Беговые лыжи | Новые фото

Реплика на skisport.ru: К вопросу о коньковом ходе


Прошли Олимпийские игры в Ванкувере, и их результаты неутешительны, поэтому сейчас все помыслы и чаяния спортсменов, тренеров, руководителей связаны со следующими Олимпийскими играми, которые пройдут в нашей стране – в Сочи. На подготовку к Играм выделяются огромные деньги, создаются команды. В одной из таких команд – московской биатлонной команде «Сочи-2014» - я сейчас и работаю.
В данный период решается огромное количество оргвопросов, и от того, как они будут решены, зависит и то, как мы выступим в Сочи. Поэтому мне как тренеру-практику хотелось бы высказать свою точку зрения по некоторым аспектам развития зимних видов спорта: лыжных гонок и гоночной подготовки в биатлоне и двоеборье. Недавно в «Советском спорте» вышла статья Владимира Гомельского, в которой он рассуждает о роли тренеров в спорте. Безусловно, мы помним, что такие люди как Карполь, Тарасов, Чернышов и т.д. играли в своих видах спорта огромную роль. Но сейчас большинство тренеров отказалось от той прогрессивной советской системы, в которой они работали. Почему? Да потому что не произошло передачи опыта от тех времен к временам нашим.

Взять, например, слова Сергея Кущенко о том, что они хотят пригласить иностранного специалиста по коньковому ходу. И действительно в этом есть своя правда, потому что как в лыжных гонках, так и в биатлоне мы утратили в этом стиле передвижения лидирующие позиции. Это, конечно, обидно, потому что я – один из тех тренеров, которые в 85-м году создали систему конькового хода в нашей стране. Тогда мы проанализировали передвижение ведущих спортсменов мира, которые побеждали в коньке, таких как Гунде Сван, Маурильо де Зольт и других. И на базе разработок Ханса Хансовича Гросса, который создал систему классического стиля, разложил его на фазы, составляющие, мы создали такую же систему для стиля конькового, придумали большое количество тренировочных упражнений.

И действительно, тренируя таких девушек, как Лариса Лазутина, Анфиса Резцова, Любовь Егорова, Нина Гаврилюк и других, я проводил в этом направлении очень большую работу. Естественно, мы много использовали видеосъемку, проводили занятия по совершенствованию техники. Также, как я уже упоминал, был разработан ряд уникальных упражнений для совершенствования техники конькового хода. Вот лишь некоторые из них:

1. Коньковая имитация. Это непрерывная имитация наподобие традиционной классической имитации, которую сейчас применяют как лыжники, так и биатлонисты. Она позволяет выполнять ту же работу, но с учетом особенностей конькового стиля.

2. Катание коньковых ходом на горных лыжах. Спортсмен надевает горные лыжи, ботинки, но палки берет гоночные, и передвигается коньком. Суть упражнения в том, что горнолыжный ботинок не допускает ненужного сгибания ноги в суставах, жестко их фиксируя. Это упражнение убирает активное выпрямление опорной ноги в фазе свободного скольжения.

3. Игра на лыжах в рэгби. Спортсмены берут плохие лыжи, выходят на заснеженную поляну, где им даются два мяча. Упражнение отлично развивает лыжную ловкость, технику и координацию движений.

4. «Догонялки» на горных лыжах. Импровизированные игры, эстафеты на склонах. Упражнения совершенствуют горнолыжную подготовку, хорошо разнообразят тренировочный процесс и способствует развитию лыжной ловкости.

