Помощь в создании данного материала нам оказал сотрудник компании «Ювента Спорт» Кирилл Прис. Кирилл на высоком уровне занимается лыжероллерами, в соревнованиях специализируется в коротком и длинном спринте и масс-стартах. В этом сезоне на I этапе Кубка России по лыжероллерам Кирилл выиграл серебряную медаль в 200-метровом спринте и бронзовую – в 20-километровом масс-старте, что позволило ему стать одним из лидеров турнира. Прежде чем перейти к самой теме статьи, предлагаем вашему вниманию небольшое интервью с Кириллом, в котором он рассказывает, как ему удается сочетать работу и занятия спортом и при этом добиваться столь высоких результатов.
- Обычно я тренируюсь по утрам перед работой. Стараюсь выделить на тренировку около двух часов, но ровно в 9 утра я должен быть на работе. Но тут было бы желание, а уж время найдется.
- Какие ваши планы? В каких соревнованиях этим летом собираетесь принять участие?
- На I этап Кубка мира по лыжероллерам в Словакию российская команда централизовано не выезжала. Так что мне предстоит чемпионат России в Сарове и через неделю после него – этап II Кубка мира в Эстонии. Ну а дальше в зависимости от результатов. Хотел бы, если результаты позволят, принять участие в чемпионате мира, который пройдет в Италии в сентябре, а также на этап Кубка мира в Ханты-Мансийске.
- Где в основном тренируетесь в Москве?
- Если тренировка на лыжероллерах, то только «Планерная». Я живу недалеко, в Химках, от дома до трассы мне добираться около 15 минут.
- Тренируетесь по всему кругу?
- Да, прохожу на тренировках все спуски и подъемы, ничего не срезая. Максимальная скорость, которую мне удавалось развить на тренировке – 83 км/ч.
- Какие роллеры используете для тренировок?
- Использую лыжероллеры французской фирмы Barnett с платформой 530 мм, полиуретановыми колесами и тренировочными подшипниками фирмы Start с густой смазкой.
Длина платформы
Чем короче платформа лыжероллеров, тем она более управляема. Если говорить о лыжероллерах для конькового хода, самую короткую на сегодняшний день платформу имеют гоночные лыжероллеры – 530 мм. Стандартная длина платформы у тренировочных лыжероллеров – 620 мм. Такую платформу, к примеру, имеют коньковые лыжероллеры Start 71. Есть и удлиненные платформы. Например, у лыжероллеров IDT Skate Elite, на которых летом тренируются спортсмены из лыжной сборной команды, длина платформы составляет 715 мм. Такие лыжероллеры значительно более сложны в управлении, однако их работа больше похожа на работу лыж.
Материал платформы
Есть три основных вида материалов, используемых для изготовления лыжероллерных платформ: карбон, алюминий и композитные материалы.
Работа карбоновой платформы очень похожа на работу лыжи, она хорошо пружинит, прогибается в момент отталкивания, гасит вибрации – то есть имитирует работу лыжи. Такие платформы, как правило, имеют небольшой прогиб и длину около 600-620 мм. Такие платформы имеют ограничение по весу спортсменов, а также требуют бережного к себе отношения. Бывает, что карбоновые модели лыжероллеров одной и той же фирмы отличаются между собой по жесткости. Например, лыжероллеры Swix Triac Carbon Skate имеют два типа жёсткости (Medium, Stiff), чтобы максимально адаптировать их под вес спортсмена.
Модели с карбоновой платформой:
Алюминиевые платформы не такие отзывчивые, то есть почти не прогибаются в момент отталкивания, однако они жесткие и прочные, а также гораздо менее требовательны к весу лыжника. Кроме тренировочных моделей, алюминиевые платформы используются в моделях для соревнований, так как в гонках требуется максимальная жесткость при отталкивании, а любой прогиб будет энергию отталкивания гасить.
Модели с алюминиевой платформой:
Композитная платформа сделана из дерева, углеволокна и карбона, однако, как правило, имеет металлическую вилку, на которую крепятся колеса. По характеристикам такие роллеры – это компромиссный вариант между карбоном и алюминием: с одной стороны, они весьма неплохо имитируют работу лыж, с другой – они гораздо более прочные, чем карбон. Правда, роллеры с композитной платформой обычно самые тяжелые из трех видов.
