Беговые лыжи | Новые фото

Юрий Каминский: "Командный спринт вполне может остаться за Россией"

Со старшим тренером спринтерской сборной России я намеревался поговорить в первую очередь о Никите Крюкове, занявшем в первый день турнира обидное 4-е место в состязаниях спринтеров, и командном спринте, который пройдет в воскресенье. Однако беседа неожиданно повернула в куда более глубокое русло.

ПОСЛЕ ОЛИМПИАДЫ ТРЕБУЕТСЯ ВРЕМЯ, ЧТОБЫ ОБРЕСТИ МОТИВАЦИЮ

– Сколько раз прокручивали в голове спринтерский финал?

– Делать это на эмоциях не имеет смысла. Одного раза хватило. Думаю, что часть своей золотой медали Нортуг должен отпилить Никите. На первом подъеме Крюков сделал непонятный переход с одной лыжни на другую, тем самым дав возможность протиснуться Петтеру вперед. Закрой он его тогда, все было бы иначе. А в итоге прикрыли Никиту.

– Держа в голове умение Крюкова финишировать, до последнего рассчитывали на медаль?

– Выходя на заключительную прямую с пятого места, рассчитывать на чудо довольно сложно. Хотя Никита, как мне кажется, на финише показал лучшее время. За ним – канадец Харви.

– Крюков сказал, что из-за физиологии его скорость лимитирована. Руки могут работать быстрее, чем ноги. Расшифруете?

– В данном случае я с ним категорически не согласен. Это только его ощущения. На самом деле он просто стал поздно толкаться. Этот недостаток в этом сезоне мы так и не сумели преодолеть. А на фоне усталости отталкивание еще больше замедлилось. Не буду спорить, что у Никиты ноги послабее. Но в спринте он мог компенсировать это работой рук – нужно было быстрее отталкиваться. Это технический момент.


Золотой финиш Петтера НОРТУГА (№18) в четверг. Справа - Никита КРЮКОВ.

– Когда нужно было исправлять данное упущение?

– Это системная ошибка. Работаем над ней постоянно. Но в этом году мы изменили схему подготовки – после блока силовой работы не поехали на снег в Новую Зеландию. Обычно технические вопросы решали там.

– Не было возможности?

– Нет. Но мы считали, что сможем справиться. Делали акцент на маховые движения. А в данных условиях толчок оказался важнее. В Фалуне ведь каждый подъем, как бутылочное горлышко. Проблемы, которые возникли у Никиты на первом подъеме, всплывали у того или иного атлета на каждом тягуне.

– Мне кажется, в таких сложных моментах многое решает уверенность в себе. У Крюкова, исходя из результатов сезона, ее вряд ли было много.

– Психология вообще играет в спорте решающую роль. Она формируется не за день и не за месяц, а в ходе длительной работы. С точки зрения физического состояния у Никиты проблем не было. По пульсовым параметрам финал в Фалуне получился таким же, как в Валь ди Фиемме. А вот уровень морального настроя, я говорю о заряженности на результат в каждом тренировочном упражнении, два года назад был совсем другим. Но это, пожалуй, касается не только Крюкова, а всех нас. После домашней Олимпиады сразу же отдаваться работе так же, как при подготовке к ней – непросто. Нужно время на новую мотивацию.

НАМ ТРЕБУЕТСЯ СИСТЕМНАЯ РАБОТА С ПСИХОЛОГАМИ

– На что же вы тогда здесь рассчитывали?

– Мы знали, что Никита – настоящий спортсмен и сможет реализоваться на главном старте. По большому счету, так и вышло. Но в четверг никто не хотел победить так сильно, как Нортуг. Помните, как он плакал после финиша? В то же время нельзя сказать, что мы не хотели золота. Саша Панжинский – даже больше, чем нужно. Он "сгорел". Есть в этом и наша, тренерская вина. Мы видели, что он в хорошем состоянии и думали, что помощь ему не нужна. В плане психологии старались больше поддержать Крюкова. В этом кроется большая проблема лыжного спорта. А может, и российского спорта вообще.

– То есть?

– Мы отрицаем необходимость специальной психологической подготовки со спортсменом. Сколько ни пытался подтянуть психологов – поддержки в этом вопросе мало. Перед Ванкувером мы вышли на хороших специалистов, но затем их не смогли оплатить, а потом они сменили сферу деятельности. Сейчас пытались работать с ними интерактивно, но это все-таки не то. Нужна системная работа.

– У норвежцев есть психолог?

