Хочу сразу сказать, что субботняя реплика Лёши Ильвовского довольно точно отражает и моё сегодняшнее настроение по итогам второго дня «Лыжни России», а именно - по итогам Московского Лыжного Марафона. Как-то очень удачно всё соединилось в одно время и в одном месте: а) лучшая (и самая протяжённая на сегодняшний день) лыжная трасса столицы СК «Альфа-Битца», б) команда Grom, давно завоевавшая репутацию самой сильной команды, организующей лыжные старты в московском регионе, в) министр спорта г. Москвы Алексей Кондаранцев, в кои-то веки сделавший свой выбор в пользу профессионалов (я о Михаиле Громове и «Альфа-Битце»). Понятно, что моё «в кои-то веки» лично к Алексею Кондаранцеву не относится – это скорее отсыл к некоему собирательному образу чиновника, принимавшего на протяжении последних 40 лет решения о том, кто, где и как будет проводить главную лыжную гонку нашей столицы. И результат этого года, что называется, налицо – лучшая, по моему субъективному мнению, организация «Лыжни России» на протяжении нескольких последних десятилетий.
…Отвлекусь на секундочку. Сегодня созванивались с Петром Васильевичем Тихоновичем – владельцем компании «Ювента-спорт». Слово за слово, разговор, естественно, не мог не коснуться вчерашнего Московского Лыжного Марафона - правопреемника тех масштабных гонок «Лыжня России», что стартовали в 80-х и 90-х годах прошлого века в Медведково и на Калужском шоссе, на Планерной и в Яхроме. Пётр с какой-то особенной ностальгией заговорил о тех необыкновенных праздниках, что дарили нам тогда московские власти, проводя эти гонки, идущие из точки в точку, пересекающие дороги и автострады (например, МКАД), каналы и железнодорожные ветки: иногда по автомобильным мостам, специально засыпанным по этому случаю снегом, иногда под мостами, иногда по насыпанным снежным переходам, иногда по тоннелям, но гонки эти в те годы умудрялись проводить в таком огромном мегаполисе даже не одним кругом, а именно в режиме перехода из точки в точку! При этом кто-то вспоминает камни и песок на лыжне, необходимость бежать от парковки три километра в лыжных ботинках на старт, кто-то - о 20-минутном ожидании 10-тысячной толпы на морозе, пока к старту подвезут то ли министра спорта, то ли губернатора, кто-то не может забыть ледяной чай на пунктах питание или даже полное его отсутствие, но всё-таки я очень хорошо понимаю Петра Васильевича: мы были тогда молоды, смотрели на жизнь примерно такими же глазами, как смотрят на неё сегодняшние 20-летние, и забыть это пронзительное ощущение молодости, ощущение того, что тебе всё подвластно и у тебя всё впереди, лично у меня никак не получится.
Сегодня представить себе такое пиршество замыслов и реализации при организации лыжных стартов в столице просто невозможно. За три с лишним десятилетия после крушения социализма Москва и Московская область прочно обросли частной собственностью, приватизированными предприятиями, совхозами, лесами и полями, новыми микрорайонами типа Коммунарки и Куркино, шлагбаумами и закрытыми территориями, и сегодня проведение такой гонки что кольцом, что из точки в точку является уже абсолютной утопией. А ведь 40 лет назад всё это было возможно… (кому интересно, можете заглянуть в реплику автора идеи проведения соревнований «Лыжня России», заслуженного тренера России Альберта Леонидовича Вахрушева).
*
* * *
…Позволю себе ещё одно отвлечение. Дело было лет 20 назад. В редакцию пришло приглашение на пресс-конференцию по случаю проведения очередной гонки «Лыжня России». Не знаю, почему я туда поехал – понимал же, что ничего нового я там не услышу, никаких вопросов задавать не буду.
Хорошо помню президиум, в котором сидели самые разные чиновники, рассказывавшие нам о громадье планов по случаю проведения главной гонки страны, и среди них – тогдашний министр спорта страны Вячеслав Фетисов и тогдашний президент Федерации лыжных гонок России Анатолий Акентьев. Какую же тоску я прочитал в их глазах… Люди сидели и понимали, что речь идёт об очередном грандиозном распиле бюджетных денег, об очередной «панаме», что ничего общего эти мероприятия с лыжным спортом не имеют, но всё равно сидели, молчали, по сути – одобряли, думая при этом, наверное, каждый о своём. Почему тогда, как и сорок, и тридцать лет назад не нашлось в российском лыжном спорте человека, который бы понял, осознал, что под проведение «Лыжни России» в столице, под этот колоссальный денежный водопад нужно пробивать идею сооружения стационарной круглогодичной 50-километровой тропы здоровья, уводя эту тропу с подмосковных полей и автострад в какой-то крупный московский лесопарк, где эту тропу можно и нужно было год за годом оборудовать-обустраивать по всем канонам строительства лыжных трасс: с отсыпкой гранитным отсевом, с проведением необходимых дренажных работ, освещением, обустройством лавочками, мусорными баками, беседками, точками входа и пр. и пр. и пр.?
