Беговые лыжи | Новые фото
  • В календаре не найдено ни одного запланированного на ближайшее время соревнования.

Сергей Соковиков: всё меньше и меньше молодых выпускников спортивных ВУЗов идут работать тренерами в детские спортивные школы

Сергея Сергеевича Соковикова в Москве многие знают как организатора лыжных и лыжероллерных соревнований. Но Сергей Сергеевич – ещё и детский тренер с более чем 35-летним стажем. Предлагаем вашему вниманию его статью, посвящённую теме, по сути, умирания, уничтожения профессии детского тренера. Надеемся, этот голос окажется услышанным.

 Всё меньше и меньше молодых тренеров можно увидеть в спортивных школах Департамента спорта г. Москвы. В разговорах между собой мы часто это обсуждаем, и все понимают, почему сложилась такая ситуация.

По телевидению постоянно говорится о здоровье нации, о вводе новых спортивных объектов, о необходимости повышения зарплаты педагогам и медработникам, а вот о плачевном состоянии тренерского состава в ДЮСШ и СДЮШОР почему-то всегда умалчивают. А ведь тренерская работа в детских спортивных школах напрямую связана с воспитательной, образовательной, оздоровительной деятельностью.

И я хочу обозначить несколько проблем, из-за которых молодые специалисты, закончившие спортивные ВУЗы, в большинстве своём не идут работать в государственные спортивные школы, а идут преподавателями физкультуры в общеобразовательные школы или в коммерческие организации. Их, конечно, больше.

Приведу данные по зарплате и работе отделения «Лыжные гонки» в Москве.

Первая и основная пробела: финансовые трудности.

1.       У начинающего тренера в Москве с 1 января 2021 года оклад 19.700 рублей за 18 астрономических часов в неделю (2,2% ставки за одного человека). Для получения этой суммы он должен убедить не менее 45 детей и их родителей (3 группы по 15 человек) в необходимости занятий физической культурой, проводя рекламу своей работы вне учебных заведений, так как тренеров не пускают в учреждения Департамента образования.

Для улучшения и разнообразия работы с детьми тренер должен разработать свой план тренировочного процесса, опираясь на опыт ведущих специалистов и передовые разработки, проводить поиск новых мест проведения тренировок, просмотр и подготовку мест проведения занятий (провести прокос и подготовку лыжной трассы, убрать помехи с трассы), проверить и подготовить инвентарь (проверить техническое состояние лыжероллеров, подобрать смазку для лыж, отремонтировать сломанный инвентарь).

2.       Должностной оклад у учителя в Москве 55.000 рублей за 18 академических часов в неделю проведения уроков.

На урок дети приходят в обязательном порядке. Помимо основной преподавательской работы учитель имеет возможность работать в школе по совмещению и совместительству.

3.       У тренера отпуск 28 дней, у учителя – 60.

Вторая проблема: организационная

1.       При официальном командировании тренера на тренировочное мероприятие оплачивается питание, проживание и иногда проезд. Но никто не учитывает, что тренер на сборах работает 24 часа в сутки, проводя тренировочную, воспитательную и образовательную работу, отвечая за жизнь и здоровье. И при этом он только один, если детей не более 12 человек, а если больше, то тренер должен уговорить одного из родителя стать волонтером на мероприятии.

2.       От тренера требуют результатов спортсмена, а какие результаты может показать этот спортсмен с возможным одним официальным сбором 14 дней в год и юниорским (то есть не верхними моделями) инвентарём за счет спортивной школы? Все остальные затраты ложатся на плечи родителей, а это как минимум дополнительно один сбор для групп начальной подготовки и два сбора в год в тренировочной группе, покупка инвентаря, экипировка (за шесть лет ведения ребенка от начинающего до 1 взрослого разряда по лыжным гонкам родители тратят до 500 000 рублей).

3.       План работы в тренировочной группе 3 года обучения предусматривает 18 астрономических часов в неделю. Если разделить на шесть тренировочных дней, то получается, что ежедневно спортсмен в возрасте 15–16 лет должен тренироваться по 3 часа. Так тренируются только на сборах (зарядка плюс две тренировки в день), а тренеру приходится эти часы расписывать в журнале на весь год. При условии, что дети в 8-9 классе учатся до 16-17 часов, тренировки у них должны начинаться в 18.00, а заканчиваться в 21.00, а ведь детям надо еще и делать уроки.

В группе не должно быть больше 10 человек. И если тренер смог довести более 10 человек до старшего возраста, то ему нужно вести уже две такие групп. А когда?

Вот и получается, что на бумаге одно, а в жизни другое, и в большинстве дети в старших классах перестают заниматься серьезно спортом из-за невозможности совмещения учёбы и спорта.

Третья проблема: межведомственная несогласованность

1.       В спортшколах есть тренеры, но маленькие оклады и недостаточное количество спортивных объектов и инвентаря для проведения занятий, а также проблема с набором детей.

2.       В общеобразовательных школах есть дети, помещения, финансы, материальная база, но есть недостаток в профессиональных специалистах в области спорта и нет специальной техники, что привело к тому, что лыжные гонки исключены в Москве из программы Спартакиады школьников, а спортивные базы превращены в склады.

3.       В Москве зарегистрировано несколько сот километров лыжных трасс, но большинство их находится в ведомстве организаций, не подведомственных Департаменту спорта, в которых нет ни специальной техники для подготовки лыжни, ни специалистов, способных подготовить достойную лыжню. В результате лыжня превращается в лыжную тропу.

4.       У центров физической культуры есть техника и специалисты, но они не готовы содержать лыжные трассы, не находящиеся на балансе Департамента спорта. В результате из сотен километров лыжных трасс мы имеем меньше сотни. Департамент спорта отчитывается за все. А тренера утаптывают лыжные трассы старым дедовским способом.

В итоге через шесть лет решения проблем и воспитания юных спортсменов, если тренер сможет сохранить 20 здоровых детей, то будет получать зарплату в Московской государственной спортивной школе 44 400 рублей.

