Интервью skisport.ru

Александр Игнатьев: "Если бы мэр всех на уши не поставил, марафона бы не состоялось"

В минувшем сезоне треть лыжных марафонов оказались отменены из-за коронавируса, ещё треть - из-за бесснежья. При этом крупнейший в России Ростех Дёминский марафон, проходящий в средней полосе России (где как раз и произошло наибольшее количество отмен из-за бесснежья) не просто состоялся, но и провёл блестящую классическую гонку-спутник по безукоризненной лыжне. Как им это удалось? 

Наш сегодняшний собеседник - директор Ростех Дёминского марафона Александр Игнатьев. 

Мэр

- Александр Анатольевич, хочу поздравить вас с проведением успешной гонки, потому что в этом году вы справились, как мне кажется, просто с титанической задачей: когда нигде в средней полосе России не было снега, вы провели гонку для нескольких тысяч человек, да как провели - на следующий день после основной гонки провели ещё и классику - я, честно говоря, не понимаю, как вам это удалось сделать в условиях нынешнего бесснежья. Хотел узнать у вас подробности - как всё это оказалось возможным? 

- Оказалось возможным, наверное, в первую очередь благодаря опыту. Если честно, с директором "Дёмино" Ольгой Данилюк мы забили тревогу менее чем за две недели до гонки. Потому что увидели: планов - громадьё, никто и думать даже не хочет об отмене марафона, а складывалось всё в точности как на биатлоне в январе - все хотели срочно что-то делать, помогать, сыпать, но при этом никто никуда не ехал, ничего не делал, не сыпал, а трасса на глазах таяла и таяла. Поэтому мы дошли до мэра города Рыбинска - Добрякова Дениса Валерьевича, который буквально накануне собирался уехать в краткосрочную командировку. Всё ему показали, объяснили, попросили о помощи. А народ в Рыбинске, если честно, до сих пор пребывает в шоке от отмены биатлона, потому что на биатлон в Дёмино были очень большие планы. А тут ещё и отмена Дёминского марафона? 

 

Мэр Рыбинска Добряков Денис Валерьевич.
Мэр Рыбинска Добряков Денис Валерьевич.yarnovosti.com

В общем, с мэром мы встретились, если не ошибаюсь, 19-го февраля, и с его подачи сразу же началась эта  сумасшедшая отсыпка.

- А что за соревнования биатлонные вы отменили - чемпионат России?

- Да, чемпионат России. Стало понятно, что не проведём, когда 20-го января весь снег смыло дождём, а никаких запасов снега не оказалось. Там элементарный анализ показал, что в ноябре, когда была одна холодная неделя, можно было при желании сделать трассу длиной в три километра и толщиной в один метр. Потому что система оснежения есть, и всё можно было сделать, успеть.  Да даже если бы использовали старую, так называемую ручную систему, которую нам финны помогали делать, можно было спокойно закрыть 2,5 км трассы. Но этого не было сделано вовремя. 

В ноябре знаете, отношение какое к этому? А-а-а, зима ещё вся впереди, ещё снега насыплет. Но практика уже не раз доказала, что не всегда насыпает, и что любые холода в начале зимы нужно немедленно использовать для производства снега. 

Как только ударили эти морозы в ноябре, я сразу же забил тревогу, подходил к людям: а вы почему снег не делаете, мороз же - давайте делать? Ну, мне отвечают, как в фильме «Добро пожаловать или посторонним…», типа: иди отсюда, мы сами знаем. Я говорю: понимаете, если вы сейчас не сделаете основу, мы с вами можем просто всё про..ть, просто упустить этот чемпионат России. Что, к несчастью, и случилось. 

Поэтому когда мы увидели, что с Дёминским марафоном всё идёт в точности по сценарию чемпионата России по биатлону, мы забили тревогу. 

Знаете, вот эта чиновничья инерция... Я вам такой пример приведу. Мы попросили на одном из оргкомитетов помочь нам выстричь кусты малины на трассе марафона. Был конец января, снега было ещё совсем-совсем немного, и эти участки снегом совсем плохо закрывались. Нам сказали - без проблем. Я специально не называю фамилии, дело не в фамилиях, а в подходе к делу. Сказали, что приедут представители Зеленстроя. Они и приехали в понедельник 27 января, когда снега ещё не было на трассе, всё посмотрели, заактировали, дали нам расценки - за какие деньги они могут это всё сделать. И как вы думаете, когда они появились после этого? Через десять дней 7 февраля, когда снега уже было навалом и кусты эти под корень постричь было невозможно! 

Поэтому мы и забили тревогу: "Ребята, разве вы не понимаете, что мы теряем марафон?" 

Ну, мэр у нас такой достаточно жёсткий мужик, спортсмен, он заслуженный мастер спорта по парашютному спорту, девятикратный чемпион мира, у него куча рекордов, он просто изнутри понимает, что это такое. Вот он всех немедленно на уши поднял, и сразу же поехала техника собирать в Дёмино чистый снег где только можно и вывозить его на стадион, волонтеры поехали на трассу: то есть то, что дело сдвинулось с мёртвой точки - это полностью заслуга нашего мэра. Более того, он готовился целый год к этому марафону и впервые в жизни пробежал "полтинник" именно в этом году и именно в Дёмино! 

- Ух ты!

- Да, летом катался на лыжероллерах, зимой, как только позволяла возможность - приезжал сюда к нам, катался, объёмы накатывал. А потом подключились профессионалы к этому процессу - и Светлана Владимировна Емелина подключилась, и ребята-трактористы. Мы же одного супер-профессионала лишились в прошлом году, так он и выпал из команды. Жалеет, наверное, и мы жалеем, но друг к другу на сближение не идём. 

- Это кто?

- Александр Павлов. 

- Он от вас ушёл? 

- Да его же в прошлом году перед марафоном федерация сдёрнула на Универсиаду. А тут ему сказали: "Ну а как ты можешь марафон бросить в такой момент? Давай тогда увольняйся и ищи себе новую работу". 

Пытались за него побороться, но… 

Трактористы

А на его фоне воспитались очень хорошие ребята: Сергей Ерохин - он очень хороший тракторист, грейдерист, прекрасно понимающий, как работать со снегом, как ворочать кучи, как его укладывать. Это самое главное при подготовке подушки трассы. И он научился за это время у того же Павлова, как нарезать лыжню. И есть ещё у нас такой Александр Ласточкин - уникальный человек, скромняга, но талант неимоверный. Он работает в ОДК "Сатурн", это дальний родственник Юрия Васильевича Ласточкина. Он в этом году выступал в Суперкубке Дёминских марафонов POWERUP, хотел в абсолюте хорошее место занять, но из-за подготовки трассы лыжного марафона ему пришлось отказаться от этой затеи. Но ювелир, универсал, мастер своего дела. Вот они фактически вдвоём в эти две последние недели пластались на трассе, чуть ли не жили на ней. В тёплую погоду решали, собирались тут со Светланой Владимировной, говорили, чтобы ни в коем случае не выпускать технику, потому что если на тёплый снег выпустить трактор, снег превратится в воду, весь мир это знает. 

Поэтому собирали его по крохам, прорывались где-то на интуиции, спали в обнимку с прогнозами погоды. Я всё время мониторил шесть сайтов: два норвежских, два финских, наш российский и Vimea. И смотрели, высчитывали погоду, пытались спрогнозировать, предугадать. 

Но могу твёрдо сказать - уже через три-четыре дня после марафона ничего не провели бы. За неделю до марафона мы ничего не сделали бы, потому что снег был тёплым - волонтеры работали, растаскивали кучи по трассе, но технику мы не выпускали, это было бессмысленно. И уже неделей позже гонку провести было бы невозможно. Очень повезло по срокам, с погодой. Но у нас есть наш спаситель и покровитель – причисленный к лику святых как праведный воин Феодор Ушаков, великий русский флотоводец, не проигравший ни одного сражения, не потерявший в боях ни одного корабля, ни один его подчинённый не попал в плен, родившийся в селе Бурнаково Рыбинского района, крещённый в церкви Богоявления здесь неподалёку, в 10 км от Дёмино, в деревне Хопылёво, там сейчас такой центр мощный. Не знаете?

