Ссылку на этот ролик в Инстаграме мне прислал мой друг и товарищ по команде МГУ Куаныш Камбарбаев – мастер спорта, участник Всемирной Универсиады и в свое время очень сильный лыжник-марафонец. Я просто не поверил своим глазам, когда увидел, как всего за несколько часов Иван Моторин, которого я знал в первую очередь как сильного московского бегуна, своими руками "на коленке" сделал лыжероллеры из алюминиевого профиля, а через неделю после этого обыграл на них на контрольной тренировке таких известных в Москве гонщиков как Алексей Барышников и Михаил Климов. Сразу же списался с Иваном, и вот мы уже беседуем под диктофон.
- Наверное, я не первый, кто делал самодельные лыжероллеры. По крайней мере, в Советском Союзе такие люди точно были. Ну, или должны были быть. Тогда ведь не очень было с инвентарем.
- Наверное, но сейчас все предпочитают покупать инвентарь, а подобных видео «из тех времен», скорее всего, не сохранилось.
- Да, сейчас можно купить довольно недорогие лыжероллеры, вроде бы. Хотя у меня их раньше никогда не было. Я ведь не лыжник, хотя зимой, бывает, и участвую в соревнованиях.
- Вы уже раньше делали что-то подобное, или это ваш первый опыт?
- Да, первый опыт. Хотя идея у меня появилась уже пару лет назад. Дело в том, что где-то в сентябре-октябре у меня заканчивается беговой сезон, и до снега делать особо нечего. Вот в этот период я иногда и катался на роллерах с друзьями, которые мне их давали на тренировку. А тут подвернулся случай – Лёха Барышников рассказал, что планируется междусобойчик, а у меня на прошлых выходных как раз было свободное время, и я решил: «Давай-ка сделаю!»
- Вы не могли бы рассказать немного о себе?
- Я занимаюсь спортом – а точнее бегом – с 8 лет. Сейчас мне 35, таким образом, я бегаю уже 27 лет. Привел меня в спорт мой отец – заслуженный мастер спорта в беге на 100 км. Я сразу начал бегать с длинных дистанций, минуя спринт и средние. В 9 лет я уже бежал на соревнованиях десятку за 43 минуты, потом в 12 лет двадцатку. После этого долгое время не переходил на марафон, пробежав свои первые 42 км на соревнованиях в 22 года. На лыжи впервые встал в три года во дворе, но потом долгое время с ними не дружил – не было нормального инвентаря. Но потом как-то купил себе лыжный комплект и года с 2012 стал более-менее серьезно тренироваться. Я правда и до этого марафоны бегал: МВТУ, Киржач, Битцевский, Красногорский… Конечно, никакой специальной работы летом я не делаю, начинаю тренироваться, когда выпадает снег.
А в беге я сначала занимался у Владимира Викторовича Грошева в «Трудовых резервах», потом был небольшой перерыв, а в институте снова стал бегать. С 2009 по 2014 тренировался у заслуженного тренера России Юрия Семёновича Куканова. В 2009 принимал участие в чемпионате России по марафону, в 2012 выполнил норматив мастера спорта на марафонской дистанции. На чемпионатах России занимал места где-то с восьмого по 15-е. В 2015 году решил попробовать ультрамарафоны и даже – правда, довольно случайно – поехал в составе сборной России на чемпионат мира по бегу на 100 км в Голландию. Выступил там неудачно – после 60-го километра начались судороги, и 40 километров я просто терпел, чтобы не сойти и не подвести команду. А в последнее время в связи с переездом из Москвы в Московскую область стал больше бегать трейлы, потому что рядом с домом нет стадиона или асфальта, а вот лес – есть.
- Какой у вас объем тренировок, когда удается тренироваться?
- Тренируюсь либо после окончания рабочего дня, либо в обед, но тогда приходится задержаться. Мне повезло, начальство нормально относится к тому, что я тренируюсь. По поводу объема, то если я конкретно готовлюсь к какому-то старту, то обычно беру отпуск и уезжаю в Кисловодск, чтобы тренироваться там. В неделю пробегаю около 200 км, когда готовился к ультре – доходило до 240! Что касается межсезонья, то бездельничаю по полной, бегаю через день, и за месяц едва набирается 300 км.
- Откуда у вас такие навыки, которые вам позволили своими руками сделать такое сложное изделие?
- Отец приучил работать. Мы с ним всё время на даче что-то делали, строили, мебель сами собирали. Я покупал большие листы ДСП и из них собирал всякие шкафы и т.п.
