Беговые лыжи | Новые фото
Интервью skisport.ru

Сергей Ардашев: «Самым сложным в этом сезоне было привыкнуть тренироваться медленно»

Прошедший в финском Лахти чемпионат мира по лыжным гонкам среди юниоров и молодежи принес российской команде немало медалей. Одним из его призеров стал Сергей Ардашев, завоевавший серебро в классическом спринте в категории U23. Ещё во время «Красногорской лыжни», когда Ардашев был одним из лидеров Континентального Кубка и призером «Красногорки», мы записали с Сергеем большое интервью. Однако тогда оно в силу определенных обстоятельств на сайт не попало. Предлагаем его вашему вниманию сейчас.

- Я сам из Удмуртии, из поселка Балезино. Мой первый тренер Зайцев Юрий Алексеевич – у него я тренировался с первого по четвертый класс школы. После этого меня заметил другой более опытный тренер Николай Леонидович Ложкин. Он позвал меня тренироваться к себе, и я готовился у него, пока не попал уже в сборную Удмуртии.

- Что собой представляет Балезино? Насколько это большой поселок? Что там за лыжная трасса, на которой вы тренировались?

- Там около 15 тысяч жителей. Посёлок небольшой, спокойный. Есть лыжная и лыжероллерная трасса. В 2014 году нам построили лыжную базу, после чего стало тренироваться намного удобнее. Приезжая домой, я почти всё время провожу там. Два километра трассы освещены, поэтому можно кататься не только днем, но и вечером. Готовят трассу снегоходом, сзади прицепляют резак или сетку. Думаю, так дело обстоит во многих местах – далеко не у всех есть ретраки.

- Да и лыжероллерные трассы есть не у всех…

- Ну да. Правда, лыжероллерка у нас не очень большая – около километра. Но есть один подъем. Многие, кто там тренируются, прицепляют покрышку и таскают её за собой, чтобы было потяжелее.

Сергей Ардашев в четвертьфинале чемпионата мира U23 в Лахти
Сергей Ардашев в четвертьфинале чемпионата мира U23 в ЛахтиЯнина Питкянен

- Ваши родители занимались лыжами?

- Нет, не занимались. Я живу с мамой и с сестрой, с отцом мама развелась. Но к спорту никто из них отношения не имел…

- Как же вы пошли заниматься?

- А мне всегда нравилось бегать, прыгать. Ещё будучи в детском садике, я убегал из дома на улице, где мы постоянно бегали и играли с друзьями.

- Много ребят из вашего поселка ходит в лыжную секцию?

- Да, с появлением лыжной базы это стало очень популярно, много народу приходит, записывается. Мой тренер Алексей Леонидович Ложкин уже собирался уходить на пенсию, но передумал, потому что очень много малышей ходит, да и мы, те, кто постарше, стараемся радовать его своими результатами. Из нашего поселка еще Егор Трефилов (бежал первый этап в серебряной эстафете на юниорском чемпионате мира в Лахти – прим.ред.), Владислав Азанов, Иван Селезнев, Дина Некрасова.

- Когда вы росли, кто в Удмуртии был самым популярным лыжником? На кого вы ровнялись?

- Я всегда в основном ровнялся на своих же сверстников. Что касается наших сборников, то тогда мне казалось чем-то нереальным – бегать, как они. Я своих-то не мог обогнать, куда о мужиках думать?!

- И когда пришли первые успехи?

- В девятом классе, весной, мы бежали гонку в Ижевске на 7,5 км классикой, которую я выиграл. Вот тогда я впервые и почувствовал, что можно бороться, что нет непобедимых людей.

- Большинство соревнований проводится в Ижевске?

- Да, большинство там. У нас в Балезино проводились Сельские игры, Президентские игры. Стараются, чтобы и в других районах что-то проводилось, не только в Ижевске, но, допустим, в нашем районе никаких республиканских соревнований не проводят. Есть у нас с ребятами мысли, как их к нам затащить, но пока это сложно.

- Что было дальше?