В то время, когда в коммерческих клубах и в общеобразовательных школах тренеры (учителя) будут получать в разы больше.

 Предложение по решению проблемы

1.      Приравнять профессию тренера к педагогической. Возвратить должность тренер-преподаватель.

2.      Уравнять зарплату тренера с педагогической.

3.      При командировании тренера учитывать его переработку и в дальнейшем компенсировать.

4.      Тесное сотрудничество ДЮСШ, СШОР и клубов с общеобразовательными школами исходя из взаимной заинтересованности на уровне департаментов.

5.      Возобновить работу в общеобразовательных школах тиров и спортивных баз, открыть секции «лыжные гонки», «стрельба», «биатлон».

6.      Открывать в школах классы со специализацией физическая культура и спорт, а также со специализацией по видам спорта с привлечением тренерского состава спортивных школ для организации дополнительного образования.

7.      Возвратить в Спартакиаду школьников города Москвы вид спорта «лыжные гонки».

8.      При правительстве Москвы создать вневедомственную структуру для организации строительства, содержания и эксплуатации спортивных объектов ( лыжные трассы, беговые дорожки, игровые площадки, силовые городки) независимо от ведомственной принадлежности территории.

9.      Пересмотреть методические рекомендации по организации тренировочных процессов в соответствии с физиологическими особенностями детского организма и реального совмещения учебного и тренировочного процессов.

10. Особое внимание обратить на организацию тренировочного процесса в каникулярный период (не компенсировать родителям их затраты на отдых детей, а финансировать организованные сборы по видам спорта).

 

66 4632 Иван Исаев 18.07.2021 14:29
Рейтинг: +13 +15 -2

Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.

18.07.2021 14:43
Первая проблема - в сборной вплоть до главного тренера тренеры без профильного образования и без опыта работы в ДСШ :D
Ссылка Рейтинг: +4 +12 -8
18.07.2021 17:18
А чем тренеру сборной поможет опыт ДЮСШ? Мы же профессоров в Университетах не просим сначала отработать в детском саду...
Ссылка Рейтинг: -2 +13 -15
18.07.2021 18:50
Ну если так наивно рассуждать, то все что ниже сборной - детский сад :D Или вы серьезно не понимаете? Судите об университетах только с точки зрения МГУ? :D Ниже - это детский сад же, да? :D Да и вообще, зачем вся система образования? Можно же сразу и в... депутаты :D
Ссылка Рейтинг: +7 +14 -7
18.07.2021 19:17
Зидан ни дня не работал в ДЮСШ, сразу в Реал пришёл и выиграл с ним всё, что только можно. У тренера ДЮСШ совершенно другие задачи, чем у тренера сборной. Учить стоять на лыжах и завязывать ботинки сборников не нужно.
Ссылка Рейтинг: +1 +14 -13
18.07.2021 19:41
Да уж-то прям сразу... :D Вы бы в википедию хоть заглянули :D Семь лет ему команду не доверяли :D Шнурки видимо учил завязывать :D
Ссылка Рейтинг: 0 +9 -9
Устииыч, самое парадоксальное явление в нашей лыжной истории это тот помощник электрика с семью классами образования ( Большаков, Василий Михайлович) который двукратного ЧМ в индивидуальных гонках. Причём, тот его ученик , делал вторым в тех гонках такие отрывы, коих не делал до и после пока ни кто. Он на три головы был выше остальных в тех гонках на том чемпионате. Но есть в этой области и контраргумент : Сван и Дели обходились без тренеров. Так и живём...
Ссылка Рейтинг: -3 +1 -4
18.07.2021 19:55
Кстати, а чего для Зидана места тренера сборной Испании так и не нашлось? :D
Ссылка Рейтинг: -3 +5 -8
Краснов прямо жжёт. Мощно задвинул. Зидан то причём, совсем другой вид спорта, другая страна и организация спорта.и образования, которое, кстати все таки формирует мировоззрение . Думаю не стоит напоминать, что у нас в тренера в сб. команду попадали именитые спортсмены прямо с лыжни, не имея ни одного дня практической работы, не то что в ДСШ, а вообще и в лыжных гонках и в биатлоне.Им работа в ДСШ не помешала..все рано получается не очень.

