– Елена Валерьевна, мы бы хотели поговорить с вами о чемпионате России по лыжным гонкам. Это для Казани первый такой масштабный опыт, и, наверное, уже можно говорить об итогах. Как вы считаете, что удалось Татарстану с точки зрения организации мероприятия, отношения к спортсменам и так далее?
– Я уже много раз говорила, что в целом за последние 10 лет Татарстан набрал обороты в развитии лыжных гонок. Мы до чемпионата уже провели на трассе в Мирном два тестовых масштабных мероприятия - Кубок России, который состоялся в прошлом сезоне и в начале этого сезона. Это было сделано как раз для того, чтобы мы понимали, какие недочеты нужно исправить до чемпионата страны. Абсолютно все было принято к сведению, все сделано. Мы не имеем никаких нареканий в отношении логистики уже на самом стадионе, потому что когда проходят такие масштабные соревнования, обычно все нужно учитывать, чтобы не пересекались зрители и спортсмены, отдельно были судьи и так далее. То есть это должен быть сложный, но очень отработанный механизм. Поэтому в целом нам пока не к чему придраться (улыбается).
– Как вы оцениваете трассу в Мирном? Насколько она соответствует всем международным требованиям? Какого уровня соревнования может принять?
– Трассы, которые принимают чемпионат страны, должны иметь все необходимые сертификаты международной федерации. То есть даже не всероссийского уровня, а международного. Сертификаты получены, у нас есть хорошие специалисты, которые изначально, когда все эти трассы проектировались, очень плотно работали совместно с республикой. Мы можем проводить здесь Кубок мира.
Что касается сложности трассы, то это палка о двух концах. У нас здесь впервые прошла смешанная эстафета, она только входит в международный календарь. И какие-то тренеры сразу же говорили, что там очень много равнины. А другие говорили: суперклассный круг, главное, ничего не меняйте. То есть на вкус и цвет приятелей нет. Но, повторюсь, мы имеем сертифицированную трассу международного уровня. Один спортсмен любит равнину, а другой – подъемы. Тут мы не будем подстраиваться под всех, это не наша задача. Спортсмен должен быть готов к любым трассам и любым дистанциям.
– В условиях отсутствия международных соревнований чемпионат России – самый важный старт. В какой форме наши спортсмены, по вашим наблюдениям? Может, кто-то удивил, а кто-то разочаровал?
– Всегда есть те, кто удивляет и огорчает. Это нормальное явление. Сказать, что кто-то сильно меня удивил, не могу.
Что касается международных стартов, то очень сложно судить, на каком уровне находятся спортсмены. Мы, к сожалению, не легкая атлетика, не плавание – тоже циклические виды спорта, но у них при этом всегда один и тот же круг, всегда одна и та же вода, даже ее температура должна быть одинаковой. И тогда было бы понятно, насколько мы сильны и не слабеем ли. Конечно, всегда плохо, когда нет международных стартов, но объективно сказать, лучше мы или хуже, тоже невозможно. Некоторые говорят, что на чемпионате мира бегут быстрее. Но тут надо понимать, что разный снег тоже очень многое значит. Поэтому, думаю, это бессмысленно обсуждать.
А в плане подготовки я могу сказать, что все команды – и сборные, и региональные – готовятся к чемпионату страны, потому что это самый главный старт сезона. Это возможность попасть на следующий сезон в сборную, потому что критерий отбора номер один – чемпионат России.
– Как мы знаем, с недавнего времени ряд ведущих лыжников представляют Татарстан. Нам очень хочется думать, что наша республика становится столицей лыжных гонок России. Как вы считаете, так ли это?
– Республика, на самом деле, нам очень помогла, когда, к сожалению, прекратилась программа в Архангельской области и наши лидеры остались у разбитого корыта. Казань взяла их под свое крыло. Причем на те же заработные платы, что немаловажно. Я за это безмерно благодарна, потому что понимаю – это очень серьезная нагрузка на Федерацию [лыжных гонок] Республики Татарстан.
Являетесь ли вы столицей? Даже без лидеров последние шесть лет вы выигрываете общий зачет Кубка России. Это говорит о том, что вы уже перешагнули определенную черту и находитесь на самых лидирующих позициях. Но выиграть все невозможно. Все говорили, что здесь с Татарстаном будет невозможно бороться, но мы видели, что вчера, допустим, у женщин все-таки выиграла Тюменская область (Екатерина Смирнова, – прим. Т-и), и до этого у Тюмени были золотые медали, и не только золотые.
Все регионы борются, все стараются, но сейчас Татарстан находится на самом высоком уровне. И не только за счет тех лидеров, которые приехали в Казань, но и за счет массовости. Ни один регион России не проводит столько соревнований, как Татарстан. Ну и очень приятно: буквально вчера на первенстве России в возрасте 17-18 лет в «Малиновке» (Центр лыжного спорта в Архангельской области, – прим. Т-и) девочка из Татарстана [Алия Исрафилова] выиграла золото. Это ваша родная, ниоткуда не приехавшая, взрощенная здесь спортсменка.
Я уверена, что пройдет буквально три-четыре года, и основная часть молодых спортсменов, которые придут в юниорскую сборную, будут из Татарстана.
– Вы затронули очень интересную мысль , что в свое время лыжников сильно поддерживала Архангельская область в лице спонсора Владимира Буторина. Расскажите подробнее, как появился вариант с Татарстаном.
– Некоторые спортсмены сами звонили Ильшату Шаеховичу Фардиеву (генеральный директор ОАО «Сетевая компания», вице-президент Федерации лыжных гонок России, президент Федерации лыжных гонок РТ, – прим. Т-и), несмотря на то что они не представляли республику. Я тоже звонила, просила поддержать, если есть возможность, потому что у нас нет таких регионов и такой сильной федерации, как в Татарстане.
Не могу сказать, что Ильшат Шаехович сам принял такое решение забрать всех спортсменов. Мы с ним общались, он сказал честно, что это непросто и что федерация вряд ли всех потянет, но он найдет спонсоров. Как он это в итоге сделал – я уже туда не вмешиваюсь. Но все ребята, все девчонки довольны, ни у кого никаких проблем нет. Мы знаем, что если надо что-то кому-то докупить, будь то лыжи или велосипеды, республика все обеспечивает. Мне кажется, Татарстан ездит на различные соревнования последние шесть лет как сборная команда отдельного государства. У них есть врачи, массажисты, аналитики, огромная группа сервиса и так далее. То есть это высокий уровень. Даже в Европе не все команды имеют столько обслуги, сколько Республика Татарстан.
– Как вы можете охарактеризовать отношение Ильшата Фардиева к этому виду спорта? Насколько активно он участвует? В целом что главное в этом сотрудничестве для вас, для федерации, для лыжного спорта?
