Автор книги - основатель и руководитель мультиспортцентра "Лидия" из Санкт-Петербурга Александра Тюличева. Мультиспортцентр "Лидия" - давний партнер нашего сайта. Когда-то он начинал с совсем небольших групп, выезжавших в Вуокатти, а сегодня клуб развился настолько, что предлагает целый обширный календарь сборов. Не без удивления узнал я, заглянув на официальный сайт клуба, о том, что "Лидия" проводит теперь свои сборы и организует поездки на соревнования в Финляндию и Эстонию, Италию и Австрию, Чехию и Швецию, не говоря уже о России…
Вот, например, как выглядит график сборов и соревнований этого сезона:
19-24 июля - Вуокатти, Финляндия
4-11 августа - Демино, Россия
20-29 августа - Нове-место-на-Мораве, Чехия -Рамзау-ам-Дахштайн, Австрия
4-18 ноября - Рамзау-ам-Дахштайн, Австрия. Сбор в рамках Австрийской лыжно-биатлонной Академии - подробности
2-9 декабря - Малиновка, Архангельская область
23 декабря - 8 января - Пярну, Эстония
20-29 января - Сенкт-Мориц, Швейцария - Трентино, Италия (Марафоны La Diagonela и Marcialonga)
25 февраля-4 марта - Сален, Швеция (Марафон Vasaloppet)
18 - 31 марта - Вуокатти, Финляндия (Марафоны Vuokatti Hiihto и Kainuu Sprint)
* * *
Недавно Александра Тюличева написала и выпустила собственную книгу "Технология совершенствования двигательных действий лыжника-гонщика (методические секреты)". Предлагаем вам ознакомиться с её содержанием и первой главой этой книги. По всем вопросам относительно книги обращайтесь, пожалуйста, по почте skiclab@mail.ru или заполните форму обратной связи на сайте клуба.
* * *
Цель физического образования – приобретение умения сознательно управлять своими движениями, «приучаться наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую работу или действовать изящно и энергично» (П.Ф.Лесгафт). Петр Францевич отметил основные моменты, о которых необходимо помнить, когда мы говорим о технике.
Спортивная техника – это эффективная биомеханическая система, цель которой – преобразование одного вида энергии в другой. Если она правильно выстроена–она эстетична, в этой эстетике – энергия и лёгкость. Создание такой системы спортсменом – прежде всего образовательный процесс, который включает в себя овладение знаниями о закономерностях системы, умениями управлять биомеханической структурой и навыками точного исполнения элементов – составных частей целостного двигательного действия.
Если при становлении технического мастерства упущен хотя бы один компонент, совершенствование мастерства спортсмена нельзя считать полноценным. Нами отмечено, что тренеры склонны недооценивать в первую очередь передачу спортсменам знаний (в отличие от умений и навыков). Многие спортсмены, не имеют представления о механических законах, лежащих в основе спортивной техники, а потому не способны достаточно эффективно управлять своей биомеханической системой в меняющихся условиях, она достаточна «косная» и лишена количества вариаций, необходимых для сохранения ее эффективности при изменении этих условий.
Иначе говоря, усилия и тренера, и спортсмена сосредотачиваются на формировании умений и навыков исполнения отдельных элементов, не связанных представлениями о работе системы в целом, это приводит к отсутствию учёта антропологических особенностей спортсмена и «выпадению» отдельных элементов из контекста эффективного движения в целом. Спортсмен зацикливается на копировании отдельных элементов техники успешных коллег .
С подобными проблемами сталкиваются также спортсмены-любители, которые не имеют возможность получить необходимые знания у специалиста.
Петр Францевич ещё в начале 20 века вывел постулат о минимизации энергетических затрат и затрат времени и максимизации произведенной работы. На законах физики построен механизм, который способен или усилить ту силу, которая вкладывается организмом спортсмена в работу, или наоборот, уменьшить её, родить противодействие. Оценить всю силу механического взаимодействия можно на примере ветра – при ходьбе, прилагая равные усилия, человек будет передвигаться очень медленно, если ветер направлен в противоположную движению сторону, или примерно в 1,5 раза быстрее, если ветер «в спину». Но человек и сам способен выступать в роли природной силы, мешая собственному движению. А препятствует своему движению человек, нарушающий, по незнанию, законы этого движения.
В передвижении на лыжах каждое неверное двигательное действие, в котором спортсмен рождает противодействие двух разнонаправленных механических сил, рождает ощутимое замедление при равных приложенных усилиях. И чем выше квалификация спортсмена, тем дороже ему обходятся такие ошибки, поскольку даже сотые доли секунды могут стоить призового места.
В данном случае задача тренера сродни задаче инженера – мы должны сформировать идеальный двигательный механизм, который будет трансформировать потенциал внутренних сил спортсмена в движение. Энергия мышечного сокращения должна наиболее полно переходить в движение, не растрачиваясь на противодействие между звеньями тела и не рассеиваясь во внешнюю среду. При этом данный механизм должен обладать большой вариативностью, то есть адаптироваться к изменению параметров внешней среды и внутреннего состояния спортсмена.
Прежде чем начать формировать механическую систему, мы должны определить те требования, которым она должна отвечать, чтобы быть эффективной. И как мы уже отметили, не только тренер, но и спортсмен должен обладать знаниями о принципах работы механической системы, чтобы полноценно выполнять свои задачи и обеспечивать эффективную обратную связь с тренером.
