Беговые лыжи | Новые фото
Интервью skisport.ru

В Дёмино выставлена уникальная лыжная коллекция Алексея Лебедева

С Алексеем Лебедевым мы знакомы уже, наверное, пару лет. 

Его приятель и правая рука Валерий Семёнов присылал мне время от времени фотографии экспозиции какого-то загадочного лыжного музея, собранного энтузиастом-одиночкой, его приятелем Алексеем Лебедевым. И вот этот музей с выездной экспозицией – в Дёмино, на Дёминском международном лыжном марафоне.

Не стану рассказывать вам об этой экспозиции, поверьте, она если не огромна, то реально велика – ничего подобного до сих пор видеть мне не доводилось.

Осмотрев экспозицию и повертев в руках те или иные лыжные реликвии, я попросил владельца коллекции дать короткий комментарий.

- Каким образом у вас появилась эта страсть – коллекционировать лыжи? Как давно вы этим занимаетесь?

- Я занимаюсь лыжными гонками уже лет 15, активно участвую в марафонах…

- Ах да, мы же с вами как раз «бодались» два года назад на Тотьма-марафоне?

- Точно-точно, помню. Тогда был приличный мороз, и я как раз себе глаза чуть не отморозил.

А началось всё с того, что мы начали ездить на марафоны «Финляндия Хиихто», и ездили туда vs четыре года подряд. Во время одной из таких поездок я зашёл в один из местных не музеев, а в так называемый кирпошник.

- Что такое "кирпошник"?

- Магазин секонд хэнд. И увидел в нём старинные лыжи – пару деревянных Ярвинен. Я её купил, привёз, в лыжном домике у себя поставил, все кто приходили, проявляли к ним неподдельный интерес. На следующий год на тех же соревнованиях захожу в тот же магазин и покупаю уже двадцать пар разных лыж, благо стоили они тогда недорого. Привёз домой, у народа уже появился куда более серьёзный интерес – это что у тебя, уже, получается, целая коллекция? Я говорю: да нет, какая коллекция, просто привёз вас потешить. Мне говорят: хорошо, тогда мы принесём тебе свои, потому что у нас тоже есть старые лыжи. Конечно, говорю, приносите. Так у меня собралось, наверное, уже пар пятьдесят. Ну и я искренне стал считать, что это, наверное, уже и вправду коллекция, лыж-то много. Думаю, надо ещё пар 50 дособирать, и всё будет нормально. И так вот незаметно для самого себя и втянулся в этот процесс.

Коллекция лыжероллеров разных эпох, преимущественно 70-х – 90-х годов прошлого века.
Коллекция лыжероллеров разных эпох, преимущественно 70-х – 90-х годов прошлого века.Иван Исаев


Алексей считает, что это знамя 70-х – 80-х годов прошлого века. Узнав о том, что в Дёмино в эти дни находятся наши прославленные лыжники прошлого Николай Зимятов и Александр Завьялов, он мечтательно произнёс: «Вот бы мне сфотографировать их на фоне этого знамени!» Кстати, я тут встретился с Сан Санычем в гостинице и рассказал ему об этой мечте Алексея. «Обязательно к нему туда постараемся заглянуть» - заметил мне Сан Саныч.
Алексей считает, что это знамя 70-х – 80-х годов прошлого века. Узнав о том, что в Дёмино в эти дни находятся наши прославленные лыжники прошлого Николай Зимятов и Александр Завьялов, он мечтательно произнёс: «Вот бы мне сфотографировать их на фоне этого знамени!» Кстати, я тут встретился с Сан Санычем в гостинице и рассказал ему об этой мечте Алексея. «Обязательно к нему туда постараемся заглянуть» - заметил мне Сан Саныч. Иван Исаев


Лыжные костюмы разных эпох.
Лыжные костюмы разных эпох.Иван Исаев

Лыжероллеры, сделанные из титановых лыжных палок. Их конструкция предусматривала обязательную необходимость задавливать центральное колесо – иначе трещётка не входила в рабочее положение, и лыжероллер проскальзывал назад, создавая эффект отдачи.
Лыжероллеры, сделанные из титановых лыжных палок. Их конструкция предусматривала обязательную необходимость задавливать центральное колесо – иначе трещётка не входила в рабочее положение, и лыжероллер проскальзывал назад, создавая эффект отдачи. Иван Исаев