- Знаю, конечно - ещё Юрий Васильевич возил нас туда на экскурсию лет десять назад. 

 - Ну да. А сейчас там поставили большую стелу при въезде в Хопылёво на гравийной дороге, вот мы там все по очереди останавливались, просили у Фёдора Фёдоровича, чтобы он достучался до небес. Вроде бы получилось. Получается, это наш спаситель, наш святой. Поэтому как-то вот так всё и срослось. 

Ещё раз: Сергей с Александром очень здорово сработали, волонтёры очень хорошо помогли, закидали снегом все проблемные места, всё выровняли, ну, и вы сами видели, как они в итоге нарезали лыжню. 

- Да вообще изумительно! Нигде лыжня не коснулась земли - меня это удивило очень сильно. 

- А помните, я объявил за несколько дней до гонки, что лыжни будет нарезано только 70 процентов?

- Помню, конечно. 

- Так вот, на момент этого объявления всё так и было - мы думали, что только  порядка 50 процентов будет возможно прорезать. Но огромная проделанная волонтерами и механизаторами работа позволила создать подушку и трактористы в ночь перед гонкой пошли как ювелиры. Они все ночи перед стартами работали на трассе. Например, им очень тяжело давался стадион - они там и вперёд, и назад пытались идти - ничего не получалось. И помогла, как ни странно, случайность. Дело в том, что на ратраки PistenBully в разные годы устанавливали фрезы с немного разным углом зубцов. И только старый трактор смог поднять лёд, смог перемолотить его. Помните, как в 2007 году проводили этап Кубка мира, перелопачивая озёрный лёд? В каком-то смысле та ситуация в этом году повторилась. Ребята и на четырёхсотке пытались зацепить, размолотить этот лёд на стадионе, и на новой сотке, и ничем не могли взять. А потом попробовали на старой сотке, и смотрят - она чуть-чуть зацепилась. Оказалось, на старой сотке чуть другой угол поворота зубцов, и пошло-пошло-пошло… Шли очень медленно, ювелирно, но результат - налицо. 

И они размолотили стадион, укатали его - всю ночь работали. Как начали с 12 часов ночи, так до утра и делали - и в первый день, и во второй. Но во второй день подушка была уже не такая промороженная, было чуть-чуть полегче. 

Снег

- Понятно. А вы говорите, кучи снега привозили. Откуда вы его брали?

- Город выделил фронтальные погрузчики, и вот этими фронтальными погрузчиками собирали весь уплотненный снег в Дёмино. Например, около катка. Каток ведь всю зиму чистили от снега и свозили его в одно и то же место. Вот оттуда. Плюс - собрали всю ледяную стружку. Там же, на катке, работает специальная машина, которая шлифует лёд и потом тоже сбрасывает эту ледяную стружку в одно и то же место. Вот эту снежно-ледяную стружку тоже всю собрали. Потом забирали снег с нижней парковки, брали его от офиса марафона, от КПП, от ресторана - везде, где могли, аккуратно срезали, но не под корень, а так, чтобы взять без травы, без земли. Всем этим Светлана Владимировна руководила. От коттеджей тоже снег забирали - там же, когда дорожки чистили, тоже свои кучи по бокам стали образовываться. И очень хорошо ребята работали на этих погрузчиках. Загружали на грузовики, грузовики вываливали на стартовую поляну, а потом Ерохин Сергей всё это растаскивал. У нас, например, половина стартового моста "умерла",  расплавилась от тепла - пришлось и здесь поработать. 

Мэр предложил возить снег из города, но мы сразу же отказались от этой идеи - там же, сами понимаете, и песок, и камушки, и вот эта гадость, которой поливают дороги. Убедили, что не надо это делать, что будем в Дёмино чистый снег собирать. На поля где-то загнали маленький погрузчик, и он там понемножку собирал очень тонкими слоями, срезал снег. Тут труд был проделан титанический! И я не знаю, есть ли сейчас крупнее по подготовке мероприятия в Рыбинске и вообще во всей Ярославской области. Ну, может быть, там, хоккейный "Локомотив" собирает больше народа, "Бегом по Золотому кольцу", но там немного иной формат. А Дёминский марафон, я считаю - это главная визитная карточка всей Ярославской области, всего  Рыбинска и Рыбинского района. И поэтому спасибо мэру, что он проникся настолько глубоко и реально впрягся во всю эту историю, и всем-всем-всем, причастным к этому делу. Поэтому всё и получилось, спасли мы марафон. 

- Медали, номера заказывали в Китае? 

- Конечно. Вот тоже, кстати, повезло, что успели и заказать, и получить их до всей этой истории с коронавирусом. Мы же обычно на эти цели через Корпорацию развития Ярославской области брали займы, и этими деньгами расплачивались и за медали, и делали предоплату за стартовые номера. Но в этом году там какая-то неразбериха возникла, нам даже с займами не помогли. Так мы, чтобы оплатить эти заказы вовремя, деньги были вынуждены собирать по знакомым, по родственникам, по друзьям. Суммы-то немаленькие - одни только медали на миллион рублей потянули. 

Поэтому, получается, основную нагрузку по подготовке и проведению в этом году взял на себя Рыбинск. Область, конечно, традиционно помогла с "Ростехом". 

В городе у нас хорошая поддержка не только от мэра и его зама по социальным вопросам Натальи Шульдиной, но и от департамента спорта, от его руководителя  Кондратенко Олега Борисовича - вы его прекрасно знаете, он у нас и главным судьёй марафона был последние 6 лет, и он же был стартёром на Олимпиаде в Сочи. Он, конечно, всегда из кожи вон лезет ради Дёминского марафона - помогает как может. Да и всегда он нам очень сильно помогает. 

Ростех 

- А с "Ростехом" у вас как складываются отношения? Они у вас, по-моему, уже в четвёртый раз являются титульным спонсором соревнований?

- Да, в четвёртый. Им всё очень нравится, они присылают людей из руководства госкорпорации сюда, и те отслеживают всё проведение, их полностью устраивает уровень проведения соревнований. Помню, когда от них приехал специалист в первый год, он был просто в шоке: "Я, - говорит -  видел соревнования по лыжам под Москвой, но когда приехал сюда, был очень сильно впечатлён. Ребята, это что-то грандиозное. Я не представлял себе, что лыжные гонки могут так круто выглядеть". 

То есть размах, люди, уровень подготовки его очень впечатлили. 

Вы же видели, у нас очень много рекламы "Ростеха". Они наш официальный генеральный партнер - даже не спонсор, а именно партнер. И Дёминский лыжный марафон один из социально значимых проектов Госкорпорации в Ярославской области, где находятся несколько крупных предприятий Ростеха. 

- Если не секрет, каков размер финансовой помощи со стороны "Ростеха"? 

- Конкретную цифру называть не буду, но это более половины общего бюджета марафона. 

- Каждый год? 

- В первый год это было 35% бюджета, а потом три года подряд – более половины. То есть деньги они очень серьёзные нам дают, мероприятие не копеечное. Получается, что при общем бюджете в 16,5 миллионов доля "Ростеха"существенно больше половины.

 

Олимпийский чемпион, трёхкратный чемпион мира Никита Крюков - в кольце журналистов.
Олимпийский чемпион, трёхкратный чемпион мира Никита Крюков - в кольце журналистов. Оргкомитет Ростех Дёминского марафона
Это норвежский лыжник Хок Ен Томас. С пяти лет он занимается лыжами. Сейчас ему 97. Сегодня он принял участие в гонке на 25 километров. У нас все.
Это норвежский лыжник Хок Ен Томас. С пяти лет он занимается лыжами. Сейчас ему 97. Сегодня он принял участие в гонке на 25 километров. У нас все.Оргкомитет Ростех Дёминского марафона
Победители мужской гонки на 25 километров Ростех Деминского марафона: Евгений Цепков, Сергей Артамонов, Максим Черезов.
Победители мужской гонки на 25 километров Ростех Деминского марафона: Евгений Цепков, Сергей Артамонов, Максим Черезов.Оргкомитет Ростех Дёминского марафона
Женский финиш 25-километровой гонки Ростех Деминского лыжного марафона: Марина Черноусова, Ольга Румянцева, Оксана Яковлева.
Женский финиш 25-километровой гонки Ростех Деминского лыжного марафона: Марина Черноусова, Ольга Румянцева, Оксана Яковлева.Оргкомитет Ростех Дёминского марафона

Бюджет марафона

- Тут знаете, даже не у нас на сайте, а на ютьюбе наткнулся на такой комментарий: один из людей очень быстро подсчитал: "…2.000 участников по 2.000 рублей - это 4 миллиона рублей. Бабла - немеряно! Куда уходят эти деньги? Каков общий бюджет марафона?.." 

