Лыжероллеры | Новые фото

Способы преодоления препятствий на лыжероллерах

В статье описаны и проиллюстрированы различные способы преодоления на лыжероллерах таких препятствий, как трещины дорожного покрытия, спуски с бордюров, ступенчатые подъемы, лежащие на пути объекты, дорожная разметка. Рассмотренные технические приемы включают элементы группировки тела, расположения лыжероллеров и центра тяжести спортсмена, прыжков, перешагивания, приземления и направлены на сохранение скорости и снижение риска падения.

Аннотация

В статье подробно описаны и проиллюстрированы различные способы преодоления дорожных препятствий на лыжероллерах. К основным причинам возникновения препятствий при передвижении на лыжероллерах отнесены: 1) углубленные повреждения дорожного покрытия в виде трещин; 2) ступенчатые спуски, преимущественно с бордюров; 3) ступенчатые подъемы или возвышающиеся над покрытием предметы; 4) изменение химической структуры поверхности асфальтобетонного дорожного покрытия герметиком или полимерно-акриловой разметкой. Эффективные способы преодоления препятствий на лыжероллерах включают следующие элементы: группировку тела при визуальном обнаружении препятствия; параллельное расположение лыжероллеров и размещение центра тяжести спортсмена на средней линии между ними; прыжок и приземление на параллельные лыжероллеры поочередно один позади другого; параллельное и поперечное перешагивание. Предложены определенные технические приемы, позволяющие обеспечить сохранение скорости при передвижении на лыжероллерах и снизить риск падения и получения травм.

Оригинал статьи

Введение

«Международными правилами лыжных соревнований» (ICR, 2014) предусмотрено проведение соревнований по лыжероллерам на асфальтовом или аналогичном твердом натуральном или искусственном покрытии [1, С.90]. Тренировочный процесс лыжероллистов проходит в бесснежный период на типичном городском дорожном покрытии.

Ровность или гладкость дорожного покрытия на лыжероллерных трассах может быть нарушена вследствие ряда причин: 1) образования глубоких трещин; 2) наличия невысоких препятствий в виде веток, мусора и др.; 3) наличия бордюров; 4) дорожной разметки. Для преодоления препятствий при передвижении на лыжероллерах могут быть использованы различные способы, отличающиеся по своей эффективности. Под способностью эффективно преодолевать препятствия понимаем умение и технические навыки спортсмена для передвижения на лыжероллерах по неровному дорожному покрытию без существенного снижения скорости.

Умение выбрать оптимальный способ преодоления препятствий на лыжероллерах, адекватный внешним условиям, позволяет существенно снизить риск травматизма, повысить вероятность успешности гонки и определяет уровень технической подготовленности лыжероллиста.

Специфику процесса преодоления препятствий на лыжероллерах обуславливают следующие факторы: 1) качество дорожного покрытия по уровню деформирования, разрушений и последствий ремонта; 2) температура и влажность внешней среды, влияющие на изменение показателей трения сцепления колес с поверхностью [2]; 3) функциональная, силовая и техническая подготовленность спортсмена [3, P.155].

На выбор способа преодоления препятствий влияет вид лыжероллеров, так как использование коньковых и классических лыжероллеров требует владения дополнительными навыками, а при передвижении на лыжероллерах для бездорожья, имеющих большой диаметр колес, рассматриваемая проблема неактуальна [4, P.1646]. Важное значение для смены элементов техники передвижения на лыжероллерах имеет рельеф трассы [5, P.2837] и скорость передвижения [6, P.21].

Для обучающихся передвижению на лыжероллерах важно знать о приемах наиболее безопасного преодоления препятствий, необходимых для сохранения равновесия и требующих предварительно сгруппироваться, как при резких перегибах склона и высокой скорости спуска на лыжах [7, С.144].

