Собственно, сама идея проведения этого марафона возникла в головах братьев Тютеревых в сезоне 2016-17 гг., когда Андрей и Илья привезли на СкиКлассик руководство Кандалакши и там вместе с владельцем серии СкиКлассикс Дэвидом Нильсоном и руководителем московской компании "Биохиммак" Никитой Таммом стали обсуждать возможность проведения российского этапа этого соревнования. Тогда-то и родилась идея попробовать провести гонку из точки в точку из Кандалакши в Полярные Зори и принять на этой трассе всю мировую элиту СкиКлассикс.
Не срослось…
И не срослось прежде всего из-за того, что с ходу не нашлось инвестора, который смог бы оплатить немаленький вступительный взнос в эту серию. Но идея понравилась, поманила, засела в головах, и прежде всего - в головах спортивного директора команды «Русская Зима» Андрея Тютерева и его брата Ильи – сотрудника Кольской атомной станции (оба уроженцы города Кандалакши). Идею братьев Тютеревых поддержал ещё один работник атомной, городской активист Женя Захарченко, потом – руководство Кольской Атомной, профком станции, потом – руководители Биохиммака Никита Тамм и Юрий Кирьянов, и маховик проведения марафона закрутился-завертелся.
Вот короткая справка с сайта соревнований:
«…Лыжный классический марафон Кандалакша-Полярные Зори в 2024 году будет проходить уже 4 раз. В первом старте в 2021 году приняло участие порядка 30 человек, в 2022 - около 100, в 2023 финишировало более 160 спортсменов...»
В 2024 году в этом марафоне финишировало 190 человек: 164 мужчины и 26 женщин.
* * *
Мне повезло – меня на эту гонку пригласили мои старинные университетские друзья, руководители Биохиммака и «Русской зимы» Никита Тамм и Юра Кирьянов. Целую неделю мы с ними жили вместе, катались на лыжах, общались со спортсменами «Русской зимы», ели местные форель с палтусом, оленину, бруснику с морошкой, пили вино и местный ягелевый чай и говорили, говорили, говорили… Это был просто какой-то пир общения, если честно.
Потом в Полярные Зори подтянулись Андрей Арих, Петя Кузнецов, Володя Кочетов, наш любимый спортивный доктор Женя Кадлубинский, и общение это продолжилось. Давненько я не был так подолгу в кругу друзей моей молодости, давненько мы так долго и вдохновенно не чесали языками…
В Кандалакшу 40 лет назад я приезжал на первый снег в составе нашей университетской команды лыжников в теперь уже далёком 1984 году. Хорошо запомнил, что мы тогда праздновали дни рождения Сергея Петрова и Ксении Мурашкиной: Сергею исполнилось 40, а Ксении – 20. Вот потому тот год так хорошо и запомнился.
В Кандалакше я ничего в городе не узнаю, что, впрочем, и не удивительно - столько воды утекло. К лыжному стадиону из города ведёт красивый перекидной мост через речку Ниву. Сам стадион представляет собой уютную и просторную стартовую поляну, откуда расходятся в разные стороны широкие петли лыжной трассы, уходящей куда-то вверх, в сопки и… На стадионе - всего лишь несколько вагончиков-раздевалок. И эти вагончики произвели соответствующее впечатление на фоне добротной и современной лыжной базы в соседних Полярных Зорях.
