Беговые лыжи | Новые фото

Реплика на skisport.ru: Vasaloppet - Holmenkollen Очевидное – невероятное, или снова о велосипедной тактике в лыжных гонках


Спустя всего 5 дней после финиша на 11-м месте в супергонке (во всех смыслах примечания «супер») Vasaloppet на 90 км в Швеции норвежец Элдар Реннинг выиграл не менее престижный марафон пусть и почти вдвое короче – 50 км на Кубке мира в норвежском Холменколлене.
Не собираюсь сравнивать значимость этих достижений, хотя невольно напрашиваются сопоставления. Vasaloppet – самый «крутой» сверхмарафон во всех марафонских сериях – Worldloppet, марафонов FIS, Skiclassics. Holmenkollen – единственная и потому уже особенная гонка на 50 км в Кубке мира. Vasaloppet – самый протяженный, самый многочисленный, самый богатый по призовым деньгам сверхмарафон. Holmenkollen собирает самое большое количество зрителей и является самым представительным по составу участников мировой элиты. Vasaloppet – гордость и визитная карточка Швеции, Holmenkollen – лыжная Мекка Норвегии.

Надо знать вечное принципиальное соперничество шведов и норвежцев, почти войну, но только мирную за превосходство в любой общественной сфере, включая спорт, чтобы понять, как велико желание обоих «обидеть» соседей на их территории и отстоять свои интересы на родной земле. В общем, амбициозный неукротимый дух завоевателей-викингов жив в скандинавах до сих пор. Спортивные сражения подчеркивают и обостряют давние споры друзей-соседей: кто кого.

На этот раз ничья 1-1, если говорить о главных итогах Vasaloppet и Holmenkollen. Однако многих специалистов и болельщиков восхитила победа Элдара Реннинга в Холменколлене не сама по себе, а его невообразимая фантастическая работоспособность на 50 км марафоне буквально сразу после наисложнейшей, изматывающей до предела гонки на 90 км. Именно гонки, потому что Vasaloppet-2012 получился рекордным по скорости за 90 лет своего проведения. Средняя скорость победителя без малого 25 км/ч!!! Причем с этой же скоростью промчались ещё 9 человек. Первая десятка разыграла финиш на последнем километре. Э.Реннинг держался в этой группе примерно до 75 км, но замешкавшись на пункте питания, отпустил группу на несколько метров и так не смог «закрыть» образовавшуюся дырку, проиграв в итоге лидирующему пелотону около 2 мин.

В Холменколлене вслед за Реннингом на финиш пришла группа из 30 человек, а её средняя скорость на 50 км дистанции была почти... 20 км/ч. Не спешите возражать по поводу неправомерности сравнений. Нет спору – разные рельеф дистанций, погодные условия. Но согласитесь, если бы напряженность (интенсивность) норвежского марафона была такой же предельной, как для лидеров Васалоппет, то вряд ли половина стартовавших в Холменколлене добралась до финиша вместе с победителем.

Мое предположение об относительно спокойном графике преодоления полтинника подтверждают показатели пульса швейцарца Дарио Колоньи, занавшего второе место в этой гонке. Пульсовые характеристики лидера Кубка мира периодически демонстрировались на телеэкране. Они находились на уровне 80% от максимума на разных участках трассы (равнина, подъем), что явно ниже предельной соревновательной интенсивности.

Попутно замечу, что лучший лыжник сезона не боится нести в такой трудной гонке дополнительное пульсометрическое оборудование, позволяющее «разукрасить» телевизионную трансляцию. Убежден, что очень многим российским болельщикам было бы любопытно подсмотреть за ЧСС наших лыжников.

К чему все эти сравнения, на первый взгляд не совсем корректные? Гонка Васалоппет (подчеркиваю – гонка, по меньшей мере для первых двух-трех сотен участников) проходила по образу и подобию велосипедной гонки. Лидирующая сотня определилась примерно через 1 час после старта. Затем она распалась на несколько групп. Примерно к 60-му км сформировались 4-5 больших «пачек» и т.д. Другими словами Васалоппет – это командная гонка, то есть прохождение дистанции компактными группами. Выпадать из группы, терять с ней контакт значит обрекать себя на заведомое необратимое отставание, как это случилось с Э.Реннингом на Васалоппет-2012.

Кстати, если обратить внимание на формальный признак команды – её клубную принадлежность, то в авангарде марафона, в лидирующих группах преобладали одноклубники. На Васалоппет и других престижных свермарафонах превалирует командная (групповая) тактика прохождения дистанции. Особенно на «быстрых» марафонах, как например, ещё на итальянской Марчалонга (Marchialonga). А вот, на гонках Кубка мира, чемпионатов мира, Олимпийских игр групповые взаимодействия пока наблюдаются в редких случаях, эпизодично.