- После победы на этих соревнованиях я попал в сборную Республики к Дмитрию Сергеевичу Ходыреву и начал тренироваться уже с ним. Выросли объемы, тренироваться стал строго по плану, результаты стал показывать более серьезные. На отборочных соревнованиях на Юношеские Олимпийские игры я выиграл две бронзовые медали…

- И поехали на Игры?

- Нет, меня не взяли. Там смотрели по коньковой гонке, которую я провалил, а медали взял в классической гонке и классическом спринте. Потом неплохо пробежал Первенство Федерального округа, и, в целом, сезон неплохой получился, но в сборную России я тогда не попал. Поэтому на следующий сезон я поставил себе цель попасть в сборную страны. В начале сезона собрался, сосредоточился и настроился упорно тренироваться и пробиться в команду. Результат надо было показывать на первенстве России среди юниоров, где я стал третьим в скиатлоне и классической гонке. При этом в юниорскую команду даже с такими результатами я прошел с большим трудом – были там люди, у которых было побольше медалей и более серьезного достоинства.

Тем не менее я оказался у Сан Саныча Кравченко, и вот там я уже понял, что значит, серьезные нагрузки. Думал, что не выживу. Май-июнь я еле вывозил, домой приезжал – тренироваться не мог, по два дня просто лежал, потом выходил и по чуть-чуть ходил пешком. А в июле мне удалось втянуться, вработаться и более-менее переваривать нагрузку.

- Кто тогда был в юниорской команде?

- Там были Кирилл Киливнюк, Ярослав Рыбочкин, я и ещё пять человек. Тогда я впервые побывал за границей. Чемпионат мира был тогда в Швейцарии, в Гомсе, и вся подготовка велась к нему. Но туда же нужно было ещё отобраться. Отбор проходил в декабре, в Тюмени, и я на нём провалился. Думал, что на мир меня не возьмут, но так как перед Тюменью я показал хорошие результаты на соревнованиях в Вершине Тёи, меня взяли запасным восьмым номером. Прошел Новый год, мы поехали на сбор в Сочи, на Хмелевские озера, где проводилось две контрольные: коньковый спринт и классика. Обе их я выиграл, и меня это спасло – благодаря им я получил шанс стартовать на мире.

- Как прошло первенство мира?

- Первой гонкой был спринт. Пролог я пробежал нормально – показал девятый результат, и это было совсем не плохо, потому что прологи мне обычно даются тяжело. Прошел в полуфинал единственным из всей команды, а на старт полуфинала чуть не опоздал.

- Почему так получилось?

- В четвертьфинале я стал лаки-лузером, и думал, что меня поставят во второй полуфинальный забег, спокойно разминался, и тут мне кричат: «Беги на старт!» Тут же дали лыжи, и я прямо по лыжням побежал на стартовую линию, но, что самое интересное, меня почему-то подождали! У нас, если время старта назначено, то уже не ждут. А там я подбежал, бросил судье перчатки, чтобы не тратить время на надевание, а сердце уже вовсю колотит – всё-таки главный старт сезона! Но если я своё волнение через 300 метров после старта поборол, то не всем моим соперникам это удалось. Так, один швейцарец сначала наехал мне на лыжу, сбив с темпа, а потом и вовсе упал передо мной. Пока я его объезжал, лидеры уже начали финишное ускорение, и в финал я не попал.

Эрик Вальнес побеждает в финале спринта на чемпионате мира U23 в Лахти. Сергей Ардашев финиширует вторым
Эрик Вальнес побеждает в финале спринта на чемпионате мира U23 в Лахти. Сергей Ардашев финиширует вторымЯнина Питкянен

Следующей гонкой была классическая разделка на 10 км. На неё я уже был очень сильно настроен, так как мне не удалось полностью реализовать себя в спринте. Мне отлично подготовили лыжи, которые я специально под эту гонку взял у Максима Вылегжанина, и во многом благодаря этому я занял второе место. И Максиму, и сервисерам я за эти лыжи очень благодарен. Эмоции были положительные. Конечно, это не золото, но тогда я подумал, что моё время ещё придёт – в любом случае это была моя первая международная медаль. Норвежец, который меня обыграл, был лучше готов и гораздо сильнее, чем я, прошел заключительный подъем. К тому же там была высота, и закисление проходило намного быстрее, чем на равнине, и на тот подъем меня просто не хватило.