Я согласен с Сергеем, но о проблеме известно давно. Управление спортом политизировано до предела, поэтому в соответствии с уровнем восприятия ответственных ведомств, не только Минспорта, Минпроса и др. формируются и бюджеты и штатные расписания  пр. Дальше медалей ОИ и ЧМ ничего не видят. Это все равно, что считать, что батоны на деревьях растут..Отсюда и коррупция и допинговое "читтерство". Все равно эта система развалится..
Ссылка Рейтинг: +17 +19 -2
18.07.2021 20:10
Сергей правильно поднял проблему. В общеобразовательной школе ввели три урока, чем они там занимаются, провели О.Р.У. дальше кто может встают в кружок играют в волейбол ,остальные баскетбольный мяч бросают в кольцо.Оценки делаются легко прыжок с места,отжимания,подтягивание и элементы спортивных игр, все в зале.Весной и осенью даже при хорошей погоде редко увидишь учеников на улице.
Ссылка Рейтинг: +18 +18 0
18.07.2021 20:18
Да, и, кстати, почему Большунов в тренеры не идет? :D Выпустился и лоботрясничает :D Устюгова наверняка мог бы погонять :D А то Крамер не справляется, нужно давать дорогу молодым :D
Ссылка Рейтинг: 0 +8 -8
18.07.2021 21:14
Не знаю на счет Зидана, по крайне мере не озадачивался, но вот пример Хави говорит о том что учится на футбольного тренера необходимо и получать лицензию тоже, и не смотря на заслуженные регалии с ФК Барселона, а так же проблемы у клуба с тренерами, его не позвали сразу тренировать этот футбольный клуб, а Хави и талант и каталонец - да и авторитет для игроков, но почему-то как тренер отправился в Катар получать опыт.
Ссылка Рейтинг: +8 +8 0
18.07.2021 21:17
А зачем тренеру детской спортшколы высшее образование? Тут на скиспорте где-то год назад была статья про норвежскую тренерскую систему - если я правильно помню, для того, чтобы тренировать 10 - 12 летних, нужно пройти примерно двухнедельную подготовку (два этапа 30 + 60 часов). Для уровня того, что у нас называют олимпийским резервом - уже 5 этапов, каждый следующий - опыт работы + еще 60 часов занятий (теория + практика). Кажется так. Итого, суммарно пусть 5 * 60 = 300 - это порядка 8 недель теоретических и практческих занятий при условии практической работы на каждом уровне. Понятно, что проходят этот путь отнюдь не люди, впервые увидевшие лыжи. Про зарплаты - вопрос отдельный. Так же про отношение к лыжам в нашей стране вообще и на фоне "глобального потепления" в частности.
Ссылка Рейтинг: +13 +15 -2
18.07.2021 21:52
Удивительно конечно. Все здесь наверное примерно представляют работу тренера и работу учителя. У тренера хлопот раза в два больше. Инвентарь надо подготовить на уровне, спортсменов подготовить на уровне, везде их сопровождать и, главное, надо же занимать призовые места на соревнованиях, иначе лавочку с радостью прикроют. Как уже закрыли многое. Учителю всего этого делать практически не нужно. А если есть призовые места, то это только плюс.
Работы в итоге больше в 2 раза, а зарплата меньше в 2 раза. Логика дебилов в управлении, мягче сказать, увы, невозможно.
Ну значит скоро останемся без тренеров. Гунде Сван и Дели справятся, а остальные уж как получится...  
Ссылка Рейтинг: +13 +14 -1
18.07.2021 22:16
Ну это  просто "Руководство к действию". И это предлагает простой тренер, но с опытом и головой. Чем ответят чиновники,коих ну оччеень большая куча?А ничем.Им это выгодно?Нет.Депутаты?А от них вообще -то есть реальная польза?Все останется на бумаге.             А Сергею -респект, любовь и уважение за его преданность спорту  и детям...
Ссылка Рейтинг: +9 +10 -1
Всё просто. В школы тоже учителями работать не сильно рвутся выпускники педвузов за пределами Москвы. Поэтому должна быть педагогическая должность, где еще хуже, чем в школе. Чтобы на контрасте представить в более выгодном свете доходы учителя.
Ссылка Рейтинг: +5 +9 -4
Прям конспирология какая-то.
:)
А статья хорошая. Все правильно написано.
Те хорошие тренеры, которых я знаю, за идею работают.
Ссылка Рейтинг: +9 +9 0
Это не конспирология. В медицине тоже самое.
Терапевт или педиатр в поликлинике получает зарплату больше, чем терапевт или педиатр в стационаре. Хотя, пациенты в стационаре более сложные, работа в стационаре более сложная, ночные дежурства, летальные исходы. Участкового врача поликлиники можно сопоставить с учителем физкультуры в школе, а врача в стационаре с тренером в ДЮСШ по сложности решаемых профессиональных задач. Чтобы предотвратить бешеный отток участковых врачей из поликлиники им сделали доплаты. А в стационаре и так найдется кому работать, кто-то из профессионального интереса, за идею, кто-то дежурствами будет добирать до посинения. Поэтому для стационарных врачей никаких специальных доплат нет. Та же схема. Хотя, за пределами московской области эта схема уже перестает работать, бегут из поликлиники. Где-то начали ставку на врачей-гастарбайтеров делать, но, тут ковид и закрытие границ. Придумали еще, что врача поликлиники можно на год меньше учить, чтобы дыры закрыть. Пока эффекта нет, дыры растут.
Ссылка Рейтинг: +10 +13 -3
19.07.2021 09:40
а Хави и талант и каталонец - да и авторитет для игроков, но почему-то как тренер отправился в Катар получать опыт.
Ну он же не с детьми поехал работать, а с другими профи. А у нас почему-то сложился стереотип, что "настоящий" тренер, это тот, который прошел все ступени от ДСШ до сборной команды. Хотя это две принципиально разных профессии, я  считаю. Одно дело - учить азам детей, прививать им любовь к лыжам, разбираться в нюансах детской психологии, быть для них мудрым наставником, примером, делать так, чтобы спорт навсегда занял в их жизни достойное место. Мастерства в этом деле надо достигать всю жизнь, это не должна быть начальная стадия перед уходом во взрослую команду или каку-нибудь сборную.

