История эта началась 20 лет назад, когда наш университетский лыжник Сергей Поляков заманил меня принять участие в 100-километровой туристической лыжной гонке «Сафроновская сотня». В той гонке я был вынужден сойти, и потом подробно описал все свои злоключения в репортаже «Подобно бабочкам порхая, мы шли с Тадеушем вдвоём, пока один не стал кулём» (журнал «Лыжный спорт» №31 за 2005 год). В 2004 году мы жили в основном бумагой (бумажным журналом «Лыжный спорт»), сайт skisport.ru был для нас, если можно так выразиться, «непрофильным активом», мы в то время статьи из журнала на сайт не выкладывали.
Тогда же, в 2005 году, мне позвонил Миша Афанасенков и попросил разрешения выложить эту статью из бумажного журнала на сайте группы А.Сафронова, и я с радостью согласился – пусть этот репортаж, раз уж у нас руки не доходят до выкладки его у себя, хотя бы на сайте группы будет опубликован. Так эта статья прожила своей жизнью 20 лет за пределами skisport.ru.
Пару месяцев назад Дмитрий Гришин создал у нас на сайте ветку Лыжный пробег "100 км за один день (Сафроновская сотня) 24.02.2024, опубликовал карту пробега, дал ссылку на ту Мишину перепечатку, я кликнул мышью на ссылку и… Утонул в воспоминаниях. А потом вдруг осознал, что с момента написания этого репортажа прошло ровно 20 лет. В 2004 году мне было 42 года, сейчас – 62. Надо же когда-то попытаться повторить эту эпопею, правда? И когда, если не сейчас?
Я выкладываю эту свою статью спустя 20 лет теперь уже и на skisport.ru и начинаю готовиться. На свою беду, за неделю до этой сотни я принял участие в марафоне «Галичское Заозерье» и очень, очень сильно там «набрался». По логике вещей, после такого нужно отдыхать как минимум пару недель, но этих двух недель у меня нет, да и отступать (отменять свою заявку на гонку) мне не хочется.
Моя главная цель – дойти, поскольку, если вдруг опять погонишься за кем-то типа Тадеуша, «наешься» и опять не сможешь финишировать, это будет уже вселенский какой-то позор. Я достаю свои старые алюминиевые палки, лежащие у меня ещё со времён «Хамар-Дабана» - эпического 110-километрового пробега, организованного в 2005 году Володей Беловым, - я точно знаю, что с углепластиковыми палками в такой пробег идти нельзя - в глубоком снегу углепластиковая палка сломается «на раз» и будешь потом выбираться из этих снегов до ближайшего автобуса или электрички несколько часов. Я достаю свой старенький рюкзак-кемелбек, лежащий у меня ещё со времён участия в Биркебейнер Рённет 2014 года. Я твёрдо знаю, что мне нужно взять с собой на всякий случай хоть какую-то запасную одежду, питьё, простейшую аптечку, фонарь, потому что финиш с вероятностью в 99% будет уже в темноте. Кроме того, бежать нам предстоит при околонулевой температуре классикой, поэтому нужно взять с собой ещё и довольно приличный запас мазей. Кроме того, не уверенный в том, что мне хватит заряда моего аккумуляторного фонаря, я беру с собой про запас ещё один небольшой светодиодный фонарик на батарейках, а к нему ещё и запасной комплект самих батареек. Ещё – нож, спички, компас, рулон лейкопластыря, который может пригодиться как в медицинских целях, так и в качестве подручного ремонтного материала.
20 лет назад я очень долго держался за Тадеушем, поскольку ближайшие участники были далеко позади, и я боялся остаться на маршруте один, не зная дороги. За 20 лет всё сильно изменилось. Во-первых, в Телеграм-канале группы Сафронова была опубликована отличная 6-страничная карта всего маршрута, и я себе её распечатал. А во-вторых, за 20 лет произошло такое сильное развитие смартфонов (20 лет назад мы имели дело только с кнопочными телефонами), что оказалось, что сейчас можно закачать себе в смартфон в электронном виде весь маршрут в самых разных программах, имея возможность приближать-удалять карту, позиционируя себя на маршруте с точностью до метра. Ну очень круто!
В итоге я скачиваю себе на смартфон программу Maps.Me, закачиваю туда как саму карту местности (на случай, если окажусь вне зоны действия сети), так и сам маршрут. Но всё-таки мне не по себе – а вдруг со смартфоном что-то случится? Разрядится? Глюкнет по какой-то причине? Слетит программа? Поэтому я страхуюсь и беру с собой ещё и второй смартфон, куда тоже закачаны и программа Maps.Me, и маршрут. Но этой перестраховки мне кажется мало, и я беру с собой ещё и зарядный блок на тот случай, если смартфоны разрядятся.
Итак, я готов к подвигу. Взвешиваю рюкзак и мне становится не по себе. Шесть кг. Многовато… Но ничего не вытащишь, всё нужно, и я выхожу на старт именно с этим весом. Потом Тадеуш скажет мне, что выходить на старт 100-километрового пробега с таким рюкзаком было верхом безрассудства.
Ещё 20 лет назад Сергей Поляков научил меня, как нужно действовать поутру в день пробега, поэтому я нашёл старенькие кроссовки, которые не жаль будет оставить в электричке и доехал в них в метро вполне себе комфортно, не цокая скобками лыжных ботинок по перронам и переходам метрополитена.