– Двое. И мы проигрываем им по всем направлениям: психологическая подготовка, сервис, методика. Добавим сюда огромнейшую мотивацию из-за провала в Сочи. При этом они позиционируют себя великой лыжной державой и сами в это верят.


Сергей УСТЮГОВ (слева) и Алексей ПЕТУХОВ победили на спринтерском этапе Кубка мира в Отепя в середине января.

– А мы?

– Мы считаем так же, а вот делаем для этого слишком мало. В нашем менталитете – гордиться собой со стороны.

– Зато другая наша черта – умение вытаскивать себя из безнадежных ситуаций.

– За счет этого и держимся на плаву. Мы побеждаем не благодаря, а вопреки.

– Значит, и воскресный командный спринт, несмотря на форму Финна Хагена Крога и Нортуга, может остаться за Россией?

– Вполне.

– Его побегут Крюков и Алексей Петухов?

– Последнее слово за президентом федерации Еленой Вяльбе. Хотя мне кажется, что других вариантов и быть не может. Петухов показал свою готовность в "классике".

– А вот Крюков признался, что коньковой подготовки в этом сезоне было очень немного. В этой связи нет опасений?

– Так получилось, что его не поставили в командные соревнования в Отепя. После этого, на фоне хорошей формы Устюгова, мы сосредоточились с Никитой на "классике". Хотя, когда стало известно, что Сергей заболел, сразу же начали добавлять в тренировки элементы свободного стиля. Более того, на конец января готовность Крюкова в "коньке" была даже выше, чем в "классике". Хотя сейчас сказать того же не могу.

РОССИЙСКИЙ СПОРТ НУЖДАЕТСЯ В РЕОРГАНИЗАЦИИ

– Мотивацию мы вроде бы нашли. В следующем сезоне будет легче?

– Сложно сказать. Нужно анализировать ситуацию и принимать меры. Все-таки очевидно: что-то идет не так.

– И давно?

– Лично меня в нашем лыжном спорте не устраивает очень многое.

– Но с вашим-то авторитетом можно поднимать любые проблемы…

– Авторитет? Я в наших лыжах как белая ворона. Со всеми вытекающими. Не хотел бы расшифровывать это по ходу чемпионата мира. Сейчас нашей команде нужна поддержка.

– Елена Вяльбе разделяет ваши взгляды по поводу того, что не все идет, как нужно?

– По-разному. Вот мнения о психологах не разделяет точно. Она относится к ним пессимистично.

– Планируете разговаривать с ней после чемпионата мира?

– Надеюсь. Но вы поймите, тема широкая. По моему мнению, весь российский спорт нуждается в реорганизации. Скорее всего, ситуация, аналогичная нашей, – везде. Все нынешние допинг-скандалы не случайны. В какой-то момент наш спорт стал ориентирован на не самые честные методы подготовки. Но сейчас многие осознали бесперспективность такого подхода. По крайней мере, я очень на это надеюсь. Однако в плане системы и методики большинство тренеров с тех времен так и не перестроилось. Это сказывается в первую очередь на детском спорте.

– Нагрузки остались те же, а препараты, которые помогали их выдерживать, ушли?

– Я немного о другом. Многие тренеры рассуждают так: от греха подальше я на своем уровне вообще ничего использовать не буду. А ведь это тоже неправильно. Фармакологическая подготовка нужна. Запасы организма нужно восполнять витаминами, энергетическими напитками. Вот только глубоко вникать и разбираться в том, что разрешено и полезно, а что нет – почти никто не хочет. Согласен, это непросто. Куда легче отказаться сразу от всего. Мол, в сборной уже разберутся.


Петтер НОРТУГ - победитель индивидуального спринта в Фалуне.

– При этом перед юным спортсменом все равно ставят обязательную задачу – выиграть.

– Тем самым еще больше опустошая резервы его организма. В этом и есть разница между нашим спортом и западным. За рубежом ведь основная задача подготовки молодых спортсменов заключается в том, чтобы привить им желание заниматься. Естественно, параллельно формируя определенные навыки и физические качества. У нас же едва ли не с первых шагов маячат медали. Хотя и детских тренеров понять можно. Им ведь нужно отчитываться результатами. Вот про это я и говорю. Пока мы не изменим ситуацию, пока не сделаем медаль чемпионата мира и Олимпийских игр конечной целью всей цепочки специалистов, так и будем кувыркаться. При этом, даже вопреки системе, нам попадаются молодые спортсмены с хорошим уровнем подготовки. Вот только тренеров, которые жертвуют сиюминутными результатами и последующими материальными благами, очень мало. Остальных винить тяжело. Ведь перспектива будущих успехов весьма эфемерна.

