Беговые лыжи | Новые фото

Александр Грушин: «Если у Алавера есть голова на плечах, то он просто откажется работать в России»


На прошлой неделе стало известно о возможном приглашении на должность главного тренера сборной России по лыжным гонкам эстонца Мати Алавера. Своим мнением на эту, а также другие актуальные темы в российских лыжах, с читателями журнала «Лыжный спорт» поделился заслуженный тренер России Александр Грушин.
- Я очень хорошо знаю Алавера, это выходец из нашей советской тренерской школы. Он в своё время очень многому у меня учился, спрашивал, интересовался. Но меня немного смешит это модное нынче увлечение иностранными специалистами. Может, в игровых видах спорта это и уместно, но в наших исконных видах, в гонках, в которых мы десятилетиями были лучшими в мире – вряд ли. Ведь вся та тренерская плеяда, которая растила наших чемпионов, жива и здорова! Я могу понять, когда иностранца приглашают в футбол – там в клубных командах до 70% иностранцев играют. Но в лыжи! Не проще ли обратиться к нам, к нашим специалистам? Повторюсь, Алавера я очень уважаю, но не считаю его приглашение оправданным.

- Может, Мати Карлович станет той третьей силой в нашем тренерском цехе, которая сможет быть объективной и принимать непредвзятые решения?

- Ему будет тяжело с нашей действительностью. Он привык работать с небольшим контингентом в пять-семь человек. А у нас главный тренер – это главный методист, который должен объединить мужские и женские взрослые, молодежные и юниорские команды. Если он за это возьмется, то он очень смелый человек.

- Вы говорите, что надо обратиться к отечественным специалистам. А можете назвать кого-то конкретно?

- Начну немного исподволь. В своем недавнем интервью Вяльбе обвинила меня в том, что я не оставил после себя никого. Не могу не возразить Елене Валерьевне. Меня пригласили работать в сборную команду готовить спортсменов к чемпионатам мира и Олимпийским играм, а не воспитывать тренерский контингент. Точно так же я работал с Ивановым и Быстровым – меня там никто не готовил, но зато давали возможность учиться. Точно так же и со мной рядом работало много людей, и у них у всех была возможность учиться. Что касается моей работы, то мне кажется, что я её выполнял нормально. Напомню об этом госпоже Вяльбе. Всего в нашей стране 42 олимпийских чемпиона по зимним видам спорта, 15 из них на моём счету. Также по зимним видам у нас 48 чемпионов мира – 21 подготовил я. Так что вряд ли уместно говорить, что я ничего не оставил. Я-то как раз оставил такое хозяйство – дай бог кому-то такое повторить. И всё-таки тренеры-то при мне тоже росли: минимум 50% нынешних смазчиков проходили у меня школу и стажировку. Тот же Девятьяров, который сейчас работает в спринтерской сборной, проходил мою школу. Были и другие, но они все нашему руководству неугодны только при одном упоминании имени Грушина. Именно в эпоху Логинова, Вяльбе и Чарковского весь более-менее грамотный контингент был из российских лыж убран: убрали меня, убрали Лопухова, убрали Бояринова и многих других людей. И тут вдруг все наконец поняли, что работать-то больше и некому, и бросились искать тренеров за границей! А не проще ли переступить через свою гордость и обратиться к нам – я еще живой и дееспособный! Неужели нашей стране не нужен мой огромный опыт?! Может, я человек плохой, но со мной же не целоваться, правда! Если мой опыт нужен, то почему бы не опуститься до нас и просто не пригласить и не посоветоваться? Я не говорю привлекать к работе – просто посоветоваться. У нас созданы экспертные советы при министерстве спорта, но там нет ни одного человека, готовившего спортсменов циклических видов. Мы пришли к развалу и начинаем судорожные поиски, но не спасут нас иностранные специалисты, не спасут, пока мы не научимся организоваться у себя внутри, не научимся анализировать и делать правильные выводы из своих ошибок. Ничего не исправится до тех пор, пока Елена Вяльбе не перешагнет через свои личные амбиции и не будет искать резервы внутри страны.