- Просматривая ролик, кажется, что всё очень просто, и повторить это может каждый. Но ведь, наверняка, есть какие-то нюансы. На что бы вы рекомендовали обратить внимание тем, что рискнет за вами повторить этот эксперимент?
- Размеры я скопировал с роллеров Marwe, алюминиевый профиль взял с толщиной стенки 1,5 мм – посчитал, что «полторашка» выдержит и заодно будет легче. Но самое главное – это перпендикулярно профилю и максимально ровно просверлить отверстия для осей колес. Если бы был сверлильный станок, то эта задача решалась бы в два счета, но так как станка у меня не было, мне пришлось довольно долго возиться и вымерять точки для сверления отверстий. Естественно, идеально просверлить вручную невозможно, поэтому роллеры немножечко ведет. Но ведёт всё же едва заметно, поэтому я считаю, что со своей задачей я справился. Всё остальное понятно по видео. Единственное, на колесах не стоят самоконтрящиеся гайки, потому что у меня не получилось их достать в условиях самоизоляции. Но так как на каждой оси стоят ещё и внутренние гайки, которые зажимают подшипник, это страхует от потери колеса на ходу – даже если внешняя гайка слетит, то внутренние не раскрутятся никогда, и ничего не произойдет.
- Будете ли делать какие-то усовершенствования?
- Сегодня мы бежали в дождь, и я осознал, как нужны крылья. Подумываю, чтобы нарезать их из велосипедного крыла.
- Довольны ли тем, как проявили себя ваши роллеры в гонке?
- Колеса, конечно, проскальзывали, и под каждую ногу идти было не очень удобно, приходилось работать под одну. Но в целом, нормально. Конечно, если летать на них со спусков, но очень важно, чтобы были четко вымерены оси колёс, но по равнине, мне и этого вполне хватило.
- Но, к примеру, в Одинцово вы бы на этих роллерах уже не поехали?
- Да я бы туда ни на каких роллерах не поехал (смеется). Мне там очень страшно! Это на лыжах можно довольно просто затормозить, а на роллерах я тормозить не умею.
- Но если бы у вас был станок…
- Да, тогда бы можно было и на крутые спуски на этих роллерах гонять. На самом деле, когда я задался целью сделать роллеры, мне было интересно не просто их собрать, а собрать как можно дешевле. Интересно было, каков минимальный бюджет. Можно ведь было и колеса новые купить от роллеров, а не от роликов, и всё остальное… Если не считать NIS-пластины, у меня стоимость роллеров вышла в районе тысячи рублей, но туда входили и «лишние» затраты, потому что колес, к примеру, я купил восемь вместо четырех, профиль был длиннее, чем требовалось… Так что если это всё пересчитать, то стоимость роллеров будет всего 760 рублей. Согласитесь, это сравнительно небольшая сумма.
- А сколько времени у вас заняла сама работа?
- Не больше трех часов. Буквально в обед сел, ещё один раз чай ходил пить… И инструментов нужно минимум: ножовка, дрель, ключи – ну там всё видно в ролике.
Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.
Андрею и Ивану спасибо за интервью и информацию по самостоятельному изготовлению лыжероллеров в домашних условиях.
А что касается не откручивающихся гаек с капроновым контрящим кольцом... их вполне могут заменить гроверные шайбы.
Как прикол, позволяющий развеяться, почему бы нет).
Главное не ездить на спуски. И не давать другим людям, чтобы потом совесть не мучала, что кто-то покалечился.
Но ремарку про колеса лучше в него все таки вставить, тк не все посмотрят видео и обратят внимание на колеса.
Но - по порядку.
Отделим мух от котлет.
Что безусловно хорошо во всей этой истории:
- То, что Леха Б. проводит побегушки в условиях нынешнего маразма, с соблюдением всех ограничений. Мы тоже про это знали, но провели свою накануне, в сб - слава Богу, НЕ на самодельных (см. отчет в форуме), и в итоге от нас к Лехе поехал один человек. Был всем доволен. Мы бы тоже поехали, несмотря на дождь, и бОльшим составом (гонок не хватает, а место там приемлемое) - но не хочется бегать гонки, где у людей разброс по скорости в колесах составляет 1,5-2 раза, для меня лично лучше самому потрениться, на таких "гонках" мне лично трудно найти мотивацию. Но люди были довольны, судя по изученным нами тогда же фоткам, видео и словам очевидцев, и слава Богу: кому-то и на разных колесах в кайф погонять, пообщаться. Еще раз: Леха - молодец, что всбивает сметану (и мы - молодцы, что тоже всбиваем).
