Беговые лыжи | Новые фото

Елизавета Маслакова: «От цели поехать на Олимпиаду не откажусь никогда. Ждать готова хоть четыре года, хоть восемь»

21-летняя российская лыжница из группы Андрея Нутрихина Елизавета Маслакова стала одним из открытий прошедшего сезона, выиграла чемпионат России в марафоне и заняла третье место в общем зачете Кубка страны. В интервью «РБ Спорт» Маслакова рассказала о своем втором имени, восхищении Терезе Йохауг, олимпийской мечте, билборде в родном городе и победе в гонке, куда ее не успели заявить.

«В команде все зовут меня Маруся»

— Вас называют и Лиза, и Маруся. Когда знакомитесь, каким именем представляетесь?

— Зависит от того, с кем я знакомлюсь. В более официальной обстановке я представляюсь Елизаветой, так как это более привычно. Если атмосфера более дружеская, то говорю, что меня зовут Маруся. Так я сказала, когда пришла в команду. В команде меня все так и зовут.

— Мама была вашим первым тренером. Как она помогает, когда вы вышли на уровень сборной?
— Мама очень сильно помогает в период межсборья и также помогает мне, когда приезжает на соревнования.

— Она оказывает вам больше моральную поддержку?
— Моральную поддержку мне оказывает вся семья, потому что я очень эмоционально от них завишу. Мне в первую очередь всегда нужна моральная поддержка.

— Многие спортсмены сильнее переживают, когда родные и близкие приезжают на соревнования поболеть за них. Вас это, наоборот заводит, и придает дополнительные силы на трассе?
— Как и все остальные, я переживаю, когда семья рядом. Это накладывает ответственность, но и придает мне огромную мотивацию для дополнительной отдачи. Если бы родители постоянно приезжали на соревнования, им было бы сложнее, но они приезжают именно в определенный момент в конце сезона.

«Когда мне было тяжело, тренер учил меня играть на балалайке»

— Как вы оказались в команде Москвы, притом что живете в Ленинградской области?
— Почти до 14 лет я тренировалась с мамой и бегала за Ленинградскую область, но в тот момент в команде не было необходимого финансирования. Мне не могли ничего дать, поэтому было решено попробовать перейти в Питер. Там я была два года у двух разных тренеров. После этого поступило предложение от Москвы. Мы встретились с тренером Николаем Федоровичем Росковым. Все обдумав, решили попробовать. Скоро будет уже шесть лет, как я выступаю за Москву.

— Два года вы уже тренируетесь в группе Андрея Нутрихина. Какая атмосфера в этой команде, которую принято называть молодежной?
— Если говорить об атмосфере, мне там максимально комфортно, хоть там и меняется коллектив каждый год. С девочками ты успеваешь познакомиться, а тренеры остаются неизменны. Именно в этой команде атмосфера создается тренерским штабом и сервисменами. Я не думаю, что где-то еще есть команда с такими эмоциями. Андрей Владимирович - максимально творческий человек, умеет играть на многих музыкальных инструментах. Он столько красок вносит в команду! Когда мне было тяжело, он учил меня играть на укулеле, на балалайке. Я ездила с ними на хоккей. Такие вещи очень помогают, и это все исходит именно от тренеров.

— За два года в этой команде в чем вы стали сильнее как спортсменка?
— В первую очередь я стала взрослее в эмоциональном плане. Внутри меня многое поменялось психологически, что дорогого стоит. Нагрузки у меня остались примерно те же самые, после того как я ушла из Москвы. Подход тренера, помощь врачей, сервиса и атмосфера в команде перевернули все с ног на голову.

— С нового сезона состав вашей команды пополнит Алина Пеклецова, спортсменка, которая уже в юном возрасте стала одной из сильнейших в стране. Как относитесь к конкуренции и возможному лидерству с ее стороны?
— Конкуренция всегда должна быть, и должен быть человек, который тянет всех вперед. Сейчас им может стать Алина. Я всегда была приверженцем индивидуальной работы. Хоть все и тянутся друг за другом, каждая тренировка не должна быть соревнованием. Все должны работать в своем темпе. Не думаю, что это принесет какие-то большие изменения в команде, но, думаю, результат не заставит себя ждать.

