Большим грехом для журнала «Лыжный спорт» стало бы молчание по поводу общепринятого дня рождения российского лыжного спорта. Правда остаются дискуссии по поводу строгой даты из-за смены летоисчисления в послереволюционной России. К тому же историки несолидарны в фактологии событий более, чем столетней давности. Однако уже привычной датой зарождения стало 29 декабря (по новому стилю) 1895 года.
«ЛС» не один раз обращался к этой истории. Кто не знает, пусть ознакомится.
Одни источники указывают на дату 29 декабря, другие ссылаются на тот же день по старорежимному календарному стилю, то есть 16 декабря. Как раз это число значилось на календаре 127 лет назад, когда была зарегистрирована первая профильная организация – Московский Клуб Лыжников.
Как всё начиналось (Из книги А.Б.Суника «Российский спорт и олимпийское движение на рубеже XIX-XX веков»).
Родоначальниками лыжного спорта стали велосипедисты. Наиболее активные из них в зимнее время, когда для занятий велосипедом возможности были предельно ограничены, переключались на лыжи. Лыжный спорт в Москве получил свое начало в самый блестящий период развития велосипедного спорта - в 1894 году. Журнал “Велосипедный спорт” проливает свет на первые шаги лыжного спорта в Москве. В журнале был опубликован отчет об “Общем собрании членов Московского клуба велосипедистов” от 14 октября 1894 года.
В отчете сказано: “...Далее было доведено до сведения гг. членов, что при клубе возникает кружок лыжебежцев, который обратился с просьбой к клубу уступить его летнее помещение, на что общее собрание изъявило согласие... Кружок лыжебежцев - это нечто новое в Москве. Вообще же спорт лыжный мало известен в России, почему желательно, чтобы возникающий кружок повел дело пропаганды этого разумного и приятного спорта с успехом”. Этот небольшой кружок лыжников затем учредил самостоятельную организацию - Московский клуб лыжников (МКЛ), который с 1895 года и начал пропагандировать в Москве лыжный спорт.
Первое лыжное состязание состоялось в Москве 28-го января 1896 года; по крайней мере, это первое состязание, о котором составлен протокол и имеются данные, - писал современник и исследователь этих событий Федор Генниг. Это состязание было разыграно на Xодынском поле и состояло из 4-х номеров. Звание первого лыжебежца МКЛ получил К.К. Фогельгольм, прошедший три версты в 18 мин. 25 сек. Он же оказался первым в состязании на 1 километр - 6 мин.15 сек., тогда как эту же дистанцию в состязании для лиц старшего возраста Г.Г. Фильц покрыл в 8 мин. 5 сек.”
А вот, историк спорта Клавдия Цуркан, исследовавшая зарождение спорта в Москве, считает началом развития лыжного спорта 19 февраля 1895 года, когда впервые, по ее данным, были организованы состязания лыжников. Состоялись они на Xодынском поле. В программу состязаний был включен бег на 3 и 1 км. На дистанции 3 км состязались 5 участников. Лучшее время показал Линдрот - 18 мин. 54,6 сек. Из четырех спортсменов, участвовавших в состязаниях на 1 км, победил К. Петерс - 6 мин. 7,8 сек. Эти более чем скромные состязания и положили начало развитию лыжного спорта не только в Москве, но и в России в целом.
Вторая официальная гонка на лыжах, - сообщает Ф. Генниг, - была устроена Московским клубом лыжников 22 февраля 1898 года на дистанцию Малые Мытищи - Сокольники. Победителем оказался (по жребию) Р.А. Петерс, прошедший в одинаковое время с А.Р. Бриллингом - 1 ч. 05 мин. Один из первых победителей лыжных состязаний Петерс был не только в числе сильнейших лыжников тех лет, но и активным организатором лыжного спорта - по его инициативе был создан первый кружок лыжников. На базе кружка родился и “Московский Клуб Лыжников”, учрежденный 3 марта (старый стиль) 1895 г.
