Представляю вашему вниманию заметки моего однокашника по МГУ имени М.Ломоносова, бывшего студента механико-математического факультета, а ныне программиста Сергея Алтунджи, много сил и времени отдающего благоустройству лыжных трасс. Сегодня Сергей – правая рука и один из самых активных помощников Геннадия Фищенко (СОК ГАБО). А лично мне он запомнился тем, что, когда по инициативе зампрефекта Юго-Восточного округа г. Москвы Евгения Афанасенкова в Марьино родилась сначала лыжная, а потом и лыжероллерная трасса, именно он, Сергей Алтунджи, был тем человеком, который в буквальном смысле слова дневал и ночевал возле снежных пушек только-только нарождающейся тогда новой лыжной трассы нашей столицы - его вклад в запуск этого проекта был тогда вполне себе весомым.
Иван Исаев
* * *
Когда я начал помогать в подготовке лыжных трасс, столкнулся с тем, что очень трудно что-то делать, не имея на то законного основания. К моему удивлению, большинство моих знакомых лыжников не в курсе, как в нашей стране обстоит дело с законностью лыжных трасс. Люди не знают, что многие проблемы просто невозможно решить, не изменяя законодательство.
Ситуация такова, что понятие "лыжная трасса" фигурирует только в правилах проведения соревнований по видам спорта "биатлон" и "лыжные гонки", ни в каких правовых документах в Российской Федерации такого понятия нет. Я сейчас попробую описать основные проблемы, которые из-за этого возникают у устроителей лыжных трасс.
- квадроциклы и снегоходы. Все лыжники периодически сталкиваются с тем, что трасса местами бывает испорчена мототехникой. Лыжники возмущаются, ругаются, но проблема в том, что юридически такому катальщику ничего предъявить нельзя. Если статус земли позволяет проезд на мототехнике, то они имеют полное право кататься по лыжной трассе. В противном случае устроители лыжной трассы не имеют права там готовить трассу с помощью снегохода и, тем более, ратрака. Единственный способ сделать легально лыжную трассу и законно не пускать на нее мототехнику - выделить землю под спортивный объект и обнести забором. Такая модель может работать для крупных спортивных объектов с маленькими (не больше 2-3 км) лыжными трассами. Именно поэтому, например, соревнования "Красногорская лыжня" проводятся по малым кругам. Ведь если сделать круг хотя бы в пять километров, придется выйти за территорию стадиона, и нет никакой гарантии, что в ночь перед гонкой трасса не будет испорчена каким-нибудь квадроциклистом, которому, формально, никаких претензий предъявить нельзя.
*
Больше всего от мототехники страдают любители длительных прогулок классикой. Многие видели фотографии лыжных электричек 60-х 70-х и 80-х годов и вспоминают, насколько лыжные прогулки были популярны в то время. Сейчас эта активность сошла почти на нет, и дело не только в том, что появилось много других возможностей провести досуг. Там, где удается договориться с владельцами мототехники и разделить маршруты, сразу появляется значительное количество лыжников. К сожалению, таких мест очень мало, а ковылять на лыжах по полуметровой глубины колеям - удовольствие сомнительное, поэтому все меньше и меньше лыжников можно встретить в электричках и лесах.
*
касается в первую очередь лыжных трасс, расположенных вблизи жилых массивов. В настоящее время развести потоки гуляющих пешеходов и тренирующихся лыжников практически невозможно. Даже если висят плакаты, ограничивающие движение пешехода, юридической силы они не имеют. Даже лыжероллерные трассы, спроектированные как спортивные объекты, формально являются лесными дорогами или противопожарными просеками. В случае столкновения спортсмена на лыжах (или лыжероллерах) с пешеходом, виноватым оказывается спортсмен, несмотря на предупреждающие таблички и плакаты. Пока законного статуса у лыжных трасс нет, остается надеяться только на добрую волю и сознательность граждан.