«Всегда восхищалась Терезе Йохауг»

— Спортсмены вашего возраста во многих видах спорта не имеют международного опыта. Вы следите за Кубком мира и как воспринимаете происходящее там, если никогда этого не пробовали?
— Я следила за Кубком мира в этом сезоне, но не за всеми стартами. Они часто пересекались с нашими гонками, и у меня просто не хватало на это времени. Сложно сказать, насколько это мне близко. В сборной России я ни разу была на мире, даже по юниоркам не выезжала на границу. Для меня Кубок мира воспринимается как в детстве. Смотришь по телевизору и думаешь: «Вау, как классно!» Это и сейчас кажется событием вселенского масштаба.

— Долгие годы вы восхищались Терезе Йохауг. Как восприняли ее возвращение? Ожидали, что она снова сможет выиграть «Тур де Ски» и вернуться на прежний уровень?
— Всегда восхищалась этим человеком. Она для меня просто нечто. Сейчас Терезе снова доказала свою мощь, вернувшись после того как стала мамой, приняла решение уйти и отдыхать окончательно. Показывать результат после такого говорит о том, что она не столько физически, сколько психологически сильный человек. Отречься от всего и вернуться обратно — невероятно.

— Прошедший сезон стал для вас прорывным: первая победа, золото чемпионата России, третье место в общем зачете. Вы обрели ту стабильность, о которой мечтали раньше?
— Наверное, уже можно так говорить, но все равно в сезоне были периоды, когда у меня наблюдались спады. Мы пока все еще в обсуждениях с тренером, почему у меня так происходит. Это было заметно и на чемпионате России в Казани, и в конце сезона. Есть моменты, над которыми хочется работать.

— Победа на чемпионате России в классическом марафоне насколько вас удивила?
— Это было очень неожиданно. Маленькая мечта сбылась. Я после финиша говорила, что не осознала еще этого и, наверное, уже не осознаю. До сих пор ко мне подходят с поздравлениями, а у меня нет четкого понимания, что это было. Видимо, настолько я была рада, что это привело меня в шок, который длится до сих пор.

«Когда меня не заявили на чемпионат России, началась паника»

— Вы вообще могли не побежать эту гонку, потому что была проблема с заявкой от региона. Расскажите подробнее, что тогда случилось?
— Вечером перед стартом мне позвонила мама, когда выложили стартовые протоколы, и сказала: «Ты в итоге все-таки не побежишь?» У меня были мысли отказаться от старта, но в итоге решила побежать. Как я узнала об этом, началась паника и я стала всем звонить и спрашивать, как так получилось. Мы созвонились и с Николаем Федоровичем Росковым, со всей командой Москвы. Андрей Владимирович Нутрихин тоже был на связи. Как я поняла, была ситуация, что мои документы, которые нужно было подать на заявку, увезли из Сыктывкара в другой город. Естественно, без них заявить меня не могли. В момент проведения мандатной комиссии меня никто не предупредил. Так как узнала об этом вечером, все решалось через Елену Валерьевну Вяльбе. Большое ей спасибо, что пошла навстречу и мне все помогли. После такого очень сложно выходить на старт. На тебе лежит дополнительная ответственность за это. Значит, надо показать то, ради чего они это делали.

— Вам пошла на пользу эта история перед стартом, в котором изначально сомневались?
— Да, и она добавила мне дополнительного мандража.

— Судя по этой гонке, 50 км для женщин все еще terra incognita. Спортсменки побаиваются столь длинной дистанции, идут в невысоком темпе и осторожно доезжают до финиша с небольшими отрывами. Как это выглядело изнутри?
— У нас были определенные протяжки, что видно по тому, как рассеивалась группа. Темпом руководили более опытные лыжницы. Это не первый 50-километровый марафон для нас. В конце сезона постоянно бегали 50 км в Апатитах. В финишной группе только у меня это был первый подобный опыт. С учетом того что я долго выбиралась из глубины с последним номером, просто отсиживалась сзади. Потом мне много за это наговорили диванные критики, но такой был у меня план. Мне нельзя было рисковать, а остальные менялись во главе пелотона. У них был свой план, и они не так сильно боялись, как я.

