Беговые лыжи | Новые фото

Егор Сорин: «Наши лыжники — как скрипки Страдивари»

Немецкий тренер по лыжным гонкам Маркус Крамер добился успеха в сборной России, так как сумел правильно применить свои методики и понять психологию спортсменов. Об этом в интервью RT заявил новый наставник резервной группы национальной команды Егор Сорин. Специалист рассказал о работе с Александром Легковым и Сергеем Устюговым, преимуществах тренировок в поле и желании пройти курсы в норвежском спортивном институте Olympiatoppen.

Егор Сорин — новый тренер сборной России по лыжным гонкам, возглавивший резервную группу, в которой собраны лучшие молодые лыжники и несколько опытных спортсменов, включая бронзового призёра Олимпиады Анну Нечаевскую.

Это дебют Сорина, долгое время являвшегося членом национальной команды, побеждавшего на Универсиаде, а по окончании карьеры работавшего помощником сначала Юрия Каминского, а потом Маркуса Крамера.

Сорин прекрасно известен болельщикам узких лыж по всему миру — в любую погоду его можно было видеть тренирующимся вместе с Александром Легковым, Сергеем Устюговым и другими «сборниками». При этом, работая в группе, он часто выполнял тренерские функции.

Приветливый, общительный, эрудированный, с приличным английским, Сорин многие годы был лучшим другом прессы — как российской, так и зарубежной. Во многом благодарю ему и его непосредственному начальнику, руководителю ФЛГР и менеджеру сборной Елене Вяльбе, российский взгляд на допинговую проблему всегда был представлен в западных СМИ.

— В 32 года вы возглавили одну из групп сборной страны. Критики спросят, не рано ли? Или это в русле тренда: главным звёздам сезона Клэбо и Большунову по 21 году, Непряевой — 22, соответственно, тренер тоже должен быть молодым, говорить с ними на одном языке, отличать Snapchat от Instagram и понимать, что их мотивирует?

— Для меня важнее ответ на вопрос, готов ли я работать самостоятельно и брать на себя ответственность за результат и судьбу спортсмена. Не вижу смысла говорить о возрасте, это осталось в прошлом.

Раньше, чтобы стать наставником или руководить командой, тренер должен был обладать большим стажем работы. Сейчас же очень много примеров во всех видах спорта молодых и достаточно успешных тренеров. В каких-то моментах мой возраст мне поможет в общении и понимании спортсменов.

Скажу честно, если бы мне предложили стать самостоятельным тренером в прошлом году, я бы не решился. У меня было мало опыта в составлении тренировочных планов. Но в этом году у меня такая возможность появилась.

И ещё один немаловажный момент. Когда ты становишься тренером сборной, ты делаешь сложный шаг. В зарплате я ничего не выигрываю. Это вызов самому себе. Проще было бы пойти в тренеры региональной команды: зарплата там такая же, но ответственности на порядок меньше.

— Все знают, что вы были не просто аналитиком и помощником Маркуса по науке, но полноценным тренером. Причём в его конспекты не заглядывали — были настоящим партнёром. Можете сейчас рассказать, как строилось ваше взаимодействие и чему вы друг у друга научились? 

— Не знаю, чему научился Маркус у меня, лучше об этом спросить его самого. Со своей стороны, я благодарен Крамеру за его открытость и отзывчивость. Ещё будучи спортсменом я стал интересоваться европейской — в большей степени норвежской — системой подготовки. Я искал информацию в интернете, читал много научных статей. Понимал, что у них есть то, чего не хватает нашей системе подготовки. Но тогда было больше вопросов, чем ответов.

Поэтому, когда Легков предложил помогать ему и быть в полном контакте с Маркусом, я не раздумывая согласился. В первый год очень много общался с Крамером, задавал вопросы обо всём, начиная с заданий на конкретную тренировку и заканчивая психологией спортсменов. Он всегда охотно шёл навстречу и говорил, что очень важно, чтобы его опыт передавался молодым тренерам. Именно поэтому он позвал к себе в помощники Сергея Турышева.

— Каковы были ваши функции в команде?

— Ролей было много. Видеосъёмка, анализ проделанной работы, контроль и помощь на тренировках — это лишь часть моих функций. В первый год многие организационные вопросы, особенно в России, ложились на мои плечи. Большинство спортсменов пришли в команду без знания языка, поэтому поначалу всё общение шло через меня. Я объяснял, получал ответную информацию от них и доносил её до Маркуса. В прошедшем сезоне спортсмены находились в контакте с Крамером, поэтому у меня было больше времени на самостоятельную работу.

