Это наше интервью с председателем оргкомитета Дёминского марафона, заслуженным мастером спорта России Игорем Самойловым состоялось рано утром 2 марта - уже после основного конькового марафона на дистанции 50 км, но ещё до старта классической тридцатки. Колоссальное напряжение, витавшее в воздухе все эти дни, уже начало спадать, но вопросы - как там в таком малом количестве снега сумеют нарезать классику, и как пройдёт эта классическая гонка - всё ещё оставались.
- Вас как, отпустило уже? Главный марафон всё-таки состоялся, со снегом вроде бы все проблемы разрешились.
- Да, главный марафон состоялся, но всё равно пока не отпустило, нужно ещё сегодняшнюю гонку провести.
- Ну да, эта неопределённая ситуация со снегом всех держала в напряжении до самого последнего момента.
- Так и было. Честно говоря, мне самому до самого последнего момента не верилось, что справимся. Но поддержала вся команда, сказали - давайте проводить, отступать некуда.
- А когда был самый критический момент? Когда были оттепели, дожди?
- Да, прошёл биатлон («Л.С.»: речь о 5-м этапе Кубка России по биатлону, состоявшемся в Дёмино в конце января 2025 года), и после него начались прямо лютые оттепели. То есть биатлон мы провели, можно сказать, прямо на самой грани - нам повезло, что было два дня холодов, и мы успели сгенерировать снег.
Тогда мы и попробовали эту процедуру - генерировать и тут же развозить снег по трассе. При этом на биатлоне нам нужен был круг всего в 3 километра, а на марафоне - 25 км. Но опробовали механизм на биатлоне и подумали, что если в феврале будут холода, то можно успеть. Посчитали, сколько нам нужно дней для того, чтобы заготовить снег и получалось, что нам необходимо как минимум 10 морозных дней, чтобы температура было не ниже минус двух градусов.
- У вас пушки работают при минус двух градусах?!
- Раньше не работали, а сейчас смогли настроить. Нашёлся очень грамотный человек, он занимается холодильным оборудованием. И раньше из-за того, что ТЭНы грели постоянно форсунки на пушках, они при не очень большом минусе не стреляли снегом, вылетала вода.
Он отключил эти ТЭНы, поиграл с давлением насоса, и получилось так, что при минус 2, даже я вам скажу, что при минус 1,4 градуса у нас шёл снег!
- Надо же!
- Да. Температура подаваемой смеси была плюс 4, и в итоге, когда снаружи минус 1,4, из пушки вылетал уже снег, а не вода.
Но такая тёплая погода была всего один день, а в основном нам повезло - стояла холодная погода. В начале февраля было две абсолютно ужасные недели, всё время шёл дождь. И все поля, по которым проходила трасса, где вы видели вот эту узкую снежную полоску, везде была просто зелёная трава, ни единой снежинки не было. Но с 10 февраля начались заморозки, и мы начали работать.
- У вас ни на каком этапе не обсуждался вопрос отмены марафона?
- Обсуждался, сидели, думали, но когда увидели, что впереди есть две недели морозов, решили всё-таки попробовать. У нас не обсуждалось даже сокращение дистанции до круга в 10 километров, потому что это нереально - запустить две тысячи человек на круг в 10 километров, так как мы даже старт не успеем дать. Сразу ставилась задача - либо мы закрываем круг в 20 км, либо не берёмся вовсе.
В итоге решили рискнуть. Изначально не учли, что самосвалы не везде смогут проехать. Я думал, они проедут дальше, но горки, и эти тычки на трассе – не давали самосвалам спокойно въехать, они постоянно буксовали на них.
Сначала сделали запас снега на откаточной горке. Начали возить оттуда снег самосвалами, но в какой то момент они так сильно зашлифовали подъём, что просто перестали подниматься, сделали рейсов по 5−6 каждый и всё, встали.
Но мы нашли выход, подсыпали горку.
- Чем подсыпали, песком?
- Ну, не на трассе, а по дороге - у нас есть дорога общего пользования, ведущая к деревням и проходящая вдоль трассы, вот там подсыпали песка, и самосвалы пошли. Потом привезли снег до ближайшего места, куда самосвалы смогли доехать. А дальше расталкивали снег уже ратраком, чтобы сделать широкую ровную поверхность.