Другое дело - тренировать сложившихся спортсменов, знать и в деталях разбираться во всех тонкостях работы взрослого организма, уметь подбирать нагрузку, восстановление и т.д. и т.п. Опыт работы в ДСШ тут никак не поможет, наоборот, человек будет после "пропущенных" лет набирать и восстанавливать все знания и умения заново.
Ссылка Рейтинг: +7 +10 -3
19.07.2021 10:03
Сергей поднял одну из важнейших проблем в нашем спорте. 1.Нет СИСТЕМЫ работы со спортсменами от детского до взрослого возраста. 2.Федеральные стандарты по видам спорта разработаны без наличия СИСТЕМЫ и не выполняются по многим пунктам, в том числе по снабжению инвентарем. 3.Нет СИСТЕМЫ нет и финансирования. Практически все затраты ложатся на плечи  родителей. Многие малообеспеченные семьи не имеют возможности поддерживать ребенка при желании занятия выбранным видом спорта. 4.Тренерский состав не имеет возможности проходить этапы повышения квалификации. И т.д. многое отражено в статье, Про зарплаты)) у меня например, оклад 4862 руб.8-)(тренер высшей категории по биатлону) Есть свободная вакансия - приходите, будем рады.:)
Ссылка Рейтинг: +13 +13 0
да, детский тренер дюсш это в первую очередь педагог - психолог. тренер сборной это уже специалист в области спортивных методов и методик, в которых всё прописано , как определяется индивидуальная нагрузка и время восстановления между нагрузками
Ссылка Рейтинг: +9 +9 0
19.07.2021 10:14
Одно дело - учить азам детей, прививать им любовь к лыжам, разбираться в нюансах детской психологии, быть для них мудрым наставником, примером, делать так, чтобы спорт навсегда занял в их жизни достойное место. Мастерства в этом деле надо достигать всю жизнь
Верно. поэтому работают с детьми энтузиасты, за деньги это не возможно делать, да их еще как выясняется и нет (зп почти МРОТ - не знаю. как не ругаясь написать что это). а статья правильная, но вряд ли что изменится от этого "крика души", невозможно что-то качественно изменить, если "фундамент гнилой".
Ссылка Рейтинг: +3 +4 -1
19.07.2021 10:21
А у нас почему-то сложился стереотип, что "настоящий" тренер, это тот, который прошел все ступени от ДСШ до сборной команды.
Это не у нас такой стереотип, а у вас отсутствие знаний. К тренеру сборной предъявляются законодательно особые требования. В числе них и профильное образование,  и стаж, и опыт подготовки спортсменов до уровня сборной.
Ссылка Рейтинг: -3 +3 -6
19.07.2021 10:25
Посмотрите на возраст тренерского состава - большая часть это 30 лет ..., до 100 не хватает:) На первенстве России в Смоленске спросил одного из молодых тренеров- "Сколько у него спортсменов? Он говорит 52 ребенка!!!. Они реально занимаются? Нет это на бумаге, а в действительности до 15 чел. Зарплату надо чем, то нагнать!" Вот так и живем - кто кого обманывает?
Ссылка Рейтинг: +14 +14 0
19.07.2021 10:39
Что, забыли уже за что Кравцов сидит? :D Кстати, месяц назад задержали зампредседателя ОКР и еще двоих в рамках этого же уголовного дела ;) Возможно поэтому ЕВ так резко в Думу и ринулась, чтоб иммунитет заиметь :D
Ссылка Рейтинг: -4 +4 -8
19.07.2021 11:43
В числе них и профильное образование,  и стаж, и опыт подготовки спортсменов до уровня сборной.
Не увидел тут никакой привязки к работе в ДСШ...
Ссылка Рейтинг: 0 +3 -3
19.07.2021 12:11
Не увидел тут никакой привязки к работе в ДСШ...
Согласно статистики (2016 г) количество клубов в РФ было 13,7% от числа организаций, развивающих физическую культуру и спорт. Остальное, видимо, детские сады :D Как говорится, делайте выводы...

И, о, боже, 41,3% клубов при образовательных организациях :D
Ссылка Рейтинг: 0 +2 -2
19.07.2021 12:57
Хотя, за пределами московской области эта схема уже перестает работать, бегут из поликлиники.
В нашей Коми каждый день из поликлиник увольняется по одному врачу (только что в прессе жаловались). Так Глава, если верить прессе, придумал конгениальную меру - увольнять главврачей поликлиник, откуда увольняются простые врачи. 8-)
Ссылка Рейтинг: +8 +9 -1
19.07.2021 13:04
Так Глава, если верить прессе, придумал конгениальную меру - увольнять главврачей поликлиник, откуда увольняются простые врачи
Вот это правильно, чувствуется талант менеджера :), уменьшать так уменьшать, и снизу, и сверху....
Интересно при этом "мертвые души" есть? ;)
Ссылка Рейтинг: +5 +6 -1
Андрей Краснов
Так что получается, тренер ДЮСШ и тренер сборной страны это две разных специальности? И где тогда готовят на тренера сборной страны? Ведь у тренера сборной страны должно же быть профильное образование? А то получается на детсад будь добр 4-5 лет отучись, а на профессора так что ли, за счет врожденного таланта?
Ссылка Рейтинг: +8 +10 -2
Если бывший член сборной страны становится тренером сборной без профильного образования это врожденный профессор что ли? По-моему талантливый спортсмен и талантливый тренер это две разных профессии. Или все-таки в каком-то физкультурном вузе есть специальность "тренер сборной страны"?
Ссылка Рейтинг: +10 +12 -2
Если тренер ДЮСШ и тренер сборной это разные специальности, то как вообще определяют способность некого абстрактного человека быть тренером сборной? Или сразу дают попробовать - вот те сборная, дерзай.
Ссылка Рейтинг: +5 +8 -3
19.07.2021 16:10
Тренер он и есть тренер все спортсмены в основном получают профильное образование и спортсмен прошедший подготовку на уровне сборной ,явно будет превосходить тренера имеющего первый разряд ,правда могут быть уникумы.
Ссылка Рейтинг: -8 +1 -9
19.07.2021 16:30
Т.е. только спортсмен сборной может стать тренером сборной?

Может стоит у Саныча спросить, как, когда и какое он образование получил? Все по сборам, по сборам, по соревнованиям... Когда учился? :D Когда диплом забирать ездил, знаем :D