На вокзале меня ожидает сюрприз: оказывается, за эти годы в пригородном сообщении всё очень сильно поменялось. Всё-таки я человек самолёта, автомобиля, метро и поезда дальнего следования, на электричках я, оказывается, вообще не езжу. Когда же я в последний раз ездил на электричке? Я силюсь вспомнить и понимаю, что в последний раз ездил на электричке, скорее всего, именно 20 лет назад на Сафроновскую сотню 2004 года. Тогда я купил билет просто в пригородной кассе, теперь же мне нужно купить билет в автомате. Расплатиться можно либо картой Тройка (удивляюсь этому), либо просто банковской картой. Я расплачиваюсь банковской картой и, как следствие, ловлю маленькое приключение в конце маршрута (но об этом позже).
В электричке, естественно, всё сплошь незнакомые люди, но постепенно я начинаю обнаруживать и знакомые лица. Меня регистрирует на пробег мой старинный знакомый Сергей Бекетов – это с ним мы путешествовали в карельских лесах на лыжах в рамках Карельской сотни и Карельской лыжной недели в 2010-м году («Л.С.» №49 за 2011 год), спали вповалку в каких-то избах и приютах, ели после долгих лыжных переходов из одной кастрюли. Я страшно рад видеть Сергея, но тут!.. Я вижу Сашу Чуркина – колоритнейшего персонажа, сумевшего поразить меня 20 лет назад своими неординарными мыслями и высказываниями. Кому интересно, опять-таки пройдите по ссылке – там в конце репортажа интервью не только с Сашей, но и с победителем гонки Сергеем Поляковым, моим соперником Тадеушем, основателем группы Александром Ивановичем Сафроновым, Верой Гурьевой, Сергеем Гавриком… Саша Чуркин неделю назад прошёл сотню с группой Дмитриева и вот теперь, спустя неделю, вышел на старт Сафроновской сотни (и это в 75 лет!). Ну как так можно? С интервалом в неделю – две сотни? В 75 лет?!
…Неожиданно в вагоне появляется мой старый соперник Тадеуш – видимо, он подсел к нам в вагон на какой-то промежуточной станции. Конечно, мы с ним обнимаемся, мы не виделись 20 лет, и тут же делаем памятное фото на троих с Сашей Чуркиным. Всё те же, но 20 лет спустя :)
Заметив мои манипуляции с кроссовками, одна из участниц (по протоколу потом выяснил, что это была Лена Дубровкина) улыбается:
- Надо же, как вас Сергей Поляков научил. А мы вот всё как-то так, по старинке, приезжаем в лыжных ботинках.
Я оглядываюсь и замечаю, что в кроссовках, действительно, в эту электричку пришёл только я – все остальные участники пришли сюда прямо в лыжных ботинках. Вот ведь Поляков, оказывается, этим приёмом пользуется здесь только он один (ну и вот с его подачи теперь ещё и я). Но всё же нужно признать, что Поляков прав – прийти сюда в кроссовках (если есть такие, которые не жалко выбросить) и оставить их впоследствии в электричке всё-таки удобнее, чем в лыжных ботинках.
На каком-то этапе в вагон вошёл контролёр. Как назло, билет я найти не могу. Полагая, что если прошёл через турникет, то прошёл уже все контроли, я его куда-то сунул, не придавая его сохранности какого-то значения. Но контролёр на удивление спокоен:
- Вы как оплачивали билет?
- В автомате картой Сбербанка.
- А, ну хорошо. Просто не забудьте при выходе из вагона приложить карту к валидатору, чтобы закончить поездку.
И уходит по вагону дальше.
*
На платформе я встаю в небольшую очередь к валидатору. Как назло, валидатор ругается, не опознавая мою карту. Я перехожу к другому валидатору – та же самая история. Что за ерунда? А все участники уже ушли, я оказываюсь на этой платформе уже самым последним. В конце концов, плюнув на валидатор и необходимость закончить поездку, я устремляюсь вслед за всеми и встаю в лыжню уже самым последним.
Лыжня, точнее, натоптанная дорожка, идущая по посёлку, метров через двести выводит на край поля, и собственно сама Сафроновская сотня тут и начинается: накатанная мягковатая лыжня и… уже хорошо мне знакомые по 20-летней давности истории проваливающиеся куда-то в преисподнюю палки. Но психологически к этому я уже готов, бреду вместе со всеми, высоко задирая палки и втыкая их в снег широкими загребающими движениями сверху.
С мазью я промахиваюсь. Прогноз обещал плюсовую погоду, но в реальности сейчас на улице минус два, жёсткий фирн, а местами – лёд, поэтому ещё в вагоне электрички я намазался жидкой мазью. Но проблема заключается в том, что в натоптанной туристами лыжне нет ни фирна, ни льда, здесь всего лишь относительно свежий снег, который моя жидкая фиолетовая мазь начинает сразу же цеплять. Я предельно осторожен, изображаю максимально возможное двухопорное скольжение, но минут через двадцать после очередного «дёрга» всё-таки не удерживаюсь на ногах и ныряю рыбкой в снег, без труда пробивая головой и туловищем лыжню. Лыжи сзади перекрещиваются, больно пережав в ботинках пальцы, верхняя часть туловища вместе с руками оказывается в сугробе, и я понимаю, что надо как можно быстрее выбираться из западни. Пробиваю в снегу руками тоннель-проход от одной руки к другой, наощупь отстёгиваю темляк сначала на одной палке, потом на другой. Руки освобождены. Переваливаюсь на бок, дотягиваюсь до крепления сначала одной лыжи, потом другой. Фу-у-у, свободен, передавленные ноги отпускает (потом некоторые ногти у меня на ногах из-за этих упражнений почернеют и, видимо, к лету сойдут). Теперь из лежачего положения нужно перевести себя в стоячее. Далее обнаруживается, что я стою на уровне земли, а лыжня располагается выше, сантиметрах в тридцати-сорока выше. Нужно как-то умудриться задрать ногу и вщёлкнуть в крепление сначала одну ногу, потом другую.
