Беговые лыжи | Новые фото
Реплика на skisport.ru

Нужно ли маркировать сложность беголыжных трасс?

Нужно ли маркировать сложность беголыжных трасс для тренировок и соревнований по аналогии с горнолыжными? Вопрос к любителям лыж, организаторам соревнований и профессионалам в лыжных гонках.

Лыжные гонки в России среди любителей набирают популярность. Все мы занимаемся спортом и в частности беговыми лыжами для здоровья. Недавняя трагедия на Авачинском марафоне заставила любителей спорить о том, кто виноват. Если брать погибшего от тромба лыжника, то тут ничего не поделаешь. Ежегодно на Парижском марафоне умирает по статистике 2 человека, и это считается нормой. У меня на руках в марте 2020 года на лыжне умер человек, который не бежал изо всех сил, а стоял на лыжах к теплой куртке, снимал на камеру родных. И три человека с аппаратом для стимуляции сердца ничего не смогли сделать.

А вот случай на Авачинском марафоне с падением лыжника на спуске, столкновением с деревом, в результате которого спортсмен получил травму и сломал несколько ребер, заставил в очередной раз задуматься о том, каковы критерии соревнования, которое мне по зубам? Как оценить возможность участия в соревновании, когда я планирую старты на сезон? Можно ли сходить с дистанции, в каких случаях и где та самая грань, когда сойти уже не стыдно?

Принимать решение об участии в той или иной гонке хочется адекватно, обладая полной информацией о рисках и сопоставляя их с моими персональными физическими данными, техникой владения коньковым ходом, умением проходить спуски, взбираться на серьезные подъемы и т.п., чтобы потом не обвинять организаторов, американцев, представителей противоположного пола, олигархов, чиновников, Путина или Вяльбе, как это принято делать у людей инфантильных, ищущих «стрелочника» в своей неудачной жизни.

Вспомнилось, что у горнолыжников трассы имеют определенные критерии, которые визуализированы и обозначены на схеме разным цветом. И ты в зависимости от своих навыков, физической формы и даже настроения можешь сделать выбор: поехать по синей трассе для всей семьи, пролететь черную скоростную или вообще попахать могул или целину.

Было бы здорово внедрить нечто аналогичное для беголыжных трасс и гонок по трем критериям:
  1. Наличие опасных спусков, требующих отличных навыков владения лыжами и готовности к контактным гонкам и спускам в пелотоне. Тут оценку можно сделать по крутизне спусков, ширине трассы на спусках, наличию деревьев вблизи спусков, наличию закрытых поворотов или горбов с ограниченным обзором, вообще, наличию поворотов на спусках, требующих подруливания, соскальзывания или плужения. Тут оценка трассы может быть, как и у горнолыжников – зеленая, синяя, красная, черная. Круг Дёминского марафона я бы охарактеризовал как "синий". Все спуски просматриваемые, довольно широкие, и только на двух при ледяной трассе можно упасть на повороте.
  2. Общий набор высоты на дистанции и средний набор на 1 км. Конечно, набор высоты бывает разный: и почти вертикальный, и такой, который можно идти одношажным, но длинный, изматывающий, а бывает так, что на половину подъема влетаешь по инерции со спуска. Например, Деминский круг, с его четырьмя основными подъемами и набором высоты 400м на 50 км я бы оценил на четыре из десяти, а Красногорскому, где, кажется, около 1000 м набора высоты, я бы поставил 8-9 баллов. Не бегал, но говорят самая сложная трасса – это Малиновка. Значит, там 10 баллов.
  3. Способ подготовки трассы – регулярно ратрак, ратрак только для данной гонки, снегоход или прицеп, самотоп (лыжня проложена самими лыжниками по целине) и т.п. Учитывая ширину подготовленной трассы для свободного обгона, тот же Деминский круг я бы оценил на 8 из 10 (почти везде есть возможность спокойно обгонять, не рискуя залезть в целину). Мурманскому марафону, возможно, поставил бы все 10 баллов (как мне запомнилась трасса). А вот на марафоне в Переславле-Залесском, который я бежал в сезоне 2020-21, хоть трасса и старательно готовилась снегоходом, палки на подъемах проваливались, на подъемах при -3С уже на третьем круге была каша, поэтому я бы поставил 4 балла.
Итак, например трасса Деминского марафона могла быть оценена по этим трем критериям как "Синяя-4-8". И человек, который не бегал этот марафон, может для себя принять решение, исходя из таких параметров и сравнивая с тем местом, где он тренировался.

Можно, конечно, применить весовые коэффициенты для каждого из этих параметров и пересчитать одну цифру. Но для разных спортсменов трудность и опасность может быть в разном. Для кого-то приоритет - отсутствие опасных спусков, а пахать в подъём он готов. Для кого-то подъёмы нежелательны, а вот с горок полетать он рад. А для кого-то качество трассы в приоритете, тогда он и подъемы, и спуски осилит.
12 4645 Андрей Краснов 28.04.2021 11:09
Рейтинг: +15 +15 0

Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.

28.04.2021 11:40
Удобно когда есть на старте или входах на трассу схема трассы ( в Финляндии такое часто встречал) и промаркированы дистанции или как в Габо назначение (Любитель, Мастер, Турист).
Ссылка Рейтинг: +3 +3 0
Автор уже ознакомился с результатами аутопсии погибшего на Авачинском марафоне? А нам можно посмотреть? Про тромб сказали организаторы марафона, заинтересованные лица. Мы пока достоверно знаем, что человек упал на том самом спуске и умер.
В статье совершеннейшая путаница двух разных понятий: "тяжелая трасса" и "опасная трасса", следовательно все соображения неверные, либо изобретается велосипед, когда достаточно посмотреть, как это сделано в альпийских странах.
Зато нашлось место филосфско-морализаторским умствованиям))
...у людей инфантильных, ищущих «стрелочника» в своей неудачной жизни
Ссылка Рейтинг: -3 +6 -9
Для начала должно быть понимание - трасса всего марафонского круга готовится и используется постоянно или только к единственному дню марафона и реально готовится или по ушам участникам ездиют вместо ретраком по трассе и за сколько дней до события тоже важно. Потому что от качества подготовки трассы зависит ее проходимость и безопасность. Я бы обязал в положение соревнований данный факт прописывать.
Ссылка Рейтинг: +5 +5 0
28.04.2021 13:39
не сработает.
будет потрачена масса сил и времени на оценку множества трасс, потом пользователи будут мучительно разбираться что означает та или иная оценка (тк большинство инструкций не читает).
а все равно в итоге окажется, что "решить что трасса тебе по силам" и " пройти дистанцию масстарта и не упасть" это далеко не одно и то же.
да и падения бывают разные - кто то от страха валится, а кого -то сшибают в такой ситуации, когда и МСМК ничего сделать не успеет.
Ссылка Рейтинг: +7 +8 -1
28.04.2021 14:47
Усилия должны идти на защиту имеющихся лыжных трасс и их расширение. Маркировка добавит головной боли оргам, будет лишним пунктом по которому чиновники могут придраться (типа у тебя массовый марафон, сложная трасса, а ну-ка собери у все книжки КМС и МС, подтверждающие их квалификацию!).

В мире, к огромному сожалению, идет большая тенденция на "няньчанье", или по заморскому бэбиситтинг. К взрослым относятся как к детям, придумывая все новые способы их защитить. Конечно, в ответ на такую защиту (как и всегда в отношениях патрона и клиента) предлагается расплатиться - где-то деньгами, где-то частью своей свободы.

Каждый участник должен самостоятельно определять, по силам ему мероприятие или нет. От оргов достаточно схемы трассы, километража, набора высоты - базовых характеристик.

