Беговые лыжи | Новые фото

Вышла в свет книга Александры Тюличевой "Технология совершенствования двигательных действий лыжника-гонщика (методические секреты)"

Автор книги - основатель и руководитель мультиспортцентра "Лидия" из Санкт-Петербурга Александра Тюличева. Мультиспортцентр "Лидия" - давний партнер нашего сайта. Когда-то он начинал с совсем небольших групп, выезжавших в Вуокатти, а сегодня клуб развился настолько, что предлагает целый обширный календарь сборов. Не без удивления узнал я, заглянув на официальный сайт клуба, о том, что "Лидия" проводит теперь свои сборы и организует поездки на соревнования в Финляндию и Эстонию, Италию и Австрию, Чехию и Швецию, не говоря уже о России…

Вот, например, как выглядит график сборов и соревнований этого сезона:

19-24 июля - Вуокатти, Финляндия

4-11 августа - Демино, Россия

20-29 августа - Нове-место-на-Мораве, Чехия -Рамзау-ам-Дахштайн, Австрия

4-18 ноября - Рамзау-ам-Дахштайн, Австрия. Сбор в рамках Австрийской лыжно-биатлонной Академии - подробности

2-9 декабря - Малиновка, Архангельская область

23 декабря - 8 января - Пярну, Эстония

20-29 января - Сенкт-Мориц, Швейцария - Трентино, Италия (Марафоны La Diagonela и Marcialonga)

25 февраля-4 марта - Сален, Швеция (Марафон Vasaloppet)

18 - 31 марта - Вуокатти, Финляндия (Марафоны Vuokatti Hiihto и Kainuu Sprint)

*   *   *

Недавно Александра Тюличева написала и выпустила собственную книгу "Технология совершенствования двигательных действий лыжника-гонщика (методические секреты)". Предлагаем вам ознакомиться с её содержанием и первой главой этой книги.  По всем вопросам относительно книги обращайтесь, пожалуйста, по почте skiclab@mail.ru или заполните форму обратной связи на сайте клуба.

*   *   *

Содержание книги
Содержание книгиИз архива автора

 1.Теоретические основы использования законов механики в работе над техническим мастерством лыжников-гонщиков

1.1.Спортивная техника как биомеханическая система

Цель физического образования – приобретение умения сознательно управлять своими движениями, «приучаться наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую работу или действовать изящно и энергично» (П.Ф.Лесгафт). Петр Францевич отметил основные моменты,  о которых необходимо помнить, когда мы говорим о технике.

Спортивная техника – это эффективная биомеханическая система, цель которой – преобразование одного вида энергии в другой. Если она правильно выстроена–она эстетична, в этой эстетике – энергия и лёгкость. Создание такой системы спортсменом – прежде всего образовательный процесс, который включает в себя овладение знаниями о закономерностях системы,  умениями управлять биомеханической структурой и навыками точного исполнения элементов – составных частей целостного двигательного действия.

Если при становлении технического мастерства упущен хотя бы один компонент, совершенствование мастерства спортсмена нельзя считать полноценным.  Нами отмечено, что тренеры склонны недооценивать в первую очередь передачу спортсменам знаний (в отличие от умений и навыков). Многие спортсмены, не имеют представления о механических законах, лежащих в основе спортивной техники, а потому не способны достаточно эффективно управлять своей биомеханической системой в меняющихся условиях, она достаточна «косная» и лишена количества вариаций, необходимых  для сохранения ее эффективности при изменении этих условий.

Иначе говоря, усилия и тренера, и спортсмена сосредотачиваются  на  формировании умений и навыков исполнения отдельных элементов, не связанных представлениями о работе системы в целом, это приводит к отсутствию учёта антропологических особенностей спортсмена и «выпадению» отдельных элементов из контекста эффективного движения в целом. Спортсмен зацикливается на копировании отдельных элементов  техники успешных коллег .

С подобными проблемами сталкиваются также спортсмены-любители, которые не имеют возможность получить необходимые знания у специалиста.

 

1.2. Принципы механики, использование которых необходимо при формировании техники спортсмена.

Петр Францевич ещё в начале 20 века вывел постулат о минимизации энергетических затрат и затрат времени и максимизации произведенной работы.  На законах физики построен механизм, который способен или усилить ту силу, которая вкладывается организмом спортсмена в работу, или наоборот, уменьшить её,  родить противодействие.  Оценить всю силу механического взаимодействия можно на примере ветра – при ходьбе, прилагая равные усилия, человек будет передвигаться очень медленно, если ветер направлен в противоположную движению сторону, или примерно в 1,5 раза быстрее, если ветер «в спину». Но человек и сам способен выступать в роли природной силы, мешая собственному движению. А препятствует своему движению человек, нарушающий, по незнанию, законы этого движения. 

В передвижении на лыжах  каждое неверное двигательное действие, в котором спортсмен рождает противодействие двух разнонаправленных механических сил, рождает ощутимое замедление при равных приложенных усилиях. И чем выше квалификация спортсмена, тем дороже ему обходятся такие ошибки, поскольку даже сотые доли секунды могут стоить призового места.

В данном случае задача тренера сродни задаче инженера – мы должны сформировать идеальный двигательный механизм, который будет трансформировать потенциал внутренних сил спортсмена в движение. Энергия мышечного сокращения должна наиболее полно переходить в движение, не растрачиваясь на противодействие между звеньями тела и не рассеиваясь во внешнюю среду. При этом данный механизм должен обладать большой вариативностью, то есть адаптироваться к изменению параметров внешней среды и внутреннего состояния спортсмена.

Прежде чем начать формировать механическую систему, мы должны определить те требования, которым она должна отвечать, чтобы быть эффективной.  И как мы уже отметили, не только тренер, но и спортсмен должен обладать знаниями о принципах работы механической системы, чтобы полноценно выполнять свои задачи и обеспечивать эффективную обратную связь  с тренером.

 Важное требование – соответствие системы следующим принципам:

1. Принцип сохранения импульса. Вспомним устройство маятника – движение, основной движущей силой которого является инерция. Достаточно задать маятнику лишь начальное ускорение, а затем движение будет «обслуживать само себя». В циклической деятельности мы можем с успехом использовать этот принцип.

Поскольку, в нашем случае, посредником между нашей механической системой (спортсменом)  и внешней средой (трассой) являются лыжи, именно по работе лыж мы можем оценить эффективность этого взаимодействия.  Если инерция используется эффективно и полно, лыжи  будут двигаться без заметных замедлений и ускорений, скорость их движения по снегу, от начала до конца цикла, будет почти одинаковой . Причём в попеременном классическом ходе, несмотря на фазу остановки лыжи, должно также создаваться впечатление непрерывности движения, так как тело спортсмена будет продолжать двигаться вперед даже в момент сцепления колодки со снегом,   когда мы имеем фазу остановки лыжи, но при этом спортсмен будет совершать движение относительно опоры.

Если мы наблюдаем изменение скорости движения лыж внутри цикла, это означает, что за счёт ошибки в двигательном действии лыжа сначала потеряла инерцию, и далее спортсмен вынужден компенсировать эту потерю. Позже мы видим увеличение её скорости, но уже не за счёт пассивных сил инерции, а за счёт траты внутренних мышечных сил спортсмена. Другими словами, растраченную пассивную силу спортсмен компенсировал мышечным усилием, потратив на это свою энергию, при этом имел место «разрыв» между двумя компонентами – сначала почти закончилось и обнулилось действие пассивной силы, а затем  активными силами пришлось сдвигать всю систему с «мертвой точки».

Поскольку лыжи взаимодействуют со снегом, сила трения скольжения будет препятствовать инерционному импульсу.  Силу трения мы можем уменьшить,  снимая вес на палки и регулируя распределение веса по поверхности лыжи.

Задача движений спортсмена так перенаправить пассивные силы путем изменения положения общего центра масс, чтобы при переходе ОЦТ из одного положения в другое заложенная инерция встречала наименьшее сопротивление силы трения и других сил и наиболее полно сохранялась за счёт этого.

2.  Принцип отсутствия статических положений. Этот принцип вытекает из предыдущего. Мы определили, что для сохранения инерции необходимо постоянное движение системы. Если движение прекращается, инерционный импульс пропадает. Тело спортсмена каждое мгновение меняет своё положение относительно лыжи. Даже при остановке толчковой лыжи в классическом ходе маховая лыжа и все звенья тела спортсмена продолжают своё движение.  Следовательно, если при изменении некоторых звеньев системы одно или несколько из них остаются в статическом положении, соотношение сил внутри системы нарушается. Важно помнить, что каждый сустав спортсмена, задействованный в системе, должен находиться в динамике и что остановка подвижности в работающем в данный момент суставе вызывает нарушение целостности движения и, как следствие, потерю импульса внутри системы.

Задача спортсмена в каждое мгновение так перенаправить движение элементов системы, чтобы не нарушалось их взаимодействие и гармония.

3.  Принцип добавления активных сил мышц к пассивным внешним силам.