– Во-первых, я уверена на все сто процентов: он влюбился в этот вид спорта по-настоящему. Он очень любит спортсменов, независимо от того, какие они показывают сегодня результаты. Это немаловажно, потому что я тоже очень люблю свое дело. Я очень люблю спортсменов. Конечно, в первую очередь я стараюсь сделать для них все, чтобы у меня не было претензий, чтобы они могли искать проблемы в каких-то неудачах именно со своим тренером.
Ильшат Шаехович сильно погрузился в это. Он ездит не только на чемпионат страны, но и на Кубок России в различные регионы, привозит с собой огромное количество болельщиков, ездит на детские соревнования. Он разговаривает с детскими тренерами. У него есть контакты со всеми детскими и другими тренерами, он хочет, чтобы они повышали квалификацию. В районах Татарстана строят легковозводимые конструкции. Он очень хороший организатор.
- Давайте вернемся к чемпионату России в Казани. По ходу соревнований было два судейских скандала, которые несколько дней вызывали резонанс в информационном поле. Судейские споры на соревнованиях по любым видам спорта – обычное дело. Почему именно в Казани они вызвали такой ажиотаж?
– Просчетов никаких нет. Это абсолютно точно. Буквально вчера я смотрела все эти моменты, которые вызвали такой шквал негодования со стороны некоторых СМИ, комментаторов и некоторых спортсменов. Одному дают желтую карточку, другого ставят на шестое место. Читайте правила. Там написано: если спортсмен получил выгоду от того, что помешал другому спортсмену, то есть пришел на финиш перед ним, значит, это более строгое наказание. Если же он не получил этой выгоды, то может быть два варианта: либо устное замечание, либо желтая карточка. Наши судьи просматривали не просто замедленно, а останавливая каждый кадр по миллиметру.
У нас одна большая проблема. Понятно, что никакие комментаторы, никакие средства массовой информации не обязаны учить правила [лыжных гонок]. Это же не правила дорожного движения, это нормально. Но мне кажется, прежде чем голословно обвинять кого-то, нужно все-таки прочитать эти правила. И тогда, наверное, будет понятнее. Если у вас все-таки есть какие-то претензии, то судейская коллегия, жюри достаточно открыты. Пожалуйста, когда они рассмотрят все апелляции, все инциденты, они готовы пообсуждать, показать и объяснить, на каком основании они приняли то или иное решение.
К моему большому сожалению, даже не все тренеры, как выяснилось, очень хорошо знакомы с правилами. Вы думаете, только здесь были скандалы? А в Ижевске сколько их было? А в других местах? Это нормально. На спринте всегда подают апелляции, как сейчас сделали в Ханты-Мансийске. И даже спортсмену иногда надо сказать: вот здесь ты не прав, твое мнение субъективно. Зато это подогревает интерес (смеется). Конечно, я не люблю скандалы. Хотя все думают, что я какая-то скандальная женщина. Это не так, я всегда хочу, чтобы было объективно, и все.
– Многих удивило, что неожиданно резко по этой судейской истории выступил Александр Большунов. Как вы считаете, с чем это может быть связано?
– Я не думаю, что Саша может делать такую попытку в качестве привлечения внимания, он как раз совсем не тот человек. Мне сложно говорить, что Саша здесь не объективен, но изначально нарушение правил было с его стороны. Он блокировал спортсмена, прыгал ему на лыжи. Я не знаю, мне кажется, это лучше спрашивать у самих спортсменов.
Но противостояние Большунова и Устюгова было достаточно давно. Я знаю, что сейчас Сергей просто говорит: господи, когда он от меня отстанет? Я понимаю, что спортсмены не общаются между собой и после соревнований не могут нормально поговорить.
Разговаривала с одной спортсменкой, которую тоже переместили на другое место. Она плачет, я ей говорю: просто надо взять и почитать правила. Если ты считаешь, что по отношению к тебе тоже были допущены нарушения со стороны других спортсменов, надо подойти к представителю команды и сказать, чтобы они просто подали протест. И тогда жюри будут тщательно рассматривать этот момент. У нас на каждом сантиметре член жюри и судейской коллегии не стоит. Возможно, где-то что-то не было замечено.
– Многие обратили внимание на еще одно высказывание Большунова. Он назвал Олимпиаду главной целью и сказал фразу в духе: если ее не будет, если мы не можем в ней участвовать, то ради чего вообще готовиться? И там же прозвучало: если это для всероссийских соревнований, то «спасибо, не надо». Как вы оцениваете такие высказывания?
– Мы стараемся сделать все для того, чтобы они выступали, держали форму. Мы делаем все возможное, в том числе проводим соревнования на таком уровне, например, Кубок России. Они должны это оценивать. Не знаю, может быть, Александр сказал это в порыве эмоций. Мы все их понимаем, что главная цель для любого спортсмена — это, конечно, Олимпийские игры. Но даже попасть на Олимпийские игры без чемпионата страны все равно невозможно. Поэтому, я думаю, Саша сказал это в порыве эмоций. Но при этом я не думаю, что он готов сказать: «Кому вообще нафиг нужны эти всероссийские соревнования?».
Саша –человек, который обычно хорошо думает, и я знаю, как он с удовольствием участвует и во всероссийских соревнованиях. Прекрасно его понимаю. Я всегда говорю: как любой солдат хочет стать генералом, так же и любой спортсмен хочет поехать на Олимпиаду и стать олимпийским чемпионом. Но, знаете, нервы сдают у всех (улыбается).
– Есть эмоции, а с другой стороны, есть действия. Он же победил в любительской гонке в Италии. Неужели это для него важнее, чем соревнования российского уровня?
– Нет, я не думаю, что эта гонка для него важнее. Любой международный старт, какого бы уровня он не был, это все равно самая лучшая тренировка. С учетом того, что он тренировался и готовился к чемпионату страны один в Италии, это все-таки тоже накладывает некий отпечаток. Была возможность поучаствовать – конечно, он поучаствовал. И молодец, он правильно сделал.
Если все сложится хорошо, и он поедет в Лиллехаммер, уже по окончании сезона, тоже на старт, – это здорово, это хорошо. Любая маленькая открытая дверь, где мы можем участвовать, это уже большой плюс. Понятно, что они все не под эгидой FIS (Международная федерация лыжного спорта и сноуборда, – прим. Т-и), но тем не менее.
– У вас колоссальный опыт в лыжном спорте. Мы не будем перечислять все регалии, назовем только то, что у вас три победные Олимпиады и 14 золотых медалей. Но все мы знаем, что вы тот человек, который знает о лыжном спорте всё. Хотелось бы узнать ваше экспертное мнение о том, куда вообще движется сейчас лыжный спорт – с тех пор, когда вы активно выступали, когда были ваши победы на Олимпиадах. С тех пор прошла эволюция, прошло время, куда идет этот спорт?
