Марафонские гонки готовят новый переворот в лыжном спорте, или эволюция классического лыжного стиля. А может – революция?
Эта статья «не уместилась» в январском 2014г. выпуске журнала «Лыжный спорт». В ожидании следующего номера, планируемого для выпуска уже в межсезонье, могут произойти заметные изменения в том явлении, тенденции, о которых идет речь в предлагаемом очерке. Прогнозы могут сбыться, а может - нет. В общем, актуальность материала, наверное, будет потом не столь дискуссионной, острой, как теперь.
Лыжные марафоны подарили спортивному миру коньковый ход. Надеюсь, читатель знаком с историей появления конькового лыжного стиля, в которой длинным гонкам принадлежит основополагающая роль. То были, по-настоящему революционные преобразования на рубеже 80-х прошлого века. И вот, теперь в недрах гонок на длинные дистанции зреет новый переворот в технике лыжных ходов.
Вождем неожиданных трансформаций можно смело назвать норвежца Андерса Окланда. Этот известный норвежский лыжник, олимпийский чемпион, чемпион мира, гонщик N1 в сверхмарафонах, словом, суперзвезда современного лыжного спорта переворачивает представления о скоростных возможностях классической лыжной техники.
Справка:
Андерс Окланд (Anders Aukland) - произношение в норвежской транскрипции примерно, как Андерш Эуклан. 41 год. Основные достижения:
- чемпион Олимпийских игр 2002г. в эстафете,
- чемпион мира 2003г. в эстафете; двукратный серебряный призер чемпионатов мира в гонках 30 и 50 км;
- 10 побед на этапах Кубка мира
- в 2004 г. выиграл Vasaloppet первым из норвежских гонщиков за 30 лет;
- в 2012 и 2013гг. победитель наиболее престижной серии сверхмарафонских гонок SkiClassics. Лидер коммерческой команды “Centric” (бывшая Xtra Personell), бессменной победительницы командного зачета того же турнира.
К этому далеко не полному списку лыжных достижений Андерса я бы добавил и титул победителя Деминского марафона 2008г.
Достижения в других видах спорта: в середине 90-х гг. чемпион Норвегии в беге на 5000 и 10000 м; чемпион Норвегии 2005г. в дуатлоне (бег 7км + вело 30км + бег 3км). Личное достижение в беге на 3000 м – 8мин. 02 сек. Это – неофициальный рекорд среди лыжников мировой элиты за 60 лет регистрации результатов такого теста на дорожке стадиона. (Langrenn.com)
Олимпийские чемпионы 2002 г. в эстафете Альсгорд, Эстил, Окланд, Шелдаль
Чемпионат мира 2003 г. Чемпионы в эстафете Окланд, Эстил
Всего 0,7 сек. не хватило Окланду (справа) до победы в гонке 50 км на чемпионате мира 2005 г. Чемпион - Эстил
Обладатель марафонского Кубка FIS
Чемпион SkiClassics
На старте Деминского марафона
Чемпион Норвегии в дуатлоне
5000 м по стадиону
Марафон Биркебейнерреннет. Норвегия
Победитель крупнейшего лыжероллерного марафона Alliansloppet в Швеции 2013 г.
Победитель лыжероллерного марафона в Норвегии Гран-При Рудскоген 2013
Представляя Андерса на одной из пресс-конференций в 2013 году, известный норвежский комментатор и журналист Чель-Эрик Кристиансен (его стадионный голос вы наверняка слышали в телетрансляциях с чемпионатов, Кубков мира, Олимпийских игр, на которых он непрерывно работает вот уже 20 лет. Олимпиада в Сочи – первая с 1994г., на которую его не пригласили, но это – уже совсем другая история) восхищенно разъяснял: «Андерс и его младший брат Йорген – такие же первопроходцы, а точнее настоящие революционеры в лыжном спорте, какими в свое время были финн Паули Сиитонен и американец Билл Кох, показавшие миру коньковый ход. В этот же ряд новаторов нужно поставить и шведского лыжника-прыгуна Яна Боклева – изобретателя полетной техники V-стилем». Однако в отличие от прежних "буревестников" братья Окланды, на первый взгляд, ничего нового не привнесли в технический арсенал лыжного спорта. Скорее, наоборот – заставили обратить внимание на «старую» традиционную классическую лыжную технику. Только совсем в ином ракурсе. Бесшажный лыжный ход в исполнении Окландов – это новое слово в технике передвижения на лыжах!
