Сегодня для лыжного спорта в России настали сложные времена. Во-первых, из-за санкций российские лыжники отстранены от главных мировых состязаний и лишены возможности тренироваться на лучших европейских трассах.
Значит, нужно работать на российских комплексах и здесь создавать условия, чтобы спортсмены не теряли своего уровня и совершенствовали мастерство. Для этого нужны хорошие лыжные трассы, доступные начинающим лыжникам и подходящие для выдающихся спортсменов.
Всем известно, что в России достаточно большое количество лыжных трасс. Но также хорошо известно, что многие трассы не имеют должного уровня подготовки. Тут можно говорить о неразвитой инфраструктуре, отсутствии освещения и подобном. Но мы хотим сказать об уровне подготовки снежной поверхности лыжных трасс.
Трассы нужно готовить, нужно регулярно (ежедневно) обрабатывать поверхность для достижения наилучшего скольжения. Для этого нужно специальное оборудование, ратраки. Но…
Во-вторых, из-за санкций с оборудованием всё сложно. Машины очень подорожали, их практически нереально купить. Те, кому повезло купить ратрак раньше, сталкиваются с отсутствием запчастей. Так что же делать? Чем же заменить ратрак?
Конечно, крупные комплексы никак не могут обойтись без мощного и дорогого оборудования, но не очень крупные (областные, городские, сельские) центры вполне могут готовить трассы другими, более доступными трассоукладчиками, тем более что у такого оборудования есть свои преимущества. Перечислим некоторые из них:
1. В отличие от ратраков прицепное оборудование может работать с первого снега
2. Подходит для узких трасс в лесных массивах
3. Подходит для трасс с крутыми поворотами и петлями
4. Может обрабатывать самый верхний слой, например, срезая наледь и глазурь
5. Оно мобильно
Можно ещё отметить, что такое оборудование легко настраивается и управляется оператором, не имеющим специальной квалификации, оно легко ремонтируется и, конечно, стоит в десятки раз дешевле ратрака как в приобретении, так и в эксплуатации. Вот что можно сказать о привлекательных особенностях прицепного оборудования.
Но нас интересует другой вопрос: а может ли такое оборудование готовить трассу, сопоставимую с трассой после ратрака?
Чтобы ответить, нужно разобраться, какую работу выполняет ратрак?
В двух словах процесс выглядит так: фреза перемалывает снежный массив, превращая его в пух. Таким образом создаются идеальные условия для смерзания снега в плотный снежный бетон. Кроме того, снежная поверхность выравнивается, и финишёр образует «вельвет». А затем специальные лыжепрокладчики выдавливают в разрыхлённой снежной массе лыжню с необходимой геометрией.
Если упростить это до предела, то ратрак делает следующее:
1. уплотняет снег
2. выравнивает его
3. прокладывает лыжню
Что из этого могут или не могут сделать прицепные трассоукладчики?
Первое, что нужно отметить, нет абсолютно универсального инструмента, способного уплотнять большие объёмы выпавшего снега, выравнивать поверхность и нарезать лыжню. Поэтому принято разделять такое оборудование по роду деятельности: уплотнительное, выравнивающее и нарезающее лыжню.
Подготовка лыжной трассы прицепным оборудованием происходит немного другим путём для получения похожего результата.
1. Уплотнение.
Создаётся плотная основа трассы (подложка или подушка). После каждого снегопада уплотняющие колёсные блоки трамбуют снег для создания монолитной основы трассы. Этот процесс выполняется на протяжении всего зимнего периода. Важно сломать снежинки, выдавить воздух из снега, уплотнить и создать условия для наилучшего смерзания.
Такие трамбовщики у нас представлены линейками «Лиса» и «Соболь»
2. Выравнивание.
Прицепное оборудование не обладает той невероятной мощью, которой обладает ратрак и не может обрабатывать плотную поверхность на такую глубину. Поэтому обрабатывается только верхний слой трассы. Здесь необходимо выравнивать трассу как в продольном, так и поперечном направлении, то есть убирать горб, образующийся на подъёме, нивелировать неровности естественного рельефа и т.д. Кроме того, необходимо убирать следы износа, которые оставляют лыжники. А также ежедневно взрыхлять самый верхний слой, создавая условия для наилучшего скольжения.
Для таких задач подойдут трассоукладчики линейки «Урал». Они позволяют воздействовать на поверхность трассы очень деликатно, что важно в начале и конце сезона, и очень интенсивно, если это необходимо.
3. Прокладка лыжни.
Ратрак выдавливает лыжню в рыхлой основе, поэтому она получается красивая и устойчивая к большому количеству проходов.
Чтобы получить похожий результат при работе прицепным оборудование, необходимо предварительно хорошо разрыхлить основу трассы на глубину прокладываемой лыжни. Это делается за несколько проходов, нужно понимать, что чем лучше мы разрыхлим снег, тем красивей и качественней получится лыжня.
Как видим, процесс подготовки лыжной трассы не выглядит очень сложным. Конечно, это лишь в общих чертах, есть ещё и большое количество нюансов. Например, обработка трассы лучше и качественней при невысокой скорости движения обрабатывающего инструмента. Это касается и уплотнения, и выравнивания. Также, необходимо готовить трассу регулярно (желательно ежедневно), а не от случая к случаю.
Здесь есть что ещё добавить, но, как нам кажется, важным выводом является, что тренировочные трассы, можно очень хорошо готовить доступным недорогим инструментом. Управлять таким оборудованием может каждый, кто понимает какой должна быть лыжная трасса, хочет создавать такую лыжню и готов приложить для этого усилия.
В заключение, хотим пожелать нашим лыжникам не сдаваться в этих непростых условиях, побольше хороших лыжных трасс и крепкого здоровья. А руководителям лыжных комплексов хотим напомнить, что в России выпускается недорогое и простое в эксплуатации оборудование, которое позволит поддерживать ваши трассы в хорошем состоянии. А это то, чего ждут огромное количество профессиональных лыжников нашей страны и любителей лыжных прогулок.
Давайте попробуем сделать массовый спорт доступней в это непростое время!
Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.
Ну вот почему авторы молчат про буксиры данных прицепных?
2 млн...
Я новый Буран ждал 2 года...
Пришло время ремонта. 28тр. Спортшкола в шоке... Ихденехнет.... тока на масло 1200. На 1л.
Чтобы получить похожий результат при работе прицепным оборудование, необходимо предварительно хорошо разрыхлить основу трассы на глубину прокладываемой лыжни. Это делается за несколько проходов, нужно понимать, что чем лучше мы разрыхлим снег, тем красивей и качественней получится лыжня.
По ссылкам можно посмотреть как справляется оборудование с этими задачами. Рекомендуем также к просмотру наш ролик "Подготовка трассы за три часа". Там показаны все этапы подготовки.