Потом нашли вездеходную машину «Урал», которая пролезает везде. И начали возить снег до дальнего перевалочного пункта. Там снег загружали уже на погрузчики и перевозили в дальние точки. У нас было задействовано четыре больших фронтальных погрузчика, у них в ковш где-то по две тонны снега входит. И начали уже этими погрузчиками укладывать. Ребята-трактористы сначала как-то скептически всё это воспринимали. А потом уже в раж вошли, разработали специальную технику раскладки снега. Сначала они брали снег в ковш и просто вываливали на трассу. Получалось куча спрессованного снега, по которой ратрак потом прыгал-скакал-разбивал этот снег. Но парни разработали определённое ноу-хау, поняли, что если поднять заполненный ковш на всю длину стрелы погрузчика и вывалить снег с этой высоты, то он при падении на землю разбивается, разлетается в разные стороны. Получалось, что ратраку нужно было после этого просто разгладить этот снег, и все. Вот так отчасти случайно обнаружили эту технологию и начали именно таким способом раскладывать снег по всей трассе.
Но, конечно, 20-тонные самосвалы так делать не могли, они вываливали на трассу большие кучи, и потом уже ратраки эти кучи растаскивали. Помучались мы с этим изрядно. Хотя и в этом случае определённое ноу-хау разработали: самосвалы начали не полностью кузов вываливать, а по половинке, и потом отъезжали.
- У водителей получалось это делать?
- На самом деле надо отдать должное людям - все вошли в эту ситуацию, хотя тоже сначала не верили, говорили - зачем? Но потом начали придумывать различные ухищрения, которые помогали делать не сильно большие кучи, чтобы ратракам впоследствии было проще укатывать.
Но самое сложное место оказалось прямо здесь, недалеко от стадиона, где у нас так называемые родники - это на 10-километровом круге, в самом его начале. Туда вообще, кроме Урала, никто не мог заехать, но даже и Урал там четыре раза застревал. Получалось так, что сначала Урал привезёт туда снег, а потом мы вытаскиваем оттуда Урал. Вот такая история была. И только 28 февраля в 4 утра, буквально за несколько часов до старта, мы закончили развозить этот снег.
Опять же, возвращаясь к тому, что мы горку посыпали песком, потом по этой дороге ездили самосвалы, и понятно, что этот песок, когда мы начали развозить снег по трассе, стал частично перетаскиваться на колёсах грузовиков уже непосредственно на трассу. Отсюда - все эти кадры с трассой жёлтого цвета и куча возмущений. Но мы все прекрасно понимали, что по-другому, без использования песка, нам никак было не подвезти снег туда, иначе нам просто самосвалом туда было не забраться. Так, постепенно приближаясь к финишу, мы засыпали эту накатанную дорогу по трассе.
Трасса в полях заслуживает отдельного внимания, так как поля засеяны, сильно там не разбежишься.
- А кто хозяин этих полей?
- «Ярославский бройлер».
- Это какая-то частная компания?
- Это большая рыбинская компания. И да, она частная. Они занимаются птицеводством и у них на полях была засеяна какая-то культура.
- А вы им начали, получается, портить это всё?
- Получается, что так.
Но проблему с отсутствием снега в полях мы попробовали решить иным способом, обходясь без снегогенераторов.
Я живу недалеко от дворца спорта «Полёт» - там хоккейный корт, лёд заливают очень часто, и я видел кучу ледяной крошки, остающейся после каждой заливки. Подумал - а почему они этот лёд выкидывают, его же можно приспособить для нашей лыжной трассы? Вот так мы начали возить этот лёд как раз на эти дальние поля. Ну и, соответственно, когда в первый раз завозили, была оттепель, и две машины у нас там утонули, и когда мы их вытаскивали трактором, мы, конечно, подраспахали там всё немножко.
- Но они как это всё восприняли: с пониманием или с претензиями?
- Сначала с претензиями вроде, но я постарался объяснить: говорю, ситуация такая, мы не специально. Готовы компенсировать убытки, готовы взять вас в партнёры марафона. Но что-то они долго думали с ответом, в итоге как-то вопрос этот никаким образом так и не решился.
На другое поле, чтоб сохранить трассу, мы вызвали трактор с резиновой лентой на ковше. И верхний слой снега, который лежал на полях и в перелесках - там его было сантиметров 7−10 - вот этот верхний слой снега мы потихонечку, не задевая верхний грунт, начали нагребать на трассу.