При необходимости увеличения скорости передвижения, первой возникающей ассоциацией является увеличение силы отталкивания, но на самом деле, как это ни удивительно, увеличение скорости необходимо начинать с увеличения воздействия пассивных сил, за счёт большего вывода общего центра масс вперед за площадь опоры. Тем самым, увеличивая пассивную тягу, мы создаем условия для реализации более мощного отталкивания, которое должно быть приложено к инерционным силам, а не наоборот. Спортсмен не должен прерывать преждевременным отталкиванием процесс действия пассивных сил,  нельзя допускать, чтобы началось поглощение мышечным усилием инерционных сил. В этом случае он, возможно, и достигнет того же результата по полученной скорости, но это потребует гораздо больших энергетических трат. Гораздо продуктивнее, когда пассивные и активные силы суммируются. В этом случае спортсмен в фазе работы пассивных сил получает период отдыха, а усилие, заложенное в меньшую единицу времени, априори становится более мощным.

4. Принцип сокращения времени отталкивания ведет к увеличению мощности и вытекает из предыдущего принципа. Необходимо стремиться к сокращению времени отталкивания и освобождению времени на фазу расслабления. Визуально это выглядит как «точечное» отталкивание, видна четкая граница между работой мышц и их расслаблением.    

5.  Принцип уменьшения трения в фазе постановки лыж. Каким бы мощным ни было отталкивание, силы трения могут поглотить большую часть этого усилия, поэтому спортсмену следует позаботиться о том, чтобы лыжа при постановке на снег, не оказалась резко загружена весом тела. Для решения этой задачи спортсмен использует палки. Именно поэтому в одновременном двухшажном коньковом ходе, основной и предварительный шаг оказываются не равными – тот шаг, который осуществляется без опоры на палки, является менее эффективным и его участие в общем цикле движений сокращено.

6. Принцип максимального приложения сил до постановки лыжи на снег. Этот принцип также связан с предыдущим и смысл его заключается в том, чтобы усилия, которые должны реализоваться в скорость движения лыжи по снегу были заложены в потенциал лыжи за мгновение до её постановки на снег. Другими словами, при соприкосновении лыжи со снегом и получении сопротивления сил трения лыжа должна быть уже «заряжена» импульсом от пассивных и активных сил.

7. Принцип концентрации всех сил в одной точке. Для того, чтобы весь выработанный спортсменом потенциал максимально получил свою реализацию в движении лыжи, все силы должны сойтись в одной временной и пространственной точке для их суммации. Если силы будут подключаться постепенно, потенциал одной силы будет уже угасать при максимальном развитии потенциала другой, то же и с пространственной составляющей – если силы будут локализованы в пространстве не кучно, не произойдёт их полноценной аккумуляции. Спортсмен должен чётко представлять точку приложения сил в пространстве и времени, чтобы максимально полно решить двигательную задачу. Этот принцип сродни мышечному сокращению, ведь наибольшая сила проявляется  тогда, когда последовательное сокращение всех мышечных волокон максимально сгруппировано в ограниченное время.

8. Принцип взаимообусловленности. При изменении одного компонента системы в той же пропорциональной зависимости должны меняться и другие. То есть, например, изменение угла в каком-либо суставе для увеличения силы тяги ОЦТ вперед должно сопровождаться пропорциональными изменениями  в других суставах, или изменение скорости движения или амплитуды любого из элементов должно повлечь за собой коррекцию всех остальных элементов в том же параметре.

9. Принцип жёсткой связки отдельных элементов. Движение в лыжных гонках основано на непрерывном взаимодействии спортсмена с окружающей средой. Активные силы мышц, закладываемые в отталкивание, взаимодействуют с внешней средой и реализуются в продольном движении. Импульс силы должен передаваться по системе тело-палки-трасса-нога-движение-тело. Если в любом компоненте этой системы нарушается жесткость, импульс энергии рассеивается и не может быть в полной мере передан следующему звену.     

Итак, подведем итог. Общая структура механической системы движений должна обеспечивать непрерывное и равномерное движение, без резких рывков, замедлений и ускорений. Активные силы должны быть приложены к пассивным, а не наоборот. Необходимо добиваться временной минимизации периода отталкивания, отталкивание должно быть «точечным», а фаза расслабления преобладать в цикле хода. Приложение сил должно осуществляться до постановки лыжи на снег и включения сил трения, усилия, идущие от различных звеньев тела должны быть локализованы в одной временной и пространственной точке.  При изменении какого-либо структурного компонента все компоненты должны быть изменены в пропорциональной зависимости для сохранения структурного рисунка системы. Важно следить, чтобы при передаче энергии от одного звена тела к другому не нарушалась траектория межсуставного  прохождения энергетического импульса. Соблюдая эти принципы, можно создать модель технического действия для каждого спортсмена и в различных внешних условиях реализации двигательного действия. Так же при диагностике, по данным параметрам можно определить источник той или иной технической ошибки.

1.3. Пример диагностики соблюдения принципов механики в коньковых лыжных ходах

Теперь необходимо разобраться как той или иной принцип будет отражаться на практике. Тренер и спортсмен могут оценить, не были ли нарушены основные закономерности, проанализировав нижеописанные признаки.

Показателем эффективного и экономичного движения будет служить плавность и непрерывность всех действий, элементы должны менять своё расположение пропорционально друг другу, и одномоментно во времени, то есть не должно быть отставания во времени начала изменения пространственного положения элементов относительно друг друга. Визуально это выглядит как отсутствие рывков, замедлений и резких ускорений различных компонентов движения.

Обычно рывки и резкость движений вызваны тем, что при постоянной величине движения элементов относительно друг друга один или несколько компонентов оказываются в неподвижном положении в какой-то момент времени. Поскольку остальные элементы уже изменили своё положение, отставшему за счёт «обездвижения» элементу приходится догонять остальные для прихода на своё место в системе. Это приводит к тому, что, как правило, отставший элемент не успевает уже в точности придти в своё место, кроме того, резкое движение, рожденное попыткой «досыла», ведет к увеличению воздействия силы трения на лыжу и ухудшению скольжения.

Для того, чтобы устранить эти ошибки, во-первых, следует исключить момент статики в работающих суставах. Причиной появления этого момента статики часто служит желание спортсмена увеличить фазу отдыха и уменьшить частоту движений. 

Рассмотрим очень распространенную ошибку в коньковом ходе, которая проиллюстрирует нарушение принципов. Для примера рассмотрим ситуацию, возникающую в коньковом ходе, в которой  увеличения времени проката на лыже можно добиться двумя способами. Сначала дадим вербальное описание.

1.Выполнив приход  на опорную лыжу, спортсмен задерживается в статическом положении над лыжей, «выиграв» тем самым   время, проведенное в прокате и в положении отдыха, а затем делает резкое смещение и отталкивание

2. Спортсмен сразу начинает смещение с опорной лыжи после ее постановки, но делает это движение очень медленно, во много раз «растягивает» само смещение во времени, и за счёт хорошего упора и воздействия центробежной силы,  может расслабить мышцы.

 Время нахождения лыжника в фазе проката, длина проката  в этих обоих случаях может быть одинакова, только в первом случае оно будет иметь вид «статическое положение в первой фазе проката + резкое смещение во второй фазе проката», а во втором случае  «плавное смещение от начала до конца фазы проката».  

В первом случае, лыжник потеряет большую часть импульса, который был вложен в предыдущее отталкивание, «застоявшись» на лыже, ведь в это время на него не действует ни одна сила, которая бы способствовала разгону лыжи, действует только сила трения, которая поглощает инерцию. В момент, когда инерция стремится к нулю, мы наблюдаем заметное замедление лыжи. Поскольку в этом случае спортсмен имеет необходимость продолжать движение, он, после момента замирания в статике, резко подводит все звенья на следующий шаг, что ещё больше увеличивает воздействие силы трения, после чего, растратив почти все пассивные силы, вынужден всё это компенсировать активным отталкиванием мышцами.   

Во втором случае, лыжник плавно перенаправляет все имеющие импульсы в сторону следующего шага. Уже с момента постановки лыжи, силе трения начинает противодействовать сила, вызванная смещением веса, то есть лыжа не имеет фазу пассивного «стояния», она тут же начинает активно работать на отталкивание. Для лыжника это не ведет ни к растрате мышечных сил, ни к дальнейшим резким действиям, все элементы гармонично перераспределяются относительно друг друга, но при этом нарушения, разрыва структуры, как в первом варианте, не наблюдается.

При передвижении спортсмена разница между этими вариантами может быть уловима только опытным глазом, однако при получении раскадровок или при просмотре замедленной съёмки любой тренер или спортсмен сможет выявить неверные фазы.

Проиллюстрируем вербальное описание раскадровками (Рис. 1).  Слева представлены фрагменты действий российского лыжника, справа –норвежского.

 

Рисунок 1.
Рисунок 1.Из архива автора

               

Мы видим, что российский спортсмен «застоялся» на лыже, его вес давит на скользящую поверхность, лыжа в этот момент испытывает трение и замедляется, кроме того он вынес руки в сторону, уже завершенного правого шага. В  следствие этого, далее он не смог эффективно обработать левый шаг – смещение началось очень поздно и из-за это было выполнено больше за счёт колена, нежели за счёт бедра. Если мы будем рассматривать тазобедренный сустав, то увидим, что сгибания в  нём практически нет, а если проведем вектор и проверим, существует ли жесткая связь между стопой и корпусом, то будет очевидно, что вектор усилия «бьёт» в воздух. Отсюда мы видим и очень широкую постановку рук, правая рука в таком положении не может обеспечить оптимальную жёсткость.