Методика и организация исследования

Для проведения экспериментального исследования использованы методы наблюдения за результативностью разных способов преодоления препятствий на лыжероллерах, структурно-динамического анализа кинематики движений лыжероллистов. В процессе исследования рассматривали элементы техники передвижения на коньковых и классических лыжероллерах. Субъектами исследования были выбраны 7 лыжероллистов, имеющих квалификации МС и МСМК, и 25 обучающихся передвижению на лыжероллерах с различным техническим подготовленности. Обобщены экспериментальные данные по эффективному преодолению препятствий на дорожном покрытии различного рельефа за 2009-2016 гг.

Результаты и их обсуждение

Основными элементами всех способов преодоления любых препятствий являются следующие элементы:

  • При визуальном обнаружении любого препятствия лыжероллисту первоначально следует сгруппироваться, а именно: перед препятствием наклонить корпус вперед, руки согнуть в локтях, немного прижав к туловищу, при этом все конечности должны быть напряжены.

  • После прохождения любого препятствия следует касаться дорожного покрытия лыжероллерами, расположенными параллельно друг другу.

    Наиболее часто встречающимся препятствием при передвижении на лыжероллерах являются глубокие трещины в асфальтовом покрытии (рисунок 1). Недостаточное внимание к повреждениям дорожного покрытия приводит к резкому толчку при попадании передних колес в углубление и, как следствие, значительному нарушению равновесия лыжероллиста и вероятному падению.

Рисунок 1 – Классификация основных видов препятствий при передвижении на лыжероллерах

Для эффективного преодоления трещин следует:

  • сгруппироваться и расположить лыжероллеры параллельно друг другу, так чтобы впереди располагалась опорная нога, а центр тяжести спортсмена находился посередине между лыжероллерами;

  • при передвижении через препятствие сохраняется параллельное расположение лыжероллеров, один из которых несколько выдвигается вперед (рисунок 2).

1.2.1 трещина Андрей.jpg 2. 2.2 трещина Андрей.jpg

Рисунок 2 – Приемы передвижения через трещины дорожного покрытия

Пересечение трещин дорожного покрытия можно осуществлять «перешагиванием» с одного лыжероллера на другой, для чего перед препятствием резко приподнимают ногу, расположенную впереди, и опускают за препятствием, перенося на нее центр тяжести, и после этого перешагивают препятствие второй ногой.

Опытные лыжероллисты преодолевают глубокие трещины дорожного покрытия «прыжком» (рисунок 3). При передвижении «прыжком» с одного лыжероллера на другой рекомендуется ставить палки за препятствием и, если это возможно, опираться на них в момент пересечения препятствия. В ином случае палки ставятся или одна до препятствия, а другая за ним, или обе до препятствия. Чем выше скорость передвижения при приближении к трещине, тем резче прыжок с ноги на ногу.

1.3.1 Прыжок трещина 1.png2.3.2 Прыжок трещина 2.png3.3.3 Прыжок трещина 3.png

Рисунок 3 – Приемы пересечения глубоких трещин «прыжком»

На лыжероллерных трассах часто можно встретить ветки деревьев или иные предметы, лежащие непосредственно на пути следования, которые сложно обогнуть из-за их размера или расположения. Особую опасность в лыжероллерных гонках представляют «завалы», возникающие вследствие падения впереди бегущих спортсменов.

Для эффективного преодоления препятствий, выступающих над основной поверхностью дорожного покрытия, следует:

  • непосредственно перед препятствием оттолкнуться одновременно двумя ногами и двумя палками и перепрыгнуть через препятствие (более опытные спортсмены могут осуществлять прыжок без помощи палок);

  • приземляться следует на параллельные лыжероллеры, расположенные таким образом, что опорная нога слегка выдвинута вперед (~ 20-25 см), центр тяжести расположен между ног (рисунок 4).

1.4.1 завал.jpg2.4.2 завал.jpg3.4.3 завал.jpg

Рисунок 4 – Приемы преодоления «завалов» «прыжком»

При передвижении по городским дорогам типичным препятствием являются бордюры. Для подъема на бордюр без существенного снижения скорости применяется способ преодоления препятствий, выступающих над поверхностью дороги, описанный выше (рисунок 5).