Справа висит личный комбинезон Анатолия Алябьева, подаренный музею самим Анатолием Николаевичем.
Справа висит личный комбинезон Анатолия Алябьева, подаренный музею самим Анатолием Николаевичем. Иван Исаев


Лыжные крепления эпохи кожаных рантовых ботинок.
Лыжные крепления эпохи кожаных рантовых ботинок.Иван Исаев


Лыжные крепления первой волны обуви на пластиковой подошве.
Лыжные крепления первой волны обуви на пластиковой подошве. Иван Исаев

— Это когда у вас всё началось - лет пятнадцать назад?

- Да нет, пять лет назад.

- Пять лет назад? То есть вы начали заниматься этим совсем недавно?

- По сути так. И, искренне полагая, что до более-менее полной коллекции осталось немного, я начал собирать лыжную экипировку, мази, лыжероллеры, покупать ещё какие-то лыжи, и оказалось, что этот путь очень долгий, как потом оказалось – довольно затратный и практически бесконечный. Потому что если учесть, что лыжи производятся каждый год всё новые и новые, то…

Так вот и началось: Авито, Юла, газета «Купи-продай», и бесконечные поиски всё новых и новых лыж или того или иного лыжного инвентаря.

- Вы шерстите эти газеты в поисках чужих объявлений, или размещаете там свои?

- Нет, сам объявления я не размещаю, я больше смотрю рубрику «продам».

— Это, наверное, стало для вас уже образом жизни?

- Скажем так, это занимает у меня определенное время. Потому что каждый день нужно мониторить, новые лыжи в продаже появляются постоянно и, как ни странно, представьте - кто-то умудряется купить их даже раньше меня (смеётся).

- Слушайте, но ведь на это нужно, наверное, немало денег, чем вы на жизнь зарабатываете?

— Это очень провокационный вопрос, потому что на самом деле у меня организация детского отдыха, детский оздоровительный лагерь. Мы 10 лет этим занимаемся, но в последние два года в связи с пандемией и всеми этими ограничениями наш лагерь не работает, и мы сейчас как раз находимся в крайне тяжёлом финансовом положении - в последние два года собирательство у меня практически стоит на паузе, потому что мы находимся сейчас на грани выживания. Потому что, чтобы мне передавали что-то просто так, без оплаты – такое случается редко. Есть такие люди, тот же, светлая ему память, Алябьев Анатолий Николаевич, который для музея сделал очень много: он меня и с функционерами биатлонными познакомил, и с инвентарём помог. Но такие люди встречается далеко не часто.

На переднем плане так называемый «ломающийся» лыжероллер с надувными колёсами.
На переднем плане так называемый «ломающийся» лыжероллер с надувными колёсами.Иван Исаев


Лыжи Karhu в коллекции представлены очень широко.
Лыжи Karhu в коллекции представлены очень широко. Иван Исаев

Соратник Алексея Валерий Семёнов демонстрирует лыжи Карху с «мешанным» пластиком чёрного и белого цветов.
Соратник Алексея Валерий Семёнов демонстрирует лыжи Карху с «мешанным» пластиком чёрного и белого цветов. Иван Исаев


Представитель очень короткой лыжной эпохи – цельнодеревянные лыжи Карху с пластиковой скользящей поверхностью.
Представитель очень короткой лыжной эпохи – цельнодеревянные лыжи Карху с пластиковой скользящей поверхностью. Иван Исаев


Коллекция лыж Ярвинен. Возможно, как раз одна из этих пар и была родоначальницей, отправной точкой этого музея?
Коллекция лыж Ярвинен. Возможно, как раз одна из этих пар и была родоначальницей, отправной точкой этого музея? Иван Исаев