Я ж и говорю, пусть идет и тренирует Устюгова, хватит лоботрясничать, диплом же теперь есть, имеет право :D Дайте ему это право :D
Ссылка Рейтинг: -3 +3 -6
19.07.2021 18:36
Андрей, не надо делить тренеров по кастам. Есть те, кто растёт вместе с учениками, им это интересно. Тот же Каминский. Есть такие, кто сразу запрыгивает в паровоз сборной, но чаще всего по блату (где этот мальчик, который ездил с Хованцевым). И так же немало тех, кому интересно возиться с мелкими, и, очень часто (на своём опыте вижу) это люди с минимумом амбиций и желания выезжать куда-то больше, чем за 50 км. Но, все они образуют систему спортивной подготовки и достойны хорошей оплаты их труда.  
Ссылка Рейтинг: +12 +12 0
Хорошая статья. Все логично. Но про столицу.
У нас в Самаре лыжные тренеры (есть и молодые) почему-то в школы не сбегают.
Да и про 55 тыр. у учителей за 18 часов в неделю я что-то не слышал. Это только в столице так.
В связи с этим даже подумалось. Имея звание профессора, работаю на той же должности на кафедре суперкомпьютеров Самарского национального исследовательского университета им. С.П. Королева. В одной из главных аэрокосмических колыбелей нашей страны. Если буду работать на полную ставку (чего уже много лет не делаю, поскольку сомневаюсь что потяну), то мой оклад жалования как раз составит те самые 55 тыр. Вот я и подумал - а может рвануть в столицу учителем физкультуры в школе. на полторы ставки. 24 часа в неделю, по 4 часа в день в спортзале вполне осилю. Да еще и каникулы. Благо есть статьи и даже книги (в соавторстве) по основам физической культуры. Вдруг возьмут ;)
Ссылка Рейтинг: +8 +10 -2
19.07.2021 18:46
2 Александр Калиничев:
Вот у вас, врачей, есть кардиологи, есть педиаторы, есть пульмонологи и т.п. У вас же не говорят кардиологу: "Иди сначала на детях потренируйся" или "Где твой опыт работы в травматологии".
Я не отрицаю необходимость получить образование. Где я такое написал? Я говорю, что тренеру сборной ничем НЕ ПОМОЖЕТ опыт работы в ДСШ, это просто потерянное время будет для специалиста.
Ссылка Рейтинг: -1 +4 -5
19.07.2021 18:46
Но, все они образуют систему спортивной подготовки и достойны хорошей оплаты их труда.  
разве я с этим спорю???
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
19.07.2021 19:14
  Статья интересная, тема актуальная. это можно написать про любую отрасль в нашей стране. комментаторы так  хитро ушли в сторону. Можно много написать на эту тему, но честно говоря не хочется, лить из пустого в порожнее, все равно ничего не изменится.
  Спорт используется для пропаганды , в спортсмены и их окружение просто пешки в большой игре.
Ссылка Рейтинг: +3 +4 -1
8 Андрей Краснов 12611 19.07.2021 18:46
2 Александр Калиничев:
Я говорю, что тренеру сборной ничем НЕ ПОМОЖЕТ опыт работы в ДСШ, это просто потерянное время будет для специалиста.
Не знаю, может работа с группами начальной подготовки и не поможет. Но, вот если способный тренер начал с групп начальной подготовки, потом по мере роста своих подопечных и своего роста перешел к тренировке учебно-тренировочных групп, групп спортивного совершенствования, а при благоприятном стечении обстоятельств и групп высшего спортивного мастерства. Почему же опыт доведения спортсменов до уровня группы высшего спортивного мастерства будет потерянным временем?
И опять же, каков альтернативный путь? Человек без опыта тренерской деятельности приходит в сборную помощником тренера и растет внутри сборной? А по каким критериям неопытный тренер оказывается в составе тренерского штаба сборной? И почему перспективы неопытного тренера лучше перспектив тренера, который показал уже какой-то результат? Ведь в ДЮСШ занимаются не только маленькие дети.
Ссылка Рейтинг: +2 +4 -2
Андрей Краснов 12611 19.07.2021 18:46
2 Александр Калиничев:
Вот у вас, врачей, есть кардиологи, есть педиаторы, есть пульмонологи и т.п. У вас же не говорят кардиологу: "Иди сначала на детях потренируйся" или "Где твой опыт работы в травматологии".