* * *
Но что сделано, то сделано, прошлого не вернёшь, давайте хотя бы просто порадуемся тому, что в 2023 году у нынешнего министра спорта столицы хватило мудрости и прозорливости привлечь к проведению этой гонки профессионалов, и в Москву вернулся большой лыжный праздник: осмысленный, логичный, понятный, рождающий приятные эмоции и ассоциации. Не хочу сегодня, в этой заметке, останавливаться на том, как именно проходил этот праздник спорта в минувшие субботу и воскресенье на трассах СК «Альфа-Битца» - об этом достаточно написал и Лёша Ильвовский в своей реплике, и вы, наши читатели, вот в этой ветке в форуме. Гораздо полезнее было бы сейчас попытаться заглянуть в будущее и попробовать понять – а как и где этот праздник будет проходить в следующие годы в столице? Или «Лыжня России» продолжит скитаться по разным площадкам, проводимая самыми разными случайными командами с той или иной степенью успеха (а если честно, то скорее – НЕуспеха)?
И тут мне видится два варианта развития событий.
Для её реализации, по большому счёту, ничего принципиально нового делать и не нужно: необходимо лишь перестать эту многострадальную гонку кидать с места на место, поручая заниматься её проведением каждый год всё новым и новым людям – важно сосредоточиться на проведении гонки в одном месте, в одни и те же сроки и по возможности силами одной и той же команды, год за годом оттачивая схему проведения, улучшая трассу, расширяя возможности парковок, кухонь, раздевалок, туалетов, пунктов питания и пр. и пр. и пр.. И для такого решения вопроса у Алексея Кондаранцева, по большому счёту, есть всё необходимое, нужно лишь объединить при проведении «Лыжни России»-2024 лыжную трассу СК «Альфа-Битца» (22 км) и трассу в Полянах (12 км). Объединяются они очень легко, ибо в самом близком месте эти трассы проходят друг от друга на расстоянии буквально считанного десятка метров. Понятно, что для проведения «Лыжни России» круг в 34 км (22 +12) не нужен, но при объединении этих трасс точно получится сделать красивый и логичный 25-километровый круг, а это позволит провести главный марафон столицы уже не в три, а в два круга. А это – колоссальный выигрыш! Нужно ли говорить, насколько это важно для проведения качественной лыжной гонки? Даже мне, человеку из глубины протокола (179 место из 550 финишировавших), на третьем круге приходилось постоянно обгонять круговых. А вы себе можете представить, сколько таких участников пришлось обогнать лидерам?
И даже если решить всего лишь эти две задачи: а) объединение в день гонки двух трасс воедино и б) привлечение команды-организатора не за месяц, а за год до старта, «Лыжня России» совершенно точно в 2024 году совершит очень серьёзный шаг в своём развитии.
Попутно считаю важным подчеркнуть - в СК «Альфа-Битца» давным-давно назрела необходимость в более мощном и более современном ратраке – лучшая и самая протяжённая лыжная трасса столицы не может готовиться таким маленьким и маломощным ратраком, как PistenBulli Paana, который за прошедшие полтора десятка лет один пробежал, наверное, километров больше, чем все остальные московские ратраки, вместе взятые. На Геннадия Ивановича Бочарова - ангела-хранителя здешней лыжной трассы – порой бывает просто больно смотреть, настолько он упахивается на этих лыжных трассах, вынужденный проезжать по ней и два, и три раза за день. Сюда нужен мощный ратрак, способный за один проход делать полотно шириною в 4,7 метра с лыжнями для классики по краям и шикарным, как пишет Геннадий Васильевич Фищенко из ГАБО, полотном под конёк посередине. Такой, как, например, Prinoth Husky Stage V. Вот такой ратрак точно будет соответствовать масштабам этой трассы, масштабам гонки «Лыжня России» и масштабам города.