Как думаете, стоит ответить этому человеку? 

- Я уже сказал - шестнадцать с лишним миллионов рублей - это общий бюджет марафона. 

- То есть он никак не складывается на 100 процентов из взносов участников? 

- Да нет, конечно. Мы же постоянно отвечаем на этот вопрос, постоянно озвучиваем эти цифры. Стартовые взносы покрывают менее 30 процентов стоимости гонки. Тут же как: медали - миллион, стартовые номера - миллион, питание - за миллион, и пошло-пошло-пошло - как снежный ком. Проведение такого марафона - это всё очень серьёзные деньги. 

Гонки-спутники

- Что с вашими дочерними гонками происходит? 

- Летними или зимними?

- Летними. 

- Тут объективно всё. Очень сильно выросла конкуренция. Думаю, многое люди у нас позаимствовали, очень много красивых сильных гонок сейчас проводится и в Москве, и в Подмосковье, и в окружающих нас областях. Видимо, ещё и поэтому интерес к нашим летним событиям упал - когда вы сами в последний раз участвовали в веломарафоне в 2017 году, в нём принимало участие лишь 171 человек. При грандиозной организации! Помните, мы в тот год даже трассу строительным катком готовили-приглаживали? И при этом всего сто семьдесят участников в главной гонке, ну куда это годится? 

Во-первых, понятно, что при таком количестве народа всё это приходится делать себе в убыток. А во-вторых, специально засланные люди начали очернять мероприятие, понесли по стране, что всё у нас ужасно. Хотя я не могу понять, что там было ужасного - это было мероприятие ручной сборки, то есть мы как и лыжный марафон  продумываем - целый год сидим и продумываем каждую мелочь, точно так же подошли и к организации веломарафона. Вот сегодня я только приехал от Натальи Михайловны Шульдиной с итогового оргкомитета лыжного марафона - разобрали абсолютно всё, даже беби-марафон разобрали: где были проблемы, где ребёнка потеряли, где баффы недовыдали - вот всё это, шаг за шагом, момент за моментом разобрали, обсудили, сделали выводы. 

 

На старте Х Дёминского бегового кросс-кантри полумарафона 2019 года.
На старте Х Дёминского бегового кросс-кантри полумарафона 2019 года.Оргкомитет Дёминского марафона

 

На трассе Х Дёминского бегового кросс-кантри полумарафона.
На трассе Х Дёминского бегового кросс-кантри полумарафона.Оргкомитет Дёминского марафона

 

Фото на память на фоне стартовой арки Х Дёминского бегового кросс-кантри полумарафона.
Фото на память на фоне стартовой арки Х Дёминского бегового кросс-кантри полумарафона.Оргкомитет Дёминского марафона

 

То же самое у нас каждый год делалось и по веломарафону, и сейчас делается по беговым забегам. Но я вижу проблему только в одном - что конкуренция среди забегов очень большая, мы для того, чтобы запихнуть наши беговые события в календарь, вынуждены учитывать все нюансы - где проводятся какие марафоны, полумарафоны, и из-за этого беговой старт мы проводим в середине лета. Я понимаю, что это пик тепла, пик лета - например, в позапрошлом году мы проводили этот старт чуть ли не при сорока градусах жары и при дикой влажности. В этом 2019 году природа сжалилась над нами, всё проходило при достаточно комфортных условиях - температура была около двадцати  градусов, и трасса была шикарная. Мы её постоянно меняем, подстраиваемся под участников. Но! Так как большая конкуренция по стране, особенно здесь, в центральном регионе, люди, конечно, выбирают старты поближе к себе и охотнее едут на соревнования в своём регионе. 

А Ярославская область, к сожалению… Я, честно говоря, раньше думал, что у нас как-то помощнее все эти оздоровительные, спортивные движения, но особого прогресса до сих пор не вижу. Прогресс есть у "Бегом по Золотому кольцу", а вот у нас почему-то вот так. Хотя делаем всё один в один с лыжным марафоном,  то есть и медали у нас великолепные, и номера, и трасса вылизана, размечена, и питание на трассе и после финиша. Но не едут люди, и их тоже, наверное, можно понять. 

- И в этой ситуации два года назад вы решили от проведения велогонки отказаться, я правильно понимаю?

 - От велогонки мы столько негатива получили! Ну, понятно - когда люди едут по грязи, всё равно не будет таких откликов, как если бы они ехали под солнцем. И вот какой-то этот поток негатива, совершенно, ,на наш взгляд, неоправданный… Ну, мы для себя сделали вывод, что это была специально организованная такая акция: начали писать, что это всё не то, не так, вы не понимаете, как делать, трасса - дерьмо, и так далее. Посмотрели мы на всё это, собрались оргкомитетом, сказали сами себе: "Нам это надо? Один велостарт в году, в него вкладывается только своих денег - около полумиллиона. Будем проводить его дальше?" 

Понимаете, никто же бесплатно работать не будет, всем надо платить. Одна медаль летняя в этом году - 280 рублей. А надо заказать их минимум 400. Умножайте. Скорую помощь надо заказать. На лыжный марафон к нам даже антитеррористические комиссии приезжали постоянно. То есть мы ездили на эти комиссии, обсуждали всё это: движение людей, все иные аспекты безопасности. Поэтому из летних событий мы оставили себе два более простых беговых мероприятия: они остались в Суперкубке, который, слава богу, очень активно поддерживает Powerup, спасибо Дмитрию Спесивцеву. И традиционно нас поддерживает компания Амер Спортс – наш неизменный партнёр с 2007 года!  Поэтому сейчас Суперкубок Дёминских марафонов Powerup выглядит так: две лыжных гонки и два беговых забега. 

Сергей Бирюков (Кубок "Велосипедные Марафоны России") тут пытался что-то предложить нам с велостартом, но мы ему сказали: "Серёж, мы поможем, приводи, организовывай, всем, что от нас требуется, обеспечим, но сами проводить больше не будем". 

 

Мы решили напомнить вам, как это было. На трассе последнего Дёминского веломарафона 2017 года. Жаль, когда уходят такие события. Вдвойне жаль, когда они уходя по чьему-то злому умыслу и ли недомыслию.
Мы решили напомнить вам, как это было. На трассе последнего Дёминского веломарафона 2017 года. Жаль, когда уходят такие события. Вдвойне жаль, когда они уходя по чьему-то злому умыслу и ли недомыслию.Оргкомитет Дёминского марафона

 

Для многих участников эта гонка стала символом преодоления самого себя, обстоятельств, погоды, невезения...
Для многих участников эта гонка стала символом преодоления самого себя, обстоятельств, погоды, невезения... Оргкомитет Дёминского марафона
Оргкомитет Дёминского марафона
По-над Волгой. На трассе гонки - Алексей Барышников.
По-над Волгой. На трассе гонки - Алексей Барышников. Оргкомитет Дёминского марафона
В тот год трасса веломарафона прошла прямо возле ступенек ресторана "Пристань", знакомого каждому участнику любого Дёминского марафона.
В тот год трасса веломарафона прошла прямо возле ступенек ресторана "Пристань", знакомого каждому участнику любого Дёминского марафона. Оргкомитет Дёминского марафона
Петля около знаменитой беседки, расположившейся неподалёку от ресторана "Пристань", напротив широкого поворота Волги.
Петля около знаменитой беседки, расположившейся неподалёку от ресторана "Пристань", напротив широкого поворота Волги. Оргкомитет Дёминского марафона
А Волга занята своим привычным делом - толкает катера и баржи, несёт свои грузы, живёт своей повседневной жизнью.
А Волга занята своим привычным делом - толкает катера и баржи, несёт свои грузы, живёт своей повседневной жизнью. Оргкомитет Дёминского марафона

 

Начался дождь, и все подъёмы стали непроезжими. Въехать в эти подъёмы по раскисшей глине умудрялись в этот день только очень сильные гонцы, лидеры гонки.
Начался дождь, и все подъёмы стали непроезжими. Въехать в эти подъёмы по раскисшей глине умудрялись в этот день только очень сильные гонцы, лидеры гонки. Оргкомитет Дёминского марафона
Москвичка Елена Матвеева на финише веломарафона.
Москвичка Елена Матвеева на финише веломарафона.Оргкомитет Дёминского марафона
Тот самый случай: любители спешиваются, а лидеры заезжают.
Тот самый случай: любители спешиваются, а лидеры заезжают. Оргкомитет Дёминского марафона

Третий в мире

- Вижу, вы не без гордости пишете у себя на сайте - "Третий коньковый марафон в мире". И тут, я с вами согласен, есть чем гордиться. А какие из коньковых гонок сейчас впереди вас, и какие - позади? 