Не нужно никаких маркировок, они 100% будут использованы во зло массовым лыжным гонкам. Будьте взрослыми людьми и сами отвечайте за свою жизнь.
Ссылка Рейтинг: +10 +12 -2
28.04.2021 15:27
Мой рейтинг пройденных марафонов 1-10 баллов шкала 10 макс, 1 мин.:

Авача 10
Кубок Устьи 10
Азия-Европа-Азия 9
Бам Огоньки 9
Токсово 8
Кузбасски 8
МВТУ 7
Праздник Севера 7
Европа-Азия по кругам 6
Сахалин по кругам 6
На Комеле 5
Юграски 5
Демино 5
Лопатина Воронеж 4
Ссылка Рейтинг: +1 +2 -1
Делать маркировку трасс обязательной - это вредная благоглупость.

А вот сформировать четкие критерии сложности и качества трассы, ввести добровольную  маркировку и народный рейтинг - вполне возможно.

Критерий сложности всего один - это рельеф. Без подъемов не бывает спусков.
Если много подъемов и большой набор высоты - неизбежно будет много спусков, и в том числе быстрых и с поворотами.

Мой рейтинг марафонских трасс, которые я бегал, такой:

Зеленогорск 10
Орехово 9
Токсово 8
Битца 7
Красногорск 6
Лемболово 6
Рощино 6
Хиихто 4
Тихвин 4
МКМ 4
Гатчина 0 (это не лыжная трасса, а парк)
Ссылка Рейтинг: +3 +4 -1
28.04.2021 17:26
Скажу как есть там где я катаюсь. Маркировка черная-красная-синяя трасса есть, но мало где. Черный цвет обозначает больше перепад высот чем опасность, хотя сложные спуски есть и я первые разы в начале сезона проезжаю их с торможением. Но практически на всех трассах перед более-менее сложными спусками стоит знак "Vativa lasku" - опасный спуск. Иногда он опасен только для чайников, иногда практически для всех. О трассах марафонов в Финляндии.  Например, рейтинг сложности и опасности  Хювинкаа-Хиихто я бы поставил 1, Финляндия-Хиихто 4-5, а вот Юлляс-Леви все 10 (с учетом того что я ехал при +10-12). Но конечно все зависит от погоды. Помню, в гололед 2008 г. масса людей не только падала и носы расквасила, но и лыжи поломала на Хиихте.
Ну еще запомнилась вполне адекватная маркировка трасс в Зеефельде.
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
28.04.2021 17:29
Токсовская трасса еще характерна тем ,что имеется бутылочное горлышко после старта. Его быстро можно пройти, если ты идешь первым.А если сзади, то можно простоять минут десять.
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
28.04.2021 19:25
Достаточно знания общего набора высоты на марафон и заметной маркировки опасных участков на местности типа «крутой спуск», «резкий левый поворот», «берегись, дерево». Был на Аваче 2 года назад, разгонялся за 60 на спуске, но тот спуск прямой, просматриваемый, и проблемы могут быть только от соседей, которые вдруг испугались. Проблем на поворотах там не помню, но от погоды зависит, конечно, в этом случае знаки помогут (соответствующие конкретным условиям гонки!).
Да и набор высоты от условий по разному воспринимается. На мвту набор хороший, но спокойной классикой я его особо и не почувствовал. А вот в Казани, например, набор раза в 2 меньше, на плохом скольжении в морозных условиях финишировал на бровях (сейчас бы и стартовать не стал, пожалуй).
Ссылка Рейтинг: +8 +8 0
09 Ain 441
29.04.2021 06:20
Наш народ любит "мурашки" !
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
10.05.2021 00:21
Имхо, первоочередной вопрос - это со стороны организаторов обеспечить безопасность участников. Рельеф и конфигурацию в целом обычно можно посмотреть на схеме. Но рельеф - это не самое страшное. Смотрел тут недавно видео от Суздалева про Ромашково, там в отдельных местах прямо посреди лыжни деревья торчат ))) да и в целом трасса узковата и при этом вертлява. Вот такие нюансы для массовых мероприятий надо конечно же не допускать.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Лыжные гонки (беговые лыжи) | Новые сообщения форума