*
- легальность деятельности самих устроителей лыжных трасс. Многие трассы создаются силами энтузиастов, без поддержки государства и бывает достаточно одного недоброжелателя, который не поленится писать жалобы в разные инстанции, чтобы сделать существование лыжной трассы невозможным. Два года назад вышло разрешение на сбор валежника, что очень облегчило жизнь устроителям лыжных трасс. До этого, по закону, упавшее поперек трассы дерево убрать было нельзя, нужно было несколько недель согласовывать это с разными инстанциями. Но, помимо уборки упавших деревьев, возникают и другие задачи - убрать проросший посреди трассы кустарник, осушить какие-то локальные лужи и так далее. Все это, конечно, делается, но делается нелегально и, опять же, достаточно одной жалобы, чтобы возникли очень большие проблемы.
*
касается поддержки трасс различными государственными структурами. Поскольку понятия "лыжная трасса" нигде нет, то выделить деньги целевым образом на создание лыжной трассы нельзя. Чаще всего выделяются средства на создание и поддержание крупного спортивного объекта, и из этих средств финансируется содержание самой лыжной трассы. Но это касается более или менее крупных объектов. Муниципальные лыжные трассы, которые, по большому счету, не требуют больших вложений, по такому принципу финансироваться не могут. Иные чиновники не против поддержать лыжный спорт, но у них нет возможности сделать это законным образом. Да, иногда такая возможность находится. Но это деньги, которые используются нецелевым образом. То есть, формально, деньги украдены, а потом пущены на создание лыжной трассы. На такое идут, в основном тогда, когда распоряжение спущено от инстанции, стоящей на несколько ступеней выше. Но обращения граждан, даже очень многочисленные, не заставят чиновника нарушать закон и рисковать своей должностью, а то и свободой.
касается создания сервитутов и выделения земельных участков. В настоящее время лыжные трассы никак не защищены от застройки и полного уничтожения. Когда решается вопрос о выделении участка под какое-либо строительство, наличие на этом участке лыжной трассы никак не учитывается. Многие трассы и туристические лыжни пострадали, например, из-за дорожного строительства. При проектировании дорог наличие лыжных трасс или пешеходных троп никак не принимается во внимание, у дорожников нет никакой информации об их наличии. Хотя, во многих случаях не так уж сложно было бы сделать дополнительный пешеходный переход (например, вместо трубы при пересечении оврага) и тем самым сохранить лыжную трассу. Понятно, что попытка решить эту проблему вызовет наибольшее противодействие. Введение дополнительных ограничений на земельные участки противоречит интересам очень многих чиновников и бизнесменов.
*
Некоторые спрашивают: "Что, если добиться законности лыжных трасс, сразу всё наладится и станет как в Финляндии?". Конечно, нет, сразу ничего не получится. Сначала нужно будет годами добиваться принятия каких-то законов, потом, также годами, добиваться их выполнения. Но, если этим не начать заниматься, ситуация через пять или десять лет может очень сильно ухудшиться, поскольку в настоящее время лыжные трассы исчезают или сокращаются гораздо быстрее, чем появляются новые.
*
Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.
Насколько я помню - в то же примерно (1808-09 год?) Финляндия вошла в состав Российской Империи. Ей была дарована Конституция, и другие "блага" (вроде послабления в налогах и т д). Примерно через 100 лет (в 1917-18) Финляндия стала независимой. В Хельсинки до сих пор стоит памятник Александру (правда - второму ), и одна из главных улиц с главной площадью - названа в честь Александра (Александркату?).
Так что - все зависит от людей (и их законов ) ..
Шли мы с суботника в ГАБО.
А сбоку на трассе 3 мотоциклера газуют.
А мы все уставшие, промокшие, а до них 50 метров топать надо.
Все остановились...
А я к ним подошел (небритый, в мокрой телогрейке, кушаком опоясанный, а за кушаком тотор с ручкой в пол метра).
И грю:
Уважаемые сЭры!
А не изволите ли вы кататься в другом месте?
Больше их там не видел.
Ну как обидно,а! Как увидела мостики и тоннели на фотографиях,прям до слёз.
