Беговые лыжи | Новые фото
  • Елена Вайцеховская

Юрий Бородавко: «В большом спорте ничего не проходит бесследно, за всё приходится платить»

Александр Большунов при всех его победах и заслугах остаётся обычным человеком и не застрахован от разного рода вирусов. Об этом в интервью RT напомнил тренер лыжника Юрий Бородавко. По его словам, проблемы подопечного в нынешнем сезоне могут быть своеобразной расплатой за несколько предыдущих, так как в большом спорте ничто не проходит бесследно. При этом специалист уверен, что спад поможет трёхкратному олимпийскому чемпиону немного передохнуть и расслабиться, чтобы перед главными стартами снова обрести мотивацию и достичь высочайшего уровня.

— Как дела у Большунова? Правильно ли я понимаю, что в Рязани мы его не увидим?

— Александр до последнего рассчитывал выступить, но за день до «Гонки чемпионов» почувствовал першение в горле. Сказал: если улучшение будет, утром позвонит. Набрал в субботу в семь утра и сказал, что всё-таки решил не рисковать.

— Он настолько тонко относится к собственным ощущениям, что даже лёгкое першение в горле воспринимается как потенциальная проблема?

— Это уже проверенный симптом, скажем так. Как только с лёгким першением начинаешь какие-то гонки или интенсивные тренировки, следом почти гарантированно поднимается температура. Поэтому мы и решили, что лучше два дня подождать, не тренироваться, чтобы полностью выздороветь. Иначе появляется риск, что недомогание затянется, перейдёт в хроническое. Сейчас Саша продолжает тренироваться дома на тредбане, поскольку не испытывает недомогания, плюс у него оборудован силовой зал, то есть на тренировочном процессе его нынешнее состояние не отражается.

— Зачем вообще вы с Большуновым планировали старт в Рязани при таком количестве соревнований, которые есть в календаре? Он вам нужен для дальнейшей подготовки или это просто коммерческая история?

— Коммерческая история, конечно же. Просто для удовольствия.

— Осторожность в плане отношения к собственному организму связана с тем, что нынешний сезон начался у Большунова тяжело?

— Безусловно. Александр слишком часто в последнее время болеет, поэтому очень трепетно относится к своему здоровью. Потерять из-за всех этих напастей не только начало сезона, но и середину было бы непозволительной роскошью.

— Я, признаться, склонялась к версии о том, что проблемы со здоровьем у больших спортсменов часто бывают связаны с тем, что приходится выполнять тяжёлую работу на фоне недостаточной мотивации. В этом есть здравое зерно, как считаете?

— Здравое зерно есть. Достаточно посмотреть историю, чтобы убедиться, что это действительно так. Другой вопрос, что Большунов очень сильно мотивирован, заряжен не только на тренировки, но и на гонки.

— Понимаю мотивацию прошлого года выиграть всё, что только можно на внутренних стартах. А в чём заключается мотивация сейчас?

— В подготовке к Олимпийским играм. Для того чтобы успешно соревноваться в 2026-м, нужно пройти этот путь сейчас. Поддерживать не только уровень своей физической и функциональной готовности, но и иметь хорошую соревновательную практику.

— Если вдруг ближайших Игр в жизни российских лыжников не случится, не боитесь, что это может сильно подломить того же Большунова психологически?

— Вполне возможно. Но мы об этом не думаем. Главная задача — подойти к олимпийскому сезону во всеоружии. Сделать всё зависящее от спортсменов и тренеров, а дальнейшая судьба ребят уже окажется в чужих руках. Собственно, отношение Большунова к здоровью и, соответственно, к способности тренироваться — это как раз те шаги, которые позволят нам через сезон быть в нужных кондициях.

— Александр по-прежнему выдерживает запредельные нагрузки?

— К сожалению, со всеми перенесёнными болезнями это невозможно, поскольку приходится проводить очень много восстановительных тренировок. Когда Саша здоров, он тренируется действительно очень много.

— А нужно ли это, когда атлет переходит в разряд возрастных? Иначе говоря, держите ли вы в голове иную концепцию подхода к тренировкам, на которую спустя какое-то время будет необходимо переключиться? Или надо пахать, пока организм выдерживает?

— Всё это не раз обсуждалось. Саша и сам чувствует, что не всегда нужно работать на износ. Просто сейчас мы столкнулись не с тем, что должны вносить в работу какие-то коррективы, связанные с возрастом, а с тем, что многочисленные болезни и недомогания, которые с определённой регулярностью в этом году преследуют Большунова, не позволяют выйти не то что на полный объём его возможностей, но даже на три четверти.

