Беговые лыжи | Новые фото

"В должности тренера сборной я все равно нахожусь в подвешенном состоянии"

Лишенный весной должности старшего тренера мужской команды России по лыжным гонкам самый известный и заслуженный тренер страны Александр Грушин тем не менее был аттестован Госкомспортом как тренер сборной. Летом он возглавил лыжный спортклуб в спортивном центре "Демино" под Рыбинском и руководит коллективом примерно из 40 спортсменов и специалистов. Однако АЛЕКСАНДР ГРУШИН признался в интервью корреспонденту Ъ ВАЛЕРИИ Ъ-МИРОНОВОЙ, что пока его команде не присвоен официальный статус, ее перспективы не ясны.


"В должности тренера сборной я все равно нахожусь в подвешенном состоянии" лыжные гонки Лишенный весной должности старшего тренера мужской команды России по лыжным гонкам самый известный и заслуженный тренер страны Александр Грушин тем не менее был аттестован Госкомспортом как тренер сборной. Летом он возглавил лыжный спортклуб в спортивном центре "Демино" под Рыбинском и руководит коллективом примерно из 40 спортсменов и специалистов. Однако АЛЕКСАНДР ГРУШИН признался в интервью корреспонденту Ъ ВАЛЕРИИ Ъ-МИРОНОВОЙ, что пока его команде не присвоен официальный статус, ее перспективы не ясны.

– Почему среди участников начавшегося Кубка мира нет ваших подопечных? Ведь, кроме завершившего карьеру Виталия Денисова, а также Михаила Иванова и Владимира Вилисова, готовившихся к сезону у старшего тренера сборной России Юрия Бородавко, все ваши ученики остались с вами.

– Меня неприятно резануло, когда неделю назад на коллегии Госкомспорта президент Федерации лыжных гонок России Анатолий Акентьев заявил, что Грушин с непонятно какой командой ввиду того, что его поддерживает госкомитет, оказывается, чуть ли не бойкотирует этапы Кубка мира.

– Гостренер Александр Кравцов уверял меня, что участники предновогодних этапов определены еще в мае на тренерском совете. А все другие кандидаты в сборную будут отбираться по итогам "Красногорской лыжни" в конце декабря.

– Кандидатура на предновогодние этапы от моей команды была одна – Николай Большаков. Но он подвернул ногу, и я сказал господину Кравцову, что если Коля выздоровеет, то за свой счет подъедет к месту стартов. Но зачем же ему ехать, если он на контрольном старте в Финляндии из-за этой травмы занял четвертое место? Если бы официальный отбор в сборную проходил, как раньше, в октябре в Кировске, что я, кстати, и предлагал, я бы со своими ребятами там обязательно был. А на тренерском совете в мае ни один вопрос, кроме личности Грушина, не обсуждался. И ни состав сборной, ни тренерский состав, ни тренировочные планы утверждены не были. Впрочем, наверное, есть резон в том, что сейчас на этапах наряду с опытными лыжниками выступают вчерашние юниоры – воспитанники Бородавко. Им нужно время, чтобы опериться. Но если для последующего отбора в сборную намечена "Красногорская лыжня", мы, тренеры, хотим знать, какое место должен там занять спортсмен, чтобы в нее попасть? Может, эти принципы и определены, но соответствующих документов в Госкомспорте нет.



Почему рыбинцы, зная, что вы в опале и федерация обвиняет вас во всех грехах, вплоть до ухода нефтяного спонсора, все-таки вас пригласили?