*
*
Здесь всё то же самое, что и в Кандалакше: такая же просторная стартовая поляна, такие же широкие, уходящие в сопки петли лыжной трассы, но… Здесь есть парковка, сюда можно подъехать на автомобиле, но самое главное – здесь есть современная лыжная база с туалетами, раздевалками, комнатами для подготовки лыж. В Полярных Зорях всё так же, как в Кандалакше, но при этом и всё чуть-чуть по-другому. Здесь чувствуется присутствие Кольской атомной, здесь присутствует какая-то едва уловимая европейскость города на фоне абсолютно советских времён жилого фонда. И вроде бы Кандалакша тоже не бедный город, здесь располагаются алюминиевый завод, морской порт, крупный железнодорожный узел, но вот поди ж ты, на лыжном стадионе – вагончики…
*
Признаюсь, меня всё мучал вопрос – как ехать марафон – на мази или даблполингом? Понятно, что мои сегодняшние физические кондиции никак не соотносятся с возможностями Ермила Вокуева или Лёши Шемякина, но всё-таки позади у меня уже три марафона даблом (состоявшиеся, правда, на довольно щадящем рельефе): Тумский марафон в Рязанской области, PTZ-марафон в Карелии, классический марафон в ГАБО. А какой набор высоты здесь, на марафоне Кандалакша – Полярные Зори? Пытаю Илью Тютерева - он говорит, что что-то около 250 метров. Пытаю его брата Андрея, Никиту, и всё цифра крутится около 250 – 300 метров. Эта цифра обнадёживает, значит, можно точно ехать даблполингом, но мне хочется получить уже абсолютно точную информацию, а найти её никак не получается.
Неожиданно с заседания оргкомитета приходит Никита и сообщает, что на сайте соревнований есть информация о перепаде, это просто я не сумел её найти, и суммарный перепад высот на гонке составит около 1.000 метров. Я аж присвистнул – какой даблполинг?
Делюсь своей болью с женой Никиты – директором «Русской зимы» Ларисой Никитиной, и вместе с ней мы лезем на сайт марафона. Там сам чёрт голову сломит, но с помощью гугл-переводчика и статьи о гомологации лыжных трасс выясняем, что у марафона есть, кроме самых разных других параметров, и пресловутый Total ascent (суммарный подъём), и составляет он 622 метра.
В общем, от всех этих цифр (250 метров от Ильи Тютерева, 1.000 метров от Никиты Тамма, 622 – с сайта соревнований) голова немного идёт кругом, и я осознаю, что лёгкой прогулки здесь точно не будет.
Но самое интересное, что чертовщина с определением суммарного набора высоты продолжилась и после финиша. Сначала у нас на сайте уже после гонки Алекс Фирсов сообщил, что по его часам суммарный набор высоты в этой гонке составил более 700 метров. Потом на торжественном ужине, посвящённом окончанию марафона, Максим Вылегжанин сообщил, что его 6-й Гармин показал суммарный набор высоты в 852 метра, далее Лёша Шемякин назвал свою цифру – его 7-й Гармин показал 745 метров. И в довершение к сказанному уже в Москве Петя Кузнецов прислал информацию со своего Polar Grit X Pro: 750 метров, а следом за Петей Андрей Тютерев прислал данные с часов Алексея Бровина - 884 метра.
В общем, среди всего этого многообразия вычислить абсолютно точную цифру, наверное, у нас с вами так и не получится, но мы можем с достаточно высокой степенью вероятности предположить, что она колеблется в диапазоне от 700 (часы Алекса Фирсова) до 884 метров (часы Алексея Бровина), а в 622 метра от оргкомитета как-то всё-таки не очень верится.
Понимаю, что при таком раскладе ни о каком даблполинге говорить не приходится, и прошу Никиту помочь со смазкой - он отдаёт мои лыжи на подготовку в команду, Виктору Ревину – смазчику «Русской Зимы». Забегая вперёд, скажу, что Виктор намазал лыжи классно – скользили они на спусках не хуже, чем у даблполеров, но при этом и держали на подъёмах «как от стенки». Сам Виктор, как потом выяснится, поехал на аналогичной смазке и стал восьмым в абсолюте и первым среди тех, кто бежал в этот день на мази. Вот ведь в какой форме находятся смазчики «Русской Зимы»!
*
*
*
*
Организаторы захотели проявить уважение к журналу «Лыжный спорт» и дали мне стартовый номер в элите. Привело это к тому, что на первом же километре народ пошёл сквозь меня стеной, очень прилично загнав пульс куда-то под самую планку. И вот непонятно, что с этим делать: и не встать на заранее отведённое для тебя организаторами место как-то невежливо, и стартовать с элитой – тоже вариант так себе. На «Галичском Заозерье» мне тоже дали номер в элите, но я туда просто не пошёл, встав в середину пелотона. Организаторы, как я понял, удивились, не увидев меня на предложенном ими почётном месте. Нужно, наверное, всё-таки проявлять уважение к организаторам и стартовать со предложенного места, а потом где-то в конце стартовой поляны просто отходить в сторону, пропуская вперёд хотя бы половину участников. Похоже, этот вариант будет для меня сейчас оптимальным.