— Как у вас получилось выиграть финишный спурт? Это ваша сильная сторона? Сыграла роль правильная тактика или больше соперниц сохранили сил?
— В классике у меня финишная часть действительно сильная сторона и то, в чем я уверена. Это никак не относится к спринтам, потому что, чтобы выдать такой финиш, мне нужно хорошо изморить своих соперников. Видимо, те 49 км до финиша их сильно вымотали, больше, чем меня. Это получилось на каком-то адреналине. Я не думала о том, что надо убегать или делать что-то еще. Была уверена, что все сейчас пойдут таким темпом, и включилась первая. Думала, что те, кто позади, тоже включатся и меня догонят, поэтому до самой финишной черты не было никакого понимания, что я делаю и зачем.

«Норвежцы говорят о нас то, что им указывают»

— В Кингисеппе разместили большой билборд с указанием ваших достижений. С вами это согласовали или это стало сюрпризом?
— Мне писали еще осенью о том, что есть такая идея. У нас в городе всплывает очень много идей, но они редко реализовываются. Я не придала этому значения, но скинула по просьбе несколько фотографий, и на этом все затихло. После этого я приезжала несколько раз домой, и ничего не было. Когда я приехала домой на Новый год после соревнований в Кирово-Чепецке, мы с родителями заехали в магазин. Я заметила, что люди показывают на меня пальцем и что-то обсуждают.

— Вы догадались?
— Сразу вспомнила обсуждение этого билборда и спросила родителей: «А его повесили или нет?» По их реакции поняла, что они сильно расстроились. Они хотели сделать сюрприз и на машине проехать мимо, чтобы я его увидела. Я ответила, что надо предупреждать, а то мне страшно стало, что люди уже узнают. Потом мы посмотрели его в городе. Была неимоверная радость. Это было не где-то на окраине, а почти в центре. Потом у меня все кроссовые тренировки проходили в этой части города. Хотелось порадовать в очередной раз глаз. Точно так же я расстроилась, когда его сняли. Горю не было предела.

— С покорением новых вершин он может вернуться в новом качестве. Какие цели для этого хотите достичь в новом сезоне?
— В первую очередь поддерживать стабильность. По точным целям мы поговорим с Андреем Владимировичем на первом сборе, но пока даже не думала и не смотрела календарь.

— У вас есть татуировка с олимпийскими кольцами. Вы мечтаете оказаться уже на Олимпиаде в Италии или для вас не будет катастрофой подождать еще четыре года, если туда не получится попасть?
— Ждать готова хоть четыре года, хоть восемь. Сколько угодно, лишь бы туда поехать. От цели не откажусь никогда. Где-то внутри живет осознание того, что могут допустить и вдруг поеду именно я. Глубоко в душе живет это «а вдруг», периодически всплывает - и на душе становится легче. Вот ради чего я и работаю.

— Недавно ведущие норвежские лыжники Йоханнес Клэбо, Эрик Вальнес и Харальд Амундсен высказались против допуска российских коллег до международных стартов и Олимпийских игр. Как относитесь к таким высказываниям? Вас обижает, когда иностранцы примешивают в спорт политику?
— Не обижает. Мне кажется, что это идет не от них. Все спортсмены в первую очередь состоят в сборных, у них есть руководители, люди, которые стоят сверху и дают указания, что говорить, а что не говорить. Далеко не все имеют право собственного голоса, поэтому остро реагировать на эти слова не имеет смысла.

— Тем более альтернативной точки зрения там никто не высказывает.
— Именно так.

«Научилась правильно бить, чтобы все оставались живы и здоровы»

— В этом году вы провели отпуск в Абхазии. Какие остались впечатления от этой страны?
— Абхазия для меня — место моей души. Я никогда не стремилась отдыхать где-то на море, чтобы было жарко. Я все равно буду ходить в какие-то походы, где-то таскаться, а такого, чтобы я легла и лежала, точно не будет. В том году мы были в Сочи и случайно съездили на один день в Абхазию. Мне настолько понравилось там, что решила вернуться туда в любом случае. Там природа и атмосфера настолько тихие и комфортные, что это место ни на что бы не променяла.

