Большинство спортивных объектов, таких как футбольное поле, теннисный корт, беговая дорожка на стадионе, покрытие в тренажёрном и гимнастическом зале и многие другие имеют стандарты.
Что даёт стандарт? Для чего он нужен?
1. Смысл стандарта заключается в обеспечении надежной основы для выработки общих ожиданий в отношении условий тренировок и соревнований.
2. Стандарты раскрывают вопросы безопасности при пользовании спортивным объектом (поломка инвентаря, травмы).
3. Стандарты избавляют организаторов от избыточных мер при подготовке инфраструктуры.
Лыжная трасса (ЛТ) – такой же спортивный объект, как футбольное поле или волейбольная площадка. Какие же стандарты существуют в отношении подготовки снежной поверхности ЛТ?
1. Требования гомологации.
2. Требования к инфраструктуре.
3. Требования к классической лыжне (FIS).
4. Требования к земельным участкам.
5. Размытые формулировки типа «плотная и ровная снежная основа».
Как видим, в этих документах указаны требования к гомологации, к инфраструктуре, к параметрам классической лыжни, к земельным участкам и т.д. При этом требования к самой поверхности трассы не конкретизированы.Мы предлагаем выделить деятельность, связанную с подготовкой снежной поверхности лыжной трассы, в отдельную отрасль. Отраслевая задача в таком случае будет связана с созданием плотной и ровной поверхности лыжной трассы и поддержанием её в рабочем состоянии на протяжении всего лыжного сезона. Если мы понимаем эту деятельность, как отдельную отрасль, то, желательно сформировать Отраслевые Стандарты, сделать это необходимо на основе «Требований к подготовке снежной поверхности лыжной трассы».
Следует отметить что произошли эволюционные, качественные изменения в инвентаре и экипировке, изменилась «техника» бега и тренировочные методики… Такие изменения повысили требования к качеству лыжных трасс.
Если говорить о подготовке трассы ратраком, то возможен вывод, что вопрос о Стандарте во многом надуманный. Ратрак позволяет получить высокие и требуемые результаты при отсутствии конкретизации параметров поверхности.
Но если мы говорим про спортивный объект, где ратрак не доступен? Как готовить трассу в этом случае? Какое оборудование предпочесть и на какие требования опираться? Как понять, что трасса подготовлена в «достаточной мере»? Полагаться на понимание этого вопроса оператором? Нам кажется, что это не очень надёжно.
Если суммировать эти вопросы, то главным выводом будет понимание, что нужны «Критерии оценки подготовки снежной поверхности лыжной трассы», которые впоследствии могут лечь в основу «Требований к лыжным трассам».
Как их достигать? Во-первых, для достижения определённых качественных показателей, необходимо их определить и характеризовать. Во-вторых, они должны быть понятны и конкретны (оцифрованы). Они должны быть инструментально определяемыми и иметь значения.
В процессе работы по подготовке лыжной трассы СШОР №5 г. Челябинска, наш технический директор и изобретатель оборудования С. В. Фролов разработал технологию подготовки с первого снега и до окончания сезона.
Помимо этого, мы собрали опыт разных операторов, занятых подготовкой лыжных трасс при помощи прицепных устройств к снегоходу и выявили общие принципы, которые могли бы стать основой стандартизации «Качества подготовки снежной поверхности лыжной трассы». Основной вывод, который мы делаем для себя заключается в том, что спортивно-тренировочную лыжную трассу второй категории возможно и целесообразно готовить с помощью снегоходов с различными прицепными устройствами, без использования ратрака!
Это важный вывод по нескольким причинам:
1. Ратрак – очень дорогая техника, которая многим просто не доступна.
2. Эксплуатация ратрака требует специальной квалификации и технического сопровождения (наличия ставки с определённым довольно существенным окладом), что для многих организаций недоступно.
3. Выход из строя такой техники может привести к тому, что лыжный сезон будет под угрозой срыва, так как ремонт и запчасти – процесс долгий и дорогой (а в условиях санкций, наличие запчастей вообще под вопросом).
4. Высокие эксплуатационные расходы способствуют высокой стоимости моточаса. Поэтому ежедневная работа ратраком доступна только крупным стадионам и лыжным комплексам.
5. Ограничения по условиям использования (малоснежье, таяние и т.д.).
В отличие от Ратрака, прицепное оборудование к снегоходам можно использовать в режиме ежедневной эксплуатации в гораздо большем диапазоне ситуаций. Как итог, трасса, подготовленная прицепным оборудованием может быть привлекательней, чем подготовленная ратраком. Именно потому, что процесс поддержания трассы в надлежащем состоянии выглядит проще, не требует большого финансирования и высокой квалификации оператора.
Что даёт регулярное поддержание качества трассы:
- существенно повышается объём эксплуатационной нагрузки;
- позволяет повысить качество выполнения тренировочных мероприятий, что положительно влияет на уровень спортивной подготовки;
- получение удовольствия от катания по хорошо и регулярно подготовленной трассе.
Но это при условии, что Оборудование должно выполнять задачи по достижению «требований подготовки поверхности лыжной трассы»
Тогда критерии выбора Оборудования должны выглядеть так:
- Доступность (стоимость);
- Возможность использования специалистами, не имеющими квалификации;
- Возможность ежедневного использования;
- Выполнение оборудованием задач по достижению ПОНЯТНЫХ «Стандартов» при помощи ПОНЯТНОЙ технологии подготовки лыжных трасс;
- Возможность применения оборудования в различных условиях на естественном снегу.
В заключение хочется сказать, что формирование «Отраслевых Стандартов» - путь долгий. Но необходимость в этом, на наш взгляд, есть.
