В статье описаны и проиллюстрированы различные способы преодоления на лыжероллерах таких препятствий, как трещины дорожного покрытия, спуски с бордюров, ступенчатые подъемы, лежащие на пути объекты, дорожная разметка. Рассмотренные технические приемы включают элементы группировки тела, расположения лыжероллеров и центра тяжести спортсмена, прыжков, перешагивания, приземления и направлены на сохранение скорости и снижение риска падения.
В статье подробно описаны и проиллюстрированы различные способы преодоления дорожных препятствий на лыжероллерах. К основным причинам возникновения препятствий при передвижении на лыжероллерах отнесены: 1) углубленные повреждения дорожного покрытия в виде трещин; 2) ступенчатые спуски, преимущественно с бордюров; 3) ступенчатые подъемы или возвышающиеся над покрытием предметы; 4) изменение химической структуры поверхности асфальтобетонного дорожного покрытия герметиком или полимерно-акриловой разметкой. Эффективные способы преодоления препятствий на лыжероллерах включают следующие элементы: группировку тела при визуальном обнаружении препятствия; параллельное расположение лыжероллеров и размещение центра тяжести спортсмена на средней линии между ними; прыжок и приземление на параллельные лыжероллеры поочередно один позади другого; параллельное и поперечное перешагивание. Предложены определенные технические приемы, позволяющие обеспечить сохранение скорости при передвижении на лыжероллерах и снизить риск падения и получения травм.
«Международными правилами лыжных соревнований» (ICR, 2014) предусмотрено проведение соревнований по лыжероллерам на асфальтовом или аналогичном твердом натуральном или искусственном покрытии [1, С.90]. Тренировочный процесс лыжероллистов проходит в бесснежный период на типичном городском дорожном покрытии.
Ровность или гладкость дорожного покрытия на лыжероллерных трассах может быть нарушена вследствие ряда причин: 1) образования глубоких трещин; 2) наличия невысоких препятствий в виде веток, мусора и др.; 3) наличия бордюров; 4) дорожной разметки. Для преодоления препятствий при передвижении на лыжероллерах могут быть использованы различные способы, отличающиеся по своей эффективности. Под способностью эффективно преодолевать препятствия понимаем умение и технические навыки спортсмена для передвижения на лыжероллерах по неровному дорожному покрытию без существенного снижения скорости.
Умение выбрать оптимальный способ преодоления препятствий на лыжероллерах, адекватный внешним условиям, позволяет существенно снизить риск травматизма, повысить вероятность успешности гонки и определяет уровень технической подготовленности лыжероллиста.
Специфику процесса преодоления препятствий на лыжероллерах обуславливают следующие факторы: 1) качество дорожного покрытия по уровню деформирования, разрушений и последствий ремонта; 2) температура и влажность внешней среды, влияющие на изменение показателей трения сцепления колес с поверхностью [2]; 3) функциональная, силовая и техническая подготовленность спортсмена [3, P.155].
На выбор способа преодоления препятствий влияет вид лыжероллеров, так как использование коньковых и классических лыжероллеров требует владения дополнительными навыками, а при передвижении на лыжероллерах для бездорожья, имеющих большой диаметр колес, рассматриваемая проблема неактуальна [4, P.1646]. Важное значение для смены элементов техники передвижения на лыжероллерах имеет рельеф трассы [5, P.2837] и скорость передвижения [6, P.21].
Для обучающихся передвижению на лыжероллерах важно знать о приемах наиболее безопасного преодоления препятствий, необходимых для сохранения равновесия и требующих предварительно сгруппироваться, как при резких перегибах склона и высокой скорости спуска на лыжах [7, С.144].
Для проведения экспериментального исследования использованы методы наблюдения за результативностью разных способов преодоления препятствий на лыжероллерах, структурно-динамического анализа кинематики движений лыжероллистов. В процессе исследования рассматривали элементы техники передвижения на коньковых и классических лыжероллерах. Субъектами исследования были выбраны 7 лыжероллистов, имеющих квалификации МС и МСМК, и 25 обучающихся передвижению на лыжероллерах с различным техническим подготовленности. Обобщены экспериментальные данные по эффективному преодолению препятствий на дорожном покрытии различного рельефа за 2009-2016 гг.
Основными элементами всех способов преодоления любых препятствий являются следующие элементы:
Рисунок 1 – Классификация основных видов препятствий при передвижении на лыжероллерах
Для эффективного преодоления трещин следует:
1. 2.
Рисунок 2 – Приемы передвижения через трещины дорожного покрытия
Пересечение трещин дорожного покрытия можно осуществлять «перешагиванием» с одного лыжероллера на другой, для чего перед препятствием резко приподнимают ногу, расположенную впереди, и опускают за препятствием, перенося на нее центр тяжести, и после этого перешагивают препятствие второй ногой.
