Беговые лыжи | Новые фото

Первый подиум Русской Марафонской Команды в первом календарном марафоне сезона. Лариса Шайдурова – третий призер La Sgambeda в Италии


Заметки участников первого «большого» международного марафона сезона – 42 км гонки La Sgambeda. Дебют РМК в стартовом этапе Кубка Мира FIS на длинных дистанциях принес команде третье место москвички Ларисы Шайдуровой и попадание в топ-10 Ильи Машкова (Московская обл.).
Почему такой короткий марафон? «Всего» 42км, а не привычный для лыжных гонок полтинник. Вовсе не потому, что это самый ранний марафон, а главная причина в горной высотности La Sgambeda. Трасса расположена на высотах от 1800 до 1900 м над уровнем моря. И в этой особенности гонки скрывается главная её трудность. Правилами FIS предусматривается высший высотный предел для гонок официального календаря 1800 м. Вот почему для более приподнятых трасс возможны исключения в виде сокращения дистанций. Кстати, заключительный этап Кубка марафонов FIS в марте – швейцарский Engadin по этой же причине будет короче 50 км и состоится совсем неподалеку от итальянского курорта Ливиньо, места проведения La Sgambeda.

Семеро из восьми участников Русской Марафонской Команды получили стартовые позиции в первой группе, что в таких массовых гонках почти всегда определяет возможность бороться за высшие места. Лариса Шайдурова, Иван Артеев, Сергей Ширяев, Илья Машков, Андрей Тютерев, Антон Шатагин, Егор Сорин получили право стартовать в элитном дивизионе. Пожалуй, РМК имела наибольшее представительство в «красной группе» среди других клубных коллективов. Присутствие в первой стартовой линии – признание достаточно высокого рейтинга спортсменов, но никак не результат предстартовых убеждений, просьб и других приемов получить выгодную позицию перед началом гонки. Для стартового построения существуют свои строгие правила. На просторной стартовой поляне расположилось не менее тысячи участников.



Погода и снежный покров трассы обещали скоростную гонку. Так и получилось. Средняя скорость лидеров была под стать велосипедной – 27 км/ч ! Рельеф трассы назвать простым было бы несправедливо. Дистанция состояла из двух больших кругов примерно по 20 км и стартовой петли около 3 км. В упрощенном виде большой круг можно описать, как подъем длиной 10 км с перепадом высоты 1000м и такой же спуск. Не забывайте, на какой абсолютной высоте расположена долина Ливиньо.



Зрителей, помощников на дистанции было, похоже, не меньше, чем стартовавших. Регламент гонки предусматривал три (!) летучих (промежуточных) финиша на первых 10 км. По задумке организаторов специальные призы за ранние «промежутки» должны оживить гонку. Первую премию разыграли прямо на стадионе после прохождения разгонного короткого круга. Две другие – уже на большой петле. Подарки получали только победители малых финишей. Главный фаворит Петтер Нортуг взял два таких приза, оставив (на мой взгляд, из-за уважения к хозяевам) третий итальянцам.


Нортуг лидирует в гонке

Сценарий женской гонки определился с первого километра. Р-Л.Роппонен (Финляндия) и С.Бонер (Швейцария) стартовым спуртом зацепились за активную посильную для них мужскую группу и продержались до финиша с крепкими ребятами, занявшими в итоге места в шестом десятке. Между прочим, обе лыжницы накануне бежали в швейцарском Давосе на Кубке мира 15-километровую дистанцию. И таких неутомимых лыжников и лыжниц насчиталось без малого десяток человек. Напомню, что мужская дистанция на Кубке мира была вдвое длиннее.