Лыжи XIX века, царской эпохи. Я сумел разобрать на этом снимке «А.Битков… оружие, спортъ и дорожныя вещи… Москва». Произведение мастерской А.Биткова.
Лыжи XIX века, царской эпохи. Я сумел разобрать на этом снимке «А.Битков… оружие, спортъ и дорожныя вещи… Москва». Произведение мастерской А.Биткова.Иван Исаев


Коллекция лыж Кнайсл.
Коллекция лыж Кнайсл.Иван Исаев


Алексей демонстрирует лыжу с «мешанным» чёрно-белым пластиком (забыл название бренда).
Алексей демонстрирует лыжу с «мешанным» чёрно-белым пластиком (забыл название бренда).Иван Исаев

- Где у вас эта коллекция экспонируется и хранится? Дома?

- Постоянной экспозиции нет, потому что это оказалось неинтересно ни администрации района, ни администрации области. Например, мы выставлялись – был у нас такой опыт – на марафоне в Кириках-Улитах – так там тоже появился представитель от администрации, как всегда, сказал, что он за всё хорошее против всего плохого и исчез.

- В итоге, где коллекция хранится теперь - где-нибудь в гараже?

- В итоге всё это сложено у меня в офисе в запакованном состоянии и, разумеется, при таком положении вещей нигде выставляться я не могу. Ищу площадки, ищу людей, кому бы это было интересно — всё это должно быть на уровне чуть больше чем просто Вологда, эту коллекцию, я считаю, не стыдно показывать даже и в крупных городах. Может быть, это нужно сделать как передвижную выставку.

- Как сюда попали, в Дёмино?

- Обратились к директору Дёминского марафона Игорю Самойлову, тот оказал радушный приём, мы вот здесь отгородили этот кусок в подтрибунном помещении, выставили стеллажи… Всё, что вы здесь видите, мы с Валерой привезли сами.

- На легковой машине?

- На пикапе. Но машина была загружена под крышу, и на крыше на багажнике был огромный тюк, и прицеп был с горой. Как цыгане выглядели – из прицепа торчали головы манекенов, в общем, забавно всё это смотрелось. Но решили попробовать. Подумали, что если уж даже и Дёминским марафоном это будет не востребовано, тогда, получается, это вообще никому не нужно.

- Надо обязательно позвать сюда людей – пусть посмотрят на всё это богатство, потому что конечно, я нигде такого музея не видел. Бывал в Лахти в музее, ещё где-то, но такой широкой экспозиции видеть не доводилось.

- И представьте, мы ещё не всё здесь выставили – мелочовку просто было непонятно, как размещать: мази, парафины, утюги, прочую мелочь.

- Как вы тут будете работать в эти дни?

- Три дня: пятого, шестого и седьмого марта с утра и до позднего вечера. И даже, может быть, восьмого поработаем.

- В общем, приглашаете людей?

- Мы всех с удовольствием приглашаем, единственное – нужно иметь в виду, что у нас платный вход – 300 рублей. Мы хотим за счёт этих входных билетов попробовать хоть в какой-то степени компенсировать затраты на этот выезд, потому что мы даже на организацию одной только этой поездки уже потратили тридцать тысяч рублей. Я понимаю, что сейчас у вас на сайте по этому поводу будет куча негативных комментариев…

- Вполне возможно, люди похейтить очень любят.

- Мы это знаем. Но и вы нас поймите правильно – нам надо постараться как-то свести концы с концами в этой истории. Так что всех ждём, и даже подарим каждому посетителю памятный магнитик на холодильник с символикой нашей коллекции.

В руках Алексея лыжи Sundins редкой конструкции: в передней части лыжи вырезан один желобок, под колодкой желобка нет, а в задней (пяточной) части лыжи желобков… аж пять!
В руках Алексея лыжи Sundins редкой конструкции: в передней части лыжи вырезан один желобок, под колодкой желобка нет, а в задней (пяточной) части лыжи желобков… аж пять!Иван Исаев


Богатая коллекция деревянных лыж Россия – когда-то очень популярных в СССР.
Богатая коллекция деревянных лыж Россия – когда-то очень популярных в СССР.Иван Исаев

