Беговые лыжи | Новые фото
  • Всеволод Соловьёв
Новость партнера сайта

Как и когда появилась дырка в лыжах Fischer? Исторический экскурс

Если вы думаете, что дырка в лыжах возникла 11 лет назад, когда мир лыжных гонок взорвала технология Hole Ski, то вы ошибаетесь! Еще на Олимпиаде-1976 в Инсбруке Йозеф «Пепи» Фишер-мл. надеялся на дебют горных лыж с дыркой в мыске на соревнованиях в скоростном спуске, а значит этой технологии уже почти 45 лет. Примерно столько же времени производятся и беговые лыжи Fischer – о становлении нового продукта, а также о том, когда и кем был придуман ныне знаменитый треугольный логотип компании и когда на австрийских лыжах было завоевано первое олимпийское золото вы сможете прочитать в продолжении исторической саги «Век под маркой Fischer. Часть вторая: 1959-1979».  

Мы уже рассказывали о рождении и и становлении компании Fischer – первую часть вековой истории, где есть всё – и чудесное выздоровление отца-основателя, и острейший конфликт отца и сына Фишеров, и даже разрушительный пожар на фабрике - вы можете прочитать здесь. Однако, первые 35 лет были, по сути, построением фундамента, а на действительно лидирующие позиции в мире производства лыж Fischer вышел уже после того, как была выпущена миллионная по счету лыжа и после того, как управление перешло в руки Йозефа Фишера-младшего.


«Пепи», как звали Фишера-младшего друзья и коллеги, не собирался почивать на лаврах – он постоянно вносил что-то новое в производство, что и делало лыжи Fischer уникальными и самыми желанными на рынке. Едва одолев сопротивление отца многослойным лыжам, он стал думать о том, как использовать в производстве металл. К тому моменту американец Ховард Хэд уже изобрел металлические лыжи, и Йозефу-младшему не терпелось стать первым в Европе производителем модной новинки. Он начал эксперименты с алюминием в 1958-м году и при поддержке инженеров металлургического завода в Рансхофене, что недалеко от Рида, смог добиться искомого результата. «Я просто не останавливался, пока не нашел решения. Самым сложным было добиться устойчивого сочетания алюминия с железом или с деревом. И все же, к 1960-му мы смогли это сделать». Результат превзошел все ожидания – лыжи «Alu Steel» стали легендарными, а 30 января 1964-го года на глазах 50 тысяч зрителей именно на этой модели Эгон Циммерман стал олимпийским чемпионом в скоростном спуске на Играх в Инсбруке. Более того, бронзу в той гонке также на Fischer завоевал и немец Вольфганг Бартельс – потрясающий успех для бренда, о котором еще два-три года назад в среде спортсменов-горнолыжников никто и слышать не хотел: считалось, что лыжи Fischer – это выбор «чайников» и военных. И первым, кто поздравил Фишера с этой двойной победой стал изобретатель металлических лыж Ховард Хэд, который в тот момент даже и подумать не мог, что на новых лыжах можно соревноваться на таком уровне.


Интересно и то, что к Олимпиаде-1964 Fischer изготовили пророческие красные наклейки, гласившие «Лыжи чемпиона – лыжи Fischer» - и наклеили их на машины, наводнившие горнолыжный склон в Инсбруке. И Антон Кэстле, владелец бренда-конкурента, недовольно восклицал: «Как они могли знать заранее»? На тот момент прославленные бренды не хотели верить в будущее металлических лыж, поэтому победа Циммермана была им как ножом по сердцу. Более того, в старт-листе олимпийского скоростного спуска была сразу 16 атлетов на лыжах Kästle и лишь один – на Fischer, но победу праздновали именно Йозеф Фишер и компания.

Самое удивительное, что «Пепи» Фишер сохранял отличные взаимоотношения с конкурентами-производителями лыж. Его с удовольствием принимали на других фабриках, где Йозеф, по свидетельству Зимхарля, зорко подмечал полезные усовершенствования и успешно внедрял их у себя. Практически каждый выходной день Фишер проводил на фабрике, где пытался найти точки роста и выискивал – что еще можно бы улучшить. То же касалось и непосредственно лыж – казалось бы, после успеха "Аlu Steel” не было нужды бросаться придумывать что-то новое, однако топтаться на месте не было в характере Йозефа Фишера.