— Как вы считаете, почему у одного немецкого тренера всё сложилось, а другой — Рико Гросс — уезжает из России, не добившись ничего за три года с биатлонной сборной. Какие сложности возникают у западных специалистов в работе с российскими сборными? И как они должны их преодолевать?

— Я не могу оценить работу Гросса, так как не владею информацией о его методиках. Маркуса и Рико некорректно сравнивать: они разные тренеры, из разных видов спорта. На мой взгляд, самое важное для иностранного специалиста — понять русский менталитет, считаться с местными реалиями и с учётом этого выстраивать свою работу.

Скажу только, что успех Маркуса закономерен. Он доказал, что его система работает. Крамер сумел адаптировать себя и свою методику, понять психологию и особенности россиян. Никто из спортсменов, работавших с немцем, никогда не высказывался негативно в его адрес.

Даже если показать хорошие результаты не удавалось, атлеты искали причину больше в себе или сложившихся обстоятельствах, а не в подходе тренера. Хотя Маркус не раз признавал свои просчёты. Считаю это самым важным в работе, потому что когда спортсмен всю вину возлагает на наставника, а тот отвечает ему тем же и не признаёт своих ошибок, то плодотворной работы не получится.

— Давайте разберёмся с вашим образованием, вызвавшем непонятные кривотолки.

— У меня высшее педагогическое образование по специальности педагог-психолог, а также среднее спортивное по специальности тренер по лыжным гонкам. Всегда считал, что этого будет достаточно для формального устройства на работу, но в последние годы требования поменялись. Именно поэтому сейчас поступаю в магистратуру для высшего тренерского образования.

Если честно, я всегда считал дипломы формальным признаком специалистов. Для меня важнее теоретические и практические знания в конкретной сфере работы, которые в вузах сложно получить. Именно поэтому по завершении спортивной карьеры я устроился в аналитический отдел. Работа и плотное общение с такими специалистами, как Михаил Шестаков, Андрей Крючков, Евгений Мякинченко, каждый из которых имеет учёную степень и преподавал на кафедрах спортивных вузов, помогли мне овладеть теоретическими знаниями. Особенно хочу отметить Крючкова. Он чётко и понятно может ответить на любой поставленный вопрос.

Наш отдел обладает всей информацией о современных исследованиях в спорте. Что касается практической стороны, то работа с Юрием Каминским, Юрием Бородавко, а также с Маркусом Крамером позволила мне перенять опыт и знания, которые не получишь в вузах. Поэтому в своём неформальном образовании за эти четыре года я уверен.

— Что вы намерены позаимствовать у Крамера, что у Бородавко, а что у норвежцев — например, у того же Каре Хосфлота, который так здорово подвёл своего внука Клэбо к олимпийскому сезону?

— Этой статьи не хватит, чтобы перечислить то, что я перенял от них! Хочу отметить только, что у Маркуса и Юрия есть чёткая система подготовки и подхода к спортсменам. Она, может, и не идеальная, но работает и понятна любому. Это очень важно. Они не стоят на месте и вносят коррективы, но в рамках этой системы.

— А что вам кажется достойным перенимания в организации тренировочного процесса в сборных других стран? 

— Лыжные гонки не стоят на месте. В каждой стране можно найти что-то интересное, но норвежцы и шведы на несколько шагов впереди. Я против полного копирования их методики, подхода, но у них многое можно перенять — в принципе, как и им у нас. Например, мне нравится, как они разграничивают и соблюдают интенсивность в тренировочных микроциклах. Из последнего мне импонирует, как они совершенствуют технику бега, используя лыжероллерный тредбан. Всё устроено так, что спортсмен видит себя и может сам контролировать свои движения. Уверен, что этот опыт необходимо перенять и нам.

— Вы свободно говорите по-английски, что является редкостью среди тренеров в России. Как намерены использовать это преимущество для получения новых знаний и необходимых сведений?

— Я рад, что в своё время плотно занимался языком. Сейчас мне это сильно помогает. Например, в апреле специально поехал с Сашей Большуновым на шоу-гонку в Тронхейме, чтобы лично увидеть лабораторию, где тестируют на роллерном тредбане. Но самое важное — мне удалось пообщаться и задать важные вопросы специалистам норвежского спортивного института Olympiatoppen. В будущем планирую пройти курсы для тренеров в этом институте, сейчас собираю информацию.

— Вы в недавнем прошлом спортсмен высокого класса. Как помогает в тренировках то, что в скорости и технике вы не уступаете своим подопечным?