С мотоциклистом лично ругалась, в Нижнем, на Щелковском хуторе. Трасса держалась на чистом энтузиазме, а любителей погонять было палкой не выгнать. Итог - так всё таки и побили какого-то любителя квадрацикла и они на время от трассы отстали.
Сейчас вроде она в каком-то статусе, не знаю точно, мы из города уехали. Готовят ратраком, красота.
Интересно, а почему топовые наши спортсмены, находясь в думе, не поднимают этот вопрос?
Или не знают??
.
Сентябрь, грибной сезон, джипер приехал в середину леса (к Северным воротам)
Припарковал машину.
Так я положил корягу весом под 50 кг на лобовое стекло.
Как результат больше никто не приезжает.
Все эти моменты должны быть приняты во внимание при определении понятия "лыжная трасса".
Мне кажется, что сервитут всех проблем не решит.
От имени ассоциации "Организаторы лыжных трасс" (АОЛТ) приглашаем Вас на совещание по этим важным для ВСЕХ вопросам, которое состоится в 18.00 26 декабря с.г. (понедельник) в помещении красногорского лыжного комплекса✊!
А так.. вот что этим квадрациклистам-снегоходам объяснять? Они из другого измерения. Однажды остановил мощный снегоход Ямаха, он своей гусеницей от трассы оставлял решето. Особенно на подъемах. Пытаюсь объяснять - Вы трассу портите! А мужик - Да Вы мне просто завидуете!! Снегоход мол миллион стоит. Было настолько неожиданно.. Стало понятно, что дальше общаться бесполезно. Даже если сам приехал на базу на машине за 2 миллиона. Только если спихнуть супостата с дорогого снегохода, поставить на лыжи и заставить пройти по "помеченной" трассе. А вот это как раз уже будет уголовно наказуемо. Куда физкультурнику податься?
Как все безнадёжно у нас.
У нас ФЛГР,даже отстоять трансляцию лыжных соревнований не может.
Популяризация лыжных гонок в России?Нет не слышали. И в думе,спортсменам лыжникам - депутатам, на это все равно. Молчат скромно.
Деньги получили,от федерального канала "телеспорт" и на этом все,у них иссяк интерес к трансляциям,нет вещания...а им все равно....а вы о трассах(!)
Вот наша действительность.
Они в ФЛГР, ждут не дождутся, когда и разрешат выехать в Европу, на подготовку по европейским трассам.Чтобы командировочные получать.
Зачем им трассы в России???Если бы нужны были, то и лыжные трассы, не были в таком самобытно-первобытном статусе,по всей стране.
Пару лет назад отдыхали мы как всегда в Оренбуржье. Снега была море, морозец. Люди, энтузиасты, нарезали лыжню, 5-ти км круг. Так вот какие то додики на своих квадриках (ну купили себе игрушку, надо же по гонять) решили погонять. Их раз предупредили, два предупредили. Вызвали полицейских. По крайней мере после этого трассу ни кто не портил. Вру, пешеходики всё таки родили, но это не квадроцикл всё таки и вроде как адекватно к замечаниям относятся.
Повторюсь. Надо менять сознание людей.
Помните, не так давно людей на пешеходных переходах не пропускали и по встречке в объезд пробок ездили... сейчас картина иная и достаточно быстро все изменилось.
А то, что менять сознание надавливая на ответственное и бережное отношение можно и нужно, к сожалению только КПД невысокое этого. К сожалению пока так понятнее объяснение :
У нас лыжных трасс довольно много, разных, раскинуты довольно таки, обширно. Всегда подготовлены. Шикарная освещенка каждый вечер. Но важно другое - они узаконены определённым способом, являются "спортивным объектом", внесены во Всероссийский реестр. Есть муниципальный собственник.
Насколько я знаю, узаконены внутри отведённого земельного участка, не узкой лентой. Часть этих трасс они же летом и л/роллерка.
Я к тому, что даже в государстве, как в богадельне, занимающимся социальным обеспечением значительной части чиновников, есть, видимо, пути, законы и действия к решению означенных проблем.
Екатерина.
