Сергея Сергеевича Соковикова в Москве многие знают как организатора лыжных и лыжероллерных соревнований. Но Сергей Сергеевич – ещё и детский тренер с более чем 35-летним стажем. Предлагаем вашему вниманию его статью, посвящённую теме, по сути, умирания, уничтожения профессии детского тренера. Надеемся, этот голос окажется услышанным.
Всё меньше и меньше молодых тренеров можно увидеть в спортивных школах Департамента спорта г. Москвы. В разговорах между собой мы часто это обсуждаем, и все понимают, почему сложилась такая ситуация.
По телевидению постоянно говорится о здоровье нации, о вводе новых спортивных объектов, о необходимости повышения зарплаты педагогам и медработникам, а вот о плачевном состоянии тренерского состава в ДЮСШ и СДЮШОР почему-то всегда умалчивают. А ведь тренерская работа в детских спортивных школах напрямую связана с воспитательной, образовательной, оздоровительной деятельностью.
И я хочу обозначить несколько проблем, из-за которых молодые специалисты, закончившие спортивные ВУЗы, в большинстве своём не идут работать в государственные спортивные школы, а идут преподавателями физкультуры в общеобразовательные школы или в коммерческие организации. Их, конечно, больше.
Приведу данные по зарплате и работе отделения «Лыжные гонки» в Москве.
1. У начинающего тренера в Москве с 1 января 2021 года оклад 19.700 рублей за 18 астрономических часов в неделю (2,2% ставки за одного человека). Для получения этой суммы он должен убедить не менее 45 детей и их родителей (3 группы по 15 человек) в необходимости занятий физической культурой, проводя рекламу своей работы вне учебных заведений, так как тренеров не пускают в учреждения Департамента образования.
Для улучшения и разнообразия работы с детьми тренер должен разработать свой план тренировочного процесса, опираясь на опыт ведущих специалистов и передовые разработки, проводить поиск новых мест проведения тренировок, просмотр и подготовку мест проведения занятий (провести прокос и подготовку лыжной трассы, убрать помехи с трассы), проверить и подготовить инвентарь (проверить техническое состояние лыжероллеров, подобрать смазку для лыж, отремонтировать сломанный инвентарь).
2. Должностной оклад у учителя в Москве 55.000 рублей за 18 академических часов в неделю проведения уроков.
На урок дети приходят в обязательном порядке. Помимо основной преподавательской работы учитель имеет возможность работать в школе по совмещению и совместительству.
3. У тренера отпуск 28 дней, у учителя – 60.
1. При официальном командировании тренера на тренировочное мероприятие оплачивается питание, проживание и иногда проезд. Но никто не учитывает, что тренер на сборах работает 24 часа в сутки, проводя тренировочную, воспитательную и образовательную работу, отвечая за жизнь и здоровье. И при этом он только один, если детей не более 12 человек, а если больше, то тренер должен уговорить одного из родителя стать волонтером на мероприятии.
2. От тренера требуют результатов спортсмена, а какие результаты может показать этот спортсмен с возможным одним официальным сбором 14 дней в год и юниорским (то есть не верхними моделями) инвентарём за счет спортивной школы? Все остальные затраты ложатся на плечи родителей, а это как минимум дополнительно один сбор для групп начальной подготовки и два сбора в год в тренировочной группе, покупка инвентаря, экипировка (за шесть лет ведения ребенка от начинающего до 1 взрослого разряда по лыжным гонкам родители тратят до 500 000 рублей).
3. План работы в тренировочной группе 3 года обучения предусматривает 18 астрономических часов в неделю. Если разделить на шесть тренировочных дней, то получается, что ежедневно спортсмен в возрасте 15–16 лет должен тренироваться по 3 часа. Так тренируются только на сборах (зарядка плюс две тренировки в день), а тренеру приходится эти часы расписывать в журнале на весь год. При условии, что дети в 8-9 классе учатся до 16-17 часов, тренировки у них должны начинаться в 18.00, а заканчиваться в 21.00, а ведь детям надо еще и делать уроки.
В группе не должно быть больше 10 человек. И если тренер смог довести более 10 человек до старшего возраста, то ему нужно вести уже две такие групп. А когда?
Вот и получается, что на бумаге одно, а в жизни другое, и в большинстве дети в старших классах перестают заниматься серьезно спортом из-за невозможности совмещения учёбы и спорта.
1. В спортшколах есть тренеры, но маленькие оклады и недостаточное количество спортивных объектов и инвентаря для проведения занятий, а также проблема с набором детей.
