Беговые лыжи | Новые фото

- Анатолий Михайлович, замазались? - Да мы в такую погоду никогда и не намазывались! (из интервью с А.М.Чепаловым)

…Так получилось, что именно сегодня я напросился к смазчикам сборной посмотреть, как они готовят перед гонкой лыжи. Виктор Смирнов, Виктор Чуркин, Алексей Прокуроров, Евгений Дуркин, Юрий Бородавко, Александр Воронин, Андрей Бояринов. За отдельным столом колдуют Михаил Сибирцев и Анатолий Чепалов, но вариант смазки ищут все вместе.
По рации постоянно звучит:

- Одиннадцатый лучше третьего. Шестой лучше девятого. Восьмой выигрывает у всех десятку.

Звучащие цифры - это номера тестовых лыж. Десятка – это одна десятая секунды. Море вариантов, кто-то работает над выбором мазей скольжения, кто-то – над мазями держания. Одни – на откаточной горке, другие на трассе - пробуют мази держания. Всё немедленно сообщается по рации в домик, где все данные суммируются, выявляется единственно возможный лучший вариант.

Погода меняется. Все гадают – превратится ли дождь в снег? Прогноз погоды утверждает, что к 10-00 (моменту старта) откуда-то из Франции, из Парижа должна прийти волна холода, которая превратит падающий стеной дождь в снег.

- Они здесь обычно не ошибаются с прогнозами погоды, - мрачно замечает Александр Иванович Воронин. – Значит, придётся на ходу клистеры закрывать полутвёрдыми.

За час до старта они уже не ходят – почти бегают. У всех встревоженные лица. Пробуют клистеры, пробуют спреи, пробуют антиобледенители. Помогает? Нет? Я снимаю издали, к ним – не лезу, понимаю, что им сейчас не до меня, о чём говорят – не слышу. Но хорошо вижу - выражение тревоги с лиц не уходит.

И вот гонка.

- Теперь уже от нас ничего не зависит – теперь только ждать, - замечает Виктор Смирнов.

И мы отправляемся с ним на трассу.

Я думаю, гонку вы видели куда лучше меня. Я успеваю (как и любой из тренеров) побывать на одной, максимум двух точках трассы. Остальное – рация. Потрескивающие хрипящие голоса неумолимо сообщают о всё большем и большем отставании наших девушек от сильнейших сегодня Шмигун, Бьорген, Педерсен, Ноймановой…

И вот, финита ля комедиа… Наши – во второй и третьей десятке. И я отправляюсь буквально через считанные минуты после финиша в вагончик нашей сборной.

У всех – хмурые лица. Все – как бы ненароком, вроде как нечаянно прячут друг от друга глаза. Всем обидно, горько, но особенно – смазчикам. Помните, как их нахваливали Женя Дементьев и Женя Арбузова в день дуатлонов? Но сегодня, увы, – не их день.

А теперь представьте себе, что я вынужден лезть с диктофоном ко всем этим людям, которые, вместо того, чтобы отвечать, с гораздо большим удовольствием послали бы меня к чертям собачьим. Никому говорить не хочется. Но я настойчив, я лезу в душу, и они нехотя выдавливают из себя короткие, отрывистые фразы.

Перед вами – самые первые слова. Самые первые эмоции. Самые первые комментарии.


* * *

Александр ГРУШИН,
Старший тренер СК «Сатурн», тренер Ольги Завьяловой

- Ваши впечатления?


- Впечатление такое, что наши в полном составе… Я не знаю, надо будет сейчас посмотреть, разобраться с работой лыж, потому что проиграла не одна, не две - все четверо проиграли, и при этом довольно много. Откровенно говоря, я сейчас озадачен так, что ответить ничего определённое не могу.

Мне сложно говорить о Куркиной, Барановой, Чепаловой – сами знаете, я с их подготовкой никак не связан. А если говорить о Завьяловой, то мои сомнения по неправильной политике в Канаде, по неправильной политике в Цахкадзоре и в Давосе – похоже оправдались.

- А что именно вы имеете в виду, когда говорите о Канаде, Цахкадзоре, Давосе?