Коллекция лыж Тиса. Одну из таких моделей (третью слева) нам выдали в 70-х годах прошлого века в Ворошиловской ДЮСШ г. Москвы, и я мальчишкой гонялся на них на чемпионатах Москвы и иных серьёзных гонках – мы эти лыжи использовали только на соревнованиях.
Коллекция лыж Тиса. Одну из таких моделей (третью слева) нам выдали в 70-х годах прошлого века в Ворошиловской ДЮСШ г. Москвы, и я мальчишкой гонялся на них на чемпионатах Москвы и иных серьёзных гонках – мы эти лыжи использовали только на соревнованиях. Иван Исаев


Лыжи Fischer начала 80-х прошлого века.
Лыжи Fischer начала 80-х прошлого века. Иван Исаев


Коллекция лыж Adidas, производившихся в те годы на фабрике Kneissl.
Коллекция лыж Adidas, производившихся в те годы на фабрике Kneissl.Иван Исаев


Удивительная концепция была реализована в те годы разработчиками лыж Adidas: лыжа эта не имела желобка, зато по бокам - там, где должен быть кант, имела выборку (как бы притопленность, углубление) глубиной примерно в миллиметр.
Удивительная концепция была реализована в те годы разработчиками лыж Adidas: лыжа эта не имела желобка, зато по бокам - там, где должен быть кант, имела выборку (как бы притопленность, углубление) глубиной примерно в миллиметр. Иван Исаев


Всё новое – это хорошо забытое старое: в руках Валерия Семёнова лыжа Adidas с камусом. Лыжа, между прочим, примерно второй половины 70-х годов прошлого века.
Всё новое – это хорошо забытое старое: в руках Валерия Семёнова лыжа Adidas с камусом. Лыжа, между прочим, примерно второй половины 70-х годов прошлого века.Иван Исаев


Коллекция лыж Kastle – ну как приличному музею лыж без этого бренда?
Коллекция лыж Kastle – ну как приличному музею лыж без этого бренда?Иван Исаев


Лыжная обувь разных эпох: лыжные сапоги, рантовые ботинки, обувь на пластиковой подошве.
Лыжная обувь разных эпох: лыжные сапоги, рантовые ботинки, обувь на пластиковой подошве. Иван Исаев


Лыжные палки разных эпох.
Лыжные палки разных эпох.Иван Исаев


Каждый посетитель выставки получает на память такой магнитик.
Каждый посетитель выставки получает на память такой магнитик. Иван Исаев

31 6585 Иван Исаев 06.03.2022 08:10
Рейтинг: +35 +35 0

Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.

