб, щёлкнула медали финишёров на столе, потом немного переместила телефон таким образом, что на фоне медалей появился комментатор соревнований Андрей Арих (но финишная арка и надпись на ней при этом некрасиво зарезались), а уже на следующем снимке она скомпоновала кадр так, что на дальнем фоне появилась финишная арка в полном своём виде и объёме. Хорошая работа ;) Елена Исаева

*

Ермил Вокуев первым пересекает финишную ленточку.
Ермил Вокуев первым пересекает финишную ленточку. А.Некрасов

*

Победитель и призёры гонки слева направо: Алексей Шемякин (2-е место), Ермил Вокуев (1-е место) и Александр Гребенько (3-е место).
Победитель и призёры гонки слева направо: Алексей Шемякин (2-е место), Ермил Вокуев (1-е место) и Александр Гребенько (3-е место). А.Некрасов

*

Финиширует победительница гонки среди женщин Ольга Царёва.
Финиширует победительница гонки среди женщин Ольга Царёва. А.Некрасов

*

Никита Тамм и его жена, директор «Русской Зимы» Лариса Никитина натягивают финишную ленточку перед Андреем Тютеревым, спортивным директором команды.
Никита Тамм и его жена, директор «Русской Зимы» Лариса Никитина натягивают финишную ленточку перед Андреем Тютеревым, спортивным директором команды. А.Некрасов

*

В голову приходит песенка: «…С лейкой и блокнотом, / А то и с пулемётом, / Сквозь огонь и стужу мы прошли…». По-видимому, корреспондентка местного радио или газеты берёт интервью у Ермила. В одной руке - фотоаппарат, в другой - диктофон, на плече - тяжёлая сумка с объективами, аккумуляторами, ноутбуком. Сразу же вспомнилось, как на чемпионатах мира и Олимпиадах вот так же, почти высунув язык, носился с диктофоном и фотоаппаратом наперевес и я, а потом летел в пресс-центр расшифровывать звуковые файлы, сортировать и обрабатывать фотографии. Эх, молодость…
В голову приходит песенка: «…С лейкой и блокнотом, / А то и с пулемётом, / Сквозь огонь и стужу мы прошли…». По-видимому, корреспондентка местного радио или газеты берёт интервью у Ермила. В одной руке - фотоаппарат, в другой - диктофон, на плече - тяжёлая сумка с объективами, аккумуляторами, ноутбуком. Сразу же вспомнилось, как на чемпионатах мира и Олимпиадах вот так же, почти высунув язык, носился с диктофоном и фотоаппаратом наперевес и я, а потом летел в пресс-центр расшифровывать звуковые файлы, сортировать и обрабатывать фотографии. Эх, молодость… А.Некрасов

*

Подарок

В 2015 год в Дёмино состоялся единственный Дёминский классический марафон, в котором мне повезло принять участие, и после этого данная гонка канула в небытие. В 2012 Андрей Огнев при поддержке СОК ГАБО и Геннадия Фищенко провели первый и пока единственный марафон из точки в точку по маршруту Дмитров – ГАБО, и вот в этой гонке мне принять участие не довелось (приболел). Я не знаю, как сложится дальнейшая судьба марафона Кандалакша – Полярные Зори, я желаю этой гонке долгой и счастливой судьбы, но помните – гонки не вечны, особенно гонки, проходящие из точки в точку. Подарите себе (или жене, или подруге), пока не поздно, этот праздник. Сюда, кстати, очень удобно приезжать после Марафона Праздника Севера, покататься по этой трассе, прикатать её под себя, пройти эти подъёмы и спуски, оценить свои шансы (дабл или мазь?). А Владимир Кленин у нас на форуме предлагает даже совершить этакое северное весеннее лыжное турне по четырём городам Кольского полуострова: Апатиты – Мурманск – Кировск – Кандалакша.