- Когда мы приехали в Канаду, надо было Канаду отрабатывать по полной программе. Я уговаривал Ольгу выйти на «классику», но она побоялась, засомневалась. Я в этой ситуации отошёл в сторону. Хотя я предлагал Ольге набрать в Канаде максимальное количество очков, чтобы к Цахкадзору прийти в наиболее спокойной обстановке. В Цахкадзоре – следующая ошибка. Я понимаю, что мы уже никуда не можем деться от этой проклятой системы отбора, от необходимости стартовать на высоте в 2.000 метров. Первая дистанция прошла, она её выиграла и, в общем, уже была в команде. Я ей предлагал не стартовать на второй дистанции, а вместо этого выйти на старт этапа Кубка мира в Давосе. Она опять отказалась – решает выйти на вторую дистанцию в Цахкадзоре, на Давос не выходит, боясь повторения прошлогоднего сюжета, когда она после побед в Цахкадзоре вышла на этап Кубка мира в Райт им Винкле, выиграла его, а в Оберстдорфе оказалась пустой. Я думаю, Ольга избрала неправильную политику, и сегодняшний день - подтверждение моих слов.

- Александр Алексеевич, но ведь в Цахкадзоре не гонялись ни Баранова, ни Чепалова, ни Медведева… Как вы думаете, может быть, именно эти старты в Цахкадзоре и подкосили её?

- Так я ж вам как раз и объясняю, что подкосили совершенно конкретно (почти кричит, удивляясь моей бестолковости)!!! Она проходила в команду уже после первого старта, я говорил ей – Оля, давай не будем выходить на второй старт, давай выйдем на Давос, но она меня не послушала. И опять мы повторили прошлогоднюю ошибку, во второй раз наступив на одни и те же грабли.

* * *

Анатолий ЧЕПАЛОВ,
Тренер «Chepalova-team», тренер Юлии Чепаловой

- Ну что скажете, Анатолий Михайлович? Замазались?


- Да мы в такую погоду никогда и не намазывались! Не было на моей памяти случая, чтобы в такой дождь мы намазались правильно. Нужны другие технологии. Мы тут пытались в Москве лыжную печку соорудить, но её не успели сделать.

- Какую такую печку? Чтобы лыжи пропитывать парафином, греть, что ли?

- Не только греть, но и вакуум создавать. Я думаю, что мы во всех этих вопросах сильно отстаём от конкурентов.

- Вы говорите, что мы отстали по технологиям. А что значит – отстали? Мы же работаем со «Swix», со «Start», с «Briko», «Tоко»…

- Но кроме этих фирм есть ещё люди, которые работают в своих лабораториях, в командах, то есть люди находят варианты, и никогда их, естественно, не продадут. Тут мы от них отстали. Конечно, кое-где мы их ещё обгоняем, но в этой области – отстаём.

- А в чём конкретно отстаём – в структурах, в эмульсии?

- Это надо анализировать, это всё не так просто.

- То есть вы хотите сказать, Анатолий Михайлович, что это не функциональный залёт? Например, если не принимать во внимание аспект смазки - вы Юлиным выступлением сегодня довольны?

- Сегодня она бежала довольно-таки нормально. Но при таком скольжении шансов у неё никаких не было.

- Как считаете, теперь состав эстафеты уже определен?

- Я думаю, что вряд ли у нас есть возможность и необходимость перетасовывать после этой гонки состав эстафеты. Состав определен, и я не думаю, что сегодня кто-то пробежал бы сильнее их.

- Но кто всё-таки побежит в женской эстафете? Назовите, пожалуйста, фамилии.

- Медведева, Завьялова, Чепалова и… Не знаю. Сейчас уже наверное, можно Баранову будет поставить.

- А Куркина сегодня обыграла Завьялову…

- Бывает такое, что ж. Но это ж не значит, что по одному старту надо судить.

- То есть всё-таки Завьялова?

- Я думаю, что Завьялова останется.


* * *

Андрей БОЯРИНОВ,
тренер спортивного клуба «Сатурн», личный тренер Ольги Завьяловой

- Ваши впечатления? Все девочки – за пределами первой десятки.