Не спасет нас Алавер! У нас женская команда полностью развалена, пол-нос-тью. От мужской одни крохи остались – три-четыре человека. Методический уровень у нас вообще нулевой. Мне довелось присутствовать в Олимпийском комитете, когда заслушивали Федерацию лыжных гонок. Вы бы послушали, о чем там шла речь. Оказывается, у них зарплат не хватает, квартир не хватает, а когда действующей спортсменке, на сегодняшний день одному из лидеров команды задали вопрос о методической направленности, то она ответила, что не знает даже, какая завтра будет тренировка. Иностранцы все просто в шоке были. Я, конечно, понимаю обиду Елены Валерьевны на мои слова на конференции, но не с её ли именем, а также с именами Логинова и Чарковского связан развал тренерского цеха, допинговые скандалы и так далее? Как она хочет что-то изменить, если с ней работают те же самые люди? Логинов был изначально её правой рукой, Чарковский остался, да и весь президиум на 90% тот же, что был раньше. С ними Елена Валерьевна собирается всё делать по-новому? А они через иностранцев пытаются Россию спасти, но это не выход, и если у Алавера есть голова на плечах, то он откажется.

- Как оцените избрание Завьялова на должность председателя тренерского совета?

- Когда меня в 2004 году выбрали председателем тренерского совета, я начал деятельность по его реорганизации, с той целью, чтобы к мнению тренеров прислушивались, чтобы его работа была эффективной. Но это не понравилось господину Логинову, и он очень быстро собрал исполком, на котором меня благополучно не утвердили. Сейчас всё прошло с точностью до наоборот: Завьялова выбрал не тренерский совет, а исполком. Это было не волеизъявление тренеров, а решение исполкома при всем моем уважение к Завьялову. Еще хочу сказать, что если Завьялова избрали председателем тренерского совета, то он должен находиться в президиуме и этот тренерский совет вести, а не находиться в зале. Это говорит об отношении Вяльбе и всего исполкому ко вновь избранному председателю. А я считаю, что Завьялов достоин другой участи, потому что этот человек оставил очень весомый след в истории отечественного лыжного спорта, и надо относиться к нему с уважением.

- Каково ваше мнение по «делу Чепаловой»?

- Мне кажется, что Чепалов уже слишком много раз себя дискредитировал. Все тренеры ходят по лезвию ножа, все пытаются сделать всё для улучшения результата, и многие порой залезают не в ту область, в которую нужно. Но одно дело, когда это случается один раз, а другое – когда как у Чепалова целый букет допинг-случаев. Конечно, жалко, специалист он нормальный, но это уже перебор просто. Что касается Юли, то давайте начнем с того, нужны ли эти разбирательства нашей стране? Наверняка, в Федерации её просили так не делать, но она всё равно поступила по-своему. И так у нас ситуация плачевная, зачем нужны еще скандалы, зачем лезть на рожон и опять подставлять Федерацию? И так у Федерации большие неприятности, а тут еще дополнительный негатив. Понимаете, Юля – трехкратная олимпийская чемпионка! Таких людей вряд ли будут просто так обвинять. Зачем? Но это, конечно, мое личное мнение.
17 5142 Андрей Краснов 13.10.2010 22:58
Рейтинг: 0 0 0

Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.

13.10.2010 23:10
Браво, Александр Алексеевич!
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
13.10.2010 23:38
Слава Богу, что здесь есть еще искренние и здравомыслящие люди, такие как А.А. Грушин. Многая лета! И сил на борьбу с филистерством в лыжном спорте.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Разборки за разборками :)