Если быть точным, то братьев-лыжников Окландов всего трое. Младший – Фредрик успешно тренирует сборную Швейцарии. Старший Андерс вместе с Йоргеном – по-прежнему действующие спортсмены; более того они – лидеры марафонских гонок серии SwixSkiClassics, которая проводится в этом сезоне в четвертый раз. В этот турнир включены длинные гонки только классическим стилем.
Окланды. Фредерик, Йорген, Андерс
Однако эти самые традиционные лыжные ходы всё реже используются марафонской элитой в угоду скорости передвижения. Залогом успеха в таких гонках становится виртуозное владение исключительно бесшажным ходом, который в равной степени можно ассоциировать и с классической, и с коньковой лыжной техникой, потому что основой бесшажного и «конька» являются одновременные отталкивания палками. В обоих способах «держащие» мази не нужны. Известно, что главная (но не единственная) причина скоростного преимущества конькового стиля перед «классикой» заключается как раз в отсутствие мази, обеспечивающей отталкивание лыжей при классическом передвижении. Ранее отдельные лыжники-смельчаки эпизодически в качестве эксперимента пробовали отказываться от использования держащих мазей на классических марафонах, обрекая себя на исключительное применение бесшажного хода от старта до финиша. Оказалось, что новый тактический подход обеспечивал преимущество в определенном диапазоне погодных условий и особенностей трасс. Этот диапазон расширялся по мере освоения марафонской техники бесшажного хода и совершенствования специальной физической подготовки. Главными разрушителями этих границ как раз и были братья Андерс и Йорген Окланды. Сначала их победы на свермарафонских классических дистанциях удивляли, потом стали предметом для подражания, и вот, теперь бесшажный лыжный ход (
англ. double poling) становится основным и едва ли не единственным приемом в исполнении марафонской элиты.
Бесшажный (double poling). Окланд
Двойная победа Окландов в SkiClassics 2013 г.
В Дёмино
Йорген и Андерс
Маунтинбайк
На тренировке
Подавляющая часть победных результатов в самых престижных лыжных классических марафонах сезонов 2012 и 2013гг. принадлежит гонщикам, использовавшим даблпоулинг, то есть лыжникам, не мазавшим лыжи «на держание». Почти невероятными, но весьма красноречивыми доказательствами эффективности бесшажного хода в умелых руках являются показатели скорости преодоления финишного подъема на итальянском 70-километровом сверхмарафоне Marcialonga-2013. Разница высот на заключительных 2,5 км дистанции непрерывного подъема составляет примерно 150 м. В таблице представлен хронометраж этого отрезка у ведущих лыжников.
Время преодоления финишного подъема 2,5км в гонке Marcialonga-2013
Фамилия, имя страна время подъема отставание ход место в гонке
1. AUKLAND Jorgen NOR 8.51,5 dp 1
2. REZAC Stanislav CZE 8.58,3 0.06,8 dp 2
3. AUKLAND Anders NOR 9.08,2 0.16,7 dp 3
4. AHRLIN Jerry SWE 9.13,1 0.21,6 dp 4
5. DAMMEN Kjetil NOR 9.20,2 0.28,7 dp 5
6. KJOELSTAD Johan NOR 9.28,6 0.37,1 cl 6
7. AASEN OUREN Geir NOR 9.31,1 0.39,6 dp 7
8. JOHNSSON Jimmie SWE 9.34,4 0.42,9 dp 8
9. BJERKE Espen Harald NOR 9.37,9 0.46,4 dp 30
10. CALLESEN Christoffer NOR 9.40,9 0.49,4 dp 14
11. BRINK Joergen SWE 9.42,9 0.51,4 dp 9
12. OESTENSEN Simen NOR 9.47,9 0.56,4 dp 10
13. BONALDI Sergio ITA 9.49,4 0.57,9 dp 54
14. DEBERTOLIS Bruno ITA 9.54,6 1.03,1 dp 16
15. LAUGALAND Audun NOR 9.57,3 1.05,8 dp 11
Примеч.: dp – одновременный бесшажный ход
cl – попеременный двухшажный ход
Бесшажный (даблпоулинг) в гору
Бесшажным в финальную гору Marcialonga
Как ни странно, только один спортсмен марафонской элиты (в данном примере топ-15 итогового протокола) решился в той гонке преодолеть всю дистанцию на полноценной смазке, позволяющей использовать попеременный ход на подъемах. С каждым годом консерваторов, сторонников традиционного классического хода, становится на Марчалонге меньше, несмотря на гигантскую финальную гору. Удивительно и другое: лучший результат лыжника, шедшего с намазанными лыжами (норвежец Johan Kjoelstad), оказался только шестым в рейтинге горовосходителей с отставанием в 37 сек. (!) от даблпоулера и победителя той гонки – Йоргена Окланда. Кстати, Чёльстад занял то же шестое место в марафоне.