Ропонен (№2001) и Боннер (№2003) идут в мужской "пачке"

Лариса Шайдурова по сути новичок в международных марафонах. Ранее она участвовала в длинных гонках, но в основном на национальном уровне. В таких случаях обычно легко списать неудачи и ошибки на недостаток опыта, но Лариса отлично провела гонку. Немного стушевалась на стартовом отрезке. Вероятно, была обескуражена сумасшедшим стартовым ускорением, а может быть, просто упустила из виду в огромной толпе основных соперниц. В общем, не успела она приклеиться к своим лидерам, да и не нашла подходящей компании для преследования. Её гонка превратилась из масс-старта в настоящую «разделку», гонку на время. Пришлось ей терпеть почти всю дистанцию в одиночестве. Группа преследования Шайдуровой держала нашу лыжницу в постоянном напряжении. В этой группе были опытнейшая украинка Валентина Шевченко и сильная марафонка Екатерина Рудакова из Беларуси. Они в окружении нескольких мужчин прошли весь путь, предоставляя право лыжникам тащить группу. Таким образом, Лариса Шайдурова догоняла одну мужскую группу, в которой попутчиками были Роппонен и Бонер, и убегала от другой мужской пачки, помогавшей Шевченко и Рудаковой. В начале второй половины дистанции наша лыжница подобралась к лидерам совсем близко, проигрывая им около 20 сек. Однако сесть на хвост лидерскому дуэту ей так и не удалось. Зато другую задачу – не подпустить преследовательниц, она выполнила расчетливо. Третье место - прекрасный дебют Шайдуровой в «большом» марафоне в составе РМК. Можно было бы поставить и «плюс» в оценке одиночной тактики Л.Шайдуровой, потому что в мужской гонке, протекавшей совсем в другом ключе, было много сломанных палок.


Лариса Шайдурова


Лариса Шайдурова


Боннер, Ропонен и Шайдурова

На самом старте не повезло Ивану Артееву. В суматохе ему сломали палку, поменять которую он смог только в конце стартового весьма серьезного по крутизне километрового подъема. Его обошла не одна сотня соперников, стартовавших сзади. Потерянные позиции он сумел ликвидировать только к концу половины дистанции. Но сколько усилий ему эта погоня стоила, можно только догадываться. В этой связи снова напомню о высокой средней скорости всей гонки и особенно первой её части, когда разыгрывались промежуточные финиши. Несмотря на стартовую неудачу, Иван достойно провел гонку. Вторую половину он продержался в большой головной группе, а на финише едва не заехал в первую десятку. 11 место при стартовом провале при очень высокой дистанционной скорости следует занести в актив спортсмену из Сыктывкара.

Расклад мужской гонки походил на классический велозаезд. После розыгрыша летучих премий сформировалась большая лидирующая группа из трех десятков человек. В ней остались в основном те, кто стартовал в первой линии, включая пятерых гонщиков РМК и Антона Суздалева. Петтер Нортуг после стартовой активности ушел в арьергард группы и почти до конца дистанции держался сзади первой пачки. В такой тактике был некоторый риск, потому что трасса была довольно узкой на основном протяжении, и в случае атаки кого-то из лидеров догонять из хвоста группы было бы невероятно трудно при высокой средней скорости. А скорость лидеров не снижалась – достаточно посмотреть официальные протоколы с промежуточными отметками, чтобы убедиться в темповом графике лидеров.

Среди тех, кто не боялся выходить вперед и тащить за собой пелотон, были и гонщики РМК. Сергей Ширяев однажды «подразнил» соперников, попытавшись уйти в сольный отрыв. Но в условиях относительно «спокойного» рельефа, при высокой средней скорости такие атаки как правило обречены. К тому же у Сергея сломалась палка (это произошло, когда он находился в группе) и ему пришлось несколько километров ожидать её замены. Благо для него этот эпизод случился на спусковой и равнинной преимущественно части трассы, и Сергей сумел удержаться в авангарде. Илья Машков вышел на первую позицию в конце первой половины, как раз на финишной части трассы, вероятно, пытаясь отрепетировать свои действия в самом конце гонки.

Многие специалисты и наблюдатели отметили как никогда большое количество сломанных палок в гонке. Данное обстоятельство лишь подтверждает темповой напряженный, частично суетливый характер марафона на узковатой трассе. Тренеры сборной Эстонии Матти Алавер и Анатолий Шмигун заменили своим ребятам не меньше сломанных палок, чем в РМК, хотя эстонских лыжников было в три раза меньше.