Действия норвежца на первый взгляд сходны. Но только на первый взгляд.

Норвежец не демонстрирует никакого «застаивания», напротив,  опираясь на левую скользящую лыжу, в смещении, он занимается обработкой предстоящего правого шага – постановка палок сориентирована так, что ровно посередине между ними оказывается не уже стоящая, левая нога, как у россиянина, а пространство для постановки правой ноги. В следствие этих действий и своевременной отработки смещения в тазобедренном суставе, механическая система у норвежца оказывается замкнутой – вектор, направленный от стопы, попадает ровно в плечо. Мы видим также равное расположение палок относительно плеч, спортсмен как бы «входит» в ровный коридор из палок, система получается абсолютно жёсткой.

В приведенном  примере – ошибка 95% российских лыжников, для устранения которой необходимо поставить следующую задачу: «после постановки лыжи на снег, корпус и руки сразу же, хоть и очень медленно,  начинают перемещаться в зону «пустого места» куда только ещё встанет на следующий шаг маховая нога».

Конечно, с точки зрения координационной подготовленности, первый вариант гораздо легче в исполнении, чем второй, так как навык сохранения баланса на опоре, которое позволяет совершать прокат в статической позе, развить проще, тем тонкие регуляторные механизмы дозированного отклонения от опоры. Неопытные тренеры и спортсмены зачастую начинают обучение с формирования способности удерживать равновесие в статической позе,  развитие этого качества приобретает опасный характер доминанты, препятствующей усвоению навыков смещения.  Мы не отрицаем важность навыка удержания баланса на динамической опоре при нахождении ОЦТ над опорой, но этот навык не может доминировать на всём протяжении фазы проката. Поэтому и в структуре тренировок следует соблюдать дозировку упражнений для развития этого навыка в соответствии с реальной ролью этого навыка в движении.   Иными словами, если количество повторений таких упражнений превышает количество двигательных действий, воспроизводящих общий рисунок хода, это изначально смещает акценты, формирует неверный двигательный стереотип и ломает саму основу движения. Усвоение общего рисунка движения первично по отношению к совершенствованию отдельных элементов, чтобы избежать риска разрушения отдельным элементом общей гармонии. Если говорить о приведенном выше примере, то преждевременное формирование «длинного» проката, который достигается застаиванием над лыжей, разрушает основу структуры двигательного действия и непрерывного движения.  

Мы упомянули о том, что вариант проката с отклонением от динамической опоры наиболее рационален. В то же время мы отметили, что с точки зрения координации это выполнить сложнее.

Стоит отметить, что в базовой структуре хода, при верном исполнении этого элемента, практически достаточно работы только смещенным весом. Если же необходима прибавка в скорости, то к смещенному весу добавляется активное отталкивание мышцами. Поскольку всегда приложить силу отталкивания к уже движущемуся телу легче, нежели сдвигать тело с места, то отталкивание мышцами должно быть приложено к силам смещенного веса.  Спортсмен должен начать движение пассивно, а приложить мышечное усилие в тот момент , когда за счёт смещения туловище набирает скорость. Важно учитывать, что в определенный момент движение центра масс поменяет своё направление с горизонтального вектора, на вектор «сверху вниз»,  то есть в определенный момент смещение превратится в «завал». Здесь очень важно определить, в какой момент пора начинать приложение сил – с одной стороны, мы должны успеть получить максимальный разгон от смещенного веса,  с другой стороны, не позволить уйти корпусу вниз в «завал».  Любое смещение после определенной точки перерастает в завал, и именно в этот пограничный момент спортсмен должен направленным усилием мышц подхватить эту силу и направить движение далее параллельно опоре. Если мы говорим о базовом варианте, в котором мы работаем больше инерцией, нежели силами мышц, то за мгновение до изменения вектора должен последовать приход на опору, в этом случае сама опора реализует движение в продольном направлении.

Как показывает практика, только в небольшом проценте случаев спортсмен совсем физически не способен выполнить требуемое двигательное действие. Это обычно касается спортсменов невысокого уровня, начинающих, у которых координация и мышечный тонус – пока слабое место. Если речь идёт о человеке с квалификацией, даже имеющим мешающие, неверные стереотипы, успех его переучивания главным образом зависит от точности постановки двигательной задачи. При этом спортсмен сможет перестроить структуру, пусть она и не сразу окажется достаточно точной и гармоничной, при этом, параллельно, для совершенствования вновь созданной структуры необходима работа с устранением мешающих связей, разработкой связей, отвечающих за движение суставов.

Рассмотренные закономерности, с некоторыми особенностями, будут справедливы для всех коньковых способов передвижения на лыжах, так как в их основе лежит работа смещенным весом – основной компонент коньковых ходов.

В коньковых ходах отталкивание осуществляется в сторону, поэтому на первый план выходит поперечное смещение, в классических же отталкивание направлено вдоль движения, поэтому здесь необходимо реализовывать непрерывность и плавность импульса в продольном направлении.

В классическом стиле для выявления того, не «сломана» ли основа техники обратить внимание следует на следующие нюансы. С точки зрения механики должна наблюдаться «параллельность» линий голени тела в момент подседа (Рис.2). При этом тяга ОЦТ должна быть направлена вперёд. Момент подседа в классике аналогичен моменту смещения в коньке – если в этой фазе векторы не складываются в нужную систему, можно говорить о наличии ошибок и в других фазах, и о разрушении основного звена техники.

  

Рисунок 2
Рисунок 2Из архива автора

 

1.4. Значение оптимизации пространственно-временных характеристик техники

Перед спортсменом стоит задача не только верной состыковки отталкивания с пассивными силами, но и оптимизация отталкивания во времени. Если взять цикл со стандартной длиной и разобрать его структуру, опять же может наблюдаться различное соотношение напряжения и расслабления внутри цикла. Более техничный спортсмен при равных показателях времени, длины цикла и относительной величины приложенного усилия будет иметь меньшее время, затраченное на отталкивание, и большее, затраченное на расслабление, тем самым такой технический рисунок будет требовать меньше затрат энергии.   Визуально это выглядит как «точечность» фазы отталкивания.

Эффект «точечности» достигается в приведении всех элементов в одну пространственную и временную точку. То есть все структурные звенья должны начать изменять своё положение одновременно и с одной скоростью, как мы указывали выше, при разговоре о непрерывности и плавности движения,  и, одновременно придти в одну точку, где будет сконцентрировано отталкивание.  Эта точка будет находиться над лыжей, далее, все силы, приведенные в это пространство, передаются на скользящую опору, через звенья тела спортсмена. При этом важно, чтобы система в этот момент не потеряла жёсткость. Такую жёсткость обеспечивает положение костей, которое формирует некий стержень, по которому энергия с  тела спортсмена передается в движение скользящей опоры.

Как мы уже указывали, «зарядить» лыжу этими силами необходимо до постановки на опору, а также снизить действие сил трения путём переноса веса тела на палки. Палки тут будут играть двойную роль: с одной стороны, снимут давление веса тела на опору, а с другой стороны, переведут силу тяжести в продвигающую вперед силу. Спортсмену важно верно формулировать двигательную задачу – палки в первую очередь выполняют функцию опоры, не стоит их преждевременно отталкивать назад, в этом случае мы получаем потерю опоры, энергия не может уйти в неё. Следует максимально зарядить вес  тела в палки, чтобы он отработал пассивно на продвижение тела вперед. При правильной работе палок не должно быть траектории «прямого угла». Угол, который возникает при резком перенаправлении усилия, вызывает «мертвую точку» и потерю почти всей энергии, вложенной на замахе.  Вектор приложения силы спортсмена при соприкосновении штыря с опорой не должен резко менять своё направление из вертикального в горизонтальное. Здесь также должен действовать принцип непрерывности движения и отсутствия рывков. Визуально траектория штырей палок должна иметь вид равномерной дуги от момента замаха их в воздухе до снятия с опоры. То есть в момент постановки палок на снег не должно быть «разрыва» части движения штырей по воздуху и после соприкосновения с землёй на опоре  должны быть единым целым без изменения темпа и рисунка в момент стыка этих частей.

 При любом переходе импульса с внешней среды на тело спортсмена и обратно на опорно-двигательный аппарат будет наблюдаться достаточно интенсивное воздействие сил. Для того, чтобы переводить эти силы между системами, а не растрачивать энергию, необходимо обеспечить достаточную жесткость. Такую жёсткость может дать верное положение костной системы. При переходе импульса от тела спортсмена на лыжу передача сил идёт через ногу, тем самым мы должны обеспечить оптимальное положение костей в голеностопном и тазобедренном суставах. При передаче импульса от внешней среды (при взаимодействии опоры и веса спортсмена, посредством палок) необходимо обеспечить жёсткость в локтевых и плечевых суставах.

Рассмотренный выше блок общих знаний в обязательном порядке должен быть донесен до спортсмена.

61 13928 Иван Исаев 18.10.2017 10:30
Рейтинг: 0 +3 -3

Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.