В следующей гонке, скиатлоне, мне сломали палку на первом же спуске. То ли я её как-то неудачно опустил, то ли ещё что-то, но только на повороте услышал хруст, толкнулся – и палка сломалась. После поворота начинался длинный подъем, а палку-то никто и не даёт! Мне пришлось два подъема пройти с одной палкой, и только потом мне дали запасную. К тому же она оказалась высокой и неудобной, и пока я догонял лидеров, я сильно наелся. Тем не менее классическую часть я закончил в лидирующей группе, но почти сразу после смены лыж я понял, что меня накрывает. Отпустило только ко второй половине коньковой части, и хоть её я и отработал, как следует, финишировал только в конце первой десятки.

В эстафете я бежал второй этап. Мне передали десятым в 40 секундах от лидера, и я начал спокойно работать. Я знал, что не надо дергаться, так как подъемы очень сложные, и можно на них очень сильно закислиться, поэтому начал работать на полную только на втором 2,5-километровом круге. Мне удалось тогда не только догнать лидеров, но и вдвоем с норвежцем убежать от группы.

- Судя по результатам, вы – классист?

- Да, действительно, классика у меня получается лучше, чем конек. Но стараюсь работать и над коньком тоже. В этом году в техническом плане, считаю, добавил. И чувствуется, что мне полегче стало коньком ходить, не так, как раньше.

- Расскажите про этот год. Что было нового и интересного под руководством Егора Сорина?

- В этом году весь тренировочный план поменялся. Если раньше мы на тренировках просто выходили и катались, порой очень быстро, то сейчас всё делаем по пульсометру. Например, в мае мы увеличивали ударный объем сердца, а это подразумевает работу на тренировках в первой зоне. В моем случае это работа до 140 ударов в минуту, и ни в коем случае нельзя её завышать, в том числе и на подъемах. Когда стали проводить тренировки на ПАНО, стали постоянно брать пробы на лактат. Приходилось идти медленнее, хотя хотелось быстрее. Поэтому постоянно завышал интенсивность, меня постоянно ругали, объясняли, что это не нужно, а я не понимал, почему не нужно. Я привык, что на тренировках нужно работать.

Это тяжело психологически. Тем более, к примеру, у Ильи Порошкина зоны интенсивности чуть другие, и поэтому на тренировках он мог идти с большей скоростью. Я тянулся за ним, но не понимал того, что он-то работает в своей зоне, а я уже выше, чем надо. Егор Сорин мне постоянно объяснял, что не нужно так делать, но мне было трудно совладать со своими эмоциями. Тогда он отвел меня к Маркусу Крамеру, который мне подробно повторил всё то же самое, что говорил Егор. И в какой-то момент я понял, что я не первый, кто работает по этому плану, что такова методика, и она принесла хорошие результаты большому числу людей.

Также летом мы очень много работали даблполингом, который я в этом году очень сильно подтянул, проводили очень много силовой работы с весами.

А ещё я ездил на фестиваль Blink в Норвегию…

- Расскажите подробнее, как вы туда попали?

- Это предложение мне поступило от Егора Сорина ещё в июле. Он спросил, не хочу ли я поехать в Норвегию и пробежать 60 км классикой на роллерах. А я как раз люблю бегать длинные дистанции, тем более что это Норвегия, и на старте ожидалось огромное количество именитых лыжников. Поэтому я сразу же согласился.

О местах вообще не думал. Думал, финиширую в двадцатке – уже хорошо. Приехали – а там красота, много народу, потрясающая атмосфера – у нас, в России, такой нет. Старт был в шесть часов вечера – непривычно. С утра сходил на тренировку: побегал, сделал гимнастику. Перед стартом волнения не было от слова совсем. На разминке ехал и постоянно вертел головой, потому что мимо постоянно проезжал кто-то из знаменитостей. Потом подлетел и стал кружить вертолет, с которого снимали гонку, и атмосфера стала ещё более серьезной.