На второй половине дистанции головная группа сохранила и увеличила отрыв от преследователей, несмотря на неизменно многочисленный состав. Три десятка гонщиков подобрались к финишу в компактном порядке. Самым искушенным в групповом финише оказался, как и ожидалось, Петтер Нортуг. Он вовремя, за пару-тройку километров до финиша перебрался в первые ряды, а на заключительной прямой, особенно, если она равнинная, с ним соревноваться чрезвычайно трудно. Пусть не смущает никого всего полусекундное преимущество норвежца над конкурентами. По меркам массового финиша это огромное и убедительное превосходство. Нужно отметить расчетливый финиш белорусского марафонца Алексея Иванова. Его единственная атака в конце гонки принесла ему третье место.




Шестеро российских лыжников примчали на финиш в лидирующей группе. Пока количество не конвертировалось в качество. В цветочную церемонию (на награждение топ-10) попали двое наших: Антон Суздалев и Илья Машков, заняв 8 и 10 места соответственно.


Лариса Шайдурова: «Я уже участвовала в марафонах и эти гонки мне очень нравятся. Они интересны, интрига может оставаться до самого финиша. Усталость и легкость могут меняться чуть ли не на каждом километре! А какое приятное ощущения после финиша; радость, что все закончилось, и усталость ощущается в каждой клеточке тела. Для меня это был второй международный марафон. В двойне интересней и красочней: цветные лыжные комбинезоны, иностранная речь.

Хорошо, что он увенчался третьим местом, но надо было лучше. Или хотя бы проиграть, заняв то же третье место, но в борьбе с лидерами на финише. В таких гонках главное не упустить лидера или держаться в группе. Тогда легче идти, где-то можно отсидеться, где-то нужно потерпеть. Я же упустила группу и шла второй круг в полном одиночестве. Благо не было ветра, и силы меня не покинули. Я смогла удержаться на третьей позиции. Думаю, что с каждым новым марафоном у меня опыта и сил будет больше, а результат не будет хуже».




Илья Машков: «Отличная гонка! Сильно удивил состав участников. Впервые я участвовал в такой финишной разборке из 30 человек. Трасса равнинная, и отрываться негде. Своим состоянием я удовлетворен, как и результатом. К этому старту мы специально не подводились, и главные гонки еще впереди».

Сергей Ширяев: «Самочувствие перед гонкой было хорошим, и уже на первых километрах я это ощутил. Бежалось легко. Но в конце первого круга я упал и сломал палку. На пункте питания, где расположились тренеры, скорость была высокой, и мне не успели вовремя заменить палку. С одной палкой прошёл около 4 км. Из-за этого на финише не смог побороться с лидерами, очень сильно были загружены ноги. В целом на гонке удалось хорошо проработаться, и теперь готовлюсь к выступлению на Красногорской гонке».



Иван Артеев: «Гонка прошла отлично. Было много борьбы. Я себя чувствовал отлично».




Антон Шатагин: «Гонка получилась оживленной, скоротечной. Не получалось расслабляться, нужно было быть постоянно начеку. То слева, то справа постоянно кто-то норовил обогнать, подрезая, выбивая лыжи из-под ног. Все это получалось из-за неширокой трассы, можно сказать, не приспособленной для больших групп. Постоянные сужения, контакты, падения, поломки инвентаря. В целом мне гонка понравилась. Приобрел определенный опыт. Теперь более осмысленно можно будет подходить к преодолению длинных дистанций».

Андрей Тютерев: «Очень яркие и позитивные впечатления от всей серии стартов La Sgambeda и самого местечка Ливиньо. Отличная погода и снежные условия помогли сделать качественную работу на высоте для январских стартов серии SkiClassics. Этот марафон отличается очень скоростной и твердой трассой. Для меня он стал хорошей темповой работой с "рваными" ускорениями на первой половине дистанции».

Марафон La Sgambeda был стартовой отметкой РМК в олимпийском сезоне. Одной из финальных гонок весной 2014г. будет мартовский Деминский марафон. В эти трудные времена для Демино мы верим, что первый российский Worldloppet-марафон обязательно состоится, и на правах партнера Деминского марафона команда РМК убеждает в этом весь лыжный мир.