18.10.2017 13:58
На рис. 1 не Устюгов ли "застоялся на лыже" и замедляет её? ;)
А вдали сзади суперэффективный Сундбю вроде. Не знаю что за гонка, но судя по раскладу опять без медали.

Косо-криво лишь бы живо!8)
Ссылка Рейтинг: +1 +4 -3
18.10.2017 14:01
Расписание сборов выглядит как ссылки, а не нажимается даже "Подробнее" :-(
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
18.10.2017 14:16
Ну и неплохо, почитаем..есть и положительные моменты. А Устюгов или другой, какая разница, подчеркнута ошибка и она есть.. здоров просто супер.
Ссылка Рейтинг: -2 +1 -3
18.10.2017 14:43
Елена Копылова 18.10.2017 14:01
217.197.250.80
Расписание сборов выглядит как ссылки, а не нажимается даже "Подробнее
Расписание сборов скопировано с сайта клуба. Это не ссылки, просто цвет шрифта не чёрный.
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
18.10.2017 20:51
Забанен пожизненно.
Браво Александра.
В отличие от известного теоретика техники ЛХ М. Рудберга, все как говориться "...кратко ясно лаконично".
Понятно даже чайнику.
С нетерпением ждем продолжения публикации глав этой книги.
Ссылка Рейтинг: -4 +3 -7
19.10.2017 00:57
Да, спортсмены "угаданы" верно)
Спасибо за положительные отзывы! Отмечу, что без исследований Михаила Рудберга этой книжки бы не было, до всего доходили через анализ его материалов, в первую очередь, соединяли с практикой...А понятное изложение - это просто опыт донесения информации до большого количества людей с различными типами восприятия реальности, не более того :)
Ссылка Рейтинг: +9 +11 -2
19.10.2017 09:28
Спасибо, Александра. Ваша статья порадовала, нет времени на подробное изучение пока. С вас книга, а я вам подъемный КОДХ через месяц пришлю.
Ссылка Рейтинг: +6 +6 0
Интересны и непонятны такие вопросы:
1) Если в фазе проката и подготовки к новому толчку очень медленно наклоняться корпусом внутрь, то выносить руки вперед тоже очень медленно? Не потеряем ли мы при этом эффекта от маха рук и выноса корпуса вперед при этом? Но резкий мах возможно загрузит прокатную лыжу сильнее. Как оптимально то?
2) Про мах ногой не понятно тоже как лучше - чем больше мах - больше шаг, но при этом новая лыжа загружаться и значит тормозиться будет сильнее, особенно если наскок на нее будет, чем если ее ставить прямо под себя плавненько, но при этом уже шага не будет.
3) Про вариативность техники тоже непонятно - все пишут свое описание конькового хода и считают его верным, но не пишут для каких условий оно по их мнению оптимально (например для равномерного хода в марафоне или спринтерского ускорения на финишной прямой). Или вот еще про вариативность - бывают весной трассы на марафонах в кашу - как по такой трассе идти с коротким акцентированным толчком? Есть ли какие-то грамотные рекомендации на этот счет как-то продлить толчек или увести его из вертикальной в горизонтальную составляющую больше? (Лично я иногда пытаюсь больше голень включать.)
4) Хотелось бы узнать про способы самоконтроля правильности исполнения техники собственно в процессе самой езды (без тренера или видеофиксации). Наверно что-то в стиле самоощущения при выполнении элементов техники от опытного спортсмена.
Ссылка Рейтинг: +3 +3 0
19.10.2017 11:18

Спасибо, Александра. Ваша статья порадовала, нет времени на подробное изучение пока. С вас книга, а я вам подъемный КОДХ через месяц пришлю.
Михаил, спасибо! Ваше мнение очень важно для меня! Обязательно пришлю книжку и жду Вашу!
Ссылка Рейтинг: +3 +3 0
19.10.2017 11:27
Александр, спасибо за Ваши вопросы, итак:

Если в фазе проката и подготовки к новому толчку очень медленно наклоняться корпусом внутрь, то выносить руки вперед тоже очень медленно? Не потеряем ли мы при этом эффекта от маха рук и выноса корпуса вперед при этом? Но резкий мах возможно загрузит прокатную лыжу сильнее. Как оптимально то?
Сразу немножко уточню - важно именно смещаться, а не наклоняться. Наклон, у меня ассоциируется с "движением вниз", нам нужно нести корпус ровненько (так чтобы одно плечо не оказалось ниже другого). Вынос рук можно делать быстро, главное плавно. Суть в том, чтобы ритм этого выноса совпадал с ритмом смещения - чем больше мы отклоняемся от опоры, тем сильнее смещенный вес разгоняет лыжу и палками мы её тоже разгоняем сильнее к концу шага. Но лыжа при этом сама по себе будет двигаться равномерно, т.к. сила её разгона будет уравновешиваться трением. И ещё - мах руками у нас направлен "на взлёт" поэтому как раз тем самым направлением маха мы её разгрузим. Главное резко не дергаться, скорость разгона рук должна нарастать равномерно от начала движения до постановки.  
Ссылка Рейтинг: +1 +2 -1
19.10.2017 11:38

Про мах ногой не понятно тоже как лучше - чем больше мах - больше шаг, но при этом новая лыжа загружаться и значит тормозиться будет сильнее, особенно если наскок на нее будет, чем если ее ставить прямо под себя плавненько, но при этом уже шага не будет
Про это подробно написано в следующих главах. Кратко поясню. Широкий шаг крайне не эффективен. Представьте себе лыжника зашагнувшего "как следует", если мы посмотрим на маховую ногу (которая шагала и стала опорной), то увидим положение "сидя на стуле". А теперь представляем как начать идти, если мы сидим на стуле - мы сначала должны встать, и только потом мы можем начать движения вперед. На лыжах так же - ок, шагнули, а дальше нужно поднять себя, повести до точки из которой начнется полезное движение, и только потом случиться перемещение вперед. Поэтому, стопу всегда ставим под себя, центр масс может быть в районе пятки или носка, но оказываться за десятки сантиметров от общего центра масс он точно не должен. А вот шаг будет осуществляться за счёт перемещения таза и корпуса от толчковой ноги, а не за счёт только самой ноги. Вообще, чтобы не путаться, воспринимайте ногу, как опору, "столбик" (пусть и согнутый в суставах) между корпусом и опорой. Задача наша переместить корпус, а не переместить стопу, стопа лишь обслуживает, она в подчинении.      
Ссылка Рейтинг: +3 +4 -1
19.10.2017 11:50
Про вариативность техники тоже непонятно - все пишут свое описание конькового хода и считают его верным, но не пишут для каких условий оно по их мнению оптимально (например для равномерного хода в марафоне или спринтерского ускорения на финишной прямой). Или вот еще про вариативность - бывают весной трассы на марафонах в кашу - как по такой трассе идти с коротким акцентированным толчком? Есть ли какие-то грамотные рекомендации на этот счет как-то продлить толчек или увести его из вертикальной в горизонтальную составляющую больше? (Лично я иногда пытаюсь больше голень включать.)
Совершенно верно идёте от глени, всё очень просто - чем больше заклоняете голень вперед (помним, что меняем и все углы и в других компонентах, равномерно), тем больше выводите ОЦТ вперед и он Вас сильнее тянет, соответственно Вы должны успеть эту тягу обработать движениями, скорость - повышается, затраты энергии выше, если идёте дистанционно и надо экономить силы - голень (и все остальные компоненты вслед за ней) выпрямляете, тяга уменьшается, движения можете делать медленно и расслабленно. По каше и вообще по любым условиям где трение почти достигает апофеоза (либо за счёт плохого скольжения, либо за счёт увязания) - нет смысла вкладываться в толчок и "выдавливать" скольжение, там где его априори не будет, почаще перекатываетесь с лыжи на лыжу (сильно не вкладываясь при этом в толчок), стараетесь, с помощью работы таза преодолеть по воздуху, в махе, большее, чем обычно расстояние,  и надолго не оставайтесь без поддержки палок, рукам покороче, тут особо важно держать вес на палках, чтобы не увязнуть. Как в этом случае управлять лыжами также изложено в соответствующей главе в книжке.  
Ссылка Рейтинг: +4 +5 -1
Александра, широкий шаг, наоборот, крайне эффективен ! это -элементарная физика. чем шире шаг, тем выше скорость ( шаг бегуна спринтера и шаг бегуна марафонца) особенно, что касается классики. это - однозначно ! рассказывал уже тут, как Зимятов преодолевал торчки посредством проката,   как бы облизывая их, не торопясь, как ленивиц, в отличии от остальных, которые - и раньше, и теперь преодолевают их коротенькими шажками ( бег с прокатом ) помню, как он на кубке мира ( 15 км. 1987 декабрь ) вкатывал в один из таких. за ним тогда в 30 сек стартовал Завьялов. помню, как Александр в эти торчки заскакивал...аж снег под ногами горел...сколько же инергии и сил Завьялов в них вкладыал, но так и не догнал Зимятова. более того, проиграл ему вроде 30 сек. вот так ! это - первое.
Ссылка Рейтинг: 0 +3 -3
19.10.2017 12:04