Важно также вспомнить, как мы тогда тренировались. Сезон мы заканчивали в двадцатых числах апреля. После марафонских гонок на 50 и 70 км мы оставались на двухнедельную закатку. Катались на беговых и горных лыжах, совершенствовали технику, ходили в бассейн, спортзал, готовили мышечную систему к следующему сезону. Далее следовал 10-дневный перерыв, после которого мы выезжали на сбор на Камчатку или в Апатиты, где тренировались в горах на снегу. То есть в конце апреля мы проводили работу над техникой, а уже в середине мая мы повторяли специальную подготовку, как сейчас делают норвежцы, финны, которые в мае катаются на снегу во фьордах. Например, тот же великий Бьорндален, когда ему задали вопрос об отдыхе, ответил, что отдыхает только две недели в году. А у наших спортсменов в данный момент отдых иногда затягивается до двух месяцев, что негативно сказывается на спортивных результатах в будущем. В то время мы отдыхали, просто вводя другие средства подготовки, меняя ритм тренировочной деятельности. В августе-сентябре мы выезжали на глетчер, на две недели для совершенствования техники. То есть идеология заключалась в том, что мы проводили круглогодичный тренинг, в который вкрапливали блоки специальной подготовки. На снегу мы не просто катались, а проводили именно специальные занятия по совершенствованию техники передвижения, в том числе и коньковой. И те девочки, которые потом стали героями России, сумели превзойти по технике тогдашних лидеров мировых лыж, таких как Аунли, Нюккельмё и т.д.

Я несколько лет проработал с девочками, но в дальнейшем не смог найти общий язык с тогдашними главными тренерами команды Ивановым и Быстровым. Дело в том, что я тогда был еще совсем молодым человеком, но лез с какими-то новыми идеями. А эти великие тренеры во главу угла ставили семидневный микроцикл, и шаг влево, шаг вправо от него уже считались методической ошибкой. Мы же с Валентином Самохиным, впоследствии наставником Прокуророва, Смирнова работали в юношеской команде «Дружба». Мы тогда, например, в июне ездили тренироваться в Германию, а немцы приезжали к нам в ноябре в Апатиты: то есть был обмен. И в тот период времени мы многое почерпнули у немцев в организационно-методической работе. Например, модные сейчас креатин-фосфатные тренировки в тот период были в СССР никому не знакомы. Я первым начал применять их под названием «Мульти-пульти». Это 20-30 раз по 10-15 секунд ускорения на роллерах или в имитации с паузой отдыха в 3 минуты. Также мы позаимствовали у немцев скоростно-силовые тренировки на лыжероллерах, круговые тренировки и многое другое. Но Иванов и Быстров тогда были великими тренерами: у них были и Кулакова, и Сметанина, и Савельев, и Бажуков, и многие-многие другие. Но жизнь показала, что новизна всё равно берет своё, и в настоящее время всё это уже стало нормой. Но из-за возникших противоречий мне тогда пришлось продолжить свой тренерский путь в Корее, о чем я подробно рассказывал в своей прямой линии.

Какие из этого следуют выводы. Во-первых, сейчас нам очень нужна правильная методологическая концепция. Необходимо провести семинар для всех зимних видов спорта с подключением российских и, возможно, зарубежных специалистов с целью создания методологии совершенствования техники конькового стиля. Дело в том, что просто приглашение иностранного тренера ничего не даст, потому что техника-то ставится в детском и юношеском спорте. Если в юном возрасте не научить спортсмена правильным движениям, то во взрослом возрасте сделать это будет очень и очень трудно. То есть надо обучать тренеров, а я не помню, чтобы у нас за последнее десятилетие был проведен хотя бы один методический семинар. Большинство тренеров не в состоянии сделать покадровый анализ по периодам и фазам техники лыжных ходов, указать на ошибки. Что касается тренеров по биатлону, то они проводят огромную работу, но просто физически не в состоянии оказаться на рубеже и на трассе одновременно.

Все отчеты, как в лыжных гонках, так и в биатлоне сводятся к перечислению цифр. Это отчеты ради отчета, а в методическом плане, я считаю, мы немного отстали. У нас есть большой опыт старших тренеров, хорошая методическая основа, но необходимо создать общую для лыжных гонок и биатлона концепцию тренировок и подготовки и поставить её во главу угла.