И вот представьте, что мы таким образом нагребли и то поле, которое нам пришлось отрезать из-за спуска, то есть там ведь у нас тоже трасса готова.
- Обидно было этот кусок исключать?
- Да, там пропала шестикилометровая петля, всё абсолютно хорошее. Также туда и снег был навезён искусственный, но пришлось в итоге бросить всё это из-за опасного спуска, который раньше был у нас на восемнадцатом километре. Мы этот спуск в этом году существенно расширили, он теперь стал более просматриваемым, более безопасным. Но всё равно посчитали, что в данных конкретных условиях его лучше исключить. Там сейчас все обочины голые, мы там весь снег собрали, и не дай бог кто-нибудь в сторону улетел бы, там просто трава, земля - жёстко было бы. Поэтому было принято решение, что надо убирать этот спуск, жертвовать этой петлёй.
- Тяжело было принять это решение, дискуссии были какие-то?
- Тяжело. Мы обсуждали эту ситуацию со всеми, но все единогласно высказались в том духе, что надо убирать, хотя и жаль проделанной работы. То есть во главу угла был поставлен всё-таки вопрос безопасности. Люди едут сюда за праздником, а не за тем, чтобы поломать лыжи, палки, не дай бог, самому покалечиться.
Таким образом, было принято решение сократить дистанцию. Тут же отрисовали новые круги, нашли вариант, чтобы получалась полноценная «тридцатка». Но 50 км, правда - мы это сразу поняли - у нас не получится. Мы не стали докручивать там ещё где-то «пятёрку», чтобы получилась красивая цифра в 50 км.
- В протоколе у вас сейчас «46» будет написано?
- Да. То есть в этом году, конечно, разряды никому не присвоят.
- Из рейтинга марафонов СМЛР Дёминский марафон в этом году тоже вылетает.
- Ну, а что тут поделаешь? Мы из многих рейтингов сейчас повылетаем, но с другой стороны, задача была не в рейтинг попасть, задача была сохранить праздник и провести его. Просто повезло с погодой, потому что накануне, дней за пять до старта, морозы стояли по 25 градусов.
- Класс! Пушки работали как часы?
- Да, пушки работали на полную.
- Сколько у вас сейчас пушек?
- Пушек всего 7, но работало 3.
- А почему только три? Остальные неисправны?
- Нет, они исправны, но неожиданно выяснилось, что в речке приёмник воды заилился. Конечно, мы его давно уже не обслуживали. Обслуживали насос, обслуживали вот эту конечную приёмку, а именно в реке давно не обслуживали. И когда мы пытались включать более трёх пушек, сразу же происходил аварийный сброс, и всё переставало работать.
То есть две пушки могли работать на полную мощность, три - если использовать на уменьшенную, не все форсунки включать. Поэтому отрегулировали такое положение, при котором насосы не глушатся, а работают на максимально возможном для данной ситуации режиме.
- Я заметил, у вас пушки в том числе и наверху работали? Как туда насосы воду подают, справляются?
- У нас самая дальняя пушка от места распределения воды в 325 метрах стояла, а от места забора и все 800 метров. 325 метров - это длина шлангов по земле, а перепад высот там где-то 23 метра.
- И насосы справляются, подают воду на такую высоту?
- Да, если внизу давление выходное у нас было 24 атмосферы, то наверху -18. В принципе этого нам хватало, чтобы запустить сразу две пушки. И при этом они работали, ну так скажем, не в полсилы, а почти на полную мощность.
- Кто вам с техникой помогал? Погрузчики, самосвалы откуда взялись?
- Во-первых, очень сильно помогли наши партнёры, ОДК «Сатурн» - это градообразующий завод у нас в Рыбинске. Потом привлекали компанию «ТПФ Переславль» - это рыбинская частная компания, мы с ними давно работаем, они у нас в основном занимались всегда расчисткой верхней парковки.
В прошлом году пришлось очень много сил потратить на расчистку парковки, а в этом году, наоборот, нагребали снег. Вот они и смеялись: в том году разгребали, в этом - нагребаем... Но они хорошо знают места, знают, что у нас за мероприятия, поэтому относятся всегда уважительно.
Также большая работа была проделана специалистами МАУ СШОР №4 г. Рыбинска, я думаю они будут долго помнить эти бессонные ночи и забеги со шлангами, чтоб в них не замёрзла вода.
- Но это же платная работа, вам пришлось изыскивать для этого дополнительные средства?