Старт был узкий, поэтому мы стояли во много рядов. После старта был небольшой «круг почета» перед зрителями, но как только он закончился, темп гонки сразу очень сильно вырос. Примерно через 10 км я понял, что темп слишком быстрый, но решил ещё потерпеть. Еще через несколько километров был спуск, на котором мне удалось попить изотоник из фляжки, и, как ни удивительно, после этого я как будто заново родился: появились силы, я легко достал группу и шел в ней уже в достаточно комфортном режиме. В середине гонки был поворот на 180 градусов, который мне удалось пройти без поломок инвентаря, но только я порадовался этому факту, как услышал хруст: мне сломали палку. К счастью, позади лидирующей группы ехали тренеры с запасными палками. В этот момент начался длинный трехкилометровый подъем, на котором темп опять вырос, и те пять секунд, на которые я отстал от группы, я выбирал где-то половину подъема. Правда, это была только вторая группа, а лидеры к концу подъема убежали уже почти на минуту. Но я чувствовал в себе силы и решил догонять. Вдвоем с норвежцем мы убежали и от нашей группы и стали постепенно сокращать отставание. Егор ехал рядом на велосипеде и подсказывал, сколько осталось до лидеров, а на резком повороте при заходе с дороги на лыжероллерную трассу первая группа сильно потеряла скорость, и мы подъехали к ним на расстояние 12 секунд. Я ещё чуть ускорился, достал группу и выдохнул – дело сделано. Но, попив колы и съев гель, понял, что способен и на большее. Тогда я вышел вперед, и даже засветил небольшой просвет в 1-2 секунды. До финиша оставалось километра три, и я стал финишировать. В какой-то момент Большунов прокричал мне и Евгению Белову, который тоже шел в группе: «Парни, уходим!» - и пошел вперед. Я за ним, Женя Белов за мной – и мы оторвались от остальных. Но усидеть за Большуновым мне не удалось, и оставалось только терпеть, чтобы не подпустить остальных. Я старался изо всех сил, и мне всё-таки удалось финишировать вторым, чему я был несказанно удивлен.

- Вы, Большунов и Белов тренируетесь у разных тренеров. Как в сборной команде спортсмены общаются между собой? Дружат, конкурируют?

- Нет, мы одна команда, все заодно.

- Ваши дальнейшие планы?

- Сейчас готовлюсь к молодежному первенству мира, где побегу классический спринт.

- Как для вас сложился классический спринт на «Красногорской лыжне»?

- Пролог я бежал на коньковых лыжах. Зону запрета даблполинга пробежал елочкой, и всё было в порядке. Но в финальной части решил бежать с мазью. В четвертьфинале мне попался довольно легкий забег, в котором я финишировал первым, а вот в полуфинале была борьба. Время от забега забегу становилось всё быстрее, и самым быстрым оказался финал, где работать пришлось со старта и до самого финиша. Просвет от Ермила Вокуева я получил на подъеме, на переходе с даблполинга на попеременный ход. Почему-то мне пока тяжело дается этот технический элемент: скорость падает и вырастает снова только к середине, а то и к концу подъема. Но в целом я доволен вторым место, хотя и есть ещё над чем поработать.

- Кто-то вчера бежал в забегах без мази?

- В забегах, вроде бы, нет, а в прологе много кто бежал.

- Расскажите, оказывает ли вам кто-то поддержку в вашей подготовке?

- В этом году у сборной Удмуртии появился официальный партнёр по спортивному питанию, которым стал известный немецкий бренд Squeezy Sports Nutrition, долгое время работающий с Александром Легковым и многими другими российскими лыжниками. Теперь и у меня благодаря Максиму Вылегжанину появился свой личный спонсор по питанию, который мне очень здорово помогает на протяжении этого сезона.

- Что используете в своей подготовке из спортивного питания?