То, в каком направлении сейчас развивается коньковый ход в нашей стране, меня пугает. Я считаю не совсем верным то видение техники, которое предлагает своим спортсменам Юрий Викторович Бородавко, а за ним и другие тренеры, в том числе и сборных команд. Дело в том, что в фазе свободного скольжения нельзя активно выпрямлять опорную ногу (двойное подседание), а многие тренеры учат этому своих спортсменов. Это, на мой взгляд, глубочайшая ошибка, которая у нас закрепляется в летнем периоде, и в соревновательном периоде не все спортсмены могут от неё избавиться. То есть проблемы есть, и проблемы эти очень актуальны, потому что в коньковом ходе мы отстаем. Решается все довольно просто: надо заснять, проанализировать и прийти к общим выводам. Но для этого нужно провести общий семинар. Я сам готов его провести хоть сейчас, если он будет организован спорткомитетом.

Также считаю необходимым отметить одно большое упущение – отсутствие в Москве и Московской области лыжно-биатлонного центра. Дело в том, что сейчас в межсборье спортсменам просто негде тренироваться. В окрестностях Москвы биатлонисту нельзя провести элементарную комплексную тренировку. Знаю, что такие комплексы собирались строить в Одинцово, в Пушкино, но воз, к сожалению, и ныне там.
28 7045 Николай Лопухов 11.05.2010 17:53
Рейтинг: 0 0 0

Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.

11.05.2010 19:02
имхо. если посмотреть на европейцев, то они перемещаются не на столь большие расстояния во время сборов зимой и летом, по сравнению с нашими спортсменами, т.к. все места сбора, как правило в европе. из-за чего им требуется больше времени на то, чтобы быть дома, заниматься каким-то другими вопросами и делами. в период ссср наверно все было организованно гораздо жестче, поэтому спортсмены не выбирали правила игры. сейчас каждый старается сократить время проведенное в разъездах. поэтому конечно надо строить тренировочные базы у нас, причем с хорошей инфраструктурой, это будет существенным плюсом.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
11.05.2010 19:11
Николай Петрович - думающий,грамотный и успешный тренер,что не раз доказали его воспитанники - победители ОИ и ЧМ.Почему бы ему не стать тем специалистом по коньковому ходу в сборной по биатлону(или по лыжам).И зачем нанимать иностранного специалиста, когда у нас есть свои?
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
11.05.2010 19:15
Например, модные сейчас креатин-фосфатные тренировки в тот период были в СССР никому не знакомы. Я первым начал применять их под названием «Мульти-пульти». Это 20-30 раз по 10-15 секунд ускорения на роллерах или в имитации с паузой отдыха в 3 минуты.
 
Середина восьмедесятых годов. Сибирь. Глухая Горно-Алтайская Автономная область. Тренера Мельников, Сафронов и молодые тогда Ефименко и Курносов давольно активно практиковали "мульти-пульти" не подозревая о том что это новация Лопухова. А по поводу ломки техники я согласен, ставится то она в юношеском возросте, спортсмен обрастает мышцами под эту технику и в зрелом возрасте можно только слегка её скорректировать иначе будет совсем швах. Представьте Чепикова или Ханевольда исполняющего технические элементы аля великий и ужастный. Это полный атас!!!
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
11.05.2010 19:19
Андрей Аверин
Иностранный специалист полезен тем, что принесёт чтото новое. Японцы благодаря политике промышленного шпионажа из отсталой милитаристкой державы начала 20 века прорвались на ведущие роли. Иностранный специалист принесёт технологии, в союзе с нашими специалистами переработает методу под условия нашей команды и всё будет тип топ, по крайней мери хотелось бы
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Спасибо редакции за хорошую публикацию. Сказано хорошо - коротко и понятно, без воды. Полезно каждому лыжнику и не только. И, конечно, добрую традицию тренерских семинаров давно пора возродить.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
11.05.2010 19:43
М-да, как всегда: новое - это хорошо забытое старое...