Хотелось бы узнать про способы самоконтроля правильности исполнения техники собственно в процессе самой езды (без тренера или видеофиксации). Наверно что-то в стиле самоощущения при выполнении элементов техники от опытного спортсмена.
Вообще, конечно, периодически снимать надо, т.к. ощущения, бывают, обманывают, особенно, когда спортсмен "ломает" свою технику. И чем сильнее человек уходит от того, как он привык ездить, тем больше ощущение "корявости" от совершенно правильных действий. В целом можно выделить следующие моменты, по коньковому ходу, раз уж мы про него заговорили:
1. При постановке ноги, чувство, что внутри тела проходит жесткий "стержень" который "попадает" в стопу (только это не значит, что тело при этом "свечкой", оно наклонено, но держится жестко). Есть корпус и нога, а между ними жесткость обеспечивает таз, он не должен "провалиться" назад .
2. При смещении этот стержень мы должны чувствовать между стопой и противоположным плечом (ощущение, что плечо "упирается" в стопу, опять же упор проходит через таз)
3. При постановке палок должно чувствоваться напряжение в прессе, первую фазу отталкивания палками совершаем именно прессом ("атакой" тела, как говорят иностранцы).
4. При отталкивании палками должно быть ощущение, что разгоняем "опорную лыжу, которая находится в упоре"
Примерно такие основные моменты, но всё зависит от спортсмена и от того, как он чувствует своё тело...
Ссылка Рейтинг: +3 +4 -1
второе: манипулировать пассивными ( подсознанно-рефлекторными) двигательными действиями не возможно в приципе ! что в классике ( кроме ёлочкой ), что в коньковом двухшажном , которым подъёмы преодолеваем, все активные двигательные совершаются тазобедренными суставами, коленными и верхней частью четырёхглавой бедра. все остальные мышцы будут работать правильно и естественно, не зависимо от вашей воли...и изменить положения общего центра масс тоже не возможно. вернее возможно обмануть природу. это называется - торжество сознания. когда Бог не доглядел, а мы втихаря начали манипулировать переносом масс тела. что это даст ? движения станут куцыми и угловатыми...в тексте, как и во многих других, тоже присутствует много воды и сваленных в одну кучу умных слов, не имеющих логической цепочки.
Ссылка Рейтинг: +3 +4 -1
19.10.2017 12:41
"Шаг" должен быть для перемещения тела, а не сам по себе, когда ноги бегут вперед. Если спортсмен может переместить таз и корпус подальше вперед от тазобедренного сустава - то пожалуйста, а если он закидывает вперед "пустую" ногу, то это уже неэффективно. А слово "шаг" у всех ассоциируется именно с закидыванием ноги вперед, если спортсмену дадите такую установку, побежит ногами вперед, а корпус будет тащить за собой. Примеры из бега некорректны, т.к. бегун не работает со скользящей опорой.
По рефлекторным связям - задача тренера в том, чтобы сформировать необходимые подсознательные рефлекторные дуги, именно этим и отличается координированный спортсмен от некоординированного.  И суть в том, чтобы спортсмен шёл от ощущения своего центра масс и выстраивал, систему движений так, чтобы этот центр масс работал эффективно, в первую очередь. Делает он это, формируя соответствующие суставные углы. Информацию о отклонении центра масс спортсмен "снимает" от суставно-мышечной проприорецепции.  Активные действия должны соответствовать движению центра масс (это не исключает, что в перемещении центра масс принимают участие и голеностопный, и коленный, и тазобедренный суставы) , в первую очередь, это основа эффективной техники. Квалифицированный спортсмен должен управлять ВСЕМИ своими движениями, на осознанном уровне или подсознательно, именно на этом и строится координационная работа, это современный спорт.
Ссылка Рейтинг: +3 +4 -1
Спасибо за ответы! Вы отлично пишете
Ссылка Рейтинг: +3 +3 0
почему с бегунами мой пример некорректен !? даже очень корректен, что касается классики...принцип действия один и тот же ! только в беге мы выхлёстываем , выкидываем её вперёд,как можно дальше, одновременно с разворотом таза, а передвигаясь на лыжах классикой, "задвигаем" её вперёд , как можно дальше, разгоняя тем самым себя. это лучше всего получалось у Зимятова. тут и там , первично, поступательное  движение вперёд ногой, так сказать, разгоняющее. то же самое мы наблюдаем и в ходьбе ! естественную систему движений, заложенную в нас - и при беге и при передвижении на лыжах и при ходьбе ни кто пока не отменял !
Александра , и вновь ни какой конкретики, крове ваших традиционных - должен управлять ВСЕМИ...задача тренера сформулировать подсознательные  рефлекторные дуги...и вновь должен и вновь задача. но каким образом тренер должен решать все эти задачи ни слова...
такой вот пример. все мы видим невооружённым взглядом , как Женя Гараничев наносит левой ногой удары сверху вниз лыжей о снег ( тихий ужас), передвигаясь одновременным двухшажным. у него это происходит из-за того, что он подменяет естественные горизонтальные развороты тазобедренных суставов на вертикальные, будто сваи заколачивает...тоже самое и Нортуг демонстрирует.
Александра, лично Вы знаете , как исправить эту ошибку у этих атлетов ?  
Ссылка Рейтинг: +3 +5 -2
19.10.2017 18:32
Ох, Алексей, вы прямо в жилу по Гараничеву. Единственная ошибка, которую просил и  прошу его исключить – эти  укороченные прыжки. Он притаптывает  сверху вниз очередной опорной лыжей. Не  вкатывает плавно и перегружает этим лыжу. И вынужденно подгибает колено, торопясь отталкиваться вбок,  вместо мягкого принятия себя на палки и плавного разгона на лыже руками...
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
19.10.2017 19:05
Да, Михаил, точно, он делает то же самое, что и все остальные - тянет руки вверх над опорной лыжей, а не в сторону смещения, вот и не может "принять" себя на палки. А вот Нургуг, напротив, хоть и идёт достаточно агрессивно, подхватывает себя на палки, "вкладывается" в толчок как раз до постановки лыжи на снег и вполне эффективен. Алексей,  сама по себе вертикальная работа таза - это не ошибка, а как раз наоборот, и опять же это движение связано с необходимостью наиболее полно вложить массу тела в отталкивание. Только Нуртуг делает согласовано всё, а вот у Гараничева из-за неточного бокового смещения и дисбаланса в работе рук, этот элемент сползает и вот результат.  
По классике - первично смещение центра масс, а именно перекат через стопу (картинка этой фазы как раз там в тексте), от него зависит насколько эффективно сработает таз и соответственно насколько широким будет мах ногой. Дело ноги - последнее, несмотря на то что будет ещё выброс голени, с последующим подседом. Отсюда и ошибка тренеров - начинают работать с ногами - а это вершки, а не корешки.  
А по поводу работы тренера - собственно тренеры по 6 лет в Университетах и учатся, чтобы искать пути решения этих задачи при работе с данным конкретным спортсменом, и с дугами разбираться, и с рефлексами, и с управлениями движениями. И для спортсмена это процесс многолетний. Конкретика, в Вашем понимании - это предоставление готовых рецептов, а их нет, огорчительно, но это так! Я обозначаю область, в которой нужно работать, а дальше творчество. В данном примере, если нет полного контроля за движениями, проблемы с рефлекторными дугами - развивайте координацию. А конкретно КАК это спортсмен будет делать - один пойдёт акробатикой заниматься, другой на беговых лыжах с горнолыжки слалом даст, третий пополнит арсенал лыжных ходов, которыми он владеет, кому что эффективнее.
Насчёт длины и частоты шагов в классике, разговаривали с Трондом Нистадом по этому поводу (он норвежскую сборную последние 5 лет вёл), так вот Тронд подтвердил, что современная техника идёт к укорочению скользящего шага, и собственно, посомневаться в своём мнении я ещё могу, но когда Тронд говорит "да" это уже перестает быть поводом для дискуссии.  Конечно Old school классики - это было красиво, но современная техника другая, потому что лыжи другие. Ну и собственно, чем совершеннее лыжи, тем дальше мы от бегунов.
Ссылка Рейтинг: +3 +4 -1
...плюс, движение его коленного сустава левой ноги во время подседа совершается не в перёд, параллельно лыже , а перпендикулярно ей. в результате чего его подсед заканчивается двойным перегибом в коленном суставе и талии ( я это для себя назвал синдромом прихрамывания ) такой вот, так сказать, получается крен, из которого приходится выходить посредством "два в одном" т е которой ногой толкается на той же совершает прокат - хотя, эти функции природа распределила на разные ноги.так и живём...
Михаил, ещё один аргумент не в пользу гараничевских укороченных прыжков.
Н.П. Лопухов мне лично воочию на пальцах разжёвывал, как  их победить, т е как заменить эти укороченные прыжки, более широкими выносами маховой ногой без всяких прыжков. до Малышко он достучался с этой биомеханикой. до Гараничева нет. Петрович сказал, что Женя игнорировал все его советы. вот и ваши он тоже пропускает мимо ушей...
и что, в результате, мы видим в исполнении Гараничева ? тараканьи бега с коротким прокатом, что касается одновременного двухшажного...и при всём при этом показывает мировые скорости...какой же Женя потенциал в себе хранит...сколько же у нас нераскрытых талантов...
Ссылка Рейтинг: +2 +3 -1
Алексендра, пускай это Тронд Нистад у себя в Норвегии культивирует тараканьи бега...у нас свой путь - широкий, зимятовский...
а может он просто прикалывался, доказывая, что спринтеры побегут быстрее,  если укоротят шаг, как у марафонцев. ведь перед ним был кнкурент, то бишь, Вы.
Ссылка Рейтинг: 0 +2 -2
вспомнил широчайшие прокаты гения спринта ( Никитушка Крюков ) да ещё с такими выпрыгиваниями...
Ссылка Рейтинг: +1 +2 -1
20.10.2017 10:08
Алексей, наша классическая школа, с её великолепными традициями, закончилась на поколении Беляевых, Бажуковых и еже с ними. В современных лыжах, как раз у норвежцев, шведов и финов ( я имею в виду только лучших классистов....Нортуг не в счёт) от той нашей школы осталось больше общего, чем у российских лыжников, как не парадоксально. А наши классисты больше напоминают марширующих широким шагом немцев ( не солдат, а именно лыжников :) )
Ссылка Рейтинг: +3 +4 -1
20.10.2017 10:23
Кстати, про ширину шага в клвссике. Конечно широкий шаг в лыжном понимании хорош, но ровно на столько, на сколько каждый конкретный лыжник может обеспечить условия, чтобы таз (=центр масс) не отстал от опоры, при переходе на маховую ногу. Иначе бег на лыжах превратится в скольжение широкими и глубокими выпадами с соответствующими не эффективными затратами энергии на "вылезание" и этих выпадов.
Ссылка Рейтинг: +3 +4 -1
20.10.2017 10:49
P.S. Справедливости ради надо сказать, что в "поколении нашего века" Василий Рочев был ХОРОШ!
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
20.10.2017 12:05
Спасибо, Сергей! Просто в самую точку!
Ссылка Рейтинг: 0 +1 -1
20.10.2017 13:10
Александра! Тема биомеханики в лыжных движениях в Вашем изложении просто СУПЕР! Все лаконично, последовательно, просто и понятно!!! Сам уже давно занимаюсь этой темой, и как мне близки ваши мысли. И особенно четко вы изложили всю биомеханическую цепь лыжника в ваших девяти принципах))) Особенно важен вот этот абзац :
Общая структура механической системы движений должна обеспечивать непрерывное и равномерное движение, без резких рывков, замедлений и ускорений. Активные силы должны быть приложены к пассивным, а не наоборот. Необходимо добиваться временной минимизации периода отталкивания, отталкивание должно быть «точечным», а фаза расслабления преобладать в цикле хода. Приложение сил должно осуществляться до постановки лыжи на снег и включения сил трения, усилия, идущие от различных звеньев тела должны быть локализованы в одной временной и пространственной точке.  При изменении какого-либо структурного компонента все компоненты должны быть изменены в пропорциональной зависимости для сохранения структурного рисунка системы. Важно следить, чтобы при передаче энергии от одного звена тела к другому не нарушалась траектория межсуставного  прохождения энергетического импульса.