*
*
*
*
Слушайте, вот тут мне хочется использовать слово «эпическая». Трасса эта и вправду необыкновенно хороша и живописна: на первых 25 км ты постоянно либо ввинчиваешься в небо по каким-то бесконечным просекам-подъёмам, либо долго-долго скользишь вниз в стойке. Потом, после 25-го километра, станет полегче, трасса немного успокоится и станет преимущественно равнинной, постоянно играя при этом, тем не менее, небольшими подъёмами и спусками. Но вот эти первые 25 км – это, доложу я вам, нечто. Так и хочется применить по отношению к ним то самое словечко.
В прошлом году многие жаловались на однообразие заключительной части дистанции, поэтому в этом году организаторы добавили в самом конце пару длинных подъёмов. Володя Кочетов потом на заключительном торжественном ужине аж взмолился: не нужно добавлять эти подъёмы на финише, подумайте о таких, как мы, ветеранах!
Но тут я с Володей не согласен. И хотя эти заключительные километры дистанции дались мне тоже невероятно тяжело, я, тем не менее, приветствую эту «добавку» от организаторов на финише. Очень хорошо рассказал об этом участке трассы Витя Ревин, он к этим двум заключительным подъёмам подошёл, судя по протоколу, с Алексеем Бровиным из Мурманска. Так вот, когда Алексей увидел эти заключительные подъёмы перед собой, он грустно заметил Виктору: «Ну вот здесь мы с тобой и попрощаемся». Подъёмы эти в самом конце довольно ровной второй половины дистанции превращают эту гонку в настоящее испытание, ставят весьма эффектную точку в гонке и убирать их, как мне кажется, не стоит, их нужно сохранить обязательно, быть может, даже усилив этот вау-эффект от Полярных Зорь ещё одним подъёмом (на ужине после гонки обсуждался и такой вариант). Эти последние километры должны стать настоящим испытанием, должны сделать всех участников этой гонки подлинными героями (и нас с Володей Кочетовым в том числе).
*
*
*
*
*
*
*
*
Сколько в России проводится сейчас марафонов из точки в точку? Насколько мне известно, таких гонок в нашей стране сейчас проводится только пять. Марафон из точки в точку требует очень непростой логистики, требует организации сразу двух стартово-финишных городков, значительно бóльших усилий по подготовке трассы, организации питательных пунктов, транспортировке вещей участников, транспортировке как самих участников с места финиша в направлении старта, так и всего судейско-волонтёрского корпуса, организации службы скорой помощи и эвакуации участников в случае возникновения экстренной ситуации. Но и профит в виде всегда очень живописной трассы, в виде постоянно меняющегося ландшафта, в виде очень ярких впечатлений участников при проведении гонки из точки в точку обеспечен.
Давайте я даже попробую совместно с Исполкомом Союза Марафонов «Лыжная Россия» составить простейшую табличку-рейтинг таких марафонов. И вот что у нас получилось:
Каждый из этих марафонов, по-видимому, уникален.
Про Сахалин скажу ниже (далее будет понятно, почему).
Николов Перевоз Вело 1 проходит в московском регионе, по абсолютной равнине (вдоль канала), то есть добраться сюда – просто, трасса – не сложная, репутация организаторов – высокая, и этим обусловлено большое количество участников.
Про Кандалакшу - Полярные Зори в этой главке ничего писать не буду, в конце концов, этому марафону посвящена вся эта статья, зачем повторяться?
Сафроновская – экстремальная, туристическая, 100-километровая, идущая от костра к костру, по глубоким снегам, финиширующая в ночи - необыкновенно трудная, колоритная, запоминающаяся (подробнее тут: Сафроновская сотня: 20 лет спустя).
Кижи. Про этот марафон я знаю, что идёт он по льду Онежского озера, что количество участников ограничено вместимостью нескольких судов на воздушной подушке, что перед стартом для участников организуется экскурсия по Кижам, что дистанция – лёд и просторы Онежского озера, – в общем, необыкновенно сложный с точки зрения логистики марафон.
