Беговые лыжи | Новые фото
Интервью skisport.ru

Александр Гребенько: «В такой гонке самое главное – это даже не твои физические возможности, а максимальная концентрация, то, как у тебя голова работает в пелотоне»

Самый юный участник "Русской Зимы" Александр Гребенько выглядел вчера, как это ни странно, лидером нашей команды, показав самый близкий к победителю результат. Очень долго по ходу гонки нам казалось, что Саша всерьёз претендует на розовую майку самого быстрого участника в молодёжном зачёте, но стремительный и яркий финиш другого представителя молодёжной волны и победителя гонки – шведа Эмиля Перссона – перечеркнул эти наши надежды. Тем не менее Саша произвёл вчера очень приятное впечатление, финишировав в 11 секундах от лидера на 13-м месте.

- Саша, хочу вас, как и Настю Рыгалину, поздравить с красивой борьбой за розовую майку. Честно говоря, я до самых последних метров думал, что это вы – с розовой майкой, потому что когда Эмиль Перссон пересёк финишную черту первым, я как-то не обратил внимание, что напротив его фамилии зажглась буква "Y". И только потом увидел, что Саша не первый, а второй.

- На самом деле четвёртый.

- Как четвёртый?

- Там та же история, что и у Насти – посчитали ещё и лыжероллерные старты, и я стал четвёртым. Не знаю, правильно это или не правильно – приклеивать к лыжной серии лыжероллерные старты…

- Ну, руководители Ски Классикс, видимо, таким образом пытаются развивать свой проект, хотят придать ему бóльший вес, и их можно понять, потому что так функционирует любой бизнес – начиная от бумажной версии нашего журнала, который мы были вынуждены закрыть три года назад, когда он перестал быть интересен рекламодателю, и заканчивая соревнованиями Висма Ски Классикс или FIS, которые стараются проводить всё больше и больше зрелищных стартов и уходят постепенно от разделок и длинных дистанций. Ничего не сделаешь, так работают законы рынка.

Но если вернуться к гонке - вы ею довольны?

- Первый старт – всегда волнительный. Конечно, начал ещё с утра переживать – как гонка сложится. Самое сложное для меня было – завалы.

- Вы что - заранее прогнозировали завалы?

- Конечно. В такой гонке самое главное – это даже не твои физические возможности, а максимальная концентрация, то, как у тебя голова работает в пелотоне. Потому что чуть-чуть где-нибудь зазевался, и всё: поломка палки или падение.

Фото на фоне пресс-волла "Русской зимы" - обязательная часть работы любого спортсмена команды. Саша Гребенько позирует, Максим Вылегжанин выступает в роли фотографа.
Фото на фоне пресс-волла "Русской зимы" - обязательная часть работы любого спортсмена команды. Саша Гребенько позирует, Максим Вылегжанин выступает в роли фотографа. "Русская зима"

- А вот этих завалов на старте вам удалось избежать? Вы их видели?

- Да они прямо передо мною все падали. И я просто каким-то чудом, внутренним чутьём просчитал всё и сумел выбраться из этого завала. Тот же Алексей Двоскин очень хорошо сориентировался в ситуации и ушёл вокруг завала по сугробам, сумел устоять на ногах в глубоком снегу и объехать всех лежавших гонщиков. Конечно, завал очень сильно выбивает из колеи в том плане, что вроде бы только-только вработался, вошёл в определённый ритм, а тут всё по новой.

- Стресс?

- Ну конечно. Работа прекращается на некоторое время. Но удалось избежать участия в завале за счёт концентрации, и в этом смысле я очень доволен, как всё для меня сложилось.

Но, к сожалению, не удалось избежать аналогичных проблем позже – кто-то перестраивался в соседней лыжне, и я даже ничего не почувствовал, а просто увидел, что еду с обрубком палки – получается, кто-то лыжей задел мою палку, и её не стало.

- И сколько от палки отрубили? Лапку?

- Нет, побольше, где-то треть.

- Сколько пришлось ехать до смены с этим обрубком?

- Где-то с километр.

- И что – одной палкой толкались? Этим обрубком же было уже не толкнуться?

- Мне очень сильно повезло, что пелотон никуда в этот момент не спешил.

А.Тютерев: - Никто не увидел, что Саня сломал палку и не предпринял попытку отрыва (мы дружно втроём смеёмся над этой шуткой Андрея).