06.03.2022 09:34
Чумовая коллекция. Спасибо Лебедеву  А .,что собрал ,а Исаеву И.,что показал на сайте.Заряд бодрости на весь день!
Ссылка Рейтинг: +33 +33 0
06.03.2022 09:46
Замечательная коллекция !!!
Ссылка Рейтинг: +20 +20 0
06.03.2022 09:50
Ещё бы добавить в коллекцию обязательно «Эстония», «спринт», «телеханы»
Ссылка Рейтинг: +14 +14 0
06.03.2022 09:52
Классная коллекция! Лыжи, палки, ботинки! Вся жизнь - промелькнула перед глазами! Сколько - труда и эмоций!
Ссылка Рейтинг: +17 +17 0
06.03.2022 09:59
Эстония, спринт и телеханы- все есть. Более 400 пар, именно пар, а не одиночек!!!!
Ссылка Рейтинг: +12 +12 0
06.03.2022 10:51
Большунов в своём инстаграмме шикарную рекламу выставке сделал.
Ссылка Рейтинг: +9 +9 0
06.03.2022 11:53
Да, он и гонку хотел бежать в ретро комбинезоне
Ссылка Рейтинг: +7 +7 0
06.03.2022 12:00
Фантастический репортаж! Спасибо и Алексею и Ивану! Хочется побольше фотографий, чтобы найти всё-всё-всё, на чем когда-либо приходилось кататься :)
Как вариант – оцифровать коллекцию и сделать интерактивный онлайн-музей на сайте. Но в любом случае – огромное спасибо!
Ссылка Рейтинг: +13 +13 0
06.03.2022 13:07
Сева,спасибо про Телеханы напомнили.Были у меня топовые, на холод.Тренер сборной. Белоруссии Суматохин подарил.  
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
Не вижу "Снежинки" и "Ну, погоди!"))
Ссылка Рейтинг: +5 +5 0
Спасибо коллекционеру и автору репортажа. Смотрел фотки и все ждал увидеть Эстонию. В 2005 при переезде много чего выкинул: старую голубую Эстонию, камышовые палки, рантовые ботинки Карху и др. До сих пор жалею, увы....
Ссылка Рейтинг: +6 +8 -2
06.03.2022 14:24
А где новости из Демино?
Ссылка Рейтинг: -2 +3 -5
06.03.2022 14:36
Спасибо энтузиастам и за репортаж тоже!
Ссылка Рейтинг: +6 +6 0
Дополню то что не увидел - в Свердловске в 70-е годы выпускали лыжи «Уктус»
Ссылка Рейтинг: +6 +6 0
06.03.2022 16:12
увидел гдровские лыжероллеры, на них старшие ребята тренировались, а у меня были вездеходы, которые пополам складываются. Еще были лыжи visu extra-лучшие в классе, не увидел в коллекции. Очень интересная коллекция. Но думаю, в Скандинавии подобные музеи есть.
Ссылка Рейтинг: +2 +3 -1
06.03.2022 16:17
Отличный музей и замечательная коллекция!  
Ссылка Рейтинг: +10 +10 0
06.03.2022 19:01
"Как вариант – оцифровать коллекцию и сделать интерактивный онлайн-музей на сайте. "

Действительно если онлайн-музей будет и будут координаты Алексея . Наверняка найдутся не представленные в коллекции лыжи и все что с ними связано.
Мир не без добрых людей , глядишь и коллекция будет расти и превратится наконец в музей.
Ссылка Рейтинг: +7 +7 0
06.03.2022 19:11
Иван Исаев
Роллеры не из титановых палок. Просто трубки похожие.
Я на таких тренил будучи юношей и юниором. Задавливать надо было конкретно.  
Ссылка Рейтинг: +7 +7 0
Да, спасибо за репортаж. Есть еще люди.

У нас в Первоуральске, на лыжной фабрике с начала 70 -х  до 94 года был большой музей лыж. Не менее 200 пар. Он был создан по инициативе Ужинцева Валерия Ивановича. Это был великий тренер и человек. У меня есть его книга - "Окрыленные лыжами" изданная в 2006 году. При распродаже предприятия по частям, вся коллекция куда-то исчезла.

Он также был инициатором производства на фабрике гоночных лыж "Уктус", которые здесь в комментариях вспоминали. Валерий Иванович возил в музей разные лыжи из-за границы, вместо модных шмоток и бытовой техники для себя.
Еще один почти "музей" был в Свердловске в Институте СвердНИИДрев. Там была лыжная лаборатория, которая являлась головной в отрасли по 23 лыжным фабрикам СССР. У них была большая коллекция лыж с разных предприятий.  При закрытии института коллекцию раздали сотрудникам и всем желающим. Мне удалось заполучить деревянную Нововятскую "Россию" - спецзаказ с инкрустацией красным деревом верхней поверхности. К сожалению, одну лыжу потом сломал. Лет через 10 она пересохла и стала хрупкой.
Ссылка Рейтинг: +11 +11 0
06.03.2022 20:30
Классный музей.Но как видим властям на все это наплевать говорить будут много но конкретно не чего не сделают .Ведь и надо то предоставить помещение или в аренду с минимальной ставкой или в бессрочное пользование как социально значимый объект.Вот выставили в Демино и хотелось бы знать сколько людей посетили эту выставку.
Ссылка Рейтинг: +6 +6 0
Жаль, на вахте. Сходил бы и больше отдал. Хорошее дело.  
Ссылка Рейтинг: +7 +7 0
07.03.2022 08:08
Так не музей вовсе, во лыжероллеры скоро только такие и будут актуальны.
Ссылка Рейтинг: -9 +1 -10
07.03.2022 08:42
Отличный репортаж, великолепная коллекция! Увидел и лыжи, и ботинки, на которых я когда то гонялся в детстве, Фишер, Карху, Адидас, ностальжи...