Я убежден, что командная тактика, уже хорошо освоенная марафонцами, обязательно придет и в элитный олимпийский лыжный спорт. Как пришел в 80-х годах коньковый ход из тех же самых марафонов в «большие» гонки. Тогда, помнится, нам пришлось догонять несколько лет остальной мир. Не отстать бы и на этот раз.
17 6513 Андрей Кондрашов 17.03.2012 10:18
Рейтинг: 0 0 0

Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.

17.03.2012 12:51
Я бы возразил

У Колоньи, как я припоминаю, пульс 80% был только на спусках, а так те же обычные примерно 90%. Если он бежал вполсилы, почему бы ему не чуть поднапрячься, выйти вперёд и спокойно обеспечить себе первое место? Он же не Нортуг, чтобы быть таким уверенным в своём преимуществе на финише. Почему любому другому из пелотона, кому никогда ничего не светит в финишных разборках, не поступить так? Елиассен пытался, кстати. Почему бОльшая часть (не половина, посмотрите протокол) стартовавших не выдержала даже такого позорного, уровня первого разряда, темпа пелотона?

Сравнение скоростей Васалоппет и Холменколлен для оценки степени усердия гонщиков имеет так же мало смысла, как и сравнение скоростей Васалоппет в разные годы для этой же цели, как например, утверждать, что победитель Васалоппет в году А с результатом 4 часа более велик, чем победитель Васалоппет в году Б результатом 5 часов. То же самое можно сказать про сравнение пропорций приехавших в головке. В мужском КМ участвуют лыжники с очень близким уровнем, в отличие от любительских марафонов.

Велокоманды действительно команды, то есть выигрывает лидер - хорошо всем, в материальном смысле. Не так? Ситуацию с командами на Васалоппет не знаю, правда. А какой смысл гонщикам КМ работать на лидера команды страны и жертвовать своим результатом? Ради абстрактной чести страны? (И здесь нет обвинения в адрес лыжников, любой из нас на их месте при теперешних условиях работал бы на себя, будем честными. Это не значит, что нам было бы безразлично, гонщик какой страны добился успеха)

Идею помотреть на пульс наших лыжников поддерживаю :)
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
17.03.2012 13:41
Абсолютно согласен с выводами Андрея Кондрашова. Мне кажется после этого сезона не надо больше никого убеждать, что лыжи становятся командным видом спорта. Дальше больше. В скандинавских СМИ об этом то там то сям всплывают реплики.

Касательно пульса в режиме он-лайн. Финны здесь уже продвинулись. Есть возможность смотреть пульс по мере прохождения гонки у таких спортсменов как Криста Ляхтеенмяки и другие. Делал это уже в этом сезоне. Думаю на следующий сезон, компания будет вовлекать всё больше зарубежных спортсменов, прежде всего шведов и норвежцев.
Покупается это всё через интернет, стоит, то ли евро то ли два евро. Если есть необходимость и желание у наших сборников, я могу всё организовать. Смотреть гонку и знать насколько тяжело идто спортсмену добавляет интереса, становится более захватывающе.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
17.03.2012 17:16
Владимир, Вы скажите тогда, почему в раздельных стартах на 50 км никогда в жизни не было таких разрывов между лидерами до самой кончины этих стартов. Это невозможно, чтобы полностью выложившись, даже несколько спортсменов прошли такую длинную дистанцию с абсолютно одинаковой скоростью, что и подтверждают раздельные старты.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
17.03.2012 18:01
А почему так не бывает в легкоатлетических марафонах - одновременный финиш большой группы бегунов?
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
17.03.2012 18:21
Сравнение разделки и масс-старта здесь не по теме, в обсуждаемой реплике Андрея Кондрашова сравниваются два масс-старта - любительский супермарафон и профессиональный марафон, и выдвигается версия, что раз в обсуждаемом любительском скорость была заметно выше, а лидерский пелотон в профессиональном был многочисленнее, то значит профи халявят (словами Андрея кондрашова, ниже "напряжённость гонки").

Малые разрывы в пелотоне объясняются аэродинамическим эффектом, а при падающем снеге ещё и эффектом укатывания лыжни, благодаря чему больше лыжников примерно равного уровня могут держать крейсерский темп текущего лидера. Тем не менее всегда бОльшей части стартовавших в масс-старте профи даже аэродинамический эффект не помогает. Не говоря уже о любительских стартах. А что касается полностью или не полностью выложиться, то ещё раз повторю, да, Нортуг не всегда полностью выкладывается - ему это не нужно, но большинству гонщиков в пелотоне ничего не светит в финишных разборках, казалось бы, немного взвинти темп и убеги от пелотона халявщиков - а вот не получается, как правило (у мужчин, у женщин огромный разрыв в уровне гонщиц). в ЛА марафонах головка тоже иногда толпой бежит, ну и плюс скорость на равнине и аэродинамический эффект в лыжах побольше. А уж в стайерских гонках по стадиону бег толпой до последнего круга в подавляющем большинстве случаев, посмотрите когда-нибудь.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Во-первых, Васу и Холменколен нельзя сравнивать: рельеф разный. По пульсу судить нельзя, но предполагаю, что на Васе у элиты было тоже в районе 80%, иначе не доехали бы

Второе. Клубы-клубами на Васе, но где их анализ ? Почему решили, что там была клубная тактика ?
Третье. Бег. Там нет настолько заметного аэродинамического эффекта, как в лыжах и тем более в вело.