- Сначала я толкался только одной палкой, а потом подумал: дай-ка я попробую толкнуться ещё и этим обрубком? Тут главное – не очень сильно толкаться, чтобы палка в снег не ушла и не сломалась окончательно. Ну, в общем, более или менее я как-то продержался, но, к сожалению, не получилось оперативно получить палку, потому что у нас очень мало людей из числа тех, кто может попоить или поменять повреждённый инвентарь. Поэтому поменял, только когда подъехал к Андрею, да и то – у него в руках в этот момент было питьё, пришлось немного подождать, пока он избавился от бутылочек и достал запасные палки. После этого на равнинной части я не мог их догнать, это было очень тяжело, а когда начались подъёмы, ребята стали подвисать, и я сразу же хвост пелотона подобрал и потихоньку-потихоньку начал выбираться вперёд, и уже довольно скоро почувствовал, что можно попробовать вернуться в группу лидеров, что мне потом всё-таки сделать и удалось. Так что в целом гонкой доволен, проигрыш, считаю, минимальный, есть к чему стремиться.

- По-моему, в прошлом году вы так близко не были?

- В прошлом году я проиграл две минуты и был 28-м.

- А сегодня?

- 11 секунд.

- Прогресс?

А.Тютерев: - Несомненный. В сложной контактной гонке, несмотря на поломку палки, сумел удержаться в пелотоне и совсем немного проиграл лидерам.

- Очень много работал летом над техникой, и все ребята подтвердили, что есть прогресс.

- Именно в даблполинге?

- Да.

- А что значит "работал над техникой"? Работали с кем-то конкретно?

- Ермил Вокуев помогал. Он сначала не хотел мне подсказывать, говорит: не хочу все свои секреты раскрывать, но всё равно где-то что-то подсказал, я сразу же всё это в себе переварил, обдумал, взял на вооружение и после возвращения из Австрии в Мурманске целый месяц над техникой работал. У нас есть роллерка – она, конечно, небольшая, всего километр, но суть в том, что она равнинная и можно по ней ехать и ставить технику, что, надеюсь, и получилось сделать.

- Саш, задам вам тот же вопрос, что и Насте – как себя ведут конкуренты на лыжне?

- По-разному. Сегодня меня пропускали, я пропускал. Но это, правда, в начале гонки, там никаких разборок нет. Например, меня норг пропустил, я потом какого-то другого норга пропустил. Макса Вылегжанина… Но со своими-то тут всё понятно – пытаешься им лыжню уступить, чтобы они встали, а не шли без лыжни сбоку. А вот уже ближе к финишным разборкам, на последних двух-трёх кругах - там уже никакой речи не идёт о том, чтобы уступить кому-то лыжню.

Александр Гребенько (слева) с Алексеем Шемякиным (справа) на улицах Ливиньо.
Александр Гребенько (слева) с Алексеем Шемякиным (справа) на улицах Ливиньо."Русская зима"

- А с ёлочкой как у вас обстояли дела? Нигде не переходили на этот шаг?

- Нет, конечно. Я был очень сильно удивлён, что кто-то из мужиков переходил на ёлку.

А.Тютерев: - Но жёлтую карточку тебе всё-таки именно за это дали…

- Не совсем. Жёлтую карточку мне дали за неправильное перестроение на повороте в подъёме – я там подрабатывал ногами, переступал, и судьи истолковали это как нарушение правил, как использование конькового хода. Слава богу, что ограничились только жёлтой карточкой.

- А эта жёлтая карточка в течение какого-то времени сгорает?

- Наверное нет, наверное, она так и висит в течение всего сезона.

А.Тютерев: - В прошлом году были правила, что карточка действительна в рамках данного марафона. На следующем марафоне уже новое жюри, и история обнуляется. Ермилу в прошлом году дали в Зеефельде жёлтую карточку, когда он четвёртым был, он за неё расписался, а на следующем марафоне для другого судьи её уже как будто и не было. Но опять-таки – в Ски Классикс всё меняется, мы сейчас будем всё это уточнять, узнавать. Но на командном митинге здесь, в Ливиньо, на этом вопросе как-то внимание не заостряли. Думаю, на следующем марафоне поднимем этот вопрос, чтобы появилась ясность в этом вопросе. Но, во всяком случае, в прошлом сезоне эта карточка была на одну гонку. То есть если ты в рамках одного марафона в начале гонки, предположим, нарушил стиль, а потом через двадцать километров на промежуточном финише кого-то подрезал, то за две карточки в рамках одного марафона объявлялась дисквалификация. Но мне кажется, порой сами организаторы не могут предугадать все возможные сценарии и просто не в состоянии объяснить нам все возможные варианты.

