Это нужно для того, чтобы лыжи могли максимально проявить свои рабочие качества: быстро скользили и в случае с лыжами для классического стиля ещё и хорошо держали.
В этом материале мы разберем основные виды ухода за беговыми лыжами и их подготовку к соревнованиям.
Регулярный уход за лыжами
Регулярный уход за лыжами заключается в заботе об их скользящей поверхности: очистке её от загрязнений и обработке с помощью парафинов.
Новые лыжи верхних моделей сейчас, как правило, продаются с залитой парафином скользящей поверхностью. Перед первым использованием парафин надо удалить с помощью пластикового скребка, закрепив лыжи на специальном станке для обработки лыж. Затем скользящая поверхность окончательно вычищается с помощью щеток с набивкой из бронзы и жесткого нейлона.
Чтобы поддерживать высокий уровень скольжения, лыжи необходимо обрабатывать парафином после каждых 20-30 км пробега. Перед обработкой скользящую поверхность необходимо очистить от загрязнений фтористой смывкой и затем с помощью лыжного утюга наплавить парафин, а затем равномерно распределить его о лыже. После того как парафин остынет, его надо снять с помощью скребка и щеток, точно так же, как вы снимали заводской парафин перед первым использованием.
К сожалению, в процессе использования лыж их скользящая поверхность страдает не только от загрязнения, но и от механических повреждений. В условиях города или небольшого количества снега лыжи частенько царапаются, а при подготовке лыж к гонкам их скользящая поверхность может пережигаться, так как гоночные смазки зачастую имеют очень высокую температуру плавления. Также пластик имеет свойство с течением времени окисляться. Из-за этого лыжи начинают хуже скользить, что сказывается на удовольствии от процесса катания, а в случае участия в соревнованиях – на спортивном результате.
Чтобы восстановить скользящие свойства пластика, надо механически удалить его верхний слой. Это делается вручную или с помощью машинной шлифовки. В первом случае используется острая металлическая цикля, которая срезает тонкий слой пластика. Зачастую цикля имеет специальную заточку и оставляет после прохода неглубокий рисунок. Такой способ хорош, если требуется слегка обновить скользящую поверхность, устранив мелкие повреждения.
Машинная шлифовка, или штайншлифт, используется, когда поверхность лыж серьезно повредилась за время эксплуатации. Сначала поверхность лыж шлифуется с помощью вращающегося «камня». Во время шлифовки скользящая поверхность выравнивается, так как во время использования её износ неравномерен – бОльшая нагрузка приходится на носки и пятки лыж; удаляются царапины, выравниваются канты. Глубину шлифовки, то есть толщину снимаемого пластика можно регулировать. После шлифовки другим «камнем» на лыжу наносится специальный рисунок-структура. Существует множество видов различных структур, которые по-разному проявляют себя в различных погодных условиях. Бывают структуры универсальные, которые довольно неплохо работают в широком диапазоне температур и типов снега, а бывают узкоспециализиованные – такие структуры необыкновенно хороши в конкретных погодных условиях (например, при свежем снеге и температуре от 0 до -5 градусов), но чуть хуже проявляют себя в другую погоду. Если у вас одна-две пары лыж, то имеет смысл после шлифовки положить на лыжу универсальную структуру, а если вы можете себе позволить иметь множество пар под конкретную погоду, тогда, конечно, имеет смысл остановиться на структурах с узким рабочим диапазоном.
Если вы обновили скользящую поверхность лыж машинным способом, то для лучшей работы её желательно насытить парафином. Также обработка с помощью парафинов позволит удалить микроскопические ворсинки, остающиеся после штайншлифта. Самый простой способ насыщения лыжи – это просто наплавить на неё специальный сервисный парафин и оставить лыжу постоять под ним достаточно продолжительное время. При отсутствии сервисного парафина его можно заменить любым мягким парафином, который, как правило, предназначен для теплых погодных условий. Для лучшего проникновения парафина в скользящую поверхность лыжи используют специальные термочехлы. Это фольгированные чехлы, которые нагреваются до температуры 60-80 градусов, после чего туда на несколько часов помещаются лыжи, залитые парафином.
Но, конечно же, самый лучший способ насыщения скользящей поверхности – это инфракрасное нанесение. При использовании данного способа парафин наносится на лыжу без прикосновения к ней утюгом. Дело в том, что когда мы плавим парафин традиционным способом, температура, воздействующая на лыжу, распределяется неравномерно. При инфракрасном нанесении скользящая поверхность лыжи очищается растворителем, на неё наносится слой парафина, после чего лыжа поворачивается скользящей поверхностью вверх, и на неё направляется лампа с инфракрасным излучением, которая поддерживает определенную температуру и состояние парафина. Таким образом, лыжа мягко, качественно и без перегрева насыщается.