Важное требование – соответствие системы следующим принципам:
1. Принцип сохранения импульса. Вспомним устройство маятника – движение, основной движущей силой которого является инерция. Достаточно задать маятнику лишь начальное ускорение, а затем движение будет «обслуживать само себя». В циклической деятельности мы можем с успехом использовать этот принцип.
Поскольку, в нашем случае, посредником между нашей механической системой (спортсменом) и внешней средой (трассой) являются лыжи, именно по работе лыж мы можем оценить эффективность этого взаимодействия. Если инерция используется эффективно и полно, лыжи будут двигаться без заметных замедлений и ускорений, скорость их движения по снегу, от начала до конца цикла, будет почти одинаковой . Причём в попеременном классическом ходе, несмотря на фазу остановки лыжи, должно также создаваться впечатление непрерывности движения, так как тело спортсмена будет продолжать двигаться вперед даже в момент сцепления колодки со снегом, когда мы имеем фазу остановки лыжи, но при этом спортсмен будет совершать движение относительно опоры.
Если мы наблюдаем изменение скорости движения лыж внутри цикла, это означает, что за счёт ошибки в двигательном действии лыжа сначала потеряла инерцию, и далее спортсмен вынужден компенсировать эту потерю. Позже мы видим увеличение её скорости, но уже не за счёт пассивных сил инерции, а за счёт траты внутренних мышечных сил спортсмена. Другими словами, растраченную пассивную силу спортсмен компенсировал мышечным усилием, потратив на это свою энергию, при этом имел место «разрыв» между двумя компонентами – сначала почти закончилось и обнулилось действие пассивной силы, а затем активными силами пришлось сдвигать всю систему с «мертвой точки».
Поскольку лыжи взаимодействуют со снегом, сила трения скольжения будет препятствовать инерционному импульсу. Силу трения мы можем уменьшить, снимая вес на палки и регулируя распределение веса по поверхности лыжи.
Задача движений спортсмена так перенаправить пассивные силы путем изменения положения общего центра масс, чтобы при переходе ОЦТ из одного положения в другое заложенная инерция встречала наименьшее сопротивление силы трения и других сил и наиболее полно сохранялась за счёт этого.
2. Принцип отсутствия статических положений. Этот принцип вытекает из предыдущего. Мы определили, что для сохранения инерции необходимо постоянное движение системы. Если движение прекращается, инерционный импульс пропадает. Тело спортсмена каждое мгновение меняет своё положение относительно лыжи. Даже при остановке толчковой лыжи в классическом ходе маховая лыжа и все звенья тела спортсмена продолжают своё движение. Следовательно, если при изменении некоторых звеньев системы одно или несколько из них остаются в статическом положении, соотношение сил внутри системы нарушается. Важно помнить, что каждый сустав спортсмена, задействованный в системе, должен находиться в динамике и что остановка подвижности в работающем в данный момент суставе вызывает нарушение целостности движения и, как следствие, потерю импульса внутри системы.
Задача спортсмена в каждое мгновение так перенаправить движение элементов системы, чтобы не нарушалось их взаимодействие и гармония.
3. Принцип добавления активных сил мышц к пассивным внешним силам.
При необходимости увеличения скорости передвижения, первой возникающей ассоциацией является увеличение силы отталкивания, но на самом деле, как это ни удивительно, увеличение скорости необходимо начинать с увеличения воздействия пассивных сил, за счёт большего вывода общего центра масс вперед за площадь опоры. Тем самым, увеличивая пассивную тягу, мы создаем условия для реализации более мощного отталкивания, которое должно быть приложено к инерционным силам, а не наоборот. Спортсмен не должен прерывать преждевременным отталкиванием процесс действия пассивных сил, нельзя допускать, чтобы началось поглощение мышечным усилием инерционных сил. В этом случае он, возможно, и достигнет того же результата по полученной скорости, но это потребует гораздо больших энергетических трат. Гораздо продуктивнее, когда пассивные и активные силы суммируются. В этом случае спортсмен в фазе работы пассивных сил получает период отдыха, а усилие, заложенное в меньшую единицу времени, априори становится более мощным.
4. Принцип сокращения времени отталкивания ведет к увеличению мощности и вытекает из предыдущего принципа. Необходимо стремиться к сокращению времени отталкивания и освобождению времени на фазу расслабления. Визуально это выглядит как «точечное» отталкивание, видна четкая граница между работой мышц и их расслаблением.
5. Принцип уменьшения трения в фазе постановки лыж. Каким бы мощным ни было отталкивание, силы трения могут поглотить большую часть этого усилия, поэтому спортсмену следует позаботиться о том, чтобы лыжа при постановке на снег, не оказалась резко загружена весом тела. Для решения этой задачи спортсмен использует палки. Именно поэтому в одновременном двухшажном коньковом ходе, основной и предварительный шаг оказываются не равными – тот шаг, который осуществляется без опоры на палки, является менее эффективным и его участие в общем цикле движений сокращено.
6. Принцип максимального приложения сил до постановки лыжи на снег. Этот принцип также связан с предыдущим и смысл его заключается в том, чтобы усилия, которые должны реализоваться в скорость движения лыжи по снегу были заложены в потенциал лыжи за мгновение до её постановки на снег. Другими словами, при соприкосновении лыжи со снегом и получении сопротивления сил трения лыжа должна быть уже «заряжена» импульсом от пассивных и активных сил.