Журнал “Велосипед” в статье “Московский клуб лыжников” рассказал о “первом общем собрании” МКЛ: “В пятницу, 25-го августа в собрании врачей на Большой Дмитровке происходило первое общее собрание утвержденного в марте сего года Московского клуба лыжников... При этом было постановлено выразить клубу велосипедистов признательность за его братскую поддержку делу лыжебежства, выразившуюся в бесплатном предоставлении в пользование лыжникам загородной станции клуба велосипедистов в Петровском парке. Присуждения жетона удостоился и В.А. Петерс за его труды по разработке устава и ведению делопроизводства кружка лыжников. Происходившие за сим выборы совета дали следующие результаты: председатель - Ив. Павл. Росляков, казначей - Вас. Андр. Петерс, секретарь - Фед. Фед. Безе, бухгалтер - Герм. Юл. Цайзер; старшины - П. Вортман, Ал. И. Колосов, Л.И. Блок, Юл. Аугуст, Лев Домбровский и Р. Лундберг… Единовременный вступительный членский взнос был установлен в сумме 2-х рублей, ежегодный членский взнос - 3 рубля» . По тем временам такая сумма для членских взносов была доступна лишь зажиточным слоям российского общества.
Значительную роль в деятельности Московского клуба лыжников сыграл её первый председатель Иван Павлович Росляков - один из самых активных деятелей на ниве велосипедного и лыжного спорта в Москве в те годы. Деятельность “ Московского клуба лыжников” на первых порах встретила недоброжелательность, недопонимание. Об этом свидетельствует один из первых отчетов о деятельности Клуба, с которым выступил И.П. Росляков на общем собрании 26 октября 1896 года. Он обратил внимание на “странное предубеждение, встречающееся в обществе по отношению к лыжному спорту... Приходится встречать очень много лиц, считающих почему-то лыжный спорт - спортом вредным, опасным для здоровья”. Однако Росляков привел и другие аргументы: “...И литература лыжного спорта и наш двухлетний опыт дает право во всеуслышание сказать, что лыжный спорт не вредит здоровью, но приносит его. Среди нас есть тех, кто ранее при тепличном образе жизни весьма часто подвергались простудным заболеваниям; но лишь только они при посредстве лыжного спорта вошли в тесное единение с матерью-природой, как вскоре же заметили, что докучные явления в их здоровье исчезли”.
Московский клуб лыжников использовал различные формы для приобщения к лыжам различных слоев населения; упор был не столько на проведение состязаний, сколько на организацию лыжных прогулок, лыжных “вылазок” (так они именовались в отчетах). Совершались они с лыжных станций за Тверской заставой и в Сокольниках. В сезоне 1896-1897 года была установлена норма вылазок - 300 верст. Первые пять лучших результатов отмечались специальными призами. 1-й приз был присужден Г. Густавсону - 526 верст; 2-й - Ольге Фишер ( 493 версты); 3-й - П. Коль (444 версты).”
Лучше понять сложные перипетии развития отечественного лыжного спорта на рубеже XIX - XX вв. помогает обстоятельная публикация Федора Геннига, в которой он писал в частности: “К сожалению, велосипедный спорт, давший жизнь лыжному спорту, оказал на развитие последнего и вредное влияние - велосипедный спорт в этот период времени начал приходить в полный упадок в следствие всё большего завладения им профессиональными элементами, внесшими в спорт нежелательные формы розыгрыша состязаний, типичные для всяких профессиональных демонстраций борьбы. Неприглядная картина таких “деланных” состязаний, а еще более далеко не всегда безупречное поведение господ гонщиков-профессионалов... сильно уменьшило интерес публики к спортивным состязаниям и сделало даже как-то неудобным участие в каких-либо спортивных состязаниях. Результатом такого отношения со стороны заправил Клуба было отделение небольшого числа членов Клуба, ярых любителей и приверженцев спорта, основавших сначала негласный кружок, а затем вскоре подавших на утверждение устав Общества любителей лыжного спорта. Это общество на первом же собрании своих членов ярко определило свое желание служить развитию лыжебежных состязаний, постановив устраивать ежегодно состязание на первенство России, на первенство Москвы и на первенство общества. Появление на свет новой, хотя и юной и слабой спортивной организации, сразу оживило лыжно-спортивную жизнь Москвы”, - подчеркивал Федор Генниг .
3 февраля 1902 года впервые было разыграно первенство Москвы, в котором участвовало только 6 лыжников. ОЛЛС отважилось назначить для этого состязания небывалую для того времени дистанцию в 25 верст. Чтобы избежать несчастья была выбрана дорога вдоль шоссе Пушкино-Сокольники; за гонщиками на розвальнях ехал, на всякий случай, председатель ОЛЛС Петерс. Однако никаких несчастий не случилось, гонщики показали небывалую для того времени скорость. Норма для закрытия финиша была назначена 6 часов, а между тем последний гонщик прошел всего лишь 3 ч. 15 мин. 15 сек., тогда как первый прошел дистанцию в 2 ч. 58 мин. 30 сек. Победителем был М. Реммерт (МКЛ), еще очень юный гонщик, красноречиво опровергнувший все доказательства старшин своего клуба о вреде лыжных состязаний”.