В основу стандартов должны лечь «Требования к подготовке поверхности лыжной трассы», которые, в свою очередь должны сформироваться на основе «Критериев оценки подготовки снежной поверхности лыжной трассы»
Начать обсуждение предлагаем с того, что мы назовём те критерии, которые выделили для себя, исходя из своего опыта подготовки лыжных трасс и которые считаем существенными.
Критерии оценки трассы:
1 Проверка толщины снежной основы
2. Проверка плотности (и однородности)
3. Ровность трассы в поперечном и продольном направлении
4. Чёткость краёв трассы (визуальная оценка)
5. Состояние поверхности на подъёмах (наличие бугра)
Критерии оценки качества классической лыжни:
1. Геометрические параметры
- размеры профиля, глубина профиля и расстояние между профилями
2. Кривизна прямолинейных участков лыжни
- отсутствие волны
- оценивание радиуса поворотов
Об этих критериях мы говорили раньше в одном из видео:
Резюмируя, хотим подчеркнуть основные идеи этой статьи:
1. Предлагаем выделить деятельность по подготовке снежной поверхности лыжной трассы в отдельную отрасль.
2. Предлагаем рассмотреть критерии оценки подготовки снежной поверхности лыжной трассы, которые могут лечь в основу требований, а в последствии стать основой для отраслевого стандарта.
3. Лыжные трассы второй категории можно готовить без ратрака.
Импортозаместительный постскриптум
Сегодня российские лыжники не имеют доступа к мировым тренировочным центрам. Лыжникам нашей сборной создадут подходящие условия, такие тренировочные центры есть в России. А вот где тренироваться обычным спортсменам и учащимся СШОР? Нам кажется, что необходимо создать наилучшие условия для начинающих лыжников (как городских, так и сельских школ), ведь им предстоит пополнять фонд спортсменов олимпийской сборной.
В довершение хотим привести цитату выдающегося спортсмена Валерия Харламова:
Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.
Какой недостаток существующих лыжных трасс и стадионов будет устранён после принятия этого лыжного ГОСТа? (или ISO или как он там будет называться) Отсутствие такого стандарта - это главное препятствие к подготовке у нас в каждом райцентре трасс, отвечающих условиям проведения этапов КМ, например, или ОИ? В чем реальная нужда этих стандартов и конкретный профит от них?
Ныне нередко спортсооружениями, в том числе и ответственными за подготовку лыжных трасс, руководят люди с разным андегрундом. В Самаре, например, это бывшая бизнесвумен, торговавшая шляпами (писал несколько лет назад здесь об этом). Таким руководителям совершенно точно нужны стандарты. Да и руководителю с лыжным андеграундом они не помешают. Легче будет планировать, отстаивать затраты на подготовку трасс, например на ГСМ. Неочевидным является и вопрос с частотой обновления трассы, качеством (силой) прижима. Нередко бывает халтурный, высокоскоростной проезд. Ну и т.д., и т.п.
Так что вопрос о создании стандартов вполне жизненный, а вовсе на надуманный.
То, что есть в правилах-достаточно
Если такого понятия, как лыжная трасса нет в наших российских законах и нормативно-правовой базе. Нет лыжных трасс и в обновленном лесном кодексе, есть правда в документах Министерства спорта РФ, но это ни о чем, потому что средств на создание, поддержание и развитие этих трасс в том числе и роллерных не выделяется!
Хотя, любую, даже самую здравую идею, можно довести до абсурда. Поэтому очень сложно понять, к чему в итоге приведёт эта стандартизация
Ныне нередко спортсооружениями, в том числе и ответственными за подготовку лыжных трасс, руководят люди с разным андегрундом. В Самаре, например, это бывшая бизнесвумен, торговавшая шляпами (писал несколько лет назад здесь об этом). Таким руководителям совершенно точно нужны стандарты. Да и руководителю с лыжным андеграундом они не помешают. Легче будет планировать, отстаивать затраты на подготовку трасс, например на ГСМ. Неочевидным является и вопрос с частотой обновления трассы, качеством (силой) прижима. Нередко бывает халтурный, высокоскоростной проезд. Ну и т.д., и т.п.
Так что вопрос о создании стандартов вполне жизненный, а вовсе на надуманный.
Если такого понятия, как лыжная трасса нет в наших российских законах и нормативно-правовой базе. Нет лыжных трасс и в обновленном лесном кодексе, есть правда в документах Министерства спорта РФ, но это ни о чем, потому что средств на создание, поддержание и развитие этих трасс в том числе и роллерных не выделяется!
Эти все трассы незаконные и если действовать по букве закона-то их нигде не должно быть, а тех кто их делает и поддерживает-они подвергаются преследованию.
Я, лично, два года подвергался таким преследованиям, после того как садоводы на меня написали телегу в Дмитровскую прокуратуру, Губернатору МО и ГД РФ...
Практически все организаторы лыжных трасс, которых я знаю имели неприятности создавая для Вас и готовя техникой лыжные трассы. Можно вспомнить историю Ивана Утробина, который создал еще при СССР в Красногорске, практически в одиночку (если не считать лопаты) шикарную трассу, где впоследствии проводили Чемпионат Мира и которого судили... С тех пор ничего не изменилось, хотя уже и социальный строй изменился, а с трассами стало еще хуже!
То же самое и с роллерными трассами, которые у нас в стране оформлены как пожарные проезды, в том числе и Демино!
Это нормально?!
Да мы совместными усилиями добились, что Мишустин подписал Указ о законности лыжных и роллерных трасс, но пока этот Указ стопорится и в виде Закона его нет! По идее будет Закон-будет Госпрограмма, но почему-то кому-то это не надо... и Вам вижу тоже это не надо? Вас и эти трассы-помойки, которые исчезают под застройками и колесами квадроциклов повсеместно, тоже устраивают?!