- Вся работа оплачивалась из бюджета марафона. Сейчас счета на оплату всё сыпятся и сыпятся, но я думаю, что в этом году придётся искать альтернативные источники пополнения бюджета, потому что те, что были раньше - стартовые взносы и вклады партнёров - все эти расходы не покроют.
- Ростех уже не...
- Ростех участвует, помогает, тут вообще вопросов нет. Но всё равно, когда мы составляли бюджет, мы не рассчитывали на такого рода затраты. То есть у нас был заложен бюджет на расчистку парковки, но на формирование трассы ушло гораздо больше денег.
- Вы изменили в этом году схему кругов. Помогло это, разрядило участников на втором круге? Меньше было столкновений лидеров с хвостом последних волн?
- Этот год не смог нам показать полную картину, потому что планировалось сделать всё-таки 20 + 30 километров, и тогда бы мы смогли понять, оказались эти меры эффективными, или нет. Сейчас был круг 23 + 23 километра - это, скажем так, классика Дёминского марафона, всё это мы наблюдали уже не раз. Изначально планировалось в этом году, что любителей, которые едут не спеша, лидеры будут обгонять как раз на тех равнинных полях, что мы были вынуждены выкинуть. А там можно сделать широкую трассу, там много места для обгона. Но в этом году погода нам не позволила реализовать задуманное.
- Лёша Шемякин говорит - у меня почти украли победу. Он уехал уже от Владимира Алипкина метров на 40 и воткнулся в снегоход, который воткнулся в любителей, которые не захотели или не смогли подвинуться в сторону.
- Да, я видел на видео, как он машет снегоходчикам - давайте быстрее. Но снегоходу никуда не деться было в этой ситуации, к сожалению. Но Алексей молодец, он грамотно и уверенно объехал снегоход, потом всё выровнялось. Мы почему ещё запускаем снегоход перед лидерами? Для того, чтобы он своим рокотом предупреждал участников, что идут лидеры, что надо посторониться. Но не все правильно реагируют на данную ситуацию - кто-то встаёт, раздвинув лыжи, и вот так смотрит на происходящее.
- Типа, я в своём праве?
- Я думаю, тут не столько претензия какая-то с их стороны, - они, скорее, теряются, не понимают, куда им деться? Опять же - лидер едет, интересно посмотреть, правда?
Поэтому, да, лидерам сложно было, но все справились, молодцы. Я так понимаю, что серьёзных завалов в этом году на спусках не было. Я посмотрел спуски после гонки - они не были расплуженными. То есть это говорит о том, что мы правильную работу провели летом. Мы же расширили этот спуск, наверное, раза в два по сравнению с прошлым годом.
- Хорошо, последний вопрос. Очень важный, он всех волнует, и каждый год мы его обсуждаем. Какие перспективы проведения гонки в один круг и создания прокола под дорогой?
- Создание прокола под дорогой пока отложено на неопределённый срок. Пока идёт спецоперация, нам сказали, что этот вопрос руководством области даже рассматриваться не будет. А если говорить о перспективах проведения гонки в один круг, то вы, наверное, заметили, что мы уже начали расширяться, уже сделали круг в 30 километров. В этом году, правда, по объективным причинам мы эту схему не опробовали, но я знаю, где ещё порядка 5 километров добавить, и у нас ещё есть очень серьёзный резерв в виде разминочной трассы за коттеджами, которую мы используем летом во время проведения беговых соревнований - там есть 8 километров отличной трассы: тягуночки, спуски красивые, виды на Волгу. Осталось только решить вопрос с переходом дороги уже внутри Дёмино, чтобы с одной части трассы перебраться на другую.
- Вы имеете в виду дорогу, соединяющую гостиницу с коттеджным посёлком?
- Да, именно её. Вообще, была идея прямо мимо коттеджей гонку пропустить.
- Ну как вот мы летом, я помню, бегали или на велосипеде мимо них проезжали?
- Да, именно так - там есть выезд через коттеджи, и есть возможность проехать вдоль реки и выйти на трассу. То есть тогда получится круг уже около 45 километров. Выходит, даже при нынешних реалиях, не выезжая за федеральную трассу Рыбинск - Ярославль, можно «собрать» круг около 45 км.
- Этот сценарий сейчас рассматривается как основной, или всё-таки как один из запасных?