— В первый год работы у многих возникал вопрос, почему я постоянно тренируюсь со спортсменами в спринтерской группе. Часто ребята не выдерживали моего темпа, а я с лёгкостью выполнял их объёмы. Мне нравилось испытывать себя на прочность. Я чувствовал необходимость в этом, тем более что мне это не мешало выполнять функции аналитика.

В какой-то момент я понял, что тренировки рядом со спортсменами помогают мне видеть картину изнутри: я понимал, почему кто-то не выполнил задание или не справился с ним. К тому же я мог наблюдать и корректировать технику дольше, чем тренеры, стоящие за бровкой.

Спортсменам этот подход нравился, у нас был хороший контакт, они меня слушали. Роль спарринга тоже очень важна. Трёхчасовая тренировка в одиночестве даётся гораздо тяжелее, чем в компании. Очень часто, особенно в Москве, я тренировался с Легковым. Он это очень ценил. Маркус даёт задание, а я контролирую. Думаю, за этим будущее. Собираюсь и впредь выходить на лыжню вместе с ребятами и контролировать их работу в поле.

Бывают ли вообще по настоящему успешные лыжники с простыми характерами?

— Работа с Крюковым, Устюговым, Легковым, Петуховым, Белоруковой и другими позволила мне приобрести колоссальный опыт. Я много наблюдал и анализировал, причём не только как они тренируются, но также их мышление, психологию, особенности настроя к главным стартам.

О каждом у меня сложилось особое мнение. Самое важное, что я понял: то, что подходит одному, может загубить другого. Все они — как скрипки Страдивари: у одного исполнителя в руках она может божественно звучать, а у кого-то пищать. Со всеми интересно работать, но тренеру необходимо обладать навыками психолога.

Крюков и Устюгов очень хорошо чувствуют свой организм, и в соревновательный период им не стоит навязывать что-то. Как правило, им просто надо помогать и лишний раз не отвлекать. Они лучше, чем тренер, знают, как подводить себя к стартам в оптимальном состоянии.

Другие лыжники, наоборот, более эмоциональны, могут сомневаться. В какой-то момент их надо контролировать. Приходится многое обговаривать, чтобы они не поддались эмоциям, не наделали ошибок.

На данный момент мне интереснее работать с молодёжью, объяснять им основы профессионального подхода, учить чувствовать свой организм, следить за техникой и понимать методику тренировок. Мне нужно позволить им раскрыть свой потенциал для будущей шлифовки в основных группах. Рассказывая спортсменам концепцию тренировочной программы на следующий сезон, я видел, как у них горят глаза. Им интересно — а это для меня важно. Без взаимной заинтересованности, уверен, результат невозможен, какой бы правильной ни была методика.

— Что должен сделать молодой лыжник, чтобы попасть к вам на заметку и побороться за право быть включённым в группу? 

— Так как я буду работать тренером сборной, результат спортсмена должен соответствовать критериям для попадания в команду. Все списки обсуждаются и утверждаются тренерским советом и президиумом ФЛГР, но и спортсмен, конечно же, должен доверять мне и хотеть тренироваться под моим руководством 

— С каким спортсменом вы никогда не согласитесь работать в качестве тренера?

— У каждого свой характер. Задача тренера — найти к каждому подход. Поэтому я скептически отношусь к вопросу о сложности характера того или иного спортсмена. Однако я никогда не буду проявлять усердие, если пойму, что атлет не обладает амбициями и просто отбывает номер в команде.

25 10149 Андрей Краснов 04.05.2018 21:25
Рейтинг: +11 +12 -1

Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.

04.05.2018 23:03
Комментарий получил рейтинг и скрыт читателями.Всё-таки прочитать
Ссылка Рейтинг: -11 +11 -22
Классное интервью. Сорин убедил в том, что имеет смысл его попробовать на этой должности.
Ссылка Рейтинг: +18 +23 -5
05.05.2018 00:42
Ну вот, сейчас Егор поступит после среднего специального в магистратуру и у него сразу будет спортивное неоконченное высшее, все даже формальные признаки соответствия должности будут соблюдены. Удачи!