Что касается мнения о Чепаловой и ее судах. Мне кажется, что это было ее личное дело и думать о подставленной стране или федерации было не нужно.
Другое дело, зачем это делать, зная, что за тебя федерация заступаться не будет и опровергнуть результаты проб почти нереально...
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Человек полностью созрел быть главой ФЛГР, но как всегда: чубайсы облажили...
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
13.10.2010 23:53
Алексей Седенков - 5+! Сатана там правит бал.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
  Браво и ещё десяток браво,  Александру Алексеевичу!!!но к сожелению Иван , наши с тобой аплодисменты  за  красной стеной никто не услышит , не нужны им такие СПЕЦИАЛИСТЫ, сейчас больше "чарковские " нужны , пилить то с Грушиным не получится , как не получилось когда он двоеборцев пробывал тренировать .
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
14.10.2010 10:25
Разбросатсься с такими тренерами как Грушин и  не использоваться их опитом, ровно криминала.
Ещё не поздно, отдайте ему разрешенных рук и увидим какие результати получим  через год два. Как минимум  он заслужил это.
привет
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
00
14.10.2010 11:47
Алавер может быть полезен национальной сборной только как консультант или тренер по классическому ходу. Но как главный тренер абсолютно не годится. Возвращению Грушина в национальную сборную будут против 95% тренеров. Они помнят его возможности. Остальные 5% Грушина не знают или просто не имели дело с ним. Тем не менее, как консультант сборной Грушин представляет тоже большой интерес. Мне интересно было бы узнать финасовую сторону контракта Алавера. Если он будет получать достойную зарплату по меркам евросоюза, то сколько будут получать другие тренера сборной и откуда возьмется этот золотой дождь?
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
 Дорогие мои, мы уже который год сотрясаем воздух и больше ничего. Люди, которые сейчас находятся у руля в федерации пришли тудя просто грести бабки. Сейчас им там кислород немного перекрыли (посадили человека на кассу) и поэтому временно  идет "динамо" по работе федерации. Люди имеют там сейчас меньше, чем ожидали. но это их проблемы, не наши. Я о другом.
 Если каждый из нас по отдельности ( а вместе мы общественноть) выразим недоверие к общественной федерации и напишем письмо на сайт президента РФ и изложим свое беспокойство в бездействии президента федерации, бредовых идеях по приглашению гастербайтеров и недоверия к великим нашим тренерам, которые по моему мнению являются национальным достоянием России. Сколько можно молчать?
Если  есть в этом заинтересованность у всех нормальных лыжников, давайте вместе, завтра в 15 часов по Москве отправим заранее подготовленные письма на сайт Президента РФ Д. Медведева. Подписи собрать будет труднее.
всем привет.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
 Господин Грушин, мы с вами не знакомы, но я полностью поддерживаю вас, понимаю вашу боль и разделяю ее вместе с вами. но к сожалению практически повсеместно пришли к власти барыги, у которых только цифры в глазах. Они полностью узурпировали власть, при школах и организациях организовали свой бизнес и похоронили такой прекрасный (олимпийский) вид спорта как лыжные гонки.
Поэтому я внесу свой маленький вклад в борьбу с этими барыгами. Завтра в 15 часов отправлю письмо президенту страны. Возможно что то сдвинется - хотя надежды нет (если меня поддержат единомышленники). С уважением матер спорта СССР. Илюхина Н.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Наталия Илюхина,
искренне желаю Вам успеха.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Грушин воспитал огромное количество отличных спортсменов.Но его время ушло.В Сатурне он так ничего значимого не добился несмотря на идеальные условия для него лично и для спортсменов.Последние годы он мало тренировал
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Наталия Илжюхина. Полностью вас поддерживаю. Я уже отправляла письмо на сайт президента. Только боюсь это мало что изменит
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
14.10.2010 13:28
Прикидываю, сколько месяцев отработает горячий эстонский тренер Алавер с российскими лыжниками.  Если в мае 2011 года начнет, помается до весны 2012года, и с последней гонки одним прыжком пересечет российско-эстонскую границу. Расчет и прочее получит по почте.
Конечно, Елена Валерьевна Вяльбе думает иначе.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
А Грушину уже и не надо тренировать.Ему нужно возглавить ФЛГР
Наст ,а если почта поломается, или после отезда горячего Мати очередной финансовый бабахнет.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
14.10.2010 15:13
Наверное, Елена Вяльбе забыла, что А.А.Грушин ЕЩЁ ЖИВ.
Иначе как объяснить столь сильное стремление приглашать варягов.

PS. Если другого пути нет, то будет лучше и спорсменов из Норвегии пригласить, они то уж точно ни в каких клановых войнах ФЛГР не замешаны.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Да, конечно, Александр Алексеевич - это сила! Но "поливать" других... Ладно Логинов, ладно Вяльбе, но зачем Чарковского то трогать - человек весьма немало сделал и делает для сборной. В любом случае успехов Александру Алексеевичу в его деятельности в российских лыжах. Но не надо уподобляться другим - Вы лучше. Надо прекращать ВСЮ ЭТУ грызню и "поливалово" - давай-те начнём работать, а учитывая Ваш и Ваших Коллег опыт - результаты будут! Удачи!
Ссылка Рейтинг: 0 0 0