– Мне кажется, это становится продуктом продаваемости. Люди могут заработать больше денег. Организаторы ставят во главу угла медийность соревнований, возможность еще больше заработать спортсменам. Все больше думают о том, как бы было интереснее для болельщиков. Я, кстати, не всегда с этим согласна.
Ну и последнее, с чем я была категорически не согласна, – это уравнивание дистанций между мужчинами и женщинами. Какое-то «гендерное равенство», мне абсолютно непонятно, для чего оно нужно. Есть мужчина и есть женщина. Априори мужчина в любом случае сильнее. Почему у мужчин сейчас обрезали все длинные дистанции: вместо «тридцатки» –«двадцатка», а женщинам прибавили? Мужчины бегали 50 километров, женщины бегали 30, сейчас и те и другие бегают одинаково. Почему женщины должны 50 км бежать?
– На ваш взгляд, почему Международный олимпийский комитет не смог дистанцироваться от политики и все-таки отстранил Россию от международных стартов? И стоит ли в ближайшее время ожидать нашего возвращения?
– Возвращение в любом случае будет. Понятно, что никто не знает, будет ли оно в нейтральном статусе или уже как положено – с флагом и гимном. Почему МОК отстранил Россию? Мне кажется, спорт в целом всегда был неким инструментом воздействия в политическом смысле. Наверное, сейчас это было особенно удобно для Запада, потому что все знают, как Президент нашей страны Владимир Владимирович Путин относится к спорту, к спортсменам. Поэтому это тоже было местом, куда можно уколоть. Слушайте, если уж там отменяют русскую культуру, то что говорить о спорте?
– На самом деле, нового нет. Мы же помним бойкот Олимпиады 1980 года.
– Знаете, бойкот – это одно, а здесь такое вот унижение. Я, кроме как унижением, нынешние процессы назвать не могу. При этом все прекрасно понимают, что выгодополучателя нет. Интереса к соревнованиям без России нет даже у западных спортсменов.
Противостояние России и Норвегии в лыжных гонках было всегда. Интерес есть всегда. Сейчас даже в Норвегии на Кубке мира на трассе зрителей практически нет. Это говорит о том, что интерес людей теряется. Потому что нет вот этой вековой схватки, которая была. А так – все перемелется, мы все равно туда вернемся.
– Давайте представим, что в этом сезоне свершилось чудо и сборная России выступает на Олимпиаде. Как считаете, какие результаты смогла бы показать команда?
– Я вообще никогда не загадываю. У меня одно желание — вернуться достойно, вот и все.
– Еще одна тема, о которой мы не можем не спросить. Вышел фильм «Белый снег». Он вызвал еще больший интерес к вам у широкой публики, которая, может быть, не так сильно следит за спортом и в целом интересуется разными темами. Расскажите о своем участии в съемках.
– Первое, что я могу сказать, – мы все-таки хотели рассказать не о виде спорта и даже, наверное, не столько о спортсменке, сколько об одном отдельно взятом человеке, который чего-то добился в жизни, конкретно в спорте.
Мое участие было просто колоссальное. Сначала мы почти полтора года писали сценарий, потому что мы делали очень много интервью со сценаристами. В итоге у нас появился сценарий на 10 серий, пришлось многое резать. Это тоже нормально, потому что я, на самом деле, рассказывала все предельно откровенно. Может быть, сценаристы немножко углублялись в семью и так далее, все это в итоге вырезалось. Утверждались практически все актеры, со мной все это было согласовано. Процентов 80, может, больше, я была на съемках.
– Насколько фильм все-таки соответствует реальности? Или такой задачи не было? Может быть, что-то прибавили, что-то усилили?
– Есть маленькие несовпадения в городах и во временах года, что, я считаю, абсолютно незначительно. Я никогда не летала на вертолете на чемпионате мира. Думаю, никто бы не разрешил это сделать.
А все остальное – абсолютная правда. То есть ни режиссер, ни продюсер, никто не пытался как-то приукрасить. Режиссер придумал этот полет на вертолете. Ну да, это стало некой изюминкой.
– Но для вас это был интересный опыт?
– Вообще магия кино завораживает. Это очень круто.
Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.
А у меня большое негодование, что ФЛГР не выполняет задачу по обеспечению знания правил тренеров, хотя бы тренирующих элиту. И ее президент при этом только лишь "сожалеет", а не исправляет ситуацию.
Сначала будут чуть чуть ныть что снег "быстрый" и что стартуют из самых худших групп изза отсутсвия фис пунктов, но потом разбегутся и всё придёт в норму.
Самая сложная часть этого возвращения по моему мнению не спортсмены, а безфторовый сервис, но я убеждён что в сборной 10ки пар безфторовых лыж уже давно тестируются, а сервисмены скорее всего без огласки в СМИ давно ездят в европу на тесты, как минимум в Италию на трассы олимпиады куда можно получить свободно тур визу.
ПС: По поводу акадэмической среды )) , - скоро по делу и просто поговорить будет не с кем. Такие отзывы на статьи присылают из уважаемых российских журналов, что есть некоторые сомнения в существовании самой этой среды.. Хотя мб это только по одной узкой специализации, а у остальных все хорошо. ))
Может даже и не воруют так, как в других нефтяных регионах. К тому же, наверняка, и федеральный бюджет больше оставляет в республике.
Можно, конечно, гадать, но на протяжении уже ряда лет лыжный спорт явно развивается там лучше, чем у других. Может даже и массовая его часть.
Даже в науке, образовании и ИТ стараются не отставать. Иннополис (ИТ-городок) с его маленьким хитреньким университетом успешно конкурирует с лучшими столичными вузами.
Такие отзывы на статьи присылают из уважаемых российских журналов, что есть некоторые сомнения в существовании самой этой среды.. Хотя мб это только по одной узкой специализации, а у остальных все хорошо.
Гретцки сто процентов поздравит Овечкина. Ещё и самый первый
Общий уровень в российских лыжах думаю все же ниже чем у первой пятерки что по мужчинам что по женщинам , но смотреть некоторые старты на КР и ЧР намного интереснее чем многие проходные гонки на КМ уж точно ..
Клебо, ее рекорд не побил а только повторил
почувствуйте разницу как говорится .,
Превзошёл он достижение Вяльбе по честному. Просто у Клебо всегда ищут подвох, то в лыжах то в фарме то в трассе . Теперь в медалях
вон сколько допов на придумали и спринт и командный спринт глядишь и еще что-то укоротят и сгладят ради новых рекордов .
А вот тут нельзя не согласиться. Кто бы что не говорил про отечественный "уровень водокачки" но при нашем присутствии расклады были бы другие скорее всего.
Где то в глубине души Клэбо это прекрасно понимает!!!