…Я вот в этом году из абсолютной зимы и мази Rode - 10 – 30 попал в весеннюю Москву с температурами за 20 градусов тепла. Контраст – поразительный, окончание зимы – эффектное. В моей жизни это случилось, а у вас, надеюсь, всё ещё только впереди.

  *   *   *

А теперь – обещанное послесловие от руководителя компании «Биохиммак», владельца команды «Русская Зима».

Никита Тамм: если Кандалакша подключится к этому проекту, мы выйдем на проведение одного из самых запоминающихся, самых знаковых марафонов в России

 

Никита Евгеньевич Тамм даёт интервью телекомпании Росатом.
Никита Евгеньевич Тамм даёт интервью телекомпании Росатом.Из архива "Русской Зимы"

 

 

- Твои впечатления от гонки? 

- Мне кажется, по сравнению с прошлым годом мы сделали существенный шаг вперёд – и с точки зрения организации, и с точки зрения самого уровня соревнований. В прошлом году присутствовала некая нервозность организаторов, мы не до конца понимали, кто за что отвечает и кто что делает, хотя в целом всё было более или менее нормально. В этом же году всё было чётко, ясно и понятно, и не было, начиная с момента регистрации и заканчивая награждением, никаких ни накладок, ни проблем, ни сложностей, ни нервов – все знали, что им нужно делать. То есть прошлый год был таким тестовым, разгонным, а в этом году я уже наблюдал за спокойной и качественной работой организаторов и волонтеров гонки.

- Я для себя сделал удивительное открытие. Я предполагал, что «Русская зима» и Биохиммак — это всего лишь, назовём это так, «поставщики» элитных гонщиков на эту гонку, что вы её таким образом поддерживаете. И вдруг сегодня узнаю, что вы реально являетесь соорганизатором этой гонки. Какова ваша роль в этом проекте?

- Очень здорово, что мы нашли общий язык с руководством города Полярные Зори и с руководством Кольской атомной станции. И мы, и вышеперечисленные мои коллеги хотим развивать эту гонку, хотим вывести её на первые рубежи в российском марафонском движении, потому что всё, что здесь есть вокруг: природа, возможности, трасса, благоприятное отношение руководства Полярных Зорь и Кольской АЭС позволяют нам сделать существенный шаг вперёд и начать проводить здесь качественный марафон из точки в точку - марафон, каких у нас в стране практически никто и не проводит.

- За что отвечает в этой истории Биохиммак? Что вы даёте: деньги, материальные ценности, услуги, оплачиваете изготовление чего-то?

- Тут очень тяжело разделить. Я бы сказал, что тут сформировался некий коллектив единомышленников, сложившийся из финансовых возможностей компании Биохиммак с одной стороны, организационных возможностей руководства Кольской атомной и профкома этой станции, плюс энтузиазма работников атомной станции, которые заинтересованы в проведении такого интересного марафона - они делают своё дело, всё это складывается воедино, и получается такой организационный кулак, который, по крайней мере на данном этапе, не делит зон ответственности с точки зрения «это ваше, а это наше». Биохиммак может решать вопросы финансовые, связанные с награждением, Кольская атомная может решить вопросы с оплатой выездных буфетов, арендой стадиона, изготовлением сувениров и т.д. Всё это сложилось в приятный рабочий коллектив, который может двигаться дальше и реализовывать идею совместного проведения и развития марафона до состояния лучшего в России, не побоимся этого слова.

 

На этом фото в кадр попали очень важные люди: руководитель компании «Биохиммак» Никита Евгеньевич Тамм (слева), директор Кольской атомной станции Василий Васильевич Омельчук (в центре) и глава города Полярные Зори Максим Олегович Пухов (справа). Это благодаря поддержке этих трёх людей марафон Кандалакша – Полярные Зори так уверенно набрал обороты и «зашагал» по просторам лыжной России.
На этом фото в кадр попали очень важные люди: руководитель компании «Биохиммак» Никита Евгеньевич Тамм (слева), директор Кольской атомной станции Василий Васильевич Омельчук (в центре) и глава города Полярные Зори Максим Олегович Пухов (справа). Это благодаря поддержке этих трёх людей марафон Кандалакша – Полярные Зори так уверенно набрал обороты и «зашагал» по просторам лыжной России. Алексей Некрасов