– Не думаю, что на уход спонсора так повлиял скандал Грушин–федерация. Не такая уж я великая фигура. Не проще ли было администрации компании обратиться к руководству своего спортклуба и спросить: ребята, в чем дело, вы что, не можете наладить работу и урезонить одного такого Грушина? Убежден, существовала другая, по-настоящему глобальная причина. Ведь если громадные средства попадают в какие-то одни руки, надо эти средства умело распределять. И впрямь жаль, что спонсор ушел. Были деньги, а значит, была возможность тренироваться более широкому кругу спортсменов. Что же касается логики рыбинцев, то, задавшись целью создать базу европейского уровня, руководители завода много ездили и смотрели, как устроены лучшие лыжные центры. Видел я их и в Лахти, и в Вуокати. Впервые наш разговор с генеральным директором "Рыбинских моторов" Юрием Ласточкиным и его помощниками состоялся еще перед Олимпиадой. Я спрашивал, каким они видят свой будущий центр, а они интересовались моим мнением. В минувшем январе мы встретились вновь, и меня спросили, как бы я посмотрел на то, чтобы помочь наладить в центре спортивную подготовку? Не скрывая, что я не ангел с крылышками, я рассказал им суть моего конфликта с федерацией.

– И они тем не менее не испугались?

– Когда после майского тренерского совета федерация вторично не представила меня к аттестации, я снова поехал в Рыбинск. Думаю, мои новые работодатели крепко подумали, есть ли смысл вкладываться именно в меня. Если вы собираетесь строить дом, то, наверное, поинтересуетесь, каких строителей лучше нанять. Конечно, я не единственный стоящий специалист, однако за 18 лет работы с женской и мужской сборными что-то все-таки хорошее сделал. Не скрою, было и отрицательное. Но когда федерация одним росчерком пера расправляется с людьми, благодаря которым долго поддерживала свой достойный имидж, появляется ощущение, что в такой обстановке можно растоптать любого. И даже несмотря на то, что Госкомитет вопреки мнению федерации снова утвердил меня в должности именно тренера сборной, я все равно оказался в подвешенном состоянии. Ведь у моей команды в центре "Демино", которому в октябре приказом Вячеслава Фетисова присвоен статус всероссийского регионального центра лыжной подготовки, достойного статуса до сих пор нет.

– Почему?

– Существует положение, что команды при региональных центрах должны комплектоваться из числа кандидатов в сборную страны и ближайшего резерва. Но помимо приказа о статусе центра Рыбинск и Госкомспорт должны подписать еще и договор о взаимных обязательствах, чего еще не сделано. Получается, что, хотя я номинально занимаю должность тренера сборной, моя команда подобного статуса не имеет. Пока ее состав не утвержден федерацией, Госкомспорт не может утвердить статус команды. Если же комитет через голову федерации примет такое решение, то будет создан прецедент, которым в подобных ситуациях смогут воспользоваться другие федерации. Вот и получается, что бывшие члены сборной России – Большаков, Тишкин, Крянин, Пирогов, Шлюндиков, официально написавшие заявление с просьбой предоставить им индивидуальный график подготовки под моим руководством, проводят ее не за счет государства, а за счет Рыбинска и своих территорий. Я же, считаясь работником Госкомспорта, имею лишь право стоять в очереди в его кассу и не понимаю, как могу отрабатывать свою зарплату.

– А вы думали, что как служащий Госкомспорта сможете отныне все свои действия согласовывать лишь с ним?

– В законе о спорте написано, что сборная – составная часть федерации. Парадокс, но Госкомитету неподвластны тренеры и спортсмены, получающие в нем зарплату.

– Как вы набирали свою нынешнюю команду?

– Я не ставил во главу угла принцип: если сильнейший – значит, должен быть у меня. Прежде чем пригласить народ, поинтересовался, у кого какие проблемы и сможет ли Рыбинск помочь их решить. В результате мои подопечные получили в Рыбинске квартиры и стали таким образом представителями Ярославской области, губернатор которой Анатолий Лисицын заинтересован в сильной команде. Имел ли я право приглашать Мишу Иванова? Да, в Псковскую область, знаменем которой он является, с этим вопросом соваться было бессмысленно. Однако весной я встретился с его личным тренером Павлом Мищенковым, и он сказал: давай так – я пишу, что Миша уходит на индивидуальную подготовку, а как только у тебя определится с работой, мы будем с тобой. Но Мищенков сказал одно, а сделал другое. Вечером того же дня Миша разговаривал уже с Бородавко. Теперь Иванов утверждает, что мы не сошлись характерами. До Олимпиады, значит, сходились... Что ж, бог ему судья. А со мной остались те, кто хотел тренироваться именно у меня и не выдвигал никаких дополнительных условий.

