Беговые лыжи | Новые фото
Новость партнера сайта

Нужен ли отраслевой стандарт подготовки лыжных трасс?

Большинство спортивных объектов, таких как футбольное поле, теннисный корт, беговая дорожка на стадионе, покрытие в тренажёрном и гимнастическом зале и многие другие имеют стандарты.

Что даёт стандарт? Для чего он нужен?

1. Смысл стандарта заключается в обеспечении надежной основы для выработки общих ожиданий в отношении условий тренировок и соревнований.

2. Стандарты раскрывают вопросы безопасности при пользовании спортивным объектом (поломка инвентаря, травмы).

3. Стандарты избавляют организаторов от избыточных мер при подготовке инфраструктуры.

Лыжная трасса (ЛТ) – такой же спортивный объект, как футбольное поле или волейбольная площадка. Какие же стандарты существуют в отношении подготовки снежной поверхности ЛТ?

1. Требования гомологации.

2. Требования к инфраструктуре.

3. Требования к классической лыжне (FIS).

4. Требования к земельным участкам.

5. Размытые формулировки типа «плотная и ровная снежная основа».

Ссылка на правила

Как видим, в этих документах указаны требования к гомологации, к инфраструктуре, к параметрам классической лыжни, к земельным участкам и т.д. При этом требования к самой поверхности трассы не конкретизированы.

Мы предлагаем выделить деятельность, связанную с подготовкой снежной поверхности лыжной трассы, в отдельную отрасль. Отраслевая задача в таком случае будет связана с созданием плотной и ровной поверхности лыжной трассы и поддержанием её в рабочем состоянии на протяжении всего лыжного сезона. Если мы понимаем эту деятельность, как отдельную отрасль, то, желательно сформировать Отраслевые Стандарты, сделать это необходимо на основе «Требований к подготовке снежной поверхности лыжной трассы».

Следует отметить что произошли эволюционные, качественные изменения в инвентаре и экипировке, изменилась «техника» бега и тренировочные методики… Такие изменения повысили требования к качеству лыжных трасс.

Если говорить о подготовке трассы ратраком, то возможен вывод, что вопрос о Стандарте во многом надуманный. Ратрак позволяет получить высокие и требуемые результаты при отсутствии конкретизации параметров поверхности.

Но если мы говорим про спортивный объект, где ратрак не доступен? Как готовить трассу в этом случае? Какое оборудование предпочесть и на какие требования опираться? Как понять, что трасса подготовлена в «достаточной мере»? Полагаться на понимание этого вопроса оператором? Нам кажется, что это не очень надёжно.

Если суммировать эти вопросы, то главным выводом будет понимание, что нужны «Критерии оценки подготовки снежной поверхности лыжной трассы», которые впоследствии могут лечь в основу «Требований к лыжным трассам».

Как их достигать? Во-первых, для достижения определённых качественных показателей, необходимо их определить и характеризовать. Во-вторых, они должны быть понятны и конкретны (оцифрованы). Они должны быть инструментально определяемыми и иметь значения.

В процессе работы по подготовке лыжной трассы СШОР №5 г. Челябинска, наш технический директор и изобретатель оборудования С. В. Фролов разработал технологию подготовки с первого снега и до окончания сезона.


Помимо этого, мы собрали опыт разных операторов, занятых подготовкой лыжных трасс при помощи прицепных устройств к снегоходу и выявили общие принципы, которые могли бы стать основой стандартизации «Качества подготовки снежной поверхности лыжной трассы». Основной вывод, который мы делаем для себя заключается в том, что спортивно-тренировочную лыжную трассу второй категории возможно и целесообразно готовить с помощью снегоходов с различными прицепными устройствами, без использования ратрака!

Это важный вывод по нескольким причинам:

1. Ратрак – очень дорогая техника, которая многим просто не доступна.

2. Эксплуатация ратрака требует специальной квалификации и технического сопровождения (наличия ставки с определённым довольно существенным окладом), что для многих организаций недоступно.

3. Выход из строя такой техники может привести к тому, что лыжный сезон будет под угрозой срыва, так как ремонт и запчасти – процесс долгий и дорогой (а в условиях санкций, наличие запчастей вообще под вопросом).