Столь скромные количественные показатели участников состязаний подтверждают, каким непростым был путь зарождения, становления и развития отечественного лыжного спорта. Но это было начало. Идеи лыжного спорта, зародившиеся в Москве, начали распространяться и в других городах России.
Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.
Пусть и с опозданием, но всех любителей лыж с Днем рождения российского лыжного спорта!
Это же продолжается и по сю пору - все ресурсы государства направлены на зарабатывание элитными спортсменами странных кружков металла различного достоинства, при активном содействии присосавшихся к этому явлению чиновников. При этом учитываются интересы элиты спортсменов, чиновников, выделяющих ресурсы (эти кружки металла при должном освещении в прессе создают у чиновников и части общества иллюзию каких-то общественно значимых достижений), а так же паразитирующих на этом явлении работников всяких ЦСП/спорткомитетов/КОРов/сборных команд регионов.
Таким образом, спорт развивается в государстве, а обществу, населяющему государство, ресурсов не достается.
Только в случае учебника начального уровня.
Для учебника Высшей школы, то есть, для меньшего числа голов, нужны уже круциальные знания.
Попробую объясниться.
Спорт на англиканской почве, рождённый в недрах пуританской этики, с её отношением к успеху как личному счастью и только личному достижению, распространеный в высших слоях общества, а также,что более важно, в кругах делового английского чиновничества - это одна история. История, где спорт, как некий фактор наличия материальных результатов его проявления, был крайне важен при той колониальной задаче невиданного масштаба и духа. И задаче внутреннего дисциплинирования, требующегося для этого.
Спорт, как национально-обьединительная идея для создания, наконец то, своего государства, путём пронизывания поколений общими сильными физическими и моральными качествами - это другая история. История романо-германского духа именно в массовом спорте (Ф. Ян), сценой для которого послужили драматические события над разрозненными герцогствами...
В отличии от пуританской этики, православная, зачастую, умаляло тело ради духа, государственность же Россия имела издавна. То есть, в обоих случаях спорт тут не требовался как серьёзное средство. Каковы тогда серьёзные причины его появления в России? И каким образом привой смог сравняться с подвоем?
Из статьи уважаемого Андрея Владимировича следует, что спорт в Росси, в частности лыжный, основался просто на факте свободной воли некоторого небольшого круга единомышленников, обладающих досугом и средствами. Это и так и не так. Но ответ на этот вопрос примет форму уже отдельной статьи, но никак не поста-экспромта...
Екатерина.
P. S. Автору огромное спасибо за статью!
Всё верно, сильные духом сильны и телом. В здоровом Духе здоровое тело. Учение о святом духе - это удел только православия. Потому и посылается такое количество Святых только православных. Их мы мы видим на стенах православных храмов. Только им дано исцелять смертельные недуги ( Саровский. Матрона ) кстати , эти ,пока, последние , жившие в России. Правда, сегодняшние попы фарисею ( о горе им , горе,- говорил Иисус...)
Взываете к Модесту?
Сегодня Бог проснулся утром рано…
Он жалобы и просьбы почитал…
И людям из кувшина без обмана
Желаемое в сердце наливал…
Но не у всех открыто было сердце
И место есть для Чуда не у всех.
То завистью, враждой подпёрта дверца…
То жадность не даёт налить успех…
А у кого-то до краёв разлита
Печаль и безысходность, вот беда.
И Бог жалел, что сердце это скрыто…
Любви хотел налить, да вот куда?
И Бог грустил, что люди не умеют
Сердца и души чистить от обид…
Они с годами в сердце каменеют
И сердце превращается в гранит…
Но Бог ходил, смотрел и улыбался,
Когда сердца влюблённые встречал.
Он брал кувшин и от души старался,
Им счастье в сердце бережно вливал…
А люди постепенно расплескали
Подаренную Богом благодать
И всех вокруг в утрате обвиняли,
Забыв в самих себе вину искать…
Ведь если б мы могли прощать и верить,
Любить, благодарить и отпускать,
То Бог бы мог не каплей счастье мерить,
Кувшин волшебный мог бы весь отдать…
Сегодня Бог проснулся на рассвете.