- Саш, но вообще есть желание и возможность за эту розовую майку побороться? Сколько ещё стартов вам предстоит за "Русскую зиму" в этом сезоне?

- Конечно, есть. Побороться, хоть раз встать на пьедестал в этой розовой майке. В дальнейшем у меня ещё два марафона – в Италии 14 декабря и 11 января в Зеефельде. Потом, к сожалению, мне нужно будет ехать в Россию бежать свои старты.

- И когда вернётесь в Ски Классикс?

- Вернусь уже в Тоблах и на Жизерку. Потом будут Васалоппет и Бирка, а потом – снова российские старты.

- Откуда вы, Саш?

- Из Мурманска.

- Вы там родились, выросли, там же на лыжи встали?

- Да, я там родился, вырос, встал на лыжи в своей спортивной школе СДЮСШОР по ЗВС города Мурманска. Сейчас числюсь спортсменом-инструктором в Центре спортивной подготовки.

- Сегодня на каких лыжах ехали?

- На Fischer, классике.

- Что, классика лучше выкатилась, чем конёк?

- Да, моя новая пара, которую выдал мне регион, на ней шлифт хороший – 0 минус 5, и вот они как раз сегодня хорошо поехали.

- А какая у вас колодка на этих лыжах? Я имею в виду – она зашкурена у вас, или нет?

- Лыжи новые, я в этом сезоне нигде классику не бегал, и поэтому не шкурил их специально, чтобы здесь, на Ски Классикс, был бóльший выбор среди лыж. Я, можно сказать, предугадал эту ситуацию, не став их зашкуривать, и они отработали сегодня хорошо.

- А остальные наши парни на каких лыжах ехали: на коньке или на класике?

- На коньке.

- То есть вы один сегодня ехали на классике?

- Да.

- А палки у вас какие, как они соотносятся по длине с коньковыми и классическими?

- В этом сезоне я уже пробовал много вариантов, пробовал как высокие, так и по стандарту FIS, но пришёл к такому выводу для себя, что лучше бегать на 83%, так как на высоких палках у меня не получается сделать сильный удар-толчок, а на 83% я успеваю вынести руки и сделать мощный толчок. А на высоких у меня так не получается, я могу только вынести руки и поставить палки.

- Насколько эти палки – 83% - у вас сейчас короче коньковых?

- У меня коньковые 160 см, а даблполинг и классика – 150. Я в прошлом году для даблполинга использовал палки 155 см, а в этом году пришёл к выводу, что 150 – эффективнее.

- Получается, вы и дабл, и классику ездите с одними и теми же палками?

- Да, 150 см.

- Ок, Саш, спасибо за знакомство, спасибо за эмоции, будем болеть за вас. Я боюсь слово "лидер" сегодня использовать в нашем разговоре, но вы выглядели сегодня тем не менее, как мне кажется, как лидер нашей команды, и это приятно.

А.Тютерев: - Но не нужно забывать, что лидерами не становятся за раз, лидерами становятся как минимум за несколько гонок, иногда – сезонов.

- Вот сейчас Ермил в команду вернётся, будете с Ермилом бороться. Но, наверное, не столько бороться, сколько помогать друг другу, я правильно понимаю?

- Ермил очень усилит команду, а на следующем марафоне и Макс Вылегжанин, я надеюсь, прибавит – он ведь, чем больше дистанция, тем лучше себя чувствует в конце гонки, и он тоже может побороться – мы все это прекрасно видели и на Олимпийских играх, и на чемпионате мира - как он умеет собраться и выдать последние километры.

Ливиньо, 1 декабря 2019 г.

2 12307 Андрей Краснов 02.12.2019 23:54
Рейтинг: +6 +6 0

Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.

03.12.2019 00:46
Забанен пожизненно.
Комментарий скрыт модератором Андрей Краснов. Пользователь Marik забанен пожизненно.Хамство
03.12.2019 11:40
К вопросу о длине палок: я уточнил, рост Саши - 176 см.
Ссылка Рейтинг: +3 +3 0
Интересные интервью получаются. Не стандартные ответы, как на КМ.
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0