Беговые лыжи | Новые фото

Анфиса Резцова: «Встать на лыжи никогда не поздно!»


Великая спортсменка, единственная в истории зимних Олимпийских игр, ставшая чемпионкой в двух видах спорта – в лыжных гонках и биатлоне. Анфиса Резцова в 1988 году выиграла олимпийское золото в лыжных гонках — в эстафете 4 по 5 км. А затем в 1992 и 1994 годах становилась победительницей в гонке биатлонисток на дистанции 7,5 км.
Ей не понаслышке известно, сколько труда нужно было вложить в эти победы, принесшие ей незабываемые минуты счастья. И как мама четверых дочерей стремится к тому, чтобы вырастить своих детей здоровыми и счастливыми. Именно поэтому она с раннего детства прививала и прививает им любовь к спорту, к лыжному спорту. А еще – Анфиса Анатольевна регулярно привозит своих девочек на всероссийский лыжный фестиваль «Крещенские морозы».

- На ваш взгляд: что дают детям такие старты, как всероссийский лыжный фестиваль «Крещенские морозы»?

- Очень многое дают. Во-первых, лыжи – это здоровье! А массовые занятия лыжным спортом – это формирование здоровой нации. Во-вторых, именно на таких стартах появляется настоящее новое поколение лыжников. Ведь «Крещенские морозы» - это не просто соревнования – это праздник с душой, на который мы ездим с огромным удовольствием. Праздник, которых, на самом деле, не так много в нашей жизни. На красногорском фестивале и яркая, заводная атмосфера, там детишек катают на оленях, там в небо запускают воздушный шар, там шашлыки в чуме жарят, там потчуют чаем всех, преодолевших дистанцию, да еще и с пряниками в неограниченном количестве!.. (смеется) И всем малышам на финише дают шоколадки. Там очень профессионально подготовлены трассы, четко организовано судейство – просто как на профессиональных лыжных соревнованиях. И если еще погода благоприятствует – можно после состязаний погулять с родителям на природе, с младшими братьями и сестрами, которые, кстати, тоже имеют возможность впервые в жизни посоревноваться на супер-коротких дистанциях в 200 м ... Все это затягивает детей. Для меня самое главное, чтобы после таких мероприятий мы видели веселые и счастливые детские глаза. Чтобы ощущение праздника не пропадало, чтобы еще в течение нескольких дней они рассказывали своим друзьям и родственникам, бабушкам и дедушкам о пережитом удовольствии и делились своими эмоциями.

- Ваши дочки ведь тоже принимают участие в лыжном фестивале. И вы со своими девочками участвуете чуть ли не с самого первого праздника?

- Ну, если не с первого, то со второго – точно. Сначала Кристина попробовала свои силы на красногорской дистанции, а на следующий год – среди самых юных 3-летних участниц - в «Крещенских морозах» стартовала и Василиса …

- Кристина с первого же старта стала победительницей?

- Нет, в тот год, когда Кристина вышла на свой первый старт на лыжном фестивале, она еще занималась танцами. И лыжные тренировки посещала не регулярно. А вот последние три года по своему возрасту она выглядит вполне прилично – на уровне первого-второго места. И я очень благодарна ее тренеру – Рае Хворовой, в прошлом очень известной лыжнице, что она хорошо поставила Кристине технику классического хода. Я считаю, что классический ход – это основа лыжных гонок. И отказываться от нее нельзя. Хотя в последнее время многие тренеры на это обращают внимание слишком мало, все силы брошены на коньковый ход – его освоить гораздо проще, поскольку единой техники в этом стиле передвижения не существует: кто как ухватит, кому как удобнее, на что здоровья хватает, так и бегут. А классика есть классика. И мне очень нравится, как Кристина бежит в соревнованиях классическим ходом. Конечно, еще есть над, чем работать, но общая схема движения правильная. И плюс к этому у нее неплохая функциональная подготовка. Сейчас у дочки довольно сложный возраст – переходный - 13-14 лет. Организм сильно меняется. И папа специально возил ее на обследование во ВНИИФК, чтобы ребенка не перегрузить в тренировках. Показатели по результатам обследования – вполне приличные и очень обнадеживающие.