- Швейцарский "Энгадин" - безоговорочно впереди. Вторые - американцы. Они очень сильно прибавили в организации, там не марафон сейчас, а просто бомба какая-то. Я считаю, что по пониманию предмета, по отношению к делу они в ближайшее время могут заткнуть за пояс очень многих - у них с каждым  годом идёт увеличение участников, поэтому они уже сейчас в этом неофициальном рейтинге - вторые. А третьи мы, в прошлом году мы впервые обогнали французский "Трансжурасьён". В этом году, конечно, будет некорректно говорить о нашем третьем или втором месте, потому что очень много отмен, а в прошлом году все марафоны прошли, и мы как-то очень здорово тут засветились. Но все лучшие классические марафоны: Васалоппет, Биркебайнер, Марчалонга, Йиезерска, Тарту - все перед нами по численности. Но у этих ребят, конечно, уровень и история очень солидные - там везде минимум в два раза больше финишёров по сравнению с нами. 

 

Ростех вот уже четвёртый год - генеральный партнер Дёминского марафона.
Ростех вот уже четвёртый год - генеральный партнер Дёминского марафона. Оргкомитет Дёминского марафона
Очередная волна участников в ожидании своего старта.
Очередная волна участников в ожидании своего старта. Оргкомитет Дёминского марафона
На старте один из иностранных участников - представитель Финляндии.
На старте один из иностранных участников - представитель Финляндии. Оргкомитет Дёминского марафона
Комментатор Сочи-2014, многолетний голос Дёминского марафона Андрей Арих. Сегодня мы не без гордости вспоминаем, что Андрей несколько лет был главным редактором сайта skisport.ru.
Комментатор Сочи-2014, многолетний голос Дёминского марафона Андрей Арих. Сегодня мы не без гордости вспоминаем, что Андрей несколько лет был главным редактором сайта skisport.ru.Оргкомитет Дёминского марафона
На старте.
На старте.Оргкомитет Дёминского марафона
Впереди - Антон Суздалев, автор великолепных видеотчётов из "головки" гонки (наберите в поисковике Ютьюба "PRO SPORT", гарантирую - получите удовольствие от просмотра).
Впереди - Антон Суздалев, автор великолепных видеотчётов из "головки" гонки (наберите в поисковике Ютьюба "PRO SPORT", гарантирую - получите удовольствие от просмотра). Оргкомитет Дёминского марафона

 

- Сколько у вас в прошлом году было финишёров? 

 - Тысяча девятьсот тринадцать. 

- А в этом?

 - Чуть меньше - 1.868. 

- Две тысячи на финише не было пока ни разу? 

- Нет, пока не было. Надеялись, что будет в этом году, но нынешней зимой, как это ни странно, очень многие отказались от участия в Дёминском марафоне из-за отсутствия снега, из-за того, что не смогли подготовиться к марафону. 

Классика

- Помню, в своё время вы попробовали проводить классический марафон. Сейчас перешли на проведение классического полумарафона. Прокомментируйте историю классики в рамках Дёминского марафона - какие вы тут для себя сделали выводы? 

- Помню, в 2015 году вы тоже участвовали в нашем классическом марафоне. Мы попытались провести эту гонку, но не увидели интереса людей к этому формату. В тот год мы разрешили менять лыжи на классике и подготовили 200 боксов для смены лыж. А на старт вышло… 38 человек. Тут любой организатор просто опустит руки. А вот как раз к полумарафону интерес оказался высоким. Люди как закатку, что ли, после конькового марафона воспринимают этот старт? 

- То есть тут вы в точку попали?

 

После урагана 2010 года прошло уже 10 лет и сосны, высаженные вдоль подъёмов и спусков  лыжной трассы, заметно подросли.
После урагана 2010 года прошло уже 10 лет и сосны, высаженные вдоль подъёмов и спусков лыжной трассы, заметно подросли. Иван Исаев
Это субботнее фото. Я ушёл кататься по трассе Дёминского марафона приблизительно за час до того момента, когда стартует первая волна. Как видите, трасса в близком к идеальному состоянии.
Это субботнее фото. Я ушёл кататься по трассе Дёминского марафона приблизительно за час до того момента, когда стартует первая волна. Как видите, трасса в близком к идеальному состоянии. Иван Исаев

- Однозначно! Правда, в этом году тоже было небольшое сокращение количества участников, но опять же по той же причине - люди не смогли подготовиться из-за отсутствия снега. Но я считаю, что с этим форматом мы однозначно попали в точку. И интерес большой, и трасса сбалансированная получилась, и отклики хорошие. Мне понравился отклик Георгия Кадыкова на финише полумарафона - вы его не видели? 

 

- Нет.

- Он после полумарафона пошёл с кем-то из приятелей на закатку и снял видео, в котором сказал: "Ребята, посмотрите, соревнования прошли, а четыре лыжни по-прежнему в идеальном состоянии. Мы думали, что только в Эстонии умеют классическую лыжню готовить, а оказывается нет - в Дёмино тоже научились это делать блестяще". 

И нам приятно было всё это услышать - и нам, и ребятам, которые "умирали" там на трассе все эти дни. 

Что нового в Дёмино?

- У вас там, по-моему, какие-то новые лыжероллерные петли появились, дополнительное освещение, что-то с оснежением… Расскажите.

- Петли в принципе, всё те же самые, но с новым асфальтом, и добавился участок за откаточной горкой. Улучшили, скажем так, систему освещения - подключили к уже имеющейся освещённой части трассы ещё одну большую петлю. Сейчас, по сути, у нас большой 4-километровый освещённый круг, там очень хорошее освещение смонтировано, поставили современные лампы. 

А вот с системой оснежения у нас получился … Даже не знаю, как это назвать помягче…

- Конфуз?

- Ну, давайте назовём это конфузом. Построили новую систему оснежения, которая сразу же после первых запусков "крякнула". Её нам строила одна российская компания, там теперь все друг на друга кивают: что плохой насос поставили, не так смонтировали систему забора воды, ещё что-то там сделали не так, но, в общем, когда включили все шесть пушек, система стала вырубаться, пока очень быстро не умер большой насос высокого давления, который подаёт воду на все гидранты.  Сейчас летом должны будут всё переделать. 

Мы, в принципе, привозили сюда несколько раз финских специалистов. Там есть такой великий специалист, я его действительно считаю великим - Петер Седерхольм, фирма Кессу ОЮ, и он построил системы оснежения в 140 лыжных и горнолыжных центрах Финляндии и Скандинавии! 

- Ого!

