К началу сезона 2018/2019 гг. протяжённость трасс СОК «ГАБО» достигла тридцати километров основных трасс для классического и конькового хода и двадцати километров - для классического хода (туристические трассы). Осенью 2018 года устойчивый снежный покров в ГАБО, достаточный для начала обработки трассы, установился поздно, с 3 декабря. С этого дня на трассе поочерёдно стали работать три «Габоши», изготовленные на промышленном предприятии, отличавшиеся друг от друга и от варианта, описанного в «Лыжном спорте» [1] небольшими конструктивными изменениями, одно из которых было защищено патентом [2].
Ратрак типа Pisten Bully 100, которым располагает СОК «ГАБО», удалось выпустить на трассу без риска перемешать снег с грунтом только в начале января. Таким образом, благодаря «Габоше» осенне-зимний сезон удалось начать на месяц раньше. Из-за нескольких технических неисправностей, устранение которых обошлось клубу в сумму около миллиона рублей, ратрак бездействовал ещё месяц. Продолжительность простоя объясняется не столько трудоёмкостью ремонта, сколько необходимостью ждать прибытия заказанных в Германии деталей и механизмов.
В первую половину зимы все трассы ГАБОвской народной лыжни обрабатывались исключительно "Габошами". Качество подготовленной ими трассы было безупречным по ровности, гладкости, наличию вельвета и практически не уступало качеству трассы, обработанной ратраком.
Ширина обрабатываемой полосы составляла 2 м (с учетом боковых финишёров). Для создания полноразмерной трассы под конёк плюс одна лыжня классики требовалось два прохода. Однако общее время обработки было практически таким же и даже меньше, чем при использовании ратрака из-за большей скорости обработки снегоходом с “Габошей”.
Общие затраты времени, топлива и моторесурса решающим образом зависели от исходного состояния трассы. Для выравнивания сильно запущенной, бугристой трассы требовалось до четырёх проходов. При этом скорость буксировки «Габоши» в режиме выравнивания слабо зависела от состояния трассы и при достаточно мощном тягаче-снегоходе могла достигать 40 км/ч. Последний, финишный проход обычно осуществлялся на скорости не более 20 км/ч из-за желания утончённых эстетов получить безупречно ровный рельеф вельвета от финишёров и качественную нарезку классической лыжни.
Посещаемость Габовской лыжни достаточно высока в любой день недели и достигает пика в выходные. При такой нагрузке для получения высокого качества лыжни её приходилось обрабатывать ежедневно, порой дважды в сутки. Встречи с лыжниками не только небезопасны, но и сильно увеличивают время обработки из-за неизбежного снижения скорости. Поэтому обработку надо проводить ближе к полуночи, когда на трассе уже нет лыжников с фонариками, а до рассвета ещё достаточно времени чтобы трасса выстоялась.
Конкретные трассы всегда уникальны как по своим характеристикам и назначению, так и по количеству посетителей, составу техники, подготовленности работников и волонтёров. И потому оптимальный режим подготовки устанавливается для каждой трассы опытным путём. Можно из экономии готовить трассу, например, через день, после снегопадов или к выходным, но её качество будет значительно хуже, да и экономия может оказаться иллюзорной из-за увеличения числа проходов, необходимых для приведения в порядок сильно разбитой трассы. Общее правило состоит в том, что выгоднее каждый вечер одним проходом «Габоши» на высокой скорости подправлять накопившиеся за день огрехи, чем раз в неделю выправлять разбитую трассу ратраком или многократными проходами «Габоши».
Три испытанные «Габоши» отличались друг от друга некоторыми деталями конструктивного исполнения. Так, первая из них была выполнена из прямоугольных труб, а две другие - из круглых, причём третья была оснащена электроприводом для регулировки высоты рыхлителей над поверхностью трассы и степени заглубления резака. По качеству обработки и требуемому тяговому усилию между ними отличий не было, хотя изделие, оснащенное автоматическим подъемом и опусканием рыхлителей и лыже-прокладчика, значительно облегчало работу оператора снегохода с “Габошей”.