- А самой Кристине нравится выступать на «Крещенских морозах»?

- Она всегда ездит туда с удовольствием. А в последнее время – еще и с азартом – почувствовала вкус победы. Я считаю, что это очень хорошо, что на этих соревнованиях в возрастных группах постарше выступают спортсмены, которые знают, что такое борьба и преодоление себя. Их пример заражает малолеток - видеть состязание лыжников постарше им тоже необходимо. Такие соревнования, как фестиваль «Крещенские морозы», для малышей очень нужны и важны. Их нужно устраивать каждые выходные, в разных местах Подмосковья. Можно и в Истринском районе, где есть прекрасная лыжная база в Головино, чтобы там соревновались не только профессионалы. Нужно делать детский праздник для совсем маленьких – тогда и тренерам будет легче находить перспективную молодежь для будущих серьезных занятий нашим видом спорта. Мы, к примеру, у себя в Химках, вот уже 7 лет тоже проводим похожие, чисто детские лыжные соревнования. И первое время был целый ряд трудностей: не было ни раздевалок, ни туалетов, тем ни менее, ребятишки приезжали и стартовали, потому что им было интересно! Вот это в детском спорте – чтобы было интересно – самое главное! А это – следствие того, как соревнования организованы, как подготовлена трасса, насколько разнообразно она проложена, каков призовой фонд: не просто грамоту тебе дадут, но еще и какие-то памятные или вкусные подарки… В моем детстве мы и простой грамоте радовались, и не было никаких специальных средств, трассы готовили своими руками и ногами… А сейчас есть специальные машины, которые укатывают и прорезают лыжню. На таких трассах выступать – одно удовольствие. И сейчас, благодаря нашим соревнованиям в Химках городские власти построили лыжную базу, куда можно прийти не только детям, но и семьям, чтобы покататься на лыжах. И, естественно, увеличилось количество желающих выйти на трассу. И на соревнованиях резко увеличилась массовость – бывало аж до 700 человек! И в награждениях участников мы стараемся охватить не только тройку призеров – но и нескольких следующих отметить подарками. Для ребенка ведь много не надо – подчас достаточно, чтобы его на финише встретили ласковым словом, да шоколадку вручили. На самом деле, если пропагандировать лыжные гонки и почаще создавать праздник, как это делают в футболе или большом теннисе, привлечь ребенка в наш вид спорта совсем не сложно. Но самое главное, чтобы этот почин, великолепно созданный Сергеем Николаевичем Веселовым, поддержали городские и районные руководители. Чтобы они не только готовые результаты ждали, но и о здоровом поколение заботились. Ведь результаты приходят именно оттуда. Нужно вкладывает деньги в спортивные школы, из которых и вырастают великие спортсмены, надо растить своих, а не покупать легионеров из других регионов, в надежде, что они быстренько принесут тебе медали и кубки.

Cправка:
Анфиса Анатольевна РЕЗЦОВА родилась 16 декабря 1964 года в поселке Якимец Владимирской обл. Окончила РГАФК (1995). Выступала за «Динамо» (Московская обл.). Заслуженный мастер спорта (1988). Единственная в истории ЗОИ спортсменка, ставшая чемпионкой в двух видах спорта. Чемпионка зимних Олимпийских игр 1988 - в лыжных гонках — в эстафете 4 по 5 км; 1992, 1994 - в гонке биатлонисток на 7,5 км. Серебряный призер Олимпийских игр 1988 в лыжной гонке на 20 км. Бронзовый призер Игр 1992 в эстафете биатлонисток 3 по 7,5 км. Чемпионка мира 1985, 1987 и 1999 в лыжной эстафете 4 по 5 км. Серебряный призер мирового чемпионата 1987 в лыжных гонках на 5 и 20 км. Победительница Кубка мира по биатлону 1992, 1993. Чемпионка России 1992 в гонке на 7,5 км. (Продолжение интервью с Анфисой Резцовой читайте в ближайшее время)


"Встать на лыжи никогда не поздно!"