Модели с композитной платформой:
Материал колеса
От материала колеса зависит усилие, которое надо прилагать, чтобы заставить роллер катиться. Есть два основных типа материала, из которых изготавливаются колеса для лыжероллеров: резина и полиуретан.
И резиновые, и полиуретановые колеса имеют разную плотность, но если у резины эта разница весьма значительна, то полиуретановые колеса отличаются по плотности не так сильно.
В резиновых колесах для обозначения плотности используется цифровая маркировка, которая штампуется на колесе. У разных фирм – разные цифры, закономерность же заключается в том, что, чем выше цифра, тем мягче резина, а значит – такие роллеры будут более медленными. Так в лыжероллерах финской фирмы Marwe используются цифры 0, 3, 6, 8. У шведских Elpex: 2, 3 и 4. Норвежские Swenor оперируют цифрами 1, 2 и 3.
Если же говорить о гоночных полиуретановых колесах, то их жесткость можно отличить по цвету материала: желтые – самые мягкие, затем идут оранжевые, зеленые и самые жесткие – красные. Подбор колес для соревнований во многом обусловлен весом спортсмена: чем он выше, тем жестче нужно колесо. Так, желтые колеса в основном используются женщинами, мужчины весом до 75 кг обычно выбирают оранжевые колеса и так далее. При выборе более жесткого, чем необходимо, колеса, спортсмен рискует получить недостаточное сцепление с асфальтом.
Размер колеса
В лыжероллерах для конькового хода используются колеса разного диаметра от 70 до 100 мм. Колеса диаметров 70 мм устанавливаются, например, на лыжероллеры Start Skating 71. Благодаря низким колесам на этой модели роллеров легче удержать равновесие, поэтому она подойдет как опытным лыжникам, так и новичкам. На высоких 100-милиметровых колесах баланс удерживать чуть тяжелее, благодаря чему на них лучше отрабатывается этот элемент техники. Также такие колеса используются в соревнованиях, так как при прочих равных они будут быстрее. 100 мм – максимальный диаметр, допустимый в гонках.
Подшипники
В колесах используются керамические и металлические подшипники. Керамика (речь идет о гибридных керамических подшипниках с металлическим ободом) используется в гоночных колесах на лыжероллерах, предназначенных для соревнований. Металлические подшипники используются как для соревнований, так и для тренировок. На металлических подшипниках обычно ставится маркировка ABEC с цифрой 3, 5, 7, 9 либо 11. Эта цифра обозначает точность выточки шара: чем больше цифра, тем выше эта точность, а значит, такой подшипник будет быстрее и надежнее.
Также скорость вращения подшипника зависит от смазки. Густая смазка замедляет подшипник, но при этом он будет дольше служить. Имеет смысл использовать густую смазку в лыжероллерах, предназначенных для тренировок. Жидкая смазка используется в гоночных подшипниках. С ней подшипник вращается намного быстрее, но и быстрее изнашивается.
Колеса и комплектующие для лыжероллеров
Вы новичок, но хотите начать кататься на лыжероллерах? Специально для вас мы подготовили материал, в котором вы найдете ответы на большинство возникающих у вас вопросов: что такое и какие бывают лыжероллеры, где и в чем на них кататься, какие лыжероллеры выбрать – «Лыжероллеры, советы новичкам».
Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.
Расскажите подробнее про систему качества подшипников abec . 11 уж очень Меня интересует)))
плотность всех ПУ применяемых для шин колес лыжероллеров ~1.37 г/(см*см*см).
Других нет
Просто я понимаю, что если брать плотность за единицу отсчета, то она должна быть разной при разной твердости по тому же Шору, или это касается используемых колес с твердостью 88-92 ? И еще вопрос для расширения знаний (не более), а какая марка PU используется в колесах?
Так ведь пишут - монокок.
"Не понимаю о чем спор. На сайте SWIX четко написано - цельная платформа из 100% углеволокна с интегрированной вилкой из металла и пластиной под крепления."
Но, ведь это же не монокок, согласитесь. Уж вы то знаете, что такое монокок в велосипеде.