- Да, это поистине уникальный человек. Вот у него всегда всё работает как часы. И когда я приехал сюда работать в 2008 году, увидел, что здесь всё есть: пушки, насосы, трактора, но при этом люди не очень понимают, как всё это подключить, как сделать производительным этот процесс. И тут у нас, кстати, интересный эпизод случился: Юрий Васильевич категорически не воспринял коричневый цвет снега. А везде, где делают искусственный снег, он имеет тот оттенок, какого цвета местная вода. В Валь ди Фиемме снег - голубого цвета, у нас он - коричневого цвета из-за цвета воды в Колокше. Но цвет этот постепенно всегда уходит, снег становится более нейтральным по цвету, когда высыхает. И вы, наверное, знаете эту историю - когда в 2007 году сюда приехали московские ребята и сделали огромную кучу снега на стадионе, он приехал, увидел, что он коричневого цвета, и распорядился весь его сгрести в Волгу. Не стал дожидаться, когда он изменит цвет. Потом мы с ним с боем эту ситуацию решали, и он мне сказал: "Ну, если будет коричневым, пеняй потом на себя". Я ему говорю: "Юрий Васильевич, а если он станет белым?" Промолчал в ответ, но дождался, когда снег побелел, всё сделали как надо, и с тех пор у нас всегда был шикарный снег, на Кубках мира у нас всегда был запасной круг… 

И вот этот финн Петер постоянно к нам приезжал, помогал всё делать, и он нам даже сделал тех.задание по системе оснежения так, как он её здесь себе видел. Но приехала  наша российская компания, переделала всё под себя, и вот - результат. А ещё и подрядчики поменяли диаметр заборных труб - понятно, что пошло не то количество воды, какое было необходимо в единицу времени, какие-то фильтры там то ли заменили, то ли убрали, или они вообще пропали без следа. В общем, это целая трагедия, честное слово. Ведь можно было даже в этом году провести и биатлон, и на Дёминском марафоне всё сделать меньшими усилиями и меньшей кровью. 

Но уже хорошо, что есть продвижение вперёд, есть новое прекрасное биатлонное стрельбище, есть освещение, теперь можно кататься хоть до ночи, если будут, конечно, выделять деньги на освещение, и вот надо теперь только довести до ума систему оснежения, и я считаю, что тогда центр Дёмино войдёт в ряды одного из лучших лыжных центров в мире. Он, конечно, и раньше входил в это число, но потом в технологических каких-то аспектах мы стали терять свои позиции. 

На очереди нужно переделывать, конечно, смазочные кабинки, делать всё как в современных лыжных центрах, как в России многие центры переделали. 

- А что не так с этими кабинками? 

- Там же какая система? Металлический вагончик, никакой централизованной вытяжки не предусмотрено. Как только индивидуальную вытяжку включаешь, вместе с воздухом из вагончика уходит всё тепло. Если на улице минус пять и ниже, в вагоне невозможно становится работать. А если дверь открыл, там вообще трагедия наступает - там можно примёрзнуть к стулу или скамейке. Поэтому нужна современная система подачи тепла, вентиляции - в общем, это всё осталось на уровне 2006 - 2007 годов, когда всё это создавалось. Сейчас же всё шагнуло вперёд, вытяжные шкафы должны висеть, я посмотрел, как это сделано в Финляндии - там, мама дорогая, целый город в распоряжении смазчиков. 

Новый пресс-центр напрашивается - у нас работало в этом году 100 человек на марафоне, так их только-только всех пресс-центр вмещал. А если больше, как было на Кубках мира, там народ уже просто задыхается. Для участников нужны душевые, зал нужен большой для переодевания, даже на той же регистрации мы каждый сантиметр задействуем, чтобы расставить все столы, чтобы не было толчеи, чтобы всё было в одном зале. Но всё равно уже тесновато. То есть нынешний Дёмино - это продукт 2006 - 2007 годов, когда он разрабатывался и в срочном порядке строился, а сейчас 2020 год на дворе - конечно, надо расширяться, улучшаться. 

Worldloppet

- Что нового в семье Worldloppet? 

- Worldloppet на распутье. Я считаю, что ребрендинг неудачный провели. Какой-то совершенно невзрачный логотип получился. Вы его видели? 

- Нет, сейчас не вспомню. 

 

Старый логотип Worldloppet.
Старый логотип Worldloppet.Worldloppet

 

 

- А вообще помните старый значок Worldloppet? 

- Там что-то с флагами вокруг, по-моему, земного шара? Но вообще, вы меня врасплох этим вопросом застали.  

- Но вот показательно, что вы вспомнили эти флаги и земной шар. А я вот сейчас с трудом вспоминаю новый логотип - это прямоугольник, в котором шрифтом написано Worldloppet и внизу чуть мельче - Ski federation. Всё! Это теряется везде! Вот 

Новый логотип Worldloppet.
Новый логотип Worldloppet.Worldloppet

вы бежали полумарафон, у вас на номере был этот логотип, но вы даже не заметили его, и это весьма показательно. То есть я считаю этот ребрендинг откровенно неудачным.  Хотя это всё обсуждалось и мы, русские, были категорически против этого изменения, потому что до того всё было очень достойно, и главное - отличалось, выделялось, запоминалось. А сейчас…

А во-вторых, Worldloppet сейчас находится на распутье в том смысле, что они не понимают, каким капиталом сейчас обладают, капиталом в виде лояльных им сотен тысяч людей, которые ездят по всему миру, участвуют, приносят известность проекту, деньги, развивают целые регионы, а их сейчас почему-то заколбасило в сторону Ски Классикс. Но Ски Классикс - это структура, созданная чисто для зарабатывания денег, у них нет ничего: ни паспортов, ни системы, нет понимания, как выстроена  в Worldloppet система поощрения сотен тысяч участников - ничего этого нет. А наши лидеры мечутся, ищут что-то новое, непонятное… Я не поддерживаю это, я считаю, что нужно просто идти выбранным курсом до конца. 

Очень плохо в Worldloppet сейчас работают со спонсорами. Анжело Коррадини когда-то это начинал, они пытались привлечь в проект спонсоров, но сейчас нет такого, чтобы пришёл серьёзный спонсор, как в Ски Классикс, и серьёзно помог финансово проекту. Хотя это всё можно раскрутить прекрасно. И вот постоянно идут эти разговоры: нужно объединяться со Ски Классикс. Но я считаю, что объединиться со Ски Классикс - это значит убить Worldloppet. Я считаю, что традиции, которые были заложены в 1978-80-х годах прошлого века - их нужно поддерживать и параллельно искать возможности спонсорства и возможности создания хорошей телевизионной картинки. 

Сейчас в Worldloppet есть такое направление. Но там это реализовано так: приезжает французская компания, снимает материал и потом делает из этого ролик. Ну и что? Это вообще ни о чём. Хотя все марафоны, входящие в Worldloppet, фактически ведут трансляцию. Вот и мы в том числе это делаем - я считаю, что у нас очень неплохая трансляция при наших минимальных возможностях. Потому что нормальная трансляция стоит, конечно, намного больше - даже больше, чем весь нынешний бюджет Дёминского марафона, если это телетрансляция, как это было организовано на Кубках мира: десятки камер по всей трассе и так далее. У нас же приезжает компания из Москвы, делает хорошую онлайн-трансляцию с графикой, с титрами, мы показываем со снегохода лидеров, и я считаю, что это как раз то, что надо. И при этом всё это стоит относительно разумных денег. Мне кажется, что Worldloppet нужно тоже двигаться в этом направлении: разобраться, для чего они работают, для кого они работают. Потому что главная масса людей в Worldloppet - это люди старше 35 - 40 лет, люди, которые с удовольствием мотаются по миру, везут деньги в те страны, где они участвуют, а это же очень важно. Но понимания всех этих процессов нет, идёт какое-то метание, во всяком случае я так вижу происходящее. 

Я в этом году наслаждался просто, как люди работали. Я вам рассказал о том, как готовили трассу, про всё остальное. А ведь наш дёминский судейский корпус тоже Ласточкин создавал. Если помните, они вдвоём со Светланой Емелиной всей этой работой занимались, с нуля создали эту команду, которая обслуживала чемпионаты и Кубки России, Кубки мира. А потом эту команду раздёрнули все, кто только мог: главного спеца по таймингу забрала федерация, ещё кого-то куда-то забрали, перетянули. Но всё равно команда жива, судьи работают, костяк остался. 

Люди

Вот девушки-красавицы, которые медали сегодня выдавали. Приятно, когда ты пришёл и не командуешь там, а просто пришёл, посмотрел: "Ребята, надо чем-то помочь?" "Нет-нет, у нас всё нормально, процесс идёт". Это профессионалы своего дела, и там никакого вмешательства не требуется! 