- Значит, так готовы… Значит, классический стиль у нас сейчас – далеко не лучший.

- А может быть, смазка?

- Нет. Я не могу сказать, что это смазка. Думаю, так на сегодняшний день готова команда именно в классических дисциплинах.

- Чепалов высказал прямо противоположное суждение – он считает, что это смазочный залёт.

- А я так не считаю. Я считаю, что именно таково сегодня состояние наших классисток.

- Расстроены?

- Расстроен, конечно. Что же мне теперь – танцевать?


* * *

Николай ЛОПУХОВ,
старший тренер женской сборной России, тренер Натальи Барановой и Ларисы Куркиной


- Очень сложные впечатления, я ещё не разговаривал ни со спортсменками, ни со специалистами по смазке. Или работоспособность очень низкая, или подготовка лыж. Слишком большие проигрыши… Возможно, и то, и другое. Мне сейчас трудно сказать что-то определённое, давайте поговорим чуть позже?

* * *

Виктор СМИРНОВ,
руководитель бригады смазчиков

- Ну что сегодня со смазкой, с лыжами?


- Все девочки говорят, что смазка нормальная, но сам подбор лыж… Похоже, промахнулись со структурой.

- Со структурой?!?

- Ну, не промахнулись… Но у нас просто не было возможности оттестировать лыжи в такую погоду. Сегодня первый день, когда идёт дождь, до этого стояли морозы. Вчера тестировали лыжи, всё было нормально. Но за ночь и утро погода радикальным образом переменилась.

- И всё же не расстраивайтесь так сильно - мы помним, как нахваливали лыжи и Женя Дементьев, и Женя Арбузова. Желаем вам, чтобы этот «залёт» был последним на этой Олимпиаде.

- Вашими бы устами…

* * *

Алексей ПРОКУРОРОВ,
второй тренер мужской сборной России (в этот день – один из бригады смазчиков)

- Как вы оцениваете сегодняшнюю смазку?


- Не знаю, надо спросить у спортсменок, но мне со стороны казалось, что сегодня у нас был не самый лучший вариант смазки.

- Я сейчас переговорил с Чепаловым и Бояриновым – они высказали две прямо противоположные точки зрения – один считает, что речь идёт о сугубо смазочном «залёте», а Бояринов считает, что таково сегодняшнее функциональное состояние наших девушек. Ваше мнение?

- Я думаю, что смазка была не идеальной, но и по работоспособности было видно, что наши девочки сегодня не лучшие. Шмигун, две норвежки поактивнее шли по трассе. Движения были поактивнее. Я думаю, что всё вместе сработало – и смазка, и работоспособность.

- Как вы считаете, мы отстаём по технологиям смазки, по каким-то секретам от тех же норвежцев, эстонцев?

- Нет, не думаю.

- Одни и те же материалы, одни и те же технологии?

- Совершенно верно – одни и те же материалы, одни и те же технологии. Сегодня не сработали в поиске лучшего варианта, не нашли этот вариант. Думаю, дело в этом.

* * *

Наталья БАРАНОВА

- ВЫ сегодня были лучшей из российских спортсменок. Вас можно поздравить?


- Нет. Не с чем поздравлять.

- Вы собою недовольны?

- Да, недовольна.

- А как сегодня самочувствие?

- Самочувствие, в принципе, нормальное, но с лыжами была проблема – на подъёмах лыжи держали, но со спусков очень плохо ехали. Потому что на первом участке в 2,5 километра я уже проигрывала около 20 секунд. Причём заметила, что 15 из этих 20 секунд проиграла на спусковой части дистанции.

- Функционально чувствовали себя нормально?

- Да, функционально я довольна своим состоянием, но не повезло со смазкой.

- У вас была возможность по ходу гонки сравниться в скольжении лыж с кем-то из соперниц?

- Да, передо мной шла Малахова-Шишкина, и на равнине и спусках она от меня уезжала. В подъёмы я её догоняла, а спускались со спусков – она от меня снова уезжала. В итоге я ей проиграла секунд 7. Хотя после последнего подъёма она была рядышком, я начала её доставать.