4. Высокие эксплуатационные расходы способствуют высокой стоимости моточаса. Поэтому ежедневная работа ратраком доступна только крупным стадионам и лыжным комплексам.

5. Ограничения по условиям использования (малоснежье, таяние и т.д.).

В отличие от Ратрака, прицепное оборудование к снегоходам можно использовать в режиме ежедневной эксплуатации в гораздо большем диапазоне ситуаций. Как итог, трасса, подготовленная прицепным оборудованием может быть привлекательней, чем подготовленная ратраком. Именно потому, что процесс поддержания трассы в надлежащем состоянии выглядит проще, не требует большого финансирования и высокой квалификации оператора.


Что даёт регулярное поддержание качества трассы:

- существенно повышается объём эксплуатационной нагрузки;

- позволяет повысить качество выполнения тренировочных мероприятий, что положительно влияет на уровень спортивной подготовки;

- получение удовольствия от катания по хорошо и регулярно подготовленной трассе.

Но это при условии, что Оборудование должно выполнять задачи по достижению «требований подготовки поверхности лыжной трассы»

Тогда критерии выбора Оборудования должны выглядеть так:

- Доступность (стоимость);

- Возможность использования специалистами, не имеющими квалификации;

- Возможность ежедневного использования;

- Выполнение оборудованием задач по достижению ПОНЯТНЫХ «Стандартов» при помощи ПОНЯТНОЙ технологии подготовки лыжных трасс;

- Возможность применения оборудования в различных условиях на естественном снегу.

В заключение хочется сказать, что формирование «Отраслевых Стандартов» - путь долгий. Но необходимость в этом, на наш взгляд, есть.

В основу стандартов должны лечь «Требования к подготовке поверхности лыжной трассы», которые, в свою очередь должны сформироваться на основе «Критериев оценки подготовки снежной поверхности лыжной трассы»

Начать обсуждение предлагаем с того, что мы назовём те критерии, которые выделили для себя, исходя из своего опыта подготовки лыжных трасс и которые считаем существенными.

Критерии оценки трассы:

1 Проверка толщины снежной основы

2. Проверка плотности (и однородности)

3. Ровность трассы в поперечном и продольном направлении

4. Чёткость краёв трассы (визуальная оценка)

5. Состояние поверхности на подъёмах (наличие бугра)

Критерии оценки качества классической лыжни:

1. Геометрические параметры

- размеры профиля, глубина профиля и расстояние между профилями

2. Кривизна прямолинейных участков лыжни

- отсутствие волны

- оценивание радиуса поворотов

Об этих критериях мы говорили раньше в одном из видео:


Резюмируя, хотим подчеркнуть основные идеи этой статьи:

1. Предлагаем выделить деятельность по подготовке снежной поверхности лыжной трассы в отдельную отрасль.

2. Предлагаем рассмотреть критерии оценки подготовки снежной поверхности лыжной трассы, которые могут лечь в основу требований, а в последствии стать основой для отраслевого стандарта.

3. Лыжные трассы второй категории можно готовить без ратрака.

Импортозаместительный постскриптум

Сегодня российские лыжники не имеют доступа к мировым тренировочным центрам. Лыжникам нашей сборной создадут подходящие условия, такие тренировочные центры есть в России. А вот где тренироваться обычным спортсменам и учащимся СШОР? Нам кажется, что необходимо создать наилучшие условия для начинающих лыжников (как городских, так и сельских школ), ведь им предстоит пополнять фонд спортсменов олимпийской сборной.

В довершение хотим привести цитату выдающегося спортсмена Валерия Харламова:


16 4577 Андрей Краснов 20.07.2022 15:43
Рейтинг: +4 +5 -1

Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.

20.07.2022 16:11
нужно ли больше бюрократии.. отстаньте вы от трасс, нужно не больше стандартов, а больше топлива для снегоходов, помощь с ремонтом техники и повыше зарплаты для энтузиастов кто готовит трассы, а уж будут они шире, уже или мягче это уже по моему мнению не столь важно.
Ссылка Рейтинг: +25 +27 -2
20.07.2022 16:36
Какую насущную проблему должны решить эти отраслевые стандарты? Стандартные размеры и характеристики л/а стадионов, футбольных полей, баскетбольных площадок, гимнастических снарядов и проч. требуются для того, чтобы обеспечить одинаковые условия соревнований и адекватные условия тренировок. Школьник пробежавший 400м на первенстве СДЮШОР знает, что на Чемпионате Мира он побежит точно такой же круг по точно такому же стадиону. Баскетбольное кольцо в школьном спортзале (должно быть) подвешено на те же 305см, как на Олимпийской площадке.