В-общем, пока это все разговоры - про командную тактику. Только шведам удается ИНОГДА сообразить ПО ХОДУ гонки, у кого лучше позиция. И пока шведам это не приносит супер-результатов, кроме дуатлона в Ванкувере, где их командную тактику чуть не порушил Легков.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
17.03.2012 19:47
О какой командной работе идет речь? В велогонках есть команда, которая работает на лидера. Кто на Вассе из лидеров вернулся за Реннингом или стал тормозить лидирующую группу, чтобы тот добрал? Ответ известен - никто. Рочев  в интервью четко сказал, что нет у тебя сил и никто тебя не потащит. Нет никакой командной тактики. А все ссылки на шведских тренеров, которые об этом говорят, то это похоже на развод и надувание пузырей.
Мне понятно желание внести новую изюминку в комментарии, но факты упрямая вещь: чего нет, того нет.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
17.03.2012 20:05
Очередное пришествие Темы, мартовские тезисы. Не приведено никаких фактических данных из гонок: фамилии, клубы, столько-то километров друг за другом, время по отметкам [разгон лидера на финише]..?

Скорее это обоснование спонсирования лыжных команд. Профессионалам в отставке кто-то [А. Кондрашов] рассказал о WorldLoppet, начали создавать моду на марафоны; командой поехать веселее, и проще искать спонсора.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Максим Чуриков, Андрей О., полностью согласен !
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
17.03.2012 22:37
Сергею Илюкову (sergei.iljukov@gmail.com), очень интересно было бы наблюдать такую гонку, где пульс спортсменов виден на мониторе. Я думаю, что угадать тройку победителей можно почти со 100% гарантией. Сергей расскажи-ка по-подробнее где в интернете такая "фишка" находится!!!  
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
17.03.2012 22:46
Некорректно сравнивать ср. скорость на Васе и в Холменколлене. На Васе были очень хорошие погодные условия, быстрая лыжня, а в Холменколлене большой плюс, вода и никакое скольжение.  
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
17.03.2012 22:47
Видел сам как у Колоньи на 45-м (!) км на равнине перед спуском пульс был - 153 ударов в минуту, я не поверил своим глазам?! Я представил себя в этом пульсе - еду тренируюсь-отдыхаю, темп средний-спокойный. Хотелось бы уточнить, если кто знает, какой у него пульс в спокойном состоянии, наверно, 35-40?! :-)))  
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Как раз на примере Элдара Реннинга видно, что в лыжах никакой эффективной командной тактики нет (иначе бы на ровном месте не отвалился), тем более велосипедной. Если форму набрал и силы есть, то можно после Васы и Холменколлен взять, обставив на финише лидера общего зачета КМ. Интересно узнать, в чём конкретно выражалась помощь партнеров, кроме оттаптывания лыж конкурентам и блокирования их в поворотах?
Команда больше нужна для обеспечения/восстановления.
Вон, взять того же Куана - практически на голом энтузиазме в одиночку профиков намарафонах обставляет.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
По поводу командной тактики...
Когда Нортуг подписал контракт с Team United Bakeries на "Марчу" и "Васу", Йорген Бринк (тоже входит в состав Team United Bakeries) однозначно заявил, что на "Васе" никто из одноклубников работать на Нортуга не будет. Дескать, в команде есть как минимум три-четыре лыжника, способные и без Петьки выиграть марафон.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
18.03.2012 10:32
 Очередная глупость г. Кондрашова иначе не назовёшь, кто хоть немного бегал, тот понимает, что если лыжи не работают или чуть здоровье не то никто тебя на плечах не вынесет, это не асфальт, где колёса катят и никто их не тормозит. Видно на вчерашнем примере Бьёрген, чтож команда убежала надо было с ней идти, а не бросать, а Ковальчик ну и пусть убегает, главное то ведь команда, если рассуждать логикой Кондрашова, не о чём поговорить, вот наверное и пиариться, а мы подхватываем, тоже поговорить.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Может быть немного не в тему-извините.Вспомнили Крафт-Россию,а я вспомнил команду,которая ездила по марафонам WL в конце 90-х.Спонсором была компания"Евроресурс".Руководили командой Вадим Яковлев и Володя Войцеховский.Это была официальная команда и на Васалоппет участвовала(98 год точно).Получается Крафт-Россия будет уже третьей.Андрей Кондрашов-ничего личного.Просто статистика.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
19.03.2012 09:44
Статья-снова много слов ни о чем. Согласен с Максимом Чуриковаым, таких примеров много можно привести.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0