P. S. Многие вожделенно мечтают об "освещенке". У нас она появилась неск. лет назад. Новые столбы, неоновые фонари, трасса не любительская, подъёмы, тягуны, всё есть... 3 часа горят, кроме выходных, да только каждый вечер там...2,5 лыжника.
Правда как то перед родительским собранием в школе услышала как одна мамочка хвасталась, что ей за месяц пришло 40 писем счастья на какую то сумму и она их оплачивать пока не планирует. Вы понимаете ЧЕЛОВЕК этих хвастался. Я в шоке была. Понимаю, что это до поры до времени, но человек считает это нормальным иметь столько штрафов.
«Республиканский лыжный комплекс имени Раисы Сметаниной»
Не знаю, как это поможет и в чем, но все есть на
А если и будут, то эти комплексы защитят какими-нибудь ещё мерами, а покушающихся отправят. Там сразу и Вяльбе веское слово вставит, и чемпионы всякие, и депутаты-спортсмены...
Проблемы у других трасс. У тех, которыми ежегодно пользуются люди, а не спортсмены. У Габо, Битцы, Ромашково, Красногорска (за забором спортбазы), Измайлово, Фонтанов и ещё сотен других по всей стране. И проблема этих трасс в том, что для ФЛГР и чемпионов этих трасс нет, поскольку они им не нужны.
А раз не нужны - то можно ничего для них и не делать.
А если и будут, то эти комплексы защитят какими-нибудь ещё мерами, а покушающихся отправят. Там сразу и Вяльбе веское слово вставит, и чемпионы всякие, и депутаты-спортсмены...
Довелось много поездить по разным странам на КММ и гонки ВЛ. Как-то везде в цивилизованных странах Европы и Северной Америки подобных, как у нас, проблем не встречал. А ведь там порой протяженность трасс исчисляется не километрами, а десятками и даже сотнями (окрестности Лиллехамера) км.
Какие там квадроциклы. Как-то в Хамере (Норвегия) таксист, не поняв, завез нас на трассу для езды на собаках. Неподалеку от многокилометровой лыжной трассы. Но отдельно.
Многое, конечно, зависит не только от властей, но и от людей. Как давно известно, разруха не в
клозетахтрассах, а в головах. И это касается не только чиновников.В окрестностях Вернона (Канада), в Поклюке (Словения) частенько встречал на лыжных трассах ходоков на снегоступах. Так они ходят по узкой полоске сбоку трассы, совершенно не мешая лыжникам.
Да и тренды у нас в стране иные, не на интересы людей. Редкие исключения лишь подтверждают правило.
Так что, в проблемах с лыжными трассами, как и во многих других делах, нам не стоит в ближайшей перспективе особо надеяться на улучшение.
ГЛавное, чтобы снег был. Остальное переживем. И по-лыжному перетерпим.
Зимой ни машин, ни квадриков. Как то не принято у нас это. Летом могут, но не масштабно, не трагично, не вдрызг... Снегоходы и те, трассы наши избегают, в паре мест пересекая, не более того.
#яжемамы, приходящие гордиться своим материнством именно на л/ трассы, в основном на стартовом отрезке, но не критично, не много.
Собак на категорийных трассах нет зимой, но ски-джоринг узаконен.
Донимают закладчики, но поднятый шум заставил "господ мужественных полицейских" заняться проблемой и начать патрулирование.
Екатерина.
Лыжное дело - правое...
Иван извинился и сказал, что пока происходит то, что происходит сейчас на Украине, он не может пойти в коммуну и задать какие-то вопросы о здешних лыжных трассах со словами «А вот тут русские лыжники интересуются…». Но Иван заметил, что, по его наблюдениям, чем выше общий уровень культуры в обществе, тем меньше требуется каких-то регламентирующих документов для сохранения лыжных трасс. И, наоборот, чем меньше этот уровень культуры, тем больше нужно каких-то циркуляров, инструкций, регламентов, описаний и пр. для сохранения и обустройства этих трасс. В России, по мнению Ивана, этот уровень культуры очень низкий, а значит - циркуляров понадобится просто чудовищное какое-то количество.