Интересно что там на этих курсах норвежских Olympiatoppen?
Ссылка Рейтинг: -2 +7 -9
05.05.2018 06:25
Комментарий получил рейтинг и скрыт читателями.Всё-таки прочитать
Ссылка Рейтинг: -13 +18 -31
А где это берут в магистратуру после среднего специального? По сути, после техникума. По западной системе магистр это как кандидат наук примерно. А у нас следует получить специалиста для начала, минимум 5,5 лет если заочка. Если после техникума ( среднего специального) то 3,5 - 4 года. А потом уже и магистратура, по сути, научная работа начального уровня.
Ссылка Рейтинг: +4 +9 -5
Егор Сорин, возьми пару МС которые уже года 3 топчутся на одном месте и доведи их до сборной...вот тогда тебе народ поверит . ну а таких самородков как Устюгов с Легковым любой тренер сможет тренировать...
такое уже было в истории спорта. мы про это тут с Михаилом Р. писали. кто нибудь того тренера знает ? или хотя бы слышал ? конечно нет ,потому - что он не является членом мафии и никогда не будет тренировать сборников...

пока только одна критика, на которую имеем право...
Ссылка Рейтинг: +11 +18 -7
Молодец, Егор! Удачи на капитанском тренерском мостике! Какая диаметральная противоположность с подходами Д. Васильева, озвученными в биатлонной новостной ленте... Один застыл в 20 веке, второй прорывается в 21-й по мышлению и в практической деятельности.
Ссылка Рейтинг: +12 +19 -7
Забанен пожизненно.
Что вы так разволновались? Пока Егору доверили спортсменов, на которых, видимо, по мнению руководителей, можно попрактиковаться начинающему специалисту.  Его наоборот отодвинули подальше от наших лидеров, чтобы не дай бог его учеба не пошла во вред основному составу.
Ссылка Рейтинг: +4 +9 -5
05.05.2018 10:21
Просто Иван Иванович / Высшее образование есть, тем паче, "педагог-психолог", а тренер - он же и есть педагог, да и стаж спортсмена уровня сборной. Поэтому в магистратуру примут.
Ссылка Рейтинг: +5 +6 -1
Я удивлен комментариями некоторых. Магистратуру сравнить с кандидатской диссертацией...Ну ладно бы доктора философии. Или "возьми" топчущихся на одном уровне МС и доведи их...Убитых каких-нибудь, загнанных, наверное...Будет у него супер-пупер образование - будут орать, что корочки ничего не значат. Нет у него супер-пупер образования, орут: как так взяли непрофессионала?..Как вам всем угодить-то? Человек, судя по интервью, реально стремится к развитию как тренер.
Ссылка Рейтинг: +12 +17 -5
11 V. Tildum 05.05.2018 10:21
Да, вы правы,  примут. По специальности по которой есть оконченное высшее. Это "педагог-психолог" или смежные. Но не на тренера. Он не прослушал нужное количество часов по специальным предметам, которые являются базой для  поступления в магистратуру по специальности "тренер-преподаватель".
Я через это проходил. По другому направлению, правда.
Ссылка Рейтинг: +5 +6 -1
05.05.2018 11:31
Егор - это будущее тренерского цеха в России. Из него получится прекрасный специалист, современный и прогрессивный. Именно такой нужен нашей сборной.
Ссылка Рейтинг: +4 +12 -8
Виктор Евгеньевич, ни кто Егору не даст практиковаться в сборной  ! не будьте наивным ! всё под контролем ЦСП , аналитических групп и их начальника Кравцова. единственный выход - взять несколько МС и втихушку доводить до сборной, доказывая свою правоту..
Ссылка Рейтинг: -6 +4 -10
05.05.2018 19:15
Сорин - будущее лыжных гонок России. Он думающий, умеющий и желающий учиться, интеллигентный и ровный в общении - это совершенно новое поколение тренеров. Он, кажется, матом даже не ругается - и не пьет от слова "совсем"

Вяльбе, Крамер, Бородавко, Перевозчиков уважают его и доверяют ему, с ним работая непосредственно - но люди, которые его в глаза не видели жестко критикуют. Обалдеть!