А теперь – о Сахалинском. Честно говоря, цифрой этой – 352 участника на финише марафона из точки в точку - я был обескуражен. Где-то на краю страны, куда с «большой земли» добираться и дорого, и трудно, где нужно сменить при поездке немало часовых поясов, люди проводят марафон из точки в точку, и к ним приезжает в гости аж под четыре сотни участников! Сахалин реально впечатлил этой цифрой. Похоже, там проводится что-то по-настоящему неординарное, так что завидую тем, кто уже приобрёл этот опыт.
...Позволю себе одно небесспорное соображение по поводу. Как мне кажется, в России марафоны эти – из точки в точку – всегда на грани закрытия, исчезновения. Дорого, сложно, замысловато, нерентабельно. Не случайно исчезли из календаря такие гонки, как Карельская Сотня, Хамар-Дабан, Дмитров – ГАБО, в этом году не проводился Мутновский марафон. Перестала проводиться из точки в точку «Европа – Азия». И ведь наверняка я ещё не всё вспомнил…
*
*
*
*
Я не знаю, каким путём будет развиваться далее этот проект. Рождённый как эхо, как прообраз возможного будущего российского этапа СкиКлассикс, марафон этот может сам в свою очередь инициировать появление весьма значимого для этих двух городов плоскостного спортивного сооружения под условным названием «Круглогодичная тропа здоровья» – подобный тому, что создал в своём родном Барнауле предприниматель и лыжник Александр Фёдорович Ракшин. Эта трасса могла бы функционировать как маршрут, на котором были бы оборудованы (предположим, через каждые 15 км) хижины с кострищами, лавочками, мусорными баками, дровниками, туалетами. Зимой – лыжи, летом – велосипед, скандинавская ходьба, бег. Я не стану распространяться на эту тему – достаточно пройти по вышеприведённой ссылке и посмотреть, как всё это устроено в Барнауле или почитать наше небольшое интервью с владельцем «Русской зимы» Никитой Таммом в конце этого репортажа. К тому же давайте не пройдём мимо слов тренера сборной команды России по лыжным гонкам Юрия Викторовича Бородавко, который заметил, что российским стартам Кубка России не хватает гонки из точки в точку. Вспомните, с каким размахом совсем недавно прошла первая российская гонка в гору в Кировске. Прибавьте к «обычным» стартам Кубка России и подъёму в гору ещё и такую вот гонку из точки в точку – вот вам ещё один смысл, ещё одно воплощение, ещё одно наполнение идеи проведения этого марафона.
*
*
*
*
*
*
*
В 2015 год в Дёмино состоялся единственный Дёминский классический марафон, в котором мне повезло принять участие, и после этого данная гонка канула в небытие. В 2012 Андрей Огнев при поддержке СОК ГАБО и Геннадия Фищенко провели первый и пока единственный марафон из точки в точку по маршруту Дмитров – ГАБО, и вот в этой гонке мне принять участие не довелось (приболел). Я не знаю, как сложится дальнейшая судьба марафона Кандалакша – Полярные Зори, я желаю этой гонке долгой и счастливой судьбы, но помните – гонки не вечны, особенно гонки, проходящие из точки в точку. Подарите себе (или жене, или подруге), пока не поздно, этот праздник. Сюда, кстати, очень удобно приезжать после Марафона Праздника Севера, покататься по этой трассе, прикатать её под себя, пройти эти подъёмы и спуски, оценить свои шансы (дабл или мазь?). А Владимир Кленин у нас на форуме предлагает даже совершить этакое северное весеннее лыжное турне по четырём городам Кольского полуострова: Апатиты – Мурманск – Кировск – Кандалакша.
…Я вот в этом году из абсолютной зимы и мази Rode - 10 – 30 попал в весеннюю Москву с температурами за 20 градусов тепла. Контраст – поразительный, окончание зимы – эффектное. В моей жизни это случилось, а у вас, надеюсь, всё ещё только впереди.
* * *
А теперь – обещанное послесловие от руководителя компании «Биохиммак», владельца команды «Русская Зима».
