Эта справка прилагается к бравурным отчетам о телесмотрении отечественного биатлона прошедшей зимой, в которых не сказано о внушительном росте аудитории стриминговых сервисов. Тем, кто хочет по-настоящему разобраться в декларируемых цифрах с большим количеством нулей и вникнуть в методологию подсчетов, настоятельно рекомендую ознакомиться с представленными ссылками и вспомнить небольшой ликбез по телевизионным рейтингам. Ведь «Лыжный спорт» не первый раз реагирует на данную тему.
На днях генеральный продюсер телеканала МатчТВ Александр Тащин отчитался об очередных успехах показа биатлона. Правда не сослался на источник информаци. Не исключено, что у федерального канала есть свое подразделение, занимающееся расчетами. Наши предыдущие наблюдения не раз показывали серьезные различия между цифрами официалов телеканала и другими не менее уважаемыми экспертными организациями. Иногда некоторые медийные компании, не доверяющие сторонним независимым организациям, заводят свои профильные службы.
1. Общий охват телеаудитории по утверждению генпродюсера 28 млн. зрителей. Вероятно, эта цифра объединила всех тех, кто включал телеприемник хотя бы на пару минут во время 126 биатлонных трансляций. Логика подсказывает, что на каждый телеэфир заходили в среднем 222 тыс. человек.
Ровно два года назад в публичном отчете канала фигурировала цифра 19,5 млн. зрителей общего охвата. Таким образом, аудитория возросла не менее, чем на 30% (!). Согласитесь, грандиозный рост. Значит, и другие сопутствующие характеристики должны показать очевидную прибавку.
2. Главный вопрос – как измерялись эти тысячи и миллионы?
В отличие от интернет-пользователей, которых можно подсчитать с предельно высокой точностью, телевизионная аудитория рассчитывается опосредованно, с помощью измерения отдельной выборки. Можете представить, как будут различаться подсчеты в зависимости от репрезентативности этой самой выборки, то есть насколько она была многочисленной, в каких городах или в сельской местности проводились измерения и проч.
Обо всем этом генпродюсер не говорил, да никто и не спрашивал.
3. Теперь обратимся к независимому источнику – компании Mediascope, которая работает на российском рынке телеизмерений 30 с лишним лет. Её предшественником и родителем был один из мировых лидеров изучения общественного мнения – американский Институт Гэллапа (Gallup International), работавший в России в начале 90-х. Mediascope остается ведущим игроком на российском рынке медиа исследований. Подробное описание алгоритмов телемониторинга легко найти на ресурсах компании.
4. По подсчетам Mediascope аудитория биатлона не изменяется третий год подряд. Но статистика основана не на суммарных цифрах, а на измерении отдельных программ, трансляций. Основные показатели телесмотрения (рейтинг, доля, охват) остаются на прежнем уровне. Статистически значимых различий нет. На рисунке-гистограмме представлены максимальные значения рейтингов, зафиксированные в последних трех сезонах на канале МатчТВ. Средние значения меньше пиковых на 20-30% .
- Рейтинг (%) – среднее количество человек, смотревших телеканал/телепрограмму, выраженное в процентах от населения (в рамках выбранной целевой аудитории).
- Доля (%) – среднее количество человек, смотревших телеканал/телепрограмму, выраженное в процентах от всей телеаудитории в данный момент времени.
- Охват (%) – количество человек, смотревших телеканал/телепрограмму минимум 1 минуту, выраженное в процентах от населения (в рамках выбранной целевой аудитории).
5. Если же сравнить рейтинги трансляций российских соревнований с последними международными при участии сборной России (Кубок мира 2021/22), то цифры различаются в 2-3 раза. Разумеется, в пользу последних. А сравнение с показателями титульных турниров – чемпионатов мира и Олимпийских игр увеличивает кратность.
Например, лучшие показатели биатлона на МатчТВ:
- Олимпийские игры 2022 г. Рейтинг - 4,8; Доля - 22,0; Охват - 10,7.
- Чемпионат мира 2021 г. Рейтинг - 2,6; Доля – 11,2; Охват – 6,4.
Прим.: Рейтинг 1,5 соответствует аудитории примерно 1 млн. зрителей
6. Данное сопоставление характерно для измерений в крупных российских городах с населением более 100 тысяч. Московский мониторинг показывает значительно меньший интерес к биатлону, чем за пределами столицы.
7. Теперь понятно, как появилась цифра 28 млн. Просто значительно увеличился объем, количество трансляций. Но на каждой программе зрителей не прибавилось. Цифрами можно пожонглировать в угоду рекламодателям.
8. Итогом еще одна очень информативная цифра, которую вряд ли найти в отчете федерального канала, и которая весьма точно оценивает аудиторию биатлона. Суммарный охват интернет-трансляций без комментатора на сайте Союза биатлонистов России, в стриме ВК составил в этом сезоне 14,6 млн.(!) , что в 3 раза больше, чем зимой 2022/23. Показательный рейтинг.
Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.
--------------------
ПС: Хоть я и числюсь соавтором, но по факту я лишь посчитала охваты у видео группы СБР в ВК.
Зрителей стало больше в стримах, где комментаторы не мешают смотреть.
Вот и весь рейтинг...
Чем красивее гонка тем больше комментатор сосредоточен на гонке, а когда скукота, то и комментатор начинает трепаться, поддерживая словесный поток 100 слов в минуту, трепаться про развитие спорта в регионах, Ростроповича и Вишневскую, хэви металл и т.п. Как вершина наказания зрителей - собственное пение