– Как вы справились с желанием не загрузить Крюкова и выжать из него максимум, когда тот был на школьной скамье?

– Я понимал, что можно идти к большой задаче разными дорогами. Самый очевидный способ – из года в год повышать объем и интенсивность. Но ведь есть множество других составляющих. Одна техника чего стоит. А тактика? А обучение спортсмена управлять своими эмоциями? На разных этапах уклон варьируется от одного компонента к другому. Здесь никакого секрета нет. Многим известны теория и методика, вот только на практике их применяют далеко не все. Единицы! Так вот, понимая, что нужно попридержать объемы, мы углублялись в технику или что-то другое – и форсирования не было. При этом я чувствовал поддержку и понимание руководства. Никто не требовал от нас школьных медалей.

– В юниорах видите кого-то, кто пробивается наверх вопреки всему?

– Наши спортсмены 1995 года рождения – одни из лучших в мире. А если брать 1993 год – никого нет даже в сотне. У норвежцев же таких восемь. Один из них – призер этапов Кубка мира Сондре Фоссли. Хотя нельзя однозначно говорить, что наши 20-летние ребята обязательно выстрелят. Вот Устюгов на год старше Фоссли, а выступая по молодежи, этого норвежца и знать не знал! Мы же никак не можем Сергея довести…

– Одобряете его желание совмещать спринт и дистанционные гонки?

– Есть критерии отбора. Попал, согласно им, в команду – никаких проблем. Хотя, как показывает статистика, специалисты узкого стиля побеждают чаще. Посмотрим, как выступит здесь на остальных дистанциях Нортуг. В масс-стартах он может себя проявить, а вот в его победе в разделке я ой как не уверен. Наверняка Петтер в этом сезоне сместил подготовку в сторону спринта. Как и Алекс Харви. Скоро все увидим.

Владимир ИВАНОВ, "Спорт Экспресс"



8 5488 Андрей Краснов 21.02.2015 14:49
Рейтинг: 0 0 0

Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.

21.02.2015 15:44
Слежу много лет за Никитой, очень симпатизирует спортсмен своим боевым характером. Но настораживает его не уверенность в своей форме.
Слежу за его интервью. Вот что он говорил после ОИ в Сочи:
1) "Но летом мы изменили методику подготовки, начали делать больше аэробной, дистанционной работы, и уверенность быстро ушла".
3) "Мы начали готовиться к Сочи сразу после ЧМ-2013, а смена методики подразумевает собой не сиюминутное явление. Последствия проявляются даже спустя какое-то время"
2) "Когда встал на весы в Сочи перед спринтерской эстафетой, они показали 70,3. Конечно, появились мысли: а хватит ли вообще сил пробежать?"
3) "После Олимпиады я вообще потянул на 69,3 кг. Боюсь, так скоро совсем испарюсь. Не знаю с чем это связано"
4) "По ощущениям, я иду только в одном темпе. Просто держу "крейсерскую скорость", тогда как соперники в какие-то моменты взрываются и могут играть тактически."
5) "Мы вернемся к привычной подготовке и постараемся снова наработать скорость"
6) "Если раньше мотивация сама из меня перла, то теперь приходилось внушать себе "надо" до самого последнего момента."

__
Я так понимаю смена методика не пошла на пользу НКрюкову.
Хочется пожелать Никите войти в привычную для него форму и к "старой" методике подготовки.
__
Поскольку ЮМ Каминский тесно сотрудничает с одним из лучших специалистов: К слову и сам он этого не скрывает: "На сегодняшний день, могу сказать, что наибольшее влияние на нас в научно-методическом плане оказывает один из руководящих сотрудников аналитического управления ЦСП Андрей Сергеевич Крючков". То, очень хочется что бы Вы помогли разобраться с текущей формой ребят спринтерской команды, в том числе и НКрюкова.

Будем следить за Вашими выступлениями.
 
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
21.02.2015 15:48
Там смена методики была сделана под Сочи, с его среднегорьем и большими подъемами. В этом году уже опять вернулись к равнинной стандартной методике.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Интервью ЮМК, как всегда, толковое и интересное, но в этот раз откровенно болезненное, даже отчаянное:
– Но с вашим-то авторитетом можно поднимать любые проблемы…
– Авторитет? Я в наших лыжах как белая ворона. Со всеми вытекающими... Сейчас нашей команде нужна поддержка.
Грустно смотреть вперед, но надо.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
21.02.2015 17:48
а Харви и в скиатлоне прилично проехал. ) ну т.е. отлично!
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
09 al 104
21.02.2015 19:17
по интервью чувствуется, что очень вдумчивый и умный человек Юрий Каминский.