- Вы уже знаете – бежите ли вы эстафету?

- Я надеюсь на это – сегодня я показала лучший среди наших результат в классике, поэтому я надеюсь, что на классический этап я должна пройти. Хотя – всё может быть.

* * *

Ольга ЗАВЬЯЛОВА:

- Мне совершенно нечего вам сказать.

- Как лыжи сегодня работали?

- Нормально, сама не работала.

- Сами не готовы?

- Да.

- Ну хорошо, не готова Завьялова, а что же с остальными девочками?

- Да ничего, так получилось.

- Но вы как себя сегодня чувствовали?

- Да нормально чувствовала. Так, в конце не хватило немного. Вот и всё.

- Может быть, зря в Цахкадзоре две гонки бежали?

- Да не знаю я, этот вопрос не ко мне.
22 2190 Иван Исаев 16.02.2006 17:55
Рейтинг: 0 0 0

Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.

16.02.2006 18:08
Не, ей богу, это матрица. Мы все в матрице...  
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
16.02.2006 18:12
Не раскисать! Нет спортсменов которые не проигрывают. Забыть как страшный сон. Это не последняя гонка.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
ППКС Сергея Мишина!
Не унывать!!!
Ивану - огромное спасибо!
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
16.02.2006 18:36
То что проигрывали на спусках-однозначно.
Это было видно даже из трансляции.
Но и в подъемы девчонки как-то вяло работали по сравнению с лидерами.
Так что даже в случае удачной смазки,наши места были бы в конце десятки. УВЫ!
Но очень хочется еще пережить
золотой финиш России!
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
16.02.2006 18:50
Иван Иванович, спасибо Вам за МЕГАоперативность! Все просто "отдыхают"...
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
16.02.2006 19:12
Это СПОРТ. Это холодный дождь на трассе  и душ для всей команды. Нельзя из этой гонки делать трагедию. С горяча легче всего свалить на что-то, кого-то…
Спокойно, честно, нужно сделать выводы.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
16.02.2006 19:34
Анатолий ЧЕПАЛОВ:
«Да мы в такую погоду никогда и не намазывались! Не было на моей памяти случая, чтобы в такой дождь мы намазались правильно».

Более чем спорное утверждение знаменитого тренера. В Солт-Лейк-Сити на 30-ке классикой, помнится, всё хлюпало и текло. И тем не менее… Вот выдержка из интернет-новостей 2002 г. о тех событиях:
«Уже на первой отсечке 2 км. Лариса Лазутина опережала свою ближайшую преследовательницу норвежку Аниту Моен на 10 секунд. Вскоре Лариса догнала и обогнала олимпийскую чемпионку норвежку Бенту Скари, стартовавшую на минуту раньше ее и стала постепенно наращивать свое преимущество…»

1. Лариса Лазутина (Россия) 1.29.09.0
2. Габриела Паруцци (Италия) 1.30.57.1 (+ 1 мин, 48 сек)
3. Стефания Бельмондо (Италия) 1.31.01.6 (+1 мин, 52 сек)
4. Ольга Данилова (Россия) 1.33.44.1  (+4 мин, 35 сек)
11. Юлия Чепалова (Россия) 1.35.37.4 (+6 мин, 26 сек)
21. Ольга Завьялова (Россия) 1.37.47.4 (+8 мин, 36 сек).

