Беговые лыжи | Новые фото
Новость партнера сайта

Критерии оценки лыжной трассы

- Сергей Владимирович, вы очень интересно рассказывали про подготовку лыжных трасс в разные периоды. Но как определить, хорошо ли трасса подготовлена? Есть какие-то критерии оценки готовности лыжной трассы?

- Вы задали очень непростой вопрос. Наша команда сейчас работает над определением критериев подготовки поверхности трассы. Прошу не путать с инфраструктурой лыжного комплекса. Мы говорим именно о поверхности лыжной трассы, потому что пока она определяется по принципу «нравится - не нравится». Визуально трасса хорошая – чёткий контур лыжни, нет бугров, а лыжная палка проваливается, лыжи вязнут в снегу, т.е. плотность трассы низкая. Или, например, трасса ровная, но обледенелая, а это очень опасно на поворотах после скоростных спусков, не говоря уже о том, что эффективность отталкивания при свободном стиле резко снижается.

Я разговаривал со многими тренерами по поводу критериев оценки. Их мнение сходится к тому, что лыжник должен уметь бежать в любых условиях. Конечно, можно было бы с ними согласиться и расслабиться, но давайте будем реалистами. Поменялись условия соревнований: техника бега, инвентарь (лыжи, палки). Тренировочный процесс стал качественно другим. Результаты стали намного выше. Хорошо подготовленная трасса – это новые достижения, безопасность для спортсменов, наслаждение от катания, в конце концов. И, наше мнение, что работники комплексов должны стремиться подготовить идеальные трассы.

- И что же вы называете идеальной трассой?

(улыбается) На этот вопрос двумя словами не ответишь.

- И всё же. Есть какие-то параметры?

Прежде всего, это толщина снежной основы. Она должна быть минимум 50 мм. Определяем толщину, выкопав технологическую ямку и просто измеряем линейкой. Делаем это, разумеется не в одном месте, а на разных участках трассы. Ведь профиль трассы может быть с большими перепадами. Соответственно в высоких местах, снега может быть меньше, чем в низинах – сдувает ветер. В оттепель снег подтаивает быстрее на солнечной стороне. И задача операторов – нарастить подложку по всей дистанции, чтобы состояние не очень сильно зависела от этих факторов.

Очень важна плотность трассы по всей длине и ширине дистанции. Кроме того, очень важно, чтобы снег был равномерно плотный и в глубину подложки, т.е. чтобы не было провалов, пустот. Это достигается только регулярной правильной обработкой трассы в течение всего сезона.

Ещё один очень важный критерий – ровность трассы в продольном и поперечном направлении.


Этот показатель не только влияет на скорость спортсмена, но и отвечает за его безопасность. Лыжник на спусках может достигать очень высоких скоростей, и поэтому бугры и ямы на трассе недопустимы. Так же, как и недопустимы различные предметы – ветки, мусор и т.д. За этим должны тщательно следить организаторы и операторы, готовящие трассу. Поэтому, ровность и чистота трассы.

Ровность трассы? А если на трассе холмы? Мы же не можем их срезать.

Холмы относятся к понятию рельефа. А мы говорим о буграх и ямах, из-за которых спортсмен может сломать лыжи, палки, а то и получить травму.

Если мы говорим о трассе для свободного стиля (конькового хода), то важен такой параметр, как визуальная определяемость краёв трассы. Для чего это надо? Спортсмену важно знать диапазон своих возможностей для обгона. Если он съедет с трассы, то это может быть травмоопасно.


Состояние поверхности трассы на подъёмах требует особого внимания. Именно на подъемах лыжник максимально проявляет свои физические возможности, этот участок наиболее энергозатратный. Поэтому и воздействие на поверхность лыжной трассы максимально именно на подъёмах. Следовательно, поверхность здесь должна быть ровная и плотная. Оператор должен следить за тем, чтобы не было бугра, который образуется по центру трассы, когда лыжник идёт свободным стилем.

- Эти же критерии касаются и классической лыжни?