Как пример, вы еще скажите, что Формула 1 это полная ерунда, и вот если бы у нас были такие дороги как там, то и мы бы тоже там участвовали.
Может в будущем еще будет возможность побороться сравнить доказать что-то. Но пока, увы, ни спортсмены ни мы этого сделать не можем.
Гугл в помощь раз память короткая)
Как тренер, я могу сказать, что подсказывать на трассе спортсменам как они идут по сравнению с другими при таком нашествии зрителей просто невозможно - сам себя не слышишь! Спортсмены тоже жалуются на боль в ушах после гонки! Так что как говорится, "Разговоры о смерти несколько преждевременны"
1) На прошедшем ЧР кроме Большунова из перечисленных кто где был? Реально видим их конкурентами красно-синей гвардии, которая забрала первую пятерку на ЧМ 2025 почти везде? судя по протоколам ...
2) Что такого особого в этих ОИ 2022? Выраженные экстремальные условия (высота под 2км, абсолютно нестандартный снег), в которых, судя по-всему, наш сервис и план акклиматизации оказался достаточно сильно лучше, чем у норвегов? Это не умаляет заслуг наших (аплодируем), но не должно быть основанием сделать какие-то далеко идущие выводы: на всех предыдущих главных стартах в более стандартных условиях нам ничем, кроме Большунова, похвастать было нечем.
3) На ЧМ 2021 (последний главный старт до специфических ОИ 2022) и Клэбо и большинство норвегов точно уделали и Якимушкина, и Спицова, и Мальцева, и Червоткина. Причем с приличным запасом. А в марафоне Клэбо уделал и Большунова. Поэтому жалко, что отсутствовали люди, которые "обыгрывали Клэбо ... иногда ... и до того, как стали ему проигрывать ...", но ... просто жалко. Победы были бы ценнее ... возможно гонки смотрелись бы интереснее ...
Так это представители вашей секты не свидетелей Большунова на ЧМ утверждают что то, поэтому они и должны факты предоставлять
Я же утверждаю, что вы все манипулируете. Докажите обратное! )
Не можете? До свидание
А вот тут нельзя не согласиться. Кто бы что не говорил про отечественный "уровень водокачки" но при нашем присутствии расклады были бы другие скорее всего.
Гугл в помощь раз память короткая)
Клебо не смог выиграть у самых сильнейших. Их не было всех. В частности не было самого сильного лыжника прошлой Олимпиады.
Ну зачем спорить то с очевидным? Шо за сектантство?
Клебо не смог выиграть у самых сильнейших. Их не было всех. В частности не было самого сильного лыжника прошлой Олимпиады.
Ну зачем спорить то с очевидным? Шо за сектантство?
Я в начале в шутку предложил секту не свидетелей Большунова на ЧМ.
А по факту она там реальная, эта секта)))
Ни хрена себе только Нисканена и Большунова!!! Первый сильнейший классист. Второй вообще сильнейший лыжник. "Только всего лишь".
Вот и Елена Валерьевна, хоть ЧМ и КМ и не смотрит, сразу заметила, что сто тысяч народу не хватает. Тыщ сто пятьдесят всего одиноко стояли.
А вот то что в аргументации следует ограничиваться только прошлыми ЧМ это какая-то ваша выдумка. На мой взгляд совершенно неправильная.
Ни хрена себе только Нисканена и Большунова!!! Первый сильнейший классист. Второй вообще сильнейший лыжник. "Только всего лишь".
Сколько бы там золотых медалей выиграл Большунов если бы ОИ были в Европе, если бы Крюгер не заболел ковидом, если бы бежали марафон а не 30 км, если бы Нортуг родился на 10 лет позже и тд, до бесконечности.
2022 уже в прошлом, сколько можно вспоминать? Силы спортсменов с тех пор изменились, вон Крюгер даже относительно ЧМ-2023 сдал. А Клэбо прибавил. А в какой форме Большунов совершенно непонятно, о чем Вяльбе и говорит.
Клэбо сильнее с каждым годом, его карьера все еще идет по восходящей, а Большунов на плато уже давно, просто в 22 многое удачно сложилось. Сейчас в стандартных европейских условиях, на быстром снегу Клэбо не обыграть, на медленном перестает работать его техника с очень короткими и резкими отталкиваниями и длинными фазами расслабления.
Одним из таких праздников были ОИ. Самый главный старт вот уже за прошедшие 7 лет.
Это скорее политическое-спортивное событие. Как правило и место проведения выбирают больше по политическим соображениям чем по спортивным
Чисто спорт это ЧМ и Кубок Мира.
И за прошедшие 7 лет что вы написали было две Олимпиады. Почему тогда в Пекине по вашему был главный старт?
" Есть ощущение, что народ "забил" на науку. Причем как-то резко."
У меня ощущение, что на науку забил не только российский народ, но и чистокровные европейцы и американцы.
Дальнейшее относится к университетской науке.
Аборигены европейских стран не рвутся в науку из-за отсутствия уверенности в завтрашнем дне, как это ни странно звучит. Дело в том, что у большинства пошедших в науку научная карьера заканчивается в возрасте чуть более 30 лет. Далее они могут в этой науке оставаться только если получили постоянную позицию откуда уже дорога в профессора. Но это окошко очень узкое и большинству постдоков приходится идти в индустрию и начинать карьеру с начала. И находиться в заведомо проигрышной позиции со сверстниками, которые закончив универ сразу ушли в какие-то компании. Поэтому в европейских странах аспиранты и постдоки сейчас - это китайцы, индусы, арабы, иранцы. Если посмотреть редакционные советы ведущих физических журнало то увидишь, что там в большинстве люди с китайскими, индийскими, арабскими и тд,, только не европейскими, фамилиями.
А дальше у вас все на "бы" строится. Не заметили?
Таким образом каждый может фантазировать как хочет. Например, Норвегию "бы" отстраняют от соревнований за поддержку некоего всем известного тоталитарного террористического режима. Ну а далее Большунов и Ко собирают все возможные международные награды. Как вам?)
Оба эти лыжника в свою же очередь постоянно обыгрывали Клебо. Особенно Большунов. Особенно на последнем самом главном соревновании. Вот при их отсутствии Клебо и наставил рекордов. О чем я и говорю. Де-юре рекорды. Де-факто осадочек.
Чемпион полумира! Считаю очень удачное определение.))
Потому что после 2022 у нас нет обьективной реальности для сравнения. Клебо на восходящей, а Большунов на плато? Возможно по косвенным признакам примем так. Но это в этом году. А в прошлом, напомню, Большунов разорвал все что только можно. С применением волшебного"бы" выскажу мысль, что он и Клебо бы разорвал вместе со всей сборной Норвегии. А в этом году, после болезни, уже нет. Плато. Но черт его знает что было бы в реальности, которой у нас нет.