    

Fischer первым среди всех лыжных компаний официально запустил у себя научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, которые в современном мире известны как R&D (Research and Development). Результатом этих разработок стала совершенно новая конструкция горной лыжи (и не только слаломной, но и для скоростного спуска!) – с дыркой в носке! Йозеф Фишер-младший был решительно настроен использовать на Олимпиаде-1976 именно новую разработку, тем более, что и лидер австрийской команды на тот момент Франц Кламмер смог сам лично убедиться в преимуществах лыж с дыркой в носке. Сам Кламмер отмечал технологичность компании: «Fischer дал мне лыжи, которые не делали другие компании. Fischer был пионером. Еще до того, как компания стала действительно широко известна, они стали наносить различные структуры на скользящую поверхность, что было огромным шагом вперед. Они были первыми, кто стал различать «холодный» и «теплый» снег. Это были лыжи, которые вы просто обязаны были иметь».

Однако, непосредственно на Играх в Инсбруке Кламмер все же в самый последний момент передумал и взял «золото» на предыдущей модели лыж Fischer. И только после этого, поверив и в себя, и в новые технологии, Кламмер одержал немало побед и на лыжах с дыркой и в последующие два сезона. Так что дырка в носке лыжи приносит успехи спортсменам на протяжении уже почти 45 лет – началось всё с горных лыж, а затем нововведение перекочевало и в беговые лыжи.

ПЛАСТИК РУЛИТ! ЙОЗЕФ ФИШЕР НАЧИНАЕТ ПРОИЗВОДСТВО БЕГОВЫХ ЛЫЖ – И ВЫИГРЫВАЕТ

А где же вообще беговые лыжи? Дело в том, что до 1970-го года их не было в линейке компании. Но как раз тогда австрийские конкуренты стали сокращать производство беговых лыж, не в состоянии конкурировать со скандинавами, а вот Йозеф Фишер наоборот, увидел в этом возможность для развития. Посетив несколько лыжных заводов в Финляндии и Норвегии он пришел к выводу, что научно-исследовательская работа в беговых лыжах не ведется, а значит, завоевать этот рынок будет достаточно легко. Уже на пути домой из Скандинавии, прямо в самолете, Йозеф набросал первый набросок чертежа беговой лыжи – и вскоре эти лыжи под названием «Europa 77»(для бэккантри) и «Europa Racing» (для гонок) уже были не только на прилавках лыжных магазинов, но и под ботинками сильнейших атлетов. Дело в том, что традиционные беговые лыжи тех времен были сделаны только из дерева, а значит были довольно тяжелыми и при этом легко ломались. Fischer же предложил революционное решение – деревянный сердечник «заворачивался» в фиберглассовую оболочку, что обеспечивало и надежность, и легкость. Надежность пластиковых лыж проверили тут же: на экспедиции 1971-го года из Вены в Ниццу, с переходом через Альпы и суммой перепадов высот аж в 85 тысяч метров! Скорость также не подкачала – на Олимпиаде-1972 в Саппоро уже несколько биатлонистов использовали лыжи Fischer, включая француза Даниэля Клодена. Неудивительно, что уже в 1974-м году, на чемпионате мира в Фалуне, треть(!) участников своими ногами «проголосовала» за Fischer – настолько заметно было заметно преимущество новых технологий. Благодаря этому на своем первом чемпионате мира Fischer завоевал сразу семь(!) медалей, и стало понятно, что век деревянных лыж сочтен - будущее именно за пластиковой скользящей поверхностью. Естественно, что такой ошеломляющий успех открыл для Fischer двери на скандинавский рынок – консервативные норвежцы, шведы, финны все захотели бежать на самых быстрых лыжах.

Впрочем, на том же чемпионате мира в Фалуне в 1974-м было неважно, на каких лыжах бежит победитель – в прессу и на телевидение Fischer попадал в любом случае. Дело в том, что именно Fischer придумал как теперь говорят «брендировать» финишную арку. Причем добавить под словом «Финиш» надпись FISCHER SKI стоило всего лишь 30 тысяч шиллингов.

Хотите узнать еще больше подробностей о становлении сегмента беговых лыж в компании Fischer и о том, кто и когда придумал логотип компании – знаменитый треугольник, и почему основатель Fischer был категорически против этой эмблемы? Тогда читайте полную версию продолжения исторической саги «Век под маркой Fischer. Часть вторая: 1959-1979» на сайте fischerathletes.ru.