Для классики есть свои особенности. Здесь важны геометрические параметры: размер профиля, глубина профиля и расстояние между профилями. Эти параметры определены стандартами, и надо просто их соблюдать. Надо отметить, что качественная классическая лыжня позволяет спортсмену наиболее эффективно отрабатывать технику хода, что очень важно для получения высоких результатов. Кроме того, мы не имеем права уплотнять саму лыжню и оставлять без внимания пространство по краям, куда спортсмен втыкает палки.


Хочется сказать ещё про один важный параметр – радиус поворота. Он не должен быть маленьким, т.е. лыжа должна помещаться в профиле лыжни. Недостаточный радиус может привести к снижению скорости и спортсмену придётся менять технику прохождения поворота.


- Вы перечислили несколько параметров оценки трассы, а их можно как-то измерить?

- Мы как раз и занимаемся разработкой технологии определения критериев оценки трасс. Мы оцениваем трассы при помощи следующих инструментов: лопата, линейка, рулетка, лыжная палка, двухметровый прямой шаблон, имитирующий лыжу.

Ещё раз хочу подчеркнуть, что эффективность спортсмена зависит от многих факторов, среди которых немалую роль играет состояние трассы. А состояние трассы зависит от работников комплекса. И хотелось бы, чтобы они были заинтересованы в качестве подготовки трасс, на которых в процессе тренировки спортсмены достигнут больших результатов, а на соревнованиях поставят новые рекорды.


7 4616 Андрей Краснов 26.02.2021 14:37
Рейтинг: +5 +5 0

Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.

