Беговые лыжи | Новые фото

На пути в Инсбрук (к чемпионату мира 2019)

Предстоящий чемпионат мира по лыжным видам спорта в пятый раз пройдет в австрийском Инсбруке. Дважды (в 1964 и 1976 гг.) гонки чемпионата проходили в статусе Олимпийских Игр, то есть победитель получал сразу два титула: чемпиона Олимпиады и мира. В недавно вышедшей в свет книге олимпийского чемпиона и чемпиона мира Фёдора Симашёва "Моя счастливая лыжня" есть глава, посвященная Инсбруку-1976, отрывки из которой вашему вниманию.

         Вместе с  Бучиным (тренер Ф.Симашёва – прим. А.К.) мы подготовили план тренировок на полтора года вперёд. По этому плану я, так же, как и раньше, должен в течение года проходить или пробегать в общей сложности 7–8 тысяч километров – проезжать на велосипеде или проходить на лыжах, роллерах, а также заниматься гимнастикой, спортивными играми, плаванием, лёгкой атлетикой. И необходимо отточить мастерство передвижения на пластиковых лыжах.  

         Первые двадцать дней наших тренировок провели у Чёрного моря, в Феодосии. В июле были в Литве. В августе дистанцию 5 километров я пробежал за 14 минут и 47 секунд и понял, что достиг хорошего уровня подготовки. В сентябре вместе с биатлонистами поехали в Армению, в горы. Тренируясь вместе с ними, принял участие в соревнованиях по стрельбе. Иногда в голову приходила мысль о смене вида спорта, хотелось попробовать заняться биатлоном. Но когда на севере выпал снег, мы поехали туда, и эта мысль как-то сама собой забылась. В середине декабря были организованы соревнования «Российские лыжи», в которых я одержал победу. Участвуя ещё в нескольких гонках, тоже занял первые места.   В начале 1975 года мы направились на соревнования в Норвегию. Там на международных гонках «Монолит» я занял пятое место. Победил в гонках Кубка «Динамо» в грузинском Бакуриани. Там же в Бакуриани в соревнованиях на Кубок страны в 50-километровой гонке пришёл вторым. Благодаря этим победам я вошёл в состав команды, которая должна была поехать на «Предолимпийскую неделю» в Инсбрук (Австрия).

           Мы прибыли туда изучить трассу, так как через год там будут проходить Олимпийские игры. В свой адрес я не услышал ни слова упрёка за пятьдесят второй результат в 15-километровой гонке. В эстафете вместе с Евгением Беляевым, Иваном Гараниным и вновь вернувшимся в строй после травмы Вячеславом Ведениным пришли только шестыми. Но следует заметить, что на тот момент мы не ставили себе задачу выиграть. Мы изучали лыжню в Инсбруке. К этому времени пластиковые лыжи полностью вытеснили деревянные. Достижения научно-технического прогресса всё больше внедрялись в спорт. Лыжники одевались в удобные и лёгкие комбинезоны, которые не продувал ветер. Лыжные палки изготавливали из углеграфита – они были лёгкими и в то тоже время крепкими.  

        Вернувшись из Австрии, я выиграл две гонки в Петрозаводске. Потом уехал в Швецию. Там пробыл десять дней, принял участие в знаменитом супермарафоне «Васалоппет», в котором участвовали более 12 тысяч человек, и занял десятое место. 

На трассе Васалоппет Фёдор Симашёв №164
На трассе Васалоппет Фёдор Симашёв №164

        В день, когда мне исполнилось тридцать лет, 13 марта 1975 года, сделал себе подарок – пробежал на лыжах 30 километров. Решил для себя, что такое усердие даст свои результаты. Могу сказать, что зимний сезон удался. Кроме вышеперечисленных побед в соревнованиях, я вошёл в десятку самых сильных лыжников-гонщиков страны. В апреле в городе Апатиты проходили «Гонки звёзд». Хотя я и отстал от Гаранина, но опередил главных кандидатов в олимпийскую команду страны – Василия Рочева и Анатолия Шмигуна. Всё это подтверждало мою правильно спланированную подготовку. Летом каждый месяц необходимо было проходить в общей сложности по 720–850 километров. А на ноябрь запланировал пройти уже 1000–1200 километров.

 

Все свои силы я направил на подготовку к выступлению на моих третьих Олимпийских играх. В июле–августе 1975 года мы были в ГДР, в городах Оберхоф и Клигенталь. Тренировались в горах, подобных австрийским в Инсбруке. В сентябре поехали в Бакуриани. Подготовка наша завершилась в посёлке Тёя в Сибири. В итоге: в мае прошёл 350 километров, в июне – 882, в июле – 1050, в августе – 1089, в сентябре – 1130, в октябре – 1200, в ноябре – 1350. Вот таким образом велась подготовка к Играм. 
            В начале 1976 года собрались в Бакуриани, чтобы разыграть олимпийские путёвки. Там нам стала известна ещё одна новость. Для участия в Играх в Инсбруке специалисты фирмы «Адидас», занимающиеся разработкой «тайного оружия», изготовили лыжные ботинки нового типа.  Посчитав лыжников Советского Союза самыми сильными спортсменами мира, первые испытания этих ботинок предложили провести нашей команде, подписав соответствующее соглашение. Подошва этих ботинок была сделана из пластика, а носы имели выступ для креплений. Сами крепления весили всего 240 граммов. Лыжникам новые ботинки сулили невиданную до сих пор скорость.   
          К сожалению, по дороге в Бакуриани я простудился. Даже в предварительных отборочных гонках пришлось участвовать, не выздоровев. С трудом смог пройти 15 километров, не показав полностью свой уровень подготовки. И ощутил недоверие к себе со стороны тренеров команды. Чтобы изменить их отношение, пришлось сконцентрировать все свои возможности. В 50-километровой гонке на первенство Москвы я победил, 30-километровую гонку на кубок «Динамо» завершил быстрее всех соперников. После этого мне сообщили, что я должен поехать на соревнования в Швецию.   «В Швецию? – переспросил я. – Через несколько дней же начинаются Олимпийские игры в Инсбруке…» А про себя подумал: «Значит, в самолёте, который летит на Игры, тебе места нет, Симашев. Даже если у тебя уровень подготовки не хуже, чем у остальных, ты не смог войти в состав основной команды». До того дня я об этом никогда не задумывался. 

            Команда поехала на Игры с новыми лыжами, каких ни у кого не было. Тогда наши спортсмены ещё больше начали удивлять мир своими спортивными достижениями. В первой 30-километровой гонке Сергей Савельев выиграл золотую медаль. Иван Гаранин стал третьим. В 15-километровой гонке Николай Бажуков и Евгений Беляев были удостоены золотой и серебряной медалей. Гаранин занял четвёртое место. В эстафете «таинственные ботинки» фирмы «Адидас» оказали нашей команде медвежью услугу. На первом этапе в середине дистанции у Беляева сломалась выступающая передняя часть ботинка. К финишу он пришёл только одиннадцатым. Когда на втором этапе Бажуков вывел команду на третье место, резко изменилась погода. Повторился случай, произошедший с нами в 1972 году в Саппоро: у Николая перестают скользить лыжи, об этом он не успевает сообщить остальным, и в итоге Савельев уходит на третий этап, не меняя мази, и завершает свой этап только шестым. На последнем этапе Иван Гаранин старается изо всех сил, но команда выше третьего места уже подняться не смогла. Этот случай вошёл в историю лыжного спорта благодаря отваге Гаранина. Он не смог одержать победу на Играх, но вместе с чемпионами ему присвоили звание «Заслуженный мастер спорта СССР».  

7 4813 Андрей Кондрашов 13.02.2019 01:05
Рейтинг: +6 +6 0

Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.

13.02.2019 09:15
Спасибо, Андрей!
P.S. Вот какой вопросик подкину детям на олимпиаду по ФК! Про двойной мировой статус одних соревнований! Спасибо!
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Интересные воспоминания. Я думал, что поколение Симашёва-Веленина уже не претендовало на Инсбрук-76. Ан нет - Фёдор усиленно готовился. Объёмы-объёмы.
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
13.02.2019 13:13
Спасибо за материал!Немцы из Адидаса наверняка знали о ненадежности ботинок и также понимали,что лыжная федерация СССР никаких компенсаций требовать не будет,в отличии от тех же скандинавов. Спортсмены и тренеры пересекались регулярно с лыжниками других сборных,и тем сложнее понять почему "зевнули" коньковый стиль перед Зеефельдом 1985,на отсутствие широких трасс в Союзе ведь все свалить нельзя.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
13.02.2019 21:21
Андрей, спасибо! Особенно фотки хороши.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
14.02.2019 08:17
Интересно, лыжероллеры такие откуда? На Новосибирском авиазаводе производили. Где еще?
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Начальное название этих роллеров - "ГДР-овские". Самые первые экземпляры появились в сборной СССР. Потом по их образу и подобию стали делать в Долгопрудном (тоже на военном производстве), Новосибирске, наверное ещё где-то.
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
14.02.2019 11:39
14.47 на пятерке это очень сильно, если конечно по стадиону, а не в лесу.
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
Лыжные гонки (беговые лыжи) | Новые сообщения форума