Результаты

30 6784 Андрей Кондрашов 18.12.2013 18:38
Рейтинг: 0 0 0

Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.

Плотность результатов у мужчин потрясающая!
"Отличная погода и снежные условия помогли сделать качественную работу на высоте для январских стартов серии SkiClassics. Этот марафон отличается очень скоростной и твердой трассой.", - очевидец сказал, что были камни, поэтому он бежал не на лучшей, а уже потасканной паре.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
мои поздравления Андрею Кондрашову !!!
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
18.12.2013 19:38
Андрей Кондрашов, давайте не будем рассказывать сказки.
"В упрощенном виде большой круг можно описать, как подъем длиной 10 км с перепадом высоты 1000м и такой же спуск"-здесь, наверное, ноликом ошиблись-100 метров.
"Весьма серьезный по крутизне километровый подъем" у квалифицированных лыжников вообще за подъем не должен считаться-там перепад 30 метров всего:)
"Ивана Артеева обошла не одна сотня участников"-это вообще смешно. Несколько десятков вы хотели написать, наверное, но рука дрогнула и решили приукрасить. На 3м километре Иван уже был сразу за лидерами, а на 12м на отсечке он был 10м.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
18.12.2013 20:38
Ну дак чего не скажешь в шутейном разговоре)))
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
18.12.2013 21:54
Спасибо, S Fedotov, за вашу внимательность. Конечно, вы правы с ноликом.  
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Андрей Владимирович! Спасибо за интересный обзор гонки и классные снимки. Успехов Вам и Русской Марафонской Команде!
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Андрею Кондрашову:
Все очень здорово, молодцы! Удивляет лишь один момент: при такой большой мужской компании команда нее выделила персонального "сопровождающего" для Ларисы. При этом руководство команды, уверен, знает, что такой тактики придерживаются многие команды, да и просто сильные гонщицы, которые на пару с мужем(другом) бегут марафон и он, при необходимости выходит вперед  на подъемах. И на спусках, слегка придерживая за палку (расталкивать запрещено правилами), тоже подталкивает для большей скорости. Интересно, может просто все участники команды столь амбициозны, что никто просто не согласился? Знаю парней лично, все очень сильные гонцы и ни в коем случае не хочу их обидеть. Просто интересно, почему не использовалась такая тактика.  
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
19.12.2013 01:15
Присоединяюсь к вопросу А.Барышникова.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
19.12.2013 02:26
А у меня такой вопрос к Андрею Кондрашову:
Если уж Вы в каждой своей статье упоминаете о сходстве массовых лыжных гонок с шоссейным велоспортом и, в связи с этим, о возможности применения тактики велогонок в лыжном спорте, то почему вы сами не применяете их? Почему нет лидера команды, которого бы остальные вели по гонке, почему не было спринтерского поезда на финише, с развозом сильнейшего спринтера? Почему, когда Ширяев пошел в отрыв, остальные не выстроились впереди и не сдержали группу, хотя в том месте был узкий подъем, и это можно было сделать? А так получается, все понимаем, а на практике-кто в лес, кто по дрова.  
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Да, учитывая велосипедную скорость, Ларису надо было подтаскивать.
Тактический промах, согласен с Алексеем.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
19.12.2013 09:44
Андрей, большое спасибо за интересный красочный отчет! Дальнейших успехов вашей команде!
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
19.12.2013 11:13
Алексею Барышникову: спасибо за вопрос. Он актуален. Скажу, что такие приемы, мягко говоря "не приветствуются" наблюдателями от ФИС, хотя официально не запрещены. В турнире СкиКлассикс решили эту проблему ранним стартом женской элитной группы. Теперь женщины (красная группа) будут стартовать на марафонах на 15 мин. раньше мужчин. В кубке марафонов ФИС стартовый порядок останется без изменений, как на Сгамбеда.  
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
19.12.2013 11:38
Расскажу историю, услышанную от Вали Шевченко. Дело было в 2004 году на Марчалонге. На первых километрах среди женщин образовалась двойка лидеров: итальянка Габриэла Паруцци и украинка Валентина Шевченко. С Габриэлой ехало два итальянских сервисмена (естественно, как участники, с номерами). Один из них встал перед Габриэлой, второй – позади. Валя устроилась позади второго сервисмена. Километре на десятом второй сервисмен начал «отваливаться» от Габриэлы. Валя вышла в соседнюю лыжню и попыталась закрыть этот пробел. Сервисмен ускорился и снова оказался на пятках Габриэлы. Валя снова встала позади него. Через километр история повторилась – Вале снова пришлось ускоряться и снова сервисмен закрыл пробел. При этом нужно понимать, что лидеры всегда едут по одной, накатанной лыжне - выход из неё для обгона почти всегда существенно замедляет движение.