Тут вспоминается все та же пословица о танцоре, которому штаны мешают.
Судя по той 30-ке, можно, конечно, говорить, что норвежки не попали в мазь, а итальянки попали. Но вот почему вся команда России проиграла Лазутиной от 4,5 до 8,5 минут, если работала одна команда смазчиков? Ответ очевиден: Лазутина великий специалист этого вида и этой дистанции; кроме того она на тот момент не имела золота, а Чепалова и Данилова его уж завоевали; ей позарез нужна была победа, и она достигла ее. Вывод: от смазки зависят нюансы, а основа – техника и воля к победе. Бьерген сегодня полубольная чуть не выиграла. И что-то я не припомню, чтобы Чепалова жаловалась на смазку в коньке, где она специалист.
Нет, друзья, с уходом Лазутиной и Даниловой ушла и традиция, что тянулась от Кулаковой и Сметаниной, утратилась техника. Даже Чепалова тогда гораздо лучше бегала классику, чем нынче. Ведь было у кого подсмотреть. Она даже Скари побеждала, и в Солт-Лейк-Сити третьей была на 10-ке. А теперь? Это же стыд и срам, когда гонщица такого класса занимает места в третьем десятке.
В такую погоду, как сегодня, обостряются все технические изъяны, поэтому и разрывы возрастают неимоверно. Но если ты выдающийся классик, каким была Лазутина, то никакие капризы погоды тебе не страшны.

А теперь с эстафетой надо крепко подумать тренерам. Норвежцы-то могут сделать ход конем: поставить на 1-2 этапы Бьерген и Педерсен и создать такие отрывы, которые никогда не отыграешь коньком. То же и финки могут проделать. Практика женских скидуатлонов и эстафет показывает, что отрывы, созданные в классике, не компенсируются. 5 км для сегодняшних лыж детская дистанция, разрыв в 30 секунд любой спринтер удержит.
Короче говоря, всё очень тревожно, а времени мало. Надо ставить все-таки Завьялову, она умрет, но будет терпеть. А вот в Барановой я не уверен. Чепалову же надо определять на третий этап, где можно еще что-то спасти; на четвертом может быть уже поздно.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Скорей всего проблема комплексная.Лично я согласен с Бояриновым.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
16.02.2006 19:50
 Я считаю, что эстафету должна бежать не Баранова, а Рочева. На этапе КМ в Италии Рочева отлично пробежала первый этап и создала небольшой отрыв. А по поводу Барановой - вспомните Чм-2005, где наша команда проволилась, благодаря второму этапу, где бежала Баранова. Тогда Куркина создала большой отрыв, а Баранова все растеряля. И тоже самое на этапе КМ в Италии, где Баранова просто не могла конкурировать с соперницами на своем этапе. По моему мнению наша женская эстафета должна выглядеть так: 1. Рочева, 2.Завьялова, 3.Чепалова, 4.Медведева.  
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
16.02.2006 19:58
Михаил Сотников:
Вывод: от смазки зависят нюансы, а основа – техника и воля к победе.

Михаил,Вы ,извините,наверное,профессионально
не гонялись.
В профессиональном спорте как раз все решают нюансы.В каждой гонке на победу претендует добрый десяток человек.
А выигрывает тот,у кого эти нюансы сошлись в яблочко.
А смазку я бы вообще не называл нюансом.
Это одна из главных составляющих успеха в лыжных гонках.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
16.02.2006 19:58
Сотников. Вы батенька еще Мюлега вспомните как он масс-старт прошел. Ответ один допинг. Чепалова проиграла тогда даи боже.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
16.02.2006 20:04
 Согласен с Сергеем Романовым по составу эстафеты. Юлю - на 3-й этап.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
16.02.2006 20:19
Да нет от смазки зависит много, пример Нагано 15 км классикой Б.Дели сколько проиграл по почти такой же погоде.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
А я бы состав определил так:Рочева, Медведева,Завьялова,Чепалова.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
16.02.2006 21:16
Как же можно ставить Медведеву на коньковый этап? А Чепалова была одной из лучших в коньковой части дуатлона. И есть великолепный забойщик Сидько
Состав: Сидько, Завьялова, Медведева, Чепалова - можно Медведеву с Чепаловой поменять местами. Медведева показала себя великолепным финишером в дуатлоне
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
16.02.2006 21:18
Опечатка - имел в виду не на коньковый этап
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
16.02.2006 22:04
ха это просто смешно читать,все только стрелки переводят...
Чепалов то тоже молодец: "мы отстали,у нас нет того, у нас нет сего" - тогда надо сидеть дома а не на олимпиаду ехать.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
16.02.2006 22:32
Сергею Романову:
1. "А по поводу Барановой - вспомните Чм-2005, где наша команда проволилась, благодаря второму этапу, где бежала Баранова. Тогда Куркина создала большой отрыв, а Баранова все растеряля."
- Во-первых, Наталья на своем этапе начала увеличивать отрыв, но потом начался снегопад, а что такое торить лыжню, я думаю знает каждый лыжник (и как тебя сзади при этом накатывают), а во-вторых она все-таки первая передала эстафету и провалом это никак не назовешь.
2. "И тоже самое на этапе КМ в Италии, где Баранова просто не могла конкурировать с соперницами на своем этапе."
-  Этот этап КМ был уже давно, где Наталья бежала после травмы. Сейчас она в гораздо лучшей физической форме и сегодняшняя гонка это показала.
А бойцовского характера ей не занимать. И в эстафете она уж точно не ослабит команду.