- В прошлом году вы снова стали мамой и теперь у вас уже четыре дочери - поздравляем! Мало кто из известных людей способен сегодня на такой поступок. Как же вы решились?

- Да я и не решалась: Бог дает нам детей - и слава ему! Мы с мужем никогда не планировали: сколько у нас будет детей и когда. Да я и сама выросла в семье, где было четверо детей. И я этому факту только рада. Правда, стать счастливыми родителями нам удалось не сразу. Когда мы с Леонидом только поженились, в 1985 году, мне мой тренер – Николай Петрович Лопухов, специально дал время на то, чтобы я смогла отдохнуть и родить ребенка, восстановиться и с новыми силами выйти на лыжню. Тогда бы все удачно совпало – 1986 год был переходным, в сезоне не планировалось никаких серьезных стартов: ни чемпионата мира, ни Олимпиады… Но мы полагаем, а Господь располагает: в тот год забеременеть мне не удалось, и еще два года подряд тоже. Я очень переживала, проходила серьезные обследования у специалистов. Мне говорили, что никаких негативных причин нет, что я абсолютно здоровая женщина, тем не менее... Возможно, время еще не пришло, или кем-то свыше проверялись наши отношения. Поэтому мы с Леонидом продолжали тренироваться, выступать в соревнованиях, выполнять огромные объемы по километражу и готовиться к стартам. И вдруг в 1988 году, в канун Олимпийских игр я почувствовала, что беременна. И для себя решила, что буду рожать. Увы, спортивное руководство (а это были времена СССР), узнав о моих намерениях стать мамой, решило иначе: мне заявили, что именно сейчас я не имею на это права! Мол, ты – человек общественный, в твою подготовку вложены огромные средства, и твой гражданский долг полноценно готовиться и хорошо выступить на Олимпийских играх!!! А с ребенком можно и подождать… Поняв, что выбора у меня нет, я рискнула пойти ва-банк: в тот период у нас с Леней не было своей квартиры, мы жили, где попало. И я заявила руководству: если нам дадут жилье, я соглашусь повременить с рождением ребенка и буду готовиться к Олимпиаде. Сработало: нам действительно дали двухкомнатную квартиру. И Игры для меня сложилась неплохо: мы выиграли «золото» в эстафете и я завоевала «серебро» на «двадцатке», хотя, если честно, у меня были все шансы и на победу. Но… как сложилось, так и сложилось, что теперь об этом горевать. Горевала я тогда только о том, что у меня не было ребенка. И, конечно, молила Бога о том, чтобы он мне дал детей… Потому что с медалями жить, но без деток – это не мед пить! И Господь услышал мои молитвы – в 1989 году я родила первую дочь – Дарью. Ну а после восстановления вернулась к тренировкам, а потом и к соревнованиям.

- Только вернулись вы уже не в лыжные гонки, а в биатлон. Почему?

- Решила эмоционально разнообразить свою спортивную жизнь. И мне это удалось - последовал настоящий всплеск результатов. И до 1994 года все складывалось более чем удачно. Было много победных стартов. И вдруг – я снова беременна. И я была настроена на то, чтобы рожать второго ребенка. Но, видимо, нагрузки оказались слишком большими, и ребенка я выносить не смогла... После этого я дала себе слово, что больше никогда, ни при каких условиях не сделаю ни одного аборта – если Бог дает ребенка, значит, надо его принимать, растить, холить и лелеять. Возможно, на фоне всех моих переживаний начался некоторый спад в результатах и чемпионат мира 1995 года прошел для меня неудачно. Но в качестве утешения мне снова был послан ребенок. Так в 1996 году я родила Кристину.

- И через год снова вернулись в спорт?