 

Эти девушки встречали нас на финише обеих гонок: субботнего конькового марафона и воскресного классического полумарафона.
Эти девушки встречали нас на финише обеих гонок: субботнего конькового марафона и воскресного классического полумарафона.Евгений Иванов
Камера хранения вещей участников на финише.
Камера хранения вещей участников на финише. Евгений Иванов
Весёлые аниматоры.
Весёлые аниматоры. Евгений Иванов
Зрители.
Зрители. Евгений Иванов

У нас службу безопасности, например, возглавляет Якимов Александр Игоревич, у него дом в Пирогово, старенький такой дом, стоит прямо на трассе изба. Так вот он с помощью Александра Сергеевича Емелина в этом Пирогово 350 метров трассы закидал снегом, представляете? Никто их не просил, не заставлял, сами! Потом, когда нам Георгий Кадыков по немецкому опыту посоветовал сбоку от трассы параллельные канавы прокопать, чтобы вода по этим канавам уходила от трассы, не поедала снег, Александр Игоревич в районе этого Пирогово пробил и эти канавы. Вдумайтесь! Он полностью обеспечивает нам безопасность, он пишет эти планы безопасности, схемы, контактирует со всеми силовыми структурами, отвечает за безопасность на трассе марафона, он полностью контролирует ЧОП, у него в подчинении более 40 человек чоповцев на марафоне работает, обеспечивает порядок: аккредитационные зоны, входы-выходы на трассу, вот это всё. И самое главное – как истинный лыжник, при первой возможности сам пробегает на лыжах и инспектирует весь 25-километровый круг трассы марафона! Вот такие люди у нас работают в команде. 

Посмотрите на камеру хранения. Мы взяли за пример норвежские камеры хранения на Биркебайнер. 

- Вы имеете в виду стойки, где лыжи сдавали на хранение? 

- Да. Раньше у нас там стояли треугольные пирамиды, которые сами по себе занимали очень много места, а лыж умещалось немного - всего-то 329 пар. В этом году у нас было готово ячеек под тысячу пар, и все они были одномоментно заняты, вдумайтесь в это! И там команда работает - ребята с "Сатурна" под руководством Михаила Шабанова - они уже шестой или седьмой год там работают - они там пашут как черти, каждое движение доведено уже до автоматизма. И вот таких переделов - больших и малых - очень много в марафоне на самом деле. 

Девчонки из пресс-службы - я не знаю, у меня есть только слова восхищения в адрес девчонок. Света Израилева - она сейчас в Москве работает, но под Дёминский марафон специально взяла отпуск на две недели и приехала руководить пресс-службой. Девочки из Рыбинска у неё работают, там команда очень сильная. То есть вот эти моменты, вот так делается  марафон. Потому что можно бесконечно говорить про снег, про трассы - понятно, что люди едут ради этого снега, ради этой трассы, но всё здесь зиждется на труде и самоотверженности очень многих людей. 

Вот кстати, о том, как работает служба питания… Вам понравилось питание в этом году?

- Ну, если честно, я не смотрел, что там было на столах, брал то, что протягивали в бутылочках, но на что обратил внимание: на первом и третьем питательном пунктах под видом изотоника почти водой напоили, так сильно его разбавили. А вот на втором пункте, где старшей была Светлана Владимировна Емелина,  дали хороший густой изотоник, прямо с удовольствием выпил и ещё бы попросил, но уже проехал мимо. 

- Видимо, потому что она сама готовила, сама разводила. 

- Ну да, наверное. То есть на первом и на третьем пунктах люди сильно с концентрацией ошиблись. Я, конечно, нигде об этом не говорил, и писать  об этом тоже не буду, но, поскольку уж вы задали этот вопрос, вам я говорю, как это было. 

- Нет, а я немного про другое питание вас спрашивал: на финише. Здесь впервые работал ООО "Комбинат питания "Волжский". Вдумайтесь, они провели под руководством отдела потребительского рынка товаров и услуг администрации Рыбинска ПЯТЬ тренировок по формированию и выдаче комплектов питания финишерам Деминского марафона и гонок-спутников!

- Нет, на финише всё чудесно было: во первых, берёшь этот термоконтейнер, там в нём горячий плов, горячая сосиска, солёный огурец, ржаная булочка, бульон, чай с лимончиком, коржик замечательный - я всё это с большим удовольствием съел и был очень доволен. 

- А я бы на вашем месте написал про пункты питания, потому что если не писать об этом, то люди так и будут думать, что всё в порядке. Вот у нас сейчас был разбор, мы проговаривали все эти моменты, и у нас звучит всё время априори, что всё у нас с питанием на трассе великолепно, а видите, спасибо Вам, что вы об этом сказали. 

- Ну давайте, если вы не против, я эту часть нашего разговора всё-таки опубликую. 

- Обязательно! Я, честно говоря, озадачен этим моментом, потому что доклады и отзывы участников были, что всё там было просто фантастически, а от вас это услышать было очень важно - вы, я считаю, у нас один из самых главных экспертов, который видит всё изнутри в этой гонке. 

А так, видите, приходится иногда где-то и прогибать, дожимать ту или иную  ситуацию. Как с этими справками медицинскими получилось - все теперь уже молча их нам привозят: подделки они нам привозят, не подделки - нам, по большому счёту, всё равно. Я понимаю, что требование этих справок - абсурд полный, но мы же все живём в этом государстве и вынуждены подчиняться его законам. Но, видите, нашёлся, получается, компромиссный вариант? А ведь как горячо мы с вами обсуждали эту тему? Мы сейчас берём всё, кроме ксерокопий. Потому что мы по закону не имеем право проводить экспертизу этих справок, мы должны взять то, что нам предоставляют. Пусть люди везут какие хотят справки. Но сейчас, если человек привёз поддельную справку, то получается, что он сам и виноват, а не организаторы. Вот на этом и сошлись. 

Знаете, мы вот давно уже заметили - вы же сами раньше организовывали соревнования, знаете насколько это тяжёлый труд, и вот самое интересное, мы заметили, что чем меньше пишут про марафон по его итогам, тем лучше всё прошло. Если где-то дали слабину, зацепку, всё - схватили, как в случае с веломарафоном, и понесли, понесли, понесли - втопчут в такую грязь, что просто не отмоетесь потом. Поэтому я был очень благодарен людям, которые здесь работали - на малых переделах, на больших переделах. Появляется чувство гордости из-за того, что ты работаешь в такой команде. 

- Хорошо, Александр Анатольевич. Хочу вас ещё раз поблагодарить за эту гонку, потому что Дёмино для нас стало таким вторым домом, ни один марафон в России не вызывает столько положительных эмоций, как ваш. И, в общем-то, он вроде бы не такой уж и старый, как, например, Марафон Праздника Севера, нет у него такой богатой истории, не такой массовый, как был в своё время марафон "Лыжня России"… Хотя, "Лыжню России" вы уже перегнали, если честно. Потому что там 10.000 человек в автобусах привозили чуть ли не насильно на десятикилометровую дистанцию со всех ближайших областей. А на основной дистанции там всегда было от силы полторы тысячи человек на финише - больше, по-моему, на длинной дистанции там никогда и не финишировало. Так что вы и "Лыжню России", получается, переплюнули. И я хочу сказать, что какие-то очень тёплые ощущения остаются от Дёминского марафона, и очень бы хотелось, чтобы все вы справились со всеми этими проблемами, хочется, чтобы скорее вышел Юрий Васильевич и как-то включился во все эти процессы, хочется, чтобы вы устояли под всеми ветрами и под давлением времени. 

- Спасибо, Иван Иванович, за добрые слова. И главное – спасибо участникам. Именно своим участием или неучастием в нашем спортивном событии они ставят объективную оценку Ростех Деминскому лыжному марафону.

27 6799 Иван Исаев 17.03.2020 14:07
Рейтинг: +11 +11 0

Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.

По лыжной части интервью никаких вопросов, конечно - круто это не то слово

а вот по велосипедной...