Алексей Ермолычев;
В 2011 на ЧМ на 50км вроде по памяти говорили о 250тыс. зрителей.
...Алексей, Конкретно и точно сказать сколько было зрителей сложно...Я на чемпионате 2011 года в Осло тоже кормил и тренировал своих лыжников на 50КМ гонке и уж точно мог спокойно сказать как они идут... Просто поверьте, такого ажиотажа я даже представить не мог. И это на кругу в 8КМ! В прошлом году в Минеаполисе тоже было очень шумно, но и круг был 3км и не было стадиона и трибун на 20.000 Ну а к чему я это? К тому, что интерес к Чемпионату был просто огромный и зрителей было каждый день очень много
Но как только дело доходит до проклятой заграницы... Туши свет. Много лет подряд были ТИ и астматики, т.е. дичайший антинаучный пересказ нашей самой низкопробной пропаганды (и это - от человека, знающего из первых рук про ТИ и астму у НАШЕГО лидера и ОЧ). Потом они сменились бомбой на Лондон. Потом - отсутствием зрителей в Норвегии на ЧМ.
Как будто читаешь снова детскую сказку "Снежная королева" (только там она была злая - а ЕВВ была нашей настоящей, доброй снежной королевой) и снова жалеешь хорошего, доброго мальчика Кая, которому в глаз попал осколок злобного кривого зеркала - и он стал (на время) злобным и равнодушным.
Два человека в одном. Боюсь только, Герды нам не дождаться...
Я как раз об этом. Почему только два чемпионата э, а не все соревнования за прошлый период?
А дальше у вас все на "бы" строится. Не заметили?
20 Игорь Нефедов 4578
11.03.2025 23:55 17
Александр Соловов 3034
" Есть ощущение, что народ "забил" на науку. Причем как-то резко."
У меня ощущение, что на науку забил не только российский народ, но и чистокровные европейцы и американцы. Дальнейшее относится к университетской науке.
Далее, считаю, бессмысленно спорить. Вы уже не помните что писали. Особенно про "бы". Я повторять сто раз одно и тоже не хочу.
Всего хорошего!
Не знаю, как в других отраслях, в медицинской науке у нас преимущественно переводят на русский язык западную науку. Иногда с ошибками. Так что не знаешь, что и лучше для науки, индусы/китайцы/арабы или свои.
А вы говорите индусы.
Ну и про полмира вы конечно рассмешили.
Последним аргументом могут быть слова: "мы по территории полмира!". Но и тут нет, площадь суши РФ равна 1/9 площади планеты.
Вот очередная печалька, но которая формирует мнение российских болельщиков….
Ну и про полмира вы конечно рассмешили. Полмира по какому показателю?
Рейтинг: 0 +1 -1
20 Игорь Нефедов 4578
11.03.2025 23:55 17
Александр Соловов 3034
Другое дело, если бы ученые мужи дали сравнительный анализ количества и качества в науке и в спорте в странах, где им пришлось быть не статистами. Было бы что обсуждать, о чем поспорить.
В спорте высших достижений похожие тенденции. Возьмите ЛА, баскетбол, футбол в Штатах. Там, преимущественно, негры. Или хоккей в клубах НХЛ с их существенно славянскими составами.
Канадцев+американцев - 650 человек
Швеция - 89
Россия - 58
Чехия+Словакия - 28
Наверно если вспомнить про украинские корни братьев Ткачуков и Колтона Парайко, то мооожно натянуть славянскую сову на глобус
А , во-вторых, я говорю о голом атлетизме, природной врожденной мощи, тот же Никола Йокич в этом плане даже близко с Леброном не стоит. Он свое берет другими качествами: великолепным видением площадки и пасами на уровне разыгрывающего, будучи центровым. (т.е сочетает в себе уникальные, редкие качества, как и спринтер-дистанционщик Клебо).
Именно в плане грации и чистого атлетизма весь топ НБА это черные атлеты. Правда, некоторые белые умудряются разбавлять этот топ благодаря врожденному компьютеру в голове, т.е умению читать игру и быть каждый раз в нужном месте.
Не хочу выходить за рамки своей компетенции, поэтому напишу только о той области науки, которой занимался, и о временах 10 лет назад и более, когда я работал в универе Аалто (бывшем Технологическом университете Хельсинки, самом крупном вузе страны),
ездил на конференции и общался с множеством людей из разных стран. Анализировать ситуацию в других областях науки, тем более в медицине, не берусь.
Так вот, в нашей области выходцы из СССР и России, работавшие в США, Англии, Финляндии, Австралии, Дании, в том числе и в России, во многом задавали тон. (Это страны, в которых работали наиболее известные ученые нашей области). Выступали с пленарными докладами на конференциях, выдвигали новые идеи и т.д. Наследие "тоталитарного советского прошлого". Это о качестве. Что касается количества занимающихся наукой, то оно несопоставимо если сравнить количество населения в СССР (потом России) и остальном мире. Кроме того, в западных странах университеты, где можно получить высшее образование, имеются в каждом небольшом городке.
Если у кого будут возражения - пишите конкретно с чем не согласны, а не то с какого языка переводятся документы и описания из какой-то другой области деятельности
08 slam 637 12.03.2025 11:48
Aventurero - не соглашусь насчёт Леброна .MVP последних сезонов Йокич да и Дончич на данный момент гораздо сильнее Леброна.Насчёт посещаемости Чм -круто но процентов 70 пришли в лес пожарить колбаски выпить пива и кое что покрепче.Куда в Тронхейме в таком количестве можно пойти -никуда .Аквапарк и арена на 8000 мест гандбольная.И чм это возможность людей и туристов в основном из скандинавии расслабиться и хорошо провести время большинство из этих зрителей на лыжах то не стояло.
15 Виктор Межлумян 7687 12.03.2025 07:22
Рейтинг: 0 +1 -1
20 Игорь Нефедов 4578
11.03.2025 23:55 17
Александр Соловов 3034
В развитых странах коренное население живет хорошо. Поэтому напрягаться в трудных профессиях им западло, в том числе и в науке. Оставляют эту нишу мигрантам - индусам и славянам.
Возражений нет. Я только хотел сказать, что отсутствие индусов, китайцев и арабов в отечественной науке не делает ее лучше западной. У нас сейчас в кардиологическом отделении доктор появился, афганец. Так по сравнению с семью отечественными кардиологами он у нас, наверное, самый толковый и подкованный в теоретическом плане. Постоянно нас (диагностику) своими идеями напрягает.
17 Александр Соловов 3035 12.03.2025 10:21. В развитых странах коренное население живет хорошо. Поэтому напрягаться в трудных профессиях им западло, в том числе и в науке. Оставляют эту нишу мигрантам - индусам и славянам. В инженерии то же самое, возьмите, например, Боинг, Аэрбас, крупные ИТ-фирмы.