Вообще, было бы интересно, если бы имелись централизованные "рейтинги" или  "баллы" или еще что-то трасс. Когда, выезжая куда-то в незнакомое место на соревнования или просто покататься, можно было бы примерно представлять какой там уровень комфорта катания. Это ведь будет и стимулом организаторам делать все лучше и лучше, чтобы привлекать на свои трассы как можно больше лыжников. И организаторам будет наглядно видно к чему в плане подготовки лыжни надо стремиться для этого.
Ссылка Рейтинг: +6 +6 0
26.02.2021 17:08
Посмотрел, послушал. Показывает линейкой 20 см., а говорит о 20 мм. 20 см. хорошая подушка, а приведенная в тексте 50 мм, по моему тонковата: классику не нарезать.
Ссылка Рейтинг: +4 +4 0
26.02.2021 20:36
Забанен пожизненно.
Почитал, посмотрел видео и подумал. Конечно во всем должны быть какие-то  критерии оценки. И то что предлагают авторы можно было бы принять за основу. Но, ребята. Есть одно но. Для того чтобы сделать такую трассу. надо попахать на ней не один час и даже не один день. А пахать надо постоянно. И вот представьте себе. Пашете вы, пашете чтобы трассу привести к параметрам, и вдруг в одно прекрасное утро приходите, а вся ваша трасса разрушена следами от лесовозоа или от еще каких-то вандальных манипуляций. И тут, на первых парах, возникает закономерный вопрос, -  а кто это сделал. Какой гад? А потом выясняется, что это проводились работы по плановой вырубке леса еще летом. Вырубленный деловой лес был складирован на вырубках, а теперь по производственным планам лесхоза этот лес вывозится для реализации. И Дорога, по которой ехали лесовозы это вовсе не трасса лыжников, хотя там и стоят какие-то примитивные указатели, а это лесная просека для квартальных разделов леса и соответственно проездов лесотехники.
А в этой связи напрашивается логический вывод, что при соответствующем техническом оснащении, погодных условиях и желании трассы можно элементарно привести к требуемому состоянию, но вначале надо ставить вопрос о том, чтобы вся эта много дневная работа, тяжелая работа, проводилась на трассе имеющей официальный юридический статус трассы, что действующим законодательством пока не предусмотрено. И тут мы опять наступаем на те грабли, о которых тут ранее говорили ведя спор со Старовойтовым.  
Ссылка Рейтинг: +9 +9 0
27.02.2021 08:03
Неужели эта трасса готовится снегоходом? Такая плотная... Когда автор видео вырубал лопатой ямку, было видно, что снег - очень плотный, почти ледяной фирн. Как с помощью снегохода добиться такой плотности трассы?
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
27.02.2021 08:34
Как с помощью снегохода добиться такой плотности трассы?
Иван, у ответа две составляющие.
1. Нужно соблюдать технологию подготовки трассы
2. Готовить нужно регулярно, а не от случая к случаю или перед соревнованиями.
В результате будет очень плотная трасса.
Мы провели в феврале областной конкурс "Лучшая лыжня 2021" в Челябинской области. Все трассы, которые готовятся регулярно, имеют хорошую плотность. Расскажем про конкурс в следующей публикации
Ссылка Рейтинг: +3 +3 0
27.02.2021 08:38
Пашете вы, пашете чтобы трассу привести к параметрам, и вдруг в одно прекрасное утро приходите, а вся ваша трасса разрушена следами от лесовозоа или от еще каких-то вандальных манипуляций.
Владимир, то о чем вы говорите - это даже не проблема, а беда. Но трассу готовить все равно нужно. Надеемся, что со временем, если эта проблема будет регулярно освещаться, появится в законе статус "лыжная трасса" и правовая защита, ну а пока... имеем что имеем
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
27.02.2021 15:11
Забанен пожизненно.
19 Иван Исаев 10433 27.02.2021 08:03
Неужели эта трасса готовится снегоходом?
Иван. Конечно ваш вопрос отчасти провокационный, потому, что вы прекрасно знаете чем и как готовятся такие трассы. Но, если вы и действительно не знаете( хотя я сомневаюсь что не знаете), как достигается такая плотность трассы, то хочу вам сказать. Что снегоходом трассы не готовятся вообще. Снегоход выступает как средство доставки и перемещения специальных устройств, которыми готовятся трассы. Полный комплект таких устройств вам тоже прекрасно известен, ну а если не известен( что опять же сомнительно) то в инете можно погуглить и там все для вашего интереса имеется. Тут вся соль в том, что начинать готовить трассу надо как только выпадет и устоится первый снег. Но лучше еще до первого снега открыть снежные хранилища и засыпать трассу первым слоем снега из этого хранилища (подложка). Потом либо пушечками все доводить до ума, либо поможет природе. Но трассу надо готовить и ухаживать за ней всегда. Это элемент вида спорта. И надо сказать большое спасибо людям, которые заразились и больны вопросами подготовки и содержания трасс.  Но к сожалению в той сфере есть и дилетанты, которые толком не знают что и как делать, но зато уж очень уверенно и бравадно сидят за штурвалом снегохода, возомнив из себя эдаких чудотворцев. Но на их трассах делать нечего, потому что там только личные амбиции и ничего больше. И прислушаться к советам знающих людей не хотят. Говорить на эту тему можно сутками, но, пока в сердце не щелкнет, пока это направление работы не станет неким смыслом жизни (конечно не основным смыслом, но все же), ничего от таких горе-операторов трассы не получиться.  трасса вроде бы как и обозначена, но толку от такой трассы ноль. Пустая трата денег. вы не подумайте, что я все обобщаю. Это я немного высказываю свою боль в слух касательно отдельных  трасс в моем регионе.
03 ПКБ "Ski-ma" 4 27.02.2021 08:38
...Надеемся, что со временем, если эта проблема будет регулярно освещаться, появится в законе статус "лыжная трасса" и правовая защита,
Надеется конечно надо. Надежда, как говориться умирает последней. Но вот хочу провести параллель. У нас постоянно в СМИ обсуждаются вопросы о размерах пенсий. И многомиллионная армия пенсионеров надеется и надеется и надеется, что после таких горячих споров и освещений этого очень важного вопроса для миллионов граждан страны появится какой-то закон, который позволит пенсионерам жить достойно на пенсию. Однако, как говориться, счет на табло. наша пенсия это насмешите на людьми и поэтому считаю, что надо не освещать и освещать и освещать эту тему, а конкретно создавать какой-то рабочий орган, пусть на первых парах только на общественных началах и возможно за свои денежки. И вырабатывать стратегию по решению данного вопроса и сами же лоббировать это, а не надеяться на волшебника в голубом вертолете. Никому этот вопрос кроме как фанатам  в этом направлении не нужен. можно тут еще много о чем натрещать. Но возможно это уже никому не интересно.    
Ссылка Рейтинг: 0 0 0