2. В общеобразовательных школах есть дети, помещения, финансы, материальная база, но есть недостаток в профессиональных специалистах в области спорта и нет специальной техники, что привело к тому, что лыжные гонки исключены в Москве из программы Спартакиады школьников, а спортивные базы превращены в склады.
3. В Москве зарегистрировано несколько сот километров лыжных трасс, но большинство их находится в ведомстве организаций, не подведомственных Департаменту спорта, в которых нет ни специальной техники для подготовки лыжни, ни специалистов, способных подготовить достойную лыжню. В результате лыжня превращается в лыжную тропу.
4. У центров физической культуры есть техника и специалисты, но они не готовы содержать лыжные трассы, не находящиеся на балансе Департамента спорта. В результате из сотен километров лыжных трасс мы имеем меньше сотни. Департамент спорта отчитывается за все. А тренера утаптывают лыжные трассы старым дедовским способом.
В итоге через шесть лет решения проблем и воспитания юных спортсменов, если тренер сможет сохранить 20 здоровых детей, то будет получать зарплату в Московской государственной спортивной школе 44 400 рублей.
В то время, когда в коммерческих клубах и в общеобразовательных школах тренеры (учителя) будут получать в разы больше.
1. Приравнять профессию тренера к педагогической. Возвратить должность тренер-преподаватель.
2. Уравнять зарплату тренера с педагогической.
3. При командировании тренера учитывать его переработку и в дальнейшем компенсировать.
4. Тесное сотрудничество ДЮСШ, СШОР и клубов с общеобразовательными школами исходя из взаимной заинтересованности на уровне департаментов.
5. Возобновить работу в общеобразовательных школах тиров и спортивных баз, открыть секции «лыжные гонки», «стрельба», «биатлон».
6. Открывать в школах классы со специализацией физическая культура и спорт, а также со специализацией по видам спорта с привлечением тренерского состава спортивных школ для организации дополнительного образования.
7. Возвратить в Спартакиаду школьников города Москвы вид спорта «лыжные гонки».
8. При правительстве Москвы создать вневедомственную структуру для организации строительства, содержания и эксплуатации спортивных объектов ( лыжные трассы, беговые дорожки, игровые площадки, силовые городки) независимо от ведомственной принадлежности территории.
9. Пересмотреть методические рекомендации по организации тренировочных процессов в соответствии с физиологическими особенностями детского организма и реального совмещения учебного и тренировочного процессов.
10. Особое внимание обратить на организацию тренировочного процесса в каникулярный период (не компенсировать родителям их затраты на отдых детей, а финансировать организованные сборы по видам спорта).
Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.
Я согласен с Сергеем, но о проблеме известно давно. Управление спортом политизировано до предела, поэтому в соответствии с уровнем восприятия ответственных ведомств, не только Минспорта, Минпроса и др. формируются и бюджеты и штатные расписания пр. Дальше медалей ОИ и ЧМ ничего не видят. Это все равно, что считать, что батоны на деревьях растут..Отсюда и коррупция и допинговое "читтерство". Все равно эта система развалится..
Работы в итоге больше в 2 раза, а зарплата меньше в 2 раза. Логика дебилов в управлении, мягче сказать, увы, невозможно.
Ну значит скоро останемся без тренеров. Гунде Сван и Дели справятся, а остальные уж как получится...
А статья хорошая. Все правильно написано.
Те хорошие тренеры, которых я знаю, за идею работают.
Терапевт или педиатр в поликлинике получает зарплату больше, чем терапевт или педиатр в стационаре. Хотя, пациенты в стационаре более сложные, работа в стационаре более сложная, ночные дежурства, летальные исходы. Участкового врача поликлиники можно сопоставить с учителем физкультуры в школе, а врача в стационаре с тренером в ДЮСШ по сложности решаемых профессиональных задач. Чтобы предотвратить бешеный отток участковых врачей из поликлиники им сделали доплаты. А в стационаре и так найдется кому работать, кто-то из профессионального интереса, за идею, кто-то дежурствами будет добирать до посинения. Поэтому для стационарных врачей никаких специальных доплат нет. Та же схема. Хотя, за пределами московской области эта схема уже перестает работать, бегут из поликлиники. Где-то начали ставку на врачей-гастарбайтеров делать, но, тут ковид и закрытие границ. Придумали еще, что врача поликлиники можно на год меньше учить, чтобы дыры закрыть. Пока эффекта нет, дыры растут.
