Гонка «Лыжня России» переживает в последние годы свой ренессанс. Крупнейшая лыжная гонка страны стала соответствовать этому высокому статусу.
Департамент спорта города Москвы в последние годы уделяет особое внимание этому событию. Чтобы справиться с амбициозной целью, к проведению «Лыжни России» был привлечён Михаил Громов – один из лидеров столицы по проведению массовых соревнований по лыжным гонкам, бегу, триатлону, велосипеду.
Для выполнения поставленных задач Михаил решил опереться на инфраструктуру СК «Альфа-Битца» и её команду: Геннадия Бочарова и Илью Евсеева. Опять-таки не станем в этом редакционном предисловии рассказывать о перипетиях проведения этой гонки в последние годы на трассе СК «Альфа-Битца», заметим лишь, что в этом году оргкомитет замахнулся на проведение данных стартов теперь уже по объединенной трассе СК «Альфа-Битца» и «Поляны-Бутово».
Жаль, из-за чрезвычайно бесснежной зимы этим планам не суждено было сбыться. А что удалось всё-таки сделать? Наш корреспондент Елена Копылова связалась с Михаилом Громовым и поговорила с ним о том, как в условиях полного отсутствия снега в столице «Лыжню России» провести всё-таки удалось.
Иван Исаев,
главный редактор журнала «Лыжный спор
* * *
- Вы занимались организацией "Лыжни России", когда стало понятно, что снега нет и не предвидится. Насколько я знаю, пытались сначала перенести соревнования, а потом приняли нестандартное решение - гонки в формате открытого старта. Как это происходило?
- Когда я только начинал проводить свои соревнования, очень долго мечтал организовывать и "Лыжню России". Потому что такая идея прекрасная и реализация, на мой взгляд, должна быть интересной. Скажу без ложной скромности, мы делаем качественные соревнования. И вот моя мечта сбылась.
Для меня массовая "ЛР" – своего рода миссия. Потому что это мероприятие для всех. Участие в «ЛР» отлично мотивирует, и именно она способна дать людям толчок для занятий лыжным спортом и вообще активным отдыхом.
Мы организуем "Лыжню России" третий год подряд. Стараемся делать это по своим внутренним высоким стандартам. И нам бы не хотелось эту цепочку прервать, потому что мероприятие проходит всего раз в год, и, если ты год пропускаешь, про тебя и твоё мероприятие забывают.
Этот год стал настоящим испытанием для всех моих зимних мероприятий. Снег так и не выпал, поэтому стало ясно, что в обычном формате провести мероприятие мы не сможем. Переносить в Нововоронино, как мы сделали с нашими стартами серии Гром, смысла не было - это не популяризация.
Тогда совместными с Москомспортом и лыжным сообществом усилиями родилась совершенно новая идея: многодневное знакомство жителей Москвы с лыжным спортом. Я бы это так назвал. Мы придумали недельный формат мероприятия, когда жители столицы могут прийти в любое время, для них создана вся необходимая инфраструктура, в том числе и судейство, и либо с друзьями, либо единолично пробежать гонку и получить медаль.Такой формат помог привлечь огромное количество как любителей лыжного спорта, так же и новичков. Это я считаю огромным успехом.
Все мероприятия в бесснежные годы не досчитываются участников, например, наши старты серии Гром. Несмотря на то, что других стартов в московском регионе нет, все отменено, мы всё равно не досчитываемся людей. Почему? Потому что люди не тренируются, не катаются. И, соответственно, часто отменяют своё участие в соревнованиях.
- То есть вы обеспечивали наличие на трассе судей, волонтеров, которые выдавали стартовый пакет, чип, а человек шёл и сам стартовал? И так каждый день на протяжении недели?
- Да, и это, кстати, оказалось не так сложно. Вечером после работы люди не торопятся и не нервничают, как в тех случаях, когда у них общий старт и все там на взводе. Надо все дела сделать, в туалет сходить, номер получить, чип надеть, размяться, для этого в 6 утра встать и так далее, и так далее. А у нас получился такой очень расслабленный формат.
Человек после работы мог прийти в любой день в интервале с 5 часов до 9 часов вечера. Круг был 1 километр. Надо было проехать 5 кругов по 1 километру.
- То есть в «Лужниках» построили лыжно-биатлонную трассу с помощью пушек в декабре, и она до марта дожила?
- Да. На такой относительно небольшой площади её не сложно поддерживать. И мы были уверены, что даже если вдруг будет дождь, круг сохранится и точно продержится всю неделю.
- Будете в дальнейшем этот формат использовать?
- Да, мы увидели, что в этом есть потенциал. Потому что это отличный формат для пропаганды спорта в целом и лыжного спорта в частности, он легко может знакомить людей с лыжами и с лыжными соревнованиями. «Лужники» - удобнейшая локация, есть парковка, рядом 2 станции метро и станция МЦК. Трасса освещённая, всегда есть снег, и дистанция всего 5 километров, это очень доступно для новичков. И самое важное – в таком формате им нестрашно участвовать в соревнованиях.
- Понимаю. Я, например, не участвую в гонках, думаю, что буду мешать, особенно если есть рельеф. Спуски в группе я вообще не умею проходить. Мой вариант - Марьино и «Лужники»?
- Да, и таких новичков очень много. Поэтому лыжно-биатлонная трасса в «Лужниках» — это супер-вариант. Ты можешь с женой покататься, можешь с детьми. Дети могут пробежать дистанцию и получить медаль на финише. И я думаю, что в будущем мы будем делать такой формат.
В будущем, я думаю, что будем делать два формата: во-первых, "Лыжня России" для всех желающих в вечернем исполнении и, во-вторых, большой Фестиваль лыжного спорта - целая неделя разных мероприятий для всех любителей лыж. Точно уже могу сказать, что туда войдет ретро-гонка.
- Это, кстати, моя мечта - целая неделя-фестиваль лыжного спорта, в том числе с ретро-гонкой. Только у меня и в мыслях не было, что это можно сделать практически в центре Москвы.
- Я вот вам так скажу – идеи материализуются. Я когда-то предлагал сделать лыжные мини круги на базе легкоатлетических стадионов, где 8 дорожек по 400 метров, ведь зимой они простаивают. И вот в «Лужниках» Департамент спорта Москвы строит лыжно-биатлонную трассу. Да, это небольшой равнинный круг. Но для такого мегаполиса как Москва доступность очень важна. Выехать за МКАД до или после работы могут единицы, настоящие фанатики. А тут прекрасная возможность в центре города покататься. Кроме того, небольшой круг легче поддерживать в течение сезона.
- Хотела спросить, наоборот, про длинную трассу. Вы хотели провести марафон, объединив трассы в Битце и Полянах. Что для этого нужно?
- Чтобы трасса была подготовлена одинаково. На один круг мы всё же пока не замахиваемся, но в два круга провести этот марафон реально. Мы уже летом перепрофилировали некоторые овраги с этой целью. В этом году, понятно, не получилось. Удача уже и то, что мы смогли провести свои гонки.
- Все гонки провели?
Да, мы ни одной не отменили. Все провели в Нововоронино. Там прекрасная трасса готовится силами энтузиастов, на ней тренируется всё Пушкино и весь Пушкинский район. Хотя официально там нет ни школы, ни секции. А надо бы, чтобы хоть какое-то финансирование было. Место прекрасное, всегда есть снег. Мы в феврале, в +10 провели там марафон по 9-километровому кругу. Поля все растаяли, а в лесу 9 км трассы сохранилось.
- А сейчас на Сахалине вы просто как участник или тоже помогаете организаторам?
- Как участник. Я же родился в Совгавани на Дальнем Востоке и давно хотел побывать здесь и посмотреть трассу. Очень сильное впечатление, я вам скажу! Такие трассы я видел только в Европе, пейзажи потрясающие, ширина, качество. Прям хочется всем сказать: приезжайте обязательно на Сахалин! Уверен, вы будете потрясены не меньше, чем я!
Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.
В кавычках, потому что бежал его в первой волне, которая стартовала засветло, несмотря на возраст (разделили на два забега по возрасту, старшие стартовали уже в темноте с фонарями). Благо организаторы дали возможность выбора, лишь исключив из зачёта своей возрастной группы. Я ни на что не претендовал, даже лыжи не готовил, потому с удовольствием пробежал с молодёжью
Впечатления были самые хорошие. Как будто Мещерский перенесли в Нововоронино, со всем привычным сервисом и отличным настроением