1.5.1 Прыжок бордюр.png2.5.2 запрыгивание бордюр.png3.5.3 прыжок бордюр.png

Рисунок 5 – Приемы подъема на бордюр «прыжком»

Спортсменам на классических лыжероллерах или при первоначальной технической подготовке можно рекомендовать преодолевать возвышение над дорожным покрытием прыжком путем поочередного поднятия лыжероллеров, расположенных друг за другом (рисунок 6).

1.6.1 Зашагивание бордюр.png2.6.2 зашагивание бордюр.png3.6.3 зашагивание бордюр.png

Рисунок 6 – Приемы подъема на бордюр поперечным «перешагиванием»

Для спуска с бордюра следует:

  • при приближении к бордюру расположить лыжероллеры параллельно друг другу;

  • при прохождении спуска с бордюра следует одновременно приподнимать передние колеса лыжероллеров так, чтобы платформа не могла задеть ребро бордюра при его пересечении (рисунок 7);

  • приземление выполняют, сохраняя центр тяжести между ногами.

1.7.1 Спрыгивание бордюр.png2.7.2 спрыгивание бордюр.png3.7.3 спрыгивание бордюр.png

Рисунок 7 – Приемы ступенчатого спуска с бордюра

На классических лыжероллерах можно рекомендовать преодоление бордюров «перешагиванием» или «прыжком» с ноги на ногу (рисунок 8).

1.8.1 перешагивание бордюр.png2.8.2 перешагивание бордюр.png

Рисунок 8 – Приемы спуска с бордюра параллельным «перешагиванием»

Наиболее распространенным способом ремонта асфальтобетонных покрытий является санация трещин герметиками горячего и холодного применения, которые при повышении температуры внешней среды выше 22ºС или после выпадения осадков проявляют иные характеристики трения с колесами лыжероллеров, чем основное покрытие трассы. На изменение характеристик силы сцепления колес с покрытием аналогичное действие оказывает полимерно-акриловая дорожная разметка. Если на пути следования встречаются данные препятствия, то при их пересечении не рекомендуется выполнять технические элементы повышенной сложности, как например, повороты или резкое торможение.

Для эффективного преодоления отремонтированных трещин или дорожной разметки следует перейти на одновременный бесшажный ход, а при передвижении коньковым ходом к моменту прохождения препятствия расположить лыжероллеры параллельно друг другу. Следует иметь ввиду, что при повышении температуры выше 25ºС материал, заполняющий трещины, может размягчаться, что при соприкосновении с колесами лыжероллера приведет к потере скорости движении, поэтому при жаркой погоде целесообразно преодолевать отремонтированные трещины «прыжком» или «перешагиванием».

Результаты проведенного анализа показывают, что техническая подготовленность к преодолению препятствий имеет важнейшее значение как для результативности лыжероллерных гонок, так и для первоначального обучения базовым способам передвижения на лыжероллерах.

Заключение

Установлено, что основными причинами возникновения препятствий при передвижении на лыжероллерах являются: 1) углубленные повреждения дорожного покрытия в виде трещин; 2) ступенчатые спуски, преимущественно с бордюров; 3) ступенчатые подъемы или возвышающиеся над покрытием предметы; 4) изменение химической структуры поверхности асфальтобетонного дорожного покрытия герметиком или полимерно-акриловой разметкой.

Эффективные способы преодоления препятствий на лыжероллерах включают в себя ряд элементов: группировку тела при визуальном обнаружении препятствия; параллельное расположение лыжероллеров и размещение центра тяжести спортсмена на средней линии между ними; приземление на параллельные лыжероллеры поочередно один позади другого. Для преодоления отдельных разновидностей препятствий при передвижении на лыжероллерах предложены определенные технические приемы, позволяющие обеспечить сохранение скорости и снизить риск травматизма или падения.