Но всё позади, и я продолжаю движение. Правда, надёргавшись на этой мази километров десять и нырнув в снег ещё разок, я делаю шаг в сторону от лыжни, утаптываю себе лунку, снимаю рюкзак, достаю мази и закрываю жидкую мазь полутвёрдой Swix VR 55. Ну, как закрываю? Сначала нужно содрать лёд скребком, потом хорошенько разогреть мазь пробкой, избавив её от остатков льда, и только потом закрыть полутвёрдой. Получается, если честно, не очень - мазь где-то ложится крупными блямбами, а где-то проскакивает, не желая приклеиваться к лыже. Тем не менее, как-то всё же у меня получается перемазаться, и я двигаюсь дальше. Теперь лыжу дёргает поменьше, правда и держание ухудшается, особенно на тягунах и подъёмах, где идти нужно практически на одних ногах (толчки палками в таких местах удаётся лишь обозначать).
*
В общем, к 24-му километру, когда мы вышли к экодуку (над ЦКАД в нескольких местах сооружены такие экодуки-переходы для животных), я уже очень прилично устал – всё-таки 25 км скачки по сугробам – это вам не то же самое, что проехать 25 км по резаной лыжне. И тут, о счастье, начинается резаная лыжня, подготовленная с вечера Сергеем Алтунджи и Машей Посёловой. По этой лыжне я как на крыльях долетаю до 30-го километра, а там – первый пункт питания, организованный СОК ГАБО. Здесь я встречаю хорошо мне знакомых Машу Посёлову и Гену Фищенко – лидера клуба ГАБО, каких-то других мне незнакомых, но очень милых людей. Мы фотографируемся с ними на память, снимаем видео, а тем временем я всё ем и ем вкуснейшую селёдку с чёрным хлебом.
От ГАБО всё тот же Сергей Алтунджи нарезал для нас лыжню аж до посёлка Некрасовский, а это уже 43-й километр нашего маршрута. От Некрасовского дальше уже – только туристический самотоп с проваливающимися палками. Мне важно продержаться до 60-го километра, второго пункта питания, поскольку 60 км психологически – очень важная отметка, здесь мы уже перевалим за половину, после этой отметки останется только 40 км.
Моим товарищем на этом участке пути становится Женя Селивёрстов – временами он от меня уезжает, потом останавливается что-нибудь сфотографировать, иногда - сориентироваться по карте или по телефону, и тогда я его догоняю. Благодаря Жене я беспроблемно проехал все развилки и нигде на этом участке не заблудился (Евгений, спасибо!). В районе населённого пункта с симпатичным названием Троице-Сельцо мы с Женей, уткнувшись в бесконечный какой-то подъём, взбирающийся вверх от реки Учи, решаем перемазаться – ползти вверх по склону на отдаче становится всё труднее и труднее. Сначала я пытаюсь сыграть только слоем, положив поверх 55-й ещё один слой той же мази, но очень быстро понимаю, что этого мало и перехожу на 60-ю.
**
Неожиданно навстречу нам с высокого крутого берега спускается парень. На ноге у него – сломанная под колодкой лыжа. И хотя лыжа сломана, её остатки, болтающиеся на пластике скользящей поверхности, всё ещё позволяют ему идти по лыжне более или менее не проваливаясь. Он двигается назад, в сторону Некрасовского, в сторону железной дороги, и идти ему туда ещё километра три. Ловлю себя на мысли о том, что хорошо, что мои лыжи целы. Очень не хотелось бы сейчас, пусть даже по такой уважительной причине, сойти с дистанции.
На пункте питания 60 км неожиданно для себя снова встречаю своих старых знакомых: Диму Виленца и Галю Голубеву. С Димой в 2010 году (как и с Сергеем Бекетовым) мы участвовали в Карельской многодневке, которую тогда в Калевале проводил Миша Афанасенков. А Галя в 2004 году выводила нас с Леной к костру, когда я сошёл в той гонке, но всё-таки добрался потом с женой к финишу, чтобы посмотреть в глаза всем этим героям (без кавычек, в самом прямом смысле этого слова), взять у некоторых из них интервью. Было так приятно увидеть знакомые лица!
Надо сказать честно, что к 60-му километру я уже очень сильно устал, к этому времени на часах была половина четвёртого, светлого времени суток оставалось от силы часа три, а впереди было ещё 40 км. И вот следующий участок с 60-го по 80-й км (до следующего пункта питания) меня как раз окончательно и добил. Именно здесь от меня уехали и Женя Селивёрстов, и Саша Алферьев, и многие другие участники. Именно здесь я заблудился, попытавшись отклониться от маршрута, но окрик сзади «Эй, не туда!» одного из участников вернул меня на трассу. Понятно, что уйди я не туда, скорее всего рано или поздно я это обнаружил бы, достал телефон, сориентировался на местности и вернулся на маршрут. Но приятно, что этот парень (по-моему, это был Иван Сметкин) меня окрикнул и направил куда надо, сэкономив мне минут 10, а может быть, и все 20.
Я не буду описывать вам эти двадцать км с 60-го км по 80-й - они были для меня по-настоящему трудными. Лыжня была по-прежнему мягкая, палки по-прежнему проваливались вниз аж до середины стержня, усталость наваливалась всё более и более… Где-то на этом перегоне, надёргавшись на подъёмах на 60-й мази, я кладу слой 65-й. В подъёмы идти становится сразу легче, но скольжение при этом ухудшается. Но бог с ним, с этим скольжением, на скольжение я уже не обращаю абсолютно никакого внимания - тут бы просто теперь как-то добраться до финиша.