В общем, как говорит Валя, сделав три бессмысленных ускорения по ненакатанной лыжне, она всё поняла относительно своих сегодняшних перспектив на победу в гонке. Когда в очередной раз замыкающий итальянский сервисмен «отвалился» от Габриэлы,  Валя вынуждена была «согласиться» с предложенным итальянцем темпом.

Когда отрыв Габриэлы от Вали достиг примерно минуты, сервисмен одним рывком ушёл от Валентины, догнав Габриэлу, и продолжил потом сопровождать её уже до самого финишного подъёма – перед финишным подъёмом итальянцы отпустили Габриэлу, и она финишировала в гордом одиночестве.

Андрей, такие приёмы борьбы до сих пор используются в марафонах «Worldloppet»? Вы с таким сталкивались?

Вообще, наверное, имеет смысл сделать с Андреем большое интервью о сегодняшних командных гонках в мире «Worldloppet» и «Swix Ski Classics», а не терзать его вопросами в комментариях. Возможно, прямую линию? Есть интерес у аудитории к этому предмету?
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
19.12.2013 11:48
На Марчелонге большую част трассы две лыжни. И так как перед лидерами женщин по ним прокатывает сотня мужиком, то они не могут быть ненакатанными. Если только не форс-мажор типа сильного снегопада, который заметает лыжню за минуту.
Просто, действительно, если ей приходилось дергаться и обгонять отстающего сервисмена, то это истощает силы. Ну и психологический эффект, когда приходится бороться в одиночку фактически с командой.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
19.12.2013 11:52
А что, на Васалоппет тоже решили попрать традицию общего старта и выпустить женщин на 15 минут раньше? Там то не поможет как раз, группа их накроет км к 40-45 и дальше уже кто-нибудь из команды повезет свою претендентку. В прошлом году так сделала команда COOP на Arefjallsloppet. Женщины стартовали на 15 минут раньше, но группа их догнала достаточно рано, и затем Морандини вез Й. Ханссон до финиша, хотя ей это и не очень-то помогло в борьбе с Нистрем.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
19.12.2013 11:56
Барышникову Алексею: а зачем Ларисе прицеплять пару человек из команды??? просто взять пару-тройку человек не из команды и заявить на гонку, пусть бегут и сопровождают(оберегают)ее. Думаю у команды ресурсы бы нашлись, как людские так и материальные.  
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
2ИИ Гадкий приемчик, абсолютно не спортивный (к рассказу Валентины Шевченко).
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Командная тактика просматривается на лыжных марафонах SWIX Ski Classic  иногда совершенно очевидно и проявляется в достаточно грубой форме. Посмотрите, например, видео финиша на гонке в Обераммергау. «Зелёные» (команда братьев Окландов) захватила первые 5-6 позиций и когда «Чёрно-жёлтые» представители команды Т.Альсгорда пытались обогнать их по левой по ходу лыжне, тут же на эту лыжню перескакивали «зелёные» и конкретно тормозили. Или там же: два зелёных идут первыми по двум лыжням. Потом другие два зелёных начинают выдвигаться сзади и обгоняют слева (без лыжни), а первые в это время расслабляются  и тормозят. Не поленитесь, посмотрите это видео http://www.ustream.tv/recorded/29006449. Курсор надо сдвинуть на 12- ю минуту, за три километра до финиша.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Алексей Мазуров (prox8@yandex.ru), 19-12-2013 12:29
Согласен полностью, Fair Play тут не пахнет, пахнет другим :(
Года 3-4 назад обсуждали "помощь" на Васе, когда женщину, ставшую то ли призером, то ли вовсе выигравшую марафон, мужчина из группы сопровождения толкал палкой в специально закрепленную ниже спины подушку...
Федерации много говорят про принцип честной борьбы и равные для всех условия, но почему-то ничего не делают, когда этим декларациям не следуют звезды.
Езда Нуртуга через ограждавшие трассу елочки на "Туре" пару лет назад - из той же серии.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
19.12.2013 13:22
В. Житеневу. Кристина Палузелли с "подушкой" ниже спины выиграла Васалоппет в 2006 году, а не 3-4 года назад. Быстро время летит:(
Суд признал победу действительной, потому что абсурдно толкать палкой подушку 90км, тогда как вторая отстала на 4 минуты. Все это шведы придумали, потому что второй была Линд.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
19.12.2013 13:25
И вообще, глупо обсуждать фэйр плей профессионального спорта любителям. В любительском спорте один ФП, в профессиональном-другой. То, что "гадко" в любительском спорте, в профессиональном называется "маленькие спортивные хитрости". Есть и большие-допинг, например:)
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
2ВЖ в 2006 г, мы тогда на автобусе целой группой приехали на Вазу, во всех газетах фотки висели.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
19.12.2013 13:26
2 S Fedotov:

Вы не правы.
В 9 случаях из 10 при наличии двух одинаковых лыжней та, по которой проехало хотя бы несколько человек, становится быстрее. Это приводит к тому, что на 10-м км гонки пятый-восьмой десяток гонщиков в 9 случаях из 10 едет уже по одной, накатанной лыжне. Специально акцентирую ваше внимание: я говорю именно о пятом-восьмом десятке, а не о лидерах – лидеры, действительно, едут практически по одинаково нераскатанным лыжням и вполне могут двигаться параллельно.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
19.12.2013 13:31
Ну они обе накатанные, потому что группа лидеров, а это на тех км, о которых вы пишете, обычно человек 30-40, прошла параллельно. Т.е. по обеим лыжням человек 10 да проехало, как минимум. Дальше-да, отстающие обычно катят вереницей по одной лыжне. Но разница в скольжении не ощущается, за исключением снегопада, сильного ветра и переметенки, о которых я писал.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
19.12.2013 13:37
Я не исключаю такой помощи со стороны сервисмена, но это единичные случаи на спусках. Потому что на спусках женщины обычно катят медленнее за счет меньшего веса, и их полезно подтолкнуть. Эти моменты и застукали фотографы.
Но если вы посмотрите трансляцию прошлогодней Йизерки, то там Окланд неоднократно таким же приемом ускорял Бауэра, хотя тот был даже без подушки, и не исключено, что ему было больно. Но никто и не подумал написать, что это помощь, типа Окланд специально помогал Бауэру.  
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Похоже, будущая победительница предвидела "единичные случаи" и на всякий случай нацепила подушку.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
19.12.2013 13:58
А может это у нее не подушка вовсе:)
Даже если предвидела, что такого? Правилами это было не запрещено-подтолкнуть на спуске, а в других ситуациях это невозможно, потому что мужику тоже толкаться чем-то надо.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
"Окланд неоднократно таким же приемом ускорял Бауэра ..." никто и не подумал написать, что это помощь, типа Окланд специально помогал Бауэру. Когда этим занимаются два мужика и оба участвуют в данной гонке - это отличается от того, когда мужчина с женщиной (гусары, молчать!)
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Не закрыл кавычки после цитаты, прошу прощения.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
20.12.2013 11:08
Обратите внимание - в новость подгружено весьма интересное видео от Олега Петрова. Со съёмкой камерой, расположенной на затылке, я вообще сталкиваюсь впервые. :)
Ссылка Рейтинг: 0 0 0