Проведение аналогии с врачебными специальностями не совсем корректно. Корректнее будет другая аналогия. Профессор-кардиолог не должен сначала на детях потренироваться или поработать в травматологии. Будущий профессор-кардиолог должен начать свою карьеру с работы на обычном кардиологическом приеме с обычным потоком кардиологических пациентов. А кардиолог, начинающий свою карьеру с работы ассистентом у профессора-кардиолога, который уже не занимается рутинной работой, получит очень большую дыру в своем кардиологическом образовании.
Такой сорт профессоров мне описывал один зав отделением в госпитале Бурденко, когда я там интернатуру проходил. Карьера такого профессора выглядит так: после института по блату ординатура, после которой по блату аспирантура, а потом докторантура. Будущий профессор со старших курсов при поддержке заинтересованных лиц плотно занимается научной карьерой и не ведет больных. И вот, спустя лет десять получается профессор, который не вел от начала до конца ни одного пациента. Но, при этом обладает уникальными способностями раздувать щеки от собственной важности. Это не дословное цитирование, но, пересказ от опытного врача, который прошел весь путь от рядового врача до заведующего специализированным отделением с ученой степенью.
Ссылка Рейтинг: +10 +10 0
19.07.2021 21:41
Александру Калиничеву сто раз плюсую. Мы все идем сначала в первый класс, иногда во второй, но никто не прыгает сразу в десятый. Растишь учеников, повышаешь свою категорию (между прочим, очень неплохой стимул), тарификацию. Общеобразовательная школа это физкультура, кому то может и нравится хороводы водить. Мне без роста неинтересно.
Ссылка Рейтинг: +4 +5 -1
19.07.2021 21:57
И вот, спустя лет десять получается профессор, который не вел от начала до конца ни одного пациента.
Сейчас даже физики-экспериментаторы такие есть. Поучают доктора и профессора, не проведя за свою жизнь ни одного самостоятельного эксперимента. В вузе есть руководитель, в аспирантуре тем более, а потом еще придумали одно время докторантуру, в которой 1 или 2 доктора делают нового третьего.
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
Печально все это, развалена система физической культуры, спорта, ГТО в стране и не только в лыжных дисциплинах. Развалена система соревнований и отбора перспективных спортсменов начиная от школ, ВУЗов и кончая первенствами страны. Возможно это когда-то наладится на другой основе...
Но что насторожило, когда нас пригласили в Министерство спорта РФ 🇷🇺 в ответку на наше письмо Президенту РФ по законности лыжных трасс? Пригласили к Зам.нач.департамента спорта высших достижений! Когда я спросил, почему не в департамент массового спорта-основе высших достижений и здоровья нации? Ответили, потому что департамент массового спорта занимается другими делами! Какими блин ещё делами?
Можем пофантазировать, чем они там занимаются... Делайте выводы!
Должна быть или государственная система как было в СССР или сейчас в Китае или как у «партнеров»-общественные организации при поддержки государства.
Ссылка Рейтинг: +5 +7 -2
19.07.2021 23:47
2 Александр Калиничев: Вы говорите, что я привожу некорректную аналогию. Но и ваше сравнение не считаю корректным. Если говорить о приглашении в сборные команды на тренерские должности закончивших карьеру спортсменов высшего уровня, то на их стороне огромный практический опыт, который они приобрели будучи спортсменами на примере себя и своих товарищей по многочисленным командам. Плюс к этому образование - можно как угодно к этому относиться, но по факту мы никак не можем судить о качестве их знаний. И самое главное - такая практика приносит свои результаты. Многие экс-спортсмены действительно становятся успешными тренерами. В тех же игровых видах спорта тренируют в подавляющем большинстве те, кто сами играл на высочайшем уровне.
Ссылка Рейтинг: 0 +4 -4
20.07.2021 00:06
Андрей, почему постоянно сравнения с игровыми видами? Берите наш вид. Бородавко - да, топ, но только на уровне СССР. Прокуроров без вопросов. Крамер - нет, Перевозчиков - нет, Акимов- нет, Кнауге - нет, Каминский - нет, Лопухов - нет. Турышев пока на подхвате, Сорин - опять же на российском уровне, Гельманов - твердый МС, Жмурко - одно выступление на этапе Кубка мира. В биатлоне сейчас пожалуй один Максимов из топов. Суперзвезды при всем их большом опыте не обладают необходимым количеством знаний, им просто некогда эти базовые знания получать. Теория и методика ФКиС изучается не на лыжне. Большунов реально учился? - не смешите меня. Да, возможно, потом, но опыт без теории это ничто.Можно так натренировать, ты же на лыжне знаешь только себя, а тут брать ответственность за других. Владимир Куц в тренерстве  умел только загонять спортсменов, ориентируясь на свой опыт.  
Ссылка Рейтинг: +12 +12 0
20.07.2021 00:42
Всегда хочется лучшего. И более талантливого и более образованного тренера и в большем количестве. Но имеем то, что имеем. Нет понимания ни у кого, что массовое "здоровье нации" + лыжные гонки в Москве совместимые понятия. А почему? - Сумма озвучена. И сумма довольно скромно озвучена (вернее озвучена по меркам 3-4 летней давности).
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
20.07.2021 06:14
Послушаешь АК, подумаешь, а вообще зачем к черту тренеры в сборной нужны? Спортсмены и так все знают! Опыт же у них колоссальный :D Разогнать всех тренеров сборной, дармоеды :D Только под ногами крутятся и в соцсетях сидеть запрещают :D
Ссылка Рейтинг: 0 +3 -3
Талантливый элитный спортсмен какие-то вещи делает интуитивно, они заложены в нем генетически. Ярчайший пример Майк Тайсон. Просто гений. Его талант ему дала природа, а тренер этот талант отшлифовал. Но, одно дело самому быть элитным боксером, другое дело стать тренером элитных боксеров и шлифовать других. Сможет ли он грамотно проанализировать хотя бы себя самого?
Если, конечно думающий спортсмен постоянно анализирует тренировочные планы и их результаты, ошибки у своих товарищей по команде, имея желание и способности к проведению такого анализа, то это другое дело. Но, это скорее казуистика, у элитного спортсмена своих забот хватает.
Возможно, разумеется, постепенное подключение опытного члена команды (капитана) к тренировочному процессу. Наверное, так происходит в игровых видов спорта.
Скорее всего, в сборной должны быть оба типа тренеров, и думающие-анализирующие бывшие топы, и те кто прошел путь тренера ДЮСШ  и смог вывести кого-то к юношескому-юниорскому возрасту на уровень предтопа..
Ссылка Рейтинг: +1 +3 -2
А аналогия с медициной изначально была некорректной.
Но и ваше сравнение не считаю корректным. Если говорить о приглашении в сборные команды на тренерские должности закончивших карьеру спортсменов высшего уровня, то на их стороне огромный практический опыт, который они приобрели будучи спортсменами на примере себя и своих товарищей по многочисленным командам
Тут, если продолжать аналогии, то лучший врач-профессор будет из бывшего пациента, который пролежал за десяток лет в десятках клиник и специализированных НИИ, приобретя огромный практический опыт диагностики и лечения на примере себя и своих товарищей по многочисленным палатам :)
Хотя, и тут можно поспорить, но не в профессора, однозначно.
Ссылка Рейтинг: 0 +4 -4
20.07.2021 08:00
АК не понимает одного. К примеру, лыжи - очень энергозатратный вид спорта. Т.е. практически 100% энергии уходит на тренировки. Если спортсмен будет включать еще голову, то показатель физических тренировок сильно упадет, т.к. на интеллектуальную деятельность придется тратить до 25% энергии. Вот и с бывшими спортсменами также... Если они на всем протяжении своей спортивной карьеры не привыкли включать голову, так почему они ее будут вдруг включать при тренерской деятельности? А тренер в первую очередь интеллектуально должен быть выше спортсменов, которых он тренирует.  По Думе хорошо видно, каким интеллектом обладают бывшие спортсмены :D
Ссылка Рейтинг: +6 +9 -3
20.07.2021 09:22
Андрей, почему постоянно сравнения с игровыми видами? Берите наш вид. Бородавко - да, топ, но только на уровне СССР. Прокуроров без вопросов. Крамер - нет, Перевозчиков - нет, Акимов- нет, Кнауге - нет, Каминский - нет, Лопухов - нет. Турышев пока на подхвате, Сорин - опять же на российском уровне, Гельманов - твердый МС, Жмурко - одно выступление на этапе Кубка мира. В биатлоне сейчас пожалуй один Максимов из топов. Суперзвезды при всем их большом опыте не обладают необходимым количеством знаний, им просто некогда эти базовые знания получать. Теория и методика ФКиС изучается не на лыжне. Большунов реально учился? - не смешите меня. Да, возможно, потом, но опыт без теории это ничто.Можно так натренировать, ты же на лыжне знаешь только себя, а тут брать ответственность за других. Владимир Куц в тренерстве  умел только загонять спортсменов, ориентируясь на свой опыт.  
Я нигде не писал, что не нужны знания, образование и т.п. Я писал только про опыт ДСШ. Из перечисленных тренеров в ДСШ работали Каминский, Перевозчиков и Акимов. Акимову это помогло, когда он возглавил женскую сборную? А Куцу бы помогло, если бы он не взрослых спортсменов загонял, а детей?
И обратные вопросы: Крамеру помешало то, что он не работал в ДСШ? А Бородавко помешало? А Окланду-младшему, к примеру?