В спорте высших достижений похожие тенденции. Возьмите ЛА, баскетбол, футбол в Штатах. Там, преимущественно, негры. Или хоккей в клубах НХЛ с их существенно славянскими составами.
Вопрос связи количества и качества в науке и спорте более интересен. Тмк.
"Возражений нет. Я только хотел сказать, что отсутствие индусов, китайцев и арабов в отечественной науке не делает ее лучше западной. "
Так я вообще не писал чья наука лучше, такие сравнения делать бессмысленно учитывая разные человеческие и экономические ресурсы. Я писал о своей конкретной области деятельности, как там сложилось.
Просто общаясь с глубинным народом я знаю, что существенная часть людей с пренебрежением относятся к перечисленным вами нациям. Вы-то разумеется ничего такого не имели в виду, но кто-то, прочитав ваш комментарий может сделать вывод о деградации западной науки. Поэтому уточнил. Тут далеко ходить не надо, на скиспорте был весьма неглупый человек, талантливый даже, который, увидев фото фииннов с неграми начал рассуждать о деградации финской нации
Другой вопрос, сколь необходим медальный зачет? Ранее он стимулировал быть известным, время это прошло, сейчас это стимулирует денежные вознаграждения и пенсию ОЧ. Но это лишь в странах с низким уровнем жизни.
Ты тоже что ли расист? Хочешь доказать нам неполноценность финской нации?
Александр,при чём здесь расист.Правда не нравится?Так она мало кому по душе.
Правда не нравится? Рамзес, ну ты совсем что ли ребенок, а еще фараон. Думаешь остальные нации в войнах белые и пушистые? Война это зло. Правды полно про любую нацию. И про нашу тоже полно.
Александр,С 1974 по 1977 годы,с родителями проехался по всей тогда ещё советской Прибалтике.Кстати и Салалспилс посетил.Так вот не раз и не два прибалтийские подростки,услышав от меня с братом русскую речь называли нас свиньями и фашистами.Это как?Нам по семь лет было,за что?В магазинах по русски,жвачку спросишь,отворачивается,типа не понимают.Зато,когда у нас на машине резина,все 4 баллона накрылась,легко в магазине купили,а в России в автомагазинах в очередь за резиной записывались.
Как можно верить этой пропагандистской книжонке, написанной в 1944 году? Там даже пишут, что войну в 39-м начала Финляндия.
А в Катыни не был? Через "К"
Не позавидуешь Александру и его семье.
Александр Калиничев и К -не надо жить прошлым.
Как можно верить этой пропагандистской книжонке, написанной в 1944 году? Там даже пишут, что войну в 39-м начала Финляндия.
Унылая страна с никакучим шопингом с никакучими ресторанами и т.д. одно развлечение было в Питер ездить и то отняли .
Давайте уж ближе к лыжам.
Именно! Фонд Сороса по программе USAID правки вносил. " То что не без участия фонда Сороса я практически уверен
Рамзес
Как можно верить этой пропагандистской книжонке, написанной в 1944 году? Там даже пишут, что войну в 39-м начала Финляндия.
А в Катыни не был? Через "К"
12.03.2025 12:48
Виктор Межлумян "Разве что, Игорь прояснит что-то в плане научного сотрудничества." На уровне правительства Финляндии вышел запрет прекращения научного сотрудничества с Россией. В Аалто, например, специально обученный человек следит за этим. Финляндия здесь впереди всех. Ни США, ни Британия, ни Испания или Италия таких запретов не устанавливали.
Достаточно вспомнить хотя бы описания суворовских походов. Так все красиво! А ведь великий полководец, побеждая, терял людей в несколько раз больше, чем его противники.
Калиничев туда ездили потому что было ДЁШЕВО-и для лыжников были удобства которых не было в России.А так уныло и грустно.
В определенный момент истории финны действительно были агрессивной нацией. В 18, 21 и 41 году прошлого столетия войны развязали именно они. Советы только в 39.
В 41 году Финляндия вступила в войну только 25 июня после бомбардировок финских городов советскими войсками.
Буквально в феврале заходил в Стокман в Москве и Хельсинки
Думаю, что никакучий шопинг теперь не в Финляндии
Что касается ресторанов, то в Хельсинки они никакучие только по причине дороговизны для россиян.
"Модератор, помоги, Степнов хамит" и тут же сам на всякий случай нахамил. Правильно, на модератора надейся, а сам не плошай
Видать с процентами хотели вернуть, с контрибуцией. Как там наши говорили? Буферную зону создать или чего там? Но, причинно-следственную связь неужели не прослеживаешь? Не думаешь, что 1939 год как-то повлиял на агрессивность финнов спустя два года?
Карен,ты чё возбудился?Миротворец что ли? Так мы пленных не берём.
Я бы не рекомендовал вам потреблять информацию из тех источников где вы это взяли. Вас там ни во что не ставят и самым наглым образом обманывают. Финляндия в ту войну захватила Петрозаводск и вторглась в Вологодскую область. Надо ли говорит что никакой финской границы там никогда не было?
Немцы с территории Финляндии начали военные действия ровно в 2 часа 22 июня. Сначала авиация. Потом сухопутные части.
21 июня Финляндия на Аландские острова высадилась.
Все нынешнее отношение прибалтов к России корнями из прошлого.
Да и в других, вроде бы цивилизованных странах, никогда позитивно к русским не относились. Разве что к туристам, но только потому, что они деньги тратят там.
Так что русским жить комфортней в России, особенно в старшем возрасте. При всей нашей неустроенности и прочих недостатках. Но иногда ездить ненадолго и в забугорье, на лыжные и прочие гонки, на теплые моря. Нам с этим, увы, не вполне повезло.
Никто желчью не захлёбывается.
И Родину не ненавидит. Понимать просто надо, что в истории всех наций были жуткие жестокие вещи и страшное насилие. И с нашей стороны тоже.
С чего мне желчью захлёбываться? У меня все хорошо. На жизнь не жалуюсь, здоровье, правда, с годами уже не то, что в 18 лет, но тут никто не виноват.
Так Рамзес сам начал подкладывать, что правда дескать, не всем нравится. А тут выяснилось, что правда только про супостатов людям приятна, а про себя не хотят видеть и слышать
"А за что так на Рамзеса накинулись. Про прибалтов он верно сказал. Дважды в советское время бывал в Риге."
Я в Риге детство провел, в первый класс школы пошел. Все так и было. С другой стороны, в Финляндии сейчас полно эстонцев, и со всеми кого я ни встречал были нормальные отношения. Как поедешь на рыбалку, например, половина кто тебя окружает - это эстонцы. Приятели-эстонцы были в универе, когда я работал, и среди лыжников тоже. Такое впечатление, что эстонские политики с Луны или еще откуда свалились
— Дети, что означает голубая полоса на нашем флаге? Да, отвечай, Андрюс.