Сотрудниками телевидения г. Дмитрова Натальей Иржановой и Никитой Хараськиным в феврале 2019 года был снят отличный фильм [3] про Габовскую лыжню, в котором показана работа «Габоши».
Один из опытных образцов «Габоши» после испытаний был поставлен на знаменитую Ромашковскую лыжню, после работы изделия на ней трасса преобразилась в лучшую сторону. Муниципальное автономное учреждение «Спортивно-оздоровительный комплекс «Яхрома» тоже получил один из вариантов “Габоши”. Ещё один, уже серийный, образец «Габоши» с рамой и дышлом из круглых труб был поставлен в Киржачскую районную общественную организацию «Спортивный клуб имени Михаила Серёгина». Все «Габоши» проработали без нареканий с Нового 2019 года до конца сезона.
В ходе опытно-промышленной эксплуатации «Габош» в зимнем сезоне 2018/2019 гг. и, как ни странно, летом 2019 года, были выявлены их новые достоинства, не упомянутые в прошлогодней статье [1].
1. При прокладке трассы по пересечённой местности, представляющей как раз наибольший интерес для спортсменов, часто приходится строить мостики через овражки, ручьи, гати по болотистым участкам. Масса ратраков в 9-20 раз превышает суммарную массу «Габоши» с тягачом-снегоходом. Соответственно, во столько же раз больше будут требуемые грузоподъёмность и стоимость мостиков, рассчитанных на пропуск ратраков. Спортивный клуб средней руки может осилить строительство пары-тройки мостов для ратраков, но на протяжённой трассе, подобной Габовской, их потребуются десятки…
2. Лыжная трасса СОК «ГАБО» почти полностью проложена в лесистой местности, в елово-берёзово-осиновом лесу, большей частью по узким извилистым коридорам между вековыми деревьями. Опыт эксплуатации показал, что неизбежные случайные удары «Габоши» о дерево или пень на полной скорости не приводят к её повреждениям, тогда как за соприкосновением ратрака с деревом обычно следует ремонт на две-три сотни тысяч рублей и простой на срок от одной недели до 2 месяцев (пока не поступят детали из-за рубежа). Можно предположить, что и отечественные ратраки окажутся не более стойкими.
3. Самым интересным результатом оказалась установленная возможность использования «Габоши» для летней подготовки трасс. Обычно после зимы на грунтовой поверхности трасс появляются бугорки, кротовые кучки, к середине лета - травяные кочки. Оказалось, что «Габоша», буксируемая минитрактором, прекрасно срезает эти неровности своими рыхлителями, перераспределяя срезанный грунт по трассе, выравнивая её. Из-за небольшой массы, распределённой к тому же по сравнительно большой опорной поверхности, «Габоша» при встрече с препятствиями, срезать которые она не в силах - камнями, пеньками или корнями, просто подскакивает на них, продолжая движение. Возникающие при этом рывки хорошо смягчаются пружиной, входящей в состав сцепного устройства дышла. Снимать финишёры для работы по грунту нет необходимости, поскольку они изготовлены из высокоизносостойкого полиуретана.
Трассы ГАБОвской народной лыжни включают в себя радиальный незамкнутый участок Габо - станция Некрасовская, ширина которого на отдельных участках недостаточна для прохода даже «Габоши». Для обработки этого участка был изготовлен опытный образец облегчённого и упрощённого устройства, так сказать, эконом-класса, получивший название “Габоша-Лайт®”, который можно использовать на туристических трассах - в одну сторону; это изделие в одну сторону выравнивает трассу, в другую - нарезает лыжепрокладчиком классическую лыжню. Ширина обрабатываемой этим устройством полосы составляет 1,7 метра с учетом боковых финишеров.