- Да, я приступила к тренировкам, но c большим сожалением обнаружила, что спорт стал совсем другим – чистого вида коммерция. И за место в команде, несмотря на все былые олимпийские заслуги, мне пришлось очень серьезно бороться. И даже когда я показала высокие результаты и доказала свое право на это место в сборной страны по биатлону, выиграв летнее первенство, меня туда включать не хотели. Тогда я снова вернулась в родные лыжные гонки. Сезон 1997-1998 годов я отбегала в лыжах, пройдя через все старты в Московской области, попала на зональные соревнования. Выиграла, отобралась на чемпионат России в Сыктывкар и заняла там третье место. Меня это очень окрылило: за годы выступлений «коньковым стилем» в биатлоне я не растеряла азы классического хода, и спустя семь лет я смогла достойно выступать в столь крупных соревнованиях. Классический стиль передвижения на лыжах требует серьезной и кропотливой работы, поэтому весь следующий летний период мы уделили ему особое внимание - я тренировалась под руководством своего мужа Леонида и выиграла летнее первенство в Острове. После чего меня зачислили в состав национальной сборной по лыжным гонкам. И, надо сказать, дела пошли у меня довольно неплохо: в 1999 году я на равных состязалась и с Ларисой Лазутиной, и с Олей Даниловой, и Ниной Гаврылюк, и на этапах Кубка мира неплохо выглядела, и в эстафете на чемпионате мира свой этап хорошо отработала… Но полтора сезона спустя случилась беда – я заболела гепатитом. Причем, обнаружила я это не сразу, месяца три протаскала его «на ногах», выступая по этапам Кубка мира. Случайно доктор команды и тренеры обратили внимания на желтизну моего лица после финиша. Я вернулась в Москву, прошла обследование, и мне поставили суровый диагноз – гепатит. Последовало долгое лечение - четыре месяца я провела на капельницах – выводила всю эту заразу и чистила кровь. Этот продолжительный период лечения заставил меня всерьез задуматься о своей жизни, о детях, которые на годы моей спортивной карьеры были брошены на руки моей старшей двоюродной сестры и которым, конечно же, все эти годы не хватало мамы. «Может хватит уже кому-то что-то доказывать? - спросила я себя.- Уже завоевала достаточное количество медалей и званий, пора заняться семьей!..»

- Тем не менее, своих детей вы приобщили к лыжному спорту, и, судя по всему, довольно рано…

- А как же без лыж-то! И моя старшая дочка - Даша - занималась и продолжает занимается лыжами. Поставили мы ее на лыжи лет с трех-четырех, а системно тренироваться она начала в первом классе, у нас учительница физкультуры оказалась лыжницей в прошлом. И в общем-то не наша, а ее заслуга в том, что Даше полюбила лыжи. До 9 класса она упорно тренировалась, бегала за московский «Спартак» и даже была чемпионкой Москвы и Московской области по своему возрасту. Потом папа уговорил ее попробовать себя в биатлоне. Полтора года Даша потренировалась, и вроде стрельба у нее пошла неплохо (по характеру она девочка уравновешенная). Но в 16 лет влюбилась, и весь наш спорт пошел по боку. В 18 лет она вышла замуж, родила ребенка. А после родов очень захотела вернуться. Но муж некоторое время возражал (он тоже лыжник, тренировался в национальной сборной некоторое время, потом стал тренироваться индивидуально). Год Дарья отсидела с ребенком, а потом все же вернулась в биатлон и пытается выходить на хороший уровень.

- Третья дочка тоже лыжница?...

- Василиса у нас больше модница, чем спортсменка, хотя в соревнованиях участие принимает, и в «Крещенских морозах» тоже. Но на тренировки c Кристиной ходит пока без большого желания. Ей больше нравится подиум: наденет туфли на высоком каблуке, наряды меняет - ну просто Анжелина Джоли! Кем она станет – не представляю. Но и как-то давить на выбор своих девчонок я не собираюсь. Пусть дети сами себя находят.