- Безусловно хорошо, что есть в М и МО такие сильнейшие любители-бегуны, как Иван Моторин. Респект и уважуха! 2.18 на марафоне - это жесть. Знаю его заочно, поскольку сам давно ногами не бегаю бега, а Иван - на лыжах не гоняет, но слышал давно про него. С такой функцией даже и на одинаковых медленных колесах Иван не сильно отстал бы от соперников-лыжников.
- И безусловно хорошо, что Иван решил побегать прикидку на роллерах.
- И самое хорошее, радостное, то,что обрадовало еще в вс, после знакомства с фотками гонки и видео про изготовление роллеров: то, что Иван ОСТАЛСЯ ЖИВ, а Леху не посадили в тюрьму после гибели Ивана!!! Вот это - счастье, или, скорее - бешеное ВЕЗЕНИЕ. Ребята, Иван и Леша, вы в рубашках родились!
А что в этой истории плохо или ОЧЕНЬ плохо?- То, что никто из опытных спецов-знакомых-лыжников не остановил Ивана от этой затеи: сделать РОЛЛЕРЫ. Ведь он реально НЕ ПОНИМАЕТ, судя по всему, СМЫСЛ этого изделия, риски, правила изготовления и т.д. Судя по видео - не понимает от слова "совсем", ибо не тренился на них никогда (только "прокатывался" на чужих), и с таким же успехом мог изготовить себе самодельный парашют - и ПРЫГНУТЬ на нем с самолета!
- Как и в случае с парашютом, вина была бы на том, кто его ВПУСТИЛ в самолет и ВЫПУСТИЛ из люка. Леха, ты же опытный (сверхопытный!) и очень осторожный человек, как же так? Нужно бы было просто отнять эти роллеры насильно , в крайнем случае - предложить потихоньку покатать самому, одному, раз 10, а потом приходить (уверен, что они рассыпались бы на 2-м, и человек все понял бы сам). А лучше - просто ОСТАНОВИТЬ, ПРЕДУПРЕДИТЬ! Я понимаю, не у всех есть опыт такого уровня, как у нас, гоняющих годами на скоростных (и тренящихся на всех остальных, на всем, что едет), а у Ивана опыта нет вообще! Но у других-то он там был! Как же так? Человек реально мог погибнуть на этом изделии за 760 руб из материалов, предназначенных для изготовления сумок на колесиках для походов пенсионеров в магазин! Что еще спасло, конечно: то, что Иван марафонец и (видимо) весит очень мало. Даже Мишу Климова поставь на ЭТО - итог мог быть летальным, а уж если моего сына ...
- То, что (по видео и по справедливым словам Славы Ш) допущены все мыслимые и немыслимые ошибки при изготовлении - это не беда, это естественно для дилетанта. Он не знает, например, как устроено крепление колес, осей, подшипов и т.д. в роллерах, он не знает, что платформу НИС категорически нельзя использовать для роллеров (рекомендации САМОЙ Ротефеллы, после массовых слетаний крепов от вибрации и судебных исков) - да ничего он не знает о роллерах, и это естественно. Но вот что трагично - это то, что МС по марафону не понимает, КАКОЕ изделие он взялся делать на коленке, и ему никто не подсказал. Нет, думаю, в современном циклическом спорте более ОПАСНОГО и РИСКОВОГО снаряда, чем роллеры. И лучше бы Иван сшил сам себе кроссовки для супертрейла, за 300 руб, из плюша и кирзовых сапог, и побежал бы на них Транс-Урал. Нет? Не бежит? Не шьет? А ведь это - в 10000000 раз безопасней для него, на худой конец, сотрет ноги и сойдет - но жив останется...
- Вот это - рекорд по тому, что плохо и очень плохо: "- Но если бы у вас был станок…- Да, тогда бы можно было и на крутые спуски на этих роллерах гонять". Иван! Роллеры ведут не от того, что оси не соосны! Это можно исправить за минуту и сейчас, без всякого станка - но на первом спуске Вы разобьетесь! Вы нужны нам всем, лыжникам, бегунам, Барыге, Мише, нам, не знающим Вас лично, семье, близким - ЖИВЫМ!!! Уберите, плиз, это изделие в сарай, позвоните Диме Рулеву - изготовителю роллеров, профессиональному технологу, металлисту, шиннику, спросите, ЧТО вы пытались сделать и ЧЕМ рисковали - он Вам подробно объяснит! Не знаю Вашего образования - но при любом техническом Вы поймете!