Следите за новостями на сайте skisport.ru и на наших страницах в соцсетях:

https://www.instagram.com/fischer_russia

http://vk.com/fischerrussia

https://www.facebook.com/fischerrussia/

https://www.youtube.com/FischerRussia

https://fischer-russia.com/

3 13168 Андрей Краснов 10.07.2020 22:05
Рейтинг: +5 +5 0

Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.

12.07.2020 06:36
Спасибо, интересно.

Вот бы каждая компания-бренд "раскошелилась" на такие исторические очерки о своём бренде, истоках бизнеса, первых владельцах, основных вехах развития компании.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
13.07.2020 11:41
Интересно, почему разработчик изделий из пластика для серьезной промышленности: авиа, ракет и т.п. увлекся именно производством лыж ?
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
Интересно, почему разработчик изделий из пластика для серьезной промышленности: авиа, ракет и т.п. увлекся именно производством лыж ?
Максим, не надо путать последовательность событий :). Все же написано было и в первой части на сайте fischerathletes.ru и во второй части (которая находится прямо тут, над комментариями и в полной версии истории (на которую была дана ссылка).
Вкратце, последовательность такова:
1. Вагоностроитель решил открыть свой бизнес по производству саней и тележек (1924)
2. Производитель саней и тележек стал делать и лыжи (конец 1924-начало 1925 года)
3. Лыжи стали основным зимним бизнесом, хотя летом оставались тележки, да и сани зимой - тоже (1930-е)
4. Лыжи стали единственным направлением бизнеса (конец 1940-х)
5. Сын основателя, увлеченный лыжник стал изобретать новые виды лыж - многослойные клееные (1950-е), металлические (1960-е), пластиковые (1970-е).

И вот тут-то и начнется третья часть, которую вам и стоит дождаться на fischerathletes.ru :-) но вкратце, хронология, касающаяся "серьезной промышленности" такова:
6. Увлеченный лыжник, эксперт и разработчик лыж полюбил теннис и стал заодно производить теннисные ракетки (C 70-х годов, но потом прекратил. Однако, например, Евгений Кафельников успел стать победителем турниров Большого шлема (в одиночке - Австралиэн Оупена) и олимпийским чемпионом Сиднея, а также первой ракеткой мира именно с ракеткой Fischer. Да и тот же Михаэль Штих выигрывал Уимблдон ракеткой Fischer, Боб Хьюитт и прочие Маркосы Багдатисы играли тоже).
7. Заодно выкупается находящийся на грани банкротства Loeffler, и там начинают производить одежду и для тенниса, и для лыж. Кстати, именно Лёффлер подгонял современную экипировку с новомодным тогда материалом Transtex сборной СССР в сезоне 77-78 и на морозе чемпионата мира по лыжам в феврале 1978-го в Лахти (где три золота в одежде Лёффлер взяли Сергей Савельев и Зинаида Амосова (дважды).
8. Тогда, когда в конце семидесятых-начале восьмидесятых на рынке спорттоваров наступила стагнация, накопленная экспертиза в пластике, карбоне итп позволила Fischer вместо резкого сокращения объемов найти новый рынок и войти в серьезную промышленность: авиа, аэро, ракеты итп (1980-е) и начать сотрудничать с Мессершмитом-Бёлковым-Бломом и Аэробусом. Впрочем, почти тогда же, в середине восьмидесятых, это могло бы и прекратиться в середине 80-х, если бы не подоспевшее сотрудничество с Дугласом, а затем и Боингом.
9. Экспертиза в аэро стала развиваться самостоятельно - и уже, в свою очередь, тянуть за собой лыжное подразделение.
10. Различная цепочка событий, о которой, в том числе, будет рассказано в третьей части, привела к тому, что авиа итп подразделение было продано австрийскому холдингу (2008), а в 2009-м у австрийцев его выкупил Китай.


11. Таким образом, это производитель лыж увлекся производством компонентов для серьезной промышленности (а не наоборот) и 27 лет им занимался. А последние 12 лет производитель лыж и остается только производителем лыж (ну и хоккейных клюшек и инвентаря) - и последним лыжным производителем, принадлежащем целиком и полностью одной семье. И так же производитель лыж и был производителем только лыж первые 57 лет (не считая санок и тележек, конечно, в первые 20 лет).
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0