Хоть будет теперь толковый обзор проблем + аргументы, почему их надо начать решать.
Вот и остается, через терни к звездам "шагать".
PS: Иногда все же "пешеходы" идут по трассе шеренгой по всей ширине. Обычно что-то кричишь, в основном цензурное. А один раз, так получилось, через них проехал. Кто-то упал, а я не извинился. Тоже сознание меняется не в лучшую сторону...
Летом в поселке, как пройдет грейдер по дороге и разравняет ямы, люди как умалишённые начинают носиться по дороге поднимая столбы пыли и им начихать на то, что рядом участки их соседей в пыли, а еще и тебя пытаются обогнать если едешь медленно и не пылишь, и никакие ограничения, знаки не помогут, только лежачие полицейские, разбитая дорога или когда ты перед ним нажимаешь газ в пол и сзади он в пыли как в хамаме, сразу понимание приходит, что надо медленно.
Нет уважения к друг другу, зато проявления агрессии - пруд пруди.
Он отметил, что, согласно новым требованиям, чтобы сделать горку выше 40 сантиметров, теперь необходима регистрация в Гостехнадзоре.
Для больших горок нужно получить сертификат безопасности. Для этого необходимо изготовить документацию (паспорт, формуляр, журнал техобслуживания и ремонта аттракциона), информационные материалы (о правилах поведения на аттракционе, времени работы, с телефонами экстренных служб), обеспечить работу операторов, осуществляющих эксплуатацию аттракциона. Кроме этого, за регистрацию аттракциона предусмотрена пошлина.
Все эти требования заложены в ГОСТ «Безопасность устройств для развлечений. Горки зимние», но ранее их выполняли на добровольной основе.
«Некоторые положения ГОСТа выглядят довольно курьезно. Например, качество воды, которой заливается горка, должно соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к питьевой воде. <...> На мой взгляд, ситуация просто доведена до абсурда. Старинная русская забава — катание с ледяной горки — становится недоступной», — говорит спикер.
м...видимо мы в "исключениях".
Где, где это лыжное эльдорадо? хоть знать о чем мечтать...и замечательно,что не все так плохо...))
То есть, при желании властей как-то вопрос решается и с существующим законодательством. У меня лично сложилось впечатление, что на законодательство ссылаются власти тогда, когда не хотят вопросом заниматься. Дескать, мы бы с удовольствием, да никак не можем, ибо шибко мы законопослушные.
Если нет такого понятия "лыжная трасса", то о чем таком Собянин докладывает?
На самом деле, хотя Финляндия вошла в состав России в 1809 г. по итогам последней Российско-Шведской войны (армия Барклая-де-Толли перешла через Ботнический залив по льду и внезапно для шведов оказалась невдалеке от Стокгольма в то время как шведская армия находилась в Финляндии и Швеции ничего не оставалось как подписать мирный договор) , собственную (не шведскую) Конституцию (Эдускунта) Финляндия получила в 1089 г., обсуждение и работа над которой началась в 1863г. Поэтому ему, а не Александру I стоит памятник на главной площади. Кроме того, Александр II отдал финнам и включил в Княжество Финляндское территорию вплоть до Коуволы, ранее отвоеванную у Швеции. Что явилось по сути причиной Зимней войны 1939-1940 г. так как граница с Финляндией находилась в 30 км от Ленинграда - в пределах дальности дальнобойной артиллерии того времени.
Уж не знаю, где сейчас больше враждебности, чем в Москве, давно в часы пик в метро не спускаюсь, и на автомобильных дорогах стараюсь засветло управляться. Там уже проступило умиротворение на лицах?
Нам слишком долго втемяшивали в головы, что эти "неискренние" улыбки незнакомым встречным людям – происки желтого дьявола. Кругом сплошь мужественные лица. Все против всех.
Что уж там по расчищенным трассам не оттянуться? А неча!..
Немного не так. Я бы сказал, при большом желании власти могут сделать лыжную трассу в обход существующего законодательства, я примерно представляю, как это происходит.