И  Olympiatoppen  - лучший в мире научный центр подготовки элитных лыжников - и тренеров. Только очень недалекий человек может думать, что лыжные таланты бегают сами по себе, потому, что они таланты
Ссылка Рейтинг: +12 +17 -5
05.05.2018 20:42
Просто Иван Иванович  Вы не в теме. "По западной системе магистр это как кандидат наук примерно." Нет, по западной системе российский кандидат наук - это западный "доктор философии", PhD. Первая, а в большинстве стран и последняя ученая степень (кроме Германии, Франции, Польши ну и еще каких-то стран). А магистру до PhD и нашего кандидата наук (я имею в виду научно-технические специальности) 3-5 лет упорной работы.  Магистр - это просто дипломированный специалист с высшим образованием советских времен, и, согласен, с выполнением каких-то работ которые можно назвать научными. Но когда я учился на физфаке (60-е--70е годы) наши дипломные работы были тоже по-сути научными работами. Западный магистр начинает с бакалавра, а это с того же уровня что и получивший среднее спец образование (техникум советских времен). Так что я считаю уровень образования Сорина даже формально готовым для магистратуры, не говоря уж о фактической стороне дела. Удачи Егору, все у него получится!
Ссылка Рейтинг: +9 +12 -3
05.05.2018 22:02
Только очень недалекий человек может думать, что лыжные таланты бегают сами по себе, потому, что они таланты
Все не так просто. Классная методика имеет степень универсальности и позволяет делать высококлассных гонщиков из среднестатистической особи. Но талант, который уже выбился и утвердился, как правило в общей методике не нуждается. Мало того, он от этого чахнет и ломается. Индивидуальный подход ему подавай. А куда деваться!? :)
Ссылка Рейтинг: +3 +3 0
05.05.2018 23:20
Режиссер самодеятельного театра, стоя на сцене, задает своим актерам риторический вопрос: «Не пора ли, друзья мои, нам замахнуться на Вильяма, понимаете ли, м-м, нашего Шекспира?» Труппа с энтузиазмом отвечает: «И замахнемся!»
Иносказательно: поставить перед собой более высокую, сложную задачу.
Назначение российских профессиональных спортсменов тренерами это шаг вперёд. Не всё же время держать тренеров, не имеющих 3 спортивного разряда и иностранцев не знающих ни одного слова по русски. Хватит смешить Мир. Кому как ни профессиональным спортсменам вместе с членами сборной испытывать и корректировать нагрузки, смотреть за инвентарём, смазкой, техникой переддвижения и т.д.  
Ссылка Рейтинг: +6 +8 -2
Игорь Нефедов
Может быть  сейчас и так, упираться рогом не буду. Мой посыл об образовании был скорее для того, что бы через какое-то время  Сорину не предъявили претензии, как сейчас вспоминают "диплом" депутата-биатлониста.
Ссылка Рейтинг: +3 +3 0
06.05.2018 00:42

Но талант, который уже выбился и утвердился, как правило в общей методике не нуждается.
Справедливо
Сорин об этом говорит в интервью, упоминая Устюгова
И Клэбо отдельно от всех,  по сути, тренируется  - не полностью,  но по большей части.
Но даже огромным талантам нужны спарринг партнеры,  врачи, массажисты- и визиты в Olympiatoppen для тестирования . Потому,  что так тестируют только там
Ссылка Рейтинг: +6 +7 -1
06.05.2018 21:49
Интересно, а сколько времени Егору Сорину дали до первых конкретных результатов, один год, два или три? Может образование лучше начать с норвежской школы, а не с магистратуры в РФ (углубленного изучения специальности)!?
Ссылка Рейтинг: -1 0 -1
07.05.2018 00:16
Из своего опыта общения с Егором (мы были спортсменами марафонской команды РМК) могу с уверенностью сказать, что Егор обладает отличными знаниями в физиологии и психологии,  Еще в то время (2013 г.) я  считал, что Егор достоин тренировать сборную, его опыт и знания этого заслуживают.
Егор, поздравляю тебя с назначением на новую должность! Я уверен ты проявишь себя и мы увидим твоих учеников на пьедестале  ЧМ и ОИ;)
Ссылка Рейтинг: +4 +7 -3
Сван и Дели без тренеров тренировались на самом высшем уровне.
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
По мне так очень хорошее интервью.
Егору желаю успехов на этом тяжёлом поприще. Главное, что он понимает чего хочет и как этого добиться и главное он учиться и совершенствуется. Это же так здорово.
Ссылка Рейтинг: +1 +2 -1
07.05.2018 15:42
взять несколько МС и втихушку доводить до сборной, доказывая свою правоту..
Ну во первых чтобы в тихую такое делать, желающие МС наверняка найдутся, вот только кто Егору зарплату будет платить? Хотя бы сезон чтобы их готовить?
Ну и собственно кто будет готовить вверенную ему группу лыжников?
Сейчас ему дают ту группу из которой должны будут "выстрелить" несколько спортсменов к следующей олимпиаде, в предыдущей статье говорилось что там будет в основном переходный возраст между молодёжью и взрослыми спортсменами.
Да это эксперимент, но вероятно он подходит лучше всего для этого эксперимента. И считаю такой эксперимент уместен.
Ссылка Рейтинг: 0 +2 -2
08.05.2018 08:53
Удачи Егор опыт важнее теории Института!
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0