Наша недавняя октябрьская встреча со спортивным руководителем ФИС-овского комитета по лыжным гонкам началась с вопроса. Обычно я начинал диалог. На этот раз Миньери опередил: «Есть ли новые идеи, инициативы?» - спросил он. Не раз в прежние годы я делал по его просьбе предложения по совершенствованию форматов гонок, основываясь на опыте наших российских соревнований, таких как Спринт Тур, Дуатлон-Трофи и некоторых других, имевших в свое время внимание и интерес в нашей стране.
Я решил, что он специально намекнул на комплимент в свой адрес по поводу предстоящей премьеры в расписании Кубка мира - первой спринтерской многодневки, которая станет финалом кубкового сезона. «Рад, что ФИС наконец-то отважилась на эту попытку. И название новой многодневной гонки, позаимствованное у российского исходника, мне тоже нравится» - ответ, кажется, удовлетворил француза. Бессознательно подумалось о незарегистрированном вовремя наименовании. Миньери заметил (мне показалось, с некоторым сожалением), что будущий американский Спринт Тур всё-таки заметно отличается от того, что проводился ранее на Урале и в Западной Сибири. Разница в более консервативной, строго регламентированной программе гонок Кубка мира и логистике турниров.
Действительно, первые Спринт Туры, прошедшие у нас с 2007 по 2011гг., включали нестандартные варианты лыжных гонок, носившие иногда экспериментальный характер. Полагаю, что многое из того урало-сибирского опыта еще найдет применение в мировой практике лыжного спорта. Так, например, наша логистическая версия Спринт Тура будет теперь реализована в другой новинке предстоящего сезона – еще одной многодневной гонке под названием «Ски Тур» в Швеции и Норвегии. Для трансферов во время этого скандинавского турне будет предоставлен чартерный поезд. Все участники обязаны пользоваться только им. В противном случае – дисквалификация.
Разговор невольно перешел на обсуждение особенностей грядущих зимних соревнований. Кому-то они покажутся мелкими, а кому-то - наоборот, весомыми. Очевидным остается тренд на увеличение доли многодневных гонок. Первый опыт 12-летней давности – новогодний «Тур де Ски» сразу же собрал наибольшую зрительскую аудиторию и до сих пор остается самым рейтинговым соревнованием Кубка мира.
Порой популярность этой многодневки конкурирует с титульными турнирами (чемпионаты мира, Олимпийские Игры), а в сезоны их отсутствия, как в наступающем 2019/20, остается пиковым турниром.
Не только Тур де Ски пользуется повышенным вниманием у болельщиков. Другие мини-туры также собирают более высокие показатели зрительского внимания, чем отдельные типичные этапы Кубка мира. Об этом свидетельствуют данные социологических опросов и постоянного мониторинга телетрансляций. Премьерный 6-дневный скандинавский Ски Тур призван поправить снижающиеся телевизионные рейтинги лыжных гонок.
В регламенте новой многодневки просматривается крен в пользу специалистов дистанционных гонок. Чтобы уравнять кубковые шансы спринтеров и марафонцев появилось и другое новшество – Спринт Тур.
Главное событие зимы – Тур де Ски, несмотря на гарантированную репутацию, не останется без корректировок в правилах. В последние годы наметилось некоторое снижение интереса лыжников-спринтеров к полноценному участию в этом турнире.
Они покидали многодневку до её завершения, игнорируя последние решающие гонки, формат которых практически не оставлял им шансов бороться за хорошие бонусы. Теперь спринтеров будут дополнительно соблазнять несколькими «морковками».
Во-первых, изменится расписание спринтов в программе Тур де Ски. Короткие гонки намечены в начале программы и в самом конце перед финальным горнолыжным подъемом.
Во-вторых, премиальные очки в зачет спринтерской майки лидера будут разыгрываться в каждой гонке турнира. Cпринтерских бонусов станет больше за счет увеличения промежуточных отметок (финишей), включая даже гонки с раздельным стартом.
В-третьих, все, преодолевшие полную дистанцию многодневки, получат кубковые зачетные баллы. Ранее это правило распространялось на топ-30 мест.
Многих смущает другая новация Тура – масс-старт на финальном этапе в гонке в гору. В таком формате чемпион многодневки вполне вероятно не выиграет заключительную гонку. Ну, и что!? В велогонках, мировая популярность которых несоизмеримо выше лыжных, такое правило успешно и без изменений работает много десятков лет.
Еще одна мелочь в новых правилах, которая может оказаться подчас решающей. В расчете общего времени этапов десятые доли секунды теперь будут округлятся до целых, но по оригинальному алгоритму, а не по математическому:
27’56.9 => 27’56’’
Лыжные гонки упорно продолжают курс на вело-форматирование, предложенный и взятый на вооружение чуть более 10 лет назад трехкратным олимпийским чемпионом, первым человеком в иерархии лыжегоночного комитета ФИС – норвежцем Вегардом Ульвангом вместе с еще одним нынешним руководителем другого знакового департамента этой международной федерации – комитета по маркетингу, швейцарцем Йоргом Каполом. Когда Йорг был директором лыжного комитета, активно обсуждалась перспектива проведения чемпионата мира в многодневной гонке. Мало, кто знает, что Россия рассматривалась тогда одним из вероятных претендентов на проведение новейшего первенства. Вопрос о модном чемпионате мира по-прежнему в повестке дня, и скандинавский Ски Тур является одной из тестовых площадок будущего нововведения.