 

- Я сегодня ехал по этой трассе, и она мне показалась необыкновенно живописной. И я не увидел каких-то следов вандализма, порчи лыжни со стороны снегоходчиков - всё было близко к идеалу. Можно ли эту трассу как-то облагородить, расширить, сделать её круглогодичной тропой здоровья, которая будет функционировать между Полярными Зорями и Кандалакшей: зимой – лыжи, летом - бег, ходьба, велосипед, скандинавская ходьба? Вы обсуждали эту тему с руководителями городов, состоялся ли у вас такой диалог?

- Мне, конечно, со стороны тяжело на этот вопрос отвечать… (Задумывается). А с другой стороны, как раз со стороны, может быть, наоборот, и легко. У меня нет никаких политических или организационных заинтересованностей в той или иной формулировке, но мне кажется, что и Кольская атомная, и Полярные Зори готовы, и всё делают для того, чтобы с высоты своих возможностей сделать то, о чём ты говоришь, то есть превратить этот маршрут в круглогодичную тропу здоровья. Самое главное, чтобы руководство города Кандалакши, мэр города, соответствующие структуры, отвечающие за развитие физкультуры и спорта, за развитие социальной сферы, тоже включились в этот процесс. Пока, к сожалению, вся движущая сила этого марафона, все его будущие возможные перспективы мы видим в том, что Полярные Зори и Кольская атомная способствуют развитию и продвижению этого проекта. Если в это подключится в том или ином виде ещё и руководство Кандалакши, мне кажется, это решит все проблемы, и мы выйдем на проведение одной из самых запоминающихся, самых знаковых лыжных марафонских гонок нашей страны.

 

*   *   *

Страничка команды "Русская Зима" во ВКонтакте

Ещё почитать о российских лыжных марафонах:

Сафроновская сотня, (Московская область, 2004 г.)

Зовёт Хамар-Дабан (Байкал, 2005 год)

Карельская многодневка (Карелия, 2010 год).

Белокурихинский марафон - полный разрыв шаблона (Алтай, 2017 г.) 

PTZ-ski-marathoh - окно в СССР, пропуск в матрицу, билет туда, куда не возвращаются (Карелия, 2020 г.)

"Галичское Заозерье" (Костромская область, 2024 г.)

Сафроновская сотня - двадцать лет спустя (2024 г.).

Плед Марафона Праздника Севера (Мурманск, 2024 г.)

25 7734 Иван Исаев 12.04.2024 07:20
Рейтинг: +31 +31 0

Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.

12.04.2024 08:51
Иван Иванович, спасибо за популяризацию этого марафона и интересную статью! Единственное Виктор Ревин мне кажется не только смазчик команды RWT, но так же и тренер некоторых спортсменов. В прогрессе Даши Каневой есть и частичка его труда.
Ссылка Рейтинг: +17 +17 0
12.04.2024 09:39
Хорошая статья, как будто сам заново пробежал.

Единственное, сравнивать с Кижами и Сахалином нерелевантно, там марафоны свободным стилем.

И логистика КанПол все-таки сложнее, пожалуй, одна из самых сложных.