- Мы обсуждаем разные варианты, но ближайшая задача всё-таки - доделать вот эти петли, чтобы на уже имеющейся трассе, без переходов через дороги (как федеральную, так и внутридёминскую), собрать круг километров в сорок. Тогда к этим сорока можно будет добавить петлю за коттеджами, и вот вам уже практически готовый круг в 50 км.
- Но вообще, у руководителей области есть понимание, что этот прокол под федеральной трассой марафону необходим? Обсуждается этот вопрос хотя бы на перспективу?
- Обсуждается. Но пока нам говорят: получается, что этот прокол вам нужен для разового мероприятия? На что мы говорим, что если мы сделаем этот прокол, мы сможем оборудовать спортивную тропу: беговую, лыжную, вело-. Можно красиво всё организовать, оборудовать места отдыха, со схемами маршрутов, привалами, чтобы это было наподобие терренкуров в Кисловодске, где ты ходишь, гуляешь. Потому что на той стороне трассы - очень красивые места. Да, есть заброшенные деревни, туда редко кто заходит и редко кто заезжает, но там есть очень красивые места, исторические, та же родина Фёдора Ушакова.
- Что ж, спасибо, Игорь. Я хочу сказать, что вы в Дёмино демонстрируете, конечно, потрясающие примеры. Как, помните, в каком же это году было, когда трассу из ледяных глыб выкладывали?
- В 2007 году.
- Это прошло уже 17 лет?
- Да. Тогда колоссальный был проделан труд, и тогда нельзя было задействовать снежные пушки из-за плюсовых температур.
- Но я хочу сказать, что в этом году, смотрите, весь Центральный федеральный округ остался без снега. Во-первых, много марафонов было отменено, где-то что-то сохранили, но провели на каких-то совсем уже небольших кружочках. А вам удалось всё это сохранить на большом круге, удалось провести целый «букет» крупных гонок - вы в очередной раз смогли удивить всю лыжную Россию. Так что спасибо вам огромное за то, что делаете, это прямо вдохновляет, что есть такое место, куда хочется возвращаться и возвращаться - думаю, не только мне, но и многим тысячам людей.
Дёмино, 2 марта 2025 г.
* * *
Когда пушки молчат... Своё слово скажут люди (журнал «Лыжный спорт» №37, 2007 год)
Юрий Ласточкин: Мы подарили людям праздник (журнал «Лыжный спорт» №37, 2007 год)
За 18 лет выросло целое новое поколение лыжников, той истории из 2007 года не помнящее, не знающее. Настоятельно рекомендую, даже если неохота читать, перейти по ссылкам и хотя бы посмотреть фотографии - они о многом вам расскажут...
Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.
Жаль, не увидел, что сделали на спуске на 18-м километре - его тоже, как говорит Игорь, значительно расширили.
1. Бежал на тренировочных лыжах, классика 30 км. Боевые побоялся. Трасса была лучше, чем ожидал, на 4 из 5. Можно было на боевых.
2. Старт волнами отлично. Стартовал из 1-ой волны, в сети не попал) а была ли вообще сеть, не видел. Видимо, сделали правильные выводы моментально. 1я волна не такая уж сильная по составу, можно было и поближе встать) поскромничал.
3. Основной недочет. Нерелевантная расстановка по карманам без учета рейтинга РЛ. Меня изначально поставили в 4 волну. Но после обращения, переместили в 1ю. Но с этим надо что то делать, см п.2. Даже стартовав из 1 волны, потерял до 2 мин на первых 10 км относительно основных конкурентов.
А так, все отлично, марафон прогрессирует, прислушивается к участникам, это хорошо. Из пожеланий, сделать 5-летние возрастные группы в классике для награждения, как и на основной дистанции.)
Одним кругом провели единственный (по-моему) раз, и то коньком.
Евгений, уверены про 2011-й год? Что-то я у себя не нахожу ни записи в дневнике, ни протокола этой гонки за 2011-й год. Проверьте, пожалуйста.
Круг 50 км станет еще более унылым.
У меня не было сверхвысоких ожиданий, но реально - просто тоска зеленая.
Зачем тысячи людей в этом регулярно участвуют - загадка.
8 марта поеду в Орехово, вот там оттянемся за всю деминскую халяву.
Кто назначил такой ценник, кто решил ее вообще сделать платной.
Хочется знать "эффективных организаторов" в лицо.
Спасибо, нашёл. 85 человек на финише, 25-е место в рейтинге марафонов за 2011 год.