Другое дело - тренировать сложившихся спортсменов, знать и в деталях разбираться во всех тонкостях работы взрослого организма, уметь подбирать нагрузку, восстановление и т.д. и т.п. Опыт работы в ДСШ тут никак не поможет, наоборот, человек будет после "пропущенных" лет набирать и восстанавливать все знания и умения заново.
И, о, боже, 41,3% клубов при образовательных организациях
Интересно при этом "мертвые души" есть?
Так что получается, тренер ДЮСШ и тренер сборной страны это две разных специальности? И где тогда готовят на тренера сборной страны? Ведь у тренера сборной страны должно же быть профильное образование? А то получается на детсад будь добр 4-5 лет отучись, а на профессора так что ли, за счет врожденного таланта?
Может стоит у Саныча спросить, как, когда и какое он образование получил? Все по сборам, по сборам, по соревнованиям... Когда учился? Когда диплом забирать ездил, знаем
Я ж и говорю, пусть идет и тренирует Устюгова, хватит лоботрясничать, диплом же теперь есть, имеет право Дайте ему это право
У нас в Самаре лыжные тренеры (есть и молодые) почему-то в школы не сбегают.
Да и про 55 тыр. у учителей за 18 часов в неделю я что-то не слышал. Это только в столице так.
В связи с этим даже подумалось. Имея звание профессора, работаю на той же должности на кафедре суперкомпьютеров Самарского национального исследовательского университета им. С.П. Королева. В одной из главных аэрокосмических колыбелей нашей страны. Если буду работать на полную ставку (чего уже много лет не делаю, поскольку сомневаюсь что потяну), то мой оклад жалования как раз составит те самые 55 тыр. Вот я и подумал - а может рвануть в столицу учителем физкультуры в школе. на полторы ставки. 24 часа в неделю, по 4 часа в день в спортзале вполне осилю. Да еще и каникулы. Благо есть статьи и даже книги (в соавторстве) по основам физической культуры. Вдруг возьмут
Вот у вас, врачей, есть кардиологи, есть педиаторы, есть пульмонологи и т.п. У вас же не говорят кардиологу: "Иди сначала на детях потренируйся" или "Где твой опыт работы в травматологии".
Я не отрицаю необходимость получить образование. Где я такое написал? Я говорю, что тренеру сборной ничем НЕ ПОМОЖЕТ опыт работы в ДСШ, это просто потерянное время будет для специалиста.
Спорт используется для пропаганды , в спортсмены и их окружение просто пешки в большой игре.
2 Александр Калиничев:
Я говорю, что тренеру сборной ничем НЕ ПОМОЖЕТ опыт работы в ДСШ, это просто потерянное время будет для специалиста.
И опять же, каков альтернативный путь? Человек без опыта тренерской деятельности приходит в сборную помощником тренера и растет внутри сборной? А по каким критериям неопытный тренер оказывается в составе тренерского штаба сборной? И почему перспективы неопытного тренера лучше перспектив тренера, который показал уже какой-то результат? Ведь в ДЮСШ занимаются не только маленькие дети.
2 Александр Калиничев:
Вот у вас, врачей, есть кардиологи, есть педиаторы, есть пульмонологи и т.п. У вас же не говорят кардиологу: "Иди сначала на детях потренируйся" или "Где твой опыт работы в травматологии".
Проведение аналогии с врачебными специальностями не совсем корректно. Корректнее будет другая аналогия. Профессор-кардиолог не должен сначала на детях потренироваться или поработать в травматологии. Будущий профессор-кардиолог должен начать свою карьеру с работы на обычном кардиологическом приеме с обычным потоком кардиологических пациентов. А кардиолог, начинающий свою карьеру с работы ассистентом у профессора-кардиолога, который уже не занимается рутинной работой, получит очень большую дыру в своем кардиологическом образовании.
Такой сорт профессоров мне описывал один зав отделением в госпитале Бурденко, когда я там интернатуру проходил. Карьера такого профессора выглядит так: после института по блату ординатура, после которой по блату аспирантура, а потом докторантура. Будущий профессор со старших курсов при поддержке заинтересованных лиц плотно занимается научной карьерой и не ведет больных. И вот, спустя лет десять получается профессор, который не вел от начала до конца ни одного пациента. Но, при этом обладает уникальными способностями раздувать щеки от собственной важности. Это не дословное цитирование, но, пересказ от опытного врача, который прошел весь путь от рядового врача до заведующего специализированным отделением с ученой степенью.