Я всё мечтал добраться до 80-го километра посветлу, но не получилось, примерно за полчаса до пункта питания пришлось остановиться и достать фонарь.
*
…Как же устроены эти туристы! Представьте, на 80-м километре они не только разожгли костёр, приготовили нам еды и питья, но ещё и расцветили весь пункт питания разноцветными гирляндами (то есть притащили сюда аккумулятор?), поставили на подходе к пункту в снегу свечи – получилось очень живописно и празднично.
Здесь снова встречаю Машу Посёлову – она уже успела с кем-то из других поильцев перебраться с 30-го км на 80-й. Маша напоила меня жидкой манной кашей, налила с собой морса и пожелала удачи на оставшейся части пути.
Об оставшейся части пути я думаю, признаться, с тихим ужасом. К тому времени я стоял на лыжах уже одиннадцать часов, из которых часа полтора я передвигался по заботливо нарезанной Алтунджи-Посёловой лыжне, а остальные девять – утопая в снегах, выдёргивая палки из снежного плена, проваливаясь в мягкой лыжне, падая и вставая… Я уже абсолютно никакой, и как их преодолеть, эти оставшиеся 20 км?!
Но мне повезло, и повезло по-крупному. Оказалось, что последние 20 км пробега идут сначала по так называемой «снегоходке» (традиционному маршруту движения снегоходов), а потом – по знаменитой радонежской просеке – чрезвычайно популярному у туристов маршруту, где была довольно плотная колея и, о чудо – плотная опора под палками. Здесь меня обошли ещё трое участников, но это не имело для меня уже абсолютно никакого значения – через 12 часов и 55 минут после старта от платформы Берёзки я всё-таки добрался до финиша этого сумасшедшего предприятия.
К стыду своему, я был настолько убит этой сотней, что всё, что я сумел – это переодеться в сухое, заботливо привезённое к финишному костру моей женой и её подругой Светланой, и взять два коротеньких интервью у Тадеуша и Рината. Я очень хотел пообщаться на финише с 75-летним Сашей Чуркиным, но он в начале пути принял решение вернуться. Впрочем, это и немудрено: напомню, что за неделю до этого Саша уже принял участие в другой туристической сотке – группы Дмитриева.
*
После 60-го километра я всё время шёл один
и ориентировался на местности уже самостоятельно (в том числе и в темноте). Так
вот, на каждой развилке я просто останавливался, внимательно смотрел на обочины
и находил на снегу стрелку с буквой "Д". Это группа Дмитриева
накануне прошла самые трудные участки маршрута и разметила таким образом все
проблемные места. Благодаря группе Дмитриева я ни разу даже не достал из
кармана смартфон.
В итоге моё время в этом пробеге составило без малого 13 часов. Ещё никогда ни в одной гонке в своей жизни я не проводил столько времени на лыжах. Для сравнения: 90-километровую Васалоппет в 1996 году я преодолел за 6 часов 22 минуты, 110-километровый Хамар-Дабан в 2005 году я преодолел за 10 часов, 95-километровый Тролль-Марафон в Норвегии (тоже в 2005 году) – за 7,5 часов, Карельскую Сотню в 2010 году – за 7 часов 22 минуты. Полагаю, если бы я сегодня провёл 13 часов на резаной лыжне, я без труда проехал бы, наверное, все 130 км. Так что эту гонку я могу смело считать по факту самой протяжённой в моей жизни.
Тадеуш в своём интервью (см. ниже) заметил, что он в этой гонке из числа финишировавших был самым возрастным участником. На следующий день, придя в себя и внимательно изучив финишный протокол, обнаруживаю, что я в этой категории, оказывается, на втором месте, так что, получается, с чистой совестью могу повесить себе на грудь серебряную медаль в этой номинации. И вот скажите мне после этого, что я не молодец? :)
Сразу несколько человек в эту очень сложную, околонулевую погоду с таким разным снегом на разных участках трассы выбрали безмазевой вариант лыж. Интервью с Тадеушем Щепанюком и Ринатом Акчуриным, выбравшими оптигрип и насечки соответственно, вы прочитаете в конце этого материала. К этим двоим могу прибавить Глеба Горевцова, с которым я довольно долго ехал вместе на первой половине дистанции и который ехал на лыжах с камусом. Так вот, с Глебом мы несколько раз менялись местами в процессе гонки: на откровенно мягких участках, тягунах и подъёмах Глеб неизбежно обходил меня и уходил вперёд. На равнине же у Глеба не было шансов, и мы с Женей Селивёрстовым его обгоняли.
Какой вариант предпочесть в такую погоду? Не возьмусь сказать. С одной стороны, на мази вам в такой ситуации точно придётся несколько раз перемазываться, терять время, ломать голову, тащить с собой эти мази. С другой стороны, и камус, и насечки, и оптигрип будут ехать медленнее, а это тоже некая головная боль, дискомфорт.
*
Выделяю Лену в отдельную главу, потому что с нею связано одно из важнейших для меня обстоятельств этого пробега. И в прошлый раз (20 лет назад) она привезла мне на костёр тёплую одежду и забрала домой, и в этот раз она сделала то же самое. Признаться, на финише меня колотило-крутило-колбасило так, что я очень долго не мог прийти в себя. И даже, наверное, не от холода, а от какого-то внутреннего и эмоционального, и мышечного потрясения, стресса, перенапряжения. Мне предлагали у костра что-то съесть, попить, но вот это состояние внутреннего комка, сгустка, спазма, расположившихся у меня где-то в области солнечного сплетения, не позволили мне сделать даже и глотка.