О перспективах малоизвестного чемпионата я спросил самогО Й.Капола. Об этом и не только в другой реплике.
Продолжение следует.
Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.
что ж, есть куда расти...
вся надежда на отдохнувшего Большунова...
Саша должен в этом сезоне тур де ски оформить
Для тех, кто не смотрит велоспорт, не понятен смысл предшетвующих финальному восхождению гонок тура, кроме призовых, очков в ОЗ, номера на старте. По-сути получается как отдельный масс-старт в гору. Ценность тура пропадает, дистанционщикам можно не париться в спринте, спринтерам на дистанции, подумаешь чуть глубже в пелотоне. Рейтинги может и увеличатся, время трансляции уменьшится, но весь смак пропадет! ИМХО.
Андрей, насколько знаю, вполне в теме.. И тем не менее, ратует за такие новшества. Обсуждать в таком случае нечего, остается смотреть..
а не в том, чтобы специализированные спринтеры непременно были и тем более побеждали
в былые годы мне было очень интересно смотреть спринты, в которых рубились не те, кто обычно там рубятся на КМ
Легков Вылегжанин Полторанин Колонья Борода - они получали там шанс
было интересно
из года в год маршруты разные, специализация этапов разная, в пределах одного этапа разные куски рельефа (ключевые подъмы), кроме разделки есть командная гонка, выбывание с тура не уложившихся в лимит, разные роли и задачи исполнителей в пределах команды. В лыжах однотипные круги и каждый сам за себя. Мне кажется одними спринтами интерес не подогреть. Круговая гонка на выбывание, командная разделка. С трассами конечно сложнее - это не дороги общего пользования.
Нет ничего скучнее такого формата..
По сути, давно понятно, что форматы перекраиваются в угоду "смотрибельности" и интересам ТВ (привлечению подписчиков, и т. п.). С этой точки зрения всё выглядит логично.
А в чем, собственно, недовольство по поводу количества спринтов? После того, как (в угоду тем же телевизионщикам) постепенно стали убирать (любимые лично мною) разделки, их, естественно, заменили масс-стартами (а какие еще варианты?). Но если масс-старт в биатлоне зрелищен от начала и до конца по определению, то в чистых лыжах зачастую имеем аналоги спринтерских этапов того же ТдФ. Увеличение бонусных спринтов, как я понимаю - попытка как-то оживить масс-старты.
И, если представить зрителя, который впервые включил лыжную трансляцию, то, имхо, убедить его остаться на лыжах гораздо проще через богатые на события спринтерские гонки.
А после "Устюгов-шоу", глядишь, и поклонники MMA подтянутся.
Веломногодневки популярны в Европе потому, что проходят по обычным дорогам и через обычные перевалы, куда может в любой день заехать любой европейский велолюбитель. При этом каждый год меняются маршруты, все этапы проходят из точки в точку, всё это проходит по естественным ландшафтам. Смотреть трансляцию можно даже и ради видов.
Стран в Европе, где можно провести аналогичную лыжную многодневку, всего три с половиной.
"Половина" - это Россия, где ради тура проложить дистанцию смогут. Только никто смотреть тур не будет, так как всем будет ясно, что после тура никакой трассы там не останется.
В трёх скандинавских странах можно найти и так существующие трассы, где возможно провести многодневку. Но там и так зрители лыжных гонок есть, так как по этим трассам они каждую зиму катаются.
Для остальной Европы беговые лыжи - это чуждый вид спорта, и чем дальше, тем больше. Снега нет. И многодневка из марафонов по искусственным трассам в десяток кругов интереса не прибавит. Смотреть не интересно.
Это просто разные жанры. Мне, к примеру, больше нравятся горняки и универсалы. Но сам по себе развоз и толкотня за позицию на последних км тоже интересны по-своему.
Фрум никогда этих ватт не покажет, ему это и не надо, но людей, способных передать такую мощь на колеса, в пелотоне тоже не так много. По-своему уникумы.
Думаю, такой вариант не пройдет по причине несоизмеримости нагрузок. Лыжи ведь энергетически более затратны, чем велогонки. Проблемы с восстановлением будут.
Мне кажется, что организаторам ТдС не хватает изобретательности. Взять тот же финальный подъем. Альпе Чермис уже как заезженная пластинка. А горнолыжных склонов в Альпах полно. Те же городские спринты, о которых Клэбо говорил в недавнем интервью. Можно вполне чередовать их с парой-тройкой подъемов, более пологих, чем Чермис. Правда, не знаю, насколько будет затратно подготовить спринтерские круги сразу в нескольких городах. Но с точки зрения привлечения зрительской аудитории, имхо, неплохой вариант, учитывая что всё это приходится еще и на новогодние каникулы.
Да, лыжные гонки консервативны. Формат ОИ, ЧМ неприкосновенен. Но что мешает активно экспериментировать с форматом гонок туров (не про спринт)?! Приживется - хорошо, нет - тоже хорошо! Или весь расчет на "консервативную" публику?