Конструкция «Габоши-Лайт» поясняется чертежом, на котором устройство показано рыхлителями 1 вверх, а резаком 2 – вниз. Основой устройства является рама 3, в которой роль поперечных элементов выполняют зубчатые рыхлители 1. В передней части рамы закреплена с возможностью трёхступенчатой регулировки по высоте передняя лыжа 4. Задней лыжи, как у «Габоши», здесь нет. Её функцию выполняют задние финишёры 5. Для создания плавного перехода от выровненной трассы к окаймляющим её сугробам служат боковые финишёры 6. Для присоединения к тягачу-снегоходу служит дышло 7, сцепное устройство которого подпружинено для смягчения возможных рывков. Резак 2 выполнен по обычной схеме с ножами рыхлителями 8 спереди и утюжками-формирователями 9 колеи позади них. Для предотвращения кувыркания всего устройства вперёд при нарезании лыжни служат боковые лыжи 10, скреплённые с боками резака.
В зависимости от тяговых возможностей того снегохода, которым располагает заказчик, устройство может поставляться с одним, двумя или тремя рыхлителями 1, в том числе и в съёмном исполнении. Расположение двух передних рыхлителей под отличным от прямого углом к продольной оси способствует поперечному перемещению взрыхляемого снега и заполнению им впадин. В положении для рыхления поверхность трассы дополнительно заглаживается финишёрами, создающими вельвет на трассе и по её краям.
После выравнивания трассы рыхлителями устройство переворачивается усилием одного человека на 180 градусов - так, что рыхлители оказываются сверху, а резак - на поверхности трассы. На участке Габо - Некрасовская трасса вначале выравнивалась рыхлителями проходом в один конец, затем устройство переворачивалось, и при возвращении нарезалась лыжня для классики. Скорость выравнивания составляла 25-40 км/ч, скорость нарезания лыжни - 10-15 км/ч. Буксировка такого устройства вполне посильна даже для не самых мощных снегоходов.
Сюжет телекомпании ТНТ-Дмитров о лыжных трассах в ГАБО и устройстве для подготовки лыжных трасс "Габоша"
В стадии разработки и испытаний находится Габоша-трансформер, которая, по нашему мнению, решит многие проблемы беговых лыжных трасс (хотя ею можно будет готовить и небольшие склоны для горнолыжников) - различных по ширине и протяженности, которую можно будет использовать с началом выпадения малого количества снега и до окончания сезона. Активное участие в разработке, финансировании, испытании и внедрении на лыжные трассы принимает Ассоциация «Организаторы лыжных трасс» (АОЛТ).
Надеемся порадовать вас достойным качеством изделия и низкой ценой.
Где заказать?
сайт: gabosha.ru
почта: zakaz@gabosha.ru
телефон: +7 (916) 336-24-40
Список литературы
1. Устройство для подготовки лыжных трасс «Габоша»® [Электронный ресурс]: Журнал «Лыжный спорт», режим доступа https://www.skisport.ru/articles/read/93740/, дата обращения 27.06.2019.
2. Патент РФ № 187787 с приоритетом от 27.09.2018 «Универсальное устройство для подготовки лыжных трасс»
3. «ПроСпорт» от 24.02.2019. [Электронный ресурс]: Телепередача канала «Вечерний Дмитров», режим доступа https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=6AF7Lmyutjg , дата обращения 28.06.2019.
Ю.В.Григорьев (МГТУ имени Н.Э. Баумана, СОК «ГАБО»),
В.К.Милованов (ООО «Транспортная техника»),
Г.В.Фищенко (Президент Спортивно-оздоровительного клуба «ГАБО»).
Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.
Нумерация узлов на схеме устройства и в описании под ними не совпадают.
Это живая Академия строительства трасс своими руками!
Насчет ударов ротрака о дерево: недавно довелось утром катить километра 2 за ротраком в ГАБО.
Иногда сердце замирает когда он правой стороной бьется о стволы. Там резиновые типа "крылышки" отталкивают навеску при ударе, но все равно выглядит это очень стремно.