- Твои впечатления от гонки?
- Мне кажется, по сравнению с прошлым годом мы сделали существенный шаг вперёд – и с точки зрения организации, и с точки зрения самого уровня соревнований. В прошлом году присутствовала некая нервозность организаторов, мы не до конца понимали, кто за что отвечает и кто что делает, хотя в целом всё было более или менее нормально. В этом же году всё было чётко, ясно и понятно, и не было, начиная с момента регистрации и заканчивая награждением, никаких ни накладок, ни проблем, ни сложностей, ни нервов – все знали, что им нужно делать. То есть прошлый год был таким тестовым, разгонным, а в этом году я уже наблюдал за спокойной и качественной работой организаторов и волонтеров гонки.
- Я для себя сделал удивительное открытие. Я предполагал, что «Русская зима» и Биохиммак — это всего лишь, назовём это так, «поставщики» элитных гонщиков на эту гонку, что вы её таким образом поддерживаете. И вдруг сегодня узнаю, что вы реально являетесь соорганизатором этой гонки. Какова ваша роль в этом проекте?
- Очень здорово, что мы нашли общий язык с руководством города Полярные Зори и с руководством Кольской атомной станции. И мы, и вышеперечисленные мои коллеги хотим развивать эту гонку, хотим вывести её на первые рубежи в российском марафонском движении, потому что всё, что здесь есть вокруг: природа, возможности, трасса, благоприятное отношение руководства Полярных Зорь и Кольской АЭС позволяют нам сделать существенный шаг вперёд и начать проводить здесь качественный марафон из точки в точку - марафон, каких у нас в стране практически никто и не проводит.
- За что отвечает в этой истории Биохиммак? Что вы даёте: деньги, материальные ценности, услуги, оплачиваете изготовление чего-то?
- Тут очень тяжело разделить. Я бы сказал, что тут сформировался некий коллектив единомышленников, сложившийся из финансовых возможностей компании Биохиммак с одной стороны, организационных возможностей руководства Кольской атомной и профкома этой станции, плюс энтузиазма работников атомной станции, которые заинтересованы в проведении такого интересного марафона - они делают своё дело, всё это складывается воедино, и получается такой организационный кулак, который, по крайней мере на данном этапе, не делит зон ответственности с точки зрения «это ваше, а это наше». Биохиммак может решать вопросы финансовые, связанные с награждением, Кольская атомная может решить вопросы с оплатой выездных буфетов, арендой стадиона, изготовлением сувениров и т.д. Всё это сложилось в приятный рабочий коллектив, который может двигаться дальше и реализовывать идею совместного проведения и развития марафона до состояния лучшего в России, не побоимся этого слова.
- Я сегодня ехал по этой трассе, и она мне показалась необыкновенно живописной. И я не увидел каких-то следов вандализма, порчи лыжни со стороны снегоходчиков - всё было близко к идеалу. Можно ли эту трассу как-то облагородить, расширить, сделать её круглогодичной тропой здоровья, которая будет функционировать между Полярными Зорями и Кандалакшей: зимой – лыжи, летом - бег, ходьба, велосипед, скандинавская ходьба? Вы обсуждали эту тему с руководителями городов, состоялся ли у вас такой диалог?
- Мне, конечно, со стороны тяжело на этот вопрос отвечать… (Задумывается). А с другой стороны, как раз со стороны, может быть, наоборот, и легко. У меня нет никаких политических или организационных заинтересованностей в той или иной формулировке, но мне кажется, что и Кольская атомная, и Полярные Зори готовы, и всё делают для того, чтобы с высоты своих возможностей сделать то, о чём ты говоришь, то есть превратить этот маршрут в круглогодичную тропу здоровья. Самое главное, чтобы руководство города Кандалакши, мэр города, соответствующие структуры, отвечающие за развитие физкультуры и спорта, за развитие социальной сферы, тоже включились в этот процесс. Пока, к сожалению, вся движущая сила этого марафона, все его будущие возможные перспективы мы видим в том, что Полярные Зори и Кольская атомная способствуют развитию и продвижению этого проекта. Если в это подключится в том или ином виде ещё и руководство Кандалакши, мне кажется, это решит все проблемы, и мы выйдем на проведение одной из самых запоминающихся, самых знаковых лыжных марафонских гонок нашей страны.