— Это наше небо, котоpое пачкают пpоклятые советские оккупанты!
— Дети, а что такое чеpная полоса на нашем флаге? Да,Петеpс.
— Это наша земля, котоpую топчут пpоклятые советские оккупанты.
— Дети, а что такое белая полоса на нашем флаге? Да, Вовочка.
— А это — сибиpский снег, котоpый будут убиpать Янис с Петеpсом.
"Точная цитата про Суворова из книги Никулина
Достаточно вспомнить хотя бы описания суворовских походов. Так все красиво! А ведь великий полководец, побеждая, терял людей в несколько раз больше, чем его противники.
По-моему, Нефедов совсем о другом, перепутал, бывает"
Признаю, перепутал, у меня эта книга с амбициозным названием настольной не является. Но то что вы процитировали также является голимой ложью. Любой умеющий пользоваться Гуглом это подтвердит
Где полет фантазии, творческой мысли? Скучновато с тобой, с Рамзесом и Митричем веселее
– Народ давно собрался,– радостно доложил Килин и подмигнул председателю.
– Ну, вот и хорошо,– замурлыкал Борисов.– Хорошо…,– повторил он уже не стольпуверенно. И спохватился:– Недопонял!
– Чего недопонял?– удивился Килин.
– Недопонял, как собрался народ, какой народ, кто собирал.
– Никто не собирал,– сообщил Килин.– Сами собрались. Поверишь? Как услышали радио, так тут же сбежались: мужики, старики, бабы с ребятишками…
Говоря это, Килин почувствовал, что Борисову чем-то не нравится его сообщение (оно и самому Килину уже чем-то не нравилось), и, не закончив своей торжественной фразы, он вдруг умолк....
– А как же, Сергей Никанорыч,– заверил Килин.– Завсегда, как положено, в левом кармане.
– Вот и ладно,– одобрил Борисов.– Садись на лошадку и дуй торопливо в райком. И билет захвати.
– Зачем?– не понял Килин.
– На стол положишь.
Такого оборота Килин все-таки не ожидал. Он посмотрел на председателя, который как раз в этот момент, пользуясь важностью разговора, двинулся к сейфу, но остановился на полдороге и фальшиво ответил взглядом на взгляд, как бы проявляя должную заинтересованность.
– За что же, Сергей Никанорыч?– спросил Килин упавшим голосом.– Да чего ж я такого наделал?
– Анархию развел, вот чего ты наделал!– Борисов ронял слова, как свинцовые капли.– Да где ж это видано, чтобы народ сам по себе собирался, без всякого контроля со стороны руководства?
У Килина внутри все остыло.
– Так ведь, Сергей Никанорыч, ты ж сам… вы ж сами говорили: стихийный митинг…
– Стихией, товарищ Килин, нужно управлять!– отчеканил Борисов.
Щас Митрич обоснует, slam обругает, Рамзес в пирамиду спрячется.
А нет, вспомнил, смеялись надо мной, когда я кисель пролил. Но, это от зависти. Потому что мне из группы одному доверили для выпускных рассказ про Ленина читать.
Рамзес, а ты откуда про садик знаешь? Вовка, ты что ли?
Тут, опять же, как с наукой и спортом. Главное вовремя разобраться, что твое, а что не твое. Вот армия точно не мое, а я только к 10-му году службы это понял.
Я-то головой не настолько слаб, чтобы купиться на развод с детской травмой и перейти на перепалку
Вадим Вольфович: Если любому человеку… молдаванин, женщина, не важно. Нужно… А человеку только надо было всего лишь один… Кампучия, да? Тридцать восьмой год. А? Красавцы… А он говорит: «нет»… а мы не хотим, а мы не хотим, мы хотим чтобы русский балет, чтобы он развивался.
Так чего ж тут непонятного.
Финны изверги, и прибалты тоже.
Мы со всей душой, а нас обижают.
А если нам напоминают исторические факты, то это нам не нравится, так как портит нашу картину, мы же несём миру добро и счастье.
Мне кажется, Татарстан ездит на различные соревнования последние шесть лет как сборная команда отдельного государства.
Вы думаете, только здесь были скандалы? А в Ижевске сколько их было? А в других местах? Это нормально.
Сейчас даже в Норвегии на Кубке мира на трассе зрителей практически нет.
Это адекватно для начальницы Федерации???
Компания Эксел обанкротилась, как и Старт. Бренд Ярвинен вроде давно купили эстонцы и если что-то выпускают, то не топовое. Карху - это сейчас Yoko. У них попадаются хорошие лыжи, но это как повезет.
Конечно, вместо суворовских походов ему надо было привести пример советско-финской, вот там разница в потерях колоссальная. Но и с Суворовым я бы не торопился, в русской Вики данные по потерям в итальянском походе у Суворова ниже, в швейцарским - немного выше, в целом где-то паритет, но ссылаются на официальные отчеты российских штабов, которые (и во всем мире так) обычно занижают свои потери и завышают неприятеля. Тогда я обратился к итальянской Вики, там насчет потерь сторон в походе Суворова написано "данных нет".
В турецких кампаниях Суворов проявил себя блистательно, но это другое, это не походы.
И что ваши родственники? В каком месте воспоминания ваших родственников противоречат свидетельствам Никулина, давайте без пафоса и по конкретике, а лучше не начинайте...
ps у Никулина 2 медали за Отвагу
"Гуглом пользоваться умею, но еще из школьной истории, советской, помню, что завершило переход через Альпы до 20 - 30 % людей, которые его начали. Вот цифру точно не помню, помню отложилось 1/4."
Плохо вы учили историю в школе. Иначе знали бы, что армия Суворова была предана союзниками - австрийцами, осталась без снабжения: продовольствия и боеприпасов, и должна была пробиваться в Россию через Альпы непрерывно вступая в сражения с врагами побеждая каждый раз. Не только из Гугла знаю, что швейцарцы до сих пор чтят Суворова.
Суворов и его армия оказались заложниками глупой политики Павла !, который ввязался в ненужную для России войну с сомнительным союзником -Австрией. Император Павел I сделал выводы из этой истории и установил мирные отношения с Францией. Что привело к его убийству инспирированному Англией через посланника Уитворта и осуществленному на английские деньги. Ну а исполнители нашлись, в то время целенаправленная охота на монархов еще не велась и Павел был беспечен.
Вяльбе своим интерьвью положила Клэбо на обе лопатки-и кто здесь Чемпион плюс 8000.Они за демократию а мы за справедливость
В общем, теперь даже и не знаешь, на кого равняться: Илон Маск 2010 года (впервые на английском интервью с ним я услышал в далеком 2010) и 2025 это абсолютно разные люди, Америка тоже превращается в аналог РФ начала 2000-ых (правда, быстрее раз в 10).