Ну и небольшие уточнения: у Жмурко не одно выступление на КМ, а одна победа! Гонок у него полтора десятка. Сорин не на российской уровне, а чемпион мира среди юниоров.
Ссылка Рейтинг: +8 +8 0
20.07.2021 09:24
АК не понимает одного. К примеру, лыжи - очень энергозатратный вид спорта. Т.е. практически 100% энергии уходит на тренировки.
Да, конечно, куда мне понимать, я же в отличие от вас никогда спортом не занимался...
Ссылка Рейтинг: +8 +8 0
Напишу банальность, но против истины не погрешу: тренер - это призвание. Если нет призвания - пиши пропало.
Вот свежайший пример: сегодня бегал кросс по рельефу, и на эти же круги приехал тренер с детьми (тренера не знаю, он не из нашего региона, у нас сейчас много спортшкол на сборах живут).
Я добегал заключительные два круга, и наблюдал такую картину: подростки носятся, как угорелые, а тренер "провалился" в смартфон. Кого такой тренер может подготовить?
Примеров подобных масса: часто вижу и то, что тренеры совсем не смотрят за воспитанниками: тренер стоит где-нибудь в теньке, а ученики подросткового возраста бегают/имитируют и матерятся, как сапожники. Естественно, я делаю этим "деткам" замечания.
Про поведение подобных "детишек" на кругах можно много говорить: их элементарно не учат при имитации на одном подъёме, что подниматься надо по одной стороне, а спускаться - по другой, и не мешать друг другу и другим лыжникам, имитирующим на этом же подъёме. Нет, идут или бегут прямо в лоб, причем по двое-трое в одном ряду. Причем девочки частенько себя ведут безобразнее мальчиков. А тренеру плевать.
Я ни в коем случае не хочу сказать, что все тренеры так работают,. Наши , к примеру, себе такого не позволяют.
Вспоминаю свое детство и подростковый возраст: у нас и в мыслях не было при тренере и вообще при взрослых выражаться. И тренер во время тренировки именно работал с нами, а не газету читал, или там рыбу ловил.
Потому что тренировали идейные профессионалы. Кстати, очень многие эти тренеры, несмотря на преклонный возраст, тренируют до сих пор.  
Ссылка Рейтинг: +8 +10 -2
20.07.2021 10:26
Очень профессиональная статья, только толку как всегда не будет,по собственному опыту работы а ДЮСШ  почти 50 лет...
Ссылка Рейтинг: +7 +7 0
С зарплатой в наших реалиях тоже не все линейно. Вот будет у детского тренера зарплата, к примеру, 300тысяч в месяц. Думаете придут в спортшколы талантливые, заинтересованные, для кого тренерская работа это призвание? Хрен там! Набегут тут же прохиндеи, да блатные.  
Ссылка Рейтинг: +10 +12 -2
20.07.2021 12:28
Вот будет у детского тренера зарплата, к примеру, 300тысяч в месяц. Думаете придут в спортшколы талантливые, заинтересованные, для кого тренерская работа это призвание?
Александр, верно подмечено! Деньги не являются мотиватором профессионального роста, цели как правило другие, но хорошо все же когда не прозябаешь в нищете за идею.
Ссылка Рейтинг: +8 +8 0
Набегут тут же прохиндеи, да блатные.  
Менталитет, понимаешь (С)
Ссылка Рейтинг: +1 +3 -2
20.07.2021 23:17
Мужик, я хочу, через пару лет тренером пойду, пока работа. Квалификацию сменю, надоела офисная тема. Серьезно! 40 лет тренером норм быть?
Ссылка Рейтинг: 0 +2 -2
20.07.2021 23:18
Деньги для меня уже не будут мотивацией, а дети, денег уже заработал, своего сам гоняю на лыжах, может что выйдет.
Ссылка Рейтинг: 0 +1 -1
Дискуссия куда-то далеко ушла, не уследить - а статья Сергея очень хорошая и дельная. Да, вряд ли сразу за ней что-то изменится - но человек хоть озвучил и сформулировал проблемы. Кто-то ведь должен начать их обсуждение.
Спасибо, Сережа!
Ссылка Рейтинг: +4 +5 -1
Основная проблема одна.
Профессиональный спорт, топовые атлеты и медальный зачет в приоритете, а детский спорт по остаточному принципу. Поэтому кому-то и ставки и оклады и сборы и поездки и трассы и питание-проживание и помощь в решении других оргметод вопросов; заинтересованность представителей власти всех уровней, прессы и партийного руководства. Раньше хоть лозунг был "Все лучшее детям", а теперь даже и лозунга не осталось.
Ссылка Рейтинг: +4 +5 -1
Статья беспомощная, а комментарии ей под стать, ну вот например, Сергей, ратуя за повышение зарплат тренерам, одновременно предлагает создать новую бюрократическую надстройку, зачем? Ни у кого нет понимания, как должно быть все устроено, в каком месте и в каком объеме должен быть вклад федеральных властей, местного самоуправления, родителей. Ну а так, хоть какой гениальный план тут не напиши, все равно ничего не изменится, как правильно подметили ораторы выше, потому что в основе основ те вещи, которые у нас сейчас запрещены: самоуправление, жервтования бизнеса через налоговый вычет, прозрачность и контроль вложений в инфраструктурные проекты итд.