- Использую изотоник, батончики и углеводный напиток CarboLoad перед стартом. После силовых работ пью аминокислоты.

- Как сложилась подготовка к чемпионату мира, и как прошло само выступление?

- Перед молодежным чемпионатом мира, меня включили в состав команды на этап Кубка мира в Дрездене – на коньковый спринт. Перед этим мы провели сбор в Вуокатти. Погода  в Финляндии каждый день была пасмурная, из-за этого пропадёт настроение и не так комфортно тренироваться. Поэтому мы с Егором Владимировичем решили ехать на Кубок мира, чтобы поднять себе настроение, посмотреть на людей, обстановку, набраться опыта. В Дрездене бежал индивидуальный спринт, но выступил не очень удачно. После Дрездена переехали в Лахти, до моего старта оставалось совсем немного.

Финишная прямая МЧМ U23
Финишная прямая МЧМ U23из архива спортсмена

Состояние перед гонкой было непонятное: вроде, и были силы, а вроде нет. Когда пробежали квалификацию, я показал четвертое время с проигрышем лидеру 7 секунд. Очень удивился, где можно было столько выиграть! Четвертьфинал прошёл легко. В Полуфинале бежал с лидером квалификации Эриком Вальнесом, и так получилось, что наш забег был быстрее, и я прошёл лаки-лузером. В финале не думал о медалях. Поначалу я отставал, темп задали сразу, с первых метров, на втором подъёме я приблизился к лидерам, а на последнем они начали убегать. К счастью, я успел зацепиться за норвежцем, который стал третьим, и даже не заметил, как зашёл последний подъём на руках. На финишном спуске лыжи сработали хорошо – спасибо большое сервису. Кстати, я бежал на лыжах Александра Легкова, которые приобрёл с помощью Егора Владимировича. На финишную прямую выходили с норвежцем, борьба шла за второе место, но я знал, что финиш не проиграю. Гонкой очень доволен.

Сергей Ардашев, Эрик Вальнес, Йоахим Орланд
Сергей Ардашев, Эрик Вальнес, Йоахим ОрландЯнина Питкянен

6 11041 Андрей Краснов 31.01.2019 08:55
Рейтинг: +12 +12 0

Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.

31.01.2019 12:16
Удмуртия - Балезино. Около 15 тысяч жителей. Посёлок небольшой, спокойный. Есть лыжная и лыжероллерная трасса. :o:o
Блин, в Подмосковье во многих местах - нет никаких трасс, только самотопы!!!
Ссылка Рейтинг: +4 +4 0
31.01.2019 21:27
а что же вас держит в подмосковье?
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
01.02.2019 08:17
Сергей хорошо рассказывает, прям заслушаешься, ну в смысле зачитаешься) Я марафон Блинк отлично вспомнила, можно сказать ещё раз посмотрела.
Анрею Краснову спасибо большое за интервью. Интересное.
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
01.02.2019 08:44
Ахаха, Егор Владимирович не справился, Маркуса попросил, типа объясните вы, я уже не могу.
А как же Легков с Устюговым? Устюгов говорил, что тоже всё время пытался на тренировках Легкова догнать. Я понимаю, что это не всегда буквально, тренировки разные, но ведь и буквально наверно тоже. Сколько раз тогда Устюгову все это объясняли) Или у Устюгова с Легковым пульсовые зоны более менее совпадают, а у Сергея с Ильей нет?
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
01.02.2019 10:06
Могу ошибаться, но вроде у Сергея макс чсс в районе 200 , а у Александра заметно меньше, так что вряд-ли.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
01.02.2019 12:20
Кстати, я бежал на лыжах Александра Легкова, которые приобрёл с помощью Егора Владимировича.
Пожертвовать лыжи, бесплатно полученные от спонсора, подрастающему поколению депутат Легков конечно не мог. Наверное без помощи Сорина, Сергей и в Лахти бежал бы классику на коньковых лыжах
Ссылка Рейтинг: +2 +3 -1
Лыжные гонки (беговые лыжи) | Новые сообщения форума