Я попросил Лену привезти на финиш бутылку 10-летнего армянского коньяка, предполагая, что мы там у костра дружно и торжественно её и оприходуем. Но куда там… Вот это ощущение внутреннего стресса и надлома гнало меня поскорее от костра к машине: сначала к тёплому автомобильному сиденью, а потом, дома - к ванной и постели. Не без удивления (а точнее – не без тихого ужаса) наблюдал я за Тадеушем, который постоял у костра в том, в чём он был на пробеге (в гоночном комбинезоне), потом достал из рюкзака болоньевый анорак и в таком виде отправился к железнодорожной платформе. Он шёл в этом анораке минут 15 или 20 до платформы, потом стоял на платформе ещё минут 15 или 20 и только потом попал в тёплую электричку. И если бы только он один! Ведь так поступили все участники пробега, на костре встречали в этот день только меня одного!
*
*
В последующие дни я часто думаю об этом пробеге, о людях, его организующих, о людях, принимающих в нём участие. Какие-то они, должен вам признаться, не такие, как я. Я, чего греха таить, люблю в лыжных гонках плотную опору под палками, люблю резаную лыжню, люблю скольжение на ноге, люблю, проведя двухчасовую тренировку, сразу же переодеться в сухое, сесть в машину и через полчаса-час оказаться дома. Этим же парням и девчонкам не нужны ратрак или снегоход, им не нужна машина, они покупают билет на электричку, выходят в лес и топчут лыжню себе сами по много часов подряд. Потом разводят в лесу костры, сушатся, греются, едят и пьют, ведут долгие-долгие разговоры и только поздним вечером, уже в абсолютной темноте, отправляются домой, шурша рыбьей чешуёй своих анораков и цокая скобками лыжных ботинок по платформам пригородных поездов и переходам московского метро. И не простужаются, не заболевают, не чувствуют никакого дискомфорта.
Простите мне, если я позволю себе небольшую метафору? Получается, если нам для выхода в открытое море нужен хороший стальной катер с мотором и канистрой бензина, то они выходят в море на лёгких, почти что картонных лодках и ставят парус в надежде поймать ветер. Если наша планида в море – шум мотора, запах бензина и скорость, то их удел – хлопающий над головою парус, живая волна, ясный звук, чистый ветер…
Сегодня я точно знаю, что это не мой формат, я не хотел бы сюда когда-нибудь вернуться. Вот это ощущение сгустка в области солнечного сплетения на финише, вот эта неспособность сделать даже глоток коньяка на финишном костре меня и напугали, и обескуражили, и отрезвили, и в каком-то смысле поставили на место.
Но если бы я собрался в этот пробег ещё раз, кое-какие вещи я сделал бы иначе.
Во-первых, я не стал бы надевать этот сверхудобный номер-майку, а нашёл бы какой-то номер-квадратик и приколол его на куртку булавками в таком месте, где он точно не мешал бы мне залезать в карманы куртки. Поверьте – два передних кармана куртки на маршруте – это вместилище многих важных вещей (например, телефона и карты) и доступ к ним всегда должен быть открыт и удобен.
Во-вторых, я бы купил себе современные спортивные часы и закачал туда (а не в смартфон) маршрут пробега – таким навигатором пользоваться было бы намного удобнее.
В-третьих, если бы по каким-то причинам я не купил себе спортивные часы (предположим, мы с вами ограничены в бюджете), я бы обязательно либо купил, либо сделал перчатки с двумя прорезями на пальцах, чтобы со смартфоном можно было обращаться, не снимая перчаток (и, соответственно, темляков лыжных палок) – это сэкономило бы на маршруте кучу времени.
В- четвёртых, отличный, просто превосходный рюкзак-кемелбек, оставшийся у меня после старта в Биркебайнер Рённет, я бы всё-таки поменял на какую-то иную конструкцию, у которой самое необходимое располагалось бы в нагрудных карманах рюкзака, а не в задней его части. Например, моя огромная двухлитровая ёмкость, располагающаяся за спиной, здесь точно не нужна: слишком большая, слишком тяжёлая, слишком сложно на костре доставать из-за неё всё из рюкзака, откручивать горловину этой ёмкости, заливать туда питьё, снова закручивать горловину, убирать ёмкость в рюкзак, снова убирать в рюкзак все только что вытащенные вещи. Вместо этой огромной ёмкости нужен 300-граммовый термос, который будет располагаться у вас либо на одной из передних лямок рюкзака, либо в переднем подсумке. 300-граммового термоса вам будет вполне достаточно для одной промежуточной (между пунктами питания) подкормки.
В-пятых, я обязательно (нет, не так, а вот так – ОБЯЗАТЕЛЬНО!) сходил бы с ребятами хотя бы в один подготовительный поход километров на 50-60. Я, собственно, так и хотел сделать, но в один их выход случился мороз в минус 23 градуса, а другой их выход у меня наложился на «Галичское Заозерье».
В-шестых, если вас некому встретить у финишного костра, как мне кажется, лучше всё-таки не полениться и съездить туда заранее, зарыв в снег комплект сухой одежды и обуви. Просто степень стресса для вашего организма на финише будет такова, что этот мешок, выкопанный из-под снега, быть может, спасёт вам жизнь (ну ладно, насчёт жизни, конечно, преувеличиваю, но здоровье он спасёт вам точно).