PS. А что это за активное выпрямление опорной ноги? Может кто пояснит...
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Эдуард Иванов А что это за активное выпрямление опорной ноги? Может кто пояснит...
Имеется в виду разгибание опорной ноги в коленном суставе в фазе скольжения (проката)до полного выпрямления. Н.Лопухов говорит о том, что скользить надо на согнутой коленке, без выпрямления ноги и последующего приседания. Угол в коленном суставе в фазе проката - это и есть исходное положение для начала следующего отталкивания ногой, что подразумевает активное разгибание ноги в коленном и голеностопном суставах.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
11.05.2010 22:06
«Необходимо провести семинар для всех зимних видов спорта с подключением российских и, возможно, зарубежных специалистов с целью создания методологии совершенствования техники конькового стиля.»
О чем мы говорим, у Логинова материала нет, Чарковский бедняга по Европе мотается, а Бородавко хитро улыбается, лучших все равно ему отдадут глядишь кто-нибудь и выстрелит. Это руководство ФЛГР.

А люди как Николай Лопухов, у нас в лучшем случае на вторых ролях. В данном даже не на вторых.
ФЛГР его даже не вспоминает, а на девчонках в женской национальной команде нынешний тренер будет учиться.
В не своем виде спорта личности в двойне тяжело. Есть пример Грушина.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Вряд ли двойному подседанию кто нибудь специально учит.. не видят, не понимают,это еще как  то..Лыжи то встают при этом, кто чувствует скольжение и на  кантах не поедет и не будет скакать как блоха на опорной, беречь будет "выкат" после толчка.Это видать полемический задор Лопухова.А то прямо учат.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Были и разработки ВНИИФКа,и семинары ведущих тренеров где выступали тренеры сб.команд и научные работники.Все кануло в лету.Пригласить тренеров добивавшихся в свое время результатов (Грушин,Лопухов,Самохин,Холостов) послушать и поучиться молодым.Пригласить всех желающих и заинтересованных.Вот только ФЛГ этого совсем не надо.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
12.05.2010 06:10
> Имеется в виду разгибание опорной ноги в коленном суставе в фазе скольжения (проката)до полного выпрямления. Н.Лопухов говорит о том, что скользить надо на согнутой коленке, без выпрямления ноги и последующего приседания. Угол в коленном суставе в фазе проката - это и есть исходное положение для начала следующего отталкивания ногой, что подразумевает активное разгибание ноги в коленном и голеностопном суставах

Ух ты? Неужели так правильно?

То есть получается, что нога выпрямляется только при отталкивании? По-моему, многие спортсмены выпрямляют опорную ногу, а потом снова её сгибают - но может это только наши? Надо будет пересмотреть трансляции этого сазона...

А вообще было бы здорово, если бы были изданы какие-нибудь брошюры не для спортсменов, а для простых любителей спорта - как правильно ходить коньком, как правильно питаться, и так далее... А то где простой лыжник-любитель может научиться? Только смотря за техников спортсменов по телевизору. Но это не всегда самый короткий и простой путь.

А ведь потом лыжники-любители прививают любовь к спорту своим детям, которые потом могут пойти в лыжные и биатлонные секции! Так что тут может быть большая польза для спорта, не говоря уж об очевидной пользе для здоровья общества.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
12.05.2010 07:08
Уже очень давно я сам для себя отмечаю, что российские тренеры крайне неохотно делятся своими идеями, мыслями, наработками с коллегами по цеху и лыжниками-любителями. Недавние публикации текстов докладов, сделанных  во ВНИИФКе Каминским и Бородавко, были в этом смысле во многом первыми. Как видите, Николай Петрович вслед отозвался этой своей репликой на скиспорте. Хочется поблагодарить его за это.  
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
2Spartanus (spartanus-mail@yandex.ru) ,    12-05-2010 06:10

Вообще-то еще году в 88-89 купил я какое-то пособие под названием "Лыжный спорт", была там расписана и техника конькового хода с кинограммами.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
12.05.2010 08:39
> Александр Голдаев

Ну так да, но с тех пор прошло больше 20 лет и из того, что я читаю, в том числе на Skisport'е, понятно, что с тех пор техника конькового хода изменилась очень существенно - поэтому даже нашей сборной её нужно менять.