Придется, видимо, быть самому себе ориентиром... Быть и юнгой, и капитаном.
Зачем делать одно и тоже под тремя названиями? Что-то эксклюзивное да. Но, видимо, сейчас не до этого.
Да и Харри всегда бегал на Карху. Так что к измене его не привлечь.))
P.S. И мои детские психологические травмы и обиды тут не причем, как тут Рамзес подумал. У меня все предки по папе и маме русские.
Нифига себе, куда лыжи уехали
А если в МАИ учишься на государственные деньги и куче других вузов, а потом уехал в Израиль, то нормально? Так себе объяснение. Презумпция невиновности, опять же. Кто-то ведь остался, Яндекс вот нам соорудил..
Утром почитаю продолжение-куда интересно придут обсуждения?Квантовая физика, теория струн или причина глухоты Бетховена?)))
Откуда вотставить. Скажем мягче: "От осинки не родятся апельсинки"Ну и все слова о Палестине были справедливы бы, если б не было 7 октября, и Израиль вдруг неожиданно начал эту операцию. Тогда да - вопросов нет.
А так, честно говоря, мне их жаль, страну терроризируют десятилетиями. Даже сейчас не дают Израилю наконец до конца добить тот же Хамас. По сути только благодаря самими евреям и Хамас, и Хезболла были поставлены на колени, а продолжал бы Израиль мирно выслушивать слова поддержки и сочувствия, ничего не делая, ситуация бы сейчас была намного хуже.
так что "благодаря израильтянам" было бы чуть точнее
благодаря самими евреям
при всей моноэтничности Израиля
Так, ну что заминусовали мой вопрос Рамзесу? Объясните мне пожалуйста, почему евреев в МГУ не брали учиться в СССР. Я не понимаю. Вроде вопрос понятно сформулировал.
P.S. И мои детские психологические травмы и обиды тут не причем, как тут Рамзес подумал. У меня все предки по папе и маме русские.
И еще. МАИ был очень непростой даже для входа вуз. Обязательно пропуск, для чего нужна была, кроме прочего, еще и определенная справка по форме секретности.
В те времена даже шутили, что почти всех с легальными отметками в 5 графе и даже тех, кто от таких отметок укрывался (а таких было много), брали в МГИМО. Оставшихся - в МАИ. Для МГУ никого просто не оставалось. Некоторые единицы-исключения лишь подтверждали правило.
Так что зря вы, Александр, этот вопрос подняли. Тем более, что никого и в советское время не угнетали. Доводилось в свое время встречаться в разных "ящиках" с вполне допущенными до всех секретов и уважаемыми инженерами и научными сотрудниками.
А уж в наше время говорить об этом совсем странно . Достаточно посмотреть хотя бы на состав правительства.
Так что зря вы, Александр, этот вопрос подняли. Тем более, что никого и в советское время не угнетали. Доводилось в свое время встречаться в разных "ящиках" с вполне допущенными до всех секретов и уважаемыми инженерами и научными сотрудниками.
А уж в наше время говорить об этом совсем странно . Достаточно посмотреть хотя бы на состав правительства.
А про наше время я и не говорил.
Рассуждения насчет "прибалтов" тоже доставили, чего они нас ненавидели и русскую речь слушать не могли, чего мы им такого сделали...? Прямо удивительное, девственное беспамятство и отсутствие совести. А может быть, прежде чем требовать уважения, для начала перестать их "прибалтами" называть?
Обноклассника в МИФИ.
Один пару курсов в институте связи поучился, второй в филиале в Калуге [туда взяли как отличника]. В итоге, вместо того, чтобы закончить вуз, куда хотели поступить, и трудиться на благо родины, оба в обиде при первой возможности в Израиль уехали.
А потом кто-то говорил, вот, выучишь их, а они в Израиль уедут. А они уехали, потому что их НЕ выучили.
В Израиле доучились, один вот приборы медицинские разрабатывает.
Так то на фоне развала науки в 90ые могли бы все равно [как многие] уехать, но им даже шанса не ддали. Это уже сослагательное наклонение.
Я в целом к отъезду кадров за рубех спокойно отношусь, это тенденция современности - международное разделение труда, глобализация и все такое. Просто наша страна сейчас в стороне от этого процесса. К нам в основном неквалифицированные кадры едут, а не учёные.
У нас в спортбатальоне при самом моем уже уходе в 1993 появились зачатки дедовщины. Прихожу как-то с тренировки в казарму, а там молодой парень не помню из какого спорта, но не из единоборств, дрищ, вроде меня. Лежит на скамейке под штангой, черпаки штангу загрузили и заставляют его качаться. Я вижу, что писец творится. Вы чо, говорю, делаете. А им смешно, да мы его просто подкачиваем. Они даже и не поняли, что издеваются над человеком. И со стороны кажется, если издалека смотреть, молодцы ребята старослужащие, помогают молодому пополнению мышечную массу набрать. А у парня все на лице написано.
У экзаменационного стола мучалась девушка Лена. Работники приемной комиссии тщетно допытывали ее о самых простых вещах. Зоя Космодемьянская рассказала немцам больше, чем Лена в тот вечер - экзаменаторам. Проблема экзаменаторов состояла в том, что повесить Лену они не могли: это был ценный республиканский кадр, который надо было принять в аспирантуру.
-- Ну, хорошо, Лена, -- сказали ей наконец, -- вы только не волнуйтесь. Назовите нам коммунистов, героев гражданской войны!
-- Чапаев, -- сказала Лена, выполнив ровно половину условия.
-- Так, -- комиссия тяжко вздохнула. -- А еще
-- Фурманов, -- сказала Лена, выполнив вторую половину условия.
Требовать от нее большего было совершенно бесполезно. Комиссионные головы переглянулись промеж собой, как опечаленный Змей Горыныч.
-- Лена, -- сказала одна голова. -- Вот вы откуда приехали? Из какого города?
-- Фрунзе, -- сказала Лена.
Змей Горыныч светло заулыбался и закивал всеми головами, давая понять девушке, что в поиске коммуниста-героя она на верном пути.
-- Фрунзе! -- не веря своему счастью, сказала Лена.
-- Ну, вот видите, -- сказала комиссия. -- Вы же все знаете, только волнуетесь...
Получив "четыре", посланница советской Киргизии освободила место у стола, и я пошел за своей пятеркой с плюсом. Мне не терпелось отблагодарить экзаменаторов за их терпение своей эрудицией...
Шансов не было. Как некогда говорил нам, студийцам, Костя Райкин: "Что такое страшный сон артиста? Это когда тебя не надо, а ты есть".
Я понял, что меня -- не надо, взял свои два балла и пошел прочь...