Ну и КанПол вне Рашалопет, это минус много участников.
Ссылка Рейтинг: +10 +11 -1
12.04.2024 10:14
Отличная статья!
По поводу набора: по моим часам 718м,если быть точным.
Погрешности у разных моделей могут быть,в любом случае истина где-то в коридоре 600-800м набора.
Ссылка Рейтинг: +5 +5 0
Спасибо за статью! Большая и душевная работа!
Ссылка Рейтинг: +8 +8 0
И логистика КанПол все-таки сложнее, пожалуй, одна из самых сложных.
А в чём сложность логистики с Кандалакшей - Полярными Зорями? Из Москвы и Петербурга достаточно в поезд сесть. Из остальных городов - да, может потребоваться пересадка, но неужели в Петрозаводск или Южно-Сахалинск будет проще добраться?
Или сложность в перемещении между городами до/после старта?
Лыжный марафон ещё не бегал (хотя заглядываюсь на него всё больше), но неоднократно бегал в Кандалакше трейлы. И если время старта подобрано удобно, то если из Москвы, каждый раз можно одним отгулом с работы обойтись: день едешь и набираешься сил - бежишь - в тот же день едешь обратно и набираешься сил перед работой.
Ну и КанПол вне Рашалопет, это минус много участников.
Неужели это действительно многим важно? Я так и не понял, что особенного даёт пребывание марафона в этой серии.
Ссылка Рейтинг: +7 +8 -1
12.04.2024 11:43
Супер! Красивейший марафон.

А про Сахалин можно не удивляться. Там эпично, там прекрасно, там на лучшем мировом уровне все, начиная от здания аэропорта, ресторанов, горнолыжки, пейзажей, трассы и всего-всего.

У меня когда на финише интервью там брали, умудрился сказать, что марафон на Сахалине это топ 3 мировых марафонов, настолько эмоции переполняли. Сейчас спустя немного времени, наверно в личный топ - 5 мировых и топ 3 российских включил бы все равно.

Кто не был, всем попробовать рекомендую. И судя по всем отзывам и про Кандалакшу- Полярные Зори можно тоже самое сказать.
Ссылка Рейтинг: +9 +9 0
12.04.2024 11:58
То что классика минус учасники, тот же марафон Азия-Европа-Азия который я пробегал https://youtu.be/F_WAOPglVNA?si=StZ0Nmvai7IJV17G
Там хоть и Рашалоппет  но участников в два раза меньше чем на Европа-Азия в тем же местах по сути.  
Ссылка Рейтинг: -2 +2 -4
12.04.2024 12:08
Судя по временам в протоколе, КанПол в этом году был значительно сложнее, чем в 2023 году. Причем дольше бежали как профи, так и любители, причем намного.

Видимо, сказалось усложнение трассы, плюс тема скольжения не раскрыта, но предполагаю, оно снова было тяжелым и неравномерным.

Насчет разговоров об усложении трека марафона, то усложнять точно не нужно, тк даже в прошлом году он был не легким, и уж точно не прогулкой даже для подготовленных любителей классики.  
Ссылка Рейтинг: +7 +7 0
12.04.2024 12:19
По набору высоты. В прошлом году было 640 м polar grit x. В этом году, судя по усложнению трека, должен быть больше.  
Ссылка Рейтинг: +4 +4 0
12.04.2024 13:42
И снова такой душевный, такой «вкусный» рассказ. Правильно заметил автор, что еще нужно для абсолютного лыжного счастья (ну или почти так..)))
СПАСИБО!
Ссылка Рейтинг: +12 +12 0
12.04.2024 14:13
МВТУ 2024 - 195 финишёров
Кандалакша- Полярные Зори 2024 - 190 финишёров
Ссылка Рейтинг: +8 +8 0
12.04.2024 15:38
morozko, вы это к чему, не понял.
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
Весёлая статья получилась ! Видно, что написана мастером своего дела.
Фотки - улёт ! Все личности на фото, как живые . Полны космической энергией  и желанием дальше продолжать стоять на лыжах ближайшие лет 100