Ну, и уж в чем согласен с Мишей Климовым - это в том, что такие новости даже в карантин стоит предварять редакционной фразой: "Шутка!!! Прикол!!! Улыбнитесь! И НЕ ДЕЛАЙТЕ так сами ни в коем случае!" Тем более, что интервью у МС по беговому марафону брал МС по лыжным гонкам, выполнивший этого МС на ЧР по роллерам. Как бы, Андрей малость в теме...Вывод: на сайте редки статьи про ролллеры, их популяризация - но уж лучше ТАК их не популяризировать... Нам нужны живые лыжники и роллеристы, а не мертвые. Чего уж там про разницу в скорости ПУ и резиновых колес говорить - если бы это было главной проблемой данной заметки...
Вообще, в рассылке Лёха указывал какие колёса желательно иметь. Но, не у всех есть таковые, поэтому разрешено было бежать на чем есть.
Андрей, из твоего поста понятно только, что любой лошок (не в обиду Ивану) может приехать на соревы и обогнать трулыжников. А порадоваться и вместе повеселиться - это мы уже сделали.
Или приезжайте к нам на контрольные на роллерах, если Леха отпустит . На Ваших мы Вас не допустим, но роллеры дадим ("Я дам Вам парабеллум! Мы будем отстреливаться!"). Вот как это выглядит в нашем варианте, в условиях самоизоляции:
Какой НИС - я понятно написал выше. А что бывает, когда роллеры разваливаются, описано вот тут, например. Не желаю Вам повторения (хотя те были не самодельные ):
ИМХО...
А насчет :
И большинство самых тяжелых по последствиям падений на роллерах на моей памяти было на равнине. Шишка, трещина (это для нормальных роллеров) - или просто слетание крепов с платформы НИС при толчке ногой. ТААК люди летали - сказка! Не говорю уж о клине заднего колеса на ходу (запросто при том, что я видел на видео про изготовление).
Но это - на будущее, для инфы. Прикол - это здорово, но не на роллерах, ИМХО.
02.06.2020 19
Алекс, Вы внимательно почитайте его вью. Он совсем не новичок в лыжах. К сожалению Ваши роллерные трени остались в далеком СССР. С тех пор произошли огромные сдвиги в развитии лыжероллеров. На 1 км разница до 2 минут самому себе. Поверьте на слово, но можете и погуглить.
Поэтому, кстати, убиться на них было практически невозможно. Нужна была очень крутая гора.
02.06.2020 21:58
Отличная идея . На эту гонку можно и билеты продавать .
Но чтобы что-то сказать наверняка, нужно бы было видеть протоколы, прокатиться на роллерах Ивана, Алексея, Миши, других участников. Судя по фото, там была полная демократия: Старты соседствовали с медленными 100-мм колесами, что дает секунд 30 (если не больше) преимущества на километре. Как ехали колеса Ивана именно относительно его конкурентов по забегу - не знаю. Одно скажу: я много раз видел, как чистые легкоатлеты гоняли на лыжах зимой (в ГУВД) или летом на роллерах. Такие люди, будучи даже на голову сильнее функционально, действительно проигрывали всем лыжникам. Иван точно (по технике на видео) к таким "чистым ла" не относится, иначе ему не помогли бы никакие колеса .
Да, я признаю, я написал, что он выиграл ваш тестовый заезд, чтобы подогреть интерес к новости (и ведь не соврал, согласись))))). Но НЕ для того, чтобы как-то принизить вас с Барышом, а чтобы привлечь внимание людей к тому, какие есть умельцы среди нас: и бегают классно, и сами роллеры делают, и крестиком вышивают. Чес слово, думал ты просто усмехнешься в бороду и лишний раз подколешь победителя)
2 Михаил Климов: Судя по твоему инстаграму, скоро на беговом ресурсе появится материал "Интервью с простым парнем, который в самодельных кроссовках обогнал Ваню Моторина"))) тебе, похоже, не на роллерах с ним надо соревноваться, а "на поле соперника". А что? Будет достойный ответ))))
Алекс, ну скорости то были адекватные тогдашним скоростям в ЛГ, это ж не самоцель, скорость, ну а на спусках то хорошо за 40 всяко бывало, а если еще и вираж крутой...
И еще лыжники тогда на роллерах были не в этих шлемах, а потому больше похожи на лыжников, тем более, что когда холодно было, одевали лыжные шапочки - высокие, домиком, определенно, все это было лучше!