Какой недостаток существующих лыжных трасс и стадионов будет устранён после принятия этого лыжного ГОСТа? (или ISO или как он там будет называться) Отсутствие такого стандарта - это главное препятствие к подготовке у нас в каждом райцентре трасс, отвечающих условиям проведения этапов КМ, например, или ОИ? В чем реальная нужда этих стандартов и конкретный профит от них?
Ссылка Рейтинг: +12 +14 -2
Какую насущную проблему
Что же здесь непонятного? Если материал помечен табличкой "Новость партнёра сайта", то всё понятно
Ссылка Рейтинг: +1 +4 -3
Почему-то, после прочтения статьи, подумалось о летающих ратраках - сегодня он здесь, а завтра уже там.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Школьник пробежавший 400м на первенстве СДЮШОР знает, что на Чемпионате Мира он побежит точно такой же круг по точно такому же стадиону.
В юности доводилось бегать (и даже ставить областные юношеские рекорды именно на 400м) на разных стадионах. Разница была, порой как если бы лыжнику бежать по трассе натоптанной или сделанной ретраком.
Ныне нередко спортсооружениями, в том числе и ответственными за подготовку лыжных трасс, руководят люди с разным андегрундом. В Самаре, например, это бывшая бизнесвумен, торговавшая шляпами (писал несколько лет назад здесь об этом). Таким руководителям совершенно точно нужны стандарты. Да и руководителю с лыжным андеграундом они не помешают. Легче будет планировать, отстаивать затраты на подготовку трасс, например на ГСМ. Неочевидным является и вопрос с частотой обновления трассы, качеством (силой) прижима. Нередко бывает халтурный, высокоскоростной проезд. Ну и т.д., и т.п.
Так что вопрос о создании стандартов вполне жизненный, а вовсе на надуманный.  
Ссылка Рейтинг: +5 +7 -2
Ответ: нет, не нужно.
То, что есть в правилах-достаточно
Ссылка Рейтинг: +8 +9 -1
20.07.2022 21:23
Стандарты, стандартами, а погода вносит свои коррективы.  Нередко даже на престижных международных соревнованиях спортсмены бегут по раскисшим или ледянистым трассам.  Какие уж тут стандарты.  Не отменять же гонки.
Ссылка Рейтинг: +14 +14 0
Какие могут быть стандарты лыжных трасс?
Если такого понятия, как лыжная трасса нет в наших российских законах и нормативно-правовой базе. Нет лыжных трасс и в обновленном лесном кодексе, есть правда в документах Министерства спорта РФ, но это ни о чем, потому что средств на создание, поддержание и развитие этих трасс в том числе и роллерных не выделяется!
Ссылка Рейтинг: +11 +12 -1
21.07.2022 09:20
Странно читать о том, что спортивный объект "лыжная трасса" должен существовать без спортивной организации (общество, команда, клуб, школа и т.п.). По моему, финансироваться должны как раз спортивные организации с учетом средств на создание и поддержание в надлежащем состоянии спортивного объекта.
Ссылка Рейтинг: +5 +6 -1
21.07.2022 16:31
Стандарт лыжной трассы словно джазовый стандарт. Критериев нет, но всем нравится ))
Ссылка Рейтинг: +4 +5 -1
22.07.2022 12:21
По большому счету сказано все правильно. При наличии ресурсов такой стандарт было бы правильно разработать, ввести и применять на практике. Применение отраслевого стандарта позволит спортсменам лучше ориентироваться при выборе места для тренировок, производители оборудования будут ориентированы на улучшение конкретных показателей качества и производительности работ своих агрегатов, организации, которые содержат лыжные базы смогут лучше ориентироваться при выборе оборудования во время оценки своих экономических возможностей. Одни плюсы в этой идее, минус только в том, что нужно будет это кому то делать и воплощать, а не все еще этим загорелись, нужно это ресурсно обеспечивать - иначе работать не будет.  Нужно поддерживать эту здравую идею, в будущем она даст очень хороший эффект.
Ссылка Рейтинг: +2 +4 -2
22.07.2022 14:49
Я полагаю, что лыжные трассы должны сертифицированы согласно класса: районные, областные, республиканские и международные в соответствии с уровнем проводимых на них соревнований.  Специальная комиссия экспертов должна принять сертификат соответствия лыжной трассы определенному классу.  В составе оргкомитета соревнований есть технический делегат, который принимает решение о качестве подготовки лыжной трассы.  В идеале, конечно, можно стандартизировать и лыжную трассу, но стоит ли овчинка выделки?
Ссылка Рейтинг: +5 +5 0
23.07.2022 09:37
Стандарты нужны хотя бы для того, чтобы в отчётах не фигурировало 300 с лишним км лыжных трасс на территории Москвы.
Хотя, любую, даже самую здравую идею, можно довести до абсурда. Поэтому очень сложно понять, к чему в итоге приведёт эта стандартизация
Ссылка Рейтинг: +5 +5 0
25.07.2022 11:52
В юности доводилось бегать (и даже ставить областные юношеские рекорды именно на 400м) на разных стадионах. Разница была, порой как если бы лыжнику бежать по трассе натоптанной или сделанной ретраком.
Ныне нередко спортсооружениями, в том числе и ответственными за подготовку лыжных трасс, руководят люди с разным андегрундом. В Самаре, например, это бывшая бизнесвумен, торговавшая шляпами (писал несколько лет назад здесь об этом). Таким руководителям совершенно точно нужны стандарты. Да и руководителю с лыжным андеграундом они не помешают. Легче будет планировать, отстаивать затраты на подготовку трасс, например на ГСМ. Неочевидным является и вопрос с частотой обновления трассы, качеством (силой) прижима. Нередко бывает халтурный, высокоскоростной проезд. Ну и т.д., и т.п.
Так что вопрос о создании стандартов вполне жизненный, а вовсе на надуманный.  
Спасибо за поддержку. Очень аргументировано и емко Вы высказали суть вопроса, согласен полностью.
Ссылка Рейтинг: 0 +1 -1
25.07.2022 11:56
Какие могут быть стандарты лыжных трасс?
Если такого понятия, как лыжная трасса нет в наших российских законах и нормативно-правовой базе. Нет лыжных трасс и в обновленном лесном кодексе, есть правда в документах Министерства спорта РФ, но это ни о чем, потому что средств на создание, поддержание и развитие этих трасс в том числе и роллерных не выделяется!
Нет понятия. Но лыжная трасса-то есть? Вот их и нужно готовить в соответствии с определенными параметрами. Мы предполагаем определить эти параметры, а законы могут и не принять никогда.
Ссылка Рейтинг: -1 +1 -2
Сергей! Где есть лыжные трассы?
Эти все трассы незаконные и если действовать по букве закона-то их нигде не должно быть, а тех кто их делает и поддерживает-они подвергаются преследованию.
Я, лично, два года подвергался таким преследованиям, после того как садоводы на меня написали телегу в Дмитровскую прокуратуру, Губернатору МО и ГД РФ...
Практически все организаторы лыжных трасс, которых я знаю имели неприятности создавая для Вас и готовя техникой лыжные трассы. Можно вспомнить историю Ивана Утробина, который создал еще при СССР в Красногорске, практически в одиночку (если не считать лопаты) шикарную трассу, где впоследствии проводили Чемпионат Мира и которого судили... С тех пор ничего не изменилось, хотя уже и социальный строй изменился, а с трассами стало еще хуже!
То же самое и с роллерными трассами, которые у нас в стране оформлены как пожарные проезды, в том числе и Демино!
Это нормально?!
Да мы совместными усилиями добились, что Мишустин подписал Указ о законности лыжных и роллерных трасс, но пока этот Указ стопорится и в виде Закона его нет! По идее будет Закон-будет Госпрограмма, но почему-то кому-то это не надо... и Вам вижу тоже это не надо? Вас и эти трассы-помойки, которые исчезают под застройками и колесами квадроциклов повсеместно, тоже устраивают?!
Ссылка Рейтинг: -1 0 -1
Лыжные гонки (беговые лыжи) | Новые сообщения форума