Опытные лыжероллисты преодолевают глубокие трещины дорожного покрытия «прыжком» (рисунок 3). При передвижении «прыжком» с одного лыжероллера на другой рекомендуется ставить палки за препятствием и, если это возможно, опираться на них в момент пересечения препятствия. В ином случае палки ставятся или одна до препятствия, а другая за ним, или обе до препятствия. Чем выше скорость передвижения при приближении к трещине, тем резче прыжок с ноги на ногу.
1.2.3.
Рисунок 3 – Приемы пересечения глубоких трещин «прыжком»
На лыжероллерных трассах часто можно встретить ветки деревьев или иные предметы, лежащие непосредственно на пути следования, которые сложно обогнуть из-за их размера или расположения. Особую опасность в лыжероллерных гонках представляют «завалы», возникающие вследствие падения впереди бегущих спортсменов.
Для эффективного преодоления препятствий, выступающих над основной поверхностью дорожного покрытия, следует:
1.2.3.
Рисунок 4 – Приемы преодоления «завалов» «прыжком»
При передвижении по городским дорогам типичным препятствием являются бордюры. Для подъема на бордюр без существенного снижения скорости применяется способ преодоления препятствий, выступающих над поверхностью дороги, описанный выше (рисунок 5).
1.2.3.
Рисунок 5 – Приемы подъема на бордюр «прыжком»
Спортсменам на классических лыжероллерах или при первоначальной технической подготовке можно рекомендовать преодолевать возвышение над дорожным покрытием прыжком путем поочередного поднятия лыжероллеров, расположенных друг за другом (рисунок 6).
1.2.3.
Рисунок 6 – Приемы подъема на бордюр поперечным «перешагиванием»
Для спуска с бордюра следует:
1.2.3.
Рисунок 7 – Приемы ступенчатого спуска с бордюра
На классических лыжероллерах можно рекомендовать преодоление бордюров «перешагиванием» или «прыжком» с ноги на ногу (рисунок 8).
1.2.
Рисунок 8 – Приемы спуска с бордюра параллельным «перешагиванием»
Наиболее распространенным способом ремонта асфальтобетонных покрытий является санация трещин герметиками горячего и холодного применения, которые при повышении температуры внешней среды выше 22ºС или после выпадения осадков проявляют иные характеристики трения с колесами лыжероллеров, чем основное покрытие трассы. На изменение характеристик силы сцепления колес с покрытием аналогичное действие оказывает полимерно-акриловая дорожная разметка. Если на пути следования встречаются данные препятствия, то при их пересечении не рекомендуется выполнять технические элементы повышенной сложности, как например, повороты или резкое торможение.
Для эффективного преодоления отремонтированных трещин или дорожной разметки следует перейти на одновременный бесшажный ход, а при передвижении коньковым ходом к моменту прохождения препятствия расположить лыжероллеры параллельно друг другу. Следует иметь ввиду, что при повышении температуры выше 25ºС материал, заполняющий трещины, может размягчаться, что при соприкосновении с колесами лыжероллера приведет к потере скорости движении, поэтому при жаркой погоде целесообразно преодолевать отремонтированные трещины «прыжком» или «перешагиванием».
Результаты проведенного анализа показывают, что техническая подготовленность к преодолению препятствий имеет важнейшее значение как для результативности лыжероллерных гонок, так и для первоначального обучения базовым способам передвижения на лыжероллерах.
Установлено, что основными причинами возникновения препятствий при передвижении на лыжероллерах являются: 1) углубленные повреждения дорожного покрытия в виде трещин; 2) ступенчатые спуски, преимущественно с бордюров; 3) ступенчатые подъемы или возвышающиеся над покрытием предметы; 4) изменение химической структуры поверхности асфальтобетонного дорожного покрытия герметиком или полимерно-акриловой разметкой.
Эффективные способы преодоления препятствий на лыжероллерах включают в себя ряд элементов: группировку тела при визуальном обнаружении препятствия; параллельное расположение лыжероллеров и размещение центра тяжести спортсмена на средней линии между ними; приземление на параллельные лыжероллеры поочередно один позади другого. Для преодоления отдельных разновидностей препятствий при передвижении на лыжероллерах предложены определенные технические приемы, позволяющие обеспечить сохранение скорости и снизить риск травматизма или падения.
Авторы: Андрей Валерьевич Меликов1, Сергей Владимирович Корсаков1
1Спортивная сборная команда РФ по лыжероллерам
Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.
Конечно, опытные просто перепрыгнут
догадайтесь какого...
Визуально обнаружить шишку не смог т.к. внимание отвлек ехавший навстречу велосипедист.
Падения на роллерах как правило весьма кровавые, это как минимум.
Насколько я люблю лыжи, настолько же терпеть не могу роллеры, но вроде все говорят что надо на них летом тренироваться.