Но что насторожило, когда нас пригласили в Министерство спорта РФ 🇷🇺 в ответку на наше письмо Президенту РФ по законности лыжных трасс? Пригласили к Зам.нач.департамента спорта высших достижений! Когда я спросил, почему не в департамент массового спорта-основе высших достижений и здоровья нации? Ответили, потому что департамент массового спорта занимается другими делами! Какими блин ещё делами?
Можем пофантазировать, чем они там занимаются... Делайте выводы!
Должна быть или государственная система как было в СССР или сейчас в Китае или как у «партнеров»-общественные организации при поддержки государства.
Если, конечно думающий спортсмен постоянно анализирует тренировочные планы и их результаты, ошибки у своих товарищей по команде, имея желание и способности к проведению такого анализа, то это другое дело. Но, это скорее казуистика, у элитного спортсмена своих забот хватает.
Возможно, разумеется, постепенное подключение опытного члена команды (капитана) к тренировочному процессу. Наверное, так происходит в игровых видов спорта.
Скорее всего, в сборной должны быть оба типа тренеров, и думающие-анализирующие бывшие топы, и те кто прошел путь тренера ДЮСШ и смог вывести кого-то к юношескому-юниорскому возрасту на уровень предтопа..
Хотя, и тут можно поспорить, но не в профессора, однозначно.
И обратные вопросы: Крамеру помешало то, что он не работал в ДСШ? А Бородавко помешало? А Окланду-младшему, к примеру?
Ну и небольшие уточнения: у Жмурко не одно выступление на КМ, а одна победа! Гонок у него полтора десятка. Сорин не на российской уровне, а чемпион мира среди юниоров.
Вот свежайший пример: сегодня бегал кросс по рельефу, и на эти же круги приехал тренер с детьми (тренера не знаю, он не из нашего региона, у нас сейчас много спортшкол на сборах живут).
Я добегал заключительные два круга, и наблюдал такую картину: подростки носятся, как угорелые, а тренер "провалился" в смартфон. Кого такой тренер может подготовить?
Примеров подобных масса: часто вижу и то, что тренеры совсем не смотрят за воспитанниками: тренер стоит где-нибудь в теньке, а ученики подросткового возраста бегают/имитируют и матерятся, как сапожники. Естественно, я делаю этим "деткам" замечания.
Про поведение подобных "детишек" на кругах можно много говорить: их элементарно не учат при имитации на одном подъёме, что подниматься надо по одной стороне, а спускаться - по другой, и не мешать друг другу и другим лыжникам, имитирующим на этом же подъёме. Нет, идут или бегут прямо в лоб, причем по двое-трое в одном ряду. Причем девочки частенько себя ведут безобразнее мальчиков. А тренеру плевать.
Я ни в коем случае не хочу сказать, что все тренеры так работают,. Наши , к примеру, себе такого не позволяют.
Вспоминаю свое детство и подростковый возраст: у нас и в мыслях не было при тренере и вообще при взрослых выражаться. И тренер во время тренировки именно работал с нами, а не газету читал, или там рыбу ловил.
Потому что тренировали идейные профессионалы. Кстати, очень многие эти тренеры, несмотря на преклонный возраст, тренируют до сих пор.
Спасибо, Сережа!
Профессиональный спорт, топовые атлеты и медальный зачет в приоритете, а детский спорт по остаточному принципу. Поэтому кому-то и ставки и оклады и сборы и поездки и трассы и питание-проживание и помощь в решении других оргметод вопросов; заинтересованность представителей власти всех уровней, прессы и партийного руководства. Раньше хоть лозунг был "Все лучшее детям", а теперь даже и лозунга не осталось.
Любопытный факт, украинский профессиональный футбол - полностью частный бизнес, государство не дает ни копейки, и как сыграли!
У нас в Ивановском мединституте в 2000 году тоже девочки жаловались как же хорошо было и прекрасно с распределением в те славные времена, канувшие в лету. Когда не было проблем с трудоустройством. На резонный вопрос, а чего они не хотят ехать после института на село, где без блата можно стать хоть хирургом, хоть гинекологом, промолчали. Видно думали, что в те славные времена лично их бы распределили в областной центр в хорошую больницу. А большинство как раз по селам и райцентрам распределяли. И можно было не париться над созданием условий для молодого специалиста. Деваться ему с распределением все равно было не куда, приедет работать, как миленький. Единственный плюс, что можно было не думать и не напрягаться. Все решали за тебя, где ты будешь работать, где ты будешь жить. Кому-то действительно нравится, когда за него все решают.