7. Принцип концентрации всех сил в одной точке. Для того, чтобы весь выработанный спортсменом потенциал максимально получил свою реализацию в движении лыжи, все силы должны сойтись в одной временной и пространственной точке для их суммации. Если силы будут подключаться постепенно, потенциал одной силы будет уже угасать при максимальном развитии потенциала другой, то же и с пространственной составляющей – если силы будут локализованы в пространстве не кучно, не произойдёт их полноценной аккумуляции. Спортсмен должен чётко представлять точку приложения сил в пространстве и времени, чтобы максимально полно решить двигательную задачу. Этот принцип сродни мышечному сокращению, ведь наибольшая сила проявляется тогда, когда последовательное сокращение всех мышечных волокон максимально сгруппировано в ограниченное время.
8. Принцип взаимообусловленности. При изменении одного компонента системы в той же пропорциональной зависимости должны меняться и другие. То есть, например, изменение угла в каком-либо суставе для увеличения силы тяги ОЦТ вперед должно сопровождаться пропорциональными изменениями в других суставах, или изменение скорости движения или амплитуды любого из элементов должно повлечь за собой коррекцию всех остальных элементов в том же параметре.
9. Принцип жёсткой связки отдельных элементов. Движение в лыжных гонках основано на непрерывном взаимодействии спортсмена с окружающей средой. Активные силы мышц, закладываемые в отталкивание, взаимодействуют с внешней средой и реализуются в продольном движении. Импульс силы должен передаваться по системе тело-палки-трасса-нога-движение-тело. Если в любом компоненте этой системы нарушается жесткость, импульс энергии рассеивается и не может быть в полной мере передан следующему звену.
Итак, подведем итог. Общая структура механической системы движений должна обеспечивать непрерывное и равномерное движение, без резких рывков, замедлений и ускорений. Активные силы должны быть приложены к пассивным, а не наоборот. Необходимо добиваться временной минимизации периода отталкивания, отталкивание должно быть «точечным», а фаза расслабления преобладать в цикле хода. Приложение сил должно осуществляться до постановки лыжи на снег и включения сил трения, усилия, идущие от различных звеньев тела должны быть локализованы в одной временной и пространственной точке. При изменении какого-либо структурного компонента все компоненты должны быть изменены в пропорциональной зависимости для сохранения структурного рисунка системы. Важно следить, чтобы при передаче энергии от одного звена тела к другому не нарушалась траектория межсуставного прохождения энергетического импульса. Соблюдая эти принципы, можно создать модель технического действия для каждого спортсмена и в различных внешних условиях реализации двигательного действия. Так же при диагностике, по данным параметрам можно определить источник той или иной технической ошибки.
Теперь необходимо разобраться как той или иной принцип будет отражаться на практике. Тренер и спортсмен могут оценить, не были ли нарушены основные закономерности, проанализировав нижеописанные признаки.
Показателем эффективного и экономичного движения будет служить плавность и непрерывность всех действий, элементы должны менять своё расположение пропорционально друг другу, и одномоментно во времени, то есть не должно быть отставания во времени начала изменения пространственного положения элементов относительно друг друга. Визуально это выглядит как отсутствие рывков, замедлений и резких ускорений различных компонентов движения.
Обычно рывки и резкость движений вызваны тем, что при постоянной величине движения элементов относительно друг друга один или несколько компонентов оказываются в неподвижном положении в какой-то момент времени. Поскольку остальные элементы уже изменили своё положение, отставшему за счёт «обездвижения» элементу приходится догонять остальные для прихода на своё место в системе. Это приводит к тому, что, как правило, отставший элемент не успевает уже в точности придти в своё место, кроме того, резкое движение, рожденное попыткой «досыла», ведет к увеличению воздействия силы трения на лыжу и ухудшению скольжения.
Для того, чтобы устранить эти ошибки, во-первых, следует исключить момент статики в работающих суставах. Причиной появления этого момента статики часто служит желание спортсмена увеличить фазу отдыха и уменьшить частоту движений.
Рассмотрим очень распространенную ошибку в коньковом ходе, которая проиллюстрирует нарушение принципов. Для примера рассмотрим ситуацию, возникающую в коньковом ходе, в которой увеличения времени проката на лыже можно добиться двумя способами. Сначала дадим вербальное описание.
1.Выполнив приход на опорную лыжу, спортсмен задерживается в статическом положении над лыжей, «выиграв» тем самым время, проведенное в прокате и в положении отдыха, а затем делает резкое смещение и отталкивание
2. Спортсмен сразу начинает смещение с опорной лыжи после ее постановки, но делает это движение очень медленно, во много раз «растягивает» само смещение во времени, и за счёт хорошего упора и воздействия центробежной силы, может расслабить мышцы.
Время нахождения лыжника в фазе проката, длина проката в этих обоих случаях может быть одинакова, только в первом случае оно будет иметь вид «статическое положение в первой фазе проката + резкое смещение во второй фазе проката», а во втором случае «плавное смещение от начала до конца фазы проката».
В первом случае, лыжник потеряет большую часть импульса, который был вложен в предыдущее отталкивание, «застоявшись» на лыже, ведь в это время на него не действует ни одна сила, которая бы способствовала разгону лыжи, действует только сила трения, которая поглощает инерцию. В момент, когда инерция стремится к нулю, мы наблюдаем заметное замедление лыжи. Поскольку в этом случае спортсмен имеет необходимость продолжать движение, он, после момента замирания в статике, резко подводит все звенья на следующий шаг, что ещё больше увеличивает воздействие силы трения, после чего, растратив почти все пассивные силы, вынужден всё это компенсировать активным отталкиванием мышцами.
Во втором случае, лыжник плавно перенаправляет все имеющие импульсы в сторону следующего шага. Уже с момента постановки лыжи, силе трения начинает противодействовать сила, вызванная смещением веса, то есть лыжа не имеет фазу пассивного «стояния», она тут же начинает активно работать на отталкивание. Для лыжника это не ведет ни к растрате мышечных сил, ни к дальнейшим резким действиям, все элементы гармонично перераспределяются относительно друг друга, но при этом нарушения, разрыва структуры, как в первом варианте, не наблюдается.
При передвижении спортсмена разница между этими вариантами может быть уловима только опытным глазом, однако при получении раскадровок или при просмотре замедленной съёмки любой тренер или спортсмен сможет выявить неверные фазы.
Проиллюстрируем вербальное описание раскадровками (Рис. 1). Слева представлены фрагменты действий российского лыжника, справа –норвежского.
Мы видим, что российский спортсмен «застоялся» на лыже, его вес давит на скользящую поверхность, лыжа в этот момент испытывает трение и замедляется, кроме того он вынес руки в сторону, уже завершенного правого шага. В следствие этого, далее он не смог эффективно обработать левый шаг – смещение началось очень поздно и из-за это было выполнено больше за счёт колена, нежели за счёт бедра. Если мы будем рассматривать тазобедренный сустав, то увидим, что сгибания в нём практически нет, а если проведем вектор и проверим, существует ли жесткая связь между стопой и корпусом, то будет очевидно, что вектор усилия «бьёт» в воздух. Отсюда мы видим и очень широкую постановку рук, правая рука в таком положении не может обеспечить оптимальную жёсткость.
Действия норвежца на первый взгляд сходны. Но только на первый взгляд.
Норвежец не демонстрирует никакого «застаивания», напротив, опираясь на левую скользящую лыжу, в смещении, он занимается обработкой предстоящего правого шага – постановка палок сориентирована так, что ровно посередине между ними оказывается не уже стоящая, левая нога, как у россиянина, а пространство для постановки правой ноги. В следствие этих действий и своевременной отработки смещения в тазобедренном суставе, механическая система у норвежца оказывается замкнутой – вектор, направленный от стопы, попадает ровно в плечо. Мы видим также равное расположение палок относительно плеч, спортсмен как бы «входит» в ровный коридор из палок, система получается абсолютно жёсткой.
В приведенном примере – ошибка 95% российских лыжников, для устранения которой необходимо поставить следующую задачу: «после постановки лыжи на снег, корпус и руки сразу же, хоть и очень медленно, начинают перемещаться в зону «пустого места» куда только ещё встанет на следующий шаг маховая нога».
Конечно, с точки зрения координационной подготовленности, первый вариант гораздо легче в исполнении, чем второй, так как навык сохранения баланса на опоре, которое позволяет совершать прокат в статической позе, развить проще, тем тонкие регуляторные механизмы дозированного отклонения от опоры. Неопытные тренеры и спортсмены зачастую начинают обучение с формирования способности удерживать равновесие в статической позе, развитие этого качества приобретает опасный характер доминанты, препятствующей усвоению навыков смещения. Мы не отрицаем важность навыка удержания баланса на динамической опоре при нахождении ОЦТ над опорой, но этот навык не может доминировать на всём протяжении фазы проката. Поэтому и в структуре тренировок следует соблюдать дозировку упражнений для развития этого навыка в соответствии с реальной ролью этого навыка в движении. Иными словами, если количество повторений таких упражнений превышает количество двигательных действий, воспроизводящих общий рисунок хода, это изначально смещает акценты, формирует неверный двигательный стереотип и ломает саму основу движения. Усвоение общего рисунка движения первично по отношению к совершенствованию отдельных элементов, чтобы избежать риска разрушения отдельным элементом общей гармонии. Если говорить о приведенном выше примере, то преждевременное формирование «длинного» проката, который достигается застаиванием над лыжей, разрушает основу структуры двигательного действия и непрерывного движения.
Мы упомянули о том, что вариант проката с отклонением от динамической опоры наиболее рационален. В то же время мы отметили, что с точки зрения координации это выполнить сложнее.
Стоит отметить, что в базовой структуре хода, при верном исполнении этого элемента, практически достаточно работы только смещенным весом. Если же необходима прибавка в скорости, то к смещенному весу добавляется активное отталкивание мышцами. Поскольку всегда приложить силу отталкивания к уже движущемуся телу легче, нежели сдвигать тело с места, то отталкивание мышцами должно быть приложено к силам смещенного веса. Спортсмен должен начать движение пассивно, а приложить мышечное усилие в тот момент , когда за счёт смещения туловище набирает скорость. Важно учитывать, что в определенный момент движение центра масс поменяет своё направление с горизонтального вектора, на вектор «сверху вниз», то есть в определенный момент смещение превратится в «завал». Здесь очень важно определить, в какой момент пора начинать приложение сил – с одной стороны, мы должны успеть получить максимальный разгон от смещенного веса, с другой стороны, не позволить уйти корпусу вниз в «завал». Любое смещение после определенной точки перерастает в завал, и именно в этот пограничный момент спортсмен должен направленным усилием мышц подхватить эту силу и направить движение далее параллельно опоре. Если мы говорим о базовом варианте, в котором мы работаем больше инерцией, нежели силами мышц, то за мгновение до изменения вектора должен последовать приход на опору, в этом случае сама опора реализует движение в продольном направлении.
Как показывает практика, только в небольшом проценте случаев спортсмен совсем физически не способен выполнить требуемое двигательное действие. Это обычно касается спортсменов невысокого уровня, начинающих, у которых координация и мышечный тонус – пока слабое место. Если речь идёт о человеке с квалификацией, даже имеющим мешающие, неверные стереотипы, успех его переучивания главным образом зависит от точности постановки двигательной задачи. При этом спортсмен сможет перестроить структуру, пусть она и не сразу окажется достаточно точной и гармоничной, при этом, параллельно, для совершенствования вновь созданной структуры необходима работа с устранением мешающих связей, разработкой связей, отвечающих за движение суставов.
Рассмотренные закономерности, с некоторыми особенностями, будут справедливы для всех коньковых способов передвижения на лыжах, так как в их основе лежит работа смещенным весом – основной компонент коньковых ходов.
В коньковых ходах отталкивание осуществляется в сторону, поэтому на первый план выходит поперечное смещение, в классических же отталкивание направлено вдоль движения, поэтому здесь необходимо реализовывать непрерывность и плавность импульса в продольном направлении.
В классическом стиле для выявления того, не «сломана» ли основа техники обратить внимание следует на следующие нюансы. С точки зрения механики должна наблюдаться «параллельность» линий голени тела в момент подседа (Рис.2). При этом тяга ОЦТ должна быть направлена вперёд. Момент подседа в классике аналогичен моменту смещения в коньке – если в этой фазе векторы не складываются в нужную систему, можно говорить о наличии ошибок и в других фазах, и о разрушении основного звена техники.
Перед спортсменом стоит задача не только верной состыковки отталкивания с пассивными силами, но и оптимизация отталкивания во времени. Если взять цикл со стандартной длиной и разобрать его структуру, опять же может наблюдаться различное соотношение напряжения и расслабления внутри цикла. Более техничный спортсмен при равных показателях времени, длины цикла и относительной величины приложенного усилия будет иметь меньшее время, затраченное на отталкивание, и большее, затраченное на расслабление, тем самым такой технический рисунок будет требовать меньше затрат энергии. Визуально это выглядит как «точечность» фазы отталкивания.
Эффект «точечности» достигается в приведении всех элементов в одну пространственную и временную точку. То есть все структурные звенья должны начать изменять своё положение одновременно и с одной скоростью, как мы указывали выше, при разговоре о непрерывности и плавности движения, и, одновременно придти в одну точку, где будет сконцентрировано отталкивание. Эта точка будет находиться над лыжей, далее, все силы, приведенные в это пространство, передаются на скользящую опору, через звенья тела спортсмена. При этом важно, чтобы система в этот момент не потеряла жёсткость. Такую жёсткость обеспечивает положение костей, которое формирует некий стержень, по которому энергия с тела спортсмена передается в движение скользящей опоры.
Как мы уже указывали, «зарядить» лыжу этими силами необходимо до постановки на опору, а также снизить действие сил трения путём переноса веса тела на палки. Палки тут будут играть двойную роль: с одной стороны, снимут давление веса тела на опору, а с другой стороны, переведут силу тяжести в продвигающую вперед силу. Спортсмену важно верно формулировать двигательную задачу – палки в первую очередь выполняют функцию опоры, не стоит их преждевременно отталкивать назад, в этом случае мы получаем потерю опоры, энергия не может уйти в неё. Следует максимально зарядить вес тела в палки, чтобы он отработал пассивно на продвижение тела вперед. При правильной работе палок не должно быть траектории «прямого угла». Угол, который возникает при резком перенаправлении усилия, вызывает «мертвую точку» и потерю почти всей энергии, вложенной на замахе. Вектор приложения силы спортсмена при соприкосновении штыря с опорой не должен резко менять своё направление из вертикального в горизонтальное. Здесь также должен действовать принцип непрерывности движения и отсутствия рывков. Визуально траектория штырей палок должна иметь вид равномерной дуги от момента замаха их в воздухе до снятия с опоры. То есть в момент постановки палок на снег не должно быть «разрыва» части движения штырей по воздуху и после соприкосновения с землёй на опоре должны быть единым целым без изменения темпа и рисунка в момент стыка этих частей.
При любом переходе импульса с внешней среды на тело спортсмена и обратно на опорно-двигательный аппарат будет наблюдаться достаточно интенсивное воздействие сил. Для того, чтобы переводить эти силы между системами, а не растрачивать энергию, необходимо обеспечить достаточную жесткость. Такую жёсткость может дать верное положение костной системы. При переходе импульса от тела спортсмена на лыжу передача сил идёт через ногу, тем самым мы должны обеспечить оптимальное положение костей в голеностопном и тазобедренном суставах. При передаче импульса от внешней среды (при взаимодействии опоры и веса спортсмена, посредством палок) необходимо обеспечить жёсткость в локтевых и плечевых суставах.
Рассмотренный выше блок общих знаний в обязательном порядке должен быть донесен до спортсмена.
Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.
А вдали сзади суперэффективный Сундбю вроде. Не знаю что за гонка, но судя по раскладу опять без медали.
Косо-криво лишь бы живо!8)
217.197.250.80
Расписание сборов выглядит как ссылки, а не нажимается даже "Подробнее
В отличие от известного теоретика техники ЛХ М. Рудберга, все как говориться "...кратко ясно лаконично".
Понятно даже чайнику.
С нетерпением ждем продолжения публикации глав этой книги.
Спасибо за положительные отзывы! Отмечу, что без исследований Михаила Рудберга этой книжки бы не было, до всего доходили через анализ его материалов, в первую очередь, соединяли с практикой...А понятное изложение - это просто опыт донесения информации до большого количества людей с различными типами восприятия реальности, не более того
1) Если в фазе проката и подготовки к новому толчку очень медленно наклоняться корпусом внутрь, то выносить руки вперед тоже очень медленно? Не потеряем ли мы при этом эффекта от маха рук и выноса корпуса вперед при этом? Но резкий мах возможно загрузит прокатную лыжу сильнее. Как оптимально то?
2) Про мах ногой не понятно тоже как лучше - чем больше мах - больше шаг, но при этом новая лыжа загружаться и значит тормозиться будет сильнее, особенно если наскок на нее будет, чем если ее ставить прямо под себя плавненько, но при этом уже шага не будет.
3) Про вариативность техники тоже непонятно - все пишут свое описание конькового хода и считают его верным, но не пишут для каких условий оно по их мнению оптимально (например для равномерного хода в марафоне или спринтерского ускорения на финишной прямой). Или вот еще про вариативность - бывают весной трассы на марафонах в кашу - как по такой трассе идти с коротким акцентированным толчком? Есть ли какие-то грамотные рекомендации на этот счет как-то продлить толчек или увести его из вертикальной в горизонтальную составляющую больше? (Лично я иногда пытаюсь больше голень включать.)
4) Хотелось бы узнать про способы самоконтроля правильности исполнения техники собственно в процессе самой езды (без тренера или видеофиксации). Наверно что-то в стиле самоощущения при выполнении элементов техники от опытного спортсмена.
Спасибо, Александра. Ваша статья порадовала, нет времени на подробное изучение пока. С вас книга, а я вам подъемный КОДХ через месяц пришлю.
Если в фазе проката и подготовки к новому толчку очень медленно наклоняться корпусом внутрь, то выносить руки вперед тоже очень медленно? Не потеряем ли мы при этом эффекта от маха рук и выноса корпуса вперед при этом? Но резкий мах возможно загрузит прокатную лыжу сильнее. Как оптимально то?
Про мах ногой не понятно тоже как лучше - чем больше мах - больше шаг, но при этом новая лыжа загружаться и значит тормозиться будет сильнее, особенно если наскок на нее будет, чем если ее ставить прямо под себя плавненько, но при этом уже шага не будет
Хотелось бы узнать про способы самоконтроля правильности исполнения техники собственно в процессе самой езды (без тренера или видеофиксации). Наверно что-то в стиле самоощущения при выполнении элементов техники от опытного спортсмена.
1. При постановке ноги, чувство, что внутри тела проходит жесткий "стержень" который "попадает" в стопу (только это не значит, что тело при этом "свечкой", оно наклонено, но держится жестко). Есть корпус и нога, а между ними жесткость обеспечивает таз, он не должен "провалиться" назад .
2. При смещении этот стержень мы должны чувствовать между стопой и противоположным плечом (ощущение, что плечо "упирается" в стопу, опять же упор проходит через таз)
3. При постановке палок должно чувствоваться напряжение в прессе, первую фазу отталкивания палками совершаем именно прессом ("атакой" тела, как говорят иностранцы).
4. При отталкивании палками должно быть ощущение, что разгоняем "опорную лыжу, которая находится в упоре"
Примерно такие основные моменты, но всё зависит от спортсмена и от того, как он чувствует своё тело...
По рефлекторным связям - задача тренера в том, чтобы сформировать необходимые подсознательные рефлекторные дуги, именно этим и отличается координированный спортсмен от некоординированного. И суть в том, чтобы спортсмен шёл от ощущения своего центра масс и выстраивал, систему движений так, чтобы этот центр масс работал эффективно, в первую очередь. Делает он это, формируя соответствующие суставные углы. Информацию о отклонении центра масс спортсмен "снимает" от суставно-мышечной проприорецепции. Активные действия должны соответствовать движению центра масс (это не исключает, что в перемещении центра масс принимают участие и голеностопный, и коленный, и тазобедренный суставы) , в первую очередь, это основа эффективной техники. Квалифицированный спортсмен должен управлять ВСЕМИ своими движениями, на осознанном уровне или подсознательно, именно на этом и строится координационная работа, это современный спорт.
Александра , и вновь ни какой конкретики, крове ваших традиционных - должен управлять ВСЕМИ...задача тренера сформулировать подсознательные рефлекторные дуги...и вновь должен и вновь задача. но каким образом тренер должен решать все эти задачи ни слова...
такой вот пример. все мы видим невооружённым взглядом , как Женя Гараничев наносит левой ногой удары сверху вниз лыжей о снег ( тихий ужас), передвигаясь одновременным двухшажным. у него это происходит из-за того, что он подменяет естественные горизонтальные развороты тазобедренных суставов на вертикальные, будто сваи заколачивает...тоже самое и Нортуг демонстрирует.
Александра, лично Вы знаете , как исправить эту ошибку у этих атлетов ?
По классике - первично смещение центра масс, а именно перекат через стопу (картинка этой фазы как раз там в тексте), от него зависит насколько эффективно сработает таз и соответственно насколько широким будет мах ногой. Дело ноги - последнее, несмотря на то что будет ещё выброс голени, с последующим подседом. Отсюда и ошибка тренеров - начинают работать с ногами - а это вершки, а не корешки.
А по поводу работы тренера - собственно тренеры по 6 лет в Университетах и учатся, чтобы искать пути решения этих задачи при работе с данным конкретным спортсменом, и с дугами разбираться, и с рефлексами, и с управлениями движениями. И для спортсмена это процесс многолетний. Конкретика, в Вашем понимании - это предоставление готовых рецептов, а их нет, огорчительно, но это так! Я обозначаю область, в которой нужно работать, а дальше творчество. В данном примере, если нет полного контроля за движениями, проблемы с рефлекторными дугами - развивайте координацию. А конкретно КАК это спортсмен будет делать - один пойдёт акробатикой заниматься, другой на беговых лыжах с горнолыжки слалом даст, третий пополнит арсенал лыжных ходов, которыми он владеет, кому что эффективнее.
Насчёт длины и частоты шагов в классике, разговаривали с Трондом Нистадом по этому поводу (он норвежскую сборную последние 5 лет вёл), так вот Тронд подтвердил, что современная техника идёт к укорочению скользящего шага, и собственно, посомневаться в своём мнении я ещё могу, но когда Тронд говорит "да" это уже перестает быть поводом для дискуссии. Конечно Old school классики - это было красиво, но современная техника другая, потому что лыжи другие. Ну и собственно, чем совершеннее лыжи, тем дальше мы от бегунов.
Михаил, ещё один аргумент не в пользу гараничевских укороченных прыжков.
Н.П. Лопухов мне лично воочию на пальцах разжёвывал, как их победить, т е как заменить эти укороченные прыжки, более широкими выносами маховой ногой без всяких прыжков. до Малышко он достучался с этой биомеханикой. до Гараничева нет. Петрович сказал, что Женя игнорировал все его советы. вот и ваши он тоже пропускает мимо ушей...
и что, в результате, мы видим в исполнении Гараничева ? тараканьи бега с коротким прокатом, что касается одновременного двухшажного...и при всём при этом показывает мировые скорости...какой же Женя потенциал в себе хранит...сколько же у нас нераскрытых талантов...
а может он просто прикалывался, доказывая, что спринтеры побегут быстрее, если укоротят шаг, как у марафонцев. ведь перед ним был кнкурент, то бишь, Вы.
И хотя замедления и ускорения в движениях у нас все же возможны и существуют ближе к граничным положениям и сменах темпа и ритма, но как общую структуру можно это принять за аксиому.
Уже готов свой материал по освоению движений конькового хода, с подводящими упражнениями и вспомогательными средствами, для формирования более точных, правильных и согласованных со всеми звеньями двигательных действий лыжника. С удовольствием приобрету и прочитаю Вашу книгу.
Кто же тогда рецензирует Ваши собственные методические рекомендации?
Забавно, почему Вы предпочитаете участвовать больше в заочных конференциях по региональной экономике , а не в широком кругу профессионального сообщества на спортивных конференциях в профильных вузах и НИИ, как это положено Минобром для нормальных исследователей?
Конечно, площадка "Лыжного спорта" более выигрышна для рекламы своего бизнеса;) . Но претендуя на методологические лавры, хорошо было бы высказываться и на специализированных конференциях, например, ФЛГР тренеров по лыжным гонкам, где не поленились поучаствовать те же М. Рудберг (2015) и критикуемый Вами молодой А. Меликов (2017).
Кстати, про ширину шага в клвссике. Конечно широкий шаг в лыжном понимании хорош, но ровно на столько, на сколько каждый конкретный лыжник может обеспечить условия, чтобы таз (=центр масс) не отстал от опоры, при переходе на маховую ногу. Иначе бег на лыжах превратится в скольжение широкими и глубокими выпадами с соответствующими не эффективными затратами энергии на "вылезание" и этих выпадов.
Александр - спасибо за хорошие вопросы и за отзыв.
Алексей - доказывать мы точно друг другу ничего не будем, это бессмысленно когда разговор идёт на языках "разных поколений". Новое не всегда плохо, надо учиться принимать ход развития нашего спорта как он есть, в конце концов задача тренера одна - сделать так, чтобы спортсмен бежал быстрее, если нужно отказаться при этом от заложенных шаблонов - надо отказываться.
Александра, интересно, с чем же связано Ваше критическое отношение к «Ученым запискам ун-та Лесгафта»?
Кто же тогда рецензирует Ваши собственные методические рекомендации?
Забавно, почему Вы предпочитаете участвовать больше в заочных конференциях по региональной экономике , а не в широком кругу профессионального сообщества на спортивных конференциях в профильных вузах и НИИ, как это положено Минобром для нормальных исследователей?
Конечно, площадка "Лыжного спорта" более выигрышна для рекламы своего бизнеса;) . Но претендуя на методологические лавры, хорошо было бы высказываться и на специализированных конференциях, например, ФЛГР тренеров по лыжным гонкам, где не поленились поучаствовать те же М. Рудберг (2015) и критикуемый Вами молодой А. Меликов (2017).
Никак мне классический попеременный не дается. Еще один вопрос по этому поводу имею: вот смотрю я на некоторых спортсменов как бегут - нет выхода на ногу в прокате - бедро вперед, голень вроде вертикально, потом голень просто под себя и безо всякого подседа прямо из этого положения (голень и бедро уже согнуты, тело даже не колышется) уже толчек! Тут таз сзади опоры в прокате получается, и ногу не выпрямляют вовсе чтобы вылезти из этого выпада. Это так или мне показалось? Если да, то в каких случаях так бегут?
Если речь идёт о движения хорошего классиста, то такого, что Вы описываете не должно быть в его попеременном двухшажном ходе. Это немного похоже на ступающий шаг, который применяется в более крутые подъёмы, когда попеременный двухшажный, с его фазой свободного скольжения, становится не эффективным. В этом ходе значительно больше вертикальная составляющая и при опоре на маховую ногу сразу же начинается подсед и последующее выталкивание.
Если провести аналогию с тем, что сказал профессор Преображенский: " не читайте по утрам советских газет......", я бы посоветовал не принимать технику любого лыжника бегущего на Кубке Мира за эталон.
Я могу назвать фамилии лучших классистов Новой истории на которых надо равняться. Ищите видео с их участием и анализируйте. Начинаем: Андриус Виерпалу, Од Бьёрн Хелмсет,, Лукаш Бауэр, Василий Рочев, Дэниел Рикардсон, Из женщин: Б. Скари, Вирпи Куйтонен, и Юстина Ковальчик (последняя, только в отношении попеременного двухшажного). Этот список, конечно же можно расширить, но надо вспоминать фамилии. К сожалению, по причине, означенной в посте выше, не могу внести в этот список ни одного из нашей нынешней сборной.
Хотите, возмущайтесь
Про нашу сборную умолчу. Хороших "классистов" туда почему-то не пускают.
по поводу, новое не всегда плохо. только взлелеянное старое рождает новое ( Конфуций ) биомеханические каноны ни кто пока не отменял !
Я имел в виду более позднее время, так как тема дискуссии "передача ключевых элементов нашей старой классической школы на современные реалии". Б Скари попала в список, потому, что довольно долго выступала.
1. С чего Вы взяли, что Александра отрицает подсед, с его вертикальной составляющей отталкивания?
2. Что касается подседа, то не волнуйтесь Вы так, никуда он не делся, и не может деться даже у самых "корявых классистов" Без него не возможно бежать попеременным ходом. Он присутствует, но выглядит по другому, по причине, либо изменения структуры, рисунка, отдельно взятой фазы хода, либо из-за элементарного исключения какой -либо фазы из структуры всего цикла классического хода.
3. Насчёт культивирования скрестных движений плечевого пояса, Вы конечно погорячились
4. Примеры из далёкого прошлого, думаю, не самый лучший способ доказать истину. Найдите видео попеременного двухшажного хода Дзниэла Рикардсона, и убедитесь что это та самая, что ни на есть, классика в её современном изложении. То же самое можно сказать об отдельных гонцах из Норвежской и Финской сборной.
Простой пример:
- если спортсмен в совершенстве владеет техникой конькового хода (это обязательное условие), то на медленных роллерах, пока скорость качения недостаточно высока, палки дают преимущество в скорости. На скоростных же роллера в них уже нет нужды!!!
кузнечика ( Зимятов ) допустили участвовать в тараканьих бегах...
один прыжок и он в дамках, пока эти "тараканы" строчат в 50 раз чаще чем этот "кузнечик"
я же уже писал, как Зимятов облизал тот крутяк, вкатив в него не спеша, как линивец посредством широчайших шагов. за ним Завьялов в тот же торчок, с частотой швейной машинки посредством бега с прокатом, раз в 15 чаще толкаясь. снег под ногами горел у Александра, но проиграл он тогда Николаю 30 сек на той пятнашки. современные скорости отдыхают по сравнению с той, которую показывал Завьялов, который визуально смотрелся на много быстрее чем Зимятов , но не стал королём лыж !
сегодня происходит тоже самое. все продолжают толкаться метровым "веслом" сгибая руку в локте. как бы это не смотрелось быстро и часто, но скорость возрастёт , если наши лыжники перейдут на двухметровое весло, т е к руке подключат плечевой пояс ! визуально это будет, конечно же, смотреться медленнее, но скорось увеличиться, потому что шаг станет шире. это элементарная физика. см. систему рычагов и крутящих моментов. а лучше не смотреть и не спорить со мною с самому попробовать, если получиться, и всё сами поймёте...ни как не дойдёт до меня, что мешает это сделать...я вон все идеи Михаила Рудберга стараюсь опробовать, как и других специалистов...хоть у нас с Михаилом и разный подход к делу, разные концепции, но по Гараничеву сделали один и тот же вывод ! это и есть истина ! которую я назвал синдромом прихрамывания, а Михаил другие термины подобрал...
призываю всех коллег к консолидации идей ! уверен, что они поднимут нашу женскую с колен !
с уважением !
При всём уважении, Вы просто заблудились.
+500 вам за моторную лодку и весло.
Очень тонко передает всю суть!
не понимаю, как вас занесло в биомеханики...
А то мне даже немного показалось, что Вы сейчас несколькими комментариями под сомнение работу М. Рудберга поставили - "...засняли всю лыжную элиту со всего мира, как она преодолевает подъёмы разной крутизны, разными ходами, так значит и надо ехать и втирать это простым болельщикам и лыжникам..."