И хотя замедления и ускорения в движениях у нас все же возможны и существуют ближе к граничным положениям и сменах темпа и ритма, но как общую структуру можно это принять за аксиому.
Уже готов свой материал по освоению движений конькового хода, с подводящими упражнениями и вспомогательными средствами, для формирования более точных, правильных и согласованных со всеми звеньями двигательных действий лыжника. С удовольствием приобрету и прочитаю Вашу книгу.
Ссылка Рейтинг: +3 +4 -1
Сергей, почему закончилась ??? тока что про Крюкова написал.плюс,Бессмертных продолжает радовать широким прокатом. скорость всегда будет зависеть от длинны проката. не надо смешить людей и доказывать, что официальная наука под названием физика - лженаука...просто дело в том, что надо уметь правильно ехать классикой на пластиковых лыжах  ( лыжа - спортивный снаряд, созданный по образу и подобию рессоры, где ( это самое важное ) мазь находится строго под колодкой ! в большом спорте , с таким снарядом , умели управлять только Зимятов и Сметанина. так вот, "рессора" будет отвечать вам взаимностью только в том случае, если вектор силы будет прилагаться строго вертикально т е чётко сверху вниз. именно это и делали вышеупомянутые атлеты. все же остальные , вместе с норгами, производя активные двигательные действия коленом назад, как бы гладят этой самой рессорой, где концы не имеют мазь, о снег, что есть не правильно, лыжи начинают простреливать, требуя в подъёмах дополнительных усилий рук, при чём неправильных, статических, сковывая их, блокируя раскованность , мощь, продуктивность. это видно по мимике лиц у лыжников, многих. о какой ширине шага можно говорить с такой техникой, которая требует удерживать себя от прострелов, передвигаясь в подъёмы...такой техником можно передвигаться только на деревянных лыжах и роллерах. у них всегда концы держат.  теперь к главному. есть такая тема : взаимодействие атлета со спортивным снарядом и есть второй закон Ньютона...именно этот альянс помог нам поехать классикой, как это делали Зимятов со Сметаниной. помню,  целых два года не стоял на лыжах, потом встал и заехал в тот подъём , с мазью не по погоде, в которой , даже находясь в пике формы, всегда приодолевал посредством бега с прокатом. думал, что сил не хватает, а нет, оказывается всё , как в том мультике: тутать надо технически. богатырь с косой саженью в плечах не мог глыбу сбвинуть. подошёл худенький, щупленький, как Коля Зимятов, мужичок и сдвинул технически...точь-в-точь КОЛЯ делал тоже самое, вкатывая в торчки, в три раза реже толкаясь , имея в три раза шире шаг по сравнению с остальными богатырями , у которых не хватало сил в них закатывать, переходя на бег с прокатом, начиная семенить, которые в три раза были сильнее его физически. и визуально смотрелся, как ленивец, не спеша облизывая эти крутяки...не вижу смысла продолжать доказывать такому солидному биомеханику , как Александра, что чем шире шаг, тем выше скорость...
Ссылка Рейтинг: -4 0 -4
20.10.2017 13:35
Алексею.По "ширине шага": ИМХО все зависит от задачи которую мы ставим и внешних условий, в которых мы выполняем эту задачу. Я конечно с уважением отношусь к нашим великим В.П.Веденину и Н.С.Зимятову. Но. Все хорошо в меру. Если мы просто гуляем и скольжение позволяет, то можно пренебречь скоростью и идти широко и экономично. А если мы бежим спринт, ускоряемся или скольжение и профиль дистанции нам не позволяет поддерживать "скорость лидеров", тогда мы будем вынуждены укорачивать шаги и увеличивать темп. И здесь очень важно насколько далеко мы выставляем нашу ОПОРУ от ОЦМ, и сколько энергетических и мышечных усилий нам нужно затратить, чтобы наш ОЦМ догнал эту ОПОРУ. Всем правит биомеханика в конкретно взятых условиях и задачах
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
20.10.2017 13:49
Александра, :) интересно, с чем же связано Ваше критическое отношение к «Ученым запискам ун-та Лесгафта»? https://www.skisport.ru/news/cross-country/89624/ Неужели для Ваших публикаций (2013) более авторитетен Журнал Воронежского ПГУ?
Кто же тогда рецензирует Ваши собственные методические рекомендации?
Забавно, почему Вы предпочитаете участвовать больше в заочных конференциях по региональной экономике ;), а не в широком кругу профессионального сообщества на спортивных конференциях в профильных вузах и НИИ, как это положено Минобром для нормальных исследователей?
Конечно, площадка "Лыжного спорта" более выигрышна для рекламы своего бизнеса;) . Но претендуя на методологические лавры, хорошо было бы высказываться и на специализированных конференциях, например, ФЛГР тренеров по лыжным гонкам, где не поленились поучаствовать те же М. Рудберг (2015) и критикуемый Вами молодой А. Меликов (2017).
Ссылка Рейтинг: +3 +4 -1
06 Сергей P-v 20.10.2017 10:23
Кстати, про ширину шага в клвссике. Конечно широкий шаг в лыжном понимании хорош, но ровно на столько, на сколько каждый конкретный лыжник может обеспечить условия, чтобы таз (=центр масс) не отстал от опоры, при переходе на маховую ногу. Иначе бег на лыжах превратится в скольжение широкими и глубокими выпадами с соответствующими не эффективными затратами энергии на "вылезание" и этих выпадов.
Никак мне классический попеременный не дается. Еще один вопрос по этому поводу имею: вот смотрю я на некоторых спортсменов как бегут - нет выхода на ногу в прокате - бедро вперед, голень вроде вертикально, потом голень просто под себя и безо всякого подседа прямо из этого положения (голень и бедро уже согнуты, тело даже не колышется)  уже толчек!  Тут таз сзади опоры в прокате получается, и ногу не выпрямляют вовсе чтобы вылезти из этого выпада. Это так или мне показалось? Если да, то в каких случаях так бегут?
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
20.10.2017 13:52
Евгений, спасибо большое! Для меня очень важны оценки специалистов, я верю, что обмениваясь опытом мы сможем изменить ту ситуацию, которая сложилась сейчас в лыжных гонках в наших государствах, и вернуть достойный уровень подготовки спортсменов. Желаю Вам удачи и тоже с нетерпением жду Ваш труд!
Александр - спасибо за хорошие вопросы и за отзыв.
Алексей - доказывать мы точно друг другу ничего не будем, это бессмысленно когда разговор идёт на языках "разных поколений". Новое не всегда плохо, надо учиться принимать ход развития нашего спорта как он есть, в конце концов задача тренера одна - сделать так, чтобы спортсмен бежал быстрее, если нужно отказаться при этом от заложенных шаблонов - надо отказываться.  
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
Евгений, всё верно, на некоторых участках, особенно в сприте, приходиться взрываться и работать в стиле "швейной машинки", особенно на финише, забывая про биомеханику и все законы природы...не без этого.
Ссылка Рейтинг: 0 +1 -1
20.10.2017 14:17

