I. Методы тренировки выносливости
(здесь 9 методов)
«1.7 Моделирующий метод.
Мы понимаем, что все изложенные выше методы тренировок все-таки не вызывают физиологической реакции организма, соответствующей той, которая проявляется во время преодоления дистанции на соревнованиях, и поэтому не могут на достаточном уровне подготовить к ней спортсмена. Этого легче добиться при преодолении соревновательной дистанции на время с максимальным напряжением сил. Однако слишком частое преодоление в тренировке дистанций (особенно 800-метровых и длиннее) со 100-процентной интенсивностью истощает организм, плохо воздействуя и на психику спортсмена. А ведь атлету в практической деятельности так необходимы методы, которые были бы очень близкими по психологическим и физиологическим ощущениям к тем, с которыми он сталкивается в соревновании, но и более щадящими. Вначале мы теоретически разработали, а затем на практике проверили следующие предположения. Если во время тренировки частота сердечных сокращений начнет увеличиваться и достигнет уровня, соответствующего соревновательному, а спортсмену в этот момент дать небольшой отдых, достаточный для частичного возмещения кислородного долга, и отчасти обеспечить восстановление частоты пульса (например от 185 до 170 уд./мин), и затем вновь продолжить тренировку, то вполне очевидно следующее (как это и показали исследования): данный метод будет истощать организм спортсмена не в такой степени, как при контрольном и соревновательном методах.
Пример.
Примером применения данного метода тренировки для средневика (800 м – 1.50) может служить следующая работа: 400 м со старта со скоростью, запланированной на соревнованиях (55 с), отдых – 20 с, преодоление 200 м за 26 с, отдых – 10 с, преодоление 200 м за 28 с. Общее время преодоления соревновательной дистанции – 1.49,0, а суммарное время, включая отдых – 2. 19,00.
Приводим необходимые условия использования моделирующего метода:
1. Отдых не должен быть продолжительным (частота пульса должна снизиться не более, чем на 15–20 уд./мин).
2. Каждый очередной отрезок должен быть равен или короче предыдущего.
3. Первый отрезок должен быть равным или (для стайеров) несколько короче половины соревновательной дистанции.
4. Общее время должно быть близким к тому результату, который спортсмен показывает на дистанции в соревнованиях (или лучше).
Применять в тренировке моделирующий метод следует так же осторожно, как и отрезки, пробегаемые с максимальным усилием. Его рекомендуется включать в тренировку, после того как спортсмен приобрел специальную выносливость. Таким образом, больше всего он подходит к периоду особенно интенсивной тренировки или к этапу подведения к основным соревнованиям сезона.»
II. Интегральная система тренировки
«Если бегуны в своей тренировке будут применять в одном тренировочном занятии сочетание нескольких тренировочных методов, то уменьшается возможность адаптации к однообразной тренировочной нагрузке. Возникает диалектическое противоречие: с одной стороны, адаптация организма к раздражителю – необходимое условие для выполнения большой по интенсивности и, как правило, по объему нагрузки; с другой стороны, с приспособлением организма спортсмена к нагрузке происходит ослабление ответной реакции. Возникает необходимость в вариативности тренировочной нагрузки и её повышении. Отсюда неукоснительно следует вывод: для получения нужной ответной реакции на воздействие тренировки нельзя создавать стандартные условия, к которым организм быстро адаптируется. Прежде всего, это относится к тренировочным нагрузкам – они не должны быть одинаковыми по объему, интенсивности, количеству и последовательности выполнения беговых отрезков.
Исходя из вышеизложенного, схема построения нагрузки в структуре одного тренировочного занятия с несколькими методами тренировки будет более эффективной по сравнению с преимущественным использованием одного метода. И строиться эта схема должна на инновационных принципах.
Интегральная (вариативная) система тренировки базируется на принципах построения тренировочных нагрузок, явно отличающихся от традиционных принципов теории спортивной тренировки (имеется в виду постепенность, волнообразность, разнонаправленность, «запаздывающая» трансформация, «объемомания» с ее пресловутым «перевариванием»! больших объемов)
Эти инновационные принципы тренировки были получены и сформулированы после обобщения результатов многолетних наблюдений и опыта нашей тренерской работы, анализа литературы и статистического анализа годовых тренировочных циклов, включающих более 15 тыс. тренировочных и соревновательных результатов бегунов СССР, спортивные достижения которых приближались к уровню мировых рекордов.»