Общая картина в элитной группе убеждает в скоростном преимуществе бесшажного хода над попеременной классикой на заключительном, очень серьезном подъеме. Не стОит забывать к тому же, что этот подъем начинается на отметке 67, 5 км от старта.
Лыжницам были не по силам такие «подвиги» до 2014г. Они не решались преодолевать без мази длинные классические марафоны с большими подъемами. И вот, по-настоящему историческое событие свершилось на Marcialonga-2014. Юлия Тихонова (Русская Марафонская команда) стала первой спортсменкой, победно преодолевшей дистанцию знаменитого итальянского сверхмарафона без мази! Теперь и лыжницы успешно осваивают новый марафонский стиль.
Юлия Тихонова (РМК)
Мужская же марафонская элита в этой гонке подавляющим большинством отдала предпочтение «голым» лыжам.
Разумеется, альтернатива «мазать лыжи или нет» решается в зависимости от условий скольжения, рельефа трассы, уровня физической готовности спортсмена. Но общая тенденция выбора ведущих лыжников в современных марафонах более чем очевидна. Длинные гонки классическим стилем превращаются усилиями группы элитных спортсменов в гонки с применением только бесшажной лыжной техники. Использование даблпоулинга приближается к 100%-ой соревновательной практике в самых широких диапазонах погодных условий и альтиметрии трасс. На наших глазах зарождается совсем новая, а точнее другая разновидность лыжных гонок. Русскоязычное её обозначение ещё не найдено, поэтому пусть пока остается double poling.
Впрочем, мы знаем немало примеров и на спринтерских этапах Кубка мира, когда даблпоулинг обеспечивал победы лыжникам, отдавшим предпочтение бесшажному ходу, в состязании с традиционными классистами. Таких примеров становится всё больше, и потому невольно вспоминаются прогнозы, высказанные в статье одного из недавних номеров журнала «Лыжный спорт»: «Спринт – могильщик классического лыжного хода». Пожалуй, теперь можно сказать, что и марафонские гонки «хоронят» привычную классику намного заметнее и быстрее.
Конечно, для столь масштабного, а главное эффективного применения только «ручной» техники лыжного хода, необходима специальная, узконаправленная подготовка. Её секретами лучше других овладели братья Окланды. По существу, они открывают новое неизведанное направление в лыжных гонках. Если хотите – новую лыжную дисциплину.
Некоторые выдержки из упомянутой выше пресс-конференции А.Окланда осенью 2013 г.
- В 2007 году, когда мне было 35 лет, я хотел завершить карьеру спортсмена. Однако нашел для себя новую мотивацию, решив попробовать совсем другие подходы, принципы в тренировочном процессе.
- Тренируемся мы с братом Йоргеном много, но не больше лыжников-олимпийцев, если считать и сравнивать объемы нагрузок. А вот что касается интенсивности, то мне кажется, наши тренировки более напряжённые. Может быть, из-за возраста тренировки кажутся мне сейчас тяжелее. Но всё-таки я прошел школу национальной команды Норвегии и, наверное, могу быть достаточно объективным в своих оценках.
- Летом мы очень много занимаемся греблей. Как правило, это – многочасовые тренировки на каяках. Велосипедные тренировки – другой важный акцент в нашей бесснежной подготовке. Мы подсматриваем у велосипедистов и некоторые тактические приемы. Я убежден, что элементы велосипедной тактики все чаще будут применяться не только в марафонских лыжных гонках, но и в соревнованиях Кубка и чемпионатов мира.
P.S. Около 30 лет назад, сразу после того, как коньковый ход доказал свое неоспоримое преимущество в скорости передвижения на лыжах, Виктор Манжосов (доцент кафедры лыжного спорта Центрального института физической культуры) предостерегал о преждевременном «списании» классического стиля. Его прогноз обещал постепенное стирание различий в скорости двух стилей. И вот марафонский даблпоулинг во главе с братьями Окландами демонстрирует сближение классики к конька.
P.P.S. В заключении небольшое наблюдение по итогам научного конгресса, посвященного лыжным видам спорта, состоявшегося в декабре 2013г. в Австрии - International Congress on Science and Skiing; St.Christoph a.Arlberg, Austria.
В разделе «лыжные гонки» наибольшее количество работ и докладов было посвящено теме “double poling”.
На дуатлоне
Мультиспорт. Соревнования
Тренировки:
Шоссейные велогонки
Андрей Тютерев (справа, Русская Марафонская команда) и А.Окланд - призеры роллерного марафона в Норвегии 2013 г.
Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.
Вот хотелось бы узнать еще про длину палок... Используют обычные коротенькие, под классику, или же что-то среднее между длиной коньковых и классических?
Неприятно-не смотрите. Катайтесь, как вам нравится, и будет вам счастье.
Окланды и большинство у кого видел из элиты используют обычные классические ростовки.
Такими темпами скоро придется для получения эстетического удовольствия смотреть записи пошлого века.
Так и приходится делать, к сожалению этих записей немного и плохого качества.
Татарская Ракета, это лишь формально классика, а не по сути. Основой классики всегда был попеременный двухшажный ход.
________________________________________________
S Fеdotov
Окланды и большинство у кого видел из элиты используют обычные классические ростовки.
Смотрел классическую 15-ку на Чемпе Норвегии. Выиграл Ёстенсен, будущий победитель Марчи. Нормальненько он и попеременными шел. Вопрос лишь в рельефе. Так что смотрите КМ, ЧМ, ОИ и наслаждайтесь всем арсеналом классики.
_ VO2, вырастут монстры, которые и подъемчики покруче освоят.
Не поможет. В крутые подъемы не заезжают классикой, а забегают с надетыми лыжами (не на лыжах, а именно с надетыми лыжами). Классика красива на равнине и на сравнительно пологих тягунах. Так что таки да, классике конец. Варианта выхода вижу два: 1) всем принудительно мазать на держание так, чтобы палкинг был в проигрыше ИЛИ 2) чередовать лобовые стены с пологими тягунами сразу за ними: на стенах выматаются так, что тягуны будут заезжать попеременным (здесь только нужен тонкий расчет: стенки должны быть такими, чтобы их было не выгодно спокойно заходить елкой, а потом мочить тягун палкингом).
" всем принудительно мазать на держание так, чтобы палкинг был в проигрыше " - пфффф, если даж на старте будут проверять наличие мази, ничто не мешает мазать самую жесткую мазь или выбрать спортсмену лыжи жестче коньковых.
А так, нечего тут всем возмущаться, эти марафоны массовые, участвуют люди с различной подготовкой. А профи само сабой бегут как быстрее, а не для получения удовольствия.
"А вот палкинг - это нехилая работа, которую не сделаешь, просто катаясь по выходным, т.е. это удел профи, ну в крайнем случае сильных любителей, и вряд ли это пойдет в массы."
Это действительно так. Имею трехлетний опыт использования ДП на марафонах WL и последователей на соревнованиях местечкового уровня. Немногим это нравится и у немногих это получается успешно. Да и сам бы не стал этим заниматься, если б не нужда. Как-то не вполне гармонично. И не только с позиций эстетики. Так традиционная классика позволяет достаточно успешно поддерживать и коньковую подготовку, в то время как тренинг ДП скорее ухудшает, чем повышает уровень коньковой подготовки. Ножонки слабеют без соответствующего тренинга, как бы не пытался их подключать во время ДП.
Прекрасно елкой забегается.
Вас что-то не в ту степь... Я писал о том, что на мази в крутые подъемы, которые еще закатываются попеременным, а не елкой, это закатывание на мази больше похоже на бег в ластах: от классического толчка и проката там ничего не остается. Если кому-то нравится такая "классика" или елка - ради бога. Но преимущество в эстетике такой "классики" над ДП весьма сомнительное, имхо.
На трассах с профессиональным рельефом 100% даблполинга нет и не будет. ФИС постарается, надеюсь.
"ИЛИ 2) чередовать лобовые стены с пологими тягунами сразу за ними: на стенах выматаются так, что тягуны будут заезжать попеременным (здесь только нужен тонкий расчет: стенки должны быть такими, чтобы их было не выгодно спокойно заходить елкой, а потом мочить тягун палкингом)."
Это вряд ли поможет. В хорошей форме и при специальном тренинге это тоже не проблематично. Пример: начиная с 29 км Джизерки 900 м такая стенка, далее еще метров 500 тягуна, потом еще примерно 4-5 км типа равнины-подъема. Или Биркенбейнер с его рельефом. Можно упомянуть еще и Лахти. И приверженцы ДП вполне успешно все это проходят даже в комфортную для смазки погоду, когда голые лыжи работают на скольжение не лучше смазанных.
