2 января 1935 года в 11 часов пять жён командиров Красной Армии отправляются в неизведанное. Это были Ирдуган Фина, Уголькова Нина, Вагина Таисия, Дьяченко Клавдия и Улитина Вера. Во главе их шёл офицер Николай Карталов.
Горстку смельчаков из города выводят бойцы саперной роты. Мороз в минус 20 градусов в здешних местах не кажется страшным. Вскоре дорогу с обеих сторон окаймляет густой лес. На небе ни облачка. Первая ночевка. Располагаются в тёплой хате и мгновенно засыпают на соломе, покрытые чистыми простынями.
Десяток километров их провожали саперы, пожелавшие им доброго пути. Мороз заметно крепчает, что заставляет идущих двигаться быстрее. Очередной привал и встреча в избе-читальне с колхозниками. Колхозницы спрашивают их не столько о переходе, сколько о том, как живут и работают отчаянные лыжницы.
Одна из слушающих проронила: "Откуда вы, милые мои,
храбрости такой набрались? До самой Москвы дойти, а"? И добавила: "двухсердечные, не иначе как двухсердечные... Наверное, одно сердце у вас работает, а другое отдыхает..."
Термометр показывает минус 42 градуса по Цельсию. А в поле ещё холоднее: даже лёгкий ветер обжигает лицо. Лыжню прокладывает "начальник", а замыкает колонну Уголькова. Когда шли лесом, видели светлые
огоньки - волки!!! Местные говорят, их здесь множество!
В полночь пришли в городок Камышлов, где их ждал первый медицинский осмотр и день отдыха. Лыжницы знали, что если медики найдут малейшие признаки переутомления, то их немедленно вернут в Тюмень. Всё прошло благополучно, и им был открыт путь на Свердловск.
В день отдыха пошли в клуб, а затем, после завершения официальной части вечера,
окунулись в задушевную беседу с жёнами командиров гарнизона.
На следующий день пришлось идти пешком 45 км - внезапно окончился снежный покров. Пришли в Богдановичи.
Подходим к Свердловску. Погода хорошая. По графику надо быть в городе в 14:00. Это ведь областной центр, а для нас - большой город. Но нас никто не встречает! Бодро сами направляемся в гостиницу "Боец". Здесь нас ждал
комендант города. Очередная встреча с активом города, где около 600 женщин занимаются в различных кружках. Знакомимся с содержанием многотиражной газеты, где есть и наши публикации.
Прошли второй медицинский осмотр.
17 января вышли рано утром. Погода прекрасная. Прошли 80 км, а усталости не чувствуем. Наша цель - посёлок Ялым. Цель достигнута. Мы прошли 106 км!
18 января. Красноуфимск. Здесь вновь очередной врачебный контроль. Все здоровы.
Идём вдоль железнодорожной полосы. Начинается буран. На каждом разъезде мы обращаемся к дежурному и узнаём, когда пойдут поезда. Ветер такой силы, что трудно удержаться на ногах. Началась метель! Через день ветер стих, и к Сарапулу мы подходим в тихую, тёплую погоду. Нас встречают рабочие, колхозники, комсомольцы, пионеры. На следующий день встречаемся с допризывниками, учащимися педагогического техникума и ФЗУ.
Казань! Здесь последний врачебный осмотр. Выводы - все здоровы, можно идти дальше. Но у нас здесь отдых четыре дня. Побывали в театрах, встречались с представителями прессы.
Настали мягкие, солнечные дни, и нам всё чаще приходится идти пешком. Однажды прошли 70 км и чувствовали себя превосходно.
Мы явно соскучились по снегу и, обрадовавшись неожиданному морозцу, встали на лыжи. Подошли к Куровской и увидели - вдалеке в снегу стоят аэросани и бешено вертится пропеллер. Навстречу едет легковая машина. Останавливается около нас и к нам выходит товарищ Кальпус -ответственный за физподготовку в РККА. Поздравляет с победой и направляет к финишу.
Люберцы. Здесь наш финиш. Много народу - как военного, так и гражданского.
14:00, 22 февраля. Нас поздравляют, кругом цветы и лыжники. А мы, признаться, и рады, и смущены: уж очень неказисто выглядят наши пьексы, забрызганные грязью, и истрепавшиеся в пути лыжные костюмы. Впрочем, что значат эти мелочи, если мы горды своим успехом, горды тем, что с честью выполнили обязательство, которые дали всей дивизии: дойти до Москвы. И мы дошли.
5 марта. Лыжницы были на приеме у народного комиссара обороны СССР товарища Ворошилова. Вот что доложила Нина Уголькова Клименту Ефремовичу:
- Женская лыжная команда, совершившая переход Тюмень - Москва, явилась к финишу без единого отставшего. Старт нашей команде был дан 2 января в 11:00, к финишу пришли 22 февраля в 14:00. Прошли 2100 км за 53 дня, из которых 13 дней - остановки и отдых (среднесуточная скорость ходовых дней - 52,5 км). Мы проходили через города и села своей страны. Рабочие и колхозники просили нас передать сердечный привет нашему вождю товарищу Сталину. Наш переход закончен успешно, потому что у нас в дивизии хорошо организована физкультурная работа среди жён начальства. От имени жён начальства, бойцов и командиров, трудящихся Омской области, шествующей над нашими частями, я передаю вам, товарищ Ворошилов, горячий привет!
Внимательно выслушав доклад Угольковой, товарищ Ворошилов поздравил лыжниц с блестящей победой. Затем товарищ Гамарник зачитывает приказ наркома о победе лыжниц и объявляет им благодарность. Все лыжницы награждаются золотыми часами, а начальник команды - ценным подарком.
В задушевной товарищеской беседе Ворошилов расспрашивает их о пройденном пути, о трудностях, о встречах с людьми, о качестве лыж, о значении перехода. Затем шутливо говорит: "Большой путь прошли. Нигде случайно не подъезжали"?
Лыжницы смеются: "Конечно, нет". От их имени говорит начальник команды: "У меня в книге, товарищи народный комиссар, весь путь отмечен печатями местных властей".
Затем Ворошилов обращается к товарищу Кальпусу: "Были ли подобные лыжные переходы женских команд за границей"?
- Не было, товарищ народный комиссар. В истории спорта таких переходов женских команд ещё не было.
Так они и расстались друг с другом - с необыкновенной теплотой и сердечностью.
Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.
статье поставил минус, да это и не статья, компиляция копипастов, пропагандистская халтура, даже не подумали о контектсте того времени, не загуглили по фамилиям героев статьи, двоих из которых через пару лет шлепнули.
комментаторам тоже по минусу, пусть экран немножко красный будет, как советский флаг, фанатам должно понравиться))
ps да и в походе ничего особенного нет, пят упитанных девиц с провожатым прогулялись на свежем воздухе во славу товарища сталина, много таких походов и таких "героев" тогда было посреди голодающей растерзанной страны
Спасибо, Иван, это помогает понять наших мам, пап, бабушек, дедушек.
И нас самих, родившихся в той эпохе...
как кондоры на мертвечину, слетятся "политические". Увы, это неизбежно.
Ну, собственно, Иван этого и хотел, рейтинги ведь надо как-то повышать
А мне этот пост понравился тем, что он —
еще одно звено в моей попытке связать поколения нашей страны.
и это, если вы как бы собираете "звенья", что вам мешает погуглить и обнаружить еще пару десятков таких походов? например, самый примечательный москва - улан-уде, там девушки прошли более 6000км и двигались даже быстрее, чем героини этой статьи, поход длился полгода! фактически мировой рекорд, который никем не побит. организовал и профинансировал эту блажь за счет нищих русских бабушек какой-то деятель из цк, товарищ ербанов, его сталин тоже потом шлепнул))
и всё это происходило в лихолетия самогеноцида начавшегося с 17-м
даже и верится , но и такое бывало в любые даже самые страшные времена
а фильмы какие снимались перед войной и во время войны. а какие в них снимались таланты ! кто их сохранил в те времена ? Жуков, Королёв,Калашников, Т-34 , Катюша, Первый спутник земли...
Карен пробивает очередное днище оголтелой и дремучей антисоветчины.
Браво, браво.
Наверно это времена были такие, потому как было много вызовов себе, условиям. Много примеров в истории нашей страны тех времён, когда совершалось много всевозможных "побед над собой" что ли.
Конечно, теперь не 30-е годы, мы все знаем (хотя не все хотят принимать, прикрываясь ширмой убеждений, воспитанием, чужими "историческими изысканиями" и т.д.), что происходило в стране и чем все кончилось... и статья с неотключенными комментарии, что называется, провоцируют разжигание
А к желчи Карена привыкли и иммунитет уже выработался.
Москва –Петербург, 680 верст, 12дней 6ч 22 мин, 4 мужчины
1913
Петербург-Москва, 620 верст, 12 дней, 3 мужчины
1924
Архангельск-Москва, 1406 км, 27 ходовых дней(52/д), 4 мужчины
Полтава-Смоленск-Ленинград, 1622 км, 32 ходовых дня (51/д), 4 мужчины
1927
Москва-Ленинград-Гельсинтфорс(Финляндия)-Стокгольм-Осло, 2150 км, 29 ходовых дней (74/д), 4 мужчины
1929
Омск-Москва, 2800 км, 57 ходовых дней (49/д), 1 мужчина
1934
Иркутск-Москва, 5300 км, 70 ходовых дней (75/д), 5 мужчин
Ачинск-Москва, 4000 км, 55 ходовых дней (73/д), 5 мужчин
1935
Хабаровск-Москва, 8134 км, 87 ходовых дней (93км в день) 5 мужчин
Нерчинск-Москва, 6910 км, 74 ходовыхдня (93 в день) 5 мужчин
Байкал-Белое море, 9000 км, 151 день, 5 мужчин
Тюмень-Москва, 2130 км, 40 ходовых дней(53/день), 5 женщин
Архангельск-Москва, 1189 км, 22 ходовых дня (54/д), 8 мужчин
1936
Москва- Комсомольск-на-Амуре, 9420 км, 126 ходовых дней (74/д), 5 мужчин
Москва-Тюмень-Тобольск, 2400 км, 35 ходовых дней, (69/д), 10 женщин
Ленинград-Москва, 734 км, 8 дней, 11 часов, (85/д), повторение пробега 1912 года в обратном направлении теми же участниками, возраст 44,44,45,50
1937
УланУде-Москва, 6065 км, 95 ходовых дней, (70/д), 5 женщин, 2 мужчины
1967
Москва-Хельсинки-Стокгольм-Осло, 2200 км, 22 ходовых дня (100/д) 5 мужчин
1969
Москва-Ленинград-Хельсинки-Турку-Оулу-Торнио, 2600 км, 33 ходовых дня (78/д), 5 женщин.
Конечно обо…ть при желании можно все…. Но если Карен считает себя лыжником, пусть посмотрит суточные объемы переходов, помножит их на качество инвентаря и подготовленность дистанций…
После этого попробует так же прогуляться на свежем воздухе… и потом если дойдет до финиша, расскажет нам про свою упитанность после такой прогулки…
Вот это ничего себе 1967 Москва-Хельсинки-Стокгольм-Осло по 100 км в день на деревянных лыжах по сугробам. Хотя, по Финляндии, наверное где-то трассы были. Но, в целом скорость передвижения фантастическая.
возьмем теперь 52.5км в ходовой день, много это или мало? скорость пусть 4-5км/ч - 11,5 часов в день ходьбы, 8часов ночной сон, и еще 4,5 часа остается на отдых, шли налегке, в село заходят, там уже накрытый стол ждет, ничего делать не надо. в чем достижение? у нас в таком режиме почтальоны, курьеры, грузчики по складу или работники ашана десятилетиями ходят.
много-премного опасных и героических лыжных походов нагуглил счетовод, а погиб ли там кто от тягот и напряжений сверхчеловеческих? да вряд ли.
почти в то же самое время были другие походы-переходы - по приказу "нашего вождя сталина" шли с запада на восток чеченцы, крымские татары, поляки, прибалты, евреи, украинцы, русские... вру конечно, не шли они, а просто сидели в товарных вагонах, халяву ловили, поезд их вез, но почему-то гибли массово, трупы умерших оставались в вагонах, а потом спешно закапывались у ж/д насыпей. а когда приезжали куда-то там в сибирскую степь, в чисто поле, или в тайгу, опять никуда не шли, ни 52,5км, ни 15, ни даже 2-3 км не проходили за день, просто сидели... и снова умирали, умирали, умирали. что за чертовщина? лыжники идут по 50км в день, и нипочем, а эти сидят и умирают, не только старики и дети, но и здоровые мужики/бабы.
сейчас я объясню на пальцах эту загадку, а то вы ж как дети малые: главный враг человека, как и любого млекопитающего - голод и холод. если ты сыт и тебе тепло, а еще молод, то можешь идти непрерывно много дней подряд с перерывами на сон, пульс 70-100, топливо расходуется и поступает вновь, ничегошеньки с тобой не будет, инвентарь говорите тогда был чижолый? а ничего что пещерные люди неделями босиком в шкурах и со своими каменными топорами за раненым мамонтом шли?
голод и холод... причем по мнению варлама шаламова, а он знает что пишет, холод страшнее, голод можно перетерпеть, кусочек кожаного ремня пожевать или кору, (хотя частенько люди с ума сходили и детей своих ели, это как раз в тех селах, мимо которых шли наши лыжницы) а от холода вообще никуда не деться. и это не тот холод, который девчата в походе кратковременно испытывали, немножко отморозив себе ушки. это когда ты в минус бревна к реке таскал, проваливался в полынью, приходил мокрый в барак, там тоже минус, переодеться не во что, кипятку горячего выпил, калачиком на шконке свернулся в мокрой одежде, отовсюду дует, на улице минус 20, внутри минус 2, завтра опять на работу, и так много-много "ходовых" дней подряд. вот те которые там выживали, в лагерях "нашего вождя сталина", да еще не теряли человеческий облик, вот их я считаю героями, а не этих. главная лыжница для меня евгения гинзбург, лыжный поход которой длился 18 лет - 10 лет колыма и 8 лет магадан, читайте ее книгу "крутой маршрут"
зачем я вдруг про репрессированных, когда статья про лыжный поход? во-первых, потому что, повторюсь, были репрессированы некоторые герои статьи, о чем умолчал поверхностный автор, во-вторых не надо героизировать то время, вырывать отдельные события из контекста, да еще не закавычивать "нашего вождя сталина" и "товарища ворошилова" - такого же серийного убийцу и кретина с двумя классами образования. тогда действительно славили вождей и это историческая правда, ну так выложите сканы газет того времени, полно где есть статья про этих лыжниц, даже в центральной газете правда. не надо писать про вождей, как будто это мнение автора. а если он такой же ностальгирующий сталинско-имперский мегаломан, как многие тут, то тем более я правильно написал. из этих последних соображений необходимо написать еще один большой абзац
тот рубеж 1934/35 весьма знаковым был
1. убийство кирова и начало большого террора
2. окончательная самоизоляция сталинского режима - смертная казнь за побег из ссср!
3. разрушительный план второй пятилетки, похоронивший достижения первой и приведший к резкому и навсегда отставанию от запада, к технической недееспособности красной армии в первые годы войны.
а дело вот в чем - в первую пятилетку начала 30-х американцы в обмен на золото, полотна эрмитажа и пшеницу (да-да, ценой голодомора) поставили сталину оборудование, построили заводы, составившие основу советской промышленности, но затем сталин решил одновременно
а)удвоить-утроить выпуск продукции, стахановцы, ага
б)из экономии отказаться от регламентного обслуживания станков силами американцев, которых он кого выгнал, кого посадил.
а продукция была в основном военная, естественно шло много брака, и хотя ссср к началу войны превосходил германию по кол-ву танков и самолетов, все это постоянно ломалось, падало и не работало. вот такой эффективный менеджер.
4 уничтожение науки и ученых, которые вплоть до начала 30-х свободно ездили за границу, общались с зарубежными коллегами, держали уровень нашей науки на передовом мировом уровне
5. оформившееся в голове сталина параноидальное решение мочкануть всех старых большевиков, участников съезда вкпб 1934года, а заодно высший и средний офицерский состав. а вы грите лыжные походы, "победа над собой"...
вот так вот Дмитрий Черноморский, я действительно оголтелый антисоветчик, но не дремучий, а весьма просвещенный, попробуйте поразмыслить объективно над вышеизложенным, потому что днище не у меня, а у вас, пещерных сталинистов
С Кареном полностью соглашусь, кроме следующего момента: "Однажды прошли 70 км и чувствовали себя превосходно." 70км пешком по грунтовкам - это совсем некисло, надо сказать. Мгновенная скорость должна быть выше 5км/ч (а с учетом светогого для - еще выше). Кто ходил по лесным грунтовкам, знает, что это такое.
по инвентарю - нагуглился один поход тех лет, (сейчас уже не буду искать), где советским лыжникам специально выписали из-за границы жесткие крепления ротефелла! вот как выглядел норвежский любитель 1930-х гг, снаряга по-моему вполне на уровне,
в походе по целине самое то, один торит лыжню, остальные катятся, не напрягаясь, а по обочинам/колеям тогдашних автодорог наверное и укатано, и наст, и ледок, в чем проблема молодому спортсмену ехать так 50-100км в день неделями? не вижу проблем, и героизма не вижу.
Иван, спасибо за комплимент, про сегодняшний момент, навального, которого вы притащили, могу тоже без проблем, но это уже чистый оффтоп и политика. про сталина в принципе тоже оффтоп на лыжном сайте, но уж коли он и его кореш ворошилов упомянуты в статье, то можно в рамках обсуждения статьи
вот так, куда ни тыркаемся, обязательно попадаем на репрессии и смерть. и как можно было обойти эти моменты в статье?
Статья интересная, как и комментарии
а шарашки это чушь, ну если сталин сажает гения льва термена, который недавно сам, добровольно вернулся из сша, потому что дурак и патриот, хотел поднимать россию с колен, то и в шарашке лев термен продолжает делать гениальные вещи и закладывать основы космонавтики. но ведь на свободе он бы сделал гораздо больше. насколько больше? насколько свободный труд эффективнее рабского
Карен Вы мне напоминаете одного популярного комментатора в биатлоне… у того все про кого он вспоминает .. замечательные, исключительные … и в том же направлении…
Вот и простое перечисление лыжных походов, напечатанное мною вскользь за обедом, не вдаваясь в глубокие подробности, а отсюда и не большие не точности (как с 6 участником перехода, он кстати был вооружен наганом, … какое раздолье для различных фантазий в выбранном Вами направлении)… становятся с Вашей подачи : « моей знаменитой статистикой.»
Почему моей? И в чем ее знаменитость? И чего
Общее количество дней в пути по всем переходам, у меня тоже есть, но не стал в комментариях грузить лишними цифрам. Это не научный доклад, а просто комментарии.
Переход Улан Уде –Москва 6065 км проходил не пол года, как Вы нагуглили, а 136 дней, из них 95 ходовых. Первые 1000 км 5 девушек шли пешком (43/д) остальное на лыжах (70/д)
в переходах вы не понимаете, потому что они не героические, а по большей части обычные, и совершают их тысячи и тысячи людей в самых разных вариациях, видах и формах, что еще раз говорит об их обычности с точки зрения спортивного достижения
Другие тогда еще не выживали, естественный отбор еще не отодвинули на поколение.
.
карен хачкованян
Ещё раз повторяю моё предложение дорогой редакции создать специальные разделы: "Невыносимая тяжесть бытия" для страдальцев и "Пламя классовой борьбы" для политбойцов.
Здоровые они были. Крепкие и здоровья много. Вот и дошли.
Другие тогда еще не выживали, естественный отбор еще не отодвинули на поколение.
Василий Краснобаев, Вы написали:
"Хорошо бы возродить эту традицию- переход из одного города в другой."
А что это даст современной России, народу России, лыжному спорту России?
Буду весьма признателен Вам за ответ .