В-седьмых, я бы не стал брать запасной смартфон и уже тем более – запасной блок питания. Практика показывает, что обычного полностью заряженного смартфона, положенного в тёплый карман, вам хватит за глаза.
В-восьмых, я бы не стал брать роскошный и мощный (но при этом довольно тяжёлый) фонарь с массивным оголовьем и массивным же аккумулятором – вполне достаточно будет лёгкого светодиодного фонарика на батарейках с оголовьем из простенькой широкой резинки. Понятно, что светит он не так сильно, как спортивный фонарь, но всё-таки его вам точно хватит для неторопливого передвижения по зимнему лесу, а весит он намного меньше.
В-девятых, несмотря на сдержанные улыбки встретивших меня в моих кроссовках туристов, я вам всё-таки рекомендую иметь старые кроссовки, которые будет не жалко оставить в электричке.
В-десятых, подумайте о каких-то бахилах. Понятно, что я шёл без бахил. Понятно, что при всех этих моих падениях-ныряниях в снегу снег этот в немалых количествах попадал мне в ботинки. Некоторой альтернативой бахилам может стать лямка, пришитая снизу к вашим штанам и заправленная под подошву ботинка. Смотрится такая лямка не так громоздко, как бахилы, а спасти от снега должна точно.
А теперь гештальт закрыт, я вытащил 20 лет саднившую занозу. И если вдруг я решусь выйти на старт этого пробега снова, мне уже никому не нужно будет ничего доказывать, и можно будет, исключив все ошибки в подготовке, выйти на старт с почти невесомым рюкзаком, лёгкой душою, спокойным сердцем. Потрендеть с Геной Фищенко, Машей Посёловой, Димой Виленцем и Галей Голубевой на кострах, поснимать, подобно Жене Селивёрстову, что-то на маршруте, остановиться и задохнуться от красоты и простора Пестовского водохранилища… А потом на финишном костре открутить головку бутылке 10-летнего коньяка и распить её со всеми желающими.
Никак не удаётся мне поставить точку в этой истории - жизнь опять за меня выводит в конце многоточие…
* * *
- Я хочу тебя поздравить с тем, что ты не теряешь вкус к жизни, не теряешь вкус к этим сумасшедшим 100-километровым пробегам. Как тебе это удаётся? Я глянул наше с тобой 20-летней давности интервью, и там написано: «Тадеуш Щепанюк, 47 лет». Получается, тебе сейчас 67?
- Шестьдесят восьмой.
- И ты носишься по этим лесам как «ужаленный».
- Ты знаешь, здоровье мне однозначно говорит, что надо бросать. А приходит зима, и как-то я не понимаю, как это можно… А что тогда делать в выходной? Летом я с детьми - у меня маленькие дети, 14 лет пацанам - я их развлекаю, но зимой сюда они не едут. В результате приезжаю сюда один по этим маршрутам походить. А что ещё зимой в выходные делать?
- Сколько раз ты уже участвовал в этой гонке?
- В первый раз - в 1989-м, и потом каждый год. Но бывали пропуски: в прошлом году у меня командировка была, в 2009-м тоже из-за командировки пропустил. Ещё, помню, где-то в 90-х в поход ходил на Кавказ в это же время, то есть ещё один пропуск был. Раза три за эти годы, получается, не участвовал. А так - каждый год.
- Выходит, не отпускает тебя эта гонка?
- Знаешь, каждый раз я говорю себе – вот в этом году я пробегу, и всё. А на следующий год снова еду. И не знаю, когда она у меня будет последняя.
- Но сегодняшняя понравилась?
- Понимаешь, мы так с приятелем Сашкой Алферьевым выиграли сегодня на этих Optigrip! Народ мучался, перемазывался, а у меня они держат! Ну, прокат похуже, конечно, но ведь нигде ни разу не перемазывался! Ты сколько раз перемазывался?
- Пять раз.
— Вот! А я на это вообще ничего не потратил – ни нервов, ни времени, ни усилий, и мази с сбой не тащил. Конечно, профессионалам такие лыжи, наверное, не интересны, но вот для какого-то любительства – в самый раз.
Но мы рисковали. Потому что там прогноз был - что может быть свежий снег. И если бы он действительно пошёл, то надо было бы дожидаться человека, за которым идти, чтобы лыжню перед тобой прикатывал. Потому что при свежем снеге на этих лыжах шаг в сторону - и ты прилип.
А я и тебя хочу поздравить! Ты ведь всё-таки сделал это! Хотя и понадобилось для этого двадцать лет, но сделал? (смеётся).
- Мучительно, тяжело, ты себе не представляешь, как мне это всё далось, но я знал, что сойти я в этот раз никак не могу.
- Ну, поздравляю, поздравляю. А у меня сегодня тоже есть одно достижение – я самый старший финишировавший участник. Борода же сошёл.
- Саша Чуркин?
- Ну да. И я оказался самым старшим.
- А почему он сошёл?
- Наверное, так и не сумел намазаться. Хотя я ничего точно не знаю, это мои догадки. В общем, он развернулся и пошёл в Берёзки («Л.С.»: в начальную точку маршрута). Но ты представь себе – он ведь за неделю перед этим с группой Дмитриева прошёл свою сотню за 16 часов! Когда были совершенно жуткие какие-то погодные условия!
- А ведь ему 75 лет!
- Вообще, в голове не укладывается…
* * *
- Ты тот человек, который меня 20 лет назад спас (для тех, кому не хочется переходить по ссылке и читать репортаж 20-летней давности, скажу одним предложением: Ринат, увидев меня на остановке, притормозил, предложил помощь, не побоялся посадить в машину с разбитым в кровь лицом и лыжами с жидкой мазью, и отвёз навстречу жене). Ты тогда, 20 лет назад, вообще слышал что-нибудь про такую гонку?