А так, это просто еще одно модное словечко для маркетинга. Если пойти дальше, то получается, что и алюминиевые роллеры из цельного куска металла (например, Start 71) можно обозвать монококом:)
всегда для конька было --- US 0/6/7/8 + RACING USR
U -материал
S - тип передвижения коньковый
0.6.7.8.RACING USR --цифра обозначает скорость
Насчет Марве - это даже не маркетинг, а просто ошибка. Ряд колес Марве - следующий: USR, US0, US6, US7, US8. Никаких 3 нет и не было. Стоит исправить в тексте, ИМХО.
Вторая часть связана с описанием платформ. Конечно же, карбон - это не менее прочные роллеры, чем композит, и вовсе не только под легких спортсменов. А Свикс - это НЕ карбоновые роллеры. Думаю, это - не ошибка, а следствие бизнес-задач по продаже определенных моделей определенных брендов. Несомненно, партнер сайта имеет право на "корректировку" информации для лучших продаж - но и читатели сайта имеют право получить "корректировку этой корректировки" - БЕЗ критики брендов, которые продает партнер сайта.
Итак, если БЕЗ критики брендов.
Карбон - это вообще-то углерод. В композитных платформах он тоже есть (слои между деревяшкой). Но на вело-, лыжепалочном и роллерном рынке сложился некий сленг, где карбоновыми палками, рамами, роллерами называют НЕ ЛЮБОЕ изделие, содержащее углерод в составе, а только один из таких вариантов: монокок, крайне дорогой по себестоимости, крайне легкий и крайне ПРОЧНЫЙ (не такой, как алюминий, есс-но - но намного прочнее дерева, в случае палок или роллеров!).
В случае роллеров такие рамы (НАСТОЯЩИЕ!) крайне редки на рынке - из-за цены, прежде всего, и из-за того, что эксплуатационные свойства в разы более дешевых алюминиевых рам, при надлежащих материалах (марке алюминия) и технологиях изготовления (не на коленке в китайском подвале), мало чем уступают настоящим карбоновым рамам для обычного любителя лыж и роллеров. Они также легки (чуть тяжелее), также отзывчивы (чуть меньше) - и чуть более прочны.
Однако НАСТОЯЩИЕ карбоновые роллеры есть! Мне известны в России всего два примера: Глобулонеро (итальянский бренд) и Спайн (экспериментальная партия таких роллеров была выпущена ярославской компанией год назад, нынешние их планы мне неизвестны). Эти платформы очень близки по ощущениям: они почти не гасят скорость (в отличие от композитных), они очень ЖЕСТКИ при толчке (а вовсе не МЯГКИ, как "карбоновые" Свикс или One Way), очень легки (намного легче композита и чуть легче даже суперлегких гоночных алюминиевых платформ) - и в то же время (несмотря на ЖЕСТКИЙ ОТЛИЧНЫЙ ТОЛЧОК!) мистическим образом гасят тряску на плохом зернистом асфальте.
Пользуясь модой на "карбон", и дороговизной настоящего карбона, ряд производителей стал выпускать "свои версии" (Дима Рулев очень удачно назвал их "углеволокно с запахом карбона" ).
Они все примерно одинаковы по свойствам, и именно их описал в статье Кирилл: они НЕ прочны, они МЯГКИ, плохо передают толчок, крайне не рекомендуются для гонцов весом 90+, они дороги (дешевле настоящего карбона, но намного дороже качественных алюминиевых платформ, при совершенно одинаковой себестоимости), но - легки (и это - единственный их плюс, если тут вообще можно говорить о плюсах). Есть среди этих изделий и монококи (One Way, Шамов), есть - и не монококи (Свикс). Лучше от "монококовости" тут не становится...
К настоящим карбоновым роллерам эти изделия, повторюсь, не имеют ни малейшего отношения. Но слово "карбоновые роллеры" не запатентовано, как и "пластиковые лыжи": так называют и деревянную "Карелию" с приклеенной к ней пластмассовой скользячкой, и Фишер Спидмакс. Ровно тот же случай - здесь.
ЗЫ: Могу еще реальную классификацию подшипов (и их ПОЛЬЗУ) привести, но тут у Кирилла ошибок поменьше (хотя они есть). Если кому-то интересно.
А треснуть - это да, бывает. Алюминий надежнее всего.