Ссылка Рейтинг: 0 0 0
16.02.2006 22:35
Juri karjagin-у:

По Вашей логике, в Солт-Лейке вслед за Лазутиной должна была финишировать Данилова, попавшаяся на том же препарате, а не чистая и безгрешная Паруци. Но Данилова отстала на 4,5 минуты. Вообще смешно про допинг читать в современном спорте. Неужели кто-нибудь верит, что те, кто не попадается, абсолютно чисты? Просто они принимают препараты не внесенные в реестр запрещенных. У кого медицина круче, тот не попадается. Давно ли немцев ловили? Что-то не вспомню даже. Пылева, когда бегала быстро, - не попадалась. А как стала Глагов проигрывать в скорости – словили. Смешно, ей Богу, наблюдать за таким лицемерием.

Юрий М.:

Я имел в виду «нюансы» потому, что это не соревнование любителей с профи. И в России и в Норвегии работают высококлассные специалисты. Если кто-то на 0,3 процента промахивается – то это «нюанс». А если вся команда проваливает гонку с отставанием в 1,5-2,5 минуты, то это не «нюанс», а слабость гонщиков. Или тренеров. Это уж как кому угодно понимать.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Михаилу Сотникову. Приходилось ли Вам  когда-нибудь соревновались а лыжных гонках на "стоячих" лыжах. Затраты мышечной энергии вырастают, мотивация на нуле - ведь уже ясно что даже в десятку не попадаешь, сила воли,- да хоть ты тресни, если лыжи не катят выиграть сможет только ЗМС у перворазрядника, и то ещё вопрос. Поэтому никакого срама и позора я в этом не вижу. По поводу техники. Эта такая категория сложная. С одной стороны хорошая техника (т.е. классическая классика) позволяет экономно расходовать силы. И Вы совершенно правы - Лазутина выглядела на классике великолепно, и Люба Егорова и Оля Данилова тоже. Но с другой стороны та же Елена Вяльбе не блистала выверенной техникой и бежала порой "голова-ноги", но выигрывала. Возможно потому, что это была именно её техника. То есть её очевидно учили бегать правильно,но натура, привычка и организм взяли своё. А как бегают некоторые немцы? Столбиком, ручонками дёргают коротко, а как итальянцы иногда семенят? Но! Выигрывают при этом порой частенько у  наших классиков.То есть в заключении хочу подчеркнуть: если лыжи стоят, ни техника, ни воля к победе не помогут.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
17.02.2006 02:31
Да, Михаил, вы мне всё хотите доказать что-то про допинг у всех, да может быть выправы, но не пойман не вор ну и всякая прочая дребедень... Видите ли ведь Лазутина проиграла Даниловой на преследовании и что теперь, может у Даниловой не выбралась хорошая лыжа, а может почуствовала беду и не понеслась. Я скажу так на классике всегда больше сюрпризов чем на вольных дистанциях сегодняшняя гонка доказательство три росииянки проиграли китаянке на трассе, в коньке такаго не бывает.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Обратите внимание на каких лыжах бежали победители: Шмигун- фишки лимонки 2002 года, Бьорген,вообще на фишках-кобрах 2000, значит новые не лучше на эту погоду? После финиша,естественно,дефилировали со карбонлайтами.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0