Вообще законный статус лыжных трасс не панацея, скорее первый шаг в нужном направлении. От принятия закона лыжные трассы повсюду не появятся, и те, кто ратует за законный статус это прекрасно понимают. Но жизнь организаторам лыжных трасс это бы существенно облегчило.
- Пушкина (Веденина) любите?
- Тростью (палками) владеете?
Так всю страну на лыжи поставить представляется возможным... А неча!
Хочет человек и находит и мотивацию и лыжи и трассу!!
Культура наша это отголосок еще столетий рабства и периода где все свое родное но никто ни за что не отвечает, и кстати культурный слой нашей страны начиная с 1917 г по моему больше всего пострадал из всех стран в мире.
Вот и результат
Ничего будет снег , будут и энтузиасты, выкрутимся!! Не все же у нас в стране все таки пропитаны духом стяжательства среди руководителей принимающих решения по зимним видам спорта !!
Всем ЗОЖ
Как обычно, в изречениях больше страсти, чем силы мысли.
С "Культурой" вообще поосторожней.
Единого удовлетворительного определения до сих пор нет, так как понятие вытекает из труднодоступной органической логики, в которой, например, "Домострой" и даже дикий "Молот Ведьм" - проявление культуры, а допустим, конкурс им. Чайковского - нет. "Спорт" тоже вне культурных категорий, что бы мы о себе в этом случае не думали. А вот соответствующая гимнастика и вытекающий из неё турнир - были очень даже...культурны.
Впрочем, чувствуется, что как синхронические так и симфронические связи вам чужды, то, надеюсь, аудитория здесь сполна заплатит своей терпимостью к вашим глупостям.
Екатерина.
У финнов почему-то в голове нет мысли портить лыжню, парковаться вторым рядом, выбрасывать презерватив в окно, а вот у россиян это норма жизни. Когда в обществе нет уважения к чужой личности и к его личному пространству, чего вы хотите?
"Молот Ведьм" рекомендован к прочтению мужчинам 30-летним, когда уже есть опыт семейной жизни, в этой книге есть ответы на многие непростые вопросы о женской природе, почему это не культура?
Конкурс им. Чайковского, на котором побеждает Дмитрий Мацуев и проигрывает Алексей Султанов - ну так себе конкурс, кому он нужен после этого этот конкурс, и где теперь его авторитет.
Куда ни глянь - кругом великие чемпионы блин, а покататься на лыжах без риска поцарапать - негде.
Законы помогут, в Финляндии за выброшенный мусор и проезд по лыжной трассе скорее всего оштрафуют, и весьма существенно. Про пешеходные переходы хороший пример, стали изредка штрафовать водителей, стало принято пропускать пешеходов.
Только не надо ожидать, что моментально все заработает. Сначала придется долго и тяжело добиваться принятия законов, потом, тоже не быстро, добиваться их исполнения, потом, постепенно, начнет меняться сознание. Но если ничего не делать, лыжных трасс не будет ни у нас, ни у наших детей и внуков.
Энтузиасты есть, многие лыжные трассы только на них и держатся. Но видели бы вы, как тяжело им иногда приходится, и физически и морально. Хотелось бы немного облегчить им жизнь.
PS: Но самое лучшее идти по пути постепенного изменения законов. Неизвестно пока как, но только немного лет назад страшновато было переходить улицу по пешеходному переходу. А теперь все, за исключением подрасстрельных хамов, останавливаются как только пешеход встает на переход. В 90-х казалось фантастикой. А теперь есть.
Лесной пейзаж лыжной трассы теперь украсит забор, с колючей проволокой
В целом все так. Только с Легковым вы загнули уж. Подъем Легкова в Пересвете остался. Раньше он назывался подъем Дементьева. А тот, что раньше был имени Легкова тоже остался. Там такой крутяк, что при всем желании ничего не построишь на нем.
Вот только лыжников не очень ждут на подъеме имени Легкова в славном городе Пересвете. Там да, домиков понастроили и ждут теперь состоятельных туристов. В прошлом году все забито было. Так что лыжники со своими грошами там не нужны. Да и Легков, наверное, там уже не нужен.