Очень характерно, что для любителей ничего кроме 20-25 летней давности брошюрок нет...
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
12.05.2010 10:33
Леониду Потапову
Иностранный специалист полезен тем, что принесёт чтото новое.
А кто сказал,что это новое будет работать?
Эксперментировать можно долго и не добиться результата. А результат нужен именно сейчас!
Николай Петрович - проверенный,надёжный,успешный тренер. Это он заложил базу таким спортсменкам как: Егорова,Лазутина,Гаврылюк,Тихонова,Нагейкина.
К сожалению, в последние лет 20, ему не дают работать с группой спортсменов больше двух лет,постоянно перекидывают на другие группы,но где бы он не работал - всегда есть результаты. Например Турин-2006: Медведева,Куркина,Баранова - на тот момент были его воспитанницы, и то что он с ними сотворил за ках то пару лет - на мой взгляд - это чудо.
Поддерживаю идею семинаров.
Напрмер Бородавко на последнем отчёте говорил,что в последний год он работал над финишным ускорением, и это со спортсменами которым по 25-30 лет. Что из них можно выжать в этом направлении - мизер. Разве не в 16-20 лет максимально развиваются скоростные качества? Вот и приходится потом тренрам сборной ломать голову, и думать как исправить неисправимое.
А кто то говорил насчет техники, так я постоянно езжу на сборы в Раубичи и там процентов 15 детей только прилично катаются, а остальные такие фуги выделывают...
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
12.05.2010 11:17
Выходить на высокую скорость  коньком можно только на прямых ножках. Поднимая палки,
поднимешь плечевой пояс, грудную клетку и таз. Ножки сами выпрямляются идя в длинный прокат. Конечно, гонка сгибает гонца. Особенно в горки.По этому нужна мощная физика и спец подготовка равновесия на одной ноге. Все остальное, это двух опорное передвижение.  Способные детки скоростное передвижение на лыжах ловят в лет. Конечно отбегав в ДСШ лет пять, семь.  Рецепт конькового хода, каждый тренер имеет свой. Как и свои упражнения. В чем уверен абсолютно, творческие способности наших тренеров безграничны.  
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
12.05.2010 11:36
Понравилось фото Николая Петровича Лопухова с загаром цвета кирпича. Настоящий загар, настоящего тренера.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
2 Spartanus (spartanus-mail@yandex.ru) ,    12-05-2010 08:39
Ну так да, но с тех пор прошло больше 20 лет и из того, что я читаю, в том числе на Skisport'е, понятно, что с тех пор техника конькового хода изменилась очень существенно - поэтому даже нашей сборной её нужно менять.