– Почему за пять лет работы с мужчинами вам не удалось добиться успехов, сравнимых с теми, что показывала женская сборная?

– В отличие от принятой мною в 1985 году женской сборной, основу которой составляли молодые, но уже имевшие солидную базовую подготовку лыжницы, мужская команда в 1998 году создавалась с нуля. Да и конкуренция в мировых мужских лыжах всегда была намного более серьезной, чем в женских. И тем не менее уже на третий год команда заставила о себе говорить. Изменилась и программа соревнований. Если раньше мы точно знали, где какие дистанции и каким ходом предстоит бежать, то теперь программа меняется каждый год. В 2001 году на чемпионате мира мы завоевали три "бронзы" одним стилем, а на Олимпиаде пришлось бежать другим.

– Тогда почему федерация предъявляла вам претензии, требуя результатов уже с первого года?

– В поражениях всегда виноват тренер. Я в своих отчетах за Олимпиаду и последний чемпионат мира себя и не оправдывал. Но, конечно, пытался указать на причины, объективно помешавшие плодотворной подготовке моих ребят. Господин Фетисов попросил меня изложить все это на бумаге. Дошла ли моя записка до него, не знаю до сих пор. Но до господ Акентьева и Кравцова она дошла. Потому-то, наверное, на майском тренерском совете состоялся не анализ причин, повлекших наши неудачи, а выполнялась одна-единственная команда: ату, Грушина, ату! Я сам понимал, что совершил ошибки, и поэтому уже не претендовал ни на какие роли. Но был потрясен тем, что на совете не искали способов выхода из ситуации, а разбирали мою личность.

– А может, Александр Грушин и впрямь выработался?

– На этот вопрос ответит время. Думаете, я сам себя об этом не спрашивал? У меня свои критерии оценки собственной работы. Пока в моей голове есть мысли и идеи, я могу четко анализировать свои ошибки и находить пути их исправления, и значит, я еще не зашел в тупик. Но перед чемпионатом мира в Италии мне не дали реализовать свои замыслы. Ведь любому человеку можно создать определенные условия, когда он не сможет реализовать себя.

– А вдруг после майских выборов руководитель федерации поменяется и все тогда для вас изменится к лучшему?

– Не поменяется. И значит, ничего не изменится.

– А Елена Вяльбе, заявившая в Италии о своем намерении выдвинуть свою кандидатуру на предстоящих выборах, передумала?

– Началась предвыборная кампания в Госдуму, и Елена целиком ушла в нее. Поначалу я верил в серьезность ее планов. А сейчас боюсь, что депутатство для нее оказалось важнее. Если бы Лена хотела стать президентом федерации, то проявляла бы какую-то активность. Ведь никто же к ней не придет и не скажет: Вяльбе, садись на носилки, а мы тебя внесем на трон. Власть не дается, власть берется.
3 1317 Иван Исаев 06.12.2003 23:31
Рейтинг: 0 0 0

Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.

07.12.2003 00:40
К Грушину ,как к человеку ,можно по-разному относиться.Говорю это ,потому что знаю его еще с начала 80-х,когда он был тренером
ЦС"Буревестник".(думаю,он и не помнит уже моей фамилии)Но как тренера,завоевавшего столько медалей для России,его нельзя не уважать.А Акентьев за прошедшие годы превратился из отличного лыжника в бюрократа,чинушу и интригана.Это,кстати,я знаю тоже не понаслышке.Застал еще Акентьева ст.тренером ВС СССР.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Грушин был и остаётся Великим Тренером...
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
07.12.2003 22:53
Тренер сборной команды России - это только тренер.Великими могут быть только спортсмены!Это доказано.Ваня,разве я не прав?А кто ты,Ваня?И какое ты имеешь отношение к лыжному спорту?Кто ты...










Ссылка Рейтинг: 0 0 0