Огромный ящик с просьбами у ног…
А рядом лишь один без просьб конвертик:
«Благодарю за всё тебя, мой Бог…»
(с) Ирина Самарина-Лабиринт, 2013
- Потому что (достает бумажку и читает): на нас влияла не пуританская этика, рожденная в недрах.. (теряет место, сбивается, находит, продолжает).. а - этика, умаляющая тело ради духа , .. поэтому пока привой не может сравняться с подвоем .
Выпивайте молча.
Екатерина.
Рустам, дорогой, я понимаю, что, условно говоря, у каждого "Гомера может быть свой Зоил"....но зачем тут это? Всё можно свести к ужимкам...
Очень хочу ответить Михаилу Рутбергу, но теперь в глубоком раздумье - разве что попроситься к нему в личку? Но это уже другой формат и не высветит сути для других.
Екатерина.
Екатерина.
Максимальный эффект от таких фиглярств может сказаться самым пугающим образом.
Ну, не нравится Катя, не реагируйте на "шорох платья", напишите что нибудь А. Кондрашову по содержанию статьи. Послушаем с интересом.
Налетел "москитный флот", всё опять свёл к дрязгам. Зачем?
Екатерина.
Пусть и с иронией написано, но я почувствовала к вам уважение. Я все-таки, то же предпочитаю масляничную ветвь мечу!).
Спасибо за поздравление, вас так же с Новым Годом и удачи на трассе и что бы больше легкомыслие не приходило к вам на помощь. Никогда!
Екатерина.
Юрий, я вас поняла, но....все наши попытки сказать здесь новое слово на "советскую тему" могут привести всего лишь к трагикомическому исходу.
Екатерина.
Я просто хотела сказать, что для определённого рода учебника нужны более широкие и интересные вводные. Просто указать, что некие люди почемуто озарились, собрались и самоорганизовались - этого мало. Для библейского сюжета начала великого племени - "некий человек именем Авраам вывел из Вавилона группу людей...." - достаточно за отсутствием каких либо иных данных и невозможностью прочувствования момента и духа произошедшего. В нашем же случае можно и покопаться в истории.
Я указала два вектора спортивного начала из двух основных центров Западной Европы.
Стоит упомянуть, усиливая серьёзность рассмотрения, что наряду с "народно-массовой" физкультурной романтикой Ф. Яна, и прямо соответственно ей, музыка Вагнера преследовала те же цели. Музыка не просто фривольно звучала в этой голове, а призвана была объединить немцев в единую нацию, посредством эпической трилогии, национального театра небывалого масштаба и оркестра, с его 140-ка только скрипками. Так он мечтал. Ну, да ладно..
Ни о каком "контрасте" речи я не веду. Эта тема была бы слишком проста. Какой контраст, например, между индусской тригонометрией и арабской аль-джаброй? Разные выражения одного и того же - математики... Так и тут. Но сопротивлялся первый лыжный кружок отнюдь не "профессионализму"', это противоестественно и не возможно, сопротивлялся другому, чуждому наполнению. Недооценка тут чревата непониманием.
Каковы были бы физкультура и спорт России, по форме и содержанию, не будь могучего влияния и заимствования, т. е. столь смутившего Рустама "привоя к подвою"? Советский период являл оба западных вектора спорта, причём сразу. И массовость и личные победы.
К Модесту не взываю, он разный...и правит своим трензелем своими мыслями )).
"Физическая культура" к культуре человека относится и имеет разные формы. Спорт - нет. Это уже позднее ее выражение со всеми издержками - зрелищность, прибыль, мошенничество и прочая...и практически везде одинаков, смыкаясь.
К сожалению, ответ здесь так и не может быть полным, прошу снисхождения за неисполнение задачи при написании, и так неприлично объёмно.
Екатерина.
Нибелунгах.
Эпистолярный жанр не дает ни малейшей надежды увидеть облик оппонента, но можно представить себе образ всемогущественной Герцогини из фильма Стакан воды - в роскошном (в строгих тонах) платье - с большим вороном на плече и у камина с стеллажом книг (на котором внимательный наблюдатель смог бы заметить пару желтых фишеров на верхней полке среди пергаментов).
В прежние годы подобные мастерицы интеллектуального (бесполезного иль нет?) разговора вели свои салоны, не бывать на которых считалось моветоном..
Именно поэтому (даром что ли меня уже 2 раза упомянули, один раз даже милым ) - и не желая прослыть нигилистом в таком многоуважаемом обществе - предпочел этим скромным экзерсисом-безделушкой продемонстрировать свое почтение. (В глубоком поклоне и с намерением почтительно поцеловать ручку в лыжной перчатке)..