Думаю, что даже для продвинутого любителя овладения техникой образца 88 года более чем достаточно. А интересно, насколько устарела сейчас техника Свана, Вассберга, Могрена? И потом, сейчас ведь в Интернете
полно роликов, и здесь была ссылка даже на методические фильмы, правда там тоже до 90-го года. Но наверняка в Сети можно найти
и более поздние материалы с разбором техники.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Лицо у него ближе к земле,но,душа,как видно,светлая и чистая.Петровичу хочется верить.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
При всём уважении к заслугам нельзя согласиться с таким взглядом.
-Большой вопрос целесообразности приведённых упражнений (да, они уникальны, но насколько эффективны? И потом: "придумали упражнения" и "разработали" - это две большие разницы).
-Простая видеосъёмка с последующей разбивкой на фазы и анализ конечно неплохо, но мало. В современных условиях для этого нужна группа "умников", которые обвешают датчиками спортсмена с головы до пят снимут ускорения и скорости различных частей тела спортсмена и привяжут полученные параметры к видеосъёмке.
- Общая концепция  тренировок тоже в современных условиях не прокатит - исходная база очень маленькая, где вероятность того, что среди этой базы найдётся спортсмен (вся сборная) на 100 процентов соответствующий данной концепции? Фактически только индивидуальная работа с каждым спортсменом может дать максимальную эффективность, а таких условиях о какой общей концепции может идти речь?
- Конкретная претензия к выпрямлении ноги в фазе скольжения тоже спорный вопрос, если это грубая ошибка, то тогда и результаты ребят были бы в последних десятках протоколов, а этого между тем нет. На каких исследованиях основан этот вывод?
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Сначала не могла понять, что значит двойное сгибание ноги, ну чайник - что с меня взять то :)
А вот сегодня смотрела как дочь встает на ролики (2-й раз каталась) и поняла, что у нее как раз появляется это двойное сгибание - все время норовит выпрямить ногу. Для коньков это совершенно противоестественно. Если вспомнить конькобежцев и фигуристов - они в скольжения все время остаются на одной высоте.  
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
00
13.05.2010 16:21
Наст,
его в реале не встречал, но имхо фотка неудачная и судить по ней о цвете нельзя
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
maleх
я встречал в августе 2009. Цвет лица  примерно такойже, немного потемнее.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
14.05.2010 12:48
"Также считаю необходимым отметить одно большое упущение – отсутствие в Москве и Московской области лыжно-биатлонного центра. Дело в том, что сейчас в межсборье спортсменам просто негде тренироваться. В окрестностях Москвы биатлонисту нельзя провести элементарную комплексную тренировку." Ну да, если учесть, что московская СДЮШОР имеет базу на краю тверской области и сидеть там, как видимо,Николаю Петровичу поднадоело. а может ещё по каким причинам Врево его уже не устраивает и подумал он, а не  замахнуться ли нам на Вильяма нашего Шекспира (ну сами понимаете, какая территория тут имелась в виду)
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Иван Протасюк
Группа Лопухова во Врево появляется 2 раза в год. На зимней и осенней Москве. больше их там нет. да и цены там такие, что проше в финляндию или Эстонию съездить
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
14.05.2010 20:20
2 Виталий Чекаленко "да и цены там такие, что проше в финляндию или Эстонию съездить" А что вы думаете в "окрестностях Москвы "дешевле будет, чем во Врево? А главное для кого?
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
я так думаю, что Николай Петрович говорит не про биатлонный комплекс, куда нужно заселяться и жить там по 2  недели, а про стрельбище, куда 2 раза в неделю можно приехал на тренировку пострелять и побегать.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
14.05.2010 23:25
ВОЗРОЖДЕНИЕ. Разбор полётов.
http://www.skisport.ru/news/index.php?news=10132 Лопухов
http://www.skisport.ru/news/index.php?news=10106 Александр Головачёв
http://www.skisport.ru/news/index.php?news=10096 Ю.Каминский
http://www.skisport.ru/news/index.php?news=10080 Л.Егорова
http://www.skisport.ru/news/index.php?news=10076 С.Нагейкина
http://www.skisport.ru/news/index.php?news=10029 Ю.Каминский
http://www.skisport.ru/news/index.php?news=9978 Т.Ревина
http://skirun.ru/2010/03/24/tasks-for-federation-president/ Парняков-задачи
http://www.skisport.ru/news/index.php?news=9880 Легков
http://www.skisport.ru/news/index.php?news=9873 Н.Крюков
http://www.skisport.ru/news/index.php?news=9872 Письмо президенту
http://www.skisport.ru/news/index.php?news=9871 Отставка Логинова
http://www.skisport.ru/news/index.php?news=9866 Швейцария-опыт
http://www.skisport.ru/news/index.php?news=9824 Каминский
http://www.skisport.ru/news/index.php?news=9727 Немец
http://www.skisport.ru/news/index.php?news=9718 Ал. Завьялов
http://www.skisport.ru/news/index.php?news=9716 Вл. Воронков
http://www.skisport.ru/news/index.php?news=9702 В. Парняков
http://www.skisport.ru/news/index.php?news=9697 Логинов
http://www.skisport.ru/news/index.php?news=7637 Ан. Бояринов
http://www.skisport.ru/news/index.php?news=8036 Ан. Бояринов-2
Ссылка Рейтинг: 0 0 0