Значит нужно ужесточать стенки таким образом, чтобы закисление на пике не позволяло бы мочить последующий тягун ДП. Зрелище, конечно, будет жалкое, сродни бега на лыжах с барьерами
Нет на Йизерке там такой "стены", как на трассах кубка мира. Вполне заезжаемая часть на параллельных лыжах с мазью или без мази. Сами же это доказали на своем опыте, являясь не топовым гонцом. Бирка-то же самое, все заезжаемое, только терпеть подольше. А вот в Arefjallsloppet есть участок, который заехать бесшажным не возможно на данном уровне развития даже самых сильных даблполлеров:)
"Значит нужно ужесточать стенки таким образом, чтобы закисление на пике не позволяло бы мочить последующий тягун ДП. Зрелище, конечно, будет жалкое, сродни бега на лыжах с барьерами "
Из сугубо личного опыта: кажется, что при ДП закисляешься меньше, чем при традиционной классике. Подобное слышал и от некоторых знакомых лыжников-любителей при обсуждении классических марафонов (не обычных коротких, а именно марафонов). Скорость при этом вроде как сохраняется (судя по окружению), а например пульс слегка снижается. Порой даже в коньке переход на короткое время на ДП позволяет слегка придти в себя.
Бирку 2013 выиграл Андерс Окланд. На видео он ехал в основном ДП, но кое-где шел и попеременным. Четвертым был Йорген Окланд, который ехал на голых лыжах. Он же выиграл ВАСУ2013, став первым победителем, проехавшим всю гонку без мази. Вроде так. Сам тоже ехал Бирку на руках, но она мне показалась тяжелее Васы.
А позапрошлогоднюю, если помните, выиграл Йорген. А погода была далеко не оптимальная для ДП-много свежего снега и снегопад, мягкая трасса.
Даже на последнем фото из статьи они со скинтеками))))
"даже в коньке переход на короткое время на ДП позволяет слегка придти в себя."
Точно. У меня именно так. Даже на моем зачаточном уровне.
Работают-то только руки, пресс. Ноги почти не работают. А они самые большие потребители.
Что касаемо эстетики, то это вопрос спорный, т.к. самое красивое в спорте - это результат.
PS. Перспективы классических ходов (не "палкинка") есть при появлении лыж, скорость которых не уменьшается от использования смазок держания. Все зависит от конструкции лыж.
Поправьте технику:)
А вообще я считаю что человек бегущий 3 за 8,при должных тренировках выигрывал бы с одинаковым успехом и велогонки и греблю и коньки и плавание ипр
Неужели Вы до сих пор так думаете?
Первым еще в прошлом тысячелетии (1999) был парень из Муры с травмированным коленом, физически не способный ходить нормальной классикой.
Э. Иванов:
"Перспективы классических ходов (не "палкинка") есть при появлении лыж, скорость которых не уменьшается от использования смазок держания" - думаю, нет, и Вы же чуть раньше верно отметили причину №1: скорость. При такой скорости энергозатраты на ускорение-торможение ног слишком велики, работа только руками экономичнее.
-------------------------------------------
Вывод: Kjoelstad - плохой классист, или мазь не держала.
Это легенда.
Парень из Муры Стафан Ларсон выиграл в 1999 году с мазью, будучи абсолютно здоровым. Без мази он бежал в 1998 с травмированным коленом. Трасса была-лед, они тогда установили рекорд, побитый только в 2012 годы Бринком. А тогда Ларсон лидировал до финишной прямой, где его обошел Ёрансон.
вы бежали Марчу или смотрели хотя бы по ТВ, чтобы делать такие "выводы"?
(перематывайте сразу на 10-ую минуту)
При такой скорости энергозатраты на ускорение-торможение ног слишком велики, работа только руками экономичнее.
Неужели и в подъемы тоже?
Подобную сентенцию слышу по обе стороны Океана всё чаще и чаще. Вот и всё содержание леворюции.
Т.е. вы хотите сказать, что на классических гонках уровня Кубка Мира ему бы вынесли предупреждение или дисквалифицировали?
Владимир Житенев (vlad_ovb_spb@mail.ru) , 31-01-2014 00:42
ПРИ ТАКОЙ СКОРОСТИ энергозатраты на ускорение-торможение ног слишком велики, работа только руками экономичнее.
Неужели и в подъемы тоже?"
Если Вы забегаете в подъемы на 20 км/ч или быстрее - однозначно.
)))
у всех из РМК проблемы с лишним весом))
"там рельефчик заметно слабее"
Вы прям Америку открыли. Если бы на массовых марафонах был рельеф ЭКМ, то там был бы массовых сход, падения, травмы. Если многие на пологих спусках ставят ноги плугом, палки вперед, то на спусках трасс ЭКМ они просто поубиваются или будут снимать лыжи, спускаться пешком.
