Беговые лыжи | Новые фото
Репортаж skisport.ru

Вуокатти 2020: о снеге, которого нет больше нигде (ну, или почти нигде), новой трассе "Скандинавия", снежных пушках Москвы и многом-многом другом…

Я сбежал. Да, я сбежал...

(О.Митяев)

Честно говоря, поездив в первых числах января в Красногорск и Головино и покрутившись там на 500-метровом и 1,1-километровом кругах, стал изучать прогноз погоды и понял, что в январе, похоже, покататься в Москве на лыжах будет всё-таки проблематично. Позвонил Фреди Пиудунену из Колазко, что в Вуокатти (я сюда езжу каждый год в октябре), и поинтересовался - есть ли у него свободные места после 11 января? Хорошо знаю, что на новогодние каникулы в Вуокатти все места обычно забронированы за два-три месяца заранее, так что даже и не рассчитывал на то, что можно будет здесь поселиться раньше. Но Фреди удивил:

- Да не откладывай до 11-го, есть один свободный коттедж уже с 8 января.

И вот мы с Леной в 6-20 стартуем от дома, чтобы уже в 22-00 начать распаковывать свои вещи в "нашем" коттедже в Вуокатти.

ДОРОГА

Я уже писал, что благодаря платной дороге Москва - Санкт-Петербург теперь можно доезжать от Москвы до Вуокатти за один день. Но на практике сделали это впервые мы только в эту поездку. Возможно, кому-то будет интересен график нашего движения (ехали в пределах скоростных ограничений ПДД, нигде не нарушая правила):

6-20 - отъехали от дома (юг Москвы);

7-00 - стартовали от МКАД в сторону Питера;

13-00 - подъехали к КАД (кольцевая вокруг Питера);

13-10 - выехали на ЗСД (Западный скоростной диаметр);

16-10 - подъехали к границе в Светогорске;

16-50 - прошли границу;

22-00 - прибыли в Вуокатти.

Всего дорога с пополнением баланса счёта на транспондере в начале платной дороги, двумя перекусами в придорожных кафе, оформлением зеленой карты и тремя заездами на бензоколонку заняла 15 часов 40 минут. Естественно, с проездом по всем платным дорогам, который в дни новогодних каникул нам обошёлся в 1.200 рублей (с транспондером, - если бы платили наличными, было бы дороже примерно на 20%).

А теперь представьте себе, что всё ещё не запущен скоростной обход вокруг Твери - когда его запустят, сэкономится, по-видимому, ещё не меньше получаса.

Кроме того, сейчас идёт масштабная реконструкция трассы "Скандинавия" (трасса Санкт-Петербург - Выборг и далее до границы с Финляндией) - часть этой трассы уже запущена и она реально впечатляет: шесть полос + разделительный "нью-джерсийский" бетонный барьер между встречными потоками (как на МКАД) + хорошая разметка + широкие обочины + ночное освещение. Пишут, что трасса "Скандинавия" в реконструированном виде будет открыта не раньше 2024 года, но это - до границы, а до Выборга она дотянется, возможно, и раньше - в 2023 или даже 2022 году. К тому же пока строительство идёт с опережением сроков, так что чем чёрт не шутит?

В общем, после запуска этих двух участков дорога от Москвы до Вуокатти точно станет быстрее как минимум ещё на час. То есть выехав без надрыва из Москвы в 6 часов утра ( и это я имею в виду юг Москвы, с севера будет ещё быстрее!), можно будет быть на месте в Вуокатти примерно в 20-30. Здорово?

 

1. Просто фото из окна автомобиля. Едем по платной дороге, а мимо катится состав с танками, даже не укрытыми защитными тентами. Немного странно и чудно видеть такое в мирное время…Иван Исаев

 

2. Въезжаем на ЗСД (Западный Скоростной Диаметр).Иван Исаев

 

3. Трасса "Скандинавия". До отметки "65 км" трасса уже реконструирована - здесь по три полосы в каждом направлении. От отметки "65 км" до отметки "100 км" сейчас как раз идёт реконструкция. Всё, что от отметки "100 км" и до Выборга (а потом и до финско-российской границы) предстоит реконструировать в ближайшие пару лет.Фонтанка ру

 

4. Так выглядит реконструированный участок трассы "Скандинавия" - три полосы в каждом направлении, "нью-джерсийский" бетонный разделитель-отбойник, освещение, хорошая разметка, широкие обочины.Фонтанка ру

 

5. А это мы едем под проливным дождём по ещё не реконструированному участку "Скандинавии".Иван Исаев

 

6. Участок от отметки "65 км" до "100 км" сейчас реконструируется, но движение осуществляется по двухполосной "Дороге смерти", как прозвали эту трассу в Питере.Фонтанка ру

 

ВУОКАТТИ

Чем встретил Вуокатти? Здесь сейчас укатаны все круги. Правда, круг вокруг сопки на следующий после нашего приезда день никто не укатывал дня три - там после дождей снег просел, обнажив некоторые валуны, и ретрак туда перестал ходить. Но после снегопада 12 января (в этот день в Москве как раз тоже выпал снег) все трассы подготовили, и теперь можно кататься во всех направлениях по всем кругам. А освещёнка до Rekikesti (до "дальних собак" по терминологии Володи Кочетова - 8 км туда и столько же обратно) + 9-километровый "спортивный" круг готовятся вообще каждый день, и катание здесь вполне достойное.

 

7. Фото 2009 года. Те самые собаки в Rekikesti, мимо которых в те годы проходила лыжня - именно из-за них прижилось название этого местечка "у дальних собак". Потому что "у ближних собак" - это хутор Хейккилан.Иван Исаев

 

8. Вуокатти, из-за горизонта чуть выглянуло низкое полярное солнышко.Иван Исаев

 

9. Так выглядят сегодня практически все трассы в Вуокатти: жёсткий фирн перемешан со свежевыпавшим снегом и перемолот-укатан ратраком.Иван Исаев

В Вуокатти нас ждал наш старинный университетский товарищ - Петя Кузнецов со своей женой и двумя карапузами. Петя, правда, уже завершал свой новогодний вояж в Эстонию и Финляндию, но на пару дней мы с ним всё-таки успели пересечься, покатались вместе и даже попели песенки под гитару вместе с его детьми.

И, кстати, записали небольшое видео для вас на телефон:

 

10. Встретили нашу университетскую лыжницу Надю Сухареву.Иван Исаев

 

11. Где ещё могут встретиться лыжники из московского университета? Конечно, в Вуокатти. Слева направо: Иван Исаев, Пётр Кузнецов, Александр Усатов.Из архива автора

 

КРУГ ВОКРУГ СОПКИ

Это мой любимый круг в Вуокатти, и финны с ним не устают удивлять. Каждую пару лет на этом круге совершаются какие-то улучшения. Лет 15- 20 назад здесь нужно было как минимум несколько раз снимать лыжи, чтобы переходить автомобильные дороги. Но постепенно, год за годом, финны рубили и рубили на трассе узкие места: сначала соорудили мост через автодорогу при подъезде к центральному горнолыжному склону, потом прорыли тоннель под дорогой, идущей к вершине сопки, потом перекинули мост через дорогу, ведущую к новому коттеджному посёлку, а теперь сразу после сноубордического тоннеля изменили траекторию трассы, заменив неудобный крутой торчок под соснами (там вечно не хватало снега), на более логичный, пологий и широкий подъём. Более того, благодаря тому, что исчез этот торчок, а трасса стала более мягкой и широкой, финны запустили её теперь ещё и в обратную сторону, то есть большой 26-километровый круг, по-видимому, теперь можно ходить и в обратную сторону (с этим мне ещё надо будет в этот приезд разобраться).

 

12. Когда-то здесь надо было снимать лыжи и переходить дорогу, но лет 15 назад в этом месте построили специальный лыжный мост. Иван Исаев

 

13. Один из оставшихся переходов через автомобильные дороги местного значения. Кто-то здесь лыжи всё-таки снимает, кто-то - переходит так. Но заметил: когда снегоуборочные машины посыпают дорогу гранитной крошкой, они перестают её сыпать за 10 метров до пересечения с лыжнёй и продолжают сыпать, только когда на столько же метров отъедут от лыжной трассы.Иван Исаев

 

14. Этот снимок сделан в апреле 2009 года, снега много, но вообще это - критическое место, здесь под соснами на крутом подъёме в начале зимы снега всегда не хватает. Кроме того, такой крутой подъём не позволял финнам организовать в этом месте двустороннее движение по лыжне, поэтому со временем этот подъём был исключен из трассы (см. снимки ниже).Иван Исаев

 

15. Круг увели сюда - на широкую наклонную полку, на которой удалось организовать двустороннее движение и поставить столбы вечернего освещения.Иван Исаев

 

16. Лыжная трасса отделена от горнолыжных склонов сеткой, чтобы, не дай бог, никто не влетел сверху в лыжников. А движение по лыжне в этом месте стало двусторонним (смотри табличку справа от лыжной трассы).Иван Исаев

 

 17. С помощью пешеходного моста (на дальнем плане на уровне второго этажа здания) движение в этом месте организовали таким образом, что лыжники и горнолыжники со сноубордистами не пересекаются ни при каком раскладе.Иван Исаев

 

МОСТ

Этот мост построен здесь уже лет шесть или восемь назад, но написать об этом повод случился у меня только сейчас. Смотрите, на одном из склонов кто-то получил землеотвод и построил коттеджный посёлок. Правда, подъезд к этому посёлку пересёк лыжную трассу. И, как я понимаю, финны просто подали заявку в ЕЭС, и им профинансировали значительную часть стоимости этого моста (см. фото ниже). Таким образом, и подъезд к коттеджному посёлку себе построили, и лыжную трассу сохранили.

18. Этот мост появился здесь лет восемь назад - под ним прошла автомобильная дорога, ведущая к новому коттеджному посёлку, расположившемуся на склоне сопки.Иван Исаев

 

19. Табличка на мосте информирует нас о том, что его строительство было профинансировано коммуной Соткамо и Европейским Экономическим сообществом. В принципиально новые проекты типа первого в мире сноубордического или лыжного тоннелей ЕЭС готово вкладывать очень много, оплачивая иногда до 80% стоимости строительства. В "банальные" проекты типа строительства коттеджного посёлка ЕЭС  вкладывает совсем немного - 15 -20%. Предположу, что в строительство этого моста ЕЭС вложило от 40 до 60% всей его стоимости.Иван Исаев

 

20. Фотография из 2012 года. Здесь лыжня и снегоходная тропа перебираются через автомобильную дорогу, идущую к вершине сопки. Дорога здесь довольно оживлённая, поэтому лыжи здесь всегда приходилось снимать. Иван Исаев

 

21. А это фото этого же места уже из 2017 года. Как видите, здесь уже появился лыжный тоннель, но движение пока одностороннее, и нет столбов вечернего освещения. Иван Исаев

 

22. Забавно: если сравнивать расположенный выше снимок этого места от 2017 года со снимком этих дней, то можно обратить внимание, что куда-то исчезли опоры линии высоковольтных передач. Видимо, линию перенесли в другое место. Плюс - на лыжной трассе появились столбы вечернего освещения, а сама трасса стала предназначенной для двустороннего движения. Иван Исаев

 

КОТА (ХИЖИНА)

Это любимая лыжная кота нашей семьи. Понятно, что этих лыжных хижин за два с половиной десятка лет, что мы ездим в Финляндию, мы повидали немало, но, возможно потому, что эта была в нашей жизни самой первой, она так и осталась для нас самой дорогой, самой памятной. Самые первые снимки этой коты более чем двадцатилетней давности мне теперь уже и не сыскать - я тогда фотографировал ещё на плёнку, и найти эти снимки сейчас, сидя в Вуокатти, у меня нет никакой возможности - все они сейчас в виде бумажных отпечатков находятся дома, в Москве, в домашних альбомах. Но сюда мы устраивали большие походы вместе с нашими крошечными детьми (дочке тогда было лет 7, сыну - 9). Папа (то есть я) надевал на спину приличных размеров рюкзак, куда умещались четыре запасные курточки, сухие сменные шапки, термос с горячим чаем, хлеб, упаковка сосисок, которые мы жарили на огне, несколько болгарских перцев. Мы долго-долго шли эти пять километров до хижины (для детей это был очень серьёзный поход куда-то чуть ли не в самую глубину тайги, в сопки), потом приходили и сразу же надевали поверх промокшей одежды сухие курточки, разжигали костер в очаге, дожидались углей, жарили сосиски, пили горячий чай. Потом, отдохнувшие, возвращались домой. Для нас была тогда это самая настоящая экспедиция с покорением тяжёлых подъёмов и преодолением очень непростых спусков, это было для всех нас реальное испытание.

По счастью, путь обратно проходил в основном под горку, так что обратная дорога всегда была более лёгкой, быстрой. А быть может, дело в том, что мы успевали в этой коте не только отдохнуть и подкрепиться, но и зарядиться эмоциями, пообщавшись и с этим уголком дикой финской природы, и с пляской огня в очаге, и друг с другом?

 

23. Фото из 2009 года. Дочке Маше 16 лет. Это далеко не первый её приезд в Вуокатти, и эта кота для неё - тоже родная. Иван Исаев

 

24. Годом позже, в 2010 году, с 19-летним сыном. Он тоже не без любопытства оценивает то, что произошло за эти годы с котой, листает журнал отзывов. Иван Исаев

 

25. Фото с сыном оттуда же, из 2010 года. Елена Исаева

 

26. Один из откликов русскоговорящих туристов в книге отзывов в "нашей" коте.Иван Исаев

 

27. Один из откликов русскоговорящих туристов в книге отзывов в "нашей" коте.Иван Исаев

 

28. Один из откликов русскоговорящих туристов в книге отзывов в "нашей" коте.Иван Исаев

 

29. Один из откликов русскоговорящих туристов в книге отзывов в "нашей" коте.Иван Исаев

 

30. Один из откликов русскоговорящих туристов в книге отзывов в "нашей" коте.Иван Исаев

 

РОДИТЕЛИ

Несколько лет назад я вывез в мой любимый Вуокатти родителей. Обоим было уже сильно за 70, никакого лыжного прошлого у них до сих пор не было, но я нашёл для обоих и по комплекту лыж-палок-ботинок, и по спортивному костюму, и вот мы, после нескольких тренировочных дней, решились совершить дальний бросок до нашей любимой коты и добрались-таки до неё. Сегодня с теплом вспоминаю те дни: отца уже нет в живых, маме - 84 года и, конечно, уже ни на какие лыжи она больше не встанет, но то воспоминание о большом лыжном походе к коте, о немалом преодолении и отдыхе у очага останется и с ними, и со мною навсегда.

 

31. Несколько лет назад я вывез родителей в Вуокатти. Мама и папа - на лыжне.Иван Исаев

 

32. Отец в нашей коте. Иван Исаев

 

33. Мама там же. Иван Исаев

 

34. Бывает же такое - в моей Киа Спортэйдж накануне поездки в Финляндию что-то застучало в двигателе, и я перекинул лыжный кофр на Ленину машину - Сузуки Джимни, оставив ей московские хлопоты по ремонту моей машины. Мы довольно сносно проехали втроём на этой крохе более трёх тысяч километров: все лыжи и часть вещей у нас ехали в кофре, а на заднем сиденье мама с папой даже умудрялись попеременно лежать время от времени.Иван Исаев

 

35. Отец в начале маршрута - около "нулевой" отметки всех вуокаттинских трасс.Иван Исаев

 

36. Едем на лыжах с отцом вдоль парковки караванеров: наша цель - хутор Хейккилан в 6,5 километрах от этой точки. Иван Исаев

 

37. Ну как было после долгой лыжной прогулки не побаловать себя сладкой плюшкой с горячим кофе в кафе у Сиско и Пааво Хейккинен?Иван Исаев

 

38. Сиско Хейккинен демонстрирует нам помещение для проведения дней рождения, свадеб, конференций, семинаров и корпоративов. Это помещение появилось здесь в качестве пристройки к старому зданию кафе лет 12 или 13 назад. Иван Исаев

 

39. Пааво Хейккинен провёз нас с отцом на этом во всех отношениях культовом джипе Мицубиси Паджеро второго поколения по своим коттеджам, раскинувшимся в окрестностях хутора.Иван Исаев

 

РЕКОНСТРУКЦИЯ КОТЫ

Сегодня той прежней коты уже нет - её подновили, поменяли кровлю, обновили дверь, лавочки, но главное - врезали два окошка (раньше их не было) и теперь в коте стало светлее. А так, подозреваю, кота продолжает служить людям: кто-то впервые вывезет сюда своих детей, кто-то - родителей, кто-то - любимую девушку или молодого человека, приобщив их к миру лыжных гонок. Но для меня эта кота - что-то такое очень важное и дорогое в моей жизни, и каждый год я, конечно, выбираюсь сюда и зимой, и летом (летом, естественно, пешком). И самое чудесное во всей этой истории заключается в том, что, наверное, ещё многие-многие тысячи или даже десятки тысяч людей точно так же как и я, думают про эту хижину - моя кота.

 

40. 2010 год. Свежеструганные доски кровли, новенькая дверь, окошки, оголовок чума - наша кота словно бы приоделась в свежий наряд. Иван Исаев

 

41. В апреле на солнцепёке снег уходит быстро, но в лесу его ещё очень много.Иван Исаев

 

42. Дровник тоже получил свежую крышу.Иван Исаев

 

43. А это фото из января 2020 года. Как видите, за девять лет цвет древесины изменился до тёмно-серого. Иван Исаев

 

44. В этот раз я был один, поэтому не стал разводить огонь в очаге, ограничившись беглым осмотром чума. Иван Исаев

 

45. Дровник в 2020 году.Иван Исаев

 

46. Я не знаю, как правильно называется это сооружение, но для себя я окрестил его полу-котой, то есть полу-хижиной. Работает это так: тепло от разведённого огня отражается от дальней крыши-стенки, и на палатях становится довольно тепло - там можно спать даже зимой, если не забывать время от времени подбрасывать дрова в костёр. Эта полу-кота расположена в дальней точке большого 27-километрового круга - я люблю сюда заезжать и на лыжах зимой, и заходить сюда пешком летом. Upd от 20 янв. 2020 г.: Позвонил Фреди Пиудунен из Колазко, и пояснил, что это сооружение у финнов называется laavu. В русском языке, как я понял, аналога этому слову нет. Laavu - чрезвычайно распространенный вид укрытия в Финляндии: по сути, оно даёт укрытие от дождя и снега + источник тепла в виде костра. Ничего лучше, универсальнее и проще для ночёвки в холодную погоду и придумать невозможно. Иван Исаев

 

А вообще, я написал эту заметку для тех, кто, быть может, захотел бы по моим следам рвануть в эти дни в Вуокатти - цены на проживание здесь сейчас существенно понизились по сравнению с периодом новогодних праздников и школьных зимних каникул. Понятно, что в Москве уже выпал первый снег, и на нём уже накручивают свои первые километры в Битце и Ромашково, Алёшкино и на Волкуше, в Красногорске и Вороново, Измайлово и Одинцово. Но точно так же понятно, что снега этого пока катастрофически не хватает и он, чёрт побери, тает.

СНЕЖНЫЕ ПУШКИ МОСКВЫ И ВУОКАТТИ

Нет-нет, я не буду сейчас рассказывать вам о снежных пушках Вуокатти, не стану писать о том, как именно финны заготавливают снег в конце зимы, укрывают его толстым покрывалом из стружки и раскатывают по просекам Вуокатти каждый год к 10 октября - мы писали об этом уже много раз в журнале "Лыжный спорт", да и не только мы. Просто, катаясь в этом сезоне уже второй раз по пушечному снегу Вуокатти, вспомнил тут слова Геннадия Ивановича Бочарова - председателя спортивного клуба "Альфа-Битца", брошенные мне не без обиды при нашем последнем разговоре:

- Вот ты скажи, мне, журналист, почему вы все молчите?

Я несколько опешил:

- Кто это "вы все", и по какому поводу мы "молчим"?

- Смотри, мы точно знаем, что в Москву закуплено что-то около 40 или 50 ретраков. Где они? Ну ладно, половина из них, предположим, всё-таки бегает по лыжным трассам столицы. Я не очень верю в эту цифру "20", но предположим, что двадцать. Но мы ведь точно так же знаем, что в Москву закуплены и 36 снежных пушек. И закуплены уже два или три года назад. Где все эти пушки? Почему в таком огромном городе, как Москва, куда эти пушки уже совершенно точно закуплены, в условиях бесснежной зимы не сооружается ни одна лыжная трасса из искусственного снега? Вот почему вы все молчите?!

- Ну, а что мы можем сделать в этой ситуации, Геннадий Иванович?

- Пишите письма! Пишите в "Активный гражданин", пишите Собянину, расскажите об этом бардаке и безобразии, расскажите о самой этой ситуации, при которой ретраки и пушки в городе есть, а сотни тысяч любителей лыжного спорта вынуждены ездить кто в Волкушу, кто в Головино, кто в Красногорск - то есть на подмосковные лыжные трассы на крошечные круги в 0,5 - 1 км. Напишет один - может быть, не заметят или отмахнутся. А если напишут хотя бы два-три десятка человек, да напишут разные, не под копирку, письма, от себя, от души, скажут, что именно они об этом думают, они там в мэрии точно не смогут от этих писем отмахнуться. А мы все, видишь, какие терпеливые, привыкли молчать…

Собственно, эти слова Геннадия Ивановича я адресую сейчас не только себе, но и всем вам. Давайте попробуем потратить каждый по 10 минут и написать от себя, что мы думаем об этой ситуации в городе? Вода камень точит - глядишь, стронем мы с вами этот камень с места и покатится он под гору? Ну ведь согласитесь, дикость какая-то: при 36 снежных пушках в городе не иметь ни одной лыжной трассы в январе-месяце…

АРХИВНЫЕ ФОТО

А если снова вернуться в Вуокатти…

Знаете, когда я ковырялся сейчас в своём компьютере в поисках фотографий в коте с детьми, наткнулся на такое множество интересных фотографий разных лет из Вуокатти. И поскольку все они так и не были никогда опубликованы ни в журнале "Лыжный спорт", ни на сайте skisport.ru, давайте я хотя бы в этой заметке поделюсь ими с вами?

47. Это фото из ноября 2011 года. Дождавшись устойчивых минусовых температур, финны решились на радикальное увеличение длины трассы первоснежного катания. Иван Исаев

 

48. Трактор с тележкой-прицепом везёт снег по лыжероллерной трассе.Иван Исаев

 

49. …И высыпает его под ковш ратрака прямо на асфальтовое полотно.Иван Исаев

 

50. Классная цветовая гамма, правда? Оранжевые огни проблесковых маяков, красная кабина ратрака, зелёная хвоя деревьев, чёрная лента асфальта, коричневый фон земли с мелкой щебёнкой и… белоснежная лента из свежепривезённого прошлогоднего пушечного снега. Иван Исаев

 

51. Временами на трассе первого снега бывает очень тесно. Но всё равно снега хватает абсолютно всем. Иван Исаев

 

52. А теперь перенесёмся в апрель 2009 года. Снега ещё много, но весна берёт своё, и снег постепенно тает. Однако куча снега уже настреляна и надёжно укрыта опилочно-стружечным одеялом - в таком виде она спокойно простоит вплоть до октября. Иван Исаев

 

53. Лыжня, проложенная вдоль свежеукрытой опилками кучи снега. В шесть часов утра даже в апреле она жёсткая как бетон. Иван Исаев

 

54. С этим ретраком мы словно бы играли в догонялки. В поисках жёсткого утреннего фирна я выходил на утренние тренировки в семь часов по Москве (в шесть утра по финскому времени). Иногда я вставал в свеженарезанную колею, а иногда не обнаруживал следов ратрака и отправлялся по окрестностям в поисках его следов, прислушиваясь - не раздастся ли где-нибудь неподалёку его рокот? Иван Исаев

 

55. Эти угловатые коричневые глыбы - не что иное, как запасы смёрзшейся прошлогодней стружки, которые, похоже, в этом году не пригодились - куча снега (на дальнем плане снимка) укрыта покрывалом из явно свежей стружки. Иван Исаев

 

56. Волшебство апрельской утренней лыжни, только что нарезанной ратраком. Иван Исаев

 

57. А это дневные снимки: выйдя на утреннюю тренировку в шесть часов утра по финскому времени, я успевал вернуться домой в восемь, помыться, второй раз позавтракать, отдохнуть и выйти на второе катание часов в одиннадцать уже вместе с женой и детьми. К этому времени лыжню, конечно, развозило, и тут и там начинали появляться промоины, лужи и ручейки.Иван Исаев

 

 58. Специально проделанная канавка, по которой талая вода с верхней части трассы перебегает на нижний её край. Иван Исаев

 

59. В некоторых местах, чтобы сохранить снег ещё хотя бы на несколько дней, финны укладывают такие вот трубы для прохождения под лыжной трассой талой воды. Иван Исаев

 

60. Ноябрь 2011 года. С нашим университетским лыжников Юриком Кирьяновым и его женой Татьяной мы отправились в пеший поход к нашей коте. Вода на озёрах уже схватилась первым ледком, на дворе стоит морозец, но естественного снега пока нет и в помине. Иван Исаев

 

61. Пешая тропа восьмого президента Финляндии Урхо Калево Кекконена (видите на столбике  значок UKK?) проходит по всей Финляндии, пересекая её с самого севера до самого юга (её протяжённость - более 2.000 километров). Через каждые 10-15 км на этой тропе вас ждут привалы, оборудованные очаги, запасы дров, лавочки, туалеты, хижины, пронумерованные "тревожные" столбы. Всё это немалое хозяйство постоянно обслуживается и поддерживается в рабочем состоянии: мусор - вывозится, дрова - подвозятся, мостки, разметка и приюты - обновляются. Иван Исаев

 

62. В местах крутых подъёмов и спусков тропа иногда оборудована такими вот лестницами.Иван Исаев

 

63. В топких местах тропа, как правило, оборудована мостками, которые обновляются каждые несколько лет. Иван Исаев

 

64. Как раз одно из таких мест, где мостки постепенно подгнивают и приходят в негодность. Нет никаких сомнений в том, что через какое-то не очень продолжительное время они будут обновлены. Иван Исаев

 

65. Юрик и Татьяна тоже увлеклись чтением комментариев в книге отзывов коты.Иван Исаев

 

66. Огонь в очаге. Иван Исаев

 

67. Лыжная трасса в ожидании снега: спрофилирована, освещена, отсыпана гранитной крошкой.Иван Исаев

 

*   *   *

 

В общем, если у вас есть одна или две свободные недели, если ваша работа позволяет вам работать дистанционно (как нам с Леной) или у вас есть возможность взять отпуск, не упускайте такую возможность: сесть поутру в машину и уже вечером оказаться на чудесных лыжных кругах в Вуокатти. При определённой доле фанатизма можно даже в день приезда махнуть здесь по освещённой лыжной трассе "тридцаточку", ибо освещёнка здесь работает допоздна, а освещённых кругов здесь никак не меньше сорока километров.

А можно, наверное, махнуть куда-нибудь в Микунь (Коми), откуда только что с Костюченковского марафона вернулся президент СМЛР Сергей Емельянов, и где снега, по его словам, сантиметров семьдесят, то есть катайся - не хочу. А можно ещё -  куда-нибудь за Урал, где снег совершенно точно уже лёг, или в Кировск, или, как Володя Кочетов - в Тоблах в Австрию. Хорошо, когда есть выбор. И в этом смысле Вуокатти - совершенно точно не худшее место на планете, смело вам его рекомендую.

*   *   *

Что ещё почитать?

Вуокатти подвинулся к Москве на добрых пару сотен километров. Репортаж годовой давности из Вуокатти, когда платная дорога Москва - Санкт-Петербург ещё не была запущена полностью.

41 9050 Иван Исаев 17.01.2020 10:30
Рейтинг: +26 +27 -1

Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.

хорошая у вас компания подобралась гумовцы !  .. общаетесь  , и общаемся аж лет сорок ! .  лыжи не дают отдаляться и потеряться во времени ... как же хорошо просто кататься на этих двух пластмассовых досточках , хоть в Вуокатти , хоть в Обертиллахе , и даже иногда в мскв ..
Ссылка Рейтинг: +5 +10 -5
Дорогой смерти называется дорога от трассы "Скандинавия" до Светогорска (Энсо), а не сама трасса "Скандинавия". Кстати, говорят Дорогу Смерти отремонтировали и кое-где отпрофилировали. Но я предпочитаю ездить через Брусничное.
Ссылка Рейтинг: +3 +4 -1
17.01.2020 12:41
У нас не мскв, зато есть и снег, и трассы.
Ссылка Рейтинг: +4 +4 0
17.01.2020 13:16
написал письмо. меня также раздражает пассивность властей в организации чего-то полезного для людей
Ссылка Рейтинг: -1 +1 -2
17.01.2020 13:28
Дорогой смерти называется дорога от трассы "Скандинавия" до Светогорска (Энсо), а не сама трасса "Скандинавия"
Я тоже слышал именно о самой "Скандинавии" = дорога смерти. Но тут вроде понятно - отчаянные обгоны впритирку со встречным обгоняющим видел не раз. А на дорога на Светогорск имхо ничего особенного, в любом ее состоянии. Может это какое-то старое прозвище?
Ссылка Рейтинг: 0 +1 -1
Жизнеутверждающе, Иван Иванович
Ссылка Рейтинг: 0 +2 -2
17.01.2020 14:12
Модест, Википедия утверждает всё же, что "Дорогой смерти" зовут именно "Скандинавию".

Впрочем, формально вы тоже правы: в 2017 году участок Выборг - Светогорск присоединили к "Скандинавии" и сменили ей статус с дороги регионального значения на федеральную трассу. Но там, как справедливо написал Алексей Жилин, никаких фатальных опасностей и нет - петляет дорога себе среди сосен, обгонов - минимум.  
Ссылка Рейтинг: -2 0 -2
17.01.2020 14:24
Как будто сам побывал еще раз. И трасса наверх к хижине, и переход через дорогу. . Снимки и слова про родителей - лучшие в этой публикации. По духу очень напомнило первые статьи про Вуокатти в ранних номерах ЛС. Очень хорошо передан именно дух этого места, красота..
Ссылка Рейтинг: +5 +7 -2
Дорогой на Светогорск (Энсо) никто не занимался, до последнего времени она была такой, какой досталась от Финляндии: спрофилирована под 40 кмч, и подложка под 3-х тонные грузовики. А возят по ней лес лесовозы с полуторным перегрузом по массе. Эти же лесовозы уже на территории Финляндии выглядят загруженными чуть больше чем на половину.
Ссылка Рейтинг: +3 +4 -1
17.01.2020 14:44
Отличная статья, как будто сам побывал и прокатился на лыжах в Финляндии, глядя на травку и реку из  окна небоскреба в  МСК Сити))
Ссылка Рейтинг: -1 +1 -2
Статья роскошная! Черт, так "вкусно пишет", этот Иван Исаев:)
К Вуокатти у меня только одна "претензия", если так можно выразиться: слишком уж раскрученное место, дорогое, спортивная трасса не особо интересная, есть в Финляндии и получше спортивные трассы.
А Бочаров абсолютно верно говорит. Вот я думал, как-то неуместо просить у московских властей снега из пушек, когда столько проблем более насущных. Мол, людям на еду не хватает, а вам снег в бесснежную зиму подавай. Но глядя на всю эту бордюрно-плиточную вакханалию и т.д. и т.п. мы вполне вправе требовать удобства и комфорта, тем более это всё для ЗОЖ.
В свое время не подними мы все бучу про нарисованные на бумаге лыжные трассы, дело б не сдвинулось с места. Так же и с пушками. Надо бузить. Напишу, куда знаю, запросы. И всем советую!
Ссылка Рейтинг: +6 +6 0
17.01.2020 15:12
#Пишите письма! Пишите в "Активный гражданин", пишите Собянину, расскажите об этом бардаке и безобразии, расскажите о самой этой ситуации, при которой ретраки и пушки в городе есть, а сотни тысяч любителей лыжного спорта вынуждены ездить кто в Волкушу, кто в Головино, кто в Красногорск#

1. Нас не сотни тысяч, нас амбициозных любителей 300 человек от силы в Москве
2. Для эффетивности письма должны писать,возглавлять медийные или известные люди, олимпийские и прочее чемпионы и призеры.
3. Спорт стал бизнесом везде , не только в Москве. Нет трасс , значит нет спроса. Спрос на фитнессклубы с инста граммом.
4. Детский лыжный спорт неперспективен. Нет побед, нет финансирования. Регионы рулят.
5. Половина фанатов лыж могут позволить себе выезд на вкатку , соревнования в течение сезона.
6. Пора вернуть Финляндию в состав России(Крым наш), чтобы не завидовать финам и не оглядываться на них.
7. Готовим лыжи, ведь завтра гонка в Пересвете.
Ссылка Рейтинг: -4 +4 -8
17.01.2020 15:23
Всем доброго времени суток. Кто нибудь знает можно там проживать вместе с собаками. Хотелось бы четверного с собой взять
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
17.01.2020 15:26
 На Лазутинке вчера включили "оснежение"- открыли трубу с водой при +3 , потом доложат что снег был , но всё растаяло, дождем смыло.
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
17.01.2020 15:27
Там не снег а каша видно же по прогнозу(( реклама , настоящий снег в Кировске не ведитесь на мишуру, оставляйте деньги в России
Ссылка Рейтинг: -4 +2 -6
с животными конечно можно .. только не во все апартаменты , об этой услуги надо заранее узнавать .. и ещё конечно нужно , чтобы у животного ( или ых ) были все международные документы для прохождения границы ..для ввоза его в Шенгенскую зону ,
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
Какой замечательный рассказ, много классных фото. Эх, тоже захотелось. Но, все завязано на работу и на детские каникулы.
На "дороге смерти", конечно, нужен разделительный отбойник. С трудом представляю, как финны после своей Финляндии по этой адской дороге с адскими водителями едут. Мы-то люди привычные, а они из тепличных условий и сразу в такой трэш.
P.S. Про родителей понравилось, не всегда мы им уделяем должное внимание.
Ссылка Рейтинг: +6 +6 0
17.01.2020 16:28
Анди, посмотри Villa Koira там в один из коттеджей пускают с собаками.
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
Вернуть Финляндию в Россию?

Так у нас уже есть финская лыжная база и финская лыжная трасса - база Прибой в Зеленогорске. Она сейчас практически в таком же виде как в ноябре 1939 года, даже туалет на улице - с тех времён. Как, нравится вам база Прибой? Балдеете от неё? Всего вам доброго (с)
Ссылка Рейтинг: +9 +11 -2
2 кочетов владимир

Даже в IIDA на горке есть пара апартаментов, где можно с животными.  
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
Иван Иванович, а есть полный фотоальбом? А то не все сарайчики сфотографироааны вдоль трассы. ;)
Ссылка Рейтинг: -3 +2 -5
17.01.2020 16:45
не знаю что там дорога смерти, но слышал много страшных историй именно про этот участок где-то в 40км от КАД и в 20км до выборга
темная
слепая
мокрая/грязная
с ремонтами постоянными (сколько ездим там постоянно что-то копают)
с выездами на встречку
*
а кусок до Светогорска - да извилистая и холмистая, но на ней сразу понятно что нестись вслепую опасно
трафик не большой
Ссылка Рейтинг: 0 +1 -1
17.01.2020 16:45
Материал шикарный, ИИ, спасибо
Ссылка Рейтинг: +5 +5 0
17.01.2020 17:00
да а мы посетили это замечательное место до НГ! Великолепно!
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
Модест, «Дорога смерти» это основная «Скандинавия».
Ссылка Рейтинг: 0 +1 -1
17.01.2020 17:50
Это Репортаж! Сила!!!

Танки похожи на Т-34 по силуэту.... это те самые, лаосские что-ли ? либо там временная дыра рядом шла... надо было нырять :)
Ссылка Рейтинг: +2 +3 -1
17.01.2020 17:53
Про трассу Скандинавия: дорогой смерти она становится в темноте и при плохой погоде, в светлое время машины, идущие на обгон по полутороной полосе видны издалека,  ночью - другое дело.
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
Ок, буду знать. Буду ездить через Ягодное-Пальцево. ;)
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
17.01.2020 18:30
Спасибо за прекрасный репортаж, Иван! Обожаем Вуокатти и ездим всей семьей каждый год уже 8 лет подряд. Узнал все места лыжной трассы на фото без исключения, настольно с ними уже сроднился. Несмотря на то что ценник на проживание сейчас в Вуокатти (как и во всей Финляндии) сильно перегрет, мы в этом году поедем опять как всегда в конце марта. Тоже на машине, тоже с Москвы но обязательно с остановкой в Питере. Ужин в ресторанчике на Рубинштейна и прогулка по вечернему Невскому - это традиция. Ещё раз спасибо!
Ссылка Рейтинг: +2 +3 -1
17.01.2020 18:34
Mikhail Aksenov 25 17.01.2020 18:30
...Ужин в ресторанчике на Рубинштейна и прогулка по вечернему Невскому - это традиция...
А ночуете при этом где? Тоже в Питере?
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
17.01.2020 18:55
Ночуем в Питере, снимаем апартаменты с возможностью парковки во внутреннем дворе.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
17.01.2020 19:36
Комментарий получил рейтинг и скрыт читателями.Всё-таки прочитать
Ссылка Рейтинг: -10 +2 -12
17.01.2020 19:42
Да нет, Вуокатти смысла нет пиарить, просто хочется порадоваться непосредственно за автора и его кампанию. А в остальном всё и так всем известно и понятно где они и где мы остались "шведу грозить".
Ссылка Рейтинг: +8 +9 -1
Шикарный репортаж! Иван, большое спасибо! Покатайтесь там и за нас!)
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
Не зовите в Вуокатти -
К бабке смысла ездить нет.
Колбасу в лесу пожарю
И за кустик в туалет.
Ссылка Рейтинг: +6 +7 -1
Иван, марафонский круг вокруг сопки уже несколько лет пустили в обратную сторону. В прошлом году ехал Вуокатти-Хиихто и круг понравился. Подъём к кафешке как-то проскочил не заметив, а спуск после очень хорошо "зашёл".
Высоковольтная линия убрана и, быстрее всего, закопан кабель. Так сейчас много где делают в Финляндии.
Очень люблю Вуокатти, но, к сожалению, редко теперь там бываю. Наверное из-за того, что живу недалеко.;)
Ссылка Рейтинг: +3 +3 0
17.01.2020 21:32
да я понимаю, что статьи классные, место тоже и снег есть. Кстати он много где есть. Просто вижу рекламу не первый год, а что вижу, то и пишу. Сорян кого задел
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
17.01.2020 22:03
Ваня, спасибо... Прочитал статью, посмотрел видео и фото и аж сердце защемило!!! Вспомнил свои 4 поездки в Вуокатти!!! Подумал, что вот это и были мои самые счастливые лыжные дни!!! Захотелось крикнуть Вове Кочетову, когда поедем друг!!!??? Сказочное место, сказочные воспоминания!!! Спасибо, Ваня.
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
17.01.2020 22:27
Писать обращения, может помочь, правда опыт говорит, что вероятность успеха не высокая.

Тем не менее, чтобы писать обращения будет полезно собрать информацию про то, что должно быть в реальности по ратракам и пушкам, желательно со ссылкой на официальные отчеты/документы, и что есть фактически, те собрать реальную информацию по официальным горнолыжным спускам и трассам, которые поддерживает город. Предлагаю редакции организовать работу по сбору таких данных, с целью ее дальнейшего использования в обращениях в мэрию.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Если это реклама, то реклама одного из лучших мест в этом мире.
Ссылка Рейтинг: +8 +8 0
25.01.2020 16:18
Спасибо за статью, Иван! В жизни и в газетах стало мало человеческого, не хватает!
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0