Александра, интересно, с чем же связано Ваше критическое отношение к «Ученым запискам ун-та Лесгафта»? https://www.skisport.ru/news/cross-country/89624/ Неужели для Ваших публикаций (2013) более авторитетен Журнал Воронежского ПГУ?
Кто же тогда рецензирует Ваши собственные методические рекомендации?
Забавно, почему Вы предпочитаете участвовать больше в заочных конференциях по региональной экономике , а не в широком кругу профессионального сообщества на спортивных конференциях в профильных вузах и НИИ, как это положено Минобром для нормальных исследователей?
Конечно, площадка "Лыжного спорта" более выигрышна для рекламы своего бизнеса;) . Но претендуя на методологические лавры, хорошо было бы высказываться и на специализированных конференциях, например, ФЛГР тренеров по лыжным гонкам, где не поленились поучаствовать те же М. Рудберг (2015) и критикуемый Вами молодой А. Меликов (2017).
Михаил, что-то Вы так всё близко к сердцу приняли. Моё отношение к журналу нейтральное - сказали, что участие в написании статьи принимали "Писаки из Лесгафта", я уточнила, что не принимали. Журнал и Университет не единое целое. Всё.  Андрея не критикую. Зачем?  Михаил Р. всё изложит предельно чётко. В том то и дело, что я не претендую ни на какие лавры, и не веду научных исследований,  я - тренер, по 9 месяцев в году на сборах, и служить "двум Богам" невозможно. Нашли что-то эффективное, я поделилась с людьми, буду счастлива если это кому-то поможет бежать быстрее! Понимаете, Михаил, я - свободный человек, печатаюсь там где мне хочется и когда есть время, а системные структуры типа Минобр и ФЛГР, и призрачный "авторитет" это вот точно не ко мне, просто не до этого, и не интересно, у меня спортивная команда и куча спортсменов на консультировании.  Я делаю своё дело исключительно для людей, не для "системы" и лучшая рецензия для меня - это рост моих спортсменов и их благополучная жизнь! Поэтому и "лыжный спорт" - это отличная площадка для обмена опытом, т.к. она тоже независимая.
Ссылка Рейтинг: +3 +6 -3
20.10.2017 14:30

Никак мне классический попеременный не дается. Еще один вопрос по этому поводу имею: вот смотрю я на некоторых спортсменов как бегут - нет выхода на ногу в прокате - бедро вперед, голень вроде вертикально, потом голень просто под себя и безо всякого подседа прямо из этого положения (голень и бедро уже согнуты, тело даже не колышется)  уже толчек!  Тут таз сзади опоры в прокате получается, и ногу не выпрямляют вовсе чтобы вылезти из этого выпада. Это так или мне показалось? Если да, то в каких случаях так бегут?
Александр, верно Вам это глаз "режет", обязательно нога должна немного выпрямиться (иначе её на толчок не "зарядить"), ещё голень необходимо выбросить чуть вперед, а уж только после этого - подсед и загрузка колодки. Только сложность классики в том, что очень короткие все элементы, надо успеть сделать чётко и вовремя. Честно говоря, "правильная" классика сложнее конька.
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
20.10.2017 14:36
Алексей! Да, в некоторых ситуациях, таких как "УЖЕ ФИНИШ" мы идем "НА ВСЕ ДЕНЬГИ", порой пренебрегая всеми законами, физики, биомеханики, физиологии... Да, но и спортсмены бывают разные, с разными антропометрическими и природными данными(Зимятов&Завьяьлов тому подтверждение). Но задача тренера в том и состоит, чтобы научить правильным с точки зрения биомеханики движениям, а так же ВАРИАЦИЯМ всевозможных движений, которые могут встретиться и возникнуть в разных внешних условиях и ситуациях гонки. Т.е. научить спортсмена САМОМУ, без подсказки тренера решить, как, где и какой тип и темпоритм движений применить.
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
20.10.2017 14:39
Александр Кормушкин,  Спасибо за вопрос.
Если речь идёт о движения хорошего классиста, то такого, что Вы описываете не должно быть в его попеременном двухшажном ходе. Это немного похоже на ступающий шаг, который применяется в более крутые подъёмы, когда попеременный двухшажный, с его фазой свободного скольжения, становится не эффективным. В этом ходе значительно больше вертикальная составляющая и при опоре на маховую ногу сразу же начинается подсед и последующее выталкивание.
Если провести аналогию с тем, что сказал профессор Преображенский: " не читайте по утрам советских газет......", я бы посоветовал не принимать технику любого лыжника бегущего на Кубке Мира за эталон.
Я могу назвать фамилии лучших классистов Новой истории на которых надо равняться. Ищите видео с их участием и анализируйте. Начинаем: Андриус Виерпалу, Од Бьёрн Хелмсет,, Лукаш Бауэр, Василий Рочев, Дэниел Рикардсон, Из женщин: Б. Скари, Вирпи Куйтонен, и Юстина Ковальчик (последняя, только в отношении попеременного двухшажного). Этот список, конечно же можно расширить, но надо вспоминать фамилии. К сожалению, по причине, означенной в посте выше, не могу внести в этот список ни одного из нашей нынешней сборной.
Хотите, возмущайтесь :)
Ссылка Рейтинг: +1 +2 -1
20.10.2017 22:22
Из женщин: Б. Скари,
Как же вы про Ольгу Данилову забыли? А Наталья Баранова?
Про нашу сборную умолчу. Хороших "классистов"  туда почему-то не пускают.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Александра, о каких языках "разных поколений" вы говорите? биомеханика толчка ( классика) это - константа:  вчера, сегодня и завтра...в рессору надо толкаться только сверху вниз ! но не гладить её не смазанные концы о снег, как это продолжают делать и сегодня - и, что вам мешает это сделать, вместо того, чтобы отрицать. практика - венец теории. я попробовал и убедился в этом, что правильно , а что нет...что вам мешает, например, сделать глубокий подсед, который тоже влияет на длину проката; делать активные двигательные действия не коленом назад, а ягодицей вверх, как это делал Зимятов. именно такая кинематика блокирует проскальзывание лыж и они начинаю держать как лыже-роллеры на подъёмах, раскрепощая верхний плечевой пояс. работа рук становится более мощной и более продуктивной. а если мы ещё работать плечевым поясом как Вяльбе, т е кролем ( скрестные движения плечевого пояса), в прямом смысле этого слова, то заставим работать мощнейшие широчайшие мышцы спины на все 100 !   нельзя же так категорично оставаться на своей волне...если попробуете, то сразу убедитесь, что техника Зимятова ногами и Вяльбе руками ( классика) - техника будущего ! потому - что она является самой мощной !
по поводу, новое не всегда плохо. только взлелеянное старое рождает новое ( Конфуций ) биомеханические каноны ни кто пока не отменял !  
Ссылка Рейтинг: -1 +1 -2
Александра, на 500 % уверен, если бы я смог воочию показать вам , как Вяльбе работа плечевым поясом в стиле "кролем" а не по стойке смирно, как это делали и продолжаю делать сегодня, но в современном стиле ( иногда она разворачивала свои дельтовидные плеча, как толкатели ядра ) то вы бы успокоились на всегда ! тем более , что я опирался бы на систему рычагов и крутящих моментов, а не на какую то там отсебятину.
Ссылка Рейтинг: -1 +1 -2
21.10.2017 08:55
to Sergey P.
Я имел в виду более позднее время, так как тема дискуссии "передача ключевых элементов нашей старой классической школы на современные реалии". Б Скари попала в список, потому, что довольно долго выступала.
Ссылка Рейтинг: -1 0 -1
21.10.2017 09:38
Алексей Седенков,
1. С чего Вы взяли, что Александра отрицает подсед, с его вертикальной составляющей отталкивания?
2. Что касается подседа, то не волнуйтесь Вы так, никуда он не делся, и не может деться даже у самых "корявых классистов"  Без него не возможно бежать попеременным ходом. Он присутствует, но выглядит по другому, по причине, либо изменения структуры, рисунка, отдельно взятой фазы хода, либо из-за элементарного исключения какой -либо фазы из структуры всего цикла классического хода.
3. Насчёт культивирования скрестных движений плечевого пояса, Вы конечно погорячились :)
4. Примеры из далёкого прошлого, думаю, не самый лучший способ доказать истину. Найдите видео попеременного двухшажного хода Дзниэла Рикардсона, и убедитесь что это та самая, что ни на есть, классика в её современном изложении. То же самое можно сказать об отдельных гонцах из Норвежской и Финской сборной.
Ссылка Рейтинг: 0 +2 -2
Задам провокационный вопрос.  Мне кажется, что у классики в лыжах будущее туманно, поэтому что о ней спорить. Как соединить коньковый ход и элементы ски- кросса -  при подготовке лыжников, особенно молодых? Вот задача на ближайшие годы!
Ссылка Рейтинг: -1 0 -1
21.10.2017 11:58
Классика из дистанционных гонок никуда не денется. А потом не забывайте, что это, вообще-то, основа в обучении лыжным гонкам. Начинать надо с неё всегда.
Ссылка Рейтинг: +2 +3 -1
21.10.2017 12:02
А задачу, лучше по другому ставить: как убрать из федерации "чудаков нв букве М" с такими идеями :)
Ссылка Рейтинг: +1 +3 -2
Сергей, в институте спорта ( Малаховака ) весела фотография Зимятова ( вид сверху, передвигаясь попеременной классикой ) такого "креста"  я даже у Вяльбе не видел. но он у него присутствовал только тогда , когда он равнине. скрестные движения плечевого пояса не просто подключают в помощь рукам эти более сильные мышцы этого самого плечевого , но у увеличиваю шаг. смотрите , какая получается длинная био-кинематическая цепочка - рука плюс плечевой пояс. во как ребята раньше ехали ! и что сейчас :  плечевой пояс стоит на месте , находясь в статическом напряжении ! а работа рук заключается в сгибании и разгибании их в локтевом суставе...трёхметровое "весло" заменили на метровое. вот вам вся современная техника. но это ещё не всё. самое страшное в этом метровом "весле" то что , что убрав эти естественные и более мощные движения ( скрестные) мы убиваем естественную физиологию, которая зависит от естественной биомеханики. как известно , естественная биомеханика скелетных мышц, влечёт за собой естественную биомеханику и внутренних органов, которые те же мышцы. чтобы очередной раз убедиться в этом, надо встать ровно, расслабить руки и начать ими совершать свободные и раскованные махи посредством дельтовидных мышц плечевого пояса. левая вперёд , правая назад. но только не как при беге - левая стремиться к подбородку , правая к затылку и наоборот...во время такого упражнения надо всего лишь нужно открыть рот и вы почувствуете, как лёгкие сами начинают  засасывать кислород, как насос. легкие начинают работать правильно, вдыхая полную грудь сами , если увеличить интенсивность. но только это упр. надо делать правильно. и что делают сегодняшние все лыжники без исключения, в отличии от вчерашних ? да просто напросто перекрывают себе кислород из-за того что блокируют гармонию между скелетными мышцами и внутренними ( органы )
Ссылка Рейтинг: -2 +1 -3
21.10.2017 20:23
Алексей, то, о чём Вы так увлеченно рассуждаете, просто не имеет смысла при современных скоростях. Некогда размахивать палками и крутить плечами! Для этого просто нет времени. Роль палок в структуре хода изменилась кардинально. И это не шаг назад, а суровая необходимость.
Простой пример:
- если спортсмен в совершенстве владеет техникой конькового хода (это обязательное условие), то на медленных роллерах, пока скорость качения недостаточно  высока, палки дают преимущество в скорости. На скоростных же роллера в них уже нет нужды!!!
Ссылка Рейтинг: +4 +5 -1
Сергей, а вот ещё один пример, ещё проще.
кузнечика ( Зимятов ) допустили участвовать в тараканьих бегах...
один прыжок и он в дамках, пока эти "тараканы" строчат в 50 раз чаще чем этот "кузнечик"
я же уже писал, как Зимятов облизал тот крутяк, вкатив в него не спеша, как линивец посредством широчайших шагов. за ним Завьялов в тот же торчок, с частотой швейной машинки посредством бега с прокатом, раз в 15 чаще толкаясь. снег под ногами горел у Александра, но проиграл он тогда Николаю 30 сек на той пятнашки. современные скорости отдыхают по сравнению с той, которую показывал Завьялов, который визуально смотрелся на много быстрее чем Зимятов , но не стал королём лыж !
сегодня происходит тоже самое. все продолжают толкаться метровым "веслом" сгибая руку в локте. как бы это не смотрелось быстро и часто, но скорость возрастёт , если наши лыжники перейдут на двухметровое весло, т е к руке подключат плечевой пояс ! визуально это будет, конечно же, смотреться медленнее, но скорось увеличиться, потому что шаг станет шире. это элементарная физика. см. систему рычагов и крутящих моментов. а лучше не смотреть и не спорить со мною с самому попробовать, если получиться, и всё сами поймёте...ни как не дойдёт до меня, что мешает это сделать...я вон все идеи Михаила Рудберга стараюсь опробовать, как и других специалистов...хоть у нас с Михаилом и разный подход к делу, разные концепции, но по Гараничеву сделали один и тот же вывод ! это и есть истина ! которую я назвал синдромом прихрамывания, а Михаил другие термины подобрал...
Ссылка Рейтинг: -3 0 -3
21.10.2017 22:18
Алексей, нужно ли весло, которое Вы считаете таким важным в развитии скорости, моторной лодке? :)
Ссылка Рейтинг: +3 +4 -1
это не я считаю, Сергей. это биомеханика продолжает доказывать на практике бегунов, пловцов кролистов...они и сегодня не перестают плечами крутить ( чуть раньше скидывал ролик, на котором в его конце Борзаковский на финише показывает такие развороты, показывая свой самый лучший результат в карьере )вот только почему то не все лыжники пользуются этим "веслом" :) как это не странно...но всё таки и у них это имело место на практике...уверен , что стоит ещё разок эту систему рычагов и крутящих моментов опрабировать, хотя бы на одной из самых отстающих сборниц ( женщин) по лыжам. тем боле, что там терять то практически уже нечего...
призываю всех коллег к консолидации идей ! уверен, что они поднимут нашу женскую с колен !
с уважением !
Ссылка Рейтинг: -3 0 -3
22.10.2017 08:15
"Ксанф, выпей море". Алексей, возьмите весло и разгоните моторную лодку ещё быстрее. :):)
При всём уважении, Вы просто заблудились.
Ссылка Рейтинг: +1 +3 -2
22.10.2017 12:48