— Там вы записали влог. Что заставляет вас не просто наслаждаться отдыхом, а заниматься в отпуске такой кропотливой работой?
— Когда я была маленькой, очень любила записывать видео и выкладывать их на своем YouТube-канале. Чаще делала это с соревнований или со сборов. Сейчас я понимаю, что на соревнованиях и сборах у меня не хватит времени и сил и меня это будет только отвлекать. Камеру я туда даже не беру, но какие-то межсборья и моменты отдыха хочется снимать. Чаще всего люди, которые тобой интересуются, не видят моменты тренировочного процесса и не понимают, как это устроено, а как спортсмен проводит свое межсборье, мало кто показывает. Поэтому я решила попробовать. Не знаю, нравится ли это людям. Главное, что это нравится мне.

— Откуда возник интерес к занятиям единоборствами? У вас есть какие-то навыки или опыт тренировок?
— Навыков у меня никаких не было до того, как я не сказала об этом Андрею Владимировичу. Мы с ним боксировали в Казани. Он мне помог и научил некоторым моментам. Я стала правильно наносить удар, чтобы это не приносило мне вреда. Я достаточно эмоциональна, и мои эмоции мне нужно куда-то выплескивать. Тренировок мне недостаточно, поэтому надо либо покричать, либо что-то побить, поэтому уж лучше я научусь правильно бить так, чтобы все после этого остались живы и здоровы и были целы мои руки, которые мне еще пригодятся.

— Вы имеете в виду выпускать пар на груше и на лапах, а не на товарищах по команде?
— Можно сказать и так.

— Соревнования по боксу и ММА любите смотреть?
— Нет. Никогда не интересовалась единоборствами как профессиональным видом спорта. Смотреть их меня не привлекает.


Состав сборной России по лыжным гонкам на сезон 2025/2026

22 4795 Андрей Краснов 13.05.2025 10:53
Рейтинг: +10 +14 -4

Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.

13.05.2025 12:05
Правильно, цель каждого профессионального спортсмена!  
Ссылка Рейтинг: +2 +7 -5
10 Ain 496
14.05.2025 14:43
Никто, конечно же, на олимпиаду не поедет.  
Ссылка Рейтинг: +4 +6 -2
14.05.2025 15:21
.....Мне кажется, что это идет не от них. Все спортсмены в первую очередь состоят в сборных, у них есть руководители, люди, которые стоят сверху и дают указания, что говорить, а что не говорить. Далеко не все имеют право собственного голоса, поэтому остро реагировать на эти слова не имеет смысла....
Для информации: Если бы я, как главный тренер сборной Австралии, "посоветовал" кому нибудь из моих спортсменов как отвечать на например опрос, организованный ФИС по поводу участия российских лыжников в гонках Кубка Мира , то меня бы убрали с позиции даже не дожидаясь окончания сезона.... Такая же ситуация и в большинстве основных команд
Свобода слова и выражения мыслей - необсуждаемо и при нарушении прав и создания давления на спортсменов  наказывается очень строго.  
Ссылка Рейтинг: +25 +26 -1
14.05.2025 16:26
Алексей  привет.
Спасибо, что прокомментировал (это правильно), но что ты хочешь от молоденькой девчонки,  которая никогда не видела  "собственного мнения". Возможно - заблуждается искренне,  возможно просто боится (выскажет мнение отличное от официально одобренного,  и тю-тю её спортивной и не только карьеры).
Такие времена настали.
Ссылка Рейтинг: +8 +11 -3
 Мне кажется, что это идет не от них
А я, находясь в России, уверен, что это искреннее мнение.

Спортсмены Новой Зеландии мечтают попасть на Олимпиаду? Уверен, что мечтают.

А почему об этом не могут мечтать российские спортсмены, которые значительно сильнее новозеландских, и которые не очень понятно, как причастны к текущей геополитической ситуации, кроме цвета паспорта? Или у вс есть лично какие-то претензии и обвинения Маслаковой?
Ссылка Рейтинг: +6 +12 -6
14.05.2025 18:21
не очень понятно, как причастны к текущей геополитической ситуации, кроме цвета паспорта?
Виталий, а где начинается та грань, где понятно, как причастны? Ну с президентом точно понятно, а дальше вниз? Ведь нет такой четкой границы-то, формально, кроме возраста, позволяющего участвовать в выборах.
Ссылка Рейтинг: +3 +5 -2
2Алексей Жилин

Если я вас правильно понял, то вы сами не знаете, где эта грань.