— С чем вы сами связываете внезапное появление такого количества проблем?

— Причин много. Во-первых, Большунов при всех его победах и заслугах остаётся обычным человеком и не застрахован от разного рода вирусов. Во-вторых, не стоит забывать про нагрузки прошлого сезона. Саша провёл год очень активно, выиграл почти все гонки, в которых участвовал, а это всё-таки очень серьёзная нагрузка на иммунитет. Не хочу сказать, что он был подорван, но возможность сопротивляться нагрузкам, безусловно, снизилась.

— Другими словами, нынешнее состояние — в какой-то мере расплата за успешный прошлый сезон?

— Я бы сказал, за много предыдущих успешных сезонов. В большом спорте ничего не проходит бесследно, к сожалению, за всё приходится платить. За все выступления, за гениальные гонки, за фантастические сезоны. Возможно, все неприятности, с которыми мы столкнулись сейчас, действительно являются расплатой. Невозможно идти только к вершине, всё в нашем мире так или иначе движется по синусоиде. Но как раз этот спад, который мы сейчас переживаем, даст Большунову возможность максимально хорошо подготовиться к Олимпийским играм.

— У меня сложилось впечатление, что подобный спад за год до Олимпийских игр бывает у очень многих топовых атлетов, иностранных в том числе.

— Наверное, это в какой-то степени закономерно. Любой спад даёт спортсмену возможность немножко выдохнуть, расслабиться — с тем, чтобы перед главным стартом снова обрести мотивацию достичь высочайшего уровня.

16 14177 Андрей Краснов 06.01.2025 10:49
Рейтинг: +11 +13 -2

Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.

