Эта история возникла как реакция на поломку снегохода Сергея Кондраткова и отсутствие (вследствие этого) нормальной лыжни на гонке «Рождественская классика» в Красногорске.
Сначала люди стали ругаться/негодовать по поводу плохой подготовки трассы, потом Маша Посёлова опубликовала фотографии и информацию о том, почему так получилось, а наши читатели сразу же изменили тональность своих высказываний, потом Маша же объявила о сборе денег на новый снегоход для ГТО Клуба и…
За каких-то три дня искомая сумма была собрана даже с некоторым избытком, который, видимо, пойдёт теперь на оплату топлива для снегохода.
Ну, а я, узнав, что необходимая сумма собрана, набираю номер телефона моего старинного товарища и соперника по университетской сборной по лыжным гонкам Сергея Кондраткова.
- Серёга, хочу тебя поздравить – на этой неделе ты стал ньюсмейкером чуть ли не всей лыжной России.
- Ага, вся Россия бросилась помогать (улыбается).
- Но на самом деле, чтобы вот так динамично, быстро, единодушно люди скидывались на общее дело – это редкость, такие вещи делаются только под человека, которого знают все и репутация которого безукоризненна. Тебя, в общем, люди знают, ты много лет самоотверженно за свои деньги, своими силами в свободное от основной работы время обустраиваешь эту знаменитую утробинскую трассу, не даёшь ей умереть, поэтому, думаю, 90 процентов успеха в этом деле – это твоё имя и твои дела.
- Знаешь, действительно, я стараюсь делать всё это от души. В начале, правда, расстраивался из-за того, что многие не понимают, зачем я это делаю, а потом, думаю: да ладно, чего уж там, надо делать своё дело, и пусть будет как будет.
- Но ты ожидал, что всё это случится в три дня?
- Нет, конечно, не ожидал. Но ещё, видишь, хорошо, что Маша Посёлова к этому делу подключилась – она такой активный человек, креативный, искренний, люди ей поверили. Понимаешь, здесь нужно было именно сопровождение, чтобы эти деньги не я собирал, а кто-то другой – самому это делать всё-таки было не очень этично. Вот Маша как раз таким человеком и оказалась.
- Ну да, самому эти деньги собирать было бы, наверное, не очень вежливо, что ли…
— Вот и я о том же. А когда этим занимаются люди как бы со стороны, поддерживают, сопровождают, то видишь, иногда что-то и получается. Маша ведь что сделала? Описала ситуацию как она есть – простыми словами, ясно и понятно, фотографии разместила. Там ведь, действительно, было несколько больших снегопадов и после них – резкое потепление, дождь, а потом снова переход на холод, лёд. Это очень тяжёлая ситуация для техники. И снегоход, естественно, не выдержал, сломался…
- А что в нём сломалось?
- Да всё, что могло в нём сломаться, то и сломалось - проще сказать, что в нём не сломалось. И получилось так, что в день старта "Рождественской классики" мы частично всё-таки сделали лыжню, но где-то километра четыре не смогли – там осталась от предыдущих дней какая-то старая лыжня сбоку, и всё. То есть народ-то видел, что снегоход стоит, опрокинутый на бок, что что-то с техникой случилось. Тогда мы попытались тащить этот резак на себе, но лыжня получалась кривой, зигзагами, поэтому мы бросили это дело.
- Вы прям реально пытались на себе тягать этот резак?
- А что нам было делать (смеётся)? А потом народ уже стартовал, и мы поняли, что не успели. Там же как получилось? Мы поставил на снегоход новый ремень, а он порвался. Нагрузка большая, а любой ремень надо обкатывать, в начале эксплуатации он ещё жёсткий, дубовый, ему надо дать немного притереться, размягчиться. А мы, получается, его сразу нагрузили, прицепили резак, чтобы лыжню сделать. И ремень опять порвался – уже новый.
*
- Геннадий Васильевич Фищенко говорит, что у тебя аж три китайских снегохода. Это правда?
- Правда. Один – Ирбис Тунгус 400 - сломался и стоит у меня на даче. Мы на него, помнишь, собирали деньги, собрали 150.000, купили, и он сломался после 200 км пробега. То есть он даже обкатку не успел пройти и стоит сейчас у меня на даче, ждёт ремонта.
Дело в том, что эти снегоходы: Ирбис Тунгус 400 и Динго 150, которых у меня два, выпускает один и тот же производитель, он так и называется - Ирбис. Вот мы этот Ирбис Тунгус 400 на собранные деньги и купили, он более мощный, 15 лошадиных сил, он не такой, как эти Динго 150, которые я использовал всё время (у динго – 9 лошадиных сил), и казалось, что за счёт бóльшей мощности этот Ирбис Тунгус как раз то, что нам и нужно. Но он оказался явно сыроватый. Дело в том, что я купил свой Тунгус из самой первой партии снегоходов, завезённых к нам страну, то есть тут сразу же все его болезни и проявились. Я просто в Ютубе уже насмотрелся, что описывает народ и на что жалуется. Выяснилось, что у всех одни и те же проблемы. Например, переключатель скоростей - они его так рекламировали, писали, что используют бурановский, который много лет используется, надёжный и всё такое. А выяснилось, что они в этом переключателе все внутренности сделали свои: в Буране используется прямозубая передача, а здесь – косозубая, и, соответственно, возникают боковые нагрузки и пр. головная боль, переключение плохое с самого начала. Ну и так далее, не буду описывать все его болячки.
И понимаешь, получается, что никакой гарантии там по факту и нет – эти снегоходы как машинокомплекты из Китая привозились Ирбисом в виде запчастей, чтобы меньше таможенные пошлины платить. И потом эти машинокомплекты продавали каким-то дистрибьюторам на территории России. А те из этих машинокомлектов уже собирали снегоходы и продавали непосредственно покупателям. Одним из таких покупателей оказался как раз и я (смеётся). И вот они привезли мне его из Твери, он почти тут же сломался, я им звоню: вот так и так, чем можете помочь? Они говорят: ну что, привози его к нам в Тверскую область, будем смотреть. Ну и чего? В общем, я пытался сам починить, купил коробку от Бурана, но там валы не совпали, их надо точить, просто руки пока до этого не дошли, так что он стоит на даче и ждёт своего часа. Но я думаю, что всё-таки восстановить его надо будет, потому что возникают вот такие проблемы, как с этими дождями, переходящими в минус, и вот эти два Динго мы тоже всё равно восстановим.
- А у тебя же была уже попытка собрать деньги? Сколько вы тогда собрали в первый раз?
- Ну вот как раз 150.000 и собрали.
- А почему в прошлый раз ты собрал 150.000, а в этот раз – миллион?
-Ну тогда казалось, что этим маленьким китайским снегоходом я смогу обойтись, про миллион я тогда и мечтать не смел. А Гена [Л.С.: речь о Геннадии Фищенко] говорит: ну что ты мучаешься с этими маленькими снегоходами, когда они у тебя в такую тяжёлую погоду как раз всё время и ломаются? А они, и вправду, ну какие это снегоходы? Я их, по сути, использую как мопеды: передвигаться можно, а что-то серьёзное перевезти, какую-то серьёзную работу сделать на нём - просто нереально.
- А какой вы собираетесь покупать?
- Тайга Патруль 800. 800 кубиков у него, 60 лошадиных сил. Его готовы из Рыбинска поставить, за 910.000 рублей плюс доставка 12.000. Вот сейчас собираемся оплатить. И ещё можно взять такой же в Москве, у дилера, но нужно сделать 100-процентную предоплату, и мне как-то стрёмно платить в не очень понятную фирму. Вроде у них сайт есть, вроде они работают, но всё равно мне немного не по себе.
- Но ты будь осторожен, потому что общественные деньги – не дай бог, они улетят чёрт-те знает куда, люди просто не поймут этого.
- Да вот я как раз и говорю об этом же! Но я сейчас проверю по ИНН эту контору, насколько они сдают отчёты, какой у компании годовой оборот и так далее – просто так «на деревню дедушке» точно оплачивать не буду.
*
- Но ты мне всё-таки объясни, почему в прошлый раз тебе всего 150.000 собрали, а сейчас аж миллион накидали?
- Да потому, что тот китайский снегоход столько стоил.
- То есть ты изначально собирался купить именно этот китайский снегоход?
- Ну да, на большее мне как-то даже и в голову не пришло замахнуться. Да и то из тех 150.000 рублей 50.000 нам дал Геннадий Васильевич Фищенко, спасибо ему огромное. Часть я сам вложил, и оставшееся дали люди. Но я тогда на том этапе так широко не мог шагнуть, даже и не мечтал об этом. А сейчас – видишь, как получилось. Всё-таки скиспорт – это такой мощный ресурс, наиболее посещаемый, и всё у нас в этот раз срослось.
- Ну и плюс тебе с Машей Посёловой повезло, согласись.
- Ну да, я же и говорю – Маша, она вообще: приехала, увидела, поучаствовала, помогла, поснимала, написала, обобщила, поделилась с людьми. Она такой человек, в общем, для лыжного спорта, как Геннадий Васильевич…
Мы с ним, кстати, сегодня разговаривали. Он говорит: у Маши пока ещё порыв такой – сделать доброе дело, а мы у себя в ГАБО уже шишки понабивали, усталость приобрели от общественной работы, а она пока горит, и это здорово!
- А почему всё-таки город, стадион не готовят большой круг?
- На самом деле, у них тоже большая территория, хоть там они и делают всего 5 км…
- То есть они за плотину заезжают, Эверест готовят (Л.С.: Эверест – это название большого подъёма за плотиной)?
- Ну да, заезжают. Но в основном они катают для детей, почти ежедневно готовят, и там площадь у них огромная. Даже ратраком надо минимум три раза проходить по всей трассе, она же широкая, и ну, как бы техника там тоже изношена. Я со Старостиным Сергеем разговаривал, у меня до этого тоже ломался снегоход, и я у него подшипник брал. Ехать на другой конец Москвы за этим подшипником или спросить у Сергея – есть разница? И он меня выручил.
Тут же, видишь, когда переход с плюса на холод – вот тогда надо всё делать вовремя. А когда на трассе лёд уже образовался, пиши пропало – ничего с ним не сделаешь, никакая техника не поможет. И сейчас, я смотрю, в некоторых местах трассу уже закатали до льда (Л.С.: Сейчас – это 13 января, спустя пять дней после Рождественской классики).
- Сейчас везде лёд: и в Битце, и в других местах.
- Согласен. Вот нет у меня сейчас снегохода, и ничего я сделать с этим не могу. У меня же как получилось? Когда я начал Крещенский марафон проводить, я сначала Старостина просил, чтобы он подготовил трассу. А почему я начал проводить этот Крещенский марафон? Да потому что, если в начале сезона проведёшь соревнования, подготовишь трассу, выровняешь подушку, она потом уже по инерции будет закатываться ногами - уже после снегопадов, даже если не готовить, не всё так фатально будет. Раньше как было? Здесь Саша Кулаков жил, и он, например, выходил покататься, видит, что трасса плохо готова, звонит Старостину, просит: Сергей, можешь сделать? Но он же банкир был, были возможности, он оплачивал дополнительные затраты на топливо, а потом не стало его здесь, и всё – трасса оказалась брошенной. Сейчас иногда Дима Командный оплачивает эти дополнительные расходы по топливу, просит подготовить, ещё кто-то, но системно уже трассой никто не занимался.
Помню, я готовился к марафону в Саппоро, так было дело – чуть ли не по колено в снегу ходил коньком по утробинскому – никто трассу не укатывал. Но мне повезло – когда я приехал в Японию, там с 6 до 9 утра в день старта выпало 30 см снега, и я как бы, имея уже опыт катания по глубокому снегу в Красногорске, выступил там очень достойно, стал десятым в абсолюте в возрасте 52 года. Но это было десять лет назад, сегодня, я, наверное, в десятку в Саппоро уже не заеду. Так что если рассматривать необходимость так вот готовиться по колено в снегу, то тогда трассы да, можно не готовить. А во всех остальных случаях – надо готовить, и готовить постоянно.
Если в начале зимы снег выпал, его надо сразу же прикатать, чтобы земля под ним промёрзла. Если в начале зимы пухлый снег лежит, его никто не прикатал, то он работает как покрывало, земля под ним ещё долго остаётся тёплой, и снег на такой «сковородочке», как масло, будет медленно, но постоянно таять. Поэтому его, если выпал, надо сразу прижать, чтобы в любой мороз земля под ним промерзла, и вот тогда такой снег будет лежать долго.
И вот я прошу Сергея Старостина трассу прокатать, а у них Красногорская гонка параллельно идёт, надо пушки расставить по всей трассе, снег напылить, развезти этот снег по трассе, укатать его ратраком… Понятно, что в эти дни им совсем не до народной трассы, тут вообще никаких претензий быть не может. Но и трасса ждать не может, всё же надо делать вовремя, регулярно и с самого начала зимы - с самого начала надо создавать полотно. Если не создашь его, то всё, трасса не будет жить.
В общем, так вот постепенно я пришёл к идее покупки своего первого китайского снегохода, чтобы иметь возможность готовить самому. А сейчас снегоход сломался, сколько дней я не готовлю трассу, а сегодня вышел сам, покатался, и всё нормально, лыжи несёт, палки не проваливаются, ровно всё, основа накатана хорошая. Лыжники, правда, все едут по одному месту, по центру, в некоторых местах уже горб образовался. Но сейчас, надеюсь, снегоход прикатим, и мы всё сделаем, станет лучше.
- Давай мы с тобой этот наш разговор в виде интервью на скиспорте опубликуем, людей поблагодарим?
- Да-да, обязательно это надо сделать!
- Что ты можешь людям сказать?
- Вообще не ожидал, что столько людей откликнется, спасибо всем огромное! Люди, видишь, все всё понимают, все видят, что мы в ГТО Клубе проводим субботники, готовим трассу, и они благодарны, что всё-таки утробинский круг жив благодаря клубу. А народ, если честно, очень удивил. Кто-то перечислил по 500 рублей, по тысяче, какой-то Иванович - 50.000, Алексей Перлин - 100.000! А потом вот этот Алексей Чукин звонит, спрашивает: вам сколько денег не хватает до 900.000? Мы говорим: 130.000. Раз, и через минуту мне на карту падают как раз недостающие 130.000. Вот мужик, да? Я, конечно, очень был впечатлён всем этим.
- Обалдеть!
- Потом муж старшей дочери Ивана Степановича Утробина Лены Тимофеевой (в девичестве Утробиной) – его Владимир зовут – звонит мне и спрашивает: как тебе деньги передать? Они мне наличными 105.000 передали: 100.000 от семьи Тимофеевых и 5.000 от какого-то их приятеля. Это вообще семья очень спортивная: мало того, что Лена мастер спорта по лыжным гонкам, так Володя мастер спорта сразу по двум видам: лыжным гонкам и биатлону. А сыновья у них? Старший, Евгений, как и отец, мастер спорта по тем же двум видам спорта, младший, Александр, мастер спорта по лыжным гонкам. На семью – шесть званий мастера спорта, представляешь?
- Но ты веришь в эту Тайгу?
- Понимаешь, во-первых, её нет в наличии нигде, это ведь тоже показатель, правда? Всё, что предлагается, всё, что стоит в продаже в магазинах Москвы, там нужно сначала заказать, сделать 100-процентрную предоплату, и только тогда они под тебя привезут конкретный снегоход. Я уже все сайты всех дистрибьюторов посмотрел, всех обзвонил, и ни у кого живых снегоходов этой модели нет в наличии. То есть, получается, снегоход пользуется спросом?
- Ок, Сергей, ещё раз тебя поздравляю, хорошее дело сделано, будем надеяться, что хорошее дело клубом ГТО будет продолжено.
- Спасибо, надеюсь, так и будет, куда же нам теперь деваться?
* * *
Сегодня с утра я отправил текст интервью Сергею на согласование и выяснилось, что снегоход вчера уже был выбран и оплачен в компании «Декстор» - это та фирма, где всю свою мототехнику покупают Геннадий Васильевич Фищенко и СОК ГАБО. Вы, наверное, уже видели отчёт об этом Маши Посёловой, опубликованный у нас в форуме в 3 часа ночи. Когда только эта Маша спать успевает?
А Сергей снова удивил:
- Представляешь, мне тут написали по поручению Юлии Анатольевны Чепаловой. Она же сейчас президент федерации лыжных гонок Хабаровского края. Так вот, Юлия Анатольевна поручила связаться со мной и узнать, сколько ещё нужно денег для того, чтобы «добить» до полной суммы на покупку снегохода. Она же жила какое-то время назад здесь недалеко, в Митино, каталась по этой трассе, выступала на ней, и вот посчитала невозможным остаться в стороне от этого дела.
В общем, ещё раз хочу сказать всем спасибо, я очень впечатлён всей этой историей. И, знаешь, хочу сказать, что все вместе мы – сила, я это особенно остро почувствовал в эти дни.
*
Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.
Юля, Елена , где же ваши прежние искренние улыбки ?? Ну как же вам не идут эти кислые или серьёзные физиономии...
Всё остальное - так же грустно...
Думаю сильный толчок этой истории, и такому быстрому сбору средств, был дан также благодаря Вашей поддержке и Вашему авторитету!
Хочу кстати отметить, что на решение Сергея Борисовича начать сбор средств повлиял в значимой степени и Сергей Алтунджи, который с ним весь день во время гонки был рядом и помогал со снегоходом. Мы с Сережей после гонки, в гостях у Сергея Борисовича, вдвоем к нему пристали и говорим: давайте объявим сбор! ))
Также спасибо Геннадию Васильевичу, благодаря настоятельным советам и опыту которого было решено выбрать в итоге этот снегоход.
Скажу спасибо отдельно и Диме Корочкину за советы, так как они для своей трассы Зубец в Протвино в прошлом году покупали такой же снегоход. С Димой тоже обсуждали, советовались, он рассказал о плюсах и минусах данной модели, так как у них уже есть небольшой опыт использования этого снегохода.
Ну и еще раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО ВСЕМ принявшим участие в этой проблеме!
Чертовски красивая история получилась!
У меня лично просто был шок,когда я увидел чем готовится трасса и как люди мучились пытаясь на морозе отремонтировать технику.
Всех поздравляю и огромное спасибо.
Но, суть не в объеме материала, а в его содержании. Уважение к герою рассказа и его сподвижникам огромное. Делают невидимую, но всем нужную работу. И все на голом энтузиазме. Не понимает тот кто никогда этим делом не занимался Однако, надо сказать честно, что и в других местах есть точно такие же герои невидимого фронта. Надо бы и про них рассказать бы. Видимо автору материала наиболее близко эта ситуация, поэтому и рассказал нам про своего героя. Но, мне важно понять мораль этого материала. Если сказать спасибо этому человеку таким форматом, то присоединяюсь. А вот дальше то что? Так и будут эти ребята работать на своём энтузазизьме? .....
Опубликуем
Даже если на снегоход собрали, напишите: "Вот на снегоход собрали, но нужно к нему..." Или не к нему, а какие у вас ещё нужды, наверняка же есть. Прям так и напишите честно.
Во-первых, деньги всегда нужны, те же китайские починить - тоже денег стоит, ну сами всё знаете. Готовить трассу и т.д. Пока люди готовы помогать, надо этой возможностью воспользоваться.
Вон, Андрей Кондрашов определился с ретро лыжами... А про новейшую российскую лыжную историю может Ивану Исаеву начать писать ? Тем более, что первый блин - и сразу вкусный )
А сколько неизвестных героев нашего времени которые так же мучаются, но продолжают делать добро и лыжные трассы.
П.С. На сколько я знаю, что бы в Гарболово (под Питером) сделать трассу, человек ее готовящий едет с юга города до нее, а потом обратно, примерно 180 км.
Осенью вырубаю, чищу просеку.(несколько семей с детьми помогают)
Зимой катаю и нарезаю своим снегоходом, самодельным резаком.
каждый год удается сделать все больше и больше длину кругов, уже почти 10км,
за это время удалось около 40 человек из двух-трех соседних поставить на лыжи...
Я это все не к заслугам пишу, а к тому, что культуры в стране практически нет.
Лыжню часто топчут, ломают, я ругаюсь, воспитываю и пока не понимаю ....получается или нет. Пока не будет общей спортивной культуры, так и будем грести против течения....
Сергею снегоход Тайга-Патруль нравится, народная трасса в Красногорске (20 км) стала значительно лучше. Накатали на этом снегоходе уже около 700 км.