Что тут дискутировать? Есть данность-на массовых марафонах трассы пологие и позволяют подготовленным гонцам ехать без мази. Невозможно это запретить.
Техника разная. Йорген приподнимается и бросает вес, как вы говорите, на прожяжении всей дистанции. Кто-то еще так делает. А многие так делают только когда идет более интерсивная работа-подъем, ускорение. А по равнине пятки почти или вообще не отрываются. Посмотрите на Бринка, например.
Конечно, не отдыхают. Но, видимо, затраты на их работу при ДП ниже, чем при диагональном ходе.
Настоящий классический ход, действительно очень красив. Крюков здорово в подъемы заезжает.
Я думаю, эта тенденция идет из Европы, где условия сложные, и сложно мазь правильно подобрать. Вот и идут по более простому пути, чтобы уж наверняка. Очень не хочется чтобы классика умерла. Возможно, она не умрет, если изобретут супер мазь, которая будет скользить хорошо (правда в одну сторону).
Немного добавлю про перспективы не "палкинка" - в крутые подъемы обычный двухшажный дает преимущество в скорости (в спринте не всегда без мази побеждают, техника, конечно, своеобразная, но ведь используется), поэтому стоит вопрос оптимизации - что лучше, выиграть на подъеме или на равнине, используя "палкинк".
S Fedotov Верно подмечено: потребление кислорода при бесшажном ходе меньше, т.е. при той же скорости энергозатраты ниже. Зависимость четкая и связана с массой задействованных мышечных групп. В физиологии считается, что если задействовано меньше 70% мышечной массы МПК недостижим. Т.е. для не элитного гонца или просто любителя бесшажный ход - это единственная возможность быстро бегать, не имея уникальных показателей сердечного выброса.
светлане хвостунковой - Марафон Кузина, Барановой вполне можно без мази закатить, равнину и так большинство участников преодолевало на мазе, но бесшажным ходом.
PS. Сам А.Окланд конечно, гигант, он и нормальной классикой ходит идеально, а раз можно на одних руках, то и тут побеждает.
А профи не не катят...ну чистое Имхо,потому как есть видимо более эффективные источники повышения скорости чем вылизывание техники... Последний гонщик с почти идеально техникой в классике был по-моему Рочев.Других что-то и не припомню.
Что касается эстетики,то в лыжах оценки за артистизм не бывает.
Без(с-???)шажный назвать даблполингом- это конечно революционный прорыв,я понимаю.А может еще и креативу подпустить? Называть по немецки.Например цвай..как там палка будет,или дуэ... Или,вообще прости Господи, по норвежски...
Про Битцу,(любители)...вы то думаете а я то вижу...
А перед трансляцией из Тоблаха(профи),найдите в инете какие-нибудь гонки 15-20 летней давности и сопоставьте с сегодняшними. В среднем...
Хотя конечно согласен с вами что отдельные люди умеющие катиться,в классическом понимании, есть и там и там.Но сколько их в процентах? И кстати они отнюдь не лидеры в большинстве случаев.
..отличает от любителя именно умение закатывать в гораздо более крутые участки трассы... Само собой,кто же спорит.
...они бегут с лыжами на ногах, практически, всю дистанцию, как видно из текста Алексея..Это вы утрируете.Из текста не это видно,хотя возможно я не точно выразился.
Имеется ввиду,что гонщики-профи примерно одного класса пробегают сейчас,условно,80% подъема.А ранее они 80% подъема вкатывали.И вообще всегда,раньше,считалось что катить быстрее чем бежать,а сейчас насколько я понимаю,это уже отнюдь не аксиома.Во всяком случае среди серьезных тренеров.
Ну и конечно,на всякий случай,спуски я тоже не имел ввиду...
Развитые любители из головки в Битце подъемы на полях вкатывают без напряга, поскольку уровень подготовки высок,думаю что многие и этим самым даблом вкатят легко.А вот лесные начинают бежать примерно с половины.
Основная я же масса,особенно на 2 и последующих кругах все подъемы именно бежит,ну или идет,кто готов хуже.
Если сами не будете бежать,можете просто встать и посчитать количество тех и тех.И тогда возможно ваше мнение изменится.
Да так уже есть, достаточно посмотреть результаты на марафонах классикой и коньком. Полтинник из 2 часов классикой достаточно часто, а вот коньком уже и вспомню.
Об использовании ДП любителями расскажу на собственном опыте.