Здесь всё намного сложнее, но при этом и интереснее. Дело в том, что все стартовые (полевые) петли трассы СК «Альфа-Битца» проходят, по сути, по частной территории – по землям ООО «Веркрос». За земли эти идёт многолетняя тяжба между Службой Внешней Разведки (СВР), ФГУП «Совхоз имени XXI съезда КПСС» и, собственно, ООО «Веркрос». Заметим при этом, что совхоз давным-давно перестал существовать, а его активы (главным образом земля) опять-таки давным-давно перешли под контроль СВР, и между СВР и Веркросом якобы даже подписано мировое соглашение, и у сторон якобы нет друг к другу претензий (кое-что об этом можно прочитать, например, здесь). Однако при этом иск Веркроса к СВР (а если быть совсем точным, то к Дом РФ как к представителю государства) исправно переезжает каждые три месяца в арбитражном суде из одного квартального отчёта в другой. По сути, государство в лице компании Дом РФ оспаривает передачу в аренду ООО "Веркрос" этого участка земли для того, чтобы, выиграв все суды и арбитражи... снова выставить его на продажу.
*
И вот тут, полагаю, можно и стоило бы предложить городу выкупить эти земли у частника назад - в пользу города, государства, в пользу развития доброжелательной городской среды. Подозреваю, что на бюджете города это вообще никак не отразилось бы, а самый крупный парк столицы избавился бы от потенциальной угрозы в виде жилого микрорайона, буквально вбитого-впечатанного в одно из самых чувствительных мест для сотен тысяч москвичей. (большое количество документов на эту тему можно найти на сайте help.bitza-sport.ru).
* * *
В 2011 году в журнале «Лыжный спорт» №53 я опубликовал эскиз с описанием того, что можно было бы сделать на территории Бутовского лесопарка внутри МКАД и снаружи, перекинувшись лыжными мостами через МКАД. Можно было проложить по территории этих двух лесных массивов, разрезанных автострадой, круглогодичную тропу здоровья, начинающуюся от КСК «Битца» на Балаклавском проспекте, проходящую через весь Битцевский лес, перекидывающуюся красивым ажурным лыжным мостом через МКАД, уходящую к южным границам Бутовского лесопарка (к улице Бартеневской и строящемуся микрорайону Скандинавия) и оттуда вернуться уже другим маршрутом, уже через обратный лыжный мост снова к КСК «Битца». При реализации этого плана Москва могла бы получить гарантированный 50-километровый кольцевой маршрут – ту самую тропу здоровья с отсыпкой дорожек гранитным отсевом, оборудованием 5-6 точек входа (Ясенево, Южное Бутово, Северное Бутово, Коммунарка, Скандинавия, Чертаново, Коньково, Зюзино) с парковками, точками общепита, раздевалками, туалетами, душевыми, камерами хранения, прокатами и сервисом. Реализовать этот план можно ещё и сегодня, важно лишь, чтобы у этого проекта появился лидер, мотор, человек, способный запустить столь амбициозный проект в нашем городе.
* * *
А пока давайте просто сделаем паузу и скажем спасибо. Спасибо всем тем людям, которые смогли подарить москвичам высокого уровня спортивный праздник в Битце. Теперь бы всем нам сделать следующий шаг. Сможем? Захотим?
Поживём – увидим. Но февраля 2024 года ждать-то осталось уже совсем немного – каких-нибудь считанных 12 месяцев :) .
Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.
Ну...и...клнесно же, встрепенул, заставил поностальгировать и душу тронул. Да, были времена...остались только реплики надежд...
Но будем верить в лучшее !
" Ох уж эти фантазёры",,, хотя если не мечтать,то и жить не интересно.
тем более что мечты иногда сбываются
А в моём первом комменте, вместо вЛажный, должно быть слово: вАжный )
Стартовали мы, как и основная часть толпы бегом, не, лыжи с палками брали с собой, только мешались они, ведь план был таков: финишировать, по возможности, максимальное количество раз, ведь приз "Кремлёвский подарок" - конфетки. Предварительно, один из родителей, с заранее заготовленными нагрудными номерами, правильно помечеными маркером, ставился неподалёку от финиша с большим мешком, а мы, наматывая круги, добывали те заветные сладости, ради которых и ехали на МЛ.
Рекорд исчислялся в поимерно 13 результатиных финишей. Судьи и раздающие заветные коробочки, тоже бывалые и часто вычисляли подвох, а время на "операцию" ограничено. Какие же вкусные казались конфеты по дороге домой... Но главным победителем среди нашей группы считался, наверное тот, кто набрал больше всех подарков, а не тот кто быстрее добрался до финиша.