на фразе "специально засланные люди начали очернять мероприятие, понесли по стране, что всё у нас ужасно" заржал так, что напугал окружающих
Ссылка Рейтинг: -1 +2 -3
17.03.2020 15:06
Огромное спасибо команде Демино за лыжный  марафон!
Просто низкий поклон за тот праздник, который вы для нас делаете!
Ссылка Рейтинг: +7 +7 0
Дмитрий Ревинский  и мы в Демино услышали... Зайдите на веломанию и поржите с ними ;)
Ссылка Рейтинг: +6 +6 0
17.03.2020 15:30
Про третий по численности коньковый марафон неверная информация. Тогда уж уточняйте-третий по численности коньковый из серии Ворлдлоппет.
Ссылка Рейтинг: -2 +2 -4
17.03.2020 15:31
Таким большим заметкам резюме полагается. От себя скажу: приезжаю в Дёмино уже 4 раз, из них в один год бежал две гонки, была бы классика не 25, а 50, имело бы смысл чаще по две бегать. Марафон сам замечательный, нравится. Что касается титанических трудов  организаторов по оснежению, то два дня перед марафоном была метель и им значительно помогла. Мы на машине ехали из Питера 27-го и мела она нам в лобовуху как только отъехали от Череповца по этой гадкой, ужасной дороге до самого Рыбинска. За 4 года что езжу никаких ремонтов не было. Это не порядок! Макарон-пати тоже одно название, что пати - сидишь просто тупо ешь пасту с подливкой (как будто мы голодные и ради неё стоит вечером из Рыбинска ехать специально), хотя сцена есть, нет чтоб артистов каких-нибудь запустить... В остальном, всё отлично!
Ссылка Рейтинг: +3 +6 -3
Michael Будем благодарны, если озвучите какой марафон третий в мире среди коньковых!?
Ссылка Рейтинг: +3 +4 -1
17.03.2020 15:50
Скарвереннет-там тысяч 10 участвуют.
Ссылка Рейтинг: +1 +2 -1
По поводу бегового полумарафона.
Полумарафон люди, как правило, бегут на результат.
А по такому рельефу результата не покажешь.
А просто ради фана тоже не побежишь - это не лыжи, прогулки не получится.
Так что массовости, наверное, не добиться.
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
Michael  В 2019 году на финише 50 км Skarverennet было 551 человек. Выиграл гонку Крюгер 1:51:18, закрыл гонку Хенрик Моен 5:43:58. Надеюсь, что это правильная информация от наших партнеров :|
Ссылка Рейтинг: 0 +4 -4
17.03.2020 16:24
А мне кажется - не нужно стремиться к рекордам по численности. Итак весь марафон в толпе едешь, а на подъемах даже на втором круге приходится останавливаться уперевшись в спину. Возможно, имеет смысл расширить максимально эти подъемы (хотя это может привести к толпе на последующем спуске).  Александру спасибо за организацию такого мероприятия, в этом году ваша команда сотворила просто чудо!
Ссылка Рейтинг: +4 +4 0
Хорошее интервью.
По организации к лыжному марафону действительно со стороны участника очень сложно найти претензии.
Хотел в этом году охватить все события, но сначала сорвался осенний трейл, а потом и лыжные марафоны из-за бесснежной зимы и отсутствия готовности.
Но на летнем кроссовом полумарафоне не хватало нормальной раздевалки (нет, трибуна - это ненормальная раздевалка) и очень не хватало душа. Хотя бы даже шланга с водой в зоне финиша.
Что же касается малочисленности участников на беговых стартах, то причина простая: беговое сообщество их не знает. По многим причинам: отсутствие представителей из "Дёминских марафонов" на других беговых мероприятиях, слабая и слишком официальная работа с соцсетями, собственная платформа регистрации, а не известные бегунам площадки, отсутствие контактов с беговыми клубами.
Делать старт с идеальной организацией и хорошей трассой, безусловно, важно. Но если про этот старт никто ниоткуда не узнает, то безупречная организация так и канет в лету.
Если беговым стартам "Дёминских марафонов" нужны бегуны, то надо рассказывать про себя бегунам. Участвовать в Экспо других стартов (тех же БЗК, RHR, Бегового сообщества, Wild Family и других). Отказаться для беговых стартов от собственной платформы регистрации и уйти на RussiaRunning, где идёт регистрация на огромное количество беговых событий в России. И самое главное - нужна какая-то "фишка" забега, которая выделит его из других. Причём "фишка" понятная и цепляющая.
И меньше ищите врагов и "платных" недоброжелателей - недовольные чем-то будут всегда. А недовольный голос всегда громче довольного.
Полумарафон люди, как правило, бегут на результат.
А по такому рельефу результата не покажешь.
А просто ради фана тоже не побежишь - это не лыжи, прогулки не получится.
Так что массовости, наверное, не добиться.
Массовость получится. Бегунов, которые бегут полумарафон, да на природе, ради фана намного больше тех, кто бежит его на результат. Меньше официальности, больше рекламы, больше общения с участниками из всех групп - и участники будут.
Ссылка Рейтинг: +8 +8 0
Дмитрий Быкадоров  Спасибо :) ! В точку! Мы и правда очень сильно зацикливаемся на главном - лыжном событии. Но в этом и есть та самая изюминка - лучше синица в руках...!
Ссылка Рейтинг: +8 +8 0
17.03.2020 18:08
Michael  В 2019 году на финише 50 км Skarverennet было 551 человек. Выиграл гонку Крюгер 1:51:18, закрыл гонку Хенрик Моен 5:43:58. Надеюсь, что это правильная информация от наших партнеров
А вы посмотрели бы еще другие классы...а не только так называемый соревновательный. Это примерно то же самое, что у вас Элита(сколько там 200-300 человек, я не знаю).
Ссылка Рейтинг: 0 +1 -1
17.03.2020 18:48
Александр, Спасибо, хорошо провели марафоны! Молодцы!
Пожелания:
1. Информировать лыжников не участвующих в соревнованиях - не выходить на трассу во время соревнований на лыжах.
2.На детских стартах - 2, 5, 10 км. - выдавать тренерам спортсменов и представителям (они должны тоже зарегистрироваться) бибы для пропуска на место старта, чтобы проводить детей. Спасибо! Удачи Вам и в новом сезоне хорошей организации  соревнований по биатлону.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
17.03.2020 20:18
Первый раз в этом году участвовал в Деминском марафоне 50 км. До этого раза 4 бегал 25 км классика.

Что могу сказать по 5-балльной шкале.

Регистрация - 5

Электронная регистрация, все четко, понятно, коммуникабельно. Без вопросов.

Посев в стартовом кармане - 5

Никаких нареканий. Стартовал из 2 старт кармана. Сначала дали даже не вспомню какую дальнюю волну, но все четко оформили по силам после предъявления результатов. Сложилось впечатление, что рядом со мной бежали на 99% гонцы моего уровня. С одним из них проехал от старта до финиша. Стартовал из 2 линии 2 стартового кармана.

Старт волнами - все четко, понятно, без сучка и задоринки.

Парковка - 5

Приехали на авто, организация парковки отлично, единственный минус - пробки на подъезде длинною в километр, а то и больше, если впритык к гонке, начинаешь нервничать.

Выдача стартовых номеров - 5

Я не знаю ни одного марафона в России, где бы так оперативно выдавали стартовый пакет. А я много где участвую. А если принять во внимание количество участников, то думаю, нигде и в мире. Молодцы!

Подготовка трассы - 4

Да, приложены титанические усилия по подготовке трассы. Но все-таки ставлю 4. Сложилось уверенное мнение, что накануне в ночь перед марафоном трассу НЕ катали ретраком, первые волны ехали по сути самотопом по свежевыпавшему снегу. В результате - очень сильные залеты по смазке, скольжению лыж. У нас в команде залетели со смазкой все, причем несколько пар лыж, готовились в разных местах. А все оттого, что скольжение у стадиона и на петлях, особенно равнинных было совершенно разное по структуре снега и т.д., что я связываю с тем, что трассу марафона накануне - НЕ катали. Это смазало впечатление от марафона, в результате итоговый протокол выглядит как сказка Алиса в стране чудес, многие слабые оказались существенно выше самых сильных. И последние стали первыми. Ну все, побрюзжал, и хватит, все равно молодцы, должны в след. году дать номер в 1 старт волне - все равно заслужил / заехал)

Питание на трассе - 5

Отлично, придраться мало к чему можно. Слабая концентрация тоника - это правило на марафонах, а не исключение. Так что тут я бы придираться не стал, ничего страшного. Волонтеры работали четко.