- 20 лет назад точно нет. Я вообще вот этими трейлами и прочей партизанщиной заинтересовался буквально только пару лет назад. А до этого испытывал ко всему этому такую жуткую неприязнь, что даже… участвовать не мог (смеётся).
- А что два года назад изменилось?
- Не знаю. Стал искать разнообразия.
- Что скажешь про сегодняшнюю гонку?
- В целом понравилось. Понятно, что, запрыгнув сюда, по сути, с дивана, я совершил немало ошибок, но для первого раза они вполне простительны.
- Ты лыжи сегодня взял какие-то особенные – расскажи про них.
— Это лыжи Fischer Crown с насечками. В принципе, я ими доволен. Они, конечно, со спортивной точки зрения не катили от слова совсем, но зато хорошо держали. Наверное, надо было брать какие-то старенькие классические мази и нормально мазаться. Но там в Телеграм-канале гонки все страстей понагнали: околонулевая погода, подлип, сойдёшь, надо подмазываться-перемазываться…
- Я сегодня пять раз перемазывался.
- Я почему ещё решился на насечки? Я перед этим на радиалке пошёл на узеньких лыжах, и вроде бы даже клистер сверху закрыл твёрдой мазью, но всё равно попался, въехал в озеро. И после этого такой лёд образовался на лыжах – я его потом сдирал, наверное, километров 10. Я буквально «плакал» над этими лыжами, сопли аж на лыжи капали!
- Но ты мне скажи, у тебя есть желание ещё когда-нибудь принять участие в этих событиях? Или для тебя это такая своего рода экзотика – один раз попробовал, и всё?
- Нет-нет, обязательно ещё раз приеду, и может быть не один раз. Другое дело, что, наверное, не каждый год это буду делать. Вообще, у меня в последнее время желание в разных местах участвовать. Но в те места, которые понравились, хочется возвращаться. Может быть, не на следующий год, а через сезон – почему бы и нет? В этом отношении, кстати, прорекламирую радиалки – у них есть такая изюминка – они используют разные полигоны и в разным местах проходят. Недавно была под Воскресенском, сейчас во Владимирской губернии в районе Петушков будет. Полигоны разные, места разные – есть из чего выбирать.
- А что такое радиалка? Из точки в точку?
- Радиалка – это лыжное ориентирование в заданном направлении. Как правило, на большом полигоне, оптимальное расстояние по точкам – 30 км.
- А там лыжня нарезана?
- Конечно, нет! Там лыжни хорошо, если есть процентов 10, от силы 15.
- То есть тебя это штырит? Лыжные гонки тебе поднадоели?
— Это, понимаешь, такое отличное времяпрепровождение надолго. Пришёл с утра – и на целый день! Ну что там лыжные гонки: приехал, за три часа пробежал свой полтинник, соплями умылся, посидел – всё закончилось. А тут… Часов на 12, не торопясь (смеётся).
- Ещё хотел что-нибудь сказать?
- Организаторам большое спасибо!
- Нет, ну организаторы, действительно, большие молодцы.
- Ага, и пункты питания, и гирлянды, и фонари эти со свечою внутри – это очень всё вдохновляет, я в конце уже все глаза проглядел – ну, когда, когда? И вот они появились, и это такой праздник души был!
* * *
- Сафроновская сотня, (Московская область, 2004 г.)
Зовёт Хамар-Дабан (Байкал, 2005 год)
Карельская многодневка (Карелия, 2010 год).
- Белокурихинский марафон - полный разрыв шаблона (Алтай, 2017 г.)
"Галичское Заозерье" (Костромская область, 2024 г.)
Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.
Гена, мы тебя любим!
У лидеров всë как-то просто - бежал, бежал, и прибежал ). А тут приключения, преодоления, читать интересно.
Хотя сам когда-то занимался лыжными гонками, и до сих пор люблю по подготовленной трассе покататься и коньком и классикой, но однодневные пробеги по Подмосковной тур лыжне - это совсем другое! Это всегда небольшое приключение на целый день. А по трассе обычно 2-4 часа и домой, да и надоедает в одном и том же месте кататься. К тому же чувствуешь себя, как мышь в лабиринте - нет свободы.
Тур-катание требует, конечно, определëнных навыков и местами другой техники.
Но это очень увлекательно.
Спасибо за рассказ.
По поводу рюкзака. У меня для Бирки и горных тренировок саломоновский trail 20, у него и карманы спереди в поясном ремне есть, куда небольшой смартфон влезет, и лыжный подсумок с флягой или термосом под ним помещается. Можно и небольшой подсумок развернуть вперед, туда любой смартфон поместится.
Как навигатор все же проще смартфон, но с живым и полностью заряженным аккумом. Имхо сгодится любой с пластиковым корпусом, он меньше мерзнет. Айфон, да с уставшим аккумом, непредсказуемо разрядится. У меня для таких дел есть защищенный Kyocera, да с экраном под перчатки, но это уже чересчур. Спортивные часы с возможностью закачки карт, боюсь, не бюджетны.
Непонятно, почему участники пренебрегают сменной сухой одеждой, места она много не займет и сушить ничего не придется. Вполне разумный набор вещей в рюкзак прописан в положении Бирки и он весит гораздо меньше 3.5.
Я некоторое время размышлял, ехать ли эту сотню или МВТУ, но понял, что слишком люблю поспать )
Интересно, никто на ленте держания не бежал?