Страсть к марафонам помогает быть здоровым и счастливым, как минимум...
Ссылка Рейтинг: +8 +9 -1
Фото отличные, действительно.
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
12.04.2024 21:40
Да, все было супер, но я бы еще горочек добавил, на первой части они были 5ти ступенчатые, а потом 15 км плоскоча, спина еле выдержала. Спасибо за лыжный праздник!!! Я хоть и перекатался в Хибинах, но дотерпел, а виды блаженство!!!
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
12.04.2024 22:53
Комментарий скрыт модератором Иван Исаев.Скрыто по просьбе автора - по-видимо, нечаянный дубль.
13.04.2024 06:01
Лыжный классический марафон Полярные зори-2024. Супер марафонская лыжная трасса!!!
После 50-го лыжного марафона Праздник Севера. Финишером (50км Св.стилем и 50км Классика). Я перебрался в г.Кандалакша.
Жилье я снял 2-х комнатную квартиру в 7минут ходьбы от лыжного  стадиона, переходя по мосту р.Нива.
Сразу все забывается, когда я в Москве добираюсь  по 1:35-2часа на тренировку (Планерная, ГАБО). На лыжном стадионе можно переодется в теплом помещение, но не всегда. Мы с женой были практичны, переодевались в лыжные ботинки на улице и оставляли их. Лыжная трасса ежедневно готовится бураном и предпособлениями для нарезки лыжни. Круг был 3км,но с 4апреля была нарезана лыжня по марафонской трассе до 5км (ПП1). Далее лыжни не было,
так как велась активная подготовка лыжной трассы к марафону. На тренировке мне зватоло 12-25км. Как сакзали организаторы, что лыжня будет нарезана только 6апреля, т.к. по трассе катаются на снегоходах.
Мне бы хотелось потренироватся и на лыжной трассе Полярные Зори, но до туда нужно ещё доехать.
В свободное время от тренировок мы с женой, ходили гулять по г.Кандалакша. Были на набережной, смотрели в бинокль со смотровой площадки. Нам очень понравилось. Ездили кататься на снегоходе от горнолыжного склона (мотель"Гора Крестовая" на сопка Волосяная, Дубль Дом Кандалакша. На самую верхнюю точку откуда открывался панорамный вид на животистную природу.
Ходили за родниковой водой в лес.
Очень понравилось вечернее освещение, герлянды по улицам города.
Вечером 5апреля по прогнозу была самая большая шкала увидеть северное сияния своими глаза. Мы нашли тёмное место на стартовой лыжной поляне. И долго смотрели на небо. И вот вдруг оно появилось. Это было, что то необычное. Удалось сфотографировать это чудо природы.
Марафон.
Получив стартовый номер и пакет участника  в ДЮСШ,я направился на стартовую поляну где окончательно подготовил лыжи на держание, обкатав их в подъем.
Старт.
Участники активно начали марафон.
После ПП2 на 25км у меня сломалась лыжная палка, из за неудачной постановки во время отталкивает её просто свернул. На идти по переменным ходом я ещё мог. Но толкаться  палками я уже не мог. На ПП3(32км), заменить поломоннуб лыж.палку не удалось. Волонтёры перемотали её скотчем. После я активно начал отталкиваться (даблполингом). И лыжная палка сломалась ещё выше. Так я и доехал до финиша.
Финишировал. На финише ведущий Андрей Арих, распросил меня :"На каком километре, произошла поломка лыжной палки". Я все рассказал. На финише меня ждала жена (Инна), она была очень удивлена моей выдержки проехав 30км с одной лыжной палкой. После был обед финишера. Тёплый гринтвейн. До г.Кандалакша организаторы предоставили большой автобус на котором мы доехали.
Дома жена приготовила ужин (картошка, жареная горбуша +пиво различное).
Мой впечатления от марафона были очень приятными, не смотря на сломанную лыжную палку. Рельеф марафонской трассы очень серьёзный, есть где поработать в подъем, спуски и равнинный места. Питание нормальное (горячий чай, соленые огурцы, бананы). На финише красивая медаль. Но на ней даже нет даты самого марафона.
Мне ещё раз хочется приехать на этот лыжный классический марафон Полярные зори 2025 и финишировать...  
Ссылка Рейтинг: +5 +5 0
13.04.2024 06:04
Если удолять все, что я написал то это от 12.04.2024  22:53
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
13.04.2024 07:22
Написал Андрей Тютерев, указав на три ошибки-неточности:
1. На фото девушка со спины, которая готовит для участников стартовые пакеты - Милена Габушева (я со спины её не узнал).
2. Лыжня по берегу озера - на самом деле лыжня по краю аэродрома сельской авиации.
3. Самая существенная ошибка на подписи к снимку, где лыжня идёт по краю дороги по полке, и где я написал про дежурную машину, проходящую здесь один раз в сутки. На самом деле один раз в сутки машина проходит в другом месте - на втором стартовом километре (там кусочек метров в 500 мы проехали именно по дороге). А вот в том месте, где сбоку от дороги полка (дорога на Тетюшкинские дачи), как раз машины ходят часто, и снегоходы - тоже. Андрей даже заметил, что они, скорее всего, будут искать решение, как вообще увести трассу от этого участка.

