Реплика на skisport.ru: Алешкино - рождение трассы
Поучаствовал в субботу в ОТЛИЧНЕЙШЕМ спортивном мероприятии - открытом первенстве СЗАО г. Москвы на небезызвестной трассе в Алешкино. Появилось желание поделиться набежавшими там мыслями с лыжным сообществом, причем не только по конкретной гонке и трассе, но и по всем новейшим лыжным веяниям этой зимы в Москве, которые я кратко назову "161 лыжная трасса в Москве им. Собянина: перезагрузка-2012".
Итак. Начнем с того, что трасса в Алешкино де-юре существует более 2 лет, про нее много писали
на форуме и
в новостях Скиспорта, и мнения диаметрально расходились. Часть считала это все чистой показухой и тратой денег (2 ретрака, снежные ружья, а круг при этом меньше 2 км и по равнине, затаптывается собачниками, для крутых лыжников не подходит, и т.д.). Часть - хвалила, защищала, радовалась тому, что благодаря энтузиазму лично Сергея Суслова и ЦФКиС СЗАО в Москве появилась хоть какая-то новая трасса. Проходили гонки (новогодние, вечерние спринты), но и они споры не решали. Что же нового произошло 11.02?
Если коротко - в Алешкино ВПЕРВЫЕ все выглядело так, как на НАСТОЯЩИХ гонках и трассах (в Битце, Ромашково, в лучших случаях – на Планерной). А именно:
Круг был 5 км, довольно тяжелый, с кучей подъемов и подъемчиков, ВЕСЬ на другой стороне оврага («газовое поле» + яблоневый сад), не там, где освещенная равнина, которую за 2 года многие и привыкли считать «алешкинской трассой». Между полем и садом - отличный новый мост (все это - летняя работа и забота того самого С.Суслова!).
Трасса была ШИКАРНО подготовлена (выровнена, укатана, подсыпана и в меру взборонена, и все это - ретраком!). И очень широкая при этом.
На старте была "фирменная" для той же Битцы надувная арка.
От равнинной «освещенки» у бассейна к трассе и месту старта за оврагом шла отличная укатанная лыжная колея, включающая крутой спуск и поворот через глубокий овраг, с широким новым мостом. Везде теперь можно проехать на лыжах, только пока - в тренировочном, не гоночном режиме (особенно эта лыжня «за овраг» потрясла тех, кто там раньше катался и помнил этот скалолазный переход через овраг - на 4 точках, с лыжами в руках, по льду с землей). И это - тоже летняя и зимняя работа С.Суслова!
По этой колее перед стартом и после финиша деловито ездила туда-сюда лыжная техника с грузами (аркой, судейским скарбом, пьедесталом, ...) - все как у "больших"!
Сама гонка прошла в сильный мороз почти без сбоев, ВСЕ участники остались трассой и гонкой очень довольны, а многие – прямо-таки потрясены качеством круга.
+ много еще плюсов и плюсиков; в другой раз подробнее расскажу.
Перечисленные выше пункты - разного веса и важности, при этом в той же Битце все это давно - "пройденный этап", но я не случайно их все тут привел. Дело в том, что до этого дня проект "Первая профессиональная лыжная трасса в Москве" (так ее назвали осенью газеты), при всем энтузиазме Суслова и его помощников, имел сильно выраженный "демо"-характер, типа знаменитого фильма "Афера", где целая липовая букмекерская контора сворачивается и разворачивается за 5 минут ради единственного клиента. Не то чтобы трассы не было в ежедневном режиме - она была, но реально "оживала" только равнинная петля, и то больше к гонкам. А на такую ситуацию у лыжного народа выработана сильная и не всегда даже справедливая аллергия…
Сейчас же впервые возникла реальная надежда, что к услугам тысяч местных лыжников появится НАСТОЯЩАЯ ТРАССА, почти как в Битце, хотя и покороче, и на ней можно будет проводить НАСТОЯЩИЕ гонки и (что важнее!) - настоящие ежедневные тренировки. Дело осталось за малым: ТАК ее готовить и холить ЕЖЕДНЕВНО. По крайней мере, планка задана, и очень на достойном уровне. А освещенная равнина останется для детей, для спринтов и для вечернего катания (но и ее тоже НАДО ГОТОВИТЬ регулярно, на таком же отличном уровне!).
Теперь немного о том, как и почему все это произошло. Как все знают, всю технику и инфраструктуру здесь выбивал Сергей Суслов, за что ему честь и хвала. А при подготовке трассы к этой конкретной гонке к процессу абсолютно на альтруистической основе подключился еще один легендарный человек - Александр Елисеев. Многие помнят годы, когда Саша был директором крупнейшего спортивного центра севера Москвы - спортклуба "Малахит" института им. Курчатова. Потом центр "приватизировали", Сашу сократили. Но опыт, энтузиазм и светлая голова остались при нем! Это Саша настоял на том, чтобы гонку 11.02 провести именно по "тяжелому", настоящему кругу, он внес решающий вклад в непосредственную подготовку этой трассы к гонке, при помощи буранщиков ФОКа и Андрея Казанцева, главного судьи соревнований. Честно скажу - эффект превзошел все мои ожидания! Внутри МКАДа появилась - нет, не «по-», а прямо-таки «явилась», как сказочный град Китеж! - новая, достойная лыжная трасса. Сергей Суслов, Александр Елисеев, Андрей Казанцев, руководители Управления и Центра ФиС СЗАО (о них речь ниже), другие причастные люди - СПАСИБО! Молодцы! У вас получилось!