Ругать за платный вход - это чересчур. Я бы вот например наоборот, поддержал бы дистанционно копеечкой, если б были выложены реквизиты к статье организатора коллекции.

Очень сожалею, что не смогу посмотреть вживую эту уникальную коллекцию. Но надеюсь, она выставляется не в последний раз!
Ссылка Рейтинг: +11 +11 0
07.03.2022 11:55
У меня ботинки Мои остались синие с 1982-83 года . Куда отдать . Почти новые. Как на фото вверху справа.!
Ссылка Рейтинг: +3 +3 0
07.03.2022 16:28
Да, реквизиты организаторов этого музея опубликуйте, пожалуйста, наверняка будут желающие поддержать, это же для лыжников мегадостопримечательность!
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
07.03.2022 21:16
Лыжероллеры с усами... Как они гремели. ))  А то, что они были тяжелые стало ясно только в последние 5-7 лет, когда вздумалось встать на современные. Зато проблемы с баллансом на усатых были на порядок меньшие, чем на "сотках".
PS: Может слегка не по профилю, но есть небольшая мысль, мб устроить параллельно миниэкспозицию "срезов" лыж? Для этого годятся поломанные, "одинокие". Мало где можно увидеть как лыжа устроена изнутри.  
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
07.03.2022 21:38
Связался с Алексеем, он категорично против принятия денежной помощи. А вот  интересные, редкие, экземпляры инвентаря всегда рад приобрести в свою коллекцию.
Ссылка Рейтинг: +5 +5 0
07.03.2022 23:02
Грустнее всего то, что до этой уникальной коллекции никаким чинушам дела нет. Как всегда :(
Ссылка Рейтинг: +1 +2 -1
08.03.2022 06:25
Мне почему-то видится решение проблемы с поиском места для музея в размещении экспозиции где-то в Декатлоне, Спортмастере, Канте, Триале... Не исключено, что переговоры с одной из этих сетей привели бы к успеху: крупной торговой организации не так уж трудно найти место для такого музея, а взаимные плюсы налицо: торговой организации - дополнительный поток посетителей, дополнительное внимание медиа и, что гораздо важнее, некое "очеловечивание" сугубо торговых площадей. Алексею - выход со своей коллекцией на федеральный уровень, куда больший охват аудитории. И, кстати, такая экспозиция могла бы быть передвижной: год в Декатлоне в Москве, год - в Спортмастере в Питере, год - в Триале в Казани и т.д. Это могла бы быть грандиозная, постоянно пополняемая передвижная выставка, путешествующая сначала по России, а потом (почему бы и нет?) по миру.

Но тут инициатива должна исходить от самого Алексея, конечно.
Ссылка Рейтинг: +10 +10 0
08.03.2022 17:04
Эх, хозяину Музея побывать бы в Битце года три назад, когда Экипион по бартеру на анохронизмы выдавал новые Сало/ Атома - там, среди прочего, оч интересные экземпляры попадались В-)

Куда потом всё это подевалось - вот в чём вопрос?

Надеюсь: не директору магазина на забор для дачи...
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
10.03.2022 12:02
Просто фантастическая коллекция, глаз не оторвать! Я в этом плане настоящий лыжный "наркоман". Мне интересны любые лыжи (и всё остальное), которых у меня нет и если бы была возможность посетить этот "музей", то боюсь, что пришлось бы 2 дня подряд туда ходить, т.к. я бы наверное каждую лыжу там потрогал, каждый ботинок и т.д., а на это явно бы не хватило одного дня :) Капец как завидую Алексею с его коллекцией, по-доброму, конечно :) Огромнейшее спасибо за такую статью, добавил в закладки. Буду теперь время от времени открывать эту страничку, чтобы снова полюбоваться этими великолепными фотографиями!
Ссылка Рейтинг: 0 0 0