Все три ошибки сейчас исправлю.

Да, и ещё добавлю фото нашего летописца Владимира Вольнова, более половины дистанции преодолевшего со сломанной палкой - Володя этого достоин. Лучше поздно, чем никогда.
Ссылка Рейтинг: +8 +8 0
Очень душевный материал.Спасибо Ивану Ивановичу и всей вашей московской компании за популяризацию лыжного спорта и поддержку нового спортивного мероприятия. Неплохие фото, жаль что мало меняется, с времен моей спортивной молодости в Кандалакше, но надеюсь, что приход таких мероприятий и людей поможет организационно и там...
Ссылка Рейтинг: +3 +3 0
13.04.2024 09:45
Из очерка Вольнова Владимира особенно мне понравилась жареная горбуша с картошкой, которых Инна ему приготовила после финиша. Я сам очень люблю жарить рыбу на марафонах - Олег Немков помнит моих судаков и в Рыбинске и треску в Кировске - они были великолепны!

К новостям последним ещё хочется отметить, что общественности во главе со Счастливыми удалось победить в Малиновке (Буторин отказался от Кононовской и передал всё области), я думаю, благодаря и нам тут. Так что порядок вернется туда и мы будем все встречаться в будущем как и прежде там, в т.ч  и с этой прекрасной парой Вольновых, где мы собственно и познакомились.

Что касается марафона, то надо будет в будущем пробежать по новой трассе, заинтересовал новый рельеф с горами в конце, в прошлом году меня как раз в конце поперло!
Ссылка Рейтинг: +1 +4 -3
13.04.2024 10:08
Добавил иллюстрации с данными с часов Максима Вылегжанина, Алексея Шемякина, Петра Кузнецова - кому интересно, посмотрите (главка "Суммарный перепад высот").
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
Шикарная новость - спасибо Иван Иванычу, и конечно, спасибо всем, вложившим душу в организацию События! Все МО-ЛОД-ЦЫ!
Сам пока не пробовал, но желание появилось ))
Ссылка Рейтинг: +5 +5 0
13.04.2024 13:30
Добавил ещё одну иллюстрацию - данные с часов Алексея Бровина - того, что шёл с Виктором Ревиным до самых последних подъёмов. Его часы показали наибольший в этот день суммарный перепад высот - 884 метра.
Ссылка Рейтинг: +4 +4 0
14 TG 1396
14.04.2024 17:08
Спасибо за статью! Очень интересно.  
Фотографии все такие яркие, солнечные!
Спуски безопасные на трассе?
Вообще в протоколе встречаются знакомые фамилии ))
Мне тоже кажется, что из точки в точку интереснее, опять же для любителей-туристов такие марафоны вполне привлекательны, чем, скажем, 5 кругов по 10 км.
Карельская сотня м.б. и будет. Вроде бы прошлым летом хотели проводить, но только сотню, однако осенью что-то не срослось, по слухам из-за лесозаготовок. Но надежда есть на возрождение.  
Ссылка Рейтинг: +3 +3 0
15.04.2024 05:40
Спуски безопасные на трассе?
Я бы сказал, что безопасные, хотя Володя Вольнов вот "убрался" и сломал палку как раз именно на спуске.
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0