Погонявшись и «поняв» КММ, решил всерьез попробовать WL. Первые два (Трансжу и Геттинау) ехал своим профильным стилем (коньком). Дальше встала проблема – главные гонки на наиболее престижных марафонах классические (проехать хотелось именно главные гонки), а мое левое колено классику долго не выдерживало. Решил попробовать ДП. Стал его тренировать летом и на первом снегу. Первая серьезная проба на Джизерке -2012 показалась удачной, тем более, что и погода была для смазки непростой. Экспериментировал с длиной палок: обычные классические, коньковые, длинные (170 см – практически в мой рост). В результате летних экспериментов остановился на длинных палках. Прошлый сезон (6 классических марафонов) проездил на этих 170 см триаках.
Каково же резюме:
1. Думаю, что с точки зрения результатов езда на марафонах WL традиционной классикой была бы лично для меня значительно хуже. В свои 64-65 лет результаты в абсолюте были в первых 5-20% участников. На местечковых соревнованиях улучшение результатов в классике было очень существенным при переходе на ДП (2-3 минуты на десятке).
2. Очень понравилась ситуация, когда не надо возиться со смазкой (парафин, порошок, накатка – и все).
3. Прохождение дистанции ДП более мягко в плане пульсовой нагрузки, нет суеты, особенно при проскальзывании, которое неизбежно при езде традиционной классикой.
4. ДП показался мне вполне конкурентным на крутых подъемах, где народ обычно переходит на елочку. Поэтому елочкой пользовался крайне редко, лишь когда приходилось вставать в очередь на подъеме. На подъемах же средней крутизны традиционные классисты из окружения на марафонах WL нередко были более быстры.
5. ДП дает хорошую возможность для обзора вперед и по сторонам (интересно посмотреть на окрестности, людей в гонке и вокруг нее, мы же ездим на марафоны WL не только для результата), особенно с длинными палками (с ними толкаешься реже, чем с короткими). Что прибавляет впечатлений.
6. Для возрастных спортсменов с проблемными суставами ДП дает возможность продлить спортивную жизнь.
7. Думаю, что не всем ДП показан. Мой пример оказался заразительным на наших местечковых соревнованиях в Самаре, и некоторые более молодые лыжники-ветераны стали пытаться использовать его в тренировках, на соревнованиях. Но почти все экспериментаторы быстро разочаровались с жалобами, что руки, спина не терпят.
8. В техническом плане можно выделить три подхода (это, конечно, сугубо ИМХО): частые отталкивания с подседом, корпус почти прямой, откидывается чуть назад, голени и колени выкатываются вперед – годится для относительно молодых, хорошо функционально подготовленных спортсменов, примерно так едет А. Окланд; второй – езда с длинными палками на практически прямых ногах, отталкивание идет за счет рук и корпуса, корпус сильно сгибается вперед – видел такую технику в Лахти у относительно молодого (порядка 40 лет) финна; третий вариант – езда с коньковыми палками с мощным включением ног, но корпус при этом вытягивается вперед, а не откидывается назад, как в первом варианте – примерно так ездит известный в лыжном мире своим ДП финн Пекка Виртукковиа (у него железка в тазобедренном суставе). У меня с моими длинными палками выходило нечто среднее между третьим и вторым вариантами. Своего рода подтягивание на длинных палках вперед-вверх, особенно в крутой подъем.
9. Но при всем том, на Бирке (6-й, последний за два месяца марафон) примерно 40 км дистанции мне все время приходила в голову мысль, как бы здорово было ехать эту трассу традиционной классикой – здесь было все, что любил в молодости и в более зрелые годы – длинные не очень крутые подъемы, которые так хорошо закатывать попеременным.
10. Использование ДП на тренировках и в соревнованиях в большей мере ухудшает коньковую подготовку, чем при традиционной классике. Так мне показалось в прошлом сезоне, когда в промежутках между классическими марафонами участвовал в местечковых коньковых гонках.
Заключение. На мой взгляд, использование в полной мере ДП на всей дистанции лыжниками-любителями, если нет к тому каких-либо особых физиологических причин, имеет смысл лишь в очень сложную погоду, когда намазать удачно лыжи весьма проблематично. А частично, где-нибудь типа средней части Марчалонги почему бы нет, ведь в хорошую погоду и правильно подобранные смазанные лыжи едут не хуже голых.
"В общем, надо попробовать небольшие подъемы, как морозы спадут, конек в подъем при первом его появлении тоже казался чем-то невероятным..."
Это правильно. Нужда заставит, тренинг поможет. Сначала, конечно, трудно.
Могу предположить, что будущее точно не за ДП с палками в рост или коньковой длины. Потому что такими палками сложно развить необходимую частоту, которая требуется на подъемах, например. А вытягивать за счет виса на них-это небыстро, мягко говоря.