Любопытный факт, украинский профессиональный футбол - полностью частный бизнес, государство не дает ни копейки, и как сыграли!
Ссылка Рейтинг: -3 +3 -6
21.07.2021 18:49
Коллеги. А может посмотреть на проблему - почему все меньше выпускников вузов идут на работу тренерами, с другой стороны. Правильно тут выше сказали, -  Нет системы. Только вот как представляется надо первично выяснить какой системы. С вопросами финансирования, мат. части, количества обучаемых, часами тренировки и разницей между учителем и тренером все понятно. Но это, как представляется не открывает основной проблемы. Давайте проанализируем. Кто такой выпускник спортивного вуза, который получил специализацию тренера. В своем большинстве это молодые люди, которые сами спортсмены или имеющие отношение к какому то виду спорта, как выступающие раньше в соревнованиях. И все они невольно являются заложниками системы по схеме: поступил- отучился - иди куда хочешь. Хорошо тем ребятам, у которых есть связи или их "за уши притянули" в эту работу. А в большинстве случаев все они после окончания обучения варятся в своем соку и глядя на суровую действительность жизни понимают, что не смогут ( в большинстве своем) найти себе достойную работу по специальности. И это не только с выпускниками спортивных вузов.  Более того, ( пусть московские ребята не обожаются на меня) но скажу как есть, вот эта разница в оплате труда в Москве и в регионах она практически переворачивает все сознание этих молодых парней и девчонок, они видят, что в Москве можно хорошо зарабатывать и, по крайней мере, выживать в этой жизни. Что нельзя сказать про регионы, и тем более про какие-то спортшколы в райцентрах. Там об этом только мечтают. Но Москва не резиновая, все не смогут тут устроиться. Не у всех есть возможности. Поэтому и в психологии каждого ( или многих) возникает убеждение о том, мол, зачем мне идти на работу за, образно говоря, "чашку щей", если в том же такси можно заработать гораздо больше. Есть и такая категория среди этих выпускников, которые кроме как в Москве работать и не хотят и всякое ему предложение поработать в провинции, это как некое его оскорбление. Они только при одном предложении сразу вертит пальцем у виска г, со всякими там высказываниями ненормативной лексикой. Что поделаешь. Да и родители его маленького такого не пустят из под маминого с папиным крылышка. Есть, Есть такие. не удивляйтесь. И вот много еще чего можно тут сказать и так уже много натыкал по "клавке", но в итоге хочу напомнить старичкам и рассказать молодняку о том, что в советской системе высшего образования, неважно в каком направлении, на мой взгляд, была прекрасная система. И называется она "распределение после окончания вуза". Это означало раньше, что каждый выпускник получал направление на работы туда, куда ему выпадет по распределению исходя из госзаказа. Но, коллеги, увы, все это ушло в историю, после развала советской системы, после развала страны, о чем постоянно в последнее время ностальгирует наш глава государства. Но ничего уже не вернуть. Хотя. "Бабушка на двое сказала". Вот и получается то, что обозначено в заглавии данной статьи. А те парни и девушки, которые отдали себя этому адскому труду тренера детской спортшколы, со всеми прелестями малого финансирования, низкой зарплаты, неудовлетворительного социального положения и всего такого , варятся, идейно, в надежде на волшебника в голубом вертолете, в своем соку, оставаясь просто фанатами своего дела в спорте, за что им низкий поклон и дай и бог всего доброго, за их рабский труд. Не преследую тут целью кого-то в чем-то убеждать. Просто высказал видение этой проблемы со своей колокольни. Ура.
Ссылка Рейтинг: 0 +2 -2
Распределение хорошо только одним. Можно заткнуть все дыры не заботясь о том, чтобы сделать что-то для привлечения выпускника ВУЗа.
У нас в Ивановском мединституте в 2000 году тоже девочки жаловались как же хорошо было и прекрасно с распределением в те славные времена, канувшие в лету. Когда не было проблем с трудоустройством. На резонный вопрос, а чего они не хотят ехать после института на село, где без блата можно стать хоть хирургом, хоть гинекологом, промолчали. Видно думали, что в те славные времена лично их бы распределили в областной центр в хорошую больницу. А большинство как раз по селам и райцентрам распределяли. И можно было не париться над созданием условий для молодого специалиста. Деваться ему с распределением все равно  было не куда, приедет работать, как миленький. Единственный плюс, что можно было не думать и не напрягаться. Все решали за тебя, где ты будешь работать, где ты будешь жить. Кому-то действительно нравится, когда за него все решают.
Ссылка Рейтинг: +2 +5 -3
И таки да, в медицине эти славные времена с распределением возвращаются. Все больший процент мест на бюджете идет на целевиков, которых после окончания ВУЗа будет распределять департамент здравоохранения. В хорошие места никто распределять не будет. Так что будущим докторам-целевикам две дороги: село и поликлиника (участковым терапевтом или участковым педиатром). Из поликлиники можно будет вырваться только через несколько лет только через ординатуру, которая будет либо по блату (потому что желающих много, а мест мало), либо за деньги. Не участковым врачом, а врачом-специалистом  можно будет стать даже в поликлинике тоже только через ординатуру. Причем даже за деньги, возможно на ряд престижных специальностей потребуется включение блата, потому что и платных мест не так много на эти специальности.
Ссылка Рейтинг: 0 +3 -3
Хотя делать, конечно, что-то надо. Вот из Сергиево-Посадского медучилища в муниципальное здравоохранение идет работать ноль процентов медсестер-выпускников. Спрашивается, для кого готовит кадры Сергиево-Посадское медучилище? Проще всего, конечно, заставить работать по распределению, чем привлекать выпускников другими способами.
Ссылка Рейтинг: +4 +5 -1
Лыжные гонки (беговые лыжи) | Новые сообщения форума