Я сбежал. Да, я сбежал...
(О.Митяев)
Честно говоря, поездив в первых числах января в Красногорск и Головино и покрутившись там на 500-метровом и 1,1-километровом кругах, стал изучать прогноз погоды и понял, что в январе, похоже, покататься в Москве на лыжах будет всё-таки проблематично. Позвонил Фреди Пиудунену из Колазко, что в Вуокатти (я сюда езжу каждый год в октябре), и поинтересовался - есть ли у него свободные места после 11 января? Хорошо знаю, что на новогодние каникулы в Вуокатти все места обычно забронированы за два-три месяца заранее, так что даже и не рассчитывал на то, что можно будет здесь поселиться раньше. Но Фреди удивил:
- Да не откладывай до 11-го, есть один свободный коттедж уже с 8 января.
И вот мы с Леной в 6-20 стартуем от дома, чтобы уже в 22-00 начать распаковывать свои вещи в "нашем" коттедже в Вуокатти.
Я уже писал, что благодаря платной дороге Москва - Санкт-Петербург теперь можно доезжать от Москвы до Вуокатти за один день. Но на практике сделали это впервые мы только в эту поездку. Возможно, кому-то будет интересен график нашего движения (ехали в пределах скоростных ограничений ПДД, нигде не нарушая правила):
6-20 - отъехали от дома (юг Москвы);
7-00 - стартовали от МКАД в сторону Питера;
13-00 - подъехали к КАД (кольцевая вокруг Питера);
13-10 - выехали на ЗСД (Западный скоростной диаметр);
16-10 - подъехали к границе в Светогорске;
16-50 - прошли границу;
22-00 - прибыли в Вуокатти.
Всего дорога с пополнением баланса счёта на транспондере в начале платной дороги, двумя перекусами в придорожных кафе, оформлением зеленой карты и тремя заездами на бензоколонку заняла 15 часов 40 минут. Естественно, с проездом по всем платным дорогам, который в дни новогодних каникул нам обошёлся в 1.200 рублей (с транспондером, - если бы платили наличными, было бы дороже примерно на 20%).
А теперь представьте себе, что всё ещё не запущен скоростной обход вокруг Твери - когда его запустят, сэкономится, по-видимому, ещё не меньше получаса.
Кроме того, сейчас идёт масштабная реконструкция трассы "Скандинавия" (трасса Санкт-Петербург - Выборг и далее до границы с Финляндией) - часть этой трассы уже запущена и она реально впечатляет: шесть полос + разделительный "нью-джерсийский" бетонный барьер между встречными потоками (как на МКАД) + хорошая разметка + широкие обочины + ночное освещение. Пишут, что трасса "Скандинавия" в реконструированном виде будет открыта не раньше 2024 года, но это - до границы, а до Выборга она дотянется, возможно, и раньше - в 2023 или даже 2022 году. К тому же пока строительство идёт с опережением сроков, так что чем чёрт не шутит?
В общем, после запуска этих двух участков дорога от Москвы до Вуокатти точно станет быстрее как минимум ещё на час. То есть выехав без надрыва из Москвы в 6 часов утра ( и это я имею в виду юг Москвы, с севера будет ещё быстрее!), можно будет быть на месте в Вуокатти примерно в 20-30. Здорово?
Чем встретил Вуокатти? Здесь сейчас укатаны все круги. Правда, круг вокруг сопки на следующий после нашего приезда день никто не укатывал дня три - там после дождей снег просел, обнажив некоторые валуны, и ретрак туда перестал ходить. Но после снегопада 12 января (в этот день в Москве как раз тоже выпал снег) все трассы подготовили, и теперь можно кататься во всех направлениях по всем кругам. А освещёнка до Rekikesti (до "дальних собак" по терминологии Володи Кочетова - 8 км туда и столько же обратно) + 9-километровый "спортивный" круг готовятся вообще каждый день, и катание здесь вполне достойное.
В Вуокатти нас ждал наш старинный университетский товарищ - Петя Кузнецов со своей женой и двумя карапузами. Петя, правда, уже завершал свой новогодний вояж в Эстонию и Финляндию, но на пару дней мы с ним всё-таки успели пересечься, покатались вместе и даже попели песенки под гитару вместе с его детьми.
И, кстати, записали небольшое видео для вас на телефон:
Это мой любимый круг в Вуокатти, и финны с ним не устают удивлять. Каждую пару лет на этом круге совершаются какие-то улучшения. Лет 15- 20 назад здесь нужно было как минимум несколько раз снимать лыжи, чтобы переходить автомобильные дороги. Но постепенно, год за годом, финны рубили и рубили на трассе узкие места: сначала соорудили мост через автодорогу при подъезде к центральному горнолыжному склону, потом прорыли тоннель под дорогой, идущей к вершине сопки, потом перекинули мост через дорогу, ведущую к новому коттеджному посёлку, а теперь сразу после сноубордического тоннеля изменили траекторию трассы, заменив неудобный крутой торчок под соснами (там вечно не хватало снега), на более логичный, пологий и широкий подъём. Более того, благодаря тому, что исчез этот торчок, а трасса стала более мягкой и широкой, финны запустили её теперь ещё и в обратную сторону, то есть большой 26-километровый круг, по-видимому, теперь можно ходить и в обратную сторону (с этим мне ещё надо будет в этот приезд разобраться).
Этот мост построен здесь уже лет шесть или восемь назад, но написать об этом повод случился у меня только сейчас. Смотрите, на одном из склонов кто-то получил землеотвод и построил коттеджный посёлок. Правда, подъезд к этому посёлку пересёк лыжную трассу. И, как я понимаю, финны просто подали заявку в ЕЭС, и им профинансировали значительную часть стоимости этого моста (см. фото ниже). Таким образом, и подъезд к коттеджному посёлку себе построили, и лыжную трассу сохранили.
Это любимая лыжная кота нашей семьи. Понятно, что этих лыжных хижин за два с половиной десятка лет, что мы ездим в Финляндию, мы повидали немало, но, возможно потому, что эта была в нашей жизни самой первой, она так и осталась для нас самой дорогой, самой памятной. Самые первые снимки этой коты более чем двадцатилетней давности мне теперь уже и не сыскать - я тогда фотографировал ещё на плёнку, и найти эти снимки сейчас, сидя в Вуокатти, у меня нет никакой возможности - все они сейчас в виде бумажных отпечатков находятся дома, в Москве, в домашних альбомах. Но сюда мы устраивали большие походы вместе с нашими крошечными детьми (дочке тогда было лет 7, сыну - 9). Папа (то есть я) надевал на спину приличных размеров рюкзак, куда умещались четыре запасные курточки, сухие сменные шапки, термос с горячим чаем, хлеб, упаковка сосисок, которые мы жарили на огне, несколько болгарских перцев. Мы долго-долго шли эти пять километров до хижины (для детей это был очень серьёзный поход куда-то чуть ли не в самую глубину тайги, в сопки), потом приходили и сразу же надевали поверх промокшей одежды сухие курточки, разжигали костер в очаге, дожидались углей, жарили сосиски, пили горячий чай. Потом, отдохнувшие, возвращались домой. Для нас была тогда это самая настоящая экспедиция с покорением тяжёлых подъёмов и преодолением очень непростых спусков, это было для всех нас реальное испытание.
По счастью, путь обратно проходил в основном под горку, так что обратная дорога всегда была более лёгкой, быстрой. А быть может, дело в том, что мы успевали в этой коте не только отдохнуть и подкрепиться, но и зарядиться эмоциями, пообщавшись и с этим уголком дикой финской природы, и с пляской огня в очаге, и друг с другом?
Несколько лет назад я вывез в мой любимый Вуокатти родителей. Обоим было уже сильно за 70, никакого лыжного прошлого у них до сих пор не было, но я нашёл для обоих и по комплекту лыж-палок-ботинок, и по спортивному костюму, и вот мы, после нескольких тренировочных дней, решились совершить дальний бросок до нашей любимой коты и добрались-таки до неё. Сегодня с теплом вспоминаю те дни: отца уже нет в живых, маме - 84 года и, конечно, уже ни на какие лыжи она больше не встанет, но то воспоминание о большом лыжном походе к коте, о немалом преодолении и отдыхе у очага останется и с ними, и со мною навсегда.
Сегодня той прежней коты уже нет - её подновили, поменяли кровлю, обновили дверь, лавочки, но главное - врезали два окошка (раньше их не было) и теперь в коте стало светлее. А так, подозреваю, кота продолжает служить людям: кто-то впервые вывезет сюда своих детей, кто-то - родителей, кто-то - любимую девушку или молодого человека, приобщив их к миру лыжных гонок. Но для меня эта кота - что-то такое очень важное и дорогое в моей жизни, и каждый год я, конечно, выбираюсь сюда и зимой, и летом (летом, естественно, пешком). И самое чудесное во всей этой истории заключается в том, что, наверное, ещё многие-многие тысячи или даже десятки тысяч людей точно так же как и я, думают про эту хижину - моя кота.
А вообще, я написал эту заметку для тех, кто, быть может, захотел бы по моим следам рвануть в эти дни в Вуокатти - цены на проживание здесь сейчас существенно понизились по сравнению с периодом новогодних праздников и школьных зимних каникул. Понятно, что в Москве уже выпал первый снег, и на нём уже накручивают свои первые километры в Битце и Ромашково, Алёшкино и на Волкуше, в Красногорске и Вороново, Измайлово и Одинцово. Но точно так же понятно, что снега этого пока катастрофически не хватает и он, чёрт побери, тает.
Нет-нет, я не буду сейчас рассказывать вам о снежных пушках Вуокатти, не стану писать о том, как именно финны заготавливают снег в конце зимы, укрывают его толстым покрывалом из стружки и раскатывают по просекам Вуокатти каждый год к 10 октября - мы писали об этом уже много раз в журнале "Лыжный спорт", да и не только мы. Просто, катаясь в этом сезоне уже второй раз по пушечному снегу Вуокатти, вспомнил тут слова Геннадия Ивановича Бочарова - председателя спортивного клуба "Альфа-Битца", брошенные мне не без обиды при нашем последнем разговоре:
- Вот ты скажи, мне, журналист, почему вы все молчите?
Я несколько опешил:
- Кто это "вы все", и по какому поводу мы "молчим"?
- Смотри, мы точно знаем, что в Москву закуплено что-то около 40 или 50 ретраков. Где они? Ну ладно, половина из них, предположим, всё-таки бегает по лыжным трассам столицы. Я не очень верю в эту цифру "20", но предположим, что двадцать. Но мы ведь точно так же знаем, что в Москву закуплены и 36 снежных пушек. И закуплены уже два или три года назад. Где все эти пушки? Почему в таком огромном городе, как Москва, куда эти пушки уже совершенно точно закуплены, в условиях бесснежной зимы не сооружается ни одна лыжная трасса из искусственного снега? Вот почему вы все молчите?!
- Ну, а что мы можем сделать в этой ситуации, Геннадий Иванович?
- Пишите письма! Пишите в "Активный гражданин", пишите Собянину, расскажите об этом бардаке и безобразии, расскажите о самой этой ситуации, при которой ретраки и пушки в городе есть, а сотни тысяч любителей лыжного спорта вынуждены ездить кто в Волкушу, кто в Головино, кто в Красногорск - то есть на подмосковные лыжные трассы на крошечные круги в 0,5 - 1 км. Напишет один - может быть, не заметят или отмахнутся. А если напишут хотя бы два-три десятка человек, да напишут разные, не под копирку, письма, от себя, от души, скажут, что именно они об этом думают, они там в мэрии точно не смогут от этих писем отмахнуться. А мы все, видишь, какие терпеливые, привыкли молчать…
Собственно, эти слова Геннадия Ивановича я адресую сейчас не только себе, но и всем вам. Давайте попробуем потратить каждый по 10 минут и написать от себя, что мы думаем об этой ситуации в городе? Вода камень точит - глядишь, стронем мы с вами этот камень с места и покатится он под гору? Ну ведь согласитесь, дикость какая-то: при 36 снежных пушках в городе не иметь ни одной лыжной трассы в январе-месяце…
А если снова вернуться в Вуокатти…
Знаете, когда я ковырялся сейчас в своём компьютере в поисках фотографий в коте с детьми, наткнулся на такое множество интересных фотографий разных лет из Вуокатти. И поскольку все они так и не были никогда опубликованы ни в журнале "Лыжный спорт", ни на сайте skisport.ru, давайте я хотя бы в этой заметке поделюсь ими с вами?
В общем, если у вас есть одна или две свободные недели, если ваша работа позволяет вам работать дистанционно (как нам с Леной) или у вас есть возможность взять отпуск, не упускайте такую возможность: сесть поутру в машину и уже вечером оказаться на чудесных лыжных кругах в Вуокатти. При определённой доле фанатизма можно даже в день приезда махнуть здесь по освещённой лыжной трассе "тридцаточку", ибо освещёнка здесь работает допоздна, а освещённых кругов здесь никак не меньше сорока километров.
А можно, наверное, махнуть куда-нибудь в Микунь (Коми), откуда только что с Костюченковского марафона вернулся президент СМЛР Сергей Емельянов, и где снега, по его словам, сантиметров семьдесят, то есть катайся - не хочу. А можно ещё - куда-нибудь за Урал, где снег совершенно точно уже лёг, или в Кировск, или, как Володя Кочетов - в Тоблах в Австрию. Хорошо, когда есть выбор. И в этом смысле Вуокатти - совершенно точно не худшее место на планете, смело вам его рекомендую.
Что ещё почитать?
Вуокатти подвинулся к Москве на добрых пару сотен километров. Репортаж годовой давности из Вуокатти, когда платная дорога Москва - Санкт-Петербург ещё не была запущена полностью.
Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.
Впрочем, формально вы тоже правы: в 2017 году участок Выборг - Светогорск присоединили к "Скандинавии" и сменили ей статус с дороги регионального значения на федеральную трассу. Но там, как справедливо написал Алексей Жилин, никаких фатальных опасностей и нет - петляет дорога себе среди сосен, обгонов - минимум.
К Вуокатти у меня только одна "претензия", если так можно выразиться: слишком уж раскрученное место, дорогое, спортивная трасса не особо интересная, есть в Финляндии и получше спортивные трассы.
А Бочаров абсолютно верно говорит. Вот я думал, как-то неуместо просить у московских властей снега из пушек, когда столько проблем более насущных. Мол, людям на еду не хватает, а вам снег в бесснежную зиму подавай. Но глядя на всю эту бордюрно-плиточную вакханалию и т.д. и т.п. мы вполне вправе требовать удобства и комфорта, тем более это всё для ЗОЖ.
В свое время не подними мы все бучу про нарисованные на бумаге лыжные трассы, дело б не сдвинулось с места. Так же и с пушками. Надо бузить. Напишу, куда знаю, запросы. И всем советую!
1. Нас не сотни тысяч, нас амбициозных любителей 300 человек от силы в Москве
2. Для эффетивности письма должны писать,возглавлять медийные или известные люди, олимпийские и прочее чемпионы и призеры.
3. Спорт стал бизнесом везде , не только в Москве. Нет трасс , значит нет спроса. Спрос на фитнессклубы с инста граммом.
4. Детский лыжный спорт неперспективен. Нет побед, нет финансирования. Регионы рулят.
5. Половина фанатов лыж могут позволить себе выезд на вкатку , соревнования в течение сезона.
6. Пора вернуть Финляндию в состав России(Крым наш), чтобы не завидовать финам и не оглядываться на них.
7. Готовим лыжи, ведь завтра гонка в Пересвете.
На "дороге смерти", конечно, нужен разделительный отбойник. С трудом представляю, как финны после своей Финляндии по этой адской дороге с адскими водителями едут. Мы-то люди привычные, а они из тепличных условий и сразу в такой трэш.
P.S. Про родителей понравилось, не всегда мы им уделяем должное внимание.
Так у нас уже есть финская лыжная база и финская лыжная трасса - база Прибой в Зеленогорске. Она сейчас практически в таком же виде как в ноябре 1939 года, даже туалет на улице - с тех времён. Как, нравится вам база Прибой? Балдеете от неё? Всего вам доброго (с)
Даже в IIDA на горке есть пара апартаментов, где можно с животными.
темная
слепая
мокрая/грязная
с ремонтами постоянными (сколько ездим там постоянно что-то копают)
с выездами на встречку
*
а кусок до Светогорска - да извилистая и холмистая, но на ней сразу понятно что нестись вслепую опасно
трафик не большой
Танки похожи на Т-34 по силуэту.... это те самые, лаосские что-ли ? либо там временная дыра рядом шла... надо было нырять
...Ужин в ресторанчике на Рубинштейна и прогулка по вечернему Невскому - это традиция...
К бабке смысла ездить нет.
Колбасу в лесу пожарю
И за кустик в туалет.
Высоковольтная линия убрана и, быстрее всего, закопан кабель. Так сейчас много где делают в Финляндии.
Очень люблю Вуокатти, но, к сожалению, редко теперь там бываю. Наверное из-за того, что живу недалеко.
Тем не менее, чтобы писать обращения будет полезно собрать информацию про то, что должно быть в реальности по ратракам и пушкам, желательно со ссылкой на официальные отчеты/документы, и что есть фактически, те собрать реальную информацию по официальным горнолыжным спускам и трассам, которые поддерживает город. Предлагаю редакции организовать работу по сбору таких данных, с целью ее дальнейшего использования в обращениях в мэрию.