А в полях после поворота на Некрасовку соева есть тонкий ствол елки, очень кортко опиленный. Торчит вровень с краем трассы. Потенциально опасен для навески ротрака, как мне кажется
Но наша лыжная трасса (летом терренкур для ходьбы, бега и велосипеда) все равно СЫРАЯ и Вы как раз видите эти косяки, которые для техники и людей опасны. Например: на дуплете ночью из за узости трассы (я был оператором)
Ратрак фрезой, уже на выкате из оврага ударился фрезой о ствол дерева, стал поперёк и слетел вниз, чуть не задавил внизу лыжников, которые любят по вельвету за ратраком ходить...
Очень расстраиваюсь, когда вижу как наш славный Росавтодар делает тысячи и тысячи километров дорог и при желании наших руководителей сделать для нашего (и ихнего) населения трассы особых проблем для них не составило бы!
Мы эту трассу делаем больше 20 лет, а ее можно было бы сделать с такой техникой за неделю!!!
Что там для народа, для сборных команд страны не могут сделать места тренировок, трассы, роллерные трассы, небольшую инфраструктуру, например в Терсколе, где тренировалась сборная команда страны! Тренировалась по дорогам общего назначения, рискуя жизнью..., а сколько людей уже погибли на дорогах, пытаясь на них тренироваться, в том числе и моих друзей... Позор нам всем!
Вот по этому мы с лыжной общественностью и создали Ассоциацию «Организаторы лыжных трасс» и будем помогать нашим руководителям создавать условия для оздоровления населения и мест для тренировок наших спортсменов и Вы, все, нам очень поможете, если станите участниками нашей организации!
Эти схемы пошли в Патентное бюро, но потом ещё много раз Габоша дорабатывалась...
Сейчас работаем над Габошей, которая может быть сопряжена с техникой, которая помощнее снегохода, на наш взгляд эти наши Отечественные изделия решили бы проблему для массового отдыха и тренировок нашего населения, которые по цене будут на порядок ниже импортной!
Когда жил в Москве ( с 10 по 16 год) начинал ездит на лыжню в Красногорск, но стоило только попасть в ГАБО, то уже только туда ездил. По уровню подготовки одна из лучших из мною виденных в России.
Геннадий, Вы лучшие!!!
Друзья записывайтесь УЧАСТНИКАМИ, запишитесь-заметят и мы изменим ситуацию-дальше уже некуда идти. Уйдут леса, как земля (уже уходят по лесной амнистии) в аренду и частные руки, может это и хорошо, но надо и законы менять параллельно, ввести в них понятие ЛЫЖНАЯ ТРАССА и ПУБЛИЧНЫЙ СЕРВИТУТ, иначе будем сидеть на кухнях, которые пока не отобрали, будем пить горькую и вспоминать и рассказывать детям:
«А ведь когда то земля и леса были народными и там были лыжные трассы и были полные народа лыжные электрички и люди свободно в них катались на лыжах и даже ходили за грибами и ягодами и представьте себе, что лесные дороги не уродовали такие чудища, как квадроциклы и машины!»
Поражен тем, как много вам удалось сделать!
Вы круты неимоверно!
Я тоже начитался рекламы, что просто ратраком трассу делать и в рекламе оператор ратрака в галстуке-ха-ха-ха, но это не так, я уже 7 лет им управляю и все премудрости ещё не изучил...
Да ещё наши комерсы привозят из за бугра б/у ратраки, которые им на свалку сдать дороже, а мы им ещё и деньги за это старьё даём-своих то НЕТ!
Тепло в ратраке, а ремонт слетевшего трака надо не в кабине ремонтировать, а на снегу, на косогоре и морозе при -21, как это мы делали с Сергеем Алтунджи, каждый день выезжаешь и крестишься, доедешь или нет?
Один из моментов ремонта трака на морозе в следующем посту: