Беговые лыжи | Новые фото
Новость партнера сайта

Как мы проводили конкурс «Лучшая лыжня» и что из этого вышло

Мы решили провести в Челябинской области конкурс «Лучшая лыжня». Идея была в том, чтоб оценить состояние трасс Челябинской области, привлечь внимание общественности к трассам, администрации к проблемам, связанным с организацией и подготовкой лыжных трасс, к тому, каким оборудование готовятся трассы. Ну и самим понимать, как обстоят дела в этом вопросе.

Поскольку опыта проведения подобных конкурсов у нас не было, мы решили поискать аналоги на просторах интернета. Провели довольно обширный мониторинг, но не нашли подобных мероприятий. В отдельных случаях это были интернет-голосования без осмотров и показов трасс.

С чего начать?

Поняв, что полагаться придётся только на себя и своё понимание, мы взялись за дело. Нам предстояло разработать Положения проведения конкурса, сформировать призовой фонд и подобрать призы, определить участников, определить критерии оценки трасс.

Мы обратились в РОО ДСО «Урожай» Челябинской области. Руководитель организации Борис Михайлович Хабиров оказал нам поддержку и помощь в оформлении документальной части конкурса, а также в подборе участников. Было решено привлечь к участию муниципальные районы Челябинской области, а конкурс провести совместно с ДСО «Урожай»

В качестве призов мы решили приобрести топливные карты различным номиналом.

Разработали оригинальный вымпел с подсветкой.


Критерии оценки

Подошло время определить критерии оценки трасс. И вот в этом вопросе мы зашли в тупик. Нигде мы не смогли найти критериальную базу для оценки качества подготовки лыжных трасс.

Тогда мы поняли, что нужно вырабатывать критерии самостоятельно и обратились за помощью к тренерам СШОР № 5 г. Челябинска. Мнение большинства сводилось к тому, что лыжник должен уметь бежать в любых условиях. Конечно, можно было бы с ними согласиться, но мы же понимаем, что хорошо подготовленная трасса – это новые достижения, безопасность для спортсменов, наслаждение от катания, в конце концов. И, наше мнение, что работники комплексов должны стремиться подготовить качественные трассы.

И всё же – как оценить качество подготовки?


Мы решили опираться на свой опыт в подготовке лыжных трасс и выделить те моменты, которые требуют особой проработки, независимо от климатических, географических или рельефных особенностей. И не просто выделить, но и описать желаемый результат. Мы полагали, что это позволит нам разработать инструментарий для оценки соблюдения критериев.

1. Подложка, куда без неё?


Подложка, она же «подушка», она же основа трассы, должна быть плотной и однородной, без полостей, без провалов. Оценить качество подложки довольно просто – нужно выкопать технологическую ямку (на самом деле несколько) и посмотреть, насколько плотная основа трассы. Это не должен быть «слоёный пирог», где хорошо проработанные слои перемежаются с рыхлыми. Это должен быть «снежный бетон», причём по всей длине и ширине трассы.

Толщина подложки во многом зависит от количества выпавшего снега, однако и роль оператора не нужно преуменьшать. В его задачу входит наращивание подложки в течение всей зимы, особенно в тех местах, которые уязвимы весной (например, солнечная сторона трассы или высокие места, откуда снег сдувает)

2. Ровность трассы в продольном и поперечном направлении


Это важный элемент для достижения высоких скоростей и хороших результатов. Для оценки этого критерия мы использовали «линейку» - по сути «правило» длиной 2 метра. Таким образом можно оценить наличие и уровень бугров и ям на трассе. Оператору нужно стремиться к созданию ровного «стола».

3. Четкость краёв трассы


Должна быть четкая граница между плотной, подготовленной частью трассы и рыхлым сугробом по краям. Это особенно важно на равнинных участках. Не всегда есть возможность установить ограничительные сетки, и лыжник на обгоне или на выкате со спуска должен чётко видеть края трассы, чтобы избежать травмы. Этот параметр можно оценить визуально, задача оператора добиться качественной проработки трассы по всей ширине.

4. Состояние поверхности на подъёме


Именно на подъемах лыжник максимально проявляет свои физические возможности, этот участок наиболее энергозатратный. Поэтому и воздействие на поверхность лыжной трассы максимально именно на подъёмах. Следовательно, поверхность здесь должна быть ровная и плотная. Оператор должен следить за тем, чтобы не было бугра, который образуется по центру трассы, когда лыжник идёт свободным стилем.

5. Классика


Два последних критерия, которые мы применили для оценки состояния трасс связаны с классической лыжнёй.

Во-первых, геометрические параметры, но ту всё просто, есть параметры FIS, замерить не сложно.


Во-вторых, кривизна прямолинейных участков лыжни и радиус поворотов. Для оценки этого критерия мы использовали алюминиевую трубу длиной 2 метра для имитации лыжи. Труба вкладывается в колею на разных отрезках трассы (на повороте, на ровном участке) чтобы убедиться, что лыжа везде помещается в лыжне. Это важно для комфортной езды. Задачу оператора мы видим в том, чтобы при прокладке лыжни он мыслил, как лыжник. Нужно выбирать траекторию, комфортную для лыжника, чтоб лыжня не проходила близко к деревьям или ограждениям и прерывать лыжню, где это необходимо, например, на выкате со спуска.

Таким образом, мы определили для себя базовый перечень критериев для оценки подготовки лыжной трассы. На наш взгляд, эти критерии требуют детальной и тщательной доработки, и, вероятно, дополнения.

Вопросов стало больше

В итоге, конкурс мы провели, трассы оценили по этим критериям, наградили победителей.

Но остались вопросы, на которые мы пытаемся найти ответы. Вот эти вопросы:

1. Есть ли необходимость вообще в критериях для оценки подготовки лыжной трассы?

2. Являются ли эти критерии рабочими? Какие требуется внести дополнения, что ещё необходимо учесть при оценке подготовки лыжной трассы?

3. Есть ли перспективы у дальнейшей работы над такими критериями оценки? Что это может изменить с точки зрения отношения к процессу подготовки лыжной трассы?

Если у вас есть идеи и соображения по этому поводу, делитесь в комментариях или пишите нам на почту ski-ma@mail.ru. Будем признательны за обратную связь, ни одно письмо не останется без ответа.

Всем Удачи!


5 3031 Андрей Краснов 31.03.2021 10:40
Рейтинг: +4 +4 0

Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.

31.03.2021 11:35
В новости упомянуты "параметры FIS". Наверняка есть и стандарты. От них и исходить.
Ссылка Рейтинг: 0 +1 -1
31.03.2021 13:37
упомянуты "параметры FIS". Наверняка есть и стандарты
Речь именно о том, что таких стандартов нет. Мы их не нашли. Если кто-то сделает ссылку на такие стандарты, будем признательны.
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
31.03.2021 14:17
Надо же какой интересный конкурс вы придумали - молодцы! Будет интересно понаблюдать, что из этого всего в итоге получится. Вам надо с АОЛТ обязательно связаться - глядишь, и найдутся какие- то точки пересечения интересов.  
Ссылка Рейтинг: +3 +3 0
31.03.2021 21:18
Р
Речь именно о том, что таких стандартов нет. Мы их не нашли. Если кто-то сделает ссылку на такие стандарты, будем признательны.
Добрый вечер.
Тема полезная и интересная.
Не может быть, что у ФИС нет стандартов лыжных трасс, этого не может быть!!
Вам, как заинтересованной стороне, и флаг в руки получить эту официальную инфу в ФИС, навряд ли это "военная тайна"...
Ссылка Рейтинг: 0 +1 -1
01.04.2021 12:33
Вам надо с АОЛТ обязательно связаться - глядишь, и найдутся какие- то точки пересечения интересов.  
Иван, спасибо за совет, обязательно свяжемся. И благодарим за слова поддержки
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0