Особенности ухода за лыжами для классического стиля
Основное отличие лыж для классического стиля заключается в том, что на скользящей поверхности таких лыж есть зона держания, или по-другому «колодка». Это средняя часть лыжи, которая соприкасается со снегом только в момент отталкивания. На неё наносится специальная держащая мазь или механическое приспособление для препятствования проскальзыванию: насечки или камус.
Таким образом, концы лыж для классического стиля обрабатываются точно так же, как описано выше, а вот с колодкой есть несколько нюансов. Так, при использовании классических лыж, требующих нанесения мази держания, эту самую мазь надо накладывать перед каждой тренировкой, а перед этим – удалять старую смазку. Удаляется старая смазка при помощи пластикового скребка и специальной смывки, которая отличается от используемой для скользящей поверхности носков лыж. Подробнее о процессе накладывания мази держания мы расскажем в главе о подготовке лыж к соревнованиям.
Что касается лыж с камусом – то есть со специальной ворсистой вставкой, которая помогает лыжи «зацепиться» за снег при отталкивании, то, хотя он гораздо менее прихотлив, всё же тоже требует ухода. Так, после 20-30 км пробега (а при катании по сильно загрязненным лыжным трассам и чаще) желательно чистить его с помощью специального средства для очистки камуса. Ни в коем случае нельзя чистить камус смывкой для держащей мази, потому что это приведет к тому, что смывка растворит клей, и камус отклеится от лыжи. Также перед катанием желательно обрабатывать камус специальным спреем, который препятствует обледенению. Это займет меньше минуты, а удовольствие от катания увеличит в разы. Примерно за 10 минут до катания надо нанести спрей на камус и несколько раз провести по нему утюгом, нагретым до температуры около 100 градусов. После этого можно идти кататься, не опасаясь, что зона держания покроется льдом и перестанет работать должным образом. Естественный износ камуса наступает после пробега 600-800 км. После этого его желательно заменить на новый.
Подготовка лыж к соревнованиям
Перед подготовкой лыж к гонке их также надо сначала почистить специальной фтористой смывкой для скользящей поверхности. Затем на лыжу наносится базовый парафин и расплавляется с помощью утюга. После этого парафину дают остыть, удаляют излишки с помощью скребка и вычищают щетками из бронзы и жесткого нейлона. Второй шаг – нанесение погодного парафина, который наносится так же, как и базовый. Верхний слой – это порошок из 100% фторуглерода. Он рассыпается на скользящую поверхность лыжи, затем с помощью прихлопывания утюгом порошок закрепляется на лыже, после чего одним-двумя проходами утюга с высокой температурой нагрева порошок вплавляется в скользящую поверхность. Тут надо быть очень аккуратным и делать всё быстро, чтобы не допустить ожога скользящей поверхности. После нанесения порошка лыжу надо остудить, затем точно так же скребком снять лишний слой порошка и вычистить лыжу щетками из конского волоса и мягкого нейлона. Далее по необходимости с помощью ручной накатки наносится структура и кладутся эмульсии или твердые ускорители.
Для классики концы лыж готовятся точно так же, как и для конька, а вот на среднюю часть лыжи – колодку – наносят держащую мазь, чтобы отталкиваться с её помощью. Первым слоем кладут грунтовую мазь, которая обладает очень сильными сцепляющими свойствами, долго держится на поверхности лыжи и препятствует истиранию погодной мази. Грунтовую мазь кладут с прогреванием, то есть разогревают и разравнивают утюгом. После этого надо дать мази остыть и разровнять её синтетической пробкой. Далее тонкими слоями накладывается погодная мазь. Каждый следующий слой делается чуть короче предыдущего, чтобы мазь на краях колодки не цеплялась за снег, и также растирается с помощью пробки. На леденистой и влажной лыжне используются жидкие мази, или клистеры, в стандартных условиях – твердые мази. Рекомендуем брать с собой на тренировку две баночки с мазью: чуть теплее и чуть холоднее той, что лежит у вас под колодкой. Это необходимо для того, чтобы при необходимости внести коррективы в смазку. В случае если держания недостаточно, надо положить слой более теплой мази, если, наоборот, недостаточно скольжения, и мазь «цепляет» или «подмерзает», то сверху кладется слой более холодной мази.
Консервация лыж по окончании сезона
По окончании сезона скользящую поверхность лыж следует очистить с помощью фтористой смывки. Затем фибертексовыми салфетками удаляется ворс, после чего наносится слой консервационного парафина. Это может быть любой базовый парафин, не обязательно теплый. Такие действия необходимы, для того чтобы избежать окисления скользящей поверхности и её высушивания. Законсервированные лыжи можно хранить в течение нескольких лет.
В лыжах для классического хода надо полностью удалить держащую мазь с зоны держания и других частей лыжи: в процессе катания она будет растаскиваться на концы лыж, боковины и даже на верхний ламинат. Колодку лыжи стараются не заливать парафином, так как впоследствии мазь держания будет хуже держаться на лыже.
Конечно, если один раз пренебречь летней консервацией лыж, ничего страшного не произойдет, но систематическое отсутствие ухода за скользящей поверхностью может привести к разрушению пластика, который нельзя будет восстановить даже с помощью машинной шлифовки.
В сервисных центрах «Спортмастер» опытные мастера возвращают к жизни беговые лыжи, обеспечивают их комплексный ремонт, восстанавливают скользящую поверхность, наносят структуру (штайншлифт) и парафин, а также выполняют подготовку к тренировкам и соревнованиям самого высокого уровня. В сервисных центрах «Спортмастер» доступны следующие виды услуг:
Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.
* * *
А вообще, спасибо за очередную хорошую образовательную статью.
про фтористую смывку... Это, видимо, устоявшееся выражение)
длительное изучение этой темы привело меня к выводу, что под фтористой смывкой в реальности подразумевается обратное - смывка, которая лучше удаляет фторированные углеводороды. Такая смывка по идее должна отличаться, но не очень сильно, от смывки для обычных углеводородных мазей скольжения.
А вот смывка для мазей держания от этих двух должна отличаться сильнее.
Отмечу со своей колокольни, что при наличии фтористой смывки-кондиционера никакие базовые парафины вообще не нужны (кроме консервации).
И уж тем более слой базового парафина не нужен для подготовки к соревнованиям.
Если тренировки, то смывка + парафин LF
Если соревнования, то смывка + парафин HF + порошок
или смывка + порошок если грязно/влажно
Технологию и идеологию нанесения порошка на голые лыжи на этом сайте подробно описывал ув. М.Никифоров
Помнится, Леонид Кузьмин, никому на слово не верящий, рассказывал, как итальянские сервисмены вовсю пользовались обычной, вероятно, "фторовую" еще не придумали.
Внятного описания отличия смазки для скользящих зон от обычной я не видел. Обычно "меньше сушит", "освежает" и т.п. Давайте конкретнее. Существенно ли лучше ли удаляет остатки фторовых смазок? Или напротив, содержит ли какие-то соединения фтора, если да то зачем в свете последующей смазки? Неизвестно.
А еще есть смывка для лент Оптивакс, никакая иная эту ленту не берет, как говорят.
По-моему, тут слишком много маркетинга. Любители без какого-либо вреда для лыж используют более простые и дешевые варианты )
Алексей, наверное смывка для Оптигрип? Для лент я и не слышал такого.
Я немного поискал - нашел близкое к тому, что хотел найти и как я понимаю процессы:
Посмотрите картинку рис.1 - там пример, когда фтор-органическое соединение не разваливается с добавлением органического растворителя, в котором разваливается углеводород.
Примерно так будет с фтористыми мазями скольжения, углеводородными мазями скольжения и мазями держания. Это разные вещества, и для каждого будет предпочтителен свой растворитель.
Чтоб отжать как можно больше денег.
И это вернейший путь к пережогу СП.((
Порошок сгребается к пятке, если очень быстро везти утюг или температура утюга недостаточно высока. Но это только опытом можно достичь.
У меня порошок к пятке не свозится, так как грань подошвы утюга имеет скос. Ну, и есть еще лайфхаки, но тут их описывать не буду.
Но, ок, пусть каждый из нас останется в этом случае при своём мнении.
Вывод: "Прихлопывание" это исскуство, а не технология. )) У кого-то получается, но это не точно...
Лайфхак: Для первой проводки подкладываю под утюг кусок фторопластовой ленты. Она здорово скользит по порошку и порошок не собирается к пятке лыжи. Закрепить ленту на утюге сложно, поэтому просто держу ленту правой рукой на СП, сверху осторожно утюг, немного тянем за край ленты вверх, чтобы был "клин", а остальной рукой проводим утюг вместе с лентой. (В продаже как-то видел лыжный утюжок с фторопластовым покрытием).