Какие отсюда выводы я лично делаю?
1. «Бытовой» вывод. СЗАО надо СРОЧНО изыскать возможность и подрядить Александра Елисеева в штат, как "хозяина" ИМЕННО ЭТОЙ трассы (Сергей Суслов отвечает за подготовку всех трасс в СЗАО в целом, как я понимаю; у него большое хозяйство и много забот - тут вот в форуме про новый круг в Митино писали, про буран в Покровском-Стрешнево и т.д. - все это с Сережиным участием). Тогда трасса в Алешкино будет ВСЕГДА выглядеть "почти как в Битце", а не только в дни гонок.
2. «Глобальный» вывод. Ясно виден рецепт ОГРОМНОГО потенциального, качественного и количественного, роста лыжных трасс Москвы: Собянин закупает технику, а на местах находятся люди, "горящие" этими трассами, такие, как Суслов и Елисеев. Маленькое "но": чиновники в округе должны быть адекватными, такими, как начальник УФКиС Владимир Молодоженов и директор ЦФКиС Сергей Слободник в СЗАО, должны сами ИСКАТЬ таких энтузиастов, ДАВАТЬ им эту технику и ресурсы, а не МЕШАТЬ им. И все у нас будет!
Если с точки зрения стереотипов на эту мою простенькую мысль глянуть: пока что нас приучили за десятилетия к принципу «или, или»: или качественные трассы усилиями энтузиастов, без всякой помощи государства, как в Битце и Ромашково – или закупленные ретраки и липовые трассы от чиновников. И мы даже с некоторой ревностью «охраняем» чистоту этой картинки: ну, чиновники трассу замутили, ретраки закупили, значит, все своруют, ничего не выйдет! А надо-то не «или», а «и», путем объединения финансов от властей и энтузиастов-профессионалов от лыжного сообщества, как в Алешкино! Вы спросите: еще примеры? Пожалуйста: ретрак в Битце! Новая трасса на Мичуринском! Ряд улучшений в подготовке трасс во «внутримкадной» Битце. И много еще (хотя меньше, чем нам хотелось бы).
Протоколы гонки доступны в разделе «Протоколы», положение – тут. Будет и мой личный отчОтик о самОгонке - в соответствующей теме.
Следите за объявлениями о новых стартах в Алешкино!
На старте - морозоустойчивые ветераны
Автора! (Александр Елисеев мчится по шикарной трассе к "серебру" в забеге)
На пьедестале - красавицы...
... и красавцы
Победитель основного забега Евгений Горячев и Сергей Суслов на "планерке" после финиша
Судьбу 20-го места решили разножка и фотофиниш!
На такой трассе и просто полежать приятно!
Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.
В ближайшее время, надеюсь, добавится и фото в гонке Александра Елисеева, который просто потряс меня уровнем подготовки трассы (кстати, почти никто из участников, нахваливая трассу, и не догадывался, кто ее так подготовил. Восполняю пробел).
Я обнаружил, что кто-то заботливо установил указатели "Направление движения" указывающие ход по часовой стрелке. Это в то время, когда на большинстве трасс России и Европы принято обратное направление!!! Причем, это касается не только лыжных гонок, но и, например, легкой атлетики.
Что получается? Все, кто знают общепринятые правила (просто имеют твердую привычку) едут против часовой стрелки, а им навстречу испуганно идут пару начинающих - по часовой. Пока трасса равнинная - никто не убьется. Но ведь местные физкультурники привыкнут и когда-нибудь и с открытием полного круга будут проблемы. В Крылатском человек убился в прошлом году (на велосипеде), в Одинцово кто-то погиб пару лет назад от столкновения (велосипед или роллеры - не помню). В Алешкино пока только лыжи - на смерть не разобьешься. Но все равно хочется спросить - этот "лишний" риск чем-то обоснован?
Может, поменять направление на традиционное, пока жертв не было..?
Спасибо.
Извините, если кого обидел - я сугубо из лучших побуждений. Нас и так в стране не много.
Александру: не в курсе подробностей и причин, но там круг по равнине изначально был по часовой, и все гонки так проходили, и так все катаются. И 5-ка, кстати, тоже по часовой. Там это по следам четко видно.
"а на местах находятся люди, "горящие" этими трассами"- Алексей, ты же прекрасно сам знаешь, что таких людей единицы, тех, кто умеет это делать, да и те возрастные. В этом основная проблема, а не в деньгах и чиновниках.
Александр, Рамзау, Антерсельва - круги по часовой. Это из самых известных.
Ну и Битца, конечно
Буду оптимистом Из Сходненского ковша сделают классный лыжный комплекс, т.к. таких природных данных нет ни в Битце, ни в Крыле