Хорошие, грамотные во многих смыслах  вопросы. Да и ответы на них вполне толковые. Хотя суть этого разговора очевидна - большой спорт и здоровье рядом не стоят. Резервы организма не беспредельны.
Спасибо Е. Вайцеховской и ЮВБ за интересный разговор.
Любопытно, удастся ли А. Большунову и ЮВБ выстроить нынешню подготовку с выходом на пик формы к февралю. Как модель подготовки в следующем, олимпийском сезоне.  
Ссылка Рейтинг: +10 +15 -5
Банальная тема здоровья проф спортсменов. Все известно уж как  100 лет в обед.  
Интересно другое, что по прежнему продолжают хайпить тему Большунова . Вроде молодых и талантливых нет?
Как по мне, то надо смотреть на перспективу, на  2030 год.  А не пытаться за счёт одного уникума, который появляется один раз на 100 лет, удержаться на плаву у руля сборной.
Ссылка Рейтинг: +10 +14 -4
Начал читать текст, не глянув автора. Что такое? Как будто не обычная банальная хрень или пропаганда - а ОБЩЕНИЕ! Мысли!
На словах про "недостаточную мотивацию" при тяжелых нагрузках как причины болячек я уже догадался, кто автор. Пролистал: так и есть.
Спасибо, Елена! Забытый УРОВЕНЬ разговора...
Ссылка Рейтинг: +5 +14 -9
Телега впереди лошади  
Чем мне не нравятся такие интервью, что очень напоминают статьи в Газете "Советский спорт", эдак так 80-85 годов ,  раннее еще не читал.
   Пока еще может шевелиться, просить денег в федерации у Вяльбе или спонсоров, чтобы оплатили консультации Маркуса, брать у него план (если согласиться работать) Тогда есть шанс побегать еще несколько лет в топах. Все гонки косить не получиться, но точечно к важным подведет.
  Смотрел в тур де ски на Пеллегрино, и радовался за парня Он же по факту сделал Клебо в подьем на финише спринтов, Йоханнес смотрел как Федерико убегает не понимающими глазами.  А как он отработал гонку в гору ?!  Не факт что кто то из наших был бы на сегодня ближе к пьедесталу  
Ссылка Рейтинг: +4 +14 -10
06.01.2025 17:31
Такие сезоны как прошлый ни для кого не проходят бесследно. Даже для Большунова. Вот и все. Остальное пустые разговоры. Особенно про участие в Олимпиаде.
Ссылка Рейтинг: +11 +13 -2
06.01.2025 19:12
Какая олимпиада, даже если разрешат, отвыкли наши от европейских трасс, быстрого снега, да и наши спртнтерские дистанции, расщитанные на дистанционщиков, не на пользу, а главное смазка без вторая, это нарабатывается долго
Ссылка Рейтинг: +4 +8 -4
06.01.2025 20:41
+1. Увы, разрешение если и будет (мечты, мечты..), то не раньше следующего сезона. И для возобновления тренировок в условиях проведения ОИ, теоретически может быть всего лишь один сезон, даже меньше.
Ссылка Рейтинг: +3 +4 -1
06.01.2025 20:58
Хорошие актуальные вопросы - и блудные ответы.
Тренер, ведущий гонца долгие годы, не ведает почему упал иммунитет и т.п. Анекдот...
Возможно Александру известно больше чем нам - что на ОИ 26 тоже не попасть, в этом всё и дело. А до ОИ 30 уже не дотянуть...
При его самолюбии и самооценке, а он гонщик на самом деле уникальный, стрёмно елозить до пенсии на ЧР, как некоторые.
Ссылка Рейтинг: -2 +5 -7
Господа, что вы обсуждаете!...
Все очень просто: Вайцеховская - ОЧ, и понимает, о чем говорит. А говорит она не о "шансах" - а о психологии. И говорит очень точно. И Бородавко, нормальный мужик, благодаря нормальному журналисту избавленный от тяжелой повинности кричать в камеру: "Да, товарищ майор! Все как один, товарищ майор! Есть, товарищ майор - долой проклятых!", ее с полуслова понимает - и подтверждает очевидное: Большунов держится надеждой (не шансами, а НАДЕЖДОЙ!) на ОИ. И горе тому, кто его разубедит или попытается... Но мозг и организм не обманешь - и они хором отвечают Саше: "Нет!"
Ей-богу, все сов. люди в совершенстве владели эзоповым языком и читали между строк. Я не разучился. А вы? Интервью-то - ОБ ЭТОМ! А не о "шансах". С первой до последней строки. За что - спасибо ЕВ и ЮВБ.
Ссылка Рейтинг: +3 +12 -9
06.01.2025 21:34
Большунова будет много , пока у нас нет действующего 3 кратного Олимпийского чемпиона, и всем остальным это нужно помнить! ~если что я не сторонник характера Большунова( о чем я надеюсь понятно).
Но он величайший Российский лыжник 21 века это факт!!  
Ссылка Рейтинг: +9 +12 -3
07.01.2025 03:54
Смотрел в тур де ски на Пеллегрино, и радовался за парня Он же по факту сделал Клебо в подьем на финише спринтов, Йоханнес смотрел как Федерико убегает не понимающими глазами.
Клебо просто не напрягаясь контролировал и тоже радовался за Пеллегрино. Вообще беготней в подъемы он уже мало увлекается, на первый план выходят менее энергозатратные способы для обгона, победы, для достижения поставленной цели.  
Ссылка Рейтинг: +10 +11 -1
Тоже заметил, что подача материала значительно улучшилась, нет характерных избыточных экскурсов в бытовуху. Спору нет, ЕВ опытная самобытная журналистка, однако огранка ее таланта окончательно произошла в блестящем журналистском цеху Марго Симоньян, согласен, Алексей?)
Ссылка Рейтинг: +3 +5 -2
Согласен, Карен. Но с оговоркой: ЕВ блестяще писала еще до рождения Марго и много лет после, так что кто я такой, чтобы обсуждать места ее "крайней" на данный момент огранки? ))
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
08.01.2025 14:39
Алексей, право, удивляете, тут уж выбор сделан и некролог испорчен, а шанс-то был, талантливый человек не затерялся бы.  
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Михаливаныч, я не спец по некрологам - это вотчина Господа Бога. Я читаю Елену с момента Совспорта - для меня с нее началась перестройка в этой области. ИМХО, наш лучший спорт. журналист. Для остального у меня есть своя голова - что принимать, а что нет. Фон Караян - великий дирижер, я его слушаю и сейчас (записи). Остальное - его разборки  с Богом, не со мной.
И "Раба любви" для меня не стала хуже от того, что было потом. Не говоря уж о том, что это - несравнимые эволюции.
Мой пост выше был об одном интервью. Вот этом. Оно - профессиональное и интересное. Это - всё.  
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
талантливый человек не затерялся БЫ
(выделение мое).
БЫ тут - лишнее. Человек УЖЕ не затерялся, задолго до намеков Карена. Остальное я не стану тут обсуждать.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0