и про допинг и про дозволенную фармакологию высказался верно.

честно скажу -  такой умница должен быть старшим тренером сборной.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
21.02.2015 19:26
Очень уважаю Юрия Михайловича. Блестящий специалист, который постоянно подтверждает свою высочайшую квалификацию. Но иногда заносит и его.

"А если брать 1993 год – никого нет даже в сотне. У норвежцев же таких восемь. Один из них – призер этапов Кубка мира Сондре Фоссли. Хотя нельзя однозначно говорить, что наши 20-летние ребята обязательно выстрелят. Вот Устюгов на год старше Фоссли, а выступая по молодежи, этого норвежца и знать не знал! Мы же никак не можем Сергея довести"…

По поводу того, что Устюгов "знать не знал" Фоссли.

Устюгов встречался с Фоссли в финалах спринтов на трех (!) первенствах мира. И трижды его обыгрывал.
ЮЧМ-2011. Устюгов – 1, Фоссли – 2
ЮЧМ-2012. Устюгов – 1, Фоссли – 3
МЧМ-2014. Устюгов – 1, Фоссли – 6

"У норвежцев же таких восемь. Один из них – призер этапов Кубка мира Сондре Фоссли. Мы же никак не можем Сергея довести"

Медали Устюгова и Фоссли на ЭКМах.
Устюгов – 2-1-2
Фоссли – 0-0-1

Участие Устюгова и Фоссли в спринтерских гонках на ЭКМах за всю карьеру.
Устюгов – 15 стартов – средний результат – 13-е место
Фоссли – 14 стартов – средний результат – 16-е место

По-моему, говорить о "никак не можем довести Сергея", сравнивая его при этом с Фоссли, не совсем корректно.

Юрий Михайлович уже не впервые достаточно жестко «проходится» по Сергею. Отчего такие "нежные" чувства к лыжнику, который даже сбора не провел в вашей группе и который второй сезон кряду идет в спринтерском зачете Кубка мира на втором месте среди всех россиян?

P.S.: при этом я не отрицаю, что у Устюгова есть определенные проблемы, над которыми еще надо работать.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
21.02.2015 20:38
2Петр Ковальчук
Собирался написать комментарий, подобный вашему, но Вы опередили. Все именно так, как Вы написали. И то, что Устюгов на ЮЧМ неоднократно боролся с Фоссли. Он каждый раз побеждал норвежца, но фраза "знать его не знал" настолько притянута за уши, что коробит.
И то, что у Фоссли всего один подиум на ЭКМ, у Устюгова уже пять.
А также то, что уважаемый мной Каминский неоднократно бросает камешек в огород Устюгова.

Юрий Михайлович, Вами движет обида, что Устюгов хочет стать универсалом и сознательно отказывается от узкоспециализированного спринта.
При этом Вы сравниваете несравнимых с точки зрения природных способностей лыжников. Фоссли все свои личные медали с ЮЧМ завоевал ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО в спринтерских гонках. На старт других гонок он даже не выходил. У Устюгова же:
3 золотые медали в спринте
4 золотые медали на дистанции + 1 серебряная там же

Т.е речь идет о ярчайшем и талантливом универсале, не сравнимом с Фоссли. Так зачем же ему сознательно загонять себя в спринтерские рамки, если из него может вырасти второй Колонья при грамотной подготовке.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
22.02.2015 23:39
Согласен с тем, что удивительно (неприятно) неискреннее и даже некрасивое интервью от ЮМК (либо его не так передали)

  1) Слова о том, что, дескать Крюков не закрыл Петю и поэтому тот обязан поделиться медалью звучат мягко говоря ... В тот момент у Нортуга было еще столько вариантов протиснуться вперед, что никакие "закрывания" еще ничего не решили бы.
  2) ИМХО, достаточно очевидно, что если не ввести более искусственные ограничения на параметры дистанции для спринтов с точки зрения набора высоты, то, скорее всего, "чистым" спринтерам ловить будет нечего - дистанционный бэкграунд "универсалов" дает слишком большое тактическое преимущество
Ссылка Рейтинг: 0 0 0