Ну совсем деды на фото (
Пользуясь случаем, хочу поздравить с днём рождения Геннадия Фищенко - человека,создавшего лыжный оазис на территории Подмосковья в ГАБО. Харизматичного, доброго, щедрого, невероятно симпатичного и никак не желающего успокаиваться (не смотря на его 72 года) человека.
Гена, мы тебя любим!
Хотя когда мы с тобой ехали Карельскую ( давно это было, не помню, в каком году, а дневника под рукой нет) ,погода тоже была " хорошая" ,снег, ветер и по озеру уже без лыжни брели. Всем рассказываю как ты нашел в кармане шоколадку " вдохновение", сил или уже мозга не было ,чтобы палочку шоколада из фольги вытащить , так и жевали вместе с фольгой, высасывая шоколад, и Юра который встречал нас на финише в гостинице,увидев наши " лица", сказал чудесную фразу -- " хорошо, что живые".
Хорошо,что нам есть, что вспомнить! И будет что внукам рассказать, хотя,,, поймут ли они нас? Время покажет.
Действительно, что-то начинает цеплять именно в подобных отчётах, что самому интересно попробовать. "А как получится у меня, а за сколько получится у меня?" Думаешь, поможет ли опыт таких же соток, но беговых, зачтут ли их за квалификацию...
Да, не всем интереснее формат преодоления, а важнее минуты-секунды - и это, безусловно, не их формат. Поэтому дополнительное спасибо за освещение подобных мероприятий, где спорт пусть и есть, но всё же не на первом месте. А на первом - те самые, "настоящие" лыжи, придуманные человеком для преодоления многих километров в условиях зимы.
Каждое слово пропитано марафонской мощью !
...Когда мы с тобой ехали Карельскую ( давно это было, не помню, в каком году...
Беговой трейл по глубокому снегу - это как-то уже за гранью понимания )
А потом замучали судороги, я смалодушничал и уехал домой спать. Утром продолжил, но проехал немного, слишком долго спал. Важна каждая мелочь, а я не имея опыта сделал ряд ошибок, некоторые были критическими. Ну да если на следующий год состоится это мероприятие постараюсь проехать побольше. Вот как правильно заметил Алексей Жилин, технические проблемы надо решать до старта.
На основе принятого закона о лыжных, роллерных трассах и сервитуте развивать эти и не только эти маршруты и регулярно их готовить. Тогда и к-во участников возрастёт и интересно всем будет.
Доложили Губернатору, ждем результатов, но активно! Инициативу нельзя упускать, тем более, что есть прецедент и ГАБОвская народная лыжня стала Победителем на Всероссийском конкурсе!
Вроде зацепились, впервые в России можно сделать то, что в других лыжных странах давно делают, а так как нам доступ на эти шикарные лыжные страны закрыт, то надо свои многокилометровые трассы делать.
Спасибо за статью 👍
Значит так и будет без всяких симптоматических оговорое по Фрейду, потому что мысль материальна...
Мне кажется, что в списке ошибок самый главный пункт - номер 5. С каждым таким выходом лучше узнаёшь, что тебе нужно, как реагирует организм, как жить с мазями. В итоге вес рюкзака падает, психологическое напряжение тоже уходит.
Особенно впечатлила поломка машины потом у вас с Леной .
Да, Хамар-Дабан выложили недавно (по сути, под эту статью, так же как и Карельскую многодневку Лена Копылова опубликовала в ночь с воскресенья на понедельник), а Бирка опубликована уже несколько лет назад.
* * *
Слушайте, я тут немного провинился с этой статьёй. Дело в том, что после 60-го километра я всё время шёл один и ориентировался на местности уже самостоятельно (в том числе и в темноте). Так вот, на каждой развилке я просто останавливался и находил на снегу стрелку с буквой "Д". Это группа Дмитриева накануне прошла самые трудные участки маршрута и разметила таким образом все проблемные места. Благодаря группе Дмитриева я ни разу даже не достал из кармана смартфон. Жаль, что не догадался написать об этом в репортаже, но исправляюсь хотя бы здесь, в комментариях.
Парни, все кого ни разу в жизни не видел и с кем не знаком, огромное вам спасибо!
(Upd: Нет, всё-таки не удержался и перенёс этот свой комментарий в сам репортаж в качестве отдельной небольшой главки - лучше поздно, чем никогда).
Прямо ощущение личного присутствия))
Много знакомых фамилий 😁.
Как же это здорово, что многие бегают на лыжах и тем более 100 км!
А ссылка на статью про Карельскую сотню и КЛН - вообще ностальгия.... 🤗
Тем более, что печатная версия журнала у меня куда-то пропала.
Прочитаю с интересом всё остальное тоже, как будет время!
А ссылка на статью про Карельскую сотню и КЛН - вообще ностальгия.... 🤗
А вот 50-километровую Дмитров - ГАБО из точки в точку в 2012 году (проводилась всего один раз) я проворонил, этого в моей жизни не случилось. Жалко...
И еще, не проспи вело1 из точки в точку, из Яхромы в Дубну, классика, 55 км, - пока есть) все, как ты любишь, гонка, есть гонка)
Мы от Ассоциации "Организаторы лыжных трасс" сделали предложение Правительству Московской области организовать опрорные пункты в ГАБО, Некрасовской, Дмитрове и Яхроме и соединить эти поселения качественной лыжной трассой с регулярной подготовкой.
И это только часть работы по выполнению нашего Проекта "300 км народных лыжных трасс".
Будут качественные лыжные трассы будут и старты, будет и массовость!