III. Инновационные принципы тренировки
(здесь 7 принципов)
«1. Принцип независимости лучших спортивных результатов от интенсивности и объема тренировки, казалось бы, противоречит общепринятому мнению — ведь спортсмен тренируется для того, чтобы улучшать свои результаты. Однако тренировочный процесс является сложной смесью тренировочной работы и восстановительных процессов, цели которых противоположны, а средства одинаковы: это бег, но различной интенсивности. Бегая с достаточно высокой интенсивностью, спортсмен выполняет тренировочную работу, и его работоспособность снижается. Бегая с низкой интенсивностью, спортсмен восстанавливается, т.е. повышает свою работоспособность. Отсюда очевидно, что нельзя смешивать эти две части тренировочного процесса, формально суммируя километры интенсивного и восстановительного бега. Таким образом, «цена» каждого километра при определении объема тренировки различна в зависимости от интенсивности бега. Очевидно и то, что, сколько бы ни увеличивался объем только восстановительного бега, никакого влияния на улучшение спортивных результатов это не окажет. Следовательно, высокие спортивные результаты не могут непосредственно зависеть от восстановительной части тренировочного процесса. Не могут они зависеть и от интенсивности, и от объема всей тренировки в целом, которая включает в себя восстановительную и интенсивную часть, являющуюся тренировочной работой в полном смысле этого слова. Независимость лучших спортивных результатов от интенсивности и объема тренировки статистически подтверждена связанным анализом рядов динамики лучших спортивных результатов, интенсивности и объема всей тренировки в целом.»
IV. Планирование круглогодичной интегральной тренировки бегунов на выносливость.
«Прежде чем ознакомиться с недельным циклом тренировки стайеров на весеннем этапе, есть смысл остановиться на авторской концепции тренинга в условиях среднегорья. (Повторяем: этой концепцией, на наш взгляд, вполне можно воспользоваться нашим олимпийцам на заключительном этапе подготовки – время еще есть)
О ТРЕНИРОВКЕ СТАЙЕРОВ В СРЕДНЕГОРЬЕ
Сравнительный анализ результатов, показанных стайерами-«равнинниками» в среднегорье и на уровне моря, обзор научных исследований, связанных с гипоксией, а также собственный тренерский опыт подготовки высококвалифицированных бегунов позволили авторам разработать свою концепцию пробегания различных тренировочных отрезков и других видов бега «равнинниками», тренирующимися в горах после 3–5 дней адаптации.
ВОТ ЕЕ ПРИНЦИПЫ:
Первый. Если бегуны в тренировочные занятия в среднегорье включают спринтерские отрезки (100, 200, 300, 400, 500, 600, 800 м), то их следует пробегать с такой же скоростью, как если бы они тренировались в этот же период в условиях равнины. Однако интервалы отдыха между отдельными отрезками и сериями в среднегорье должны быть увеличены на 1–2 мин. Кстати, такой же принцип использовали в своей тренировке известные стайеры-«горцы» – К. Кейно, Гаммуди и др.
Второй. Если в тренировочное занятие бегунов в среднегорье включаются средние отрезки (1000, 1200, 1600, 1800, 2000 м), то их следует преодолевать на 25–30, 35–40 с медленнее по сравнению с равнинными условиями. Это связано с тем, что по прибытии в среднегорье (равно как и при «подъеме» в гипобарической камере) обнаруживается снижение МПК в прямой зависимости от барометрического или от парциального давления кислорода во вдыхаемом воздухе. При этом интервалы отдыха между отдельными отрезками и между сериями должны быть на 2–3 мин продолжительнее, чем на равнине.
Третий. Если в тренировочное занятие бегунов в среднегорье включаются длинные отрезки (3000, 5000, 10 000 м), то они должны преодолеваться спортсменами медленнее – соответственно на 1–2–3 мин по сравнению с равнинными условиями. При этом интервалы отдыха должны быть на 5–6 мин продолжительнее, чем на равнине.
Четвертый. Если в тренировочное занятие в среднегорье спортсмены включают темповый бег на 15–20 км, то время пробегания должно быть значительно большим, чем в равнинных условиях (56–58 мин и 78–80 мин).
Пятый. Если в тренировочное занятие бегуны включают длительный кросс, восстановительный или легкий бег, то 1 км в этих видах бега они должны преодолевать за 5 мин и медленнее.