Литература

  1. Международные правила лыжных соревнований (ICR) Кн.II: Лыжные гонки/ утв. на 49 Междунар. конгр. по лыжному спорту (Барселона, 2014).- Оберхофен, Швейц.: Междунар. фед-ция лыж. видов спорта (FIS), 2014.- 92 с.

  2. Ainegren M. Roller skis’ rolling resistance and grip characteristics – influences on physiological and performance measures in cross-country skiers// Doctoral Thesis, Mid Sweden University, 2012.- 56 p.

  3. Göpfert C., Holmberg H.-C., Stöggl T., Müller E., Lindinger S.J. Biomechanical characteristics and speed adaptation during kick double poling on roller skis in elite cross-country skiers// Sports Biomechanics.- 2013, Vol.12, No.2.- P.154-174.

  4. Millet G.Y., Hoffman M.D., Candau R.B., Clifford P.S. Poling forces during roller skiing: effects of technique and speed// Medicine and science in sports and exercise.- 1998, Vol.30, No.11.- P.1645-1653.

  5. Sandbakk Ø., Ettema G., Holmberg H.-C. The influence of incline and speed on work rate, gross efficiency and kinematics of roller ski skating// European Journal of Applied Physiology.- 2012, Vol.112, Is.8, P.2829-2838.

  6. Kveli E. The effect of speed, incline and work rate on technique transition in classical roller-skiing: Master thesis/ Norwegian university of science and technology, 2015.- 23 p.
  7. Спиридонов К. Техника лыжника-гонщика.- М.: Физкультура и спорт, 1959.- 164 с

Авторы: Андрей Валерьевич Меликов1, Сергей Владимирович Корсаков1

1Спортивная сборная команда РФ по лыжероллерам

В ТЕМУ:

Влияние различных факторов на эффективность торможения на лыжероллерах

8 7620 Андрей Краснов 17.06.2016 00:50
Рейтинг: 0 0 0

Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.

На средней скорости преодолевать поперечные возвышения могу порекомендовать наступанием серединой платформы на препятствие с перенесением другой ноги через препятствие. Отработал на Вовробьевской набережной.
Конечно, опытные просто перепрыгнут :)
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
А перепрыгивать через "завалы" соперников, толкаясь палками перед препятствием, я считаю крайне опасным, и вообще рекомендовать такое нельзя. Правильнее упасть, споткнувшись роллерами о человека. Я Так Думаю (с)
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
не хватает 1 пункта: как методически грамотно организовать тренировочное занятие, чтобы избежать "неожиданностей" и применения на практике вышеуказанных способов преодоления препятствий.
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
А у нас на велодорожке препятствие - ж.д. путь. Но он проходит под углом к дорожке. Прохожу переступанием, подъезжая с края. Скорость почти не гашу.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
17.06.2016 14:02
как и в предыдущем материале про приемы торможения, не хватает описания самого быстрого способа торможения.
догадайтесь какого... :-)
Ссылка Рейтинг: 0 +1 -1
17.06.2016 15:53
Дык ясен пень - якорь бросил и все дела
Ссылка Рейтинг: +2 +3 -1
17.06.2016 21:20
Чесслово, поначалу решил, что статья - это шутка такая 8)
Ссылка Рейтинг: +4 +4 0
19.06.2016 17:17
А что надо делать если внезапно остановится ролик? Недавно я наехал на классических роллерах на еловую шишку и упал практически на ровном месте на дорожку с мелкими камешками. Пришлось сказать "прощай Юкола 2016".
Визуально обнаружить шишку не смог т.к. внимание отвлек ехавший навстречу велосипедист.
Падения на роллерах как правило весьма кровавые, это как минимум.
Насколько я люблю лыжи, настолько же терпеть не могу роллеры, но вроде все говорят что надо на них летом тренироваться.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Лыжероллеры | Новые сообщения форума