А соотвественно, вас не удивляет, что спортсмены 20+ лет могут мечтать об Олимпиаде и высказывать свое мнение по этому поводу, а не что это якобы указка сверху.
Ссылка Рейтинг: +3 +8 -5
14.05.2025 20:03
Мне кажется, что это идет не от них. Все спортсмены в первую очередь состоят в сборных, у них есть руководители, люди, которые стоят сверху и дают указания
Это же проекция своего мышления на других :) Из этой же серии: допинг все употребляют, из корыстных побуждений не хотят видеть на КМ Большунова, календарь под Клэбо, все норвежцы работают на Клэбо и т.д.
Ссылка Рейтинг: +8 +11 -3
01 Kena 47
14.05.2025 20:47
Наверное, это проекция даже не мышления  Маруси, а взаимоотношений в  команде, раскрытая так безхитростно.
Ссылка Рейтинг: +1 +3 -2
14.05.2025 21:59
Если я вас правильно понял, то вы сами не знаете, где эта грань.
Да, это так.
вас не удивляет, что спортсмены 20+ лет могут мечтать об Олимпиаде и высказывать свое мнение по этому поводу, а не что это якобы указка сверху.
Извините, ничего не понял. Я темы "указки" вообще не касался.
Ссылка Рейтинг: +3 +4 -1
Виталик Чекаленко 1918 14.05.2025 18:10
Виталий, прошу прощения - у меня сложилось впечатление, что Вы неверно поняли слова "это идет не от них".
Алексей этим начал свой комментарий, никак не показав, что это прямая цитата героини интервью - а между тем слова принадлежат Елизавете, и вот с этим ее мнением о норвежцах он спорит.
Ссылка Рейтинг: +3 +4 -1
Да конечно Виталик все перепутал, наверное потому что интервью не читал, а сразу перешел к комментированию комментариев, что никому из нас не чуждо.
Однако фразой
российские спортсмены... ...не очень понятно, как причастны к текущей геополитической ситуации, кроме цвета паспорта?
он обнаружил не меньшую, а то и большую (с учетом большего и по умолчанию более осознанного возраста по сравнению с Лизой-Марусей) степень индоктринирования постулатами телевизора/яндекса, что характеризует его как не склонного к анализу и рефлексии догматика, ценного гражданина российского общества на пути строительства суверенной демократии на базе традиционных ценностей.
Ссылка Рейтинг: +1 +10 -9
Да, Виталик неверно понял Алексея - видимо, не прочел само интервью Маруси... У Алексея - цитата из интервью, ее прямая речь - но не о себе, а о норвежцах. Мол, они не имеют своего мнения, говорят, что им велят сверху.
Девушка симпатичная, интервью живое - но вот как раз НАШЕМУ журналисту, уважаемому г-ну Круглову (а вовсе не норвежцам) сверху-то и сказали, без чего это интервью обойтись не может: без обвинений норвежцев в русофобии и без обязательного подтверждения этой дикой мысли спортсменкой. Такой вставной номер от "журналиста", как в сов. книгах по геологии или медицине обязательно надо было упомянуть в предисловии решающий вклад КПСС и лично Владимира Ильича Ленина.
Самое забавное (и грустное) - в том, что Маруся пыталась (как ей казалось)... защитить гонщиков норвежских (включая любимую Йохауг): мол, они же СПОРТСМЕНЫ, у них мнения и мозгов нет, только тренировки, повторяют с чужого голоса...
Смешно и грустно. Но - такова реальность: Маруся свято уверена, что она не оскорбляет взрослых людей, а защищает их таким образом. Ведь сама она именно так и живет, и считает это нормой.  
Ссылка Рейтинг: +6 +16 -10
15.05.2025 05:39
Комментарий получил рейтинг и скрыт читателями.Всё-таки прочитать
Ссылка Рейтинг: -10 +5 -15
15.05.2025 09:24
Особенно Большунову
Уверен, что по этой причине его лицо на всем известном митинге излучало столько энтузиазма. Он ведь сам пришел, не виноватая я.  
Ссылка Рейтинг: +6 +11 -5
Девушка молодец. Очень корректно ответила на явно провокационный вопрос журналиста о якобы (может и не было такого) русофобских высказываниях норвежских лыжников. Не обижая ни журналиста, ни норвежцев. И не принижая собственного достоинства.
А ведь могла бы по-пацански, как в любимых ей единоборствах,  отмахнуться короткой молитвой иезуитов, пропагандируемой   Энтони Хопкинсом: "Ну и хер с ними". ;)
Ссылка Рейтинг: -1 +8 -9
15.05.2025 11:12
Комментарий получил рейтинг и скрыт читателями.Всё-таки прочитать
Ссылка Рейтинг: -12 0 -12
15.05.2025 11:25
Если на 360, то значит все верно делает, действительно умный человек.
Ссылка Рейтинг: -1 +4 -5
он обнаружил не меньшую, а то и большую (с учетом большего и по умолчанию более осознанного возраста по сравнению с Лизой-Марусей) степень индоктринирования постулатами телевизора/яндекса, что характеризует его как не склонного к анализу и рефлексии догматика, ценного гражданина российского общества на пути строительства суверенной демократии на базе традиционных ценностей