Питание после гонки - 5

Здесь есть явные улучшения по сравнению с прошлыми годами. Вкусно, сытно, и по составу питания мне понравилось. Съел все, а булочки даже в дорогу взял - тоже вкусные были. Если я в прошлом году критиковал питание после марафона, то теперь - хвалю, молодцы!

------

И напоследок, что касается веломарафона. Несмотря на то, что в свое время я в нем участвовал, и даже критиковал за сложность для лыжников трассы веломарафона, все равно у меня остались очень теплые воспоминания от этих событий. И если у организаторов найдется спонсор, последователи или любая другая возможность, с удовольствием еще не раз прокатился бы на Деминском веломарафоне в случае его реинкарнации.

Успехов!
Ссылка Рейтинг: +8 +8 0
17.03.2020 20:18
а Деминцы в этом году герои!

у французов на Трансжу в этом году столько же снега было, но они предпочли улиток да вино вместо работы, трассу даже не начали готовить.

ну и еще раз напишу, хоть никто не спрашивает, что я за 50 даблом в вскр в плюс к 25. Неужели за золотой ворлдлоппет штампик не поедут европейцы на любимую свою классику?.
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
17.03.2020 20:48
Забанен до 29.03.2020 13:12.
Саша.
Поблагодарил после гонки и благодарю ещё раз. Пожалуй одна из лучших классических гонок которую мне пришлось бежать. И погода не подвела. Подготовка трассы и организация заслуживают уважения. Даже стало грустно, что все закончилось так быстро. И снег быстро растаял.
Мало кто обращает, но даже в мелочах есть изменения к лучшему. Это говорит о том, что к организации подходят системно.
Претензии по поводу дороги от Ярославля уж точно не в адрес организаторов. С этим сильно непросто справиться и областной администрации. Это же больше 100 км трассы нужно уложить со всей инфраструктурой.
Пожалуй, если бы была хорошая дорога, то и иностранных участников было бы значительно больше.
Будем верить, что так и будет.
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
Michael & Ice northern! По информации наших норвежских партнеров по Worldloppet: марафоном на Skarverennet являются, именно, гонки Konkurranse Finse! Остальная массовка - это турпоход, примерно как Иван Иванович пару лет назад рассказывал на ЛС о таком же событии в Сибири. Оказывается у них там в Норвегии очень жёстко идёт конкуренция между марафонами и присутствует чёткая классификация. Бирка № 1 и вне конкуренции в Норвегии!
Ссылка Рейтинг: +3 +3 0
17.03.2020 21:32
Правильно, так и есть-туристический класс, турпоход. Но время у них фиксируется. В самых массовых марафонах именно он и составляет наибольший процент участников. А у вас во второй тысяче спортсмены, вы считаете? :D И вы прежде чем спорить, ссылаться на опыт ИИ в Сибири и недопонятую инфу от "норвежских партнеров" сами бы съездили и прокатились. В Trim klasse, не надо konkurranse.

Бирка вне конкуренции, это бесспорно, по количеству участников как за главный соревновательный день, так и в том, что гонки проводятся несколько дней и суммарно там стартуют несколько десятков тысяч человек, большая часть именно туристы. А Скарвереннет в один день проводится.
Ссылка Рейтинг: 0 +1 -1
Сергей Свиридов Спасибо за добрые слова от профессионала и неравнодушного Человека! К сожалению, от нас сейчас не много зависит... При нормальном отношении и понимании вопроса властьимущими, мы можем сотворить небольшое чудо, но не более того. А про дороги: сам ежедневно гоняю по этому ужасу 100 км из Ярославля в Демино и 100 км обратно НА СВОЁМ ЛИЧНОМ АВТО (у Деминских марафонов нет служебной машины(((. При каждом новом попадании в очередную яму зверею, вспоминаю всю нецензурщину и посылаю мыслимые и немыслимые проклятия организациям отвечающим за содержание региональных дорог!!!
Ссылка Рейтинг: +4 +5 -1
Michael Конечно считаем! Более того, многие участники из заключительной группы показывают выдающиеся результаты. Как это было с участником из Калужской области Алексеем Фоминым в этом году, стартовавшим из 6 волны и показавшим 187 время!!! Если резюмировать нашу переписку, то можно констатировать, что турпоход не является марафоном ни по норвежской квалификации ни по международной. Спасибо за науку, впредь будем более внимательно проверять информацию при подведении итогов сезона. Спасибо и удачи!
Ссылка Рейтинг: +5 +6 -1
17.03.2020 21:59
Конечно считаем! Более того, многие участники из заключительной группы показывают выдающиеся результаты
Прямо уж многие? Тогда это говорит лишь о неэффективности посева. Мой знакомый из 6й тысячи на Марчелонге пробился в 1ю. Рассказывал, что вокруг одни туристы.
Ссылка Рейтинг: -6 0 -6
18.03.2020 00:28
Если считать спортсменами выезжающих из 3х часов, то возможно, если считать бегущих на результат, а не на доезд - то нет! За мной мужик пыхтел 30 км., потом решил оторваться, да кто ж даст то!!! ) А уж  как приятно было добирать мужиков с именными бибами 2 и 3-х кратных мастеров вордлоппета!!! )))

Науму: Вас там в пятницу не было! Тогда Вы бы про отсутствие ратрака ночью не говорили бы...
Ссылка Рейтинг: +1 +2 -1
18.03.2020 01:55

А про дороги: сам ежедневно гоняю по этому ужасу 100 км из Ярославля в Демино и 100 км обратно НА СВОЁМ ЛИЧНОМ АВТО (у Деминских марафонов нет служебной машины(((.
А на меня та дорога как-то не произвела впечатление такой уж убитой. Все ямы объезжаемы и неглубоки (разве что в Тутаеве полная шляпа, но там кусок несколько км всего и ограничение по скорости), а дороги видали и похуже. К примеру, те, которые от трассы Кола ведут к финской границе по территории Карелии. Вот там реально фронтовые дороги) Ещё помню раньше Новая Рига и трасса Холмогоры в районе Сямжи были на редкость убитыми и не проезжаемыми. А тут спокойно едется 70-90 км/ч.
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
Александру и Ивану: спасибо за интервью и за неравнодушие!
Так сложилось, что Деминский марафон появился и стал популярным в России тогда, когда я почти перестал эти самые марафоны бегать - а раньше Праздник Севера был непременным завершением каждого сезона. Поэтому Демино-лыжное мне почти незнакомо. Но зато Демино-роллерное! Мое любимое место в стране. Жаль, что Андрей Кондрашов больше не проводит Роллер-тур: его завершение в Демино было для меня (и многих других) совершенным СЧАСТЬЕМ! Начиная с встречавшей нас неповторимой атмосферы Демино - и заканчивая непременными визитами в любимый Тутаев на обратном пути.
Ссылка Рейтинг: +6 +6 0
Андрей Краснов Карельские региональные дороги - это через край... Если бы такая дорога была до Демино, то и Ваш покорный слуга и участники марафона совершили бы только по одной попытке добраться, кто до работы, а кто до старта)))! Андрей, за эти прекрасные 12 лет заметил одну закономерность: в марте покрытие автодороги начинает стремительно разрушаться, а ямы начинают появляться как при почковании. В дни марафона участникам, прямо скажу, повезло - был мороз со снежком, которые и подлатали многие «сюрпризы». А с вечера 1 марта, когда температура перешла в плюс и начались дожди, местами ливни, асфальт, размазанный по глине, начал крошиться, а в глиняной подушке стали образовываться ямы размером с автомобильное колесо. Сейчас количество ненормативных участков (как в Тутаеве))) перевалило за 15, где максимальная скорость не более 40 км/ч. Этот кошмар продлится ТРАДИЦИОННО до начала лета, когда начнут делать заплатки очередным новым суперспособом)))...
Ссылка Рейтинг: +2 +3 -1