Сергей, согласен. Потому, думаю, и получался проигрыш у меня на подъемах средней крутизны традиционным классистам из моего окружения.
Элита бежит с палками обычной длины для классического хода.
"А какой все же длины палки оптимальны, скажем, для Марчелонги"
Оптимум для каждого будет свой. Я заезжал в прошлом сезоне последний подъем на Марче с длинными палками. Перед подъемом ехал в группе человек 10, которые остались подмазываться. Там же стояла и небольшая толпа в очереди на смазку. Никто из них не подъехал сзади (окружение сразу после 700). Более того перед финишем подобрал еще троих. А мой более молодой партнер Сергей Васильев (41 год, был 242), предварительно намазав лыжи, все равно ехал всю гонку ДП, в том числе и последний подъем. У него были обычные коньковые палки. Длина палок определяет и технику ДП (см. ниже).
Перевод
Перевод
Очень любопытно, спасибо. Неоднократно встречался с Вешешуа на КММ, в том числе и в гонках. Он как-то в группе лидеров-классистов раньше не особо выделялся. Поэтому в прошлом сезоне очень удивился его победе на Бирке с большим преимуществом над Олафом Педерсеном, который обычно обыгрывал и его и Пекку. Ну а ныне вообще разбежался - выиграл три классические гонки на КММ. Видимо в 2011 году Пекка с его ДП в Обервизентале на КММ достал своими безоговорочными победами на всех классических дистанциях. Ну а выбор длинных палок и техническое исполнение ДП очень понятно, да и обоснование характерно именно для ветеранского возраста. А О. Педерсен как-то сдал совсем - на первом году в группе едва в десятку заехал ныне на КММ.
А давай всё-таки сравним.
- Марчалона: подъём 150м за 2.5км.
- Тоблах: подъём 150м за 5км.
Не вижу особой разницы.
Нам говорят: на Марчелонге AUKLAND шёл "туалетной" техникой в этот подъём (2.5км), поэтому выиграл у KJOELSTAD который шёл на мази, 40 секунд! Вывод: "унитазная" техника рулит даже в подъём, не говоря уж о равнинах. А это товарищи, революция в лыжном спорте! (так написано в заголовке)
Где-то тут внизу, я давал ссылку на видео. Там видно, что даже на среднем подъёме "унитазники" резко начинают сливать классикам. Так что переворот в лыжном спорте, как бы откладывается.
Играл бы лучше в свои виртуальные автогонки, что о лыжной технике рассуждать, теоретик.
Проедь круг в Тоблахе и трассу Марчи потом поговорим.
1. Лучше уж виртуальные автогонки, чем реальный местечковый клиптоманигн из Балашихи. Если мы об этом вежливо молчим, то это не означает что мы не в курсе ху ю.
2. Вопросы-пожелания про Тоблах и Мочалонгу, не ко мне, а к элите (реальной). Почему же они не применяют "туалетную" технику? Хм действительно, почему?
Туалетную технику может они и применяют там где это нужно, т.е. в туалете.
А если ты ее пытаешься на лыжах применить, то могу только посочувствовать-далеко не уедешь.
Да ты похоже не читал, по ссылке Жилина. Там всё четко написано, именно про "туалетную" технику на лыжах (не я это придумал).
"Возможно, нас ждет появление нового вида соревнований по лыжным гонкам дабл-палкинговым ходом, где в так называемой "поворотной технике" в местах крутых поворотов без проложенной лыжни будет разрешен перенос веса с одной ноги на другую..."
Т.е. лыжники шли на поворотах, откровенно, коньковым ходом. Уж Георгий(отчество забыл)знает, о чём пишет. Я понимаю, что финиш рядом и высок накал борьбы, и никто не "снимет" за это, но как-то надо стараться правила соблюдать.
Один дурак написал, все подхватили.
Тот ветеран, который там на фото-да, может и есть какое то сходство. Колени широко, ноги не работают, в основном в полусогнутом положении-это да, "туалетная" техника, согласен. Сравни, как бежит ДП элита, увидишь большую разницу.
И еще взвод НКВД с "максимом"... )))
Меня честно говоря тоже немного раздражает, когда в одной программе кто-то бежит "классическим" классическим ходом, а кто-то на коньковых лыжах рядом мочит... Условия должны быть одинаковые. И так благодаря смазке бывают "большие разницы". Надо просто, думаю, выводить даблпалкинг в отдельный вид, как когда-то вывели "конек". И трассы чтобы были для них соответствующие, и условия у всех одинаковые.