Батенька, а вы не много на себя берёте? Делая такие заключения обо мне?

1. 90% всей информации о войне (насколько я знаю, даже наш президент на праздниках в своем заявлении использовал именно это определение) я беру из украинских новостных каналов. Телевизор не смотрю с марта 2020 года.
Что вы на это ответите по поводу своего высказывания и меня? Кажется, уже что-то не сходится?

2. Я как бы понимаю причины отстранения. Но есть важная деталь - я наблюдатель со стороны за этим отстранением. Поэтому у меня значительно меньше эмоций, меня лично отстранение российских спортсменов никак не касается, поэтому мне отстранение понятно.

3. Маслакова в данном случае не наблюдатель, а конкретный пострадавший. И ставя себя на её место и в ее возраст, я прекрасно понимаю, что я бы так же надеялся на попадание на Олимпиаду.

4. И да, действительно, я интервью не читал ни тогда, ни сейчас. Был уверен, что первый комментарий касался именно заявления об участие в Олимпийских играх.И я искренне считаю,  что спортсмены имеют право об этом мечтать. Тем более, что как показывает практика, немного российских спортсменов в Милан допускают: криво, косо, с гигантскими вопросами и без ответов на них, но допускают. А такие допуски дают надежды всем остальным спортсменам, мечтающим об ОИ.

После прочтения комментариев, допускаю, что общий фон интервью может быть совсем не такой, как мне представляется. И если это действительно так, то, наверное, комментарий товарища Соцкова более уместен, чем он мне виделся.
Ссылка Рейтинг: -6 +4 -10
15.05.2025 15:50
Виталий, вы всё-же прочтите само интервью.
А то ввязались в бой ну и выглядите не лучшим образом.
Если некогда, то в двух словах:
Маруся (ни кого не оскорблял, со слов Соловова), назвала норгов говорящим попугайчиками исполняющим волю начальства. Алексей Соцков ответил ,что это абсолютно исключено. ВСЁ!!! Вы же начали что-то доказать и рассказывать, ну совсем не в контексте.
Ссылка Рейтинг: +6 +10 -4
ставлю минус Алексею Ильвовскому за либеральный либерализм
Иван, спасибо за комплимент! Хотя и не знаю, где там либерализм у меня - но все равно приятно, когда тебя зачисляют в компанию самых приличных людей в стране...
Ссылка Рейтинг: -1 +7 -8
Алексей Ильвовский 26156 15.05.2025 23:46
... Хотя и не знаю, где там либерализм у меня
Позволяешь себе думать самостоятельно и в высказываниях не придерживаться  единственно верного спущенного сверху курса - более, чем достаточно для получения такой характеристики.
Ссылка Рейтинг: -1 +5 -6