И я понимаю Петю сейчас, и разделяю его чувства: тогда нам было 20-30-40, а не 60-70, плюс массовые марафоны в стране были редкостью, диковинкой! Мы еще в Тарту ездили в 80-е (космос по организации после ЛР) и в Мурманск (трасса сложнее - а бардак тот же) - и всё! А тут - прямо под боком МАРАФОН проходит! Класс!
Потому и до поры не запоминали камни и бардак - а запоминали кайф от гонок. Для меня лично Яхрома стала переломом, заставившим завязать с этим (не сразу - лет через 5 гонок в Яхроме). ВИП-забеги Вяльбе и Фетисова перед нами, гайцы на шоссе, перелом ноги у моего друга Олега Евсина ровно из-за БЕЗОБРАЗНОЙ организации гонки и ее старта - все сложилось. Да и возраст, наверное... Исчез тот кайф от новизны.
А потом много лет марафонов там и не было, на ЛР, уже.
Рад, что в этом году сделана попытка на НОВОМ уровне возродить эти гонки - как короткие (об УЖАСЕ которых и МАРАЗМЕ в 90-е выше хорошо, с юмором, рассказал ровесник и соперник моего сына Сережа Орехов - Джереми Джонс), так и длинные, 50 км.
Первый блин не вышел комом. Хотя я согласен с Сережей Аверьяновым, что короткие гонки надо отдавать (вместе с финансами!) в округа Москвы и в регионы - но с контролем КАЧЕСТВА! Просто эти гонки - для людей "на лыжах с насечками" (в том числе), а не только для нас, лыжников, и нужно их проводить там, где эти люди живут, и не в формате "10000 человек одновременно вышли на старт", а в формате типа царицынского прошлых 3-4 лет: десятки (не тыщи!) людей в каждом забеге по 5 лет, из них половина - "чайники", но не "за отгул", а "для души" приехавшие, забегов этих - десятки (!), и никто никому не мешает.
Но это - отдельная тема.
А насчет программ (максимум и минимум): дай Бог. Хоть какую-то из них. Остается только молиться, наверное: остальные способы пока не сработали .
,"Остаётся только молится, наверное: остальные способы пока не сработали",,,,
Ты что вступил в эту, как бы помягче....секту?
Изменить свою жизнь могут только сами люди...
Чудесная фраза сказанная в старом мультике волком---" народа много - людей мало", так большинство ничего менять и не хочет,,,," и так сойдёт!!"
Какие 1-2 тыс. любителей?... В Италии на Марче бегут десятки тыщ, и на Васе - там местных жителей меньше, чем участников! И это - их гордость и радость, и символ страны, и король участвует.
Я хочу, чтобы символом Москвы и страны когда-нибудь стало ЭТО! И предметом гордости. И король чтобы участвовал , но не на танке и в ВИП-забеге, а под номером 8694, в середине толпы, на 50 км.
ИМХО, если так будет - этого достаточно, чтобы страна стала другой.
Будет?...
Совсем на край классику все равно не сдвинуть, совсем на краю по-любому плотность уплотнения снега ниже и палки начинают проваливаться. Поэтому сантиметров 40-50 всяко надо отступать для классики. Итого классики если "по краям" нарезать - это займет с каждого края больше метра. В итоге по середине остается "для шикарного конька" что-то около двух метров. Это маловато "для шикарного конька" как-то. А как обгонять? тем более на гонках? Так нигде не готовят на соревнованиях, и вряд ли это имеет смысл.
Но многие из них скорее гуляют по лесам и лесопаркам.
Десятков тысяч на трассах - скорее всего нет. Около десятка тысяч, наверное, есть.
Ну а то, что у нас в Дёмино нет десятков тысяч, как на Вассалоппете - это проблема и самого Дёмино (что не сделали привлекательного старта не только для пары тысяч спортсменов, но и для гуляющих), и лыж в стране в целом (что в стране с лыжными традициями по настоящему массового, народного и всемирно значимого старта так и не возникло).
Не всем нужны гонки? Да. Так ЛР и не гонка, а поход на снегу в компании для многих. Видел это в Битце в сб. И в Царицыно в те годы. Это - востребованная вещь. Дело в организации.
И действительно, надо использовать этот удачный старт "Лыжня России", для продвижения интересов не только Битцы, но и всех народных трасс России.
Видимо надо, чтобы закрепить этот успех, написать письма от ассоциации "Организаторы лыжных трасс" (больше не от кого🤔) Президенту, Собянину и копии разослать Совфед., ГД РФ, Думу Москвы, Москомспорт и др.
Иначе и это знаменательное мероприятие останется, незамеченным и Битцу застроят!