* * *
Страничка команды "Русская Зима" во ВКонтакте
- Сафроновская сотня, (Московская область, 2004 г.)
Зовёт Хамар-Дабан (Байкал, 2005 год)
Карельская многодневка (Карелия, 2010 год).
- Белокурихинский марафон - полный разрыв шаблона (Алтай, 2017 г.)
"Галичское Заозерье" (Костромская область, 2024 г.)
Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.
Единственное, сравнивать с Кижами и Сахалином нерелевантно, там марафоны свободным стилем.
И логистика КанПол все-таки сложнее, пожалуй, одна из самых сложных.
Ну и КанПол вне Рашалопет, это минус много участников.
По поводу набора: по моим часам 718м,если быть точным.
Погрешности у разных моделей могут быть,в любом случае истина где-то в коридоре 600-800м набора.
Или сложность в перемещении между городами до/после старта?
Лыжный марафон ещё не бегал (хотя заглядываюсь на него всё больше), но неоднократно бегал в Кандалакше трейлы. И если время старта подобрано удобно, то если из Москвы, каждый раз можно одним отгулом с работы обойтись: день едешь и набираешься сил - бежишь - в тот же день едешь обратно и набираешься сил перед работой.
А про Сахалин можно не удивляться. Там эпично, там прекрасно, там на лучшем мировом уровне все, начиная от здания аэропорта, ресторанов, горнолыжки, пейзажей, трассы и всего-всего.
У меня когда на финише интервью там брали, умудрился сказать, что марафон на Сахалине это топ 3 мировых марафонов, настолько эмоции переполняли. Сейчас спустя немного времени, наверно в личный топ - 5 мировых и топ 3 российских включил бы все равно.
Кто не был, всем попробовать рекомендую. И судя по всем отзывам и про Кандалакшу- Полярные Зори можно тоже самое сказать.
Там хоть и Рашалоппет но участников в два раза меньше чем на Европа-Азия в тем же местах по сути.
Видимо, сказалось усложнение трассы, плюс тема скольжения не раскрыта, но предполагаю, оно снова было тяжелым и неравномерным.
Насчет разговоров об усложении трека марафона, то усложнять точно не нужно, тк даже в прошлом году он был не легким, и уж точно не прогулкой даже для подготовленных любителей классики.
СПАСИБО!
Кандалакша- Полярные Зори 2024 - 190 финишёров
Фотки - улёт ! Все личности на фото, как живые . Полны космической энергией и желанием дальше продолжать стоять на лыжах ближайшие лет 100
Страсть к марафонам помогает быть здоровым и счастливым, как минимум...
После 50-го лыжного марафона Праздник Севера. Финишером (50км Св.стилем и 50км Классика). Я перебрался в г.Кандалакша.
Жилье я снял 2-х комнатную квартиру в 7минут ходьбы от лыжного стадиона, переходя по мосту р.Нива.
Сразу все забывается, когда я в Москве добираюсь по 1:35-2часа на тренировку (Планерная, ГАБО). На лыжном стадионе можно переодется в теплом помещение, но не всегда. Мы с женой были практичны, переодевались в лыжные ботинки на улице и оставляли их. Лыжная трасса ежедневно готовится бураном и предпособлениями для нарезки лыжни. Круг был 3км,но с 4апреля была нарезана лыжня по марафонской трассе до 5км (ПП1). Далее лыжни не было,
так как велась активная подготовка лыжной трассы к марафону. На тренировке мне зватоло 12-25км. Как сакзали организаторы, что лыжня будет нарезана только 6апреля, т.к. по трассе катаются на снегоходах.
Мне бы хотелось потренироватся и на лыжной трассе Полярные Зори, но до туда нужно ещё доехать.
В свободное время от тренировок мы с женой, ходили гулять по г.Кандалакша. Были на набережной, смотрели в бинокль со смотровой площадки. Нам очень понравилось. Ездили кататься на снегоходе от горнолыжного склона (мотель"Гора Крестовая" на сопка Волосяная, Дубль Дом Кандалакша. На самую верхнюю точку откуда открывался панорамный вид на животистную природу.