- Как подтверждает пример вашей старшей дочки, да и вы на собственном опыте это доказали: лыжи – такой вид спорта, приходить в который никогда не поздно, в котором можно делать значительные по времени перерывы, а затем, при большом желании, возвращаться к высокой спортивной форме…

- Конечно можно! Но при условии, что ты сам этого очень хочешь. Хотя иной раз вмешиваются жизненные обстоятельства. Мне, конечно, помогал мой характер и сила воли, а еще спортивная наглость, которая в большом спорте просто необходима. Мягкотелым, не умеющим за себя постоять сделать это гораздо сложнее. И все равно не нужно отчаиваться. Посмотрите на людей, которые продолжают уже в зрелом возрасте выступать в ветеранских соревнованиях на лыжне! Большинство из них не добилось больших результатов в молодости. Зато сейчас – прут как танки! (смеется). Лыжи – это вид спорта - долгожитель. Хорошо, если дети пробуют себя на лыжне в раннем возрасте. Ведь лыжи – это, прежде всего, здоровье. Никакой другой вид спорта так не закаляет и не развивает, как лыжи.

беседовала Татьяна Секридова

Источник: www.veselovs.ru
9 4076 Андрей Краснов 23.10.2009 10:52
Рейтинг: 0 0 0

Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.

Не по теме, но всё-таки....
Знаю что есть немецкая спортсменка, которая в 1988 году в Калгари завоевала медаль  в коньках, а в Сеуле серебро в велоспорте на треке. Какая медаль у неё была в коньках. И это точно было в Сеуле?
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
23.10.2009 16:17
Криста Людинг-Ротенбургер из ГДР
выиграла в Калгари 1000 м, и стала серебряной в спринте на треке в Сеуле, проиграв нашей Эрике Салумяэ.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
24.10.2009 17:50
А еще была американка Шила (или Шейла?) Янг... тоже совмещала коньки и велоспорт.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
26.10.2009 17:48
Ивану Исаеву, Андрею Краснову:

Может быть стоит организовать на сайте новый раздел - Интервью "Лыжного спорта"?
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
А ведь это интервью гораздо более жизненно, чем, то, что мы обсуждали по допинговой теме. Там А.А. Резцова рассказала про себя и сотоварищей, даже может быть, чуть лишнего (наболело), да и Вы спрашивали. А это не интересно, судя по ответам. А ведь эта тема более актуальна для лыжников будущего, почему интерес читателей меньше? Да потому, что ЖАРЕНОГО меньше! Ну понятно, у журналистов правила такие, чем тенденциознее, тем лучше читают, но читатели ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, НА ГЛАВНОЕ.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
27.10.2009 01:18
Михаил, ваши соображения отчасти верны, но подумайте, ГДЕ вы читаете данное интервью?
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Андрей, я только приклоняюсь перед написанным и обращаюсь к аудитории. Много говорится о ЧИСТОМ спорте, о детях, здоровье и т.д., а хорошую ЗДОРОВУЮ статью ка бы не замечают. Я обращался не к журналистам,их-Ваш труд я искренне уважаю, а к читателям.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
27.10.2009 01:59
Михаил Великанов.Интервью Резцовой может быть и жзненно,но не из нашей жизни.Вы можете себе представить другую девочку, не дочь трёхкратной чемпионки ОИ, после спортшколы,оставившую на несколько лет тренировки,а после родов,пожелавшую заявить о себе в большом спорте? Через что ей ,бедной, надо будет пройти,чтобы осуществить свою мечту? Да. и муж у неё будет не сын какого-нибудь главного тренера. Потому интерес читателей и меньше, что всё это не про нас.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Наталья, я бы может быть с вами согласился, но не на своем примере (не своей семьи) к счастью (моему) узнал, что еще есть совершенно бесплатные спортивные лыжные секции, где совершенно мне знакомые не лично , а по тренировкам люди, совершенно бесплатно тренируют совершенно не знакомых им детей. При этом родители этих детей сами (мне лично знакомые)"заражаются" спортом и "начинают" - это не в ковычках , а по-настоящему, бегать на лыжах и бегом, хотя раньше никогда этим не занимались. И на сколь я знаю, такие примеры не единичны. Но согласен, что у "именитых" детей шансов чуть больше. Но и родители к этому свой нелегкий труд приложили. У нас в стране так. У МАРШАЛА свой сын есть (это из анекдота, если вы не знаете я Вам на мыло могу написать).
Ссылка Рейтинг: 0 0 0