Да, надо оставить это уникальное место для народа и конечно обустроить 25 км трассы, а то и больше, обеспечить техникой, операторами этой техники с приличными ставками и др.
Про ратрак, кто ещё не понял:
Prinoth Husky Stage V, эта модель наиболее подходит для создания лыжных трасс в наших условиях.
Хотя стоит он сейчас примерно (курс евро растет) более 30 млн. рублей и его ещё не так просто добыть из недружественных стран.
Чем подходит? Во первых полотно трассы под конек 4,7 м, если нарезка с одной стороны, то для конька больше трех, если для реверсивного движения, то конек останься где-то 2,5 м- это хорошо бы применить на "Вело 1" в Дмитровском г.о., но там заложили полотно трассы всего около 3 метров...
И самое главное-боковые финишной (уши) по 70 см с каждой стороны складываются и ратрак спокойно проходит между деревьями уже существующей трассы.
Дай Бог нашим инженерам и бизнесу сделать такой ратрак...
А вот сиюминутно считать бабки умеем очень хорошо
На лыжи встал в 45 лет и фактически последние, лет из зимы в зиму тренируюсь/катаюсь только в АБ… Я не знаю как другие но по себе точно скажу, здоровье выносливость и настроение после сезона улучшаются всегда и радикально( 1500-2000 км накат в среднем каждый сезон последние 7-8 лет)
И да наличие данного места для катания это драгоценная жемчужина для многих и многих десятков тысяч москвичей и гостей со всех концов страны.
И никакие новостройки либо другие коммерческие проэкты- застройки не заменят нам этой свободы и счастья быть наедине с природой и снегом , быть с семьей на лыжне, получать эмоции. И заряжаться настроением на долгое время… это здоровье и эти эмоции получаемыми людьми нельзя измерить деньгами, нельзя сказать вот трасса лыжня в битце это выгодней чем новый очередной ЖК , да скорее наоборот - ЖК это выгодно а трасса нет , если считать тупо финансы. Но неужели нам мало пустырей и захолустий в Москве куда можно и нужно вкладывать деньги и строить те же ЖК
А АБ с ее аурой ее историей ее прудами и трассами если застроится она уже ни чем не смоет быть заменена, никогда и никем. Никакие тренажерные залы и исскуственные микропарки не заменят АБ
Жаль конечно что самые главные лица страны и Москвы лишь отчасти и редко редко позволяют себе такую роскошь как беговые лыжи и не вникают глубоко в тему
Как исправить ситуацию или сохранить хотя бы статус кво на сегодня- не знаю если честно, думаю никто не знает, но говорить и поднимать вопросы надо на всех уровнях, это уж точно.
Надеюсь что все же такие участники (не равнодушные раз они тут были) Как Саша Большунов привлекут хоть частично внимание того де Собянина ( от решений которого как мне видится очень и очень многое зависит именно в данный период времени) Ведь наротив и позиция по градоустройству у Собянина в целом верный ( создание благоприятного климата во всех смыслах в г Москве)
Конечно мы рядовые лыжники любители вряд ли достучимся - докричимся до дверей Мэра и до его ушей, но вот люди уровня Вячеслава Веденина - Большунова уже могут, объеденившись, представить Мэру и городу свой план создания природно- оздоровительного лыжного комплекса с упором зимой на лыжи а летом на бег , норвежскую ходьбу, лыжеролеры и велосипед. Не думаю что все безнадежно, но надо действовать, если нужна помощь (посильная) то уверен сотни простых людей подставят плечо свое и примут посильное участие в проекте.
Нам нужно как можно больше спорта и ЗОЖ в мегаполиссе., но для этого надо иметь большие природно спортивные комплексы , чтобы люди побывав в подобном комплексе стремились бы туда снова и снова( не только парковки и теплые раздевалки нужны , но и освещенка и безопасность и качественные тренажеры), идеально иметь как миниум 4 таких ПСК ( север,восток, юг , запад ).
Альфа битца могла бы стать пилотным проектом .
Есть другой вопрос, почему это мероприятие слабо рекламировали на сайте до даты его прохождения? При этом после события по моему уже 2ая публикация. Имхо акцент должен быть наоборот.
Недавно узнал о возможности провести супер популярное событие в смежном спорте трейл беге и было событие в декабре 2022, место Переславль Залессккий, 2+ тысячи участников, цепочка людей в снежном поле впечатляет:
Альфа-Битца доживает последние годы.
На сегодня Битца - самое закрытое и самое, пожалуй, недружелюбное место для лыжников, увы. Поэтому в обычные дни там крайне мало народу.