Ходили за родниковой водой в лес.
Очень понравилось вечернее освещение, герлянды по улицам города.
Вечером 5апреля по прогнозу была самая большая шкала увидеть северное сияния своими глаза. Мы нашли тёмное место на стартовой лыжной поляне. И долго смотрели на небо. И вот вдруг оно появилось. Это было, что то необычное. Удалось сфотографировать это чудо природы.
Марафон.
Получив стартовый номер и пакет участника в ДЮСШ,я направился на стартовую поляну где окончательно подготовил лыжи на держание, обкатав их в подъем.
Старт.
Участники активно начали марафон.
После ПП2 на 25км у меня сломалась лыжная палка, из за неудачной постановки во время отталкивает её просто свернул. На идти по переменным ходом я ещё мог. Но толкаться палками я уже не мог. На ПП3(32км), заменить поломоннуб лыж.палку не удалось. Волонтёры перемотали её скотчем. После я активно начал отталкиваться (даблполингом). И лыжная палка сломалась ещё выше. Так я и доехал до финиша.
Финишировал. На финише ведущий Андрей Арих, распросил меня :"На каком километре, произошла поломка лыжной палки". Я все рассказал. На финише меня ждала жена (Инна), она была очень удивлена моей выдержки проехав 30км с одной лыжной палкой. После был обед финишера. Тёплый гринтвейн. До г.Кандалакша организаторы предоставили большой автобус на котором мы доехали.
Дома жена приготовила ужин (картошка, жареная горбуша +пиво различное).
Мой впечатления от марафона были очень приятными, не смотря на сломанную лыжную палку. Рельеф марафонской трассы очень серьёзный, есть где поработать в подъем, спуски и равнинный места. Питание нормальное (горячий чай, соленые огурцы, бананы). На финише красивая медаль. Но на ней даже нет даты самого марафона.
Мне ещё раз хочется приехать на этот лыжный классический марафон Полярные зори 2025 и финишировать...
1. На фото девушка со спины, которая готовит для участников стартовые пакеты - Милена Габушева (я со спины её не узнал).
2. Лыжня по берегу озера - на самом деле лыжня по краю аэродрома сельской авиации.
3. Самая существенная ошибка на подписи к снимку, где лыжня идёт по краю дороги по полке, и где я написал про дежурную машину, проходящую здесь один раз в сутки. На самом деле один раз в сутки машина проходит в другом месте - на втором стартовом километре (там кусочек метров в 500 мы проехали именно по дороге). А вот в том месте, где сбоку от дороги полка (дорога на Тетюшкинские дачи), как раз машины ходят часто, и снегоходы - тоже. Андрей даже заметил, что они, скорее всего, будут искать решение, как вообще увести трассу от этого участка.
Все три ошибки сейчас исправлю.
Да, и ещё добавлю фото нашего летописца Владимира Вольнова, более половины дистанции преодолевшего со сломанной палкой - Володя этого достоин. Лучше поздно, чем никогда.
К новостям последним ещё хочется отметить, что общественности во главе со Счастливыми удалось победить в Малиновке (Буторин отказался от Кононовской и передал всё области), я думаю, благодаря и нам тут. Так что порядок вернется туда и мы будем все встречаться в будущем как и прежде там, в т.ч и с этой прекрасной парой Вольновых, где мы собственно и познакомились.
Что касается марафона, то надо будет в будущем пробежать по новой трассе, заинтересовал новый рельеф с горами в конце, в прошлом году меня как раз в конце поперло!
Сам пока не пробовал, но желание появилось ))
Фотографии все такие яркие, солнечные!
Спуски безопасные на трассе?
Вообще в протоколе встречаются знакомые фамилии ))
Мне тоже кажется, что из точки в точку интереснее, опять же для любителей-туристов такие марафоны вполне привлекательны, чем, скажем, 5 кругов по 10 км.
Карельская сотня м.б. и будет. Вроде бы прошлым летом хотели проводить, но только сотню, однако осенью что-то не срослось, по слухам из-за лесозаготовок. Но надежда есть на возрождение.