Смысл моего поста довольно таки простой. Нужно стремиться доносить свою мысль простым и понятным языком, как в статье Андрея Кондрашова. А попытки придать вычурную форму заслоняют содержание, и, лично у меня, вызывают улыбку.
Впрочем, если ваша цель не донести какую-то мысль, а насладится игрой замысловатых слов, то и мой пост был продолжением этой игры. Странно, что он вызвал у вас негативный отклик.
Вот с кем бы было интересно пообщаться Екатерине на интересующую ей тематику. Там тоже сочетание - человек понимает "про спорт", плюс по гуманитарной тематике сложно будет найти область, где Екатерина чувствовала бы непонимание или некомпетенцию собеседника..
PS А я бы с удовольствием послушал подобную передачу (за обедом - так сказать - приправливая материальную пищу духовно/интеллектуальной ).
Екатерина завоевала безоговорочно. Тщетно сопротивляться после "трензелей Модеста" и "круциальных знаний". Накануне еще пытался втиснуть их промеж кросс-фиттинга и марципана, но сегодня понял: эти волшебные звуки невозможно разъять на смыслы. В этом надо жить.
Рустам прав, мы в салоне Екатерины, достойной всех предыдущих двенадцати, кто бы те ни были.
Панин-Коломенкин потому и выбрал псевдоним Панин для спортивных выступлений, чтобы на службе его за спорт не обижали. А то, понимаете, чиновник министерства финансов катается на коньках по льду пруда, соревнуется там с какими-то бездельниками. Позор-то какой! Кстати, когда П-К стал ОЧ и достаточно известен, то просто пришлось выступления в фигурном катании прекратить, а вот к стрелковому спорту тогда все же больше благоволили.
По молодости я тренировался в местах рядом с Тярлево, считающимся родиной русской легкой атлетики, но чемпионы и события той поры не известны, что-то запомнившееся начинается в 30-х годах XX века.
А сам государь тогда между тем и стрелял, и греб на байдарке, и лаун-теннисом не брезговал, но окружение не увлекалось. Н.А. на спортивном поприще выглядит если не как Петр Первый, то уже почти как Алексей Михайлович.
Во всяком случае смена социально-экономической формации способствовала и развитию спорта в стране.
С другой стороны - видел его охотничие
А вот результаты "а мы их душили-душили" потом так ярко уже не освещались, хотя как без них тогда обошлось бы?
А в общем - да, климатические изменения влияют на всю историю. Изменение климата в 12 веке до нашей эры привело к тому, что т.н. Народы моря смели яркую и богатую артефактами Крито-микенскую культуру (нашествие дорийцев), на несколько веков заставив регион упроститься до примитивизма натурального хозяйства. И лишь ко времени Гомера (6 век до нэ?) она (культура) начала возрождаться на другом уровне.
Или эпоха времен Переселения народов (4-3 век нашей эры?) - когда климат опять сдвинул кочевников с степей Евразии на Запад - и, как костяшки домино - народы пустились по Европе (гунны, готы, аланы и т д) в поисках лучшей жизни. И гунны, обитавшие в степях Паннонии (будущей Венгрии) - в своем столкновении/контакте с германцами родили легенды-сказания о Нибелунгах (г. Вормс, Зигфрид, Брунгильда?, кольцо, валькирии и тд). Легенду, которую через 1.5 тыс лет, в середине 19 века, Вагнер под протекцией короля Людвига Баварского реализовал в виде красочного представления в новом сказочном замке Нойшванштайн..
Если начинать "копать", то за любой идеологический богатой и романтичной историей кроются простые и материальные вещи - климат, еда, уровень технологий, уровень организации, стремление к власти/богатству.. Тут, как говорится, как не колдуй над смазкой , но (говорят специалисты) - скорость лыжи больше чем на половину (тут на сайте встречал число 60 %) обусловлена свойствами ее формы (эпюры, жесткостью/весом и т д).
"Круциальные знания" - это ещё что...! )
За то, что у меня рябило и щипало в глазах при чтении Вашей "механики лыжных ходов" - постараюсь как нибудь, чтобы месть моя была ужасной!))
Рустам,
По знаку - Весы. А Фишера, действительно, жёлтые, есть. Грамоты и медальки к ним - тоже)
Друзья, обстоятельства сильнее меня и придётся на неопределённый срок покинуть вас.
Надеюсь, что в ваших сердцах за это время, моё место никто не займёт))
Спасибо всем, с уважением,
Екатерина.