Шестой. Бегунам надо постоянно напоминать, чтобы они обращали внимание на технику бега (в первую очередь, с акцентом! на повышенную частоту беговых шагов).
Важно отметить, что у стайеров-«равнинников» после спуска с гор наблюдается разбалансировка в технике бега, проявляющаяся в настойчивой тенденции возврата к привычным параметрам длины и частоты шагов. По нашим наблюдением, такая рассогласованность в технике бега после «приземления» на равнину у стайеров неодинакова. Она зависит в основном от индивидуальных особенностей стиля бега спортсменов в равнинных условиях.
Приведем пример. Допустим, мы имеем дело с 2 стайерами. Первый в сложившейся технике бега на равнине тяготеет к длине бегового шага, а второй в этих же условиях – к частоте. Так вот, после спуска с гор у первого – «длинновика» – прослеживается следующая тенденция: на протяжении 12–15 дней у него будет сохраняться приобретенная в горах повышенная частота шагов (за счет некоторого укорочения их длины), хотя в дальнейшем (к нашему сожалению) он может вернуться к своему привычному стилю бега с акцентом на длину шагов. У второго же бегуна – «частотника» – частота шагов также возрастет, но такая картина будет наблюдаться только на протяжении 3–6 дней.
Таким образом, разбалансировка в длине и частоте беговых шагов носит временный характер. Но она может оказаться весьма полезной для улучшения спортивных результатов. Именно в указанные сроки большинство наших подопечных устанавливали личные рекорды. В свое время Н. Радостев и Ю. Михайлов пробились в состав сборной
команды СССР по кроссу, не находясь на централизованной подготовке. Они стали призерами чемпионата мира по кроссу в составе сборной команды страны, а также призерами чемпионата СССР в беге на длинные дистанции».
Резюме: Не слово, а дело теперь за вами, уважаемые господа специалисты, тренеры и спортсмены.
Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.
Под хорошего мастера спорта на 800 раскладка)
Но споткнулся о фразу - "интегральная (вариативная)...."
Интегральный - совокупный, кумулятивный, единый и т.п.
Вариативный - изменчивый, переменный и т.д.
Авторы не очень русский языка пользоваться, а жаль....
По модулирующему методу сразу не могу согласиться, что принцип "развития подобного подобным", о котором и идет речь применительно к физиологическим реакциям, возникающим при выполнении соревновательной нагрузки, всегда и для всех уровней подготовленности не только эффективен, но и полезен.
Вот простой пример: лыжник-дистанционщик со слабо проработанными мышцами сильно закисляется в гонке, и воспроизводя подобные физиологические реакции на спец. тр-ках, мы будем получать как раз обратный эффект - не развития, а угнетения основного качества циклика - аэробной производительности, основанной на уровне развития окислительных способностей мышц, обеспечивающих продвижение тела, для успешного развития которых требуется совсем другая по характеру работа - интервальная, более мощная, чем в гонке, но именно без закисления (если речь идет о группе спортивного совершенствования на уровне УОРов и ШВСМ).
И вообще, предлагая общие рекомендации, правильно было бы изначально четко определить целевую аудиторию по спортивной квалификации.
Говоря о консервативные методах тр-ки, которые авторы называют традиционными, смешивая в один "котел" и здравые и никак неоправданные принципы "(имеется в виду постепенность, волнообразность, разнонаправленность, «запаздывающая» трансформация, «объемомания» с ее пресловутым «перевариванием»! больших объемов)", они почему-то "забывают" о настоящих инновациях, разработанных и очень успешно используемых в практической работе Ю. В. Верхошанским более полувека тому назад, основоположника теории специальной силовой подготовки в спорте, которая является реальным и эффективным руководством к действию для внимательного и думающего тренера.
Но нам же показали только фрагмент..
Мб остальная часть содержит конкретику? Интегральная вариативность конечно не вдохновляет... Однако вот эти - соревновательный пульс, потом минус 10% 5 минут и снова соревновательный. Как еще по-другому, без вреда для здоровья, подготовиться к соревновательным нагрузкам?
(Хотя, начитавшись Янсена, и в силу малоопытности, начинает казаться, что беги как угодно, но держи лактат в рамках тренировочной задачи. И эта обратная связь, ИМХО, много лучше жесткого тренировочного задания. Извините за наивность..)
как этот факт характеризует конкретную тему? всё очень просто : только взлелеянное старое рожает новое ( Конфуций ) всё что был в 60-70-80-х - это есть фундамент знаний...