to  Сергей P-v

+500 вам за моторную лодку и весло.
Очень тонко передает всю суть!  
Ссылка Рейтинг: 0 +2 -2
Сергей, я то думал, что Вы биомеханик...а вы, оказывается, утончённый моторист...
не понимаю, как вас занесло в биомеханики...
Ссылка Рейтинг: -3 0 -3
22.10.2017 19:59
:) Алексей, зря Вы обиделись. Людей интересует истина. Просто признайтесь, что заблуждались....., что-то не учли.... и т.д.
Ссылка Рейтинг: 0 +2 -2
Сергей, обижаться, это - грех...а заблуждаетесь, к сожалению, вы...или вы так и ничего не поняли, или просто не понимаете...в большей мере последнее...это вы уже доказали, назвав норга Хелмсета техничным классиком, у которого одна рука по завершению толчка улетает в лес а другая по дрова. в худшем случае, кисть по завершению толчка рукой должна останавливаться почти вплотную у тазобедренного сустава ( вид впереди ) в лучшем, как у Вяльбе, ещё дальше за ягодицей, так, что с переди её не будет видно. учите биомеханику и кинематику. кстати, вы знаете что такое кинематика ? за биомеханику вы уже отчитались...
Ссылка Рейтинг: -3 0 -3
22.10.2017 21:11
:):D Алексей, не цепляйтесь за соломинку. Я Вам про базовые элементы техники, а Вы мне про красоту ногтей.
Ссылка Рейтинг: +2 +4 -2
я их уже вам описал их. изучайте и пытайтесь научиться, а не куминизировать моторную лодку тина Де Зольта, до которого современные лыжные скорости ещё не доросли...и ещё: наука уже провела без нас с вами свой анализ современных скоростей. они не стали выше. другим стал инвентарь и фарма...не хватайтесь за соломинку, а лучше свяжитесь с директором института спорта им А. Тихонова. он вам про этот скоростной "прогресс" лучше расскажет...
Ссылка Рейтинг: -4 0 -4
23.10.2017 12:30
Алексей, не трудитесь больше. Вы сделали всё, чтобы мне с Вами стало не интересно дискутировать.
Ссылка Рейтинг: +2 +4 -2
Сергей, не возражаю...тем более, что вы не знаете что такое кинематика и система рычагов и крутящих моментов, без чего невозможно конструировать биомеханические локомоции...проще работать в стиле астронома, что увидел на небе, то и правда...засняли всю лыжную элиту со всего мира, как она преодолевает подъёмы разной крутизны, разными ходами, так значит и надо ехать и втирать это простым болельщикам и лыжникам. всё, конец дискуссии не о чём...
Ссылка Рейтинг: -3 +1 -4
24.10.2017 09:41
Алексей, а Вы напишите книгу, а не кучу комментариев под статьей, аудитория почитает и сделает выводы.
А то мне даже немного показалось, что Вы сейчас несколькими комментариями под сомнение работу М. Рудберга поставили - "...засняли всю лыжную элиту со всего мира, как она преодолевает подъёмы разной крутизны, разными ходами, так значит